Основная цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере. В частности, государство поддерживает инвалидов и молодежь, так как этим категориям граждан труднее всего найти работу. И главным инструментом содействия их занятости является квотирование рабочих мест.

Вопросы квотирования рабочих мест регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.06.2017; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ), Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) и другими нормативными актами, в том числе субъектов Российской федерации.

Например, в Москве данный вопрос регулируется Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014; далее — Закон г. Москвы № 90). Также в Москве действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП; далее — Положение о квотировании), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т. д.). Эти нормативные правовые акты определяют правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест.

Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБЯЗАНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАТЬСЯ КВОТИРОВАНИЕМ

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам.

Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.

Пример
Закон г. Москвы № 90 относит к молодежи:
• несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
• детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, в возрасте до 23 лет;
• выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи.

Пример
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 90, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Однако «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов, если принять на работу молодежь сверх установленной квоты, этот закон не предусматривает.
Таким образом, московский работодатель может обеспечить выполнение квоты только при условии трудоустройства инвалидов, так как сделать это только за счет трудоустройства молодежи нельзя.

О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ И РЕЗЕРВИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО ПРОФЕССИЯМ, НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯЩИМ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ (с изменениями на: 25.08.2017)

ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2004 года N 859

О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ И РЕЗЕРВИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО ПРОФЕССИЯМ, НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯЩИМ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и в целях установления гарантии трудовой занятости инвалидов, проживающих на территории Ярославской области,
(преамбула в ред. Указа Губернатора Ярославской области от 04.04.2012 N 126)
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Установить работодателям, осуществляющим деятельность на территории Ярославской области, численность работников которых превышает 100 человек, квоту для приема на работу инвалидов в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников.
(в ред. Указов Губернатора Ярославской области от 27.05.2014 N 205, от 25.08.2017 N 282)
1<1>. Установить работодателям, осуществляющим деятельность на территории Ярославской области, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, квоту для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников.
(п. 1<1> введен Указом Губернатора Ярославской области от 27.05.2014 N 205; в ред. Указа Губернатора Ярославской области от 25.08.2017 N 282)
1<2>. Определить, что при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
(п. 1<2> введен Указом Губернатора Ярославской области от 27.05.2014 N 205)
2. Утвердить прилагаемые:
— Порядок квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Ярославской области;
— Порядок резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.
(п. 2 в ред. Указа Губернатора Ярославской области от 07.12.2016 N 603)
3. Департаменту государственной службы занятости населения Ярославской области осуществлять контроль за исполнением Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Ярославской области.
(в ред. Указов Губернатора Ярославской области от 04.04.2012 N 126, от 22.08.2013 N 448, от 07.12.2016 N 603)
4. Признать утратившим силу постановление Губернатора Ярославской области от 13.02.1998 N 118 «О некоторых мерах по реализации Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Костина В.Г.
(п. 5 в ред. Указа Губернатора Ярославской области от 25.08.2017 N 282)
6. Постановление вступает в силу с 1 января 2005 года.

Губернатор
Ярославской области
А.И.ЛИСИЦЫН

ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КВОТЫ

Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

Для расчета среднесписочной численности рекомендуем пользоваться указаниями Росстата по вопросам заполнения формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее — форма № П-4) (Приказ Росстата от 01.09.2017 № 566).

Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.

Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

ШАГ 3. ИЗДАТЬ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ О КВОТИРОВАНИИ

Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо.

ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

• копию устава или учредительного договора;

• информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

• данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

ШАГ 5. СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

Какие именно формы необходимо сдавать, уточняйте непосредственно в службе занятости вашего региона.

Например, работодатели г. Москвы ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны предоставлять в территориальное подразделение Отдела квотирования сведения о выполнении установленной квоты по определенной форме.
Предоставлять эти сведения в Москве можно также через «Личный кабинет» Интерактивного портала Центра занятости населения (https://czn.mos.ru/).

Также работодатели обязаны представлять в органы статистики отчет по установленной форме. Форму № П-4 заполняют организации всех видов экономической деятельности и форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства.

В случае непредставления этой формы организацию могут привлечь к ответственности по ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа:

• на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (при повторном нарушении — от 30 000 до 50 000 руб.);

• на организацию — от 20 000 до 70 000 руб. (при повторном нарушении — от 100 000 до 150 000 руб.).

До 1 марта работодатели должны самостоятельно подать или отправить заказным письмом в отделение Фонда соцзащиты инвалидов, в которых они зарегистрированы, отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов за 2016 г. по форме № 10-ПI.
В этой статье рассмотрим, какой норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, как регистрироваться в отделениях Фонда соцзащиты инвалидов, как заполняется и подается отчетность по форме № 10-ПI и какая ответственность за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Норматив рабочих мест

Согласно абзацу первому ст. 19 Закона № 875 для работодателей установлен норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4% среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работают от 8 до 25 человек, – в количестве одного рабочего места.

Работодатели самостоятельно осуществляют расчет количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с нормативом и обеспечивают их трудоустройство.

Порядок расчета среднеучетной численности работников, необходимой для определения количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с нормативом, определен п. 2 Инструкции № 286.

Для обеспечения выполнения норматива работодатели могут осуществлять поиск инвалидов на вакантные места самостоятельно или обратиться за помощью в территориальный центр занятости.

Регистрация в Фонде соцзащиты инвалидов

Предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, у которых по основному месту работы работают восемь и более лиц (далее – работодатели), самостоятельно регистрируются в соответствующих отделениях Фонда соцзащиты инвалидов (далее – отделения Фонда) по своему местонахождению (ст. 19 Закона № 875).

Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, определен постановлением № 70 (далее – Порядок № 70), которым установлена процедура регистрации работодателей в отделениях Фонда.

Новосозданные работодатели, у которых количество работающих, для которых это место работы основное, увеличилось до восьми и более человек, регистрируются в отделениях Фонда до 1 февраля года, следующего за годом создания или увеличения количества работающих.

Работодатели обязаны зарегистрироваться в отделениях Фонда в период с 1 января по 1 февраля текущего года в случае, если в предыдущем году количество работающих, для которых это место работы основное, увеличилось до восьми и более человек.

Регистрация работодателей в отделениях Фонда осуществляется по месту их государственной регистрации в качестве юридических лиц или физических лиц – предпринимателей.

Для регистрации работодатели подают (отправляют заказным письмом) в отделения Фонда соответствующее заявление по форме, утвержденной приказом № 98.

Предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов, подают (отправляют) также копию справки о включении их в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, выданную органом ГФС (далее – справка).

Работодатель, у которого количество работающих, для которых это место работы основное, увеличилось до восьми и более человек или изменилось название или местонахождение юридического лица или фамилия, имя, отчество или место регистрации проживания физического лица – предпринимателя, подает заявление и копию справки в течение 10 рабочих дней после государственной регистрации изменений в учредительные документы.

Работодатели, имеющие обособленные подразделения, вместе с заявлением и копией справки подают (отправляют) сведения о таких подразделениях по форме, установленной приказом № 98.

Хозяйственные объединения, образованные в соответствии со ст. 19 Закона № 875, вместе с заявлением, копией справки подают:

  • копию учредительного договора и/или устава хозяйственного объединения;
  • перечень предприятий, вошедших в состав хозяйственного объединения.

Оригиналы документов предоставляются при подаче заявления. В случае направления заявления по почте копии документов заверяются нотариально.

Датой регистрации работодателя в отделении Фонда считается дата представления им документов, указанных в п. 3 Порядка № 70, а в случае отправления их по почте – дата, указанная на почтовом штемпеле.

Отделение Фонда в течение 10 рабочих дней после регистрации документов отправляет работодателю заказным письмом уведомление о его регистрации.

Регистрация работодателей проводится бесплатно.

В случае если работодатель не зарегистрирован в соответствующем отделении Фонда, но намерен подать отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов (форма № 10-ПI), он может зарегистрироваться перед подачей данного отчета.

Документы, присланные или предоставленные работодателем для проведения регистрации, сохраняются в отделении Фонда в течение трех лет после ликвидации или изменения местонахождения юридического лица или места регистрации проживания физического лица – предпринимателя.

Заполнение и представление отчета

Согласно Порядку № 70 работодатели, у которых по основному месту работы работают восемь и более человек, ежегодно до 1 марта следующего за отчетным года, должны подавать (отправлять заказным письмом) в отделение Фонда по месту их регистрации отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов по форме № 10-ПI (далее – Отчет), утвержденной приказом № 42.

Представление отчета в отделение Фонда в электронном виде не предусмотрено. Вместе с тем представление по форме № 10-ПI представителем работодателя по доверенности не запрещено законодательством.

Адресная часть Отчета и его сетка кодов заполняются работодателями по данным справки из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины.

В строке 01 Отчета отражается среднеучетная численность штатных работников учетного состава за год, определяемая в соответствии с п. 3.2 Инструкции № 286.

В строке 02 отражается среднеучетная численность штатных работников за год, которым в соответствии с действующим законодательством установлена инвалидность.

Физическое лицо, использующее наемный труд, если ему в соответствии с действующим законодательством установлена инвалидность, увеличивает показатель строки 02 на единицу.

В строке 03 отражается количество инвалидов – штатных работников, которые должны работать на рабочих местах, созданных работодателем, в соответствии с нормативом рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов, установленным ст. 19 Закона № 875.

Таким образом, если физическое лицо, использующее наемный труд, является инвалидом, то считается, что оно выполнило норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов и при заполнении Отчета должно отражать себя в строках 01 и 02.

Ответственность за невыполнение норматива

Статьей 20 Закона № 875 установлено, что работодатели, у которых среднеучетная численность работающих инвалидов меньше, чем установлено нормативом, предусмотренным ст. 19 настоящего Закона, ежегодно выплачивают отделениям Фонда административно-хозяйственные санкции (табл.).

Размер административно-хозяйственных санкций для работодателей, где среднеучетная численность работающих инвалидов меньше, чем установлено нормативом

Среднегодовая заработная плата на соответствующем предприятии, в учреждении, организации, в том числе на предприятии, в организации общественных организаций инвалидов, физического лица, использующего наемный труд, за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалидов и не занятое инвалидом

Для работодателей с нормативом рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4% среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год

Половина среднегодовой заработной платы на соответствующем предприятии, в учреждении, организации, в том числе на предприятии, в организации общественных организаций инвалидов, физического лица, использующего наемный труд, за рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалидов и не занятое инвалидом

Для работодателей, у которых работают от 8 до 15 человек

Следует отметить, что положение части первой ст. 20 Закона № 875 не распространяется на предприятия, учреждения и организации, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов.

Суммы административно-хозяйственных санкций работодатели рассчитывают самостоятельно и платят их в отделения Фонда на счета, открытые в органах Госказначейства по месту государственной регистрации, до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива.

В случае нарушения сроков уплаты суммы административно-хозяйственных санкций работодатель уплачивает пеню, которая начисляется в размере 120% годовых учетной ставки Нацбанка Украины, действовавшей на момент уплаты, на полную сумму недоимки за каждый календарный день просрочки.

При этом необязательно, чтобы источником уплаты штрафных санкций работодателя была его прибыль. В случае если работодатель не получает прибыли, сумма административно-хозяйственных санкций уплачивается за счет других источников в соответствии с законодательством.

Кроме того, согласно части второй ст. 1881 КоАП невыполнение должностным лицом, пользующимся правом принимать на работу и увольнять с работы, физическим лицом, использующим наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, непредставление отделениям Фонда Отчета влекут за собой наложение штрафа от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Итак, за нарушение должностным лицом норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также за непредставление им Отчета налагается административный штраф от 170 до 340 грн.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

КоАП – Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X. Закон № 875 – Закон Украины от 21.03.91 г. № 875-XII «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине». Постановление № 70 – постановление Кабинета Министров Украины от 31.01.2007 г. № 70 «О реализации статей 19 и 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине»». Приказ № 42 – приказ Минсоцполитики Украины от 10.02.2007 г. № 42 «Об утверждении формы отчетности № 10-ПI (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» и Инструкции по заполнению формы отчетности № 10-ПI (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов»». Приказ № 98 – приказ Минсоцполитики Украины от 14.03.2007 г. № 98 «Об утверждении форм документов для регистрации работодателей в отделениях Фонда социальной защиты инвалидов и выполнения ими норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов». Инструкция № 286 – Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 г № 286

Одного резервирования рабочих мест для инвалидов недостаточно

В соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов работодатели обязаны (ст. 24 Федерального закона № 181-ФЗ):

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемые по формам, приведенным в Приложениях № 2 и 3 к Приказу Минтруда России от 31.07.2015 № 528н (в ред. от 27.01.2016);
  • предоставлять ежемесячно в службу занятости информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (п. 3 ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

К сведению

Обязанность по созданию специального рабочего места возникает у работодателя с момента установления квоты, но выполнение данной обязанности невозможно без направления к нему для трудоустройства центром занятости либо самостоятельного обращения инвалида, поскольку условия труда создаются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации конкретного инвалида и с учетом его индивидуальных особенностей (Апелляционное определение Омского областного суда от 11.12.2013 по делу № 33-8096/2013).

Первая и третья обязанности по отношению к работникам-инвалидам, как правило, у работодателей сложностей не вызывают. Вопросы возникают относительно создания условий труда для данной категории граждан.

Оснащение (оборудование) рабочих мест инвалидов

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов (ст. 22 Федерального закона № 181-ФЗ). Оснащаются такие рабочие места в соответствии с основными требованиями к такому оснащению.

К сведению

Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности утверждены Приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н (далее — Приказ Минтруда № 685н; действуют с 22.04.2014).

Постановка на учет в Фонде

Численность основных сотрудников – это количество наемных работников без совместителей. А наемные работники – это те сотрудники, с кем заключен трудовой договор.

Как только численность основных сотрудников достигнет 8 человек, работодатель обязан зарегистрироваться в Фонде. Это нужно сделать до 1 февраля следующего года.

Регистрация работодателя в Фонде проводится в соответствии с постановлением КМУ от 31.01.07 г. № 70 «О реализации статей 19 и 20 Закона «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».

Контроль за среднеучетной численностью штатных сотрудников

Ошибкой работодателя может быть неправильный расчет среднеучетной численности штатных работников. Одна из причин – неправильное округление. Чтобы не допускать здесь ошибок, рекомендуем воспользоваться разъяснениями относительно правильности округления как среднеучетной численности штатных работников, так и среднеучетной численности инвалидов (см. совместное письмо Фонда и Минсоцполитики от 26.03.07 г. № 1/6-172).

Также не забывайте, что порядок расчета среднеучетной численности работников, а также инвалидов установлен п. 3.2 Инструкции, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.05 г. № 286 (письмо Фонда от 28.02.07 г. № 1/6-110, далее – Письмо № 1/6-110).

Основанием для такого расчета является Табель учета рабочего времени (см. «Табель учета использования рабочего времени: ответы на актуальные вопросы»).

Не всякий инвалид попадает в квоту

Еще одна ошибка работодателя: неправильное применение норм законодательства и разъяснений Фонда о влиянии на квоту той или иной категории инвалидов. Например, нельзя отнести к квоте инвалидов-совместителей (Письмо № 1/6-110), зато инвалиды-пенсионеры, оформленные по основному месту работы, в квоту попадают (письмо Фонда от 08.09.08 г. № 1/8-89/06).

Наличие справок МСЭК и разные ставки ЕСВ

Допустим, инвалид представил своему работодателю справку МСЭК со сроком действия «бессрочно». Такого работника-инвалида можно считать «идеальным»: он точно входит в квоту, штрафы за ошибку вам не грозят.

А вот если срок действия такой справки имеет конкретную дату, тогда нужен контроль. Например, справка устарела. Но этот момент упустили из виду, инвалида учитывали в квоте, а также применяли пониженную ставку ЕСВ в размере 8,41 % (мы говорим о работодателе-юрлице, так как для работодателя-предпринимателя, к сожалению, не предусмотрено применения пониженной ставки ЕСВ). А когда человек пошел на МСЭК за новой справкой, его там признали здоровым и сняли назначенную ранее группу инвалидности.

Или инвалид затянул с переоформлением справки. В результате срок действия старой справки истек, а новую ему выдали спустя какое-то время. То есть образовался временной разрыв между старой и новой справками.

Еще один важный момент. Согласно п. 7 разд. ІІІ Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Минфина от 20.04.15 г. № 449, работодатели-юрлица могут применять пониженную ставку ЕСВ (8,41 %) с даты получения заверенной копии справки МСЭК. Здесь же сказано, что заверить копию справки обязан сам работодатель. Поэтому не забывайте вовремя заверять копию справки об инвалидности, которую приносит работник.

Следует заметить, что к работодателям-физли­цам применили «кнут»: их уравняли в обязанностях с работодателями-юрлицами относительно соблюдения инвалидной квоты. Но при этом забыли выдать «пряник» в виде пониженной ставки ЕСВ. И поскольку такой работодатель обязан применять ставку 22 %, последствия такого применения он ощутит в виде очередного «кнута». В данном случае речь идет о доначислении ЕСВ до МЗП, поскольку такое доначисление напрямую связано со ставкой ЕСВ 22 % и не относится к ставке ЕСВ 8,41 %.

Теперь скажем об отражении инвалидов в отчетности по ЕСВ. Здесь тоже есть различия, зависящие от того, кто является работодателем. Если работодатель – юрлицо, то в таблице 6 Отчета по ЕСВ (реквизит 9 «Код категории ЗО») необходимо указать 2, а если работодатель – физлицо, тогда надо указать 1. При этом в шапку таблицы 1 автоматически попадет количество инвалидов в отчетном периоде у работодателя-юрлица, а вот работодателю-физлицу необходимо будет вручную проставить количество у него работников-инвалидов.

Киевское городское отделение Фонда в своем письме от 19.06.08 г. № 03-02/280 проводило анализ характерных нарушений требований Закона № 875, выявленных сотрудниками Фонда в ходе проверок. Среди нарушений выделяют такие:

  • работодатели включают совместителей в расчет среднеучетной численности штатных работ­ников;
  • при расчете среднеучетной численности инвалидов указывают фактическую численность (например, тех, с кем в отчетном году были заключены трудовые договоры), а не выводят среднеучетную численность;
  • при расчете среднегодовой заработной платы штатного сотрудника указывают среднемесячную, а не среднегодовую;
  • несвоевременно подают или вообще не подают Фонду отчет по форме № 10-ПІ «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» (подается до 1 марта года, следующего за отчетным).

Креатив-2017, или Очередной «кнут» для работодателей

Гоструда на своем сайте обнародовало проект постановления КМУ «О внесении изменений в постановление КМУ от 31.01.07 г. № 70».

Данным проектом предусматривается, что проверки по вопросам трудоустройства инвалидов будут проводиться инспекцией по труду (вместо инспекторов Фонда).

Но это еще не все. Авторы проекта предлагают кардинально новый механизм определения среднеучетной численности штатных сотрудников.

Так, при расчете должна учитываться полнота отработанного времени для сотрудников с инвалидностью, принятых или переведенных на неполное рабочее время. Таких сотрудников должны включать в среднеучетную численность пропорционально отработанному времени. Это ограничение не коснется случаев, когда работа на условиях неполного рабочего времени рекомендована МСЭК.

Из всего сказанного выше напрашивается следующий вывод. Гоструда решило перетянуть одеяло на себя в части «решения» проблемы численности инвалидов и пополнения бюджета штрафными санкциями. Судя по всему, их проверки (если проект станет законом) будут гораздо результативнее, чем проверки Фонда.

А работодателям стоит задуматься уже сейчас над проблемой выполнения квоты по инвалидам и заранее предпринять необходимые действия. Не забывайте, время летит быстро. Успейте пересмотреть наличие документов, правильность расчета среднеучетной численности сотрудников и инвалидов. В случае необходимости исправьте ошибки и постарайтесь избежать негативных для себя последствий. Перечитайте письма Фонда, в них много полезной информации, из которой вам надо просто сделать правильный вывод.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *