Вопрос от 18.06.2017г:

О численности работников службы охраны труда в организации

Ответ: Основными документами, регламентирующими численность работников службы или отдела охраны труда в организации являются:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации,
  • «Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях», утвержденные Постановлением Минтруда России от 22.01.2001г. №10
  • Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (Постановление Минтруда России от 08.02.2000г. №14).

Трудовой кодекс РФ, а в частности, статья 217, говорит нам о том, что у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

При этом все лица, которые могут заниматься охраной труда, должны проходить обучение по охране труда, установленное Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29. Обучение проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или обучающими организациями. Обучение осуществляется при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Что касается услуг в области охраны труда, то их могут оказывать только аккредитованные организации. Перечень услуг, для предоставления которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях в зависимости от количественного состава организации, характера условий, степени опасности производств и других факторов.

Так, в организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью (более 700) работников функции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда с штатной численностью работников 3-5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда с штатной численностью работников от 6 единиц и более. Более точный расчет производится согласно Межотраслевым нормативам численности работников службы охраны труда в организациях.

Также следует отметить, что служба (отдел) охраны труда должна находиться непосредственно в подчинении работодателя или (по его поручению) одного из его заместителей.

Рекомендуем руководителям не экономить на безопасности труда работников и обеспечить необходимое число специалистов по охране труда в организации.

Вопрос:

Пункт 25 Приказа N 37 Ростехнадзора: первичный инструктаж по безопасности на рабочем месте, а также повторный и внеплановый инструктажи по безопасности проводит непосредственный руководитель работ. Согласно п. 3.4 Постановления 1/29 для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. Кто должен проводить проверку знаний после инструктажа — один мастер или целая комиссия? Чему верить — 37-му Приказу или 29-му Постановлению?

Ответ: Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков. Проверку проводит лицо, проводившее инструктаж.

Правовое обоснование: Согласно абз. 8 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

Статья 225 ТК РФ устанавливает, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

В соответствии с п. 2.1.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29) для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.

Согласно п. 2.1.2 вышеуказанного Порядка все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

В соответствии с п. 2.1.3 вышеуказанного Порядка, кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях — в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Вопрос:

О проведении обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации.

Ответ: Письмо Роструда от 27.04.2017 г. № ПГ/08346-03-3 «О проведении обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации»

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО от 27 апреля 2017 года № ПГ/08346-03-3

О ПРОВЕДЕНИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Федеральной службой по труду и занятости в пределах компетенции рассмотрено обращение, по результатам рассмотрения сообщаем следующее.

Согласно пункту 2.1.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29 (далее — Порядок), все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

В этой связи поясняем, что вне зависимости от того, есть в организации специалист по охране труда или нет, работодатель вправе возложить обязанности, связанные с проведением вводного инструктажа по охране труда, на другого работника. В вашем случае это будет директор, если с ним заключен трудовой договор, который и будет проводить вводный инструктаж себе. В соответствии с мнением Верховного Суда Российской Федерации, выраженным в Определении от 28.02.2014 г. № 41-КГ13-37, на руководителя — единственного участника общества распространяются нормы трудового законодательства, если с ним оформлен трудовой договор.

При этом необходимо учитывать, что вышеуказанные обязанности можно возложить только на работника, который прошел обучение и проверку знаний требований охраны труда в обучающих организациях, аккредитованных в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

Заместитель начальника Управления государственного надзора в сфере труда Л.В.Коваль

Вопрос:

О проведении вводного инструктажа по охране труда.

Ответ: Письмо Минтруда России от 05.05.2017 г. № 15-2/ООГ-1277 «О проведении вводного инструктажа по охране труда»

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 5 мая 2017 г. N 15-2/ООГ-1277

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение по вопросу, связанному с проведением вводного инструктажа по охране труда, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

В настоящее время нормативным правовым актом, регулирующим вопросы порядка обучения по охране труда, является постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее — Порядок).

Согласно пункту 2.1.2 Порядка все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

В соответствии с пунктом 2.1.3 Порядка проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях — в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Поясняем, что в соответствии с действующим законодательством вводный инструктаж с работником проводится в день его фактического приема на работу с внесением соответствующих записей в журнал регистрации инструктажей.

При этом претендент на работу не является работником и, соответственно, инструктаж по охране труда с ним не проводится.

Заместитель директора Департамента условий и охраны труда П.С.СЕРГЕЕВ

На правах рекламы — наш учебный центр проводит обучение по охране труда.

По всем вопросам Вы можете связаться: Супрун Максим Александрович, , +7 (910) 098-8920

Другой комментарий к Ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статьи 22 и 212 ТК РФ содержат свод основных обязанностей работодателя в области охраны труда. Дополнение и конкретизация данных обязанностей производятся как ТК РФ (ст. ст. 213, 221, 222 и др.), так и иными законами и правовыми актами. Эти обязанности являются основой для разработки коллективных договоров и соглашений, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов.

2. Обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда одновременно соответствуют права работников и государственных органов, связанные с требованиями их исполнения. Невыполнение работодателем своих обязанностей может служить основанием, во-первых, для отказа работника от работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (см. ст. 379 ТК РФ и комментарий к ней), а во-вторых, для привлечения виновных лиц к ответственности.

3. В соответствии со СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников, определив потребности в санитарно-бытовых помещениях и устройствах, исходя из специфики производства.

Соответствие условий труда на каждом рабочем месте требованиям охраны труда должно определяться Инструкцией по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, «Предельно-допустимыми концентрациями вредных веществ в воде водоемов санитарно-бытового водопользования» и «Допустимыми уровнями вибрации инструментов и производственного оборудования» (Охрана труда. М., 2002. С. 94 — 116).

Работодатель не может допускать применение новых материалов, сырья, не прошедших специальной экспертизы их влияния на организм и здоровье работника (сертификаты безопасности) (см. ст. 215 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Аттестация рабочих мест, проведение которой возложено на работодателя, представляет собой систему анализа и оценки всех мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Она включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Целями проведения данной аттестации являются осуществление оздоровительных мероприятий, ознакомление работающих с условиями труда, сертификация производственных объектов, а также подтверждение или отмена предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждено Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12 (БМТ РФ. 1997. N 5).

Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних измерений.

Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др.

Подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда заключается в составлении перечня всех рабочих мест и выявлении опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке с целью определения фактических значений их параметров. Для организации и проведения аттестации издается приказ, в соответствии с которым создаются общая аттестационная комиссия, а при необходимости — аналогичные комиссии в структурных подразделениях. В состав аттестационных комиссий рекомендуется включать специалистов служб охраны и оплаты труда, главных специалистов, руководителей подразделений, медицинских работников, комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.

Фактическое состояние условий труда на рабочем месте оценивается по:

1) степени вредности и опасности;

2) степени травмобезопасности;

3) обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.

Если фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы по этой триаде критериев, то условия труда на данном рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным. При отнесении условий труда к 3-му классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным и вносятся предложения по приведению его в соответствие с правовыми актами по охране труда. При отнесении условий труда к 4-му классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.

Информация о результатах аттестации рабочих мест должна доводиться до сведения работников.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

Государственный контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на органы государственной экспертизы условий труда РФ.

5. Работодатель обязан разработать и утвердить с учетом мнения представительного органа работников правила и инструкции по охране труда. Ознакомление с ними работников является обязанностью работодателя при заключении трудового договора (см. статью 68 ТК РФ и комментарий к ней).

Правила и инструкции по охране труда, являясь локальными нормативными актами, должны приниматься с учетом правил, предъявляемых ТК, к их разработке и утверждению (см. ст. ст. 8, 372 ТК РФ и др.).

В силу ст. 5 ТК РФ правила и инструкции не могут противоречить ТК РФ и иным правовым актам. Они разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда. Правила и инструкции по охране труда должны соответствовать наименованиям профессий и перечням видов работ, имеющихся у работодателя.

В соответствии с межотраслевыми и отраслевыми инструкциями по охране труда локальные правила и инструкции содержат следующие разделы:

— общие требования безопасности, включающие условия допуска работников к самостоятельной работе; перечень опасных и вредных производственных факторов; перечень специальной одежды и обуви и других средств индивидуальной защиты; правила по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности, оказанию первой (доврачебной) помощи, личной гигиены;

— требования безопасности перед началом работы, во время работы и по окончанию работы;

— требования безопасности в аварийных ситуациях.

Инструкции для работников, занятых взрывными работами, обслуживанием электрических установок и устройств, грузоподъемных машин, котельных установок, сосудов, работающих под давлением, а также для работников, требования безопасности труда которых установлены в межотраслевых и отраслевых актах, утверждаемых федеральными надзорами России, разрабатываются на основе этих актов и утверждаются в порядке, установленном данными органами.

Пересмотр правил и инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. Досрочный их пересмотр предусмотрен:

а) при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

б) при изменении условий труда работников;

в) при внедрении новой техники и технологии;

г) по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

д) по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральных надзоров.

В случае изменения условий труда, предусмотренных письменным трудовым договором (ст. 57 ТК РФ), а также правилами и инструкциями по охране труда, пересмотр последних возможен при соблюдении норм ст. 74 ТК, т.е. прежде всего при соблюдении письменного уведомления работника об этом не позднее чем за два месяца.

Комментарий к статье 212 ТК РФ

Статья 212 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Большая часть из них корреспондирует иным нормам ТК РФ и регулируется положениями соответствующих статей (см. ст. ст. 213, 219-231, 353 ТК РФ и комментарии к ним и др.). Неисполнение указанных обязанностей является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Среди нормативных актов, принятых в развитие норм комментируемой статьи, следует выделить следующие:
— Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, в соответствии с которым обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. При этом согласно ст. 8 данного закона специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено указанным законом. Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года N 33н утверждены: Методика проведения специальной оценки условий труда; Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению;
— Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
— Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13 января 2003 года N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Данный Порядок предназначен для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей. Согласно требованиям комментируемой статьи работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с указанным Порядком;
— Приказ Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года N 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами». Например, для работников, выполняющих наружные, сварочные и другие работы, связанные с воздействием ультрафиолетового излучения диапазонов A, B, C или воздействием пониженных температур, ветра, предусмотрена выдача средств для защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (от раздражения и повреждения кожи) в объеме 100 мл;
— Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 года N 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний», в соответствии с которым расследованию подлежат острые и хронические профессиональные заболевания (отравления), возникновение которых у работников и других лиц обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию организации или индивидуального предпринимателя. При этом под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности;
— Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 года N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

Консультации и комментарии юристов по ст 212 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 212 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Что такое спецоценка условий труда (с комментариями 2017 года)?

Спецоценка условий труда с 2014 года (ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ) заменила собой процедуру аттестации рабочих мест, и это приводит к необходимости применять относящиеся к ней положения статьи 212 ТК РФ с комментариями 2017 года.

Согласно п. 4 ст. 8 закона № 426-ФЗ результаты спецоценки действительны в течение 5 лет. Работодатели, которые провели ее в 2014 году, будут пользоваться ими по 2019 год, а аттестовавшие рабочие места до 2014 года могут применять результаты аттестации до истечения 5-летнего срока с даты ее проведения (п. 4 ст. 27 закона № 426-ФЗ).

Таким образом, в 2017–2018 годах спецоценка будет проводиться:

  • по истечении 5-летнего срока после проведения аттестации рабочих мест;
  • у вновь созданных работодателей;
  • для вновь образованных рабочих мест или при изменении технологии работ;
  • после несчастных случаев или выявленных профзаболеваний;
  • по предписанию надзорных органов из-за выявленных при проверке нарушений.

Подробнее о спецоценке читайте в статье «Как проводится специальная оценка условий труда (нюансы)?».

Какова цель обязательного страхования работников от несчастных случаев?

Целью такого страхования, предусмотренного ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ является осуществление за счет взносов платежей (ст. 8):

  • по больничным, связанным с несчастными случаями;
  • страховым выплатам в случае смерти;
  • расходам на лечение и реабилитацию пострадавших.

Кроме того, за счет этих средств оплачивается (п. 3 приказа Минтруда России от 10.12.2012 № 580н):

  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на вредном производстве;
  • услуги по спецоценке условий труда;
  • расходы по улучшению условий труд;
  • приобретение средств индивидуальной защиты;
  • проведение обязательных медосмотров;
  • обучение специалистов по охране труда.

Таким образом, часть взносов на обязательное страхование от несчастных случаев может быть израсходована на определение характера условий труда, их улучшение и оздоровление работников.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

СТ 212 ТК РФ.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на
работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • создание и функционирование системы управления охраной труда;
  • применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
  • в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
  • недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
  • расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
  • беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
  • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Какие задачи решает статья 212 Трудового кодекса?

В статье 212 Трудового кодекса РФ декларируется обязанность работодателя по созданию для работников таких условий труда, в которых будет максимально обеспечена безопасность выполнения трудовых функций на каждом рабочем месте. В ст. 212 ТК РФ перечисляются такие направления действий, как:

  • учет всех вредных факторов (от воздействующих на территорию в целом до имеющихся на каждом конкретном рабочем месте);
  • организация мер максимальной защиты от существующих и потенциальных опасных воздействий;
  • информирование работников и обучение их приемам безопасной работы;
  • контроль за соблюдением установленных правил безопасности;
  • выполнение предписаний контролирующих органов и беспрепятственное предоставление им необходимой информации;
  • разработка правил поведения в опасных ситуациях.

Поскольку полностью исключить воздействие негативных факторов на производстве не представляется возможным, в статье 212 Трудового кодекса предписывается также:

  • осуществлять систематический контроль за здоровьем работников;
  • доводить условия труда до установленных на государственном уровне требований к ним;
  • анализировать причины создания опасных ситуаций и принимать меры по снижению всех видов потенциальной опасности.

Таким образом, в статье 212 ТК РФ не только перечисляются обязанности работодателей по созданию безопасных условий трудовой деятельности, но одновременно приводится перечень мер, которые должны быть предприняты каждым из них. А эти меры, в свою очередь, составляют основу системы охраны труда и влияют на разработку правил внутреннего трудового распорядка.

О документе, регламентирующем процесс функционирования системы охраны труда, читайте в материале «Положение о системе управления охраной труда – образец».

В чем заключается система охраны труда?

Статья 212 ТК РФ, в 2015–2016 годах претерпевшая некоторые изменения, требует от работодателя создания системы охраны труда, которая не только должна иметь место у каждого из работодателей, но и надлежащим образом работать.

Кроме того, система охраны труда подлежит обязательному контролю со стороны государственных органов и потому формируется с соблюдением ряда стандартных правил, установленных следующими ГОСТ:

  • ИСО 12.0.230-2007 — в отношении основных требований к ней;
  • Р 12.0.007-2009 — в части порядка разработки и применения;
  • Р 12.0.009-2009 — для применения малыми предприятиями.

На основе этих документов каждый работодатель, учитывая положения ст. 212 ТК РФ с комментариями последних годов, создает свою собственную систему охраны труда, базирующуюся на мероприятиях самого разного характера:

  • правовых, определяющих правила оформления документов, имеющих отношение к вопросам охраны труда;
  • социально-экономических, включающих вопросы страхования, предоставления льгот и компенсаций;
  • организационно-технических, связанных с конкретными действиями по оценке условий труда, содержанию и эксплуатации имущества;
  • санитарно-гигиенических, обеспечивающих поддержание на должном уровне чистоты в помещениях, спецодежды и людей;
  • лечебно-профилактических, направленных на контроль и укрепление здоровья работников.

Организационно-технические мероприятия по охране труда охватывают достаточно широкий спектр вопросов, в том числе:

  • производственную санитарию, направленную на снижение вредных воздействий путем принятия мер технического характера;
  • гигиену труда с целью профилактики вредных воздействий;
  • электробезопасность, предусматривающую защиту от воздействия электричества;
  • пожаробезопасность для недопущения возгораний.

Эффективное управление всей системой служит залогом ее результативной работы.

Подробнее о внутреннем нормативном акте, регламентирующем вопросы управления системой охраны труда, читайте в статье «Положение о системе управления охраной труда — образец».

Трудовой кодекс: СОУТ и роль государства

  • Статья Трудового кодекса: специальная оценка условий труда и деятельность работодателя
  • Применение результатов СОУТ работодателем
  • Запрещение дискриминации

В списке статей о специальной оценке условий труда, содержащихся в ТК РФ, необходимо обратить особое внимание на ст.210. В ней описываются ключевые направления стратегии и политики, реализуемой государством в сфере охраны труда работников. В этом разделе содержится также упоминание о СОУТ, которая, таким образом, рассматривается в качества важного элемента такой политики. В данной статье Трудового кодекса СОУТ выступает как субъект государственного регулирования. Иначе говоря, законодатель принимает на себя обязательство по формированию и контролю реализации правил ее выполнения и экспертизы уровня качества таких работ.

Статья Трудового кодекса: специальная оценка условий труда и деятельность работодателя

Вопросам роли работодателя при проведении СОУТ посвящена ст. 212 ТК РФ. В данном разделе перечисляются обязанности компании в части достижения нужного уровня безопасности трудовой деятельности своих специалистов. Одной из них является специальная оценка условий труда: Трудовой кодекс обязывает компанию проводить данную процедуру. При этом она должна реализовываться согласно условиям 426-ФЗ и других документов в данной сфере.

Применение результатов СОУТ работодателем

Тем не менее, только процедурой спецоценки деятельность работодателя в данной области не ограничивается. Так, та же ст. 212 ТК РФ предусматривает ряд обязательных действия, которые тот обязан предпринять в том числе с учетом результатов СОУТ. По Трудовому кодексу специальная оценка условий труда учитывается при:

  • определении соотношения работы и отдыха на конкретной позиции;
  • установлении норм выдачи специальных изделий, служащих для защиты сотрудников;
  • организации регулярного контроля фактической ситуации по результатам специальной оценки условий труда по ТК РФ;
  • проведении осмотров работников специалистами медучреждений, если их деятельность требует проведения таких мероприятий согласно законодательству;
  • предоставлении сотрудникам сведений о фактических условиях в компании;
  • определении объемов льгот и пособий согласно фактическим условиям выполнения работ;
  • установлении объемов платежей в соцфонды РФ по итогам специальной оценки труда по Трудовому кодексу;
  • прочих работах, имеющих целью повышение качества условий для специалистов предприятия и профилактику патологических состояний, связанных с рабочим процессом.

Запрещение дискриминации

Какая бы то ни было дискриминация работников запрещена Трудовым кодексом. При этом итоги специальной оценки труда для статьи 3 ТК РФ, посвященной этому вопросу, могут сыграть весьма важную роль. Так, в случае, если выяснится, что условия труда в компании используются в целях нарушения прав сотрудников на справедливую оплату труда, организация может быть привлечена к ответственности. Например, это может случиться, если обнаружится, что компания по-разному оплачивает одинаковые работы с одинаковыми условиями их выполнения. В такой ситуации организация может быть привлечена к ответственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *