А.А. Трубников, канд. экон. наук

Нормы статьи 78 НК РФ при их буквальном толковании дают право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога соответственно в течение 10 дней (1 месяца) с даты получения налоговым органом заявления налогоплательщика. Ситуация принципиально изменилась с выходом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98

СУТЬ ПРОБЛЕМЫ

Два смысла одной нормы

Действующее законодательство гарантирует налогоплательщикам право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налогов и, соответственно, обязывает налоговые органы проводить их своевременно (подп. 5 п. 1 ст. 21 и подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).

В соответствии с нормами пункта 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в установленном налоговым законодательством порядке. Согласно пунктам 4 и 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету (возврату) по письменному заявлению налогоплательщика. Решение о зачете (возврате) должно быть принято в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика. Для возврата налога налогоплательщику установлен срок в 1 месяц.

На первый взгляд смысл указанных норм НК РФ очевиден: эти нормы дают налогоплательщику право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога соответственно в течение 10 дней (1 месяца) с даты получения налоговым органом заявления налогоплательщика. При этом течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога не ставится в зависимость от причин образования переплаты. Этот срок одинаково течет и в случае, когда налогоплательщик уплатил налог в большем размере, чем указано в налоговой декларации, и когда налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию, в соответствии с которой сумма налога к уплате меньше суммы налога к уплате, указанной в предыдущей налоговой декларации.

Такое, буквальное, толкование норм статьи 78 НК РФ до некоторого времени доминировало в практике арбитражных судов РФ (см. текст на полях на этой странице). С выходом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ» (далее – Информационное письмо № 98) ситуация принципиально изменилась.

ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ВАС РФ

Срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога должен быть больше

В пункте 11 Информационного письма ВАС РФ № 98 указал, что срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 9 статьи 78 НК РФ , начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.

Обосновывая свою позицию, ВАС РФ отметил, что порядок зачета и возврата переплаты установлен в статье 78 НК РФ, однако в этой статье не описана процедура признания соответствующих сумм налога в качестве излишне уплаченных, а также не установлены сроки, в течение которых налоговый орган обязан проверить заявление налогоплательщика о наличии излишне уплаченной суммы налога.

ВАС РФ полагает, что если излишняя уплата налога образуется в результате подачи налогоплательщиком налоговой декларации , подтверждение факта излишней уплаты налога должно осуществляться путем проведения камеральной проверки этой налоговой декларации, которая проводится по правилам статьи 88 НК РФ и может продолжаться три месяца с даты представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации.

По мнению ВАС РФ, месячный срок, установленный статьей 78 НК РФ для возврата налога, представляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения этой недоимки в соответствии с подпунктами 5 и 6 статьи 78 НК РФ.

Иными словами, правовая позиция ВАС РФ фактически состоит в том, что если об излишней уплате налога налогоплательщиком заявлено в налоговой декларации, то для зачета (возврата) излишне уплаченного налога налоговый орган должен провести камеральную проверку налоговой декларации. При этом срок на проведение камеральной проверки фактически добавляется к сроку на зачет (возврат) налога и удлиняет этот срок. Поэтому в рассматриваемой ситуации налогоплательщик вправе рассчитывать на зачет (возврат) излишне уплаченного налога не в течение 10 дней (1 месяца), как это предусмотрено статьей 78 НК РФ, а в течение 3 месяцев 10 дней (4 месяцев) соответственно. Только после истечения этого срока налогоплательщик имеет право обжаловать действия налогового органа по неосуществлению зачета (возврата). Нарушение именно этого срока дает налогоплательщику право требовать от налогового органа проценты за несвоевременный возврат налога.

ПОЗИЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

Как оформить заявление

Обращение в налоговую инспекцию компания может оформить в свободной форме и даже от руки непосредственно в самой налоговой инспекции, узнав о переплате. И все же письмо в налоговую на возврат переплаты может не сработать из-за того, что составитель забудет о каких-либо ключевых реквизитах.

Для полного успеха налоговики рекомендуют использовать электронные форматы.

Внимание!

С 10 июня 2019 года действует , размещенный на сайте ФНС.

Сам Бланк заявления на возврат переплаты налога действует с 9 января 2019 года. Такое заявление большинство пользователей бухгалтерских программ, в частности «1С:Предприятие 8», формируют непосредственно в программе.

Для тех, кто еще не получил соответствующее обновление, предлагаем образец от наших специалистов – заполненный бланк возврата переплаты по налогам

Действия после подачи заявления

Узнать входящий номер и данные о специалисте ИФНС, которому распределено заявление, можно в справочной налоговой уже через день. В последнее время конкретного инспектора справочная не называет, только отдел налоговой инспекции, который будет рассматривать заявление на возврат.

Как правило, нагрузка на инспекторов, осуществляющих возвраты, колоссальная, и получить оперативную информацию невозможно даже через горячую линию ФНС. Однако есть шанс услышать конкретного исполнителя по внутреннему телефону из операционного зала самой налоговой.

Конечно, можно просто ждать месяц, но, как правило, тесное взаимодействие:

  • ускоряет процесс возврата;
  • позволяет выявить фатальные ошибки, препятствующие возврату.

Штатные бухгалтеры не любят тратить время на походы в налоговую, даже если переплата произошла по их вине. Отметим, что мы всегда держим под контролем сумму уплаченных налогов наших клиентов, для чего:

  • заранее согласовываем налоги, которые будут перечислены;
  • регулярно проводим сверку с бюджетом. Причем никогда — на предмет обнаружения переплаты (в этом нет необходимости, благодаря упорядоченной работе наших специалистов).

Обращайтесь за бухгалтерским обслуживанием в 1С-WiseAdvice! И у вас не будет ошибок с расчетом и перечислением налогов, а значит, не возникнет необходимости обращаться в ИФНС за возвратом излишне уплаченных сумм.

Заказать услугу

Суды восприняли позицию ВАС РФ в неизменном виде

Хотя информационные письма ВАС РФ не являются обязательными для нижестоящих арбитражных судов, правовая позиция ВАС РФ по рассматриваемому вопросу была воспринята этими судами в неизменном виде. Арбитражная практика, складывающаяся после опубликования Информационного письма № 98, однозначно свидетельствует о том, что правовая позиция ВАС РФ является основой для принятия судебных решений при рассмотрении вопросов, связанных с исчислением сроков на зачет (возврат) излишне уплаченных налогов (см. текст на полях на этой странице).

Кроме того, сам ВАС РФ подтвердил изложенную ранее собственную правовую позицию в определениях от 22.03.2007 № 3161/07 и от 29.08.2007 № 10470/07.

Таким образом, посредством принятия Информационного письма № 98, которое, как следует из его названия, посвящено вопросам применения положений НК РФ о налоге на прибыль, ВАС РФ с легкостью изменил сложившееся до этого толкование норм статьи 78 НК РФ и в разы удлинил предельные сроки, отводимые на зачет (возврат) излишне уплаченных налогов. При этом удлинение сроков произошло за счет налогоплательщиков, которые должны предоставлять свои денежные средства в пользование государству на более долгий срок безо всякой компенсации.

Например, характерная парадоксальная ситуация складывается в случае с переплатой налогоплательщиком авансовых платежей по налогу на прибыль по итогам первого полугодия, когда он продолжает платить ежемесячные и ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль, тем самым увеличивая переплату (см. текст на полях, с. 59).

В результате фактически имеет место безвозмездное отвлечение денежных средств налогоплательщиков из оборота на достаточно продолжительный срок. Налогоплательщики не могут использовать эти денежные средства на какие-либо другие цели и вынуждены сокращать финансирование других проектов либо привлекать финансирование на платной основе.

БАЛАНС ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО

Насколько обоснованной является правовая позиция ВАС РФ по этому вопросу?

Анализируя эту позицию с точки зрения остальных норм НК РФ, необходимо, прежде всего, отметить, что эта позиция не соответствует буквальному толкованию норм статьи 78 НК РФ.

И действующая редакция статьи 78 НК РФ, и ее редакция до 01.01.2007 не содержат никаких положений о необходимости «признания» налоговыми органами излишней уплаты налога по какой-либо процедуре.

Все нормы, регулирующие зачет (возврат) излишне уплаченного налога, установлены в статье 78 НК РФ. При этом статья не содержит никаких положений, связывающих течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога со сроками «признания» излишней уплаты налога со стороны налоговых органов. Течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога связывается только с датой подачи налогоплательщиком заявления о зачете (возврате) налога.

Здесь стоит заметить, что в необходимых случаях налоговое законодательство содержит нормы, согласно которым исчисление одного срока прямо ставится в зависимость от истечения другого срока3. Поэтому полагаем, что если бы законодатель хотел привязать течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога к дате окончания камеральной проверки налоговой декларации, то – логичнее всего – ввел бы соответствующую норму в статью 78 НК РФ. Однако в рассматриваемой ситуации законодатель этого не сделал.

Несмотря на приведенные выше доводы юридического характера, с точки зрения здравого смысла логика позиции ВАС РФ представляется очевидной: чтобы зачесть (вернуть) излишне уплаченный налог, надо предварительно удостовериться в наличии излишне уплаченного налога как такового. В противном случае зачет и особенно возврат налога может стать инструментом мошенничества и привести к потерям бюджета.

Однако стоит заметить, что в случае, когда в соответствии с налоговой декларацией налогоплательщик должен заплатить налог, государство верит сведениям, указанным в налоговой декларации этого налогоплательщика и требует от него немедленной уплаты указанной в налоговой декларации суммы налога. Ситуация принципиально меняется, когда в декларации указано на излишнюю уплату налога. В этом случае государство перестает доверять налогоплательщику и зачитывает (возвращает) излишне уплаченный налог только после камеральной проверки представленной им налоговой декларации. На наш взгляд, такая ситуация свидетельствует о явном фискальном уклоне системы налогового администрирования.

Конечно, проверять достоверность сведений, указываемых налогоплательщиками в налоговых декларациях, необходимо. Однако для этого предусмотрены специальные процедуры – камеральные и выездные налоговые проверки. Эти проверки порождают предусмотренные НК РФ негативные последствия в форме взыскания недоимки, штрафов и пеней для налогоплательщиков, которые указали в налоговых декларациях неправильные сведения и занизили подлежащую уплате сумму налога. Причем эти негативные последствия настигают только тех налогоплательщиков, которые нарушили налоговое законодательство.

Когда же правоприменительная практика идет по пути «скрещивания» процедуры камеральной проверки и процедуры зачета (возврата) излишне уплаченного налога, негативные последствия в виде удлинения срока на зачет (возврат) налога на срок камеральной проверки и, соответственно, безвозмездного отвлечения денежных средств на этот срок настигают всех налогоплательщиков – как нарушающих закон, так и законопослушных.

ВОЗМОЖНА ЛИ ВОЛНА МОШЕННИЧЕСТВА?

Критика возврата излишне уплаченного налога без проведения камеральной проверки

Можно предположить, что подобный подход вызовет критику, которая будет состоять в том, что осуществление возврата излишне уплаченного налога без проведения камеральной проверки может породить волну мошенничества, связанного с неправомерным возвратом якобы излишне уплаченных налогов с последующей ликвидацией компаний, получивших возврат налога.

Здесь, на наш взгляд, следует отметить несколько аспектов.

Во-первых, такой вид мошенничества потенциально возможен только при возврате налога. Поэтому ссылка на этот аргумент в дискуссии относительно зачета излишне уплаченного налога до окончания камеральной проверки налоговой декларации необоснованна.

Во-вторых, чтобы вернуть излишне уплаченный налог из бюджета, надо первоначально излишне уплатить этот налог в бюджет. Поэтому такой вид мошенничества, на наш взгляд, потенциально возможен только при смене руководителей компаний: новый руководитель ранее законопослушной компании подает заведомо недостоверные уточненные налоговые декларации «к уменьшению», получает возврат налога и скрывается с полученными деньгами. Однако считаем, что существование гипотетического риска подобного мошенничества не может являться оправданием необходимости ожидания завершения камеральной проверки для зачета (возврата) излишне уплаченного налога. Чтобы адресовать этот риск, достаточно ввести в НК РФ нормы, предусматривающие особый порядок возврата налога компаниям, в которых незадолго до этого произошла смена руководства.

Далее, даже если признать все приведенные выше доводы относительно возможности зачета (возврата) излишне уплаченного налога до завершения камеральной проверки налоговой декларации несостоятельными, то, на наш взгляд, следует задаться вопросом: позволит ли проведение камеральной проверки достигнуть цели, которую ВАС РФ приводит в качестве обоснования необходимости удлинения срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога?

ДЕЙСТВЕННОСТЬ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

Позволит ли камеральная проверка удостовериться в наличии излишне уплаченного налога?

Изменения в порядок проведения камеральных проверок, внесенные в первую часть НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ, существенно повлияли на возможности налоговых органов по истребованию первичных документов в ходе камеральных проверок. Право истребовать у налогоплательщиков первичные документы при проведении таких проверок фактически осталось у налоговых органов только в очень ограниченном количестве случаев. Камеральная проверка в значительной степени превратилась в счетную проверку, смысл которой состоит в проверке правильности заполнения налогоплательщиком налоговых деклараций, а не в проверке достоверности указанных в налоговых декларациях сведений. Полагаем, что внесенные изменения довольно значительно уменьшают возможность использования камеральных проверок для выявления неправомерно заявленных сумм излишне уплаченных налогов. Более действенным инструментом в этом случае представляются выездные налоговые проверки . Поэтому, если поставить задачу подтвердить факт излишней уплаты налога до осуществления его зачета (возврата) путем налоговой проверки, то сроки зачета (возврата) излишне уплаченных налогов следует увязывать со сроками завершения выездных налоговых проверок. Однако, на наш взгляд, сомнительность такого подхода более чем очевидна.

Приведенные факты наглядно показывают, что поддержанный ВАС РФ порядок определения срока на зачет (возврат) излишне уплаченных налогов не обеспечивает баланса частных и публичных интересов. Сложившаяся практика необоснованно удовлетворяет интересы государства за счет ущемления интересов налогоплательщиков.

На наш взгляд, для принятия решения о зачете (возврате) излишне уплаченного налога налоговый орган может установить факт излишней уплаты налогов на основании данных о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, то есть на основании данных карточки лицевого счета налогоплательщика.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Для изменения сложившейся ситуации целесообразно внести изменения в соответствующие нормы НК РФ

Можно предложить несколько альтернативных вариантов таких изменений, которые позволят приостановить нарастающий процесс ущемления интересов налогоплательщиков.

1. Внесение в статью 78 НК РФ нормы, прямо предусматривающей, что, если излишняя уплата налога образуется после представления уточненной налоговой декларации, срок на зачет (возврат) излишне уплаченного налога исчисляется с даты подачи налогоплательщиком заявления на зачет (возврат) излишне уплаченного налога вне зависимости от сроков завершения камеральной проверки налоговой декларации. При этом, чтобы снизить описанный в статье риск мошенничества при возврате излишне уплаченного налога, необходимо предусмотреть особый порядок исчисления сроков для налогоплательщиков – юридических лиц, у которых незадолго до обращения за возвратом налога сменился руководитель.

Этот вариант представляется нам наиболее предпочтительным.

2. Внесение в статью 78 НК РФ нормы, согласно которой, если в период между датой подачи заявления на зачет излишне уплаченного налога в счет будущих платежей по этому же или другому налогу (возврат налога) и датой вынесения налоговым органом решения о зачете (возврате) либо отказе в зачете (возврате) излишне уплаченного налога, у налогоплательщика возникает недоимка по налогу, в счет которого должен быть произведен зачет (возврат), сумма которой не превышает суммы излишне уплаченного налога, то налоговый орган не вправе взыскивать такую недоимку, а также штрафы и пени, до даты вынесения решения о зачете (возврате) либо отказе в зачете (возврате) излишне уплаченного налога. В случае принятия налоговым органом положительного решения о проведении зачета (возврата) излишне уплаченной суммы налога в сумме, превышающей образовавшуюся недоимку по соответствующему налогу, переплата зачитывается в счет недоимки, при этом пени и штрафы не начисляются. В случае принятия налоговым органом решения об отказе в проведении зачета (возврата), налоговый орган вправе взыскать недоимку, штрафы и пени, начисленные с даты образования недоимки.

Похожие правила установлены в пункте 5 статьи 176 НК РФ для возмещения НДС в случае превышения сумм налоговых вычетов по НДС над суммой НДС, исчисленной с налоговой базы.

Этот вариант позволит налогоплательщикам, обратившимся за зачетом излишне уплаченного налога в счет будущих платежей, не уплачивать налоги, в счет которых должен быть зачтен излишне уплаченный налог, до момента окончания камеральной проверки и принятия налоговым органом решения по заявлению налогоплательщика без каких-либо негативных последствий. Негативные последствия будут наступать только в том случае, если по результатам камеральной проверки налоговый орган выявит завышение суммы излишне уплаченного налога.

Такой вариант позволяет снизить остроту проблемы для налогоплательщиков, обращающихся за зачетом излишне уплаченного налога в счет будущих платежей по налогам. Однако, поскольку этот вариант охватывает только один из аспектов рассматриваемой проблемы и не позволяет решить ее полностью, он представляется нам менее предпочтительным.

3. Внесение в статью 88 НК РФ изменений, существенно сокращающих срок проведения камеральных проверок. Это сокращение должно касаться сроков камеральных проверок вообще и, в особенности, сроков проведения камеральных проверок, в ходе которых у налоговых органов не возникает права на истребование дополнительных документов .

Этот вариант предполагает полное сохранение существующего подхода к решению этой проблемы и позволяет снизить негативные последствия для налогоплательщиков не на концептуальном уровне, а технически, за счет сокращения сроков на проведение налоговыми органами процедур, с окончанием которых связывается течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога. При этом очевидно, что при использовании этого варианта возникает риск того, что в каких-то случаях сокращение сроков камеральных проверок не позволит налоговым органам провести необходимые контрольные мероприятия. Именно по этим причинам этот вариант рассматривается нами как наименее предпочтительный.

Высказанные предложения, безусловно, нельзя рассматривать как единственно возможные пути совершенствования налогового законодательства в части урегулирования вопроса о сроках проведения зачета (возврата) излишне уплаченных сумм налога. В то же время фактическая реализация хотя бы одного из них будет способствовать восстановлению баланса публичных и частных интересов и, как следствие, приближению российской налоговой системы к цивилизованному состоянию, основанному на учете интересов всех участников налоговых правоотношений, а не только на интересах государства.

Нам бы хотелось, чтобы настоящая статья положила начало обсуждению этой проблемы и изменению существующей ситуации.

В Информационном письме № 98 ВАС РФ толковал ст. 78 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2007. В этой редакции срок на возврат излишне уплаченного налога был установлен в п. 9 ст. 78 НК РФ.

Такая ситуация имеет место, например, при представлении уточненных деклараций «к уменьшению», сумма подлежащего уплате налога в которых меньше, чем сумма налога, подлежащего уплате по первоначальным декларация. Аналогичная ситуация складывается по налогам, исчисляемым нарастающим итогом с начала налогового периода, в том случае, когда сумма налога, исчисленного за последующий отчетный (налоговый) период, меньше суммы налога, исчисленного за предыдущий отчетный период.

Согласно данным из отчета о результатах контрольной работы ФНС России в январе–июне 2008 г. средняя результативность одной выездной проверки составляет 3,7 млн руб., камеральной – лишь 1,8 тыс. руб., то есть примерно в две тысячи раз ниже. См.: Налоговики берут на месте. «Коммерсантъ». № 153 (3970). 28.08.2008.

П. 6, 8, 9 ст.88 НК РФ.

Переплата авансовых платежей по налогу на прибыль

Допустим, в первом квартале налогового периода налогоплательщиком была получена большая сумма прибыли по разовой сделке. Исходя из этой аномально высокой прибыли были уплачены квартальный авансовый платеж по налогу на прибыль за 1 квартал и ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль за 2 квартал. По данным налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 полугодие сумма налога к доплате составляет отрицательную величину, поскольку сумма ежемесячных авансовых платежей за 2 квартал, уплаченных исходя из прибыли, полученной в 1 квартале, существенно превышает сумму авансового платежа за 2 квартал.

В такой ситуации налогоплательщик не уплачивает квартальный авансовый платеж по налогу на прибыль за 2 квартал. Несмотря на это налогоплательщик обязан платить ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль за 3 квартал, квартальный авансовый платеж по налогу на прибыль за 3 квартал и ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль за октябрь. Это объясняется тем, что для принятия решения о зачете излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль по итогам 1 полугодия в счет уплаты будущих платежей по налогу на прибыль налоговый орган должен провести камеральную проверку налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 полугодие. По правилам статьи 88 НК РФ такая проверка может продолжаться до 3 месяцев с даты представления декларации. После этого в течение 10 дней налоговый орган должен принять решение о зачете. Соответственно, зачет излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль за 1 полугодие будет возможен только через 3 месяца 10 дней с даты представления налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 полугодие, то есть в начале ноября месяца.

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

(об исчислении сроков на зачет (возврат) излишне уплаченных налогов)

• Постановление ФАС СКО от 19.04.2007 № Ф08-1972/2007-815А

• Постановление ФАС ВВО от 25.01.2007 № А29-2728/2006А

• Постановление ФАС ВВО от 03.12.2007 № А43-11677/2007-31-397

• Постановление ФАС ПО от 08.12.2006 № А65-7628/06-СА2-11

• Постановление ФАС МО от 10.08.2006, 14.08.2006 № КА-А40/7537-06

• Постановление ФАС ДО от 11.04.2007, 04.04.2007 № Ф03-А24/07-2/374

• Постановление ФАС УО от 18.06.2008 № Ф09-3885/08-С3

• Постановление ФАС УО от 19.06.2007 № Ф09-11592/06-С3

• Постановление ФАС СЗО от 26.02.2007 № А42-3930/2006

Судебное толкование норм статьи 78 НК РФ

• Постановление ФАС ЗСО от 22.06.2005 № Ф04-3957/2005(12226-

А45-26)

• Постановление ФАС ВВО от 12.09.2005 № А11-1198/2005-К2-22/76

• Постановление ФАС ВВО от 05.10.2005 № А11-1199/2005-К2-20/76

• Постановление ФАС ВВО от 05.10.2005 № А11-1585/2005-К2-19/90

• Постановление ФАС ВСО от 06.05.2004 № А33-3251/03-С6Н-Ф02-1031/04-С1

• Постановление ФАС ДО от 20.07.2005 № Ф03-А51/05-2/2005

• Постановление ФАС СЗО от 28.02.2005 № А56-29033/2004

• Постановление ФАС СЗО от 27.05.2005 №А56-8812/04

Ключевые слова: полномочия налогового органа, переплата, возврат переплаты, ВАС РФ, срок

Как подать заявление на зачет переплаты по налогам

Заявление на зачет налога (КНД 1150057) подается по утвержденной ФНС форме (Приложение N 9 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/[email protected]).

В форме организации и ИП заполняют только страницу 1 и 2. Вторая предназначена для физических лиц, не являющихся предпринимателями. Порядка заполнения к форме нет, но в целом правила отражения в ней данных интуитивно понятны. К тому же в конце формы есть некоторые пояснения.

Способы подачи заявления

Подать заявление на зачет переплаты в налоговую можно одним из 3-х способов:

  • руководитель организации (ИП) может представить его налоговикам лично, либо это может сделать представитель на основании доверенности;
  • переслать по почте ценным письмом с описью вложения;
  • направить в электронном виде при условии, что заявление подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

Бланки и образцы документов

Грамотное ведение бухгалтерского учета и корректное составление различных видов документов – неотъемлемое требование деятельности любой успешной организации. Ввиду многочисленных изменений и нововведений сложно отслеживать актуальность требований к составлению того или иного отчета или документа. От степени профессионализма и знаний бухгалтера и специалиста, ведущего документооборот фирмы, подчас зависит многое. Благодаря нашему порталу каждый сможет без особых усилий соответствовать всем законодательным требованиям и нормам при составлении документов и различных видов отчетности.

Код Название
Банковские бланки
Отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации
С-09-1 Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)
Сообщение об открытии (закрытии) счета плательщика страховых взносов для представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации
Уведомление плательщика страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством об открытии (закрытии) банковского счета
0402001 Объявление на взнос наличными (автоматизированный бланк)
Смотреть все 14
Бланки и образцы по специальным налоговым режимам (ЕНВД, ЕСХН, УСН, ПСН) и для ИП на ОСНО
26.1-1 Уведомление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
26.1-2 Сообщение об утрате права на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
26.1-3 Уведомление об отказе от применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
26.2-1 Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения
26.2-2 Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения
Смотреть все 23
Бланки Пенсионного фонда
СЗВ-М Сведения о застрахованных лицах
РСВ-1 ПФР Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты физическим лицам
РСВ-2 ПФР Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения
РВ-3 ПФР Расчет по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяемого при осуществлении контроля за уплатой взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение
СПВ-1 Сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица
Смотреть все 23
Бланки по НДС
Счет-фактура
Корректировочный счет-фактура
Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур
Книга покупок
Книга продаж
Смотреть все 5
Бланки при работе с иностранцами
У-ИО Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)
Уведомление о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей
Форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы
Форма уведомления о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы
Сведения о заключении работодателем трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы
Смотреть все 7
Бухгалтерская отчетность
КНД 0710099 Бухгалтерская отчетность
КНД-0710096 Упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств
КНД-0710098 Бухгалтерская (финансовая) отчетность субъектов малого предпринимательства
Форма 1 Бухгалтерский баланс
Форма 2 Отчет о финансовых результатах
Смотреть все 11
Государственная регистрация и постановка на налоговый учет
Р11001 Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании
Р11001 для ООО (рек) Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании
Р12001 Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
Р12001 для ООО (рек) Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
Р12002 Заявление о государственной регистрации акционерного общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения или выделения, с одновременным внесением записи о прекращении его деятельности в связи с присоединением к другому акционерному обществу
Смотреть все 50
Кассовые документы
Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники
КМ-1 Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины
КМ-2 Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию
КМ-3 Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам
КМ-4 Журнал кассира-операциониста
Смотреть все 15
Налоговая отчетность
КНД-1110018 Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год
КНД 1110025 Уведомление о контролируемых сделках
КНД-1113020 Годовой отчет о деятельности иностранной организации
КНД-1150045 Сведения о доле доходов организации от осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам в общей сумме доходов организации и о численности работников в штате организации
КНД-1151001 Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость
Смотреть все 51
Отчетность некоммерческих организаций
ОН0001 Отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов
ОН0002 Уведомление о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства
ОН0003 Информация об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходов
СП0001 Информация структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых этим структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, а также о целях их расходования или
СП0002 Информация структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых этим структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, а также о целях их расходования или
Смотреть все 7
Отчетность по экологическим платежам
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
Смотреть все 1
Отчетность по этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Декларация об объемах производства и оборота этилового спирта
Декларация об объемах использования этилового спирта
Декларация об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции
Декларация об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции
Декларация об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Смотреть все 9
Статистическая отчетность
1-здрав Сведения об организации, оказывающей услуги по медицинской помощи населению
1-ИП (мес) Основные сведения о деятельности индивидуального предпринимателя
1-ИП (торговля) Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле
1-коньюктура Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле
1-коньюктура (опт) Обследование конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле
Смотреть все 36
Строительство
Образец заполнения КС-2, КС-3 (увязка смета — КСы)
КС-14 Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией
КС-9 Разбор временных (нетитульных) сооружений
КС-2 Акт о приемки выполненных работ
КС-3 Справка о стоимости выполненных работ и затрат
Смотреть все 7
Учет труда и его оплата
Т-1 Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу
Т-1а Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу
Т-2 Личная карточка работника
Т-2ГС(МС) Личная карточка государственного (муниципального) служащего
Т-3 Штатное расписание
Смотреть все 30
Учетная политика
Образец учетной политики государственного бюджетного учреждения
Образец учетной политики государственного казенного учреждения
Образцы приложений к учетной политике государственного бюджетного учреждения
Образец Рабочего плана счетов
Образец графика документооборота
Смотреть все 6
Фонд социального страхования
Заявление о вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя
4 ФСС РФ Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное соц. страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному соц. страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
СПРАВКА о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, и текущий
4а-ФСС РФ Отчет по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в ФСС РФ отдельными категориями страхователей
Отчет об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональны
Смотреть все 21
Разное
Форма отчета о движении средств юридического лица — резидента и индивидуального предпринимателя — резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации
Форма уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности
КНД-1150040 Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц
КНД-1125030 Уведомление о подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов
КНД-1110055 Заявление о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей
Смотреть все 7

Все бланки и образцы документов упорядочены в разделах и подлежат использованию в крупных организациях, а также среди представителей малого и среднего бизнеса. Вниманию индивидуальных предпринимателей представлены образцы первичных документов, актуальные бланки и действующие формы ведения учета. Постоянное пополнение базы и обновление позволят наладить легкий и правильный документооборот.

Самые востребованные бухгалтерские бланки

Из десятков тысяч существующих бухгалтерских бланков наиболее востребованные виды можно загрузить в удобных форматах Эксель или Ворд документов. К наиболее часто используемым типам документов относятся следующие:
1. Бухгалтерская отчетность;
2. Налоговая отчетность;
3. Первичные документы учета;
4. Бланки государственной статистики.

Виды бухгалтерской отчетности

Для организаций, ведущих экономическую или производственную деятельность, исключая финансово-кредитные, бюджетные и страховые учреждения предусмотрена простая в использовании база бланков и образцов, с помощью которых можно оперативно наладить процесс подачи отчетности. Наиболее востребованными видами являются следующие формы, связанные с деятельностью:
• Составление бух.баланса;
• Подача отчета о прибылях и убытках;
• Подготовка отчетности об изменении капитала;
• Оформление отчета о движении денежных средств.
В соответствующих подразделах, посвященных тому или иному виду отчетности, можно ознакомиться с правилами их заполнения и скачать нужные бланки.

Налоговый учет

Все важнейшие и востребованные формы по налоговому учету , прошедшие утверждение в федеральных государственных органах, присутствуют в соответствующем подразделе. При необходимости, можно воспользоваться бланками следующей отчетности по НДС:
• Декларация по НДС;
• Декларация косвенным налогам;
• Актуальные виды счета-фактуры;
• Форма Книги покупок и Книги продаж;
• Бланки уведомлений об освобождении от обязанности налогоплательщиков.
В подразделах содержатся все текущие виды документов по налоговому учету, приводятся нормативные акты, на основании которых они действуют. Подробные инструкции по заполнению помогут корректно отразить сведения относительно налога на добавленную стоимость, прибыль организаций, доходы физлиц, акцизы и пр. Дается подробная информация о порядке заполнения данных по различным видам налогов: транспортному, земельному, единому с/х, имущественному. Содержатся образцы документов по упрощенной системе налогообложения (вмененный доход).

Первичная учетная документация

Документы представляют собой все востребованные и ключевые формы первичной документации, действующие на текущий момент. При необходимости можно воспользоваться информацией об утвержденных нормах и принятом порядке заполнения бланков. Информация данного раздела поможет грамотно вести кадровый учет, расчеты с работниками в части оплаты труды, вести документооборот, связанный с учетом товаро-материальных ценностей, продукции, товара организации

Утвержденные бланки госстатистики

Приведены все необходимые образцы и важнейшие бланки отчетно-статистического документооборота, действующие и утвержденные согласно постановлениям Госкомстата и Росстата с использованием Общероссийского классификатора управленческой документации.

Образцы

При необходимости каждый из видов отчетности и любой документ можно заполнить, опираясь на приводимые образцы. Любой специалист сможет грамотно оформить типовой договор, внутренний документ или контракт, включая учредительную и организационную документацию. Бланки созданы с учетом всех действующих требований в российском законодательстве и позволят легко решить любой вопрос, связанный с документооборотом организации любого направления деятельности.

В каких случаях можно получить возврат 13% на лечение?

Налоговый вычет на лечение относится к категории социальных налоговых вычетов. На него распространяются общие требования к сроку и порядку получения налоговых вычетов. Максимальный размер налогового вычета на лечение не превышает 120 тыс. руб. в год, однако расходы на дорогостоящее лечение можно предъявить к вычету полностью (абз. 4 подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ). Узнать, относится ли лечение к категории дорогостоящих, можно из постановления Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета» (далее – Постановление № 201). При оформлении в справке об оплате медицинских услуг следует обратить внимание на код оказанных услуг: значение «2» означает, что оказанные услуги относятся к категории дорогостоящего лечения и к вычету их можно предъявить в полном объеме.

При этом необходимо учитывать, что социальные налоговые вычеты рассчитываются совокупно (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31 мая 2011 г. № 03-04-05/7-388). Поэтому если за отчетный год налогоплательщик понес расходы на обучение в размере 100 тыс. руб. и подал декларацию с принятием их к вычету, то вычетом на лечение он может воспользоваться только в размере 20 тыс. руб., однако расходы на дорогостоящее лечение можно предъявить к вычету полностью.

Важно отметить, что получить вычет на лечение можно только по тем видам медицинских услуг и лекарств, которые содержатся в специальных перечнях.

К ним относятся:

  • диагностика и лечение при оказании скорой медицинской помощи;
  • диагностика, профилактика, лечение и медицинская реабилитация в стационарных медицинских учреждениях (в том числе дневных), включая проведение медицинской экспертизы;
  • диагностика, профилактика, лечение и медицинская реабилитация при оказании населению амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (в том числе в дневных стационарах и врачами общей (семейной) практики), включая проведение медицинской экспертизы;
  • диагностика, профилактика, лечение и медицинская реабилитация в санаторно-курортных учреждениях. Обратите внимание, что в этом случае к вычету можно предъявить только расходы непосредственно на медицинские услуги (письмо Минздрава России от 1 ноября 2001 г. № 2510/11153-01-23);
  • услуги по санитарному просвещению.

На любые иные виды лечения налоговый вычет не предоставляется.

Что же касается лекарств, то с 2019 года вычет можно получить в размере стоимости любых лекарственных средств, приобретенных налогоплательщиком по назначению врача. До 2019 года вычет на покупку лекарственных средств предоставлялся только в отношении медикаментов, поименованных в специальном Перечне лекарственных средств. Он являлся закрытым и не подлежал расширенному толкованию.

Еще одним ограничением является требование наличия российской лицензии на оказание соответствующих медицинских услуг у организации или ИП, предоставившего такие услуги. Поэтому, в отличие от вычета на обучение, получить вычет на услуги по лечению в зарубежных клиниках невозможно (абз. 5 подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 25 сентября 2013 г. № 03-04-05/39799).

Кроме того, пациент не сможет получить вычет, если его лечение было оплачено работодателем (даже при оказании им целевой материальной помощи на лечение) (абз. 6 подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 июля 2011 г. № 03-04-05/5-475). Если же налогоплательщик возместит работодателю сумму расходов, произведенных за его лечение, вычет может быть предоставлен за тот налоговый период, в котором были возмещены произведенные работодателем расходы. Факт возмещения налогоплательщиком денежных средств, перечисленных работодателем по заявлению работника в оплату лечения, подтверждается справкой, выданной работодателем (письмо ФНС России от 31 августа 2006 г. № САЭ-6-04/[email protected]).

Вычет можно получить и на понесенные самостоятельно расходы по приобретению полиса ДМС (абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ). К тому же страховка должна предусматривать оплату исключительно медицинских услуг (письмо Минфина России от 10 декабря 2014 г. № 03-04-07/63495).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *