В соответствии со ст. 64 ХКУ предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание.

Итак, при реорганизации (кроме ликвидации) предприятиям предварительно следует определить организационную структуру новых предприятий с указанием структурных подразделений, должностей и количества работников.

После утверждения органами управления предприятиями приказов об организационной структуре новых предприятий, возникающих в результате реорганизации, утверждаются их штатные расписания с указанием количества определенных должностей и штатных единиц, необходимых предприятиям.

Уже после этого реорганизованное предприятие может начинать определение должностей и штатных единиц, в которых потребность на новых предприятиях отсутствует, поэтому они подлежат увольнению по сокращению штата или численности работников.

При полной ликвидации вся численность работников сокращается и весь штат работников ликвидируется.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 40 КЗоТ трудовой договор при реорганизации (ликвидации) может разорвать работодатель только в случае изменений в организации производства и работы – сокращение численности или штата работников.

В частности, постановлением Пленума ВСУ от 06.11.92 г. № 9 определено, что изменением в организации производства и труда признается рационализация рабочих мест, внедрение новых форм организации труда, внедрение передовых методов, технологий и т. п. Этот перечень не является исчерпывающим. К нему можно добавить и усовершенствование производства или уменьшение объема производства продукции либо перепрофилирование предприятия. Главное, чтобы сокращение было обоснованным.

В любом случае при увольнении работников в связи с реорганизацией необходимо придерживаться установленной процедуры сокращения.

Этапы увольнения работников

Руководству предприятия необходимо предусмотреть поэтапное проведение увольнения работников. Для этого следует соблюдать процедуру сокращения и осуществить все его этапы, которые заключаются в следующем.

1. Принять решение о сокращении численности или штата работников. Решение принимается самостоятельно уполномоченным органом управления предприятием, которое реорганизуется.

2. Уведомить профсоюзы о запланированном увольнении при наличии первичной профсоюзной организации на предприятии, а также если работник является членом профсоюза.

Работодатель обязан не позднее чем за три месяца до запланированных увольнений предоставить первичным профсоюзным организациям информацию об этих мероприятиях вместе с информацией о причинах последующих увольнений, количестве и категориях работников, которых это может касаться, сроках проведения увольнений (ч. 3 ст. 22 Закона № 1045).

При этом законодательство требует лишь предупреждение (ст. 494 КЗоТ) профсоюза о предстоящем сокращении численности или штата работников.

Профессиональные союзы имеют право вносить предложения соответствующим органам о переносе сроков или временном прекращении либо отмене мероприятий, связанных с увольнением работников.

В случае если на предприятии нет профсоюза, указанные вопросы желательно согласовывать с выборным представителем от трудового коллектива; следует получить согласие от выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя) на расторжение трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 40 КЗоТ (см. разъяснение Минюста от 25.01.2011 г.).

3. Издать соответствующий приказ о внесении изменений в организацию производства и труда, в котором раскрывается содержание этих изменений, создаются комиссии по проведению ликвидации или реорганизации, которым поручается осуществить мероприятия, связанные с ликвидацией или реорганизацией предприятия.

4. Издать приказ, которым уполномочить отдел кадров или другой отдел предприятия, на который возложено осуществление функции отдела кадров, провести необходимые мероприятия в связи с увольнением работников.

5. Составить и утвердить в установленном порядке новое штатное расписание, определить кандидатов, подлежащих увольнению. При утверждении приказа о внесении изменений в штатное расписание в констатирующей части приводятся обоснования проведения увольнений, а в распорядительной – перечень сокращаемых должностей, ответственных лиц за проведение процедуры сокращения или же о создании специальной комиссии (при необходимости).

Чтобы определить работников, подпадающих под сокращение, необходимо учитывать преимущественное право на оставление на работе.

Напомним, что преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам, имеющим более высокую квалификацию и производительность труда. Для этого могут быть учтены: сведения об образовании, присвоении квалификационных разрядов (классов, категорий, рангов), временном исполнении обязанностей более квалифицированных работников, повышении квалификации, выполнении норм выработки, наличии поощрений за успехи в работе и отсутствии дисциплинарных взысканий и т. п.

При равных условиях производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается категориям работников, указанным в ст. 42 КЗоТ, а также другим категориям работников, если это предусмотрено законодательством Украины и коллективным договором.

При определении кандидатов на сокращение следует выяснить, нет ли среди них лиц, в отношении которых установлены ограничения на увольнение.

Напомним, что могут быть кандидатами на увольнение только при полной ликвидации предприятия:

• беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет (до шести лет – в порядке и случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 179 КЗоТ), одинокие матери при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида (ч. 3 ст. 184 КЗоТ);

• родители, воспитывающие детей без матери (в том числе в случае длительного пребывания матери в лечебном заведении), а также опекуны (попечители) (ст. 1861 КЗоТ);

• работники, которым не исполнилось 18 лет (ст. 198 КЗоТ).

Однако увольнение этих категорий лиц допускается при условии их обязательного трудоустройства.

6. Предупредить работников о предстоящем увольнении не позднее чем за два месяца до сокращения. В соответствии с ч. 1 ст. 492 КЗоТ о предстоящем увольнении работники персонально предупреждаются не позднее чем за два месяца.

Отсчет двухмесячного срока начинается со дня, следующего за днем предупреждения работника о его увольнении (ст. 253 ГКУ).

Законодательством не установлены форма и порядок предупреждения работников о предстоящем увольнении. Его целесообразно оформить письменно в произвольной форме, а ознакомление с таким предупреждением работнику необходимо засвидетельствовать подписью с указанием даты. Например, содержание может быть следующим: «Предупреждаем, что в связи с ликвидацией предприятия в соответствии с решением учредителей ООО «Вегас» от 20.01.2017 г. № 3321 Вы подлежите увольнению 01.04.2017 г. согласно п. 1 ст. 40 КЗоТ» с указанием «Предупреждение получил (дата, ФИО, подпись)».

Если работник отказывается ознакомиться с предупреждением под подпись, то составляется акт за подписью от трех человек, в котором указываются все обстоятельства отказа работника.

Предупреждение необходимо сделать таким образом, чтобы в случае возникновения конфликтной ситуации работодатель мог документально подтвердить факт предупреждения конкретного работника об увольнении и дату, когда это предупреждение было сделано, – не позднее чем за два месяца до увольнения.

Законодательством не предусмотрено изъятие из этого срока времени пребывания его в отпуске или временной нетрудоспособности. В случае несоблюдения срока предупреждения работника об увольнении, если он не подлежит восстановлению на работе по другим основаниям, суд изменяет дату его увольнения, зачислив срок предупреждения, в течение которого он работал (абз. 6 п. 19 постановления Пленума ВСУ от 06.11.92 г. № 9).

По желанию работника после предупреждения об увольнении он может не отрабатывать два месяца. Для увольнения ему следует подать заявление, например, следующего содержания: «Прошу вопрос моего увольнения решить без отработки двух месяцев с… (дата) в связи с… (указывается уважительная причина)». Это не будет нарушением законодательства о труде (см. письмо Главной госинспекции труда Минтруда от 14.04.99 г. № 13-1272).

Одновременно с предупреждением работнику предлагается другая работа на том же предприятии, в учреждении, в организации. В течение двух месяцев с даты предупреждения от работников, существенные условия труда которых изменятся, целесообразно получить письменное заявление о согласии продолжать работу после изменения существенных условий труда или отказ от этого.

Собственнику или уполномоченному им органу следует помнить, что работники в любое время могут изменить свое решение: отменить ранее данное согласие на продолжение работы, отменить ранее заявленный отказ от продолжения работы.

7. Уведомить службу занятости о запланированном массовом увольнении работников не позднее чем за два месяца. В соответствии с ч. 3 ст. 492 КЗоТ и абз. 3 п. 4 ч. 3 ст. 50 Закона № 5067 при запланированном массовом увольнении работников предприятий любой формы собственности, вида деятельности и хозяйствования в связи с изменениями в организации производства и труда, в частности с ликвидацией, работодателем одновременно с предупреждением работников о предстоящем увольнении, то есть за два месяца, представляется в Государственную службу занятости отчет о запланированном увольнении работников. Отчет представляется по форме № 4-ПН. В случае непредставления или нарушения работодателем установленного порядка представления этой отчетности взыскивается штраф в четырехкратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения (ч. 6 ст. 53 Закона № 5067).

8. Оформить увольнение работников. Для увольнения работников следует оформить приказы об увольнении в связи с реорганизацией (ликвидацией) предприятия. С приказами работники обязаны быть ознакомлены под подпись и получить копии (ч. 2 ст. 47 КЗоТ). О получении копии приказа работнику необходимо расписаться на его оригинальном экземпляре, указав дату.

Со дня предупреждения об увольнении до указанного в приказе дня увольнения должно пройти не менее двух месяцев, так как раньше уволить работника без его согласия нельзя.

9. Внести записи в трудовые книжки, выдать их работникам и провести расчет. В трудовую книжку каждого работника вносится запись об увольнении. Например: «Уволен в связи ликвидацией предприятия, п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ».

О дате и причине увольнения (основание) также делается запись в личной карточке работника (типовая форма № П-2). С этой записью работник ознакомляется под подпись с указанием даты.

В соответствии со ст. 47 КЗоТ работодатель обязан в день увольнения выдать работнику надлежащим образом оформленную трудовую книжку и провести с ним расчет.

Согласно ст. 116 КЗоТ при увольнении работника выплата всех сумм, причитающихся ему от предприятия, производится в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то указанные суммы необходимо выплатить не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. О начисленных суммах, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан письменно уведомить работника перед выплатой указанных сумм.

Если выдача трудовой книжки задерживается работодателем, то он будет обязан уплатить работнику средний заработок за все время вынужденного прогула. Днем увольнения в таком случае считается день выдачи трудовой книжки.

Если работник отсутствует на работе в день увольнения, то работодатель в этот день направляет ему почтовое уведомление с указанием о получении трудовой книжки. Пересылать трудовую книжку по почте с доставкой по указанному адресу допускается только с письменного согласия работника.

О получении трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в личной карточке работника (типовая форма № П-2) и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним.

Кроме того, в случае увольнения работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее среднемесячного заработка (ст. 44 КЗоТ). Работникам, относящимся к категории 1 и 2 граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, выплачивается пособие в размере трехкратного среднего месячного заработка (выплата производится за счет предприятия с последующей компенсацией предприятию этих расходов за счет бюджета) (п. 7 ч. 1 ст. 20, п. 1 ч. 1 ст. 21 Закона № 796).

10. Подготовить и передать кадровую документацию в архивное учреждение. При ликвидации или реорганизации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и коммунальных предприятий документы, накопившиеся за время их деятельности, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) правопреемникам в порядке, установленном Министерством юстиции Украины, с сохранением соответствующей формы собственности на указанные документы, а при отсутствии правопреемников – соответствующим государственным архивным учреждениям или другим местным архивным учреждениям (ч. 4 ст. 31 Закона № 3814).

Порядок подготовки и передачи кадровой документации в архивные учреждения определен Приказом № 430/5 и Приказом № 1000/5.

Также на эту тему читайте статьи:

«Прекращение трудового договора при полной ликвидации предприятия»;

«Особенности трудовых отношений при реорганизации».

Шаг 13. Подготовить и выдать работнику по его просьбе заверенные копии других документов, связанных с работой

По письменному заявлению работника работодатель обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ).Например, копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате – справку о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ и справку о среднем заработке за последние три месяца, которая необходима для получения статуса безработного и др. (ст. 62 ТК РФ).

Екатерина Добрикова,
редактор-эксперт портала ГАРАНТ.РУ

Последняя актуализация: 15 марта 2017 г.

Документы по теме:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках»
  • Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»
  • Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
  • Письмо Роструда от 29 июля 2009 г. № 2263-6-1

Шаг 10. Оформить записку-расчет о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником (форма № Т-61)

В последний день работы отдел кадров совместно с бухгалтерией заполняют записку-расчет о прекращении трудового договора с сотрудником (форма № Т-61). На лицевой стороне сотрудник отдела кадров указывает общие сведения о работнике, а также информацию об увольнении и факте расторжения трудового договора. А на оборотной стороне бухгалтер рассчитывает сумму положенной работнику выплаты.

Знакомить сотрудника с запиской-расчетом работодатель не обязан.

Шаг 7. Оформить справку о сумме заработка за два календарных года, предшествовавших увольнению

К последнему дню работы сотрудника бухгалтерия должна оформить справку о сумме его заработка за два календарных года, предшествовавших увольнению. Соответствующая форма утверждена приказом Минтруда РФ от 30 апреля 2013 года №182н.

Шаг 8. Оформить документ, содержащий сведения, которые были направлены в ПФР за период работы сотрудника

В последний день работы бухгалтерия также обязана выдать сотруднику документ, который содержит сведения, направленные в ПФР за период работы сотрудника (п. 2-2.3 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Специальных форм для передачи таких сведений работнику не предусмотрено, поэтому ориентироваться следует на формы, утвержденные ПФР для представления соответствующих сведений ведомству. Например, форма СЗВ-М (утв. постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 г. № 83п), раздел 6 формы РСВ-1 ПФР (приложение № 1 к постановлению Правления ПФР от 16 января 2014 г. № 2п) и др.

Шаг 4. Предложить работнику вакантные должности

Попадающему под сокращение работнику необходимо предложить имеющиеся у работодателя вакантные должности, на которые он может быть переведен (ч. 1 ст. 180 ТК РФ). Перечислить их можно как в уведомлении о сокращении, так и в отдельном документе.

Уведомлять сотрудника о вакансиях нужно неоднократно – отдел кадров обязан предлагать каждую подходящую вакантную должность, которая появляется в компании вплоть до последнего дня работы.

При этом вакансия не обязательно должна предусматривать работу, соответствующую квалификации работника, – допускается предлагать и вакантную нижестоящую должность либо нижеоплачиваемую работу (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Более того, работодатель вправе предложить увольняемому сотруднику временно занять должность работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком (абз 3 п. 3 письма Роструда от 29 июля 2009 г. № 2263-6-1).

Если он соглашается на одну из предложенных вакансий, его переводят на другую должность (ст. 72.1, ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Увольнение в этом случае не производится.

Плюсы и минусы

Конечно, сокращение для работника малоприятная вещь, тем более в период кризиса на рынке труда. Но все-таки у сокращения, в отличие от увольнения по собственному желанию, есть плюс — это выходное пособие, выплачиваемое в размере среднемесячного заработка и сохраняемое за работником как минимум за два месяца.

Для работодателя плюсы очевидны — его инициатива, то есть работник отказаться не может, в дальнейшем оптимизация расходов и сокращение фонда на оплату труда. Однако такая процедура только в дальнейшем уменьшит фонд, так как сама по себе процедура сокращения дорогостоящая.

Массовое увольнение

Для того чтобы работодателю понять, массовое ли у него увольнение, следует обратиться к отраслевым и (или) территориальным соглашениям. Об этом говорит ч. 1 ст. 82 ТК РФ.

Так, например, в Москве, согласно Московскому трехстороннему соглашению на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, критериями массового увольнения считаются показатели численности увольняемых работников организаций, зарегистрированных в городе Москве, с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:

  1. увольнение в течение 30 календарных дней более 25 % работников от общей численности работающих;
  2. увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы;
  3. сокращение численности или штата работников организации в количестве:
  • 0 и более человек в течение 30 календарных дней;
  • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
  • 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

Увольнение работника при смене собственника

Прежде всего стоит отметить, что смена собственника не влечет автоматического расторжения трудового договора с уже работающими работниками.

Категории работников, с которыми трудовой договор может быть расторгнут, и сроки, в течение которых может быть произведено увольнение, ограничены. К работникам, с которыми трудовые отношения могут быть прекращены по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (смена собственника имущества организации), относятся руководитель организации, его заместители и главный бухгалтер.

Срок, в течение которого новый собственник вправе расторгнуть трудовой договор с указанными выше лицами в связи со сменой собственника имущества организации, должен быть не позднее 3-х месяцев со дня возникновения у него права собственности.

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

Если же новый собственник решит провести сокращение, то запуск данной процедуры допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

— фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Кого нельзя сократить

Ст. 261 ТК РФ устанавливает категории лиц, которые не подлежат сокращению. К ним относятся:

  • беременная женщина;
  • женщина, имеющая ребенка в возрасте до 3-х лет;
  • одинокая мать, воспитывающая ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
  • одинокая мать, воспитывающая ребенка в возрасте до 14 лет;
  • другое лицо, воспитывающее указанных выше детей без матери;
  • родитель (иной законный представитель ребенка), являющийся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до 3-х лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.

Более подробно о категориях лиц, которых нельзя сокращать, читайте в статье «6 ситуаций, когда сокращение сотрудника может обернуться судом».

Как и зачем доказывать факт сокращения

Обязанность по доказыванию факта сокращения лежит на работодателе. Запуск процедуры сокращения начинается с принятия решения уполномоченным лицом компании о проведении сокращения.

Такое решение должно быть оформлено письменно. Это может быть, например, приказ генерального директора или протокол совета директоров. На основании этого решения издается приказ об изменении штатного расписания и непосредственно изменяется штатное расписание. Именно эти документы будут являться доказательством проведения сокращения.

Кроме того, поскольку трудовые споры чаще всего возникают уже после увольнения в связи с сокращением численности или штата работников, то судом исследуется и факт того, не был ли после увольнения принят на ту же должность новый работник. В данном случае сокращение может быть признано незаконным («мнимым»). Из этого можно сделать вывод, что факт наличия сокращения можно доказать и отсутствием должности в штатном расписании, действующем на момент рассмотрения спора.

Зачем нужна комиссия по сокращению

Законодательно у работодателя нет обязанности создавать комиссию по сокращению, однако с точки зрения практики ее необходимость не вызывает сомнений.

В первую очередь она нужна для определения категорий работников, которые не подлежат сокращению. Кроме того, работа указанной комиссии целесообразна при оценке преимущественного права. Комиссия по сокращению штата рассматривает представленные сведения на каждого кандидата на увольнение. Принятое решение по работникам, не подлежащим сокращению и имеющим преимущественное право оставления на работе, оформляется письменно — протоколом, решением и т.д.

Комиссия создается с помощью приказа уполномоченного лица. В состав комиссии, как правило, включаются кадровые специалисты, один-два работника, состоящих в профсоюзе (если таковой имеется в компании), и юристы.

Оптимистический показатель?

Фото: /baranq

Эксперты сервиса по поиску работы HeadHunter провели опрос среди 150 работодателей и пришли к выводу, что в этом году лишь 19 процентов компаний сокращали численность штата, основная часть – 49 процентов – сообщила о его увеличении.

Согласно исследованию, оклады россиян выросли в 43 процентах фирм и предприятий. При этом в 53 процентах компаний для сотрудников ничего не поменялось. А про сокращение зарплат сообщил лишь один процент работодателей.

Большинство компаний довольно оптимистично оценивают перспективы 2020 года: 62 процента прогнозируют рост численности персонала, а о возможных сокращениях заявили лишь девять процентов опрошенных.

В Минтруде, в свою очередь, отметили, что не знакомы с методикой исследования экспертов, поэтому прокомментировать прогнозы «не представляется возможным». По данным ведомства, сегодня российский рынок труда находится в стабильном положении – работодателями было заявлено 1,7 миллиона вакансий. Численность зарегистрированных безработных россиян на 1 октября составила чуть более 660 тысяч человек, а уровень безработицы – 0,9 процента. В министерстве предполагают, что в 2020 году показатели останутся в том же диапазоне.

В Минэкономразвития прогнозируют на 2020 год (а также на 2021–2022 годы) уровень безработицы не более 4,7 процента. В августе этого года уровень безработицы в России снизился до нового исторического минимума и составил 4,3 процента от трудоспособного населения (3,3 миллиона человек в возрасте 15 лет и старше), по данным Росстат. При этом в Москве уровень занятости является одним из самых высоких в мире. Об этом рассказали в пресс-службе комплекса экономической политики и имущественно-земельных отношений города.

«Ничего сверхъестественного»

Фото: /pressmaster

Глава комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов пояснил Москве 24, что однозначные выводы по поводу сокращения работников пока делать рано. По его словам, в таком случае у многих может сложиться не совсем корректное понимание ситуации.

«Во-первых, это прогнозный показатель, на который влияют изменения на рынке труда, появление новых технологий и оптимизация процесса. Также передача отдельных функций на аутсорсинг, когда привлекают сторонних специалистов, а свои специалисты сокращаются», – пояснил депутат.

При этом Нилов обратил внимание, что, согласно исследованию, компаний, ожидающих рост численности персонала, больше, чем тех, кто рассказал о сокращениях.

«Только девять процентов работодателей от общего числа опрошенных компаний, кто заявил, что они планируют сократить персонал. При этом чуть более 60 процентов рассказали, что они планируют расширить свой штат», – напомнил Нилов.

Ничего сверхъестественного в этих прогнозах я не вижу… Оптимизация и сокращения происходят регулярно. Такой процесс, как постепенное «раздутие» штата и последующее его сокращение, – это вечная история.
Ярослав Нилов депутат

Парламентарий также пояснил, какие категории граждан вообще не могут попасть под сокращение в компании, если такое вдруг произойдет.

Фото: /boggy22

«Беременные женщины и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком не могут быть уволены в связи с сокращением штата. В Трудовом кодексе РФ прописаны все категории, кого нельзя уволить в связи с их определенным временным статусом», – подчеркнул депутат.

По закону под сокращения не могут попасть в том числе беременные женщины, за исключением случаев, когда компания прекращает работу. Кроме того, матери детей в возрасте до трех лет. Нельзя уволить одинокую женщину, воспитывающую ребенка-инвалида, не достигшего совершеннолетия. То же самое относится к матерям-одиночкам с ребенком младше четырнадцати лет. Нельзя уволить работника, находящегося в отпуске или на больничном. Также с работы не имеют права «выгонять» по причине возраста «предпенсионеров». Однако, по словам экспертов, работодатель может это сделать под каким-то иным предлогом.

Заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков также не думает, что в следующем году произойдут «из ряда вон выходящие массовые сокращения работников».

«Изначально нужно понимать, что данное исследование не относится ко всем секторам экономики. Это опрос только тех людей, которые размещают вакансии на HeadHunter: все-таки определенная выборка, изначально относящаяся к более активной части экономики, где происходят активные процессы как сокращения, так и приема на работу», – пояснил эксперт.

При этом, по его словам, все изменения на рынке труда связаны в первую очередь с состоянием экономики в стране.

Если экономика развивается, то возникают новые рабочие места и наблюдается рост заработной платы. А если экономика испытывает проблемы, то возникают обратные процессы.
Александр Шершуков зампред Федерации независимых профсоюзов России

«Если мы оцениваем ситуацию в экономике в глобальном смысле, то даже по данным Минэконоразвития и Росстата, темпы роста российской экономики находятся в районе примерно одного процента ежегодно», – подчеркнул Шершуков.

Массовое сокращение персонала

Слово «кризис» уже стало даже неким моветоном, однако именно ему мы обязаны тем, что многие предприятия начали судорожно считать и сокращать свои издержки. Большинство пошло по самому простому, но далеко не всегда самому правильному пути уменьшения издержек – начали сокращать штат сотрудников. Некоторые фирмы, действительно, избавились от «балласта», но редко, когда это произошло без потери хороших сотрудников, другие же своими сокращениями сами же создали себе новые проблемы в дополнение к имеющимся. В этой статье мы проследим причины возникшей ситуации, разберём типичные ошибки, совершаемые при массовом сокращении персонала, и найдём правильные решения для этой не простой ситуации.

Зри в корень.

Чтобы понять причину этой ситуации, посмотрим на предкризисные годы: рынок рос, прибыль росла, обычно потихоньку падала рентабельность бизнеса, но на это никто не обращал внимания, так как экстенсивный рост позволял всегда получить ещё больше дохода в абсолютных цифрах. Все наблюдали чудесную динамику бесконечного роста, когда богател каждый: просто одни – быстрее, а другие – медленнее. В такой благодатной ситуации мало, что мешало личным интересам сотрудников развиваться в ущерб интересам фирмы, а подковёрная борьба определяла только, кому именно в пользование достанутся те или иные ресурсы компании. Именно тогда многие менеджеры занимались новыми проектами для своей компании только, чтобы освоить их бюджет – успех часто имитировался, а итоговая результативность иногда даже была ниже допроектной, но это никого не смущало, так как открывались новые горизонты для освоения новых бюджетов. Были даже компании, которые развили бурную деятельность по продаже таким менеджерам эрзац бизнес-продуктов, по-своему заинтересовывая их в совершении сделки, причём такие компании до кризиса были вполне успешными.

В кадровой политике компаний была аналогичная картина, только здесь осваивать надо было фонд оплаты труда, и усиливалась эта тенденция дополнительным стимулом в виде статуса, который получал вновь образовавшийся начальник при создании очередного отдела. При этом подковёрная борьба за фонд оплаты труда была даже меньшей, так как эта ситуация была выгодна всем:

  • рядовой сотрудник становился начальником маленького отдела;
  • его начальник становился начальником департамента с несколькими отделами в подчинении;
  • начальники и сотрудники других подразделений теперь могли выбивать под это необходимость увеличения уже их численного состава;
  • отдел кадров искал всем новых сотрудников и за счёт этого рос сам, превращаясь в очередной департамент;
  • и все вместе имели возможность пристраивать своих друзей и родственников…

Собственно кризис, произошедший во многих компаниях, был ответом тем, кто считал, что можно постоянно потреблять во всё больших объёмах, и при этом, снижать производительность труда.

Руководство многих компаний не зря после кризиса обратило своё внимание на затраты по оплате труда, и не зря сокращения носили столь массовый характер – если бы все эти сотрудники были реально нужны для дела, то их бы не смогли так просто уволить – встала бы вся работа этих компаний, а мы этого не наблюдаем. Однако в самом процессе сокращений действовало слишком много различных факторов, поэтому было много случаев, когда увольнения не принесли положительного эффекта, или даже принесли и отрицательный, создав кризисную ситуацию там, где его до массовых увольнений не было и не ожидалось или причина роста убытков была другой. Теперь благодаря этому ретроспективному анализу причин возникшей ситуации, будет проще понять те ошибки, которые были совершены многими компаниями при увольнениях своих сотрудников.

Самые распространённые ошибки.

LIFO – аббревиатура «Last In First Out» стала эмблемой этих сокращений. Многие менеджеры при увольнениях действовали по принципу: «последним пришёл – первым ушёл», руководствуясь следующими размышлениями: «Раз мы обходились без этих сотрудников всё это время, значит, сможем обходиться и дальше…» – тем более, что в начале кризиса модно было говорить об откате экономики на два-три года назад, и многие восприняли это как необходимость просто сжаться до уровня двух- трёхгодичной давности. Дополнительным доводом в пользу этого решения была возможность безболезненного сокращения недавно пришедших сотрудников, как не прошедших испытательный срок. Однако если смотреть на процесс объективно, то не сложно догадаться, что наверняка из тех, кто пришёл раньше, кто-то был профессионально слабее, пришедших последними, а значит, такое решение ослабило фирму, а не сделало её сильнее, так как средний уровень профессионализма сотрудников в результате упал.

Второй по распространённости, но не по силе ущерба, ошибкой стала «разнарядка» на сокращение, спущенная на уровень начальников подразделений. Высшее руководство понадеялось, что непосредственные руководители подразделений будут лучше знать, кого можно уволить, а заодно попыталось дистанцироваться от увольнения конкретных людей: всё решали начальники внизу, а высшее руководство – формально оставалось «белым и пушистым», при этом сами разнарядки были обычно очень жёсткими и не предусматривали возможность пересмотра. Хорошо, если они были в виде сокращения фонда оплаты труда, а не конкретного количестве штатных единиц для каждого отдела – в таком случае у руководителей подразделений была, по крайней мере, большая свобода манёвра. Однако не обошлось и без злоупотребления ими полученной власти: одни сводили личные счёты, другие выбивали из сотрудников взятки за возможность остаться, третьи применяли принцип LIFO на уровне отдела. А некоторые начальники, вообще, целенаправленно под этот шумок избавлялись от лучших сотрудников, которые могли бы справляться с их обязанностями, но при этом согласились бы работать за меньшее вознаграждение. Так что во всех случаях, когда каждое сокращение не было грамотно взвешено, а сокращали списком, фирма часто теряла, а не приобретала.

Сами же разнарядки при этом составляли обычно по простой и понятной логике: «продажи упали в два раза, значит, каждый отдел нужно в два раза и сократить». Хотя очевидно, что при этом работы у некоторых логистов не уменьшилось, просто цифры в отчётах стали в два раза меньше. К сожалению, об этом задумывались уже постфактум, когда в результате такой неверной тактики, оставшимся сотрудникам вешали дополнительную работу за тех, кого сократили, при этом умудрялись им ещё и заработную плату урезать – кризис, всё-таки. В такой ситуации одни уходили сами, другие оставались, но уже, просто, физически не успевали на том же качественном уровне выполнять весь объём работы за себя и за всех ушедших. В результате уровень сервиса резко снижался, и клиенты, ставшие разборчивыми в кризис, начинали уходить к конкурентам, – нередкой стала ситуация, когда компаниям приходилось даже просить вернуться тех сотрудников, которых сами же месяц назад и сократили.

В некоторых компаниях пошли другим путём – предложили всем своим сотрудникам доказать свою необходимость фирме, предполагая, что все, кто приносят пользу, смогут это сделать, а те, кто ничего не делают – не смогут. Однако, в действительности, всё было иногда с точностью до «наоборот»: некоторые высококлассные лояльные компании специалисты в период кризиса в первую очередь занимались спасением компании, а не своих мест. Зато те, кто «набил руку» в подобных «доказательствах», когда ещё выбивал бюджеты под никому не нужные проекты, теперь все свои навыки использовал для доказательства собственной незаменимости. В результате, происходили увольнения высококлассных специалистов, молча делающих своё дело, а «самый дорогой балласт» в тоже время вполне мог остаться у компании на балансе.

Отдельной ошибкой надо отметить сам процесс увольнения сокращаемых сотрудников. В последнее время стало модным «быстрое увольнение» одним днём по западному образцу – когда к моменту сообщения увольняемому о его судьбе, все необходимые документы уже готовы, и человек окончательно осознаёт, что его уволили, уже вечером дома. Изначальной целью такого увольнения было снижение негативного влияния этого сотрудника на других. Возможно, что это, действительно, работало, когда компания росла, и увольнение коллеги воспринималось другими, как его неудача, а не реальная возможность любого оказаться на его месте. В условиях же кризиса, такие увольнения нагнетают и так тяжёлую атмосферу, в которой работают оставшиеся, так как каждый из них теперь неосознанно примеряет роль уволенного на себя, и от этого лучше работать не начинает. Кажется, что раз сотрудник, боится быть уволенным, то должен работать лучше, однако такой страх может сработать на пользу только в случае, когда человек чётко знает, за какие результаты его могут уволить, а каких будет достаточно для сохранения своего места, да и то, это происходит не всегда. В случае же увольнений по сокращению, оставшиеся сотрудники не чувствуют этой границы, и как бы они не работали, над ними постоянно висит «дамокловым мечом» возможное увольнение. В такой ситуации страх не подгоняет, а, наоборот, тормозит работу.

Как мы видим из разбора ошибок выше – далеко не всегда увольняют худших, часто делая это без каких бы то ни было объяснений, порождая у оставшихся ощущение, что уволить могут в любой момент, любого сотрудника и без каких бы то ни было объяснений: «кризис» – это не объяснение, фирма же не разорена, другие же сотрудники остались работать.

Плюс к этому большинство компаний бросилось на перегонки придумывать способы законного и не очень законного увольнения сотрудников без всякого содержания, и очень преуспели в этом, так как кадровики не занятые сейчас поиском кандидатов, оправдывают свою необходимость компании тем, что таким вот образом увольняют сотрудников, экономя ей «огромные деньги». Пока они сэкономили только на двухмесячной зарплате уволенных сотрудников, да ещё и за вычетом постоянной зарплаты самих кадровиков, но тем самым внедрили оставшимся сотрудникам недоверие руководству компании. Ведь в любой момент без каких бы то ни было выплат их могут выкинуть на улицу, где сейчас найти работу не так просто, как раньше, о чём не забывают напоминать руководители своим подчинённым, чтобы те держались за свои места.

В результате, наличие работы в вашей компании из островка стабильности в этом неспокойном кризисном мире превращается для сотрудника в серьёзный дополнительный фактор нестабильности, и сильные сотрудники начинают смотреть на сторону, туда, где хоть что-то гарантируется, а слабые впадать в депрессию, ожидая скорейшего увольнения – эффективность же работы и тех, и других от этого будет только падать. Уже этого довода достаточно, чтобы действовать иначе при выполнении этой неприятной для всех процедуры. Тем более сокращения без соответствующих выплат ставит оставшихся работников и работодателя по разные стороны баррикад, так как сотрудники перестают идентифицировать себя с результатом своего труда – он нужен руководству – так чего зря перетруждать себя, всё равно не сегодня – завтра уволят.

Верное решение.

Все эти ошибки были описаны столь подробно, чтобы построить верное решение от них, как от обратного. Итак, при необходимости сокращения части персонала вы должны обязательно соблюсти следующие пункты.

  1. Поставить себе чёткую выполнимую цель в изменившихся экономических условиях. Если у вас нет «цели плавания», то «никакой ветер не будет попутным». Если же у компании, или подразделения, в зависимости от уровня вашего руководства, есть цель, то от неё и нужно идти. Да, ресурсы необходимо учитывать: «Какие цели можно реализовать с данными ресурсами?» – но всё-таки лучше идти не от них к цели, а наоборот: «Какие ресурсы мне нужны, чтобы достичь поставленных целей?» Если никакого конкретного целеполагания нет, то его нужно срочно создавать, иначе всё остальное – бессмысленно.
  2. Соответственно, лишние трудовые ресурсы надо определять не через пропорцию сокращения продаж, а через их избыточность для достижения поставленных целей. В одних случаях – это может быть даже дополнительный набор сотрудников, а в других сокращение не части сотрудников из отдела, а целиком упразднение всего отдела, так как на данном этапе, его наличие – не целесообразно.
  3. Если увольнять, то увольнять худших, а не лучших. Мнение непосредственного руководителя, конечно важно, и его обязательно нужно учесть, но есть и другие способы оценки профессионализма персонала – кстати, грамотная кадровая служба, как раз в этой сфере может найти себе достойное применение в кризис. А профессионализм самого руководителя отдела тоже не мешало бы проверить.
  4. Сокращать выбранных сотрудников надо со всеми необходимыми выплатами и помощью в устройстве на новую работу, популярно объясняя им, что это не они плохие, а время плохое. У сокращённых не должно остаться зла на вас – ведь они, скорей всего, найдут себе новую работу в вашей отрасли, вполне возможно, что у ваших поставщиков или клиентов.
  5. До оставшихся сотрудников надо обязательно донести, почему были уволены именно те, кто был уволен, и что остались самые лучшие и самые нужные, и уж их-то увольнять точно не будут – провести сокращение в одну волну возможно, если изначально выработать реальную цель и правильно рассчитать трудовые ресурсы, необходимые для её достижения. В идеале всем не сокращённым сотрудникам можно даже немного повысить зарплату, при наличии такой возможности,– это может быть чисто символическое повышение, но оно даст очень хороший психологический фон, при этом нужно донести до каждого сотрудника, что: «Всех, кого можно было уволить, уже уволили – остались только те, кто приносят фирме реальную пользу, и уж их-то фирма будет холить и лелеять. Сейчас кризис, поэтому значительно повысить зарплату не получится, но, что могли, то сделали. Начнётся рост – вознаграждение станет ещё больше, а пока наша стратегическая цель – …»

При таком подходе операционные расходы на выплаты уволенным сотрудникам и зарплату оставшимся немного вырастут, но это позволит всей компании в эти сложные времена, объединиться вокруг общей цели, решить возникшие проблемы и в итоге выйти из кризиса как из очищающего пламени – здоровой и сильной.

Валерий Разгуляев

Копирование статьи возможно только вместе с этим текстом, с обязательным указанием автора, и ссылки на первоисточник: http://upravlenie-zapasami.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *