Главная → Статьи → Можно ли подать документы для возврата госпошлины в электронном виде?

Организация находится в г. Новороссийске. При обращении в Арбитражный суд Краснодарского края организация оплачивала пошлину в ИФНС по месту нахождения суда – в ИФНС г. Краснодара.
После окончания процесса судья выдал справку на возврат государственной пошлины.
Уплаченная ранее государственная пошлина возвращается организации целиком на основании ст. 104 АПК РФ.
У организации имеются бумажные оригиналы справки суда на возврат госпошлины и платежного поручения, которым изначально была перечислена госпошлина.
Для ее получения нужно обращаться в тот же налоговый орган с приложением квитанции об уплате госпошлины, заявления и подтверждения полномочий подписанта заявления.
Можно ли подать данные документы электронно, без поездки в г. Краснодар? Каким образом можно подтвердить полномочия подписанта? Кто может быть подписантом данного заявления?

Основанием для такого возврата (зачета) (при наличии указанных в п. 1 ст. 333.40 НК РФ оснований) является заявление плательщика госпошлины, которое по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями подается в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

Заявление может быть представлено на бумажном носителе либо в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи (п. 4 ст. 78, п. 2 ст. 79 НК РФ).

В анализируемой ситуации, когда возврат госпошлины осуществляется налоговым органом, при написании заявления необходимо руководствоваться приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/[email protected], вступившим в силу с 31.03.2017. Формы заявлений о возврате (зачете) госпошлины приведены в приложениях N 8 и N 9 к этому приказу.

К заявлению о возврате ранее уплаченной суммы государственной пошлины прилагаются (п.п. 3, 6 ст. 333.40 НК РФ):
– подлинник платежного поручения с отметкой банка – при возврате госпошлины в полном размере;
– справка суда об обстоятельствах возврата госпошлины (или копия судебного акта (решения, определения), вынесенного судом по тем делам, заявления на рассмотрение которых были переданы в суд).

Из вопроса следует, что перечисленные выше документы у компании имеются.

Таким образом, само заявление о возврате госпошлины компания имеет право подать в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Однако, на наш взгляд, могут возникнуть затруднения при передаче по телекоммуникационным каналам связи бумажных подлинников документов: платежного поручения и справки суда.

Остается возможность направить заявление и прилагаемые к нему документы в налоговый орган по почте или лично в ходе поездки представителя компании в Краснодар. Заметим, что дать точный ответ о возможных способах подачи заявления на возврат госпошлины может только тот налоговый орган, в который следует подавать данное заявление (ИФНС г. Краснодара).

Для выяснения позиции налогового органа по поводу возможных способов передачи заявления и всех документов рекомендуем обратиться в ИФНС г. Краснодара.

Согласно п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. При этом полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами (п. 2 ст. 26 НК РФ, смотрите также письмо ФНС России от 23.05.2011 N ПА-4-6/[email protected]).

Законными представителями налогоплательщика – организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (ст. 27 НК РФ). Исходя из положений ст. 53, 84 ГК РФ, ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах”, ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью”, в качестве законного представителя юридического лица по общему правилу выступает его единоличный исполнительный орган. Наименование исполнительных органов может быть различным (генеральный директор, директор, президент, председатель, управляющий).

На основании п. 1 ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Следовательно, уполномоченным представителем юридического лица может быть любое физическое лицо. Однако, в отличие от законного представителя, уполномоченный представитель налогоплательщика-организации может осуществлять свои полномочия только на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом нормы НК РФ не содержат требования об обязательном нотариальном удостоверении доверенности, на основании которой осуществляет свои полномочия представитель юридического лица. Такое требование существует только для уполномоченных представителей физических лиц (абзац 2 п. 3 ст. 29 НК РФ).

В соответствии с нормами гражданского законодательства письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами, признается доверенностью (п. 1 ст. 185 ГК РФ). Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (п. 4 ст. 185 ГК РФ).

Из п. 1 ст. 185.1 ГК РФ следует, что нотариально удостоверена должна быть доверенность:
– на совершение сделок, требующих нотариальной формы;
– на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок;
– на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами, за исключением случаев, предусмотренных законом.

По смыслу ст.ст. 185, 185.1 ГК РФ все доверенности, не требующие нотариального удостоверения, могут быть составлены в простой письменной форме.

Приходим к выводу, что подписать заявление о возврате госпошлины имеет право или руководитель компании (при этом подтверждение полномочий не требуется), или любое физическое лицо, полномочия которого подтверждены соответствующей доверенностью.

Доверенность физическому лицу – представителю выдается за подписью руководителя компании и может быть составлена в простой письменной форме.

Заметим, что в форме заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (приложение N 8 к приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/[email protected]) предусмотрена возможность подписания его либо руководителем организации, либо представителем налогоплательщика. При этом предусмотрено отдельное поле «Наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя”, явно предназначенное для указания реквизитов доверенности.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ответ подготовил: Буланцов Михаил, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член Российского Союза аудиторов
Контроль качества ответа: Горностаев Вячеслав, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 5 июня 2019 г. по вопросу возврата уплаченной государственной пошлины при обращении в суд и сообщает.

Основания и порядок возврата государственной пошлины определены в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

В соответствии с положениями абзаца второго пункта 3 статьи 333.40 НК РФ к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

В соответствии с положением пункта 1.12 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 № 383-П, платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера являются расчетными (платежными) документами.

Таким образом, полагаем, что при подаче заявления о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины необходимо прикладывать платежное поручение, инкассовое поручение, платежное требование, платежный ордер, банковский ордер.

Указанные документы могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Согласно пункту 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронный документ — это документированная информация, предоставленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Федеральный закон № 63-ФЗ) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Согласно положениям части 2 статьи 6 Федерального закона № 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Согласно подпункту 21 пункта 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст, подлинником документа является первый или единственный экземпляр документа.

Таким образом, полагаем, что подлинником электронного документа для целей возврата государственной пошлины будет признаваться электронный документ, подписанный в данном случае квалифицированной электронной подписью организации (банка) либо подписанный простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью организации (банка), в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками — физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 11.2 НК РФ.

Таким образом, при подаче заявления о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, которая подлежит возврату частично, через личный кабинет налогоплательщика к заявлению должны быть приложены копии платежных документов.

При этом обращаем внимание, что при подаче заявления о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, которая подлежит возврату в полном размере, через личный кабинет налогоплательщика к заявлению прилагается подлинник электронного документа.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ указанные в пункте 1 статьи 333.17 НК РФ лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ.

Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Исходя из вышеизложенного плательщиками государственной пошлины являются физические лица, в отношении которых должны быть совершены юридически значимые действия.

Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 45 НК РФ уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.

В соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 45 НК РФ иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.

В силу пункта 8 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные статьей 45 НК РФ, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Таким образом, в случае если государственная пошлина уплачена за плательщика государственной пошлины иным лицом, с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины вправе обратиться только плательщик государственной пошлины (т.е. лицо, в отношении которого должно быть совершено юридически значимое действие) в орган, уполномоченный совершать данное действие.

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

GeneGlavitsky / .com

Поправки, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом № 325-ФЗ затронули и главу 25.3 НК РФ («Государственная пошлина»). В частности, изменениям подверглись ее положения, касающиеся порядка возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины (Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ).

Так, поправками в ст. 333.40 НК РФ закреплено новое основание для возврата плательщику уплаченной им госпошлины – возвращение заявления о совершении юридически значимого действия и (или) документов без их рассмотрения уполномоченным органом (должностным лицом), совершающим данное действие.

Заявление о возврате госпошлины можно будет подать с использованием:

  • единого портала государственных и муниципальных услуг;
  • региональных порталов государственных и муниципальных услуг;
  • иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации.

Правда, это будет возможно только в том случае, когда заявление о совершении юридически значимых действий было подано аналогичным способом – через портал, и через него же была уплачена соответствующая госпошлина.

Кроме того, уточнено, в каких случаях к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины необходимо приложить подлинные платежные документы, а в каких – копии. Так, если госпошлина уплачена в наличной форме, потребуются подлинники, а если в безналичной – достаточно их копии. Сейчас применяется иное правило: подлинные платежные документы необходимо приложить к заявлению при возврате госпошлины в полном размере, копии – при частичном ее возврате.

Также НК РФ дополнен положением, предусматривающим, что при наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в ГИС ГМП, представление документов, подтверждающих уплату плательщиком государственной пошлины, не требуется.

В главу 25.3 НК РФ внесен ряд иных изменений. В частности, уточнено, что при обнаружении ошибки в оформлении поручения на перечисление госпошлины, не повлекшей ее неперечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, уточнение платежа осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

Кроме того, расширен перечень случаев, когда государственная пошлина не уплачивается. В их числе поправками прямо названо внесение в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя.

22 ноября 2017

Право граждан на возврат государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд, предусмотрено в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. К случаям полного или частичного возврата пошлины относятся возвращение судом заявления, жалобы или иного обращения гражданина или отказ в их принятии.

Порядок возврата зависит от характера обращения.

Если исковое заявление либо заявление гражданина рассматривалось в арбитражном суде, то при наличии оснований арбитражный суд может отказать в их принятии либо возвратить исковое заявление гражданина. В обоих случаях выносится соответствующее определение, в котором указываются обстоятельства, послужившие основанием для отказа в принятии либо возвращения обращений граждан, и решается вопрос о возврате государственной пошлины.

При рассмотрении административного искового заявления судами общей юрисдикции либо при рассмотрении заявления мировыми судьями также могут быть приняты решения об отказе в их принятии либо об их возврате. В этих случаях судья выносит аналогичное вышеназванному мотивированное определение и решает вопрос о возврате государственной пошлины.

В действующем Гражданском процессуальном кодексе РФ нормы, предусматривающие отказ в принятии искового заявления и возвращение искового заявления, не содержат специального регулирования вопроса возврата государственной пошлины.

На практике часто возникал вопрос, в каком порядке возвращается государственная пошлина при рассмотрении дел в порядке гражданского судопроизводства.

Ответ на этот вопрос дан в письме Министерства финансов РФ от 04.10.2017 № 03-05-04-03/64446.

Согласно высказанной министерством позиции, по делам, рассматриваемым в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ) и Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ), возврат государственной пошлины должен осуществляться на основании определения суда об отказе в принятии, либо о возвращении искового заявления в том случае, если в самом определении есть соответствующее указание и решение принято судом на основании положений АПК РФ и КАС РФ.

В силу требований Налогового кодекса РФ, к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.

При возвращении или отказе в принятии искового заявления в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ государственная пошлина подлежит возврату независимо от наличия указания об этом в определении суда. В этом случае к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины должна прилагаться справка суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело, в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте «КонсультантПлюс», официальном интернет-портале правовой информации.

Источник: Прокуратура Тюменской области
Дата создания: 22.11.2017
Дата обновления: 23.11.2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *