Сегодня не существует профстандарта для пилотов гражданской авиации. Этот нормативный акт в настоящее время находится на стадии разработки и по некоторым данным будет утвержден осенью этого года. Тем не менее, требования к персоналу авиации содержатся в главе 7 Воздушного кодекса РФ, а также в Приказе Минтранса России от 31.07.2009 № 128, Приказе Минтранса России от 22.04.2002 № 50, Приказе Минтранса России от 12.09.2008 № 147 и других нормативных актах.

Требования для пилотов гражданской авиации

Согласно пункту 1 статьи 52 ВК РФ, к авиационному персоналу относятся лица, имеющие профессиональную подготовку и осуществляющие деятельность, связанную непосредственно с выполнением перевозок, обеспечением безопасности и обслуживанием воздушного транспорта. Перечень специалистов авиационного персонала содержится в Приказе Минтранса России от 04.08.2015 № 240.

ВК РФ предусматривает следующие требования для авиационного персонала, в том числе и летчиков:

  • пилоты и другие специалисты авиации не могут иметь непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
  • лица из числа специалистов должны проходить предварительные и периодические медицинские обследования;
  • на должности персонала авиации не принимаются лица, подвергавшиеся административному наказанию за употребление наркотических и психотропных веществ без предписания врача, также страдающие алкоголизмом и другими психическими расстройствами;
  • наличие свидетельства, дающего право на осуществление летных функций и т.д.

Это далеко не полный список требований, остальные перечислены в других нормативных актах, в частности в Постановлении Правительства РФ от 06.08.2013 № 670.

Основной документ, дающий право работать пилотом – летное свидетельство. Чтобы его получить, необходимо пройти четыре длительных и весьма затратных этапа:

  • получить профильное образование;
  • сдать теоретические и практические экзамены;
  • пройти медицинское освидетельствование;
  • налетать необходимое количество часов.

Получение летного свидетельства

Обучение в профильном ВУЗе или училище не является гарантией того, что выпускник непременно станет летчиком. Ведь на протяжении обучения к курсантам предъявляются самые высокие требования, они подвергаются различным проверкам и экзаменам. В том числе уделяется значительное внимание физическому и психическому здоровью. Если студенту все же удалось успешно пройти обучение, он становится кандидатом на получение летного свидетельства.

Правила проведения проверки лиц, претендующих на получение этого документа, регламентируются Постановлением Правительства РФ от 06.08.2013 № 670.

Теоретический экзамен

В первую очередь проводится проверка соответствия знаний кандидата. Ее проводит специально сформированная Федеральным агентством воздушного транспорта комиссия. Ее состав и порядок формирования определятся Приказом Минтранса России от 10.02.2014 № 33.

Проверка знаний проводится на основании обращений образовательных организаций, а также самих кандидатов на получение свидетельства. Экзамен проходит в форме тестирования. Чтобы проверка знаний считалась успешно пройденной, экзаменуемый должен правильно ответить как минимум на 75 % вопросов. Если количество правильных ответов меньше, то минимум через 14 дней можно пройти повторное тестирование.

По результатам экзамена составляется протокол, в который вносятся основные сведения о кандидате, полученная оценка, тип свидетельства, на которое претендует экзаменуемый, а также дата, место и время проведения оценки. Документ заверяется подписью председателя комиссии и печатью. Оригинал протокола передается кандидату, а копия отправляется в орган по выдаче свидетельства в течение 24 часов по электронным каналам связи.

Проверка практических навыков

После сдачи теоретического экзамена, кандидат должен пройти проверку практических навыков. Она осуществляется специалистом, имеющим право на проведение подобных проверок, на воздушном судне той модификации, которая соответствует требуемому типу свидетельства. По результатам практического оценивания, кандидату выдается справка, в которой содержатся сведения о кандидате, экзаменаторе, тренажере или самолете, на котором осуществлялась проверка, дата, время и место оценивания, тип свидетельства. Этот документ в течение 24 часов отправляется в орган по выдаче свидетельства по электронным каналам связи.

ВЛЭК для пилотов гражданской авиации: требования

Предъявляемые ВЛЭК требования для пилотов весьма строгие. Ознакомиться с ними в полном объеме можно в Приказе Минтранса России от 22.04.2002 № 50. Проходить ВЛЭК должны все специалисты, осуществляющие управление воздушным судном, кабинный экипаж, а также абитуриенты и курсанты учебных заведений. По результатам медицинского освидетельствования выдается заключение, являющееся неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала.

Медицинское заключение для пилота гражданской авиации имеет срок годности 12 месяцев.

Что касается непосредственно требований к состоянию здоровья, то все показатели жизнедеятельности пилота должны находиться в норме или иметь некоторые незначительные отклонения. Внимание уделяется всем системам и органам, в особенности сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной, пищеварительной системам. В Приложении № 3 к Приказу Минтранса России от 22.04.2002 № 50 имеется перечень патологий, являющихся препятствием для работы в авиации.

ВЛЭК для бортпроводников: требования

Медицинские требования ВЛЭК для бортпроводников также содержаться в Приложении № 3 к Приказу № 50. Изучив их, можно сделать вывод, что к бортпроводникам применяются несколько более лояльные требования. Тем не менее, лица, имеющие психические расстройства, проблемы с сердечно-сосудистой системой, органами дыхания и вестибулярным аппаратом не могут рассчитывать на полеты.

Требования к здоровью: справки, врачи и анализы

Самый главный документ – это паспорт с пропиской, без него можете не приходить на комиссию. Военный билет для молодых людей, если таковой имеется. Обязательна выписка из амбулаторной карты по месту наблюдения, которую вам даст терапевт. Важно выписать все заболевания за последние 6 месяцев, а также указать хронические и в стадии обострения. Документ заверяется личной подписью терапевта, и ставиться печать учреждения.

Справки из наркологического и психиатрического диспансеров по месту проживания. Направление на обследование вам выдаст ВЛЭК. Флюорография, которая должна быть с полным описанием и приложением снимка. Общий анализ крови и мочи. Биохимический анализ крови требуется только в том случае, если возраст кандидата перешёл 40 летний рубеж. Могут быть проведены дополнительные лабораторные исследования, только по показаниям и сомнениям врачей в сдаче предыдущих.

ЭКГ проходится обязательно в движении. Как правило, кандидату предлагают выполнить приседания, примерно 15-20 раз. Важно предоставить сведения о группе крови, это должно быть зафиксировано медицинской справкой. Обязательный осмотр самими специалистами центра ВЛЭК: терапевт, офтальмолог, хирург, невролог и отоларинголог. Кандидатам старше 40 лет необходимо дополнительно пройти: ФГС, УЗИ ОБП, УЗИ ОМТ, сделать УЗИ щитовидной железы. Бывшим пилотам необходимо предоставить медицинскую книжку, если таковая имеется. 3 фотографии размером 3*4. Папка для бумаг. Все справки, заключения, а также другие документы должны сопровождаться печатью учреждения и подписью лечащего врача. Без этого они будут недействительны.

Требования к здоровью кандидатов и персонала предъявляются в зависимости от их категории. По 2 графе: пилоты частного пилотирования, линейные пилоты авиакомпаний (самолёт, вертолёт), штурманы, а также бортмеханики и бортинженеры. Лица, поступающие на работу и курсанты последних курсов лётных училищ. По 3 графе: бортрадисты, бортоператоры, пилоты – парашютисты, лётчики и пилоты — любители, курсанты выпускного курса.

Медицинские требования к гражданским и частным пилотам по графе 2 и 3

Список ограничений:

  • Вес тела должен быть в пределах 48-110 килограмм, избыточный вес не более, чем 1 стадия ожирения. Это допускается, при наличии идеального здоровья у конкретного кандидата
  • Рост в пределах 155-190 сантиметров, сидя не более 95 сантиметров
  • Отсутствие серьёзных травм, операций за период в 6 месяцев
  • При наличии хронических синуситов, тонзиллитов кандидат оценивается по индивидуальной шкале. Хронический тонзиллит компенсированного вида является профессионально пригодным, декомпенсированного вида — нет.
  • Гнойные синуситы или дистрофия слизистой являются полной непригодностью пилота к лётному делу
  • Незначительные нарушения в зоне ЛОР-органов оцениваются также по индивидуальной шкале
  • Лёгкие дефекты речи, которые не влияют на разборчивость речи, могут быть также оценены по индивидуальной шкале
  • Проблемы с сердечной деятельностью являются серьёзным препятствием к лётному делу
  • Практически все заболевания отправят вас в статус «непригоден», кроме редких исключений и незначительных сбоев в работе сердца. Всё это оценивается по индивидуальной шкале в каждом отдельном случае
  • Слабое зрение определяется врачом офтальмологом по индивидуальной шкале
  • Эпилепсия и психические расстройства являются барьером для лётного дела, этот пункт ставит вас автоматически в непригодность
  • Наличие переломов за последние несколько лет могут также стать препятствием к прохождению комиссии. Этот пункт идёт на усмотрение хирурга, только после полного обследования. Возможно, вас попросят сделать снимки перелома и только на основании их поставят диагноз. Будьте готовы к трате лишнего времени в связи с обследованием
  • Лица, имеющие проблемы с давлением, автоматически отправляются к кардиологу, который обязан им предложить пройти дополнительное обследование

Распространенные вопросы по ВЛЭК

Стоимость

Ценовой диапазон колеблется в пределах 5000 — 7000 рублей. Оплата по основной квитанции составляет 2800 рублей, плюс в цену входят все основные анализы и обследования.

Список основных центров прохождения ВЛЭК

Список основных центров прохождения ВЛЭК можно найти на сайте ФАВТ «Росавиации».

Срок, на который выдается заключение ВЛЭК

Коммерческие пилоты, штурманы и бортинженеры в возрасте до 40 лет получают заключение ВЛЭК на срок 12 месяцев, после 40 лет — на полгода. Пилоты-любители, пилоты-планеристы, а также парашютисты имеют право не проходить следующий медицинский осмотр в течение 2 лет.

Требования для ВЛЭК, какие нужны документы для прохождения ВЛЭК?

— паспорт гражданина Российской Федерации (с пропиской)

— персональное, портретное фото для справок с размерами 3х4 см (цветное или ч/б, в количестве 2 шт.)

— военный билет или приписное свидетельство (с категорией годности к военной службе «А» и «Б», при наличии других категорий от военкомата обязательна расшифровка причины ограничений)

— выписку из амбулаторной карты из участковой поликлиники

— справку-освидетельствование из психоневрологического диспансера

— справку-освидетельствование из наркологического диспансера

— личную медицинскую книжку с данными предыдущего обследования (если ЛМК нет, личную медицинскую книжку можно получить в наших поликлиниках INSPECTRUM CLINIC)

— прививочный сертификат с информацией о прививках против дифтерии и кори с указанием даты постановки прививок (только для членов кабинного экипажа) (при наличии)

Дополнительно для абитуриентов:

— медицинскую справку 086/у (данную справку по форме 086/у можно получить в наших поликлиниках INSPECTRUM CLINIC)

— направление на комиссию от авиапредприятия или личное заявление

— паспорт гражданина Российской Федерации (с пропиской)

— военный билет или приписное свидетельство (с категорией годности к военной службе «А» и «Б», при наличии других категорий от военкомата обязательна расшифровка причины ограничений)

— выписку из амбулаторной карты из участковой поликлиники

— справку-освидетельствование из психоневрологического диспансера

— справку-освидетельствование из наркологического диспансера

— личную медицинскую книжку с данными предыдущего обследования (если ЛМК нет, личную медицинскую книжку можно получить в наших поликлиниках INSPECTRUM CLINIC)

Требования для ВЛЭК, какие необходимы исследования и анализы для ВЛЭК?

— Клинический анализ крови

— Глюкоза крови

— Клинический анализ мочи

— Анализ мочи на наличие метаболитов психоактивных веществ

— Рентгенография органов грудной клетки

— ЭКГ (в 12-ти отведениях)

— Тональная пороговая аудиометрия (каждые пять лет)

— Цитологическое и бактериологическое исследование мазков (женщинам)

— Клинический анализ крови

— ПСА

— Клинический анализ мочи

— Анализ мочи на наличие метаболитов психоактивных веществ

— Рентгенография органов грудной клетки

— ДСМАГ

— ЭКГ (в 12-ти отведениях)

— Велоэргометрическое исследование (исследование на тредмиле) — каждые два года, в возрасте 50 лет и старше (ежегодно)

— Тональная пороговая аудиометрия (каждые два года)

— Эзофагогастродуоденоскопия (каждые два года)

— УЗИ органов: печени, желчного пузыря и желчных протоков, поджелудочной железы, предстательной железы, мочевого пузыря с определением остаточной мочи, почек, щитовидной железы (каждые два года)

— Маммография (каждые два года) (женщинам)

— Цитологическое и бактериологическое исследование мазков (женщинам)

— Онкомаркер спецефический (СА-125) (женщинам)

— Клинический анализ крови

— Глюкоза крови

— Клинический анализ мочи

— ДСМАГ, в возрасте 50 лет и старше

— Рентгенография органов грудной клетки

— ЭКГ (в 12-ти отведениях)

— ЭЭГ (при первичном освидетельствовании)

— Тональная аудиометрия (при первичном освидетельствовании)

— Клинический анализ крови

— Глюкоза крови

— Исследование крови на сифилис, гепатиты В, С, ВИЧ-инфекцию (при первичном освидетельствовании, при повторных только по медицинским показаниям)

— Исследование крови на брюшной тиф и паратиф (при первичном освидетельствовании, при повторных только по медицинским показаниям)

— Клинический анализ мочи

— Анализ мочи на наличие метаболитов психоактивных веществ

— Анализ кала на наличие яиц гельминтов

— Анализ на стафилокок (мазок из зева и носа)

— Рентгенография органов грудной клетки

— Рентгенография придаточных пазух носа

— ЭКГ (в 12-ти отведениях)

— Тональная аудиометрия (при первичном освидетельствовании)

— ЭЭГ (при первичном освидетельствовании, при повторных только по медицинским показаниям)

— Цитологическое и бактериологическое исследование мазков (женщинам)

— Анализ на группу крови и резус фактор

— Клинический анализ крови

— Глюкоза крови

— Исследование крови на сифилис, гепатиты В, С, ВИЧ-инфекцию

— Клинический анализ мочи

— Анализ мочи на наличие метаболитов психоактивных веществ

— Рентгенография органов грудной клетки

— Рентгенография придаточных пазух носа

— ЭКГ (в 12-ти отведениях)

— Тональная аудиометрия

— ЭЭГ

Может понадобится необходимость в прохождение некоторых дополнительных обследований и сдача ряда дополнительных анализов, такая необходимость может быть объявлена при прохождении ВЛЭК, при наличии медицинских показаний.

Есть ли необходимость обманывать ВЛЭК, и где это можно сделать

У многих кандидатов не получается пройти ВЛЭК, на пути встречаются подводные камни, которые никак не устранить. А летать хочется, что делать в данной ситуации? У многих возникает вопрос: можно ли вообще обмануть ВЛЭК? Конечно можно, если постараться и случаев в жизни масса. Например, у одного пилота было плоскостопие, которое блокировало ему прохождение ВЛЭК. Он умудрялся настолько напрячь ногу, что в результате отпечатка на мокрой поверхности оставался правильный след. ВЛЭК он прошёл, но стоит ли таким способом подвергать здоровье опасности и потом плоскостопие может негативно отразится на полёте. Малейшее, неправильное движение ноги на педаль, и самолёт пойдёт не под тем углом.

Есть другой вариант — отправиться в ЦВЛЭК. Это считается неплохой альтернативой ВЛЭК. Деятельность ЦВЛЭК направлена на рассмотрение и устранение разногласий в результате проведения ВЛЭК. Врачи способны делать ошибки, которые могут отразиться в неправильном диагнозе. Если такое произошло и вы уверенны, что полностью здоровы, стоит отправиться в ЦВЛЭК для повторной медицинской экспертизы. Большинство кандидатов при помощи данной организации опровергают решение ВЛЭК и всё же получают заключение на лётную деятельность. Вы также можете получить консультацию в данной медицинской организации по тому или иному вопросу.

Если нет проблем со здоровьем, то нет проблем с прохождением ВЛЭК. Если всё же есть проблемы, которые никак не удаётся преодолеть, а без лётного дела жить не можете, то стоит прорывать оборону. Например, если у вас анемия, перед сдачей крови примите несколько таблеток железа, гемоглобин повысится и анализ пройдёт на ура. Можно выпить большую чашку с шоколадкой, которая также повысит гемоглобин, но в этом случае могут подскочить лейкоциты.

Если проблемы с давлением, то заранее сходите к врачу и пропейте курс препаратов, которые помогут его нормализовать на время прохождения экспертизы. Такой вариант также срабатывает и очень неплохо. На самом деле вариантов привести себя в норму перед сдачей анализов большое количество. Вопрос в другом: стоит ли рисковать своим здоровьем и маскировать проблемы. Возможно, в лётном деле они вам будут мешать. Подумайте и взвесьте, насколько важны для вас полёты и ваше здоровье, а потом смело бросайтесь на амбразуру.

Сколько нужно налетать

Согласно пункту 4.3 Приложения к Приказу Минтранса России от 12.09.2008 № 147, коммерческий пилот должен налетать как минимум 200 часов или 150 часов в ходе прохождения подготовительного курса. Из них:

  • 100 часов в качестве командира воздушного судна;
  • 20 часов в качестве командира по маршрутам не менее 540 км с посадками до полной остановки в двух аэродромах;
  • 10 часов в процессе обучения, из них не более 5 часов на тренажерах;
  • 5 часов ночью в качестве командира + 5 взлетов и посадок.
О требованиех

Наша академия имеет минимальные требования для поступающих, по сравнению со многими учебными заведениями такого же типа в России и за рубежом. Как мы считаем, самое главное для студента, это стремление к цели и сал воли. Все остальные факторы полностью или частично преодолимы.

наверх к меню

Мед комиссия

Все студенты, начинающие летать самостоятельно (примерно, 2 месяца после приезда в США), должны будут пройти медицинскую комиссию (medical examination) в соответствии к критериями Федерального Агенства Авиации (ФАА) США. В США существуют 3 класса медицинской комиссии:

Class One Medical Требуется для лицензии пилота авиалиний (FAA ATPL) Годен на 12 месяцев (если вам менее 40 лет) или 6 месяцев, если вам 40 или старше
Class Two Medical Требуется для лицензии коммерческого пилота (FAA CPL) Годен на 12 месяцев, внез ависимости от возраста
Class Three Medical Требуется для лицензии пилота-любителя (FAA PPL) Годен на 60 месяцев (если вам менее 40 лет) или 24 месяцев, если вам 40 или старше

Кажный из классов соответствует уровню лицензии пилота. На пример, пилот-любитель, считается самым низким уровнем лицензирования и, по этому, требует мед-комиссию класса 3. Коммерческий пилот является более высоким уровнем. Соответственно, для данной лицензии требуется медкомиссия класса 2. Пилот авиалиний, это самый высокий уровень профессиональной лицензии пилота. К нему прилагается мед-комиссия класса 1.

Разумеется, если вы делаете модульный курс пилота-любителя, вам не потребуется мед-комиссия первого класса. Однако, для будующих профессионалов неба, получить мед-комиссию самого высокого уровня будет необходимо в течении 2х месяцев после приезда в США.

Многие задают вопрос: Можно ли пройти мед-комиссию в России или СНГ перед приездом в США? Нет, такой возможности пока не существует. Однако, вы можете предпринять меры, которые на 99.99% будут гарантировать то, что вы пройдете мед-комиссию после приезда. Если вы не уверены в параметрах своего здоровья, вы можете посетить местную поликлинику и проверить следующие данные о вашем здоровье:

Дисквалифицирующие заболевания и пароки:
Сахарный диабет требующий сахароснижающих лекарственных средств
Стенокардия
Ишемическая болезнь сердца
Инфаркт миокарда
Болезнь сердечного клапана
Постоянный кардиостимулятор
Замена сердца
Психоз
Биполярное расстройство
Расстройство или расслоение личности
Наркотическая зависимость
Злоупотребление психоактивными веществами
Эпилепсии
Потеря сознания без удовлетворительного объяснения причин
Возникающиая утрата контроля нервной системы (ы) без удовлетворительного объяснения причины
Трудности с различением цветов
Ампутация руки или ноги
Давление крови:
Максимум: 155/95
Минимум: 95/55
Зрение:
100% или «20/20» с очками или без очков
— /+5 Без очков
Различение цветов (дальтонизм):
Не более 6ти ошибок в таблице AOC-1965 Таблица >>>
Моча:
Норма: 0 — 0.8 mmol/l (0 — 15 mg/dl)
Отклонение: не более 25%
Слух:

Способен слышать речь среднего тона с дистанции не менее 3х метров.

Сердце:
Возраст более 35ти лет: анализ электрокардиограммы
Возраст менее 35ти лет: не требуются

Если врачь положительно отметит все точки, то мы гарантируем, что у вас не возникнет проблем с прохождением мед-комиссии ФАА класса I.

наверх к меню

Знание Английского языка

Для поступления требуется знание Английского языка на уровне UI («Upper Intermediate») или выше.

Для определения уровня Английского, студент должен будет пройти короткое интервию с пилотом-инструктором академии.

Вступительные экзамены

Для поступления, не требуется прходить вступительных экзаменов.

наверх к меню

Oбразование

Для поступления, требуется:

Диплом об окончании среднего образования (школа)

наверх к меню

Возраст

Требование для возраста зависит от уровня лицензии и программы обучения.

Пилот-любитель от 17 до 65 лет
Программа «КП1» от 18 до 55 лет
Программа «ПА1» от 23 до 48 лет

наверх к меню

Документы

Для поступления требуются следующие документы в электронном формате:

Заграничный паспорт (только страница с фотографией)
Диплом / аттестат о среднем образовании

Если у поступающего уже есть лицензия пилота уровня PPL ICAO, требуется скан всех страниц данной лицензии, мед комиссии, радио лицензии и последних 3х страниц книжки пилота (лог-бук).

(Обладатели лицении ICAO PPL получат скидку на программу обучения ПА1 или КП1 в размере $4620.00)

наверх к меню

Другие факторы

Для поступления и удачного получения визы США типа М1, консульство США может потребовать доказательства следующих фактов:

Отсутствие уголовных судимостей*
Отсутствие превышений срока прибывания на территории США**

*Данное требование предъявляется не нашей компанией, а консульством США. Если у вас есть судимость, пожалуйста, свяжитесь с ближайшим консульством США в вашем регионе для проверки требований и возможности получения визы F1 или М1 в вашей ситуации.

** Консульством проверяется датабаза за последние 10 лет. Если у вас есть превышения, пожалуйста, свяжитесь с ближайшим консульством США в вашем регионе для проверки возможности получения визы F1 или М1 в вашей ситуации.

Мешает ли летчику плоскостопие?

С того самого первого полета на серебристом красавце Ил-14, в семилетнем возрасте, я точно знал, что буду только летчиком. Об этом знали все мои многочисленные родственники, друзья и однокашники. Учеба, спорт, увлечения – все было подчинено цели стать авиатором. Я читал в основном об авиации, занимался в авиамодельном кружке и в школе юных космонавтов.

С ранней весны и до поздней осени я спал на свежем воздухе в саду своей бабушки. Мне нравилось вдыхать чистый, прохладный воздух насыщенный цветочным и травяным ароматом. Укутавшись в одеяло, я любил смотреть в черное, как смоль южное небо. Я мог часами наблюдать за яркими на темном фоне звездами, млечным путем, следить за изредка пересекающими ночной небосвод и мерцающими как маленькие звездочки, искусственными спутниками. Но больше всего мне нравилось слушать надрывный гул пролетающих где-то высоко-высоко самолетов. Я очень быстро научился находить по звуку бортовые огни самолетов на черном фоне неба. Сопровождая взглядом пролетающие в небесах огоньки, я четко представлял темную кабину пилотов, светящиеся зеленым цветом табло и лампочки, и красным, почему-то красным, цветом циферблаты и стрелки приборов. Были это толи гражданские самолеты на воздушных трассах над моим городом, толи бомберы, выполняющие учебно-боевые задания, но не было ночи, что бы я ни засыпал под эту самую прекрасную в мире мелодию.

Мне не терпелось поскорее окончить школу и поступить в военное училище летчиков. О профессии гражданского пилота я даже и не думал. Я заранее записался в военкомате кандидатом для поступления в летное училище.

И вот однажды меня вызывают в военкомат для прохождения медицинской комиссии. Волнуясь, впервые в жизни я начал проверять свое здоровье. Гражданские врачи местной поликлиники, по предписанию военкомата, чувствуя бремя ответственности, проверяли меня внимательно и придирчиво, как человека минимум готовящегося к полету в космос. Строго вглядываясь в мои глаза, как будто я иду на подлог или обман, спрашивали, падал ли я в обморок, получал ли черепно-мозговые травмы, кружится ли у меня голова, каким спортом я занимался и какие результаты, и так далее и тому подобное. После каждого такого допроса с пристрастием, доктора, как бы нехотя записывали в моей медицинской книжке: диагноз – «здоров». Правда, была одна неприятная заминка – хирург не хотел пропускать меня из-за легкой степени плоскостопия. Вполне серьезно придавая этому диагнозу большое значение, как будто у меня какой-то страшный неизлечимый порок, он заставил сделать рентген стопы. Мы вместе транспортиром измеряли угол между опорными костями. Буквально на один градус он не соответствовал предельно-допустимому. Чуть не со слезами на глазах я уговаривал дотошного хирурга закрыть глаза на этот несчастный градус. Тот, видя мое неподдельное горе, сжалился и, в конце концов, взяв грех на душу, поставил желанную резолюцию – «здоров».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *