Срок ответа на претензию по ГК РФ — 30 дней, если конкретное время не указано в нормативном акте, регламентирующем спорные отношения.

Виды претензий

Невозможно точно сказать, сколько дней рассматривается претензия, это зависит от ее вида и области права, которое нарушено. Самые распространенные связаны с действием Закона о защите прав потребителей. Это качество товара, требования возврата денег, устранения недостатков и др. Если жалоба связана с защитой потребителя — ее подача обязательна перед тем, как обратиться в суд с заявлением о нарушенном праве.

Часты обращения в суд о возмещении ущерба, например, при заливе или после ДТП. Здесь тоже обязательно предварительное правило подачи — до направления искового заявления виновнику. Основание — действия виновной стороны или бездействие, в результате которых произошел ущерб.

Отдельный вид — изменение/расторжение договоров или требование об исполнении договорных условий — например, требование банка о погашении задолженности. Как правило, в тексте договора есть пункт, регламентирующий подачу претензии. Но даже если в договоре это условие не предусмотрено, суд вправе отклонить иск, так как не было попытки досудебного урегулирования конфликта.

От чего зависят периоды рассмотрения

Нет закона, регламентирующего единые сроки предъявления претензий пострадавшей стороной. В каждом случае следует обращаться к нормативному акту той сферы, в которой допущено нарушение права. Этот же принцип относится и к договорным отношениям — если в тексте не указан порядок рассмотрения и урегулирования споров. В таких случаях срок ответа определяется законом, регулирующим сферу разногласий.

Сводная таблица

Если точное указание времени ответа определить невозможно, обращаются к срокам рассмотрения претензии по ГК РФ или АПК. Они оперируют понятием «разумный срок», а сложившаяся практика подразумевает под этим термином не больше 30 календарных дней.

Законодательно обусловленное время рассмотрения:

Предмет Дни рассмотрения Законодательное обоснование
В сфере связи 5 — 60 ст. 55 Закона «О связи»
  • обмен непродовольственного товара;
  • замена некачественного товара;
  • исправление недостатков, обнаруженных в товаре;
  • плохое качество товара, при отсутствии гарантии
  • 14;
  • 7;
  • 45;
  • 2 года.
  • ЗоЗПП РФ ст. 25, п. 1;
  • абз. 1 п. 1 ст. 21;
  • п. 1 ст. 20;
  • ст. 19, п. 1.
Качество туристского продукта 10

Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 №452, п. 21

Грузоперевозки

30 ст. 797 ГК РФ
К управляющей компании от 3 до 10 Постановление Правительства от 13.08.2006 г. №491

Нормы, подлежащие применению

Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ действительно устанавливает срок рассмотрения обращений граждан 30 дней, однако в указанный срок подлежит рассмотрению «письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией». При этом часть 1 статьи 1 того же Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ устанавливает, что этим законом «регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления».

Таким образом, 30 дней – это срок рассмотрения обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, а вовсе не срок рассмотрения обращений любых лиц к любым другим лицам.

Исполнители жилищно-коммунальных услуг не являются ни государственными органами, ни органами местного самоуправления, и на их отношения с потребителями Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ не распространяется. Однако, это вовсе не значит, что сроки рассмотрения обращений потребителей не урегулированы законом.

Такие сроки утверждены несколькими нормативными правовыми актами (далее – НПА), в числе которых:
— Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ);
— Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (Далее – Правила 354);
— Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. ПП РФ от 15.05.2013 N 416 (далее – Правила 416);
— Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. ПП РФ от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила 491);
— Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Сокращен срок, в течение которого хозяйствующий субъект должен ответить на полученную претензию. Соответствующие поправки внесли в Закон «» (см. от 10.03.2020 г.).

Прежде на то, чтобы дать ответ на претензию хозсубъектам отводился месячный срок со дня ее получения. Теперь же это нужно сделать в течение 15 дней. Поскольку в законе не указано, что срок исчисляется в рабочих днях, считаются календарные дни. Таким образом, срок сократился вдвое.

Напомним, ответ на претензию подписывает руководитель хозсубъекта или его зам, документ заверяется печатью (при ее наличии) и отправляется заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование ее отправителя с уведомлением получателя, либо вручается под расписку.

Общие правила исчисления сроков:

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало ( ГК).

Если срок назначен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Все письменные заявления и извещения, денежные переводы, сданные в организацию связи либо переданные другими средствами связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок ( ГК).

Условный пример. Сторона «А» направляет своему контрагенту по договору поставки – стороне «Б» – претензию в связи с нарушением установленных сроков оплаты отгруженной партии товаров. Сторона «Б» получила претензию 12 марта 2020 года. Срок, в течение которого сторона «Б» должна на нее ответить, начинает исчисляться с 13 марта 2020 года. Соответственно, последний день, когда ответ должен быть вручен стороне «А» под расписку или отправлен в ее адрес одним из указанных выше способов – 27 марта 2020 года.

Что значит – ответ в разумный срок?

Указание на разумный срок получения ответа содержатся в Гражданском кодексе, в АПК и ГПК, применимо к спорам, связанным с расторжением договоров аренды, найма и о выселении. Разумный срок конкретно нигде не обозначен, да и вряд ли возможно однозначно определить, что или кто может считаться разумным. ГК РФ оперирует этим понятием применительно к моменту исполнения обязательства, срок исполнения которого не определен. Разумность поведения оценивается с учетом:

  • характера рассматриваемого обязательства;

  • сложившихся взаимоотношений сторон;
    доказанных условий исполнения, влияющих на возможность своевременного исполнения.

Иначе говоря, степень разумности во многом зависит от того, что сочтет разумным конкретный судья. Сложившиеся обычаи бизнес-сообщества полагают неразумным любой срок свыше месяца, хотя возможны и варианты. Например, полагаем, что по договору поставки разумным можно считать срок исполнения от дня заключения договора с поставщиком плюс время на транспортировку товара до поставщика.

ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ДОГОВОРУ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

Претензия по качеству товара

Тут такая тонкость: исходя из формального прочтения закона о защите прав потребителей, продавец (изготовитель, исполнитель) вообще-то не обязан отправлять ответ на вашу претензию. Обязанность реагировать на письменные обращения возложена на властные органы (государственные и муниципальные), а также на должностных лиц (см. ст. 1 закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ).

Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) куда существеннее: в определенные сроки исполнить ваши требования.

Так, на возврат денежных средств отведено 10 дней, на обмен некачественного товара – от недели до месяца. Но отправка претензии способом, который позволит впоследствии подтвердить дату такой отправки, крайне важна для того, чтобы подсчитать неустойки (пени), которые начисляются за каждый день просрочки, и для того, чтобы взыскать штраф за неисполнение требований добровольно (а это 50% от присужденных в итоге сумм).

Добрый день. 13.03.2012г. я написала претензию в отделении Сбербанка г.Волгоград ул.Казахская, д.28 по поводу возврата 3000 р., которые банкомат «съел» и выдал мне квитанцию об «ошибке операции» (квитанция банкомата имеется).
В отделении банка (г.Волгоград, ул.Казахская, д.2 сначала отказывались принять мою претензию, мотивируя это тем, что операция была проведена в банкомате другого отделения Сбербанка. Поскольку у меня грудной ребенок, я обратилась в ближайшее отделение банка. После некоторых «препирательств» у меня приняли претензию и сделали ксерокопии паспорта, банковской карты и чека. Пообещали вернуть деньги в 3-х недельный срок.
10.04.2012г. я обратилась на «горячую линию» (8 800 555 5550), где мне сказали, что претензия по моей карте не зарегистрирована, и предложили по-телефону оставить «новую» претензию опять пообещав разобраться в 3-х недельный срок.
14.04.2012г. я вновь обратилась в отделении банка (г.Волгоград, ул.Казахская, д.28), где мне сказали, что они не могут найти никаких документов о том, что мною подавалась претензия.
Считаю, что действия Сбербанка — это обман (три раза назвали разный максимальный срок) и незаконное удержание денежных средств в нарушение ст. 22 Закона о защите прав потребителей (согласно которой возврат денежных средств должен быть осуществлен в течение 10 дней). Полагаю также, что Сбербанк обязан выплатить компенсацию за пользование моими денежными средствами на основании ст. 395 ГК РФ по ставке ЦБ.
Прошу помочь разобраться в данной ситуации.
Дополнение от 17.04.2012 11:41
Вчера (16.04.2012 г.) вновь обратилась в отделение банка (г.Волгоград, ул.Казахская, д.28), опять обещали разобраться — мою претензию найти не могут! В третий раз пришлось объяснять ситуацию! Диалог строится таким образом, что я же еще виновата в том, что в отделении банка не могут найти мою претензию, в том, что написала ее не в том отделении, где установлен банкомат и т.д. Опять стали рассказывать, что претензии отправляются куда-то «вверх». Теперь мне сказали, что такого рода «разбирательство» может занять ДО ПОЛУГОДА! Когда я спросила, чем определяются сроки — мне ответили, что «регламентом», но показать или ясно сформулировать, что это за регламент так и не смогли. На мой вопрос о том, как же ст. 22 Закона о защите прав потребителей и 10 дней на рассмотрение и вынесение решения по претензии — мне заявили, что к банкам это не относится!
Что это за беспредел?

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен

**************************************************

Рассмотренное в настоящей публикации заблуждение не является лжетеорией в прямом смысле и в подавляющем числе случаев специально не пропагандируется, не распространяется. Довольно часто можно услышать от представителей любой из категорий жилищных отношений (будь то потребители услуг, исполнители таких услуг или надзорные органы), что срок рассмотрения исполнителем обращений потребителей и ответов на них составляет 30 дней. В настоящей статье разберемся, откуда взялась эта цифра и каковы на самом деле сроки ответов, установленные действующим законодательством РФ.

Пятнадцать дней

Законодатель отводит 15 дней на получение ответа на претензию по назревающему спору по обжалованию решения об отказе в государственной регистрации фирмы (и организации вообще) или предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛа). Напомним, что обращаться с жалобой по этому поводу необходимо в вышестоящий регистрирующий орган – и только после этого можно обращаться в суд и (или) в соответствующий вышестоящий федеральный орган. Заметим, что речь идет именно об отказе в государственной регистрации, а не об отказе в принятии заявления, например, Р14001 и приложений к нему, подаваемых для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Для оспаривания решения о государственной регистрации досудебный порядок также не предусмотрен.

ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ЖКХ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *