Не всегда работодатель способен или готов искать работника с необходимым опытом, квалификацией, в этом случае может помочь соглашение о профессиональном обучении с новым сотрудником или о повышении квалификации с уже принятым в штат специалистом. Образец ученического договора с работником предприятия 2020 года (далее — УД) смотрите ниже. Пока разберемся, какие виды таких соглашений существуют, каков их срок и условия.

Условия договора: предмет, стороны и виды

Сам термин введен и разъяснен статьей 198 Трудового кодекса РФ. В ней же определены виды такого контракта:

  • без отрыва от работы;
  • с отрывом.

Одной стороной в соглашении выступает обучаемый гражданин, другой — только юридическое лицо. Причем данный вид контракта, согласно закону, является дополнительным к трудовому, хотя имеет собственный предмет — профессиональное обучение и может быть заключен отдельно с соискателем должности (при обучении своего работника составляется дополнительное соглашение).

Также из формулировки статьи 207 ТК РФ становится ясно, что претендовать на гарантированное получение должности могут только лица, успешно завершившие ученичество. То есть заключение УД не является гарантией последующего трудоустройства. И стоит добавить, что подобный контракт не заключается, если обучениепроходит в образовательной организации по заданию работодателя; эти взаимоотношения регулируется другими статьями законодательства.

Соглашение на профобучение заключается непосредственно с работодателем, и даже если осуществляется оно с отрывом от работы, трудовое законодательство продолжает определять условия взаимодействия учеников и работодателя.

Образец ученического договора 2020 г., представленный ниже, составлен таким образом, что в нем точно указаны стороны и предмет договора. Используйте его как шаблон, это значительно сэкономит время при разработке такого документа.

Порядок заключения и сроки

Образец ученического договора с лицом, ищущим работу (2018), поможет правильно организовать кадровое делопроизводство.

Для УД письменная форма является обязательной. Составляется два экземпляра для каждой из сторон.

При составлении важно указать:

  • точные наименования сторон;
  • квалификацию, которая будет в результате приобретена, в обязательном порядке;
  • обязанность работодателя обеспечить прохождение действительной учебы работника или кандидата на должность;
  • обязанность ученика пройти обучение и после его окончания отработать срок, установленный контрактом (ученический договор с работником предприятия образец 2020г. с отработкой можно найти ниже);
  • срок обучения (согласно ст. 200 ТК РФ срок ограничен временем, необходимым для усвоения навыков и знаний по профессии или квалификации, причем если сотрудник болел, срок обучения может быть продлен);
  • размер оплаты (стипендии).

Финансовые взаимоотношения работника и работодателя: возмещение затрат

Согласно ст. 204 ТК РФ за время обучения сотруднику и соискателю устанавливается стипендия, размер которой не может быть ниже 1 МРОТ. Уже работающий специалист может осуществлять свою деятельность на условиях неполного рабочего времени, в случае прохождения учебы без отрыва от производства. Обучение (и трудовая деятельность в случае учебы, совмещенной с работой) не могут занимать более 40 часов в неделю. Инвалидам и несовершеннолетним эти сроки сокращены до 35 часов в неделю.

Чтобы не беспокоиться относительно того, что сотрудник после обучения может уволиться, и затраты работодателя окажутся потерянными, нужно в УД четко обозначить условия так называемой отработки, особенно в договоре с соискателем.

Несколько неправильно было бы именовать документ «образец ученического договора с возмещением затрат на обучение». Это одна из обязанностей ученика, установленная законом: в том случае, если по окончании обучения гражданин не приступает к установленным по трудовому контракту обязанностям, отказывается выйти на работу, он должен возвратить работодателю выплаченную стипендию в полном объеме, а также возместить другие понесенные компанией расходы, в том числе средства, выплаченные сотрудникам за осуществление функций преподавателей (см. статью 207 ТК РФ). Таким образом, и у ученика есть определенные обязанности, это надо учитывать.

Взыскание компенсации

Конституционный Суд РФ в определении от 15.07.2010 № 1005-О-О отметил, что право требовать компенсацию с работника за неотработанное время, установленное соглашением сторон, в случае его досрочного увольнения после полученного за счет работодателя образования, полностью законно. Такая возможность направлена на обеспечение баланса прав и интересов работника и работодателя. Так:

  • с одной стороны, она способствует повышению профессионального уровня конкретного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда;
  • с другой – имеет цель компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения без уважительных причин.

См. первую часть статьи «Топ-4 вопросов об обучении работников» журнала № 3′ 2019

При этом, как отмечает Конституционный Суд РФ, взыскание с работника затрат на обучение допускается только в соответствии с общими правилами возмещения ущерба, причиненного работником работодателю, и проведения удержаний из заработной платы.

К сведению Свернуть Показать

Подход законодателя, разместившего ст. 249 «Возмещение затрат, связанных с обучением работника» в главе 39 «Материальная ответственность работника» ТК РФ, вызывает серьезную критику. Ответственность возникает только при нарушении обязательств. А работник нарушает взятые на себя обязательства по ученическому договору отработать какое-то время после получения образования. Вместе с тем, увольняясь, он реализует свое высшее право – право на свободный труд (ст. 2 ТК РФ, ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) и т.д.). Поэтому, конечно, корректнее говорить не о материальной ответственности работника, а о компенсации расходов работодателя, осуществленных в интересах сотрудника. Вместе с тем судами такая компенсация производится по правилам, аналогичным взысканию ущерба в рамках материальной ответственности.

Обратите внимание, правила взыскания в данном случае едины для всех способов оформления обязательств по обучению работника (ученический договор, дополнительное соглашение к трудовому договору, включение в текст трудового договора при его заключении).

Перечислим правила взыскания:

1. Работодатель не может в одностороннем порядке удержать более одного среднего месячного заработка сотрудника.

Судебная практика Свернуть Показать

Суд указал, что поскольку размер расходов, удержанных из заработной платы работника в связи с досрочным расторжением трудового договора, превышал средний месячный заработок, ответчик нарушил порядок взыскания, установленный в ТК РФ. Данные действия работодателя были признаны незаконными (апелляционное определение Московского городского суда от 16.09.2016 № 33-32631/2016).

2. Компенсация должна быть выплачена пропорционально отработанному с момента окончания обучения времени (если только работник и организация не установят более льготный режим расчета компенсации). Добавим, что до судов нередко доходят дела, в которых работодатели пытаются взыскать стоимость обучения с уволившихся работников в полном размере. В этом случае суды принимают сторону работника. Причем работодатель лишается возможности вообще взыскать что бы то ни было. Ведь условие договора, противоречащее закону, суд признает недействительным, а других условий расчета компенсации договор не содержит (см., например, определение Верховного Суда РФ от 28.09.2012 № 56-КГ12-7, решение Знаменского районного суда Тамбовской области от 29.07.2014 по делу № 2-250/2014).

Формулу расчета мы рекомендуем зафиксировать в ученическом договоре (соглашении об обучении). Ведь «пропорционально неотработанному времени» можно понимать по-разному. Например, расчет можно вести как в рабочих, так и календарных днях. На практике обычно используют календарные дни (апелляционное определение Московского городского суда от 02.07.2018 по делу № 33-228629/2018).

Пример 1

Фрагмент ученического договора с условием о порядке расчета сумм, подлежащих компенсации (обычный порядок)

Свернуть Показать

<…> 6.3.3. Расчет компенсации, подлежащей выплате Работником Работодателю, осуществляется в следующем порядке:

N = S / К × (К – Х),

где:

N – сумма компенсации;

S – общая сумма расходов Работодателя на обучение Работника;

К – количество календарных дней, подлежащих отработке;

Х – количество календарных дней, фактически отработанных Работником. <…>

Рассмотрим ситуацию на конкретном примере.

Пример 2 Свернуть Показать

По условиям соглашения обучаемый работник обязуется отработать в компании 2 года (730 календарных дней – К) с момента окончания обучения, а в случае увольнения до истечения данного срока – возместить средства, затраченные на обучение, пропорционально фактически отработанному времени. Стоимость обучения на курсах повышения квалификации составила – 150 000 рублей (S). Работник отработал в компании с 10 марта 2018 года по 8 февраля 2019 года – 335 дней (Х).

Считаем сумму компенсации: 150 000 / 730 × (730 – 335) = 205,48 × 395 = 81 164,38 руб.

В рамках льготной схемы можно ускорить время «сгорания» суммы расходов или вообще освободить от выплат. Например, определить, что в течение первых трех месяцев работы погашается ½ общей суммы долга. Остальная считается распределенной на оставшийся временной период.

Пример 3

Фрагмент ученического договора с условием о порядке расчета сумм, подлежащих компенсации (льготный порядок)

Свернуть Показать

<…> 6.3.3. В случае прекращения трудового договора без уважительных причин Работник возмещает Работодателю расходы в следующем порядке:

6.3.3.1. При увольнении до истечения 3 месяцев с даты окончания обучения Работник возмещает часть расходов пропорционально неотработанному времени. Расчет производится в соответствии со следующей формулой:

N = S / К × (К – Х).

6.3.3.2. При увольнении после истечения 3 месяцев с даты окончания обучения Работник возмещает часть расходов пропорционально неотработанному времени исходя из величины половины фактически понесенных Работодателем расходов. Расчет компенсации осуществляется в следующем порядке:

N = S / 2 / К × (К – Х).

N – сумма компенсации;

S – общая сумма расходов Работодателя на обучение Работника;

К – количество календарных дней, подлежащих отработке;

Х – количество календарных дней, фактически отработанных Работником. <…>

3. Стороны вправе заключить соглашение о порядке выплаты причитающейся работодателю компенсации, в котором определить не только возможность для работодателя удержать сумму, превышающую средний заработок работника, но и установить график платежей после прекращения трудового договора.

Отметим, в профессиональной литературе высказывается мнение, что работодатель при расчете работника не вправе производить удержание из заработной платы. Мотивируется это сугубо теоретическим посылом – право получить возмещение возникает только с момента прекращения трудового договора, но если трудовой договор прекратился, то и право организации на удержание прекратилось одновременно с ним. Практика, и это очень хорошо для работодателя, не восприняла этот посыл. Да и согласитесь, даже если работник в последний момент передумает увольняться, ему не понадобится выплачивать расчет, а значит, и удержание не будет произведено. То есть работодатель не выйдет за пределы полномочий, предоставленных ему ТК РФ.

Считаем срок отработки: спорные моменты

Среди сложных вопросов, связанных с расчетом компенсации, есть и вопрос расчета срока отработки. Допустим, мы установили, что работник должен отработать год. Включаются ли в этот срок периоды, когда он не выполнял свои трудовые обязанности? Должны ли мы дифференцировать такие периоды по основаниям их возникновения? Прерывается ли этот срок призывом сотрудника на военные сборы? Или нахождением на больничном? А если сразу за больничным работник уйдет в отпуск по беременности и родам и/или уходу за ребенком до 1,5/3 лет? Что будет, если он возьмет отпуск за свой счет? Вариантов и вопросов достаточно много. ТК РФ не содержит ответа ни на один из них. Причем подходы с позиции компании и работника в данной ситуации диаметрально противоположны. Организация заинтересована в том, чтобы сотрудник применял на практике полученные знания, ведь ради этого его и отправили учиться. Работник, в свою очередь, заинтересован, чтобы отработка прекратилась как можно быстрее. Ведь она выступает по сути «обременением» его труда. Принцип «работай или плати» нравится далеко не всем. Судебная практика также не дает нам однозначных ответов на данные вопросы.

Мы предлагаем при определении, что включать в срок отработки, руководствоваться двумя принципами:

1) оплаты. Если данное время оплачивается работодателем, то логично, что и в расчет отработки оно будет включено. Соответственно, в период отработки мы включаем ежегодные отпуска и учебные отпуска;

2) независимости от воли работника. Если обстоятельства возникают помимо желания работника, то и возлагать на него неблагоприятные последствия нельзя. Руководствуясь вторым принципом, в срок отработки мы включаем время болезни (подтвержденное листами нетрудоспособности), время выполнения государственных или общественных обязанностей (военные сборы, участие в суде в качестве присяжного и т.п.). Кроме этих двух принципов существуют еще и периоды, которые по своей природе являются неотъемлемой частью трудового графика, хотя сотрудники в них и не работают. Это законные выходные и нерабочие праздничные дни. Они, на наш взгляд, также должны включаться в период отработки. С определенной долей условности сюда же можно отнести и предоставление декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком.

Впрочем, сейчас мы озвучиваем позицию, минимизирующую риски работодателя, то есть направленную на максимальную реализацию всех возможных прав работника. Принимать этот подход или нет – право самой организации. В принципе, ничто не мешает включить в ученический договор более жесткие условия по расчету отработки. Например, предоставление отпуска по уходу за ребенком до трех лет может прерывать течение срока отработки. Такие отпуска достаточно продолжительны по времени и основанием для их предоставления являются события, во многом связанные с волей работника. Включение их в период отработки, на наш взгляд, в значительной мере нарушит баланс интересов работника и работодателя. Но это спорно, вполне возможно, что суд посчитает иначе. Тем более что встает еще и вопрос о целесообразности: сможет ли работник грамотно применить полученные при обучении знания и навыки после того, как 3 года будет пребывать в отпуске по уходу за ребенком?

Если в ученическом договоре периоды, прерывающие срок отработки, не зафиксированы, то общая формулировка ТК РФ об обязанности отработать буквально означает, что сотрудник в течение оговоренного сторонами срока обязуется не прекращать трудовых отношений. При этом при наличии законных оснований он может не исполнять возложенную на него трудовую функцию. Поэтому при любых обстоятельствах максимально подробный порядок расчета периода отработки необходимо включать в текст ученического договора.

Пример 4

Фрагмент ученического договора о периодах, включаемых в срок отработки

Свернуть Показать

<…> 6.3.1. В период отработки включаются:

  • нерабочие праздничные и выходные дни, установленные согласно действующему законодательству;
  • время фактически1 предоставленных Работнику ежегодных оплачиваемых отпусков;
  • время отпуска, предоставленного Работнику, усыновившему ребенка;
  • дополнительные выходные дни, предоставленные Работнику как родителю, ухаживающему за ребенком-инвалидом;
  • время временной нетрудоспособности Работника, подтвержденное в соответствии с требованиями действующего законодательства листком нетрудоспособности;
  • время выполнения Работником государственных и общественных обязанностей;
  • время фактически предоставленного Работнику дополнительного оплачиваемого отпуска по причине совмещения работы с обучением2 в соответствии с действующим законодательством;
  • время простоя по вине Работодателя.

6.3.2. В период отработки не включаются:

  • время отсутствия на рабочем месте без уважительной причины (прогулы);
  • периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;
  • периоды отстранения Работника от работы по основаниям, определенным действующим законодательством;
  • время нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до трех лет;
  • время фактически предоставленных дополнительных неоплачиваемых отпусков лицам, осуществляющим уход за детьми; <…>

Уважительность причин

Основополагающим для взыскания с работника компенсации является отсутствие уважительных причин при увольнении. Это один из самых спорных и сложных моментов, связанных с вопросом компенсации за обучение. Дело в том, что законодатель не дал даже приблизительного перечня. Поэтому вопрос, насколько причина уважительная, решается работодателем, исходя из конкретных обстоятельств. Если же работник не согласится с таким решением, то останется только передать спор на рассмотрение суда. Сложно сказать, является ли данная ситуация законодательным пробелом или стала следствием того, что все причины не предусмотришь и в текст ТК РФ не включишь.

Какие обстоятельства могут служить ориентиром для определения этой категории? Мы рекомендуем обращать внимание на соответствующую профильную литературу и судебную практику. В ряде изданий, комментируя проблему определения уважительности причин, авторы указывают, что к ним, в частности, могут быть отнесены:

  • состояние здоровья работника;
  • необходимость ухода за ребенком до 14 лет либо за больным членом семьи;
  • переезд в другую местность в связи с переводом на другую работу супруга либо изменением состояния здоровья члена семьи.

Судебная практика также подсказывает нам отдельные критерии для оценки уважительности причины увольнения.

Судебная практика Свернуть Показать

Алтайский краевой суд в апелляционном определении от 18.02.2014 по делу № 33-1401/2014 ссылался на ч. 3 ст. 80 ТК РФ. Он отметил, что можно определить уважительность причины увольнения через определение наличия у работодателя права требовать от работника заблаговременного предупреждения об увольнении. То, что в народе называют «двухнедельная отработка». По мнению алтайских судей, отсутствие у работодателя права требовать «отработку» от сотрудника при увольнении по собственному желанию указывает на возможность не взыскивать с него расходы на обучение.

Как видите, к уважительным алтайские судьи отнесли следующие случаи (ч. 3 ст. 80 ТК РФ):

  • зачисление работника в образовательную организацию;
  • выход на пенсию;
  • наличие установленного нарушения работодателем трудового законодательства.

Нам такой подход представляется не совсем оправданным в случаях с зачислением на учебу и выходом на пенсию. Первое событие наступает по воле работника, второе связано с конкретным возрастным цензом. В обоих случаях работник может эти события «спровоцировать» (подать документы в учебное заведение или начать оформление пенсии). В этих ситуациях работодатель оказывается пострадавшей стороной, а работник явно злоупотребляет своими правами. В части же увольнения по факту установленного нарушения трудового законодательства со стороны работодателя нельзя не согласится с алтайскими судьями. Например, отказ своевременно платить заработную плату или выплата ее не в полном размере, отказ в предоставлении полагающегося работнику отпуска – все это должно давать сотруднику право на «безвозмездное увольнение», иначе долг за обучение превращается в способ закабаления работника, а это явно нарушает право на свободу труда.

Сложной является ситуация при увольнении работника из-за переезда в другую местность. Суды не выработали единой позиции по этому вопросу. Решение будет во многом зависеть от субъективных предпочтений конкретного судьи и уже имеющейся практики по конкретному региону. Так, практически в идентичных ситуациях Вологодский областной суд3 не признал переезд уважительным основанием для увольнения, а Владимирский областной суд4 поддержал работника. Определяющим в данном случае будет не сам факт переезда (который, кстати, тоже необходимо доказать надлежащим образом), а его причина.

Отсутствие ожидаемых работником премий также не является уважительной причиной для увольнения. Естественно, если компания не нарушает условия трудового договора в части выплаты заработной платы. Такие выводы подтверждаются судебной практикой.

О порядке премирования, грамотном составлении ЛНА и спорных вопросах выплаты премии мы говорили в статьях «Премии: порядок установления и выплаты», «Вознаграждение (премия) по результатам работы за год: сложные вопросы», «Что нужно учесть при составлении положения о премировании работников» журнала № 3′ 2019 Судебная практика Свернуть Показать

Алтайский краевой суд в апелляционном определении от 04.02.2014 № 33-877/2014 указал, что при условии выплаты должностного оклада, в соответствии с трудовым договором, уменьшение полученной работником зарплаты в связи с отсутствием премий и доплат, предусмотренных в организации, не является уважительной причиной для увольнения. Ведь в данном случае работодатель не нарушал действующее законодательство и полностью соблюдал собственные локальные нормативные акты.

Напомним, что Роструд в письме от 18.10.2013 № 852-6-1 во избежание споров рекомендует перечень уважительных причин определить непосредственно в ученическом договоре (соглашении об обучении).

Как сформулировать в ученическом договоре перечень уважительных причин для прекращения трудового договора после окончания обучения, мы рассказали в статье «Топ-4 вопросов об обучении работников» журнала № 3′ 2019

Технология взыскания на примере

Рассмотрим стандартную ситуацию. Есть ученический договор, в котором зафиксирован срок отработки в один календарный год. Сотрудник недоработал до окончания срока несколько месяцев, но твердо решил уволиться. Заявление подано «по собственному желанию» за две недели до даты прекращения трудового договора. Причины увольнения в заявлении не указаны. Какие действия в этом случае должен предпринять работодатель?

Схема

Действия работодателя в случае досрочного увольнения работника, у которого есть обязательство по отработке в рамках ученического договора

Свернуть Показать

Этап 1. Заявление получено и передано в кадровую службу. На этом этапе отделу кадров надо проверить, есть ли за работником в рамках ученического договора (соглашения об обучении) обязательство по отработке. Если есть, то переходим ко второму этапу.

Этап 2. Выясняем и оцениваем причины увольнения, устанавливая, являются ли они уважительными или нет (Примеры 5 и 6).

Этап 3. После выяснения причин принимаем решение о том, будет ли удержана компенсация либо работник, несмотря на отсутствие уважительной причины, будет отпущен с миром. Такие решения, как правило, принимаются генеральным директором или другим лицом, которому делегировано право на увольнение персонала. Для начала надо поставить его в известность об этом (Пример 7). Решение может быть выражено путем издания приказа либо, как бывает чаще, соответствующей резолюцией на заявлении об увольнении (Пример 8).

Этап 4. Рассчитываем и определяем итоговую сумму для удержания. После определения суммы, которая должна быть выплачена работником, есть смысл сообщить ему размер долга. Возможно, в результате сотрудник изменит свое решение о досрочном увольнении. Обратите внимание: поскольку мы производим удержание в рамках правил о материальной ответственности работника (согласно правилам, установленным ст. 247–249 ТК РФ), с него необходимо истребовать письменное объяснение, а при отказе предоставить объяснение – составить соответствующий акт.

Образец акта см. в статье «Увольняем за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей» журнала № 4′ 2019

Этап 5. Если работник не передумал и не отозвал свое заявление, осуществляем расчет и удержание денежных средств. Обратите внимание, если увольнение производится приказом в свободной форме5, то все эти нюансы можно отразить в одном документе (Пример 9).

См. статью «Отзыв заявления об увольнении по собственному желанию» журнала № 4′ 2013 Пример 5

Служебная записка начальника отдела кадров непосредственному руководителю увольняющегося досрочно сотрудника

Свернуть ПоказатьПример 6

Служебная записка непосредственного руководителя увольняющегося досрочно сотрудника начальнику отделу кадров

Свернуть ПоказатьПример 7

Служебная записка начальника отдела кадров генеральному директору о неуважительности причин увольнения

Свернуть ПоказатьПример 8

Резолюция генерального директора на заявлении о досрочном увольнении с решением о взыскании компенсации

Свернуть Показать

В том случае, если удерживаемая сумма не покрывает всего размера компенсации, то остаток долга лучше всего оформить соглашением между работником и работодателем (Пример 10). Впрочем, можно обойтись и просто распиской работника.

Пример 9

Приказ об увольнении и взыскании компенсации расходов работодателя на обучение работника

Свернуть Показать Пример 10

Соглашение о выплате компенсации за обучение при увольнении работника

Свернуть Показать

Если работник против добровольного возмещения расходов, работодателю остается лишь обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с работника затрат, понесенных работодателем на обучение работника.

См. статью «Готовимся к суду с работником: советы юриста» журнала № 1′ 2019

Этап 6. Увольняем работника (см. Пример 9).

Сноски

Свернуть Показать

  1. Оговорка, которая поможет ответить на вопросы работника, если отпуск в период отработки не предоставлялся и будет получен в виде компенсации при увольнении. Вернуться назад

  2. Ситуация может возникнуть, когда работник помимо обучения в рамках ученического договора получает образование самостоятельно либо если после окончания обучения он решит его продолжить, например, поступит в магистратуру. Вернуться назад

  3. Апелляционное определение Вологодского областного суда от 23.08.2013 по делу № 33-3829/2013. Вернуться назад

  4. Апелляционное определение Владимирского областного суда от 23.07.2013 по делу № 33-2446/2013. Вернуться назад

  5. Несмотря на то что уже достаточно давно законодатель предоставил хозяйствующим субъектам право самостоятельно определять форму документов, используемых в деятельности организации, многие компании по-прежнему пользуются формами, утвержденными постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Обратите внимание: если вы хотите использовать свою форму приказа, убедитесь, что она утверждена для этой цели в установленном порядке. Вернуться назад

Полистать демо-версию печатного журнала

Кто должен сдать экзамен и нужен ли испытательный срок

После завершения учебы проводится итоговая аттестация в форме экзамена с обязательной практической частью. Общие требования к нему установлены законодательством. Соискатели принимаются на должность без установления испытательного срока, так как они уже сдали экзамен, подтверждающий их знания и умения в соответствии с квалификационными требованиями к определенным профессиям и должностям.

НДФЛ и страховые взносы в ФСС России, ПФР, ТФОМС и ФФОМС

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с п. 1 ст. 209 Налогового кодекса РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в РФ и (или) за ее пределами, — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. При этом согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.

В статье 217 НК РФ, устанавливающей перечень доходов, освобожденных от НДФЛ, выплаты ученикам по ученическому договору не поименованы. Следовательно, суммы стипендии и оплаты практических занятий, перечисляемые ученикам, являются объектом обложения НДФЛ. Данной точки зрения придерживаются и контролирующие органы (см. письма Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03–04–06–01/123, от 24 августа 2007 г. № 03–04–06–02/164, УФНС России по г. Москве от 26 декабря 2006 г. № 28–10/114805).

Отметим, что в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Но поскольку потенциальные работодатели не заключают с учениками трудовой договор, то нет оснований относить стипендию и оплату практических занятий к названным компенсационным выплатам.

Страховые взносы

Ранее уже отмечалось, что все выплаты по ученическим договорам — стипендии и выплаты за практические занятия — не являются объектом обложения страховыми взносами. Однако в рассматриваемой ситуации выплаты по трудовым договорам, которые заключены с сотрудниками на втором этапе обучения, создают объект обложения.

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

— фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Соглашение с Минобразования о выдаче таких кредитов пока заключил только Сбербанк. Пресс-служба Минобразования сообщила «Ведомостям», что идут переговоры с другими банками, их список будет расширен. Возможность присоединиться к госпрограмме рассматривает «Почта банк», рассказал его представитель.

На что сделали ставку

Образовательный кредит с господдержкой – не новый для российского рынка продукт, эксперимент начался более 10 лет назад. Ранее эту услугу предоставляли несколько банков, включая Сбербанк. Однако выдача таких кредитов в начале 2017 г. была приостановлена. Официально в Минобразования и Сбербанке объясняли это необходимостью привести условия кредитования в соответствие с новыми правилами субсидирования процентных ставок за счет средств федерального бюджета, вступившими в силу с 2017 г.

Ранее ставка по образовательному кредиту с господдержкой зависела от ключевой ставки: государство субсидировало банкам 3/4 такой ставки. Конечная ставка для заемщика составляла 1/4 ключевой ставки, действовавшей на момент заключения договора, плюс 5%, которые имел право добавить банк. К примеру, на момент приостановки программы в январе 2017 г. ключевая ставка составляла 10%. Таким образом, для конечного заемщика образовательный кредит стоил 7,5% годовых в рублях.

Теперь государство компенсирует банкам недополученный доход, исходя из базового индикатора, в котором помимо ключевой ставки учитывается доходность 10-летних ОФЗ. Ставка кредита для заемщика равна четверти базового индикатора, к которой банк может прибавить не более 7%; 3/4 величины индикатора банку возвращает государство. При текущей доходности бумаг на долговом рынке образовательные кредиты оказались дороже, чем прежде: сейчас по новой программе заемщик Сбербанка платит 8,86% годовых. Полная ставка госбанка составляет 14,45% годовых, 5,59% из которых компенсирует федеральный бюджет. В пресс-службе Сбербанка рассказали, что кредит предоставляется траншами по семестрам. В случае изменения ключевой ставки ставка ранее выданных образовательных кредитов меняться не будет, сообщила пресс-служба госбанка. Дополнительных комиссий и платежей, страхования программой не предусмотрено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *