В данном материале предлагаем рассмотреть с нашими комментариями ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА №15, который регламентирует порядок соблюдения водителями режимов труда и отдыха. Стоит помнить, что режим работы водителей регистрирует тахограф. Регистрация происходит путем записи соответствующих режимов на цифровую карту водителя. Контроль соблюдения режимов осуществляют инспекторы ДПС (ГИБДД) или РОСТРАНСНАДЗОР (Федеральная Служба по Надзору в Сфере Транспорта), а также сотрудники Федеральной Службы по Труду и Занятости (РОСТРУД).

Каждое нарушение режима труда и отдыха влечет за собой наложение административного штрафа: ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ — Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Срок привлечения к административной ответственности за нарушения режимов труда и отдыха водителя — не более двух месяцев с момента совершения нарушения.

В КоАП РФ дозволен только один случай, когда данный срок может быть приостановлен. Это ситуация когда лицо, производство в отношении которого ведется, подает ходатайство (в письменном виде) о рассмотрении дела непосредственно по месту его жительства и уполномоченные органы его удовлетворяют. Срок приостанавливается с того момента, когда вынесено постановление об удовлетворении ходатайства и до времени получения материалов по делу судьей, должностным лицом, уполномоченными рассматривать данные материалы. Таким образом, время пересылки документов не входит в давность административной ответственности.

Таким образом получить штраф на каждое нарушение режима труда и отдыха водитель может за последние 2 месяца в случае проведении проверки.

По опыту нашей работы, если взять карту водителя и проверить, там будет примерно несколько десятков действующих нарушений за последний месяц. И это в 99% случаев!!! НЕ ВЕРИТЕ??? Обращайтесь к нам — вместе посмотрим!!!

Как жить дальше?

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ: Как избежать нарушений режимов труда и отдыха на картах водителей? Как соблюдать режимы труда и отдыха водителю? Как удалить нарушения с карты водителя? Каким образом контролировать (проверять) наличие нарушений на картах водителей? Как правильно пользоваться картой водителя и тахографом?

ОТВЕТ:

  • Внимательно ознакомиться с материалами этой статьи и учитывать их в работе.
  • Знать, как правильно пользоваться цифровым тахографом. Об это подробно написано в статье:
  • Регулярно считывать данные с карты водителя. Как это можно сделать написано в статье: Считывание, обработка и анализ данных цифровых тахографов и карт водителей. Правильная организация работы предприятия после оснащения тахографами.
  • Анализировать выявленные нарушения, выяснять причину их возникновения и принимать меры к пресечению появления подобных нарушений в будущем. Анализировать нарушения с карт водителей очень удобно при помощи программы GR.CARDS.

ВНИМАНИЕ АКЦИЯ!

БЕСПЛАТНАЯ ПРОВЕРКА нарушений на картах водителей. Подробнее можно прочитать тут.

ВНИМАНИЕ!!! На картах водителей для цифровых тахографов собирается огромное количество нарушений. Чтобы этого избежать, необходимо ответственным лицам предприятий регулярно считывать данные с карт, анализировать и проводить профилактику нарушений. Для этого удобно использовать программный комплекс GR.CARDS. Программное обеспечение работает по облачной технологии и доступно к использованию с любого компьютера с доступом в сеть интернет.

Предлагаем БЕСПЛАТНУЮ версию программного комплекса GR.CARDS для предприятий!

Программный комплекс позволяет:

  • считывать информацию с любых карт водителей (ЕСТР, СКЗИ и без СКЗИ)
  • хранить считанные данные бессрочно
  • создать неограниченное количество точек считывания информации
  • производить выгрузку данных для предоставления контрольным органам
  • следить за сроками окончания действия карт водителей для цифровых тахографов
  • просматривать историю действий водителей по дням
  • просматривать показания одометра и пробега транспортного средства за любой период времени
  • следить за сроками следующих калибровок тахографов
  • своевременно напоминает о соблюдении сроков считывания
  • следит за состоянием тахографов на предприятии
  • разблокировать карту самостоятельно без общения в специализированные сервисы
  • проводить полный анализ соблюдения режимов труда и отдыха водителями на предмет соответствия норм действующего законодательства

Начать использовать БЕСПЛАТНУЮ версию GR.CARDS прямо сейчас!

Подробнее с возможностями программного комплекса

ВАЖНО!!! НЕ ЗАБУДЬТЕ купить USB считыватель для загрузки данных с карт водителей для цифровых тахографов. Для нормальной работы Вам будет достаточно приобрести недорогое решение smart CARD reader! Купить можно у нас или в любом супермаркете цифровой электроники.

Теперь предлагаем ознакомиться с самим нормативным документом. Представленные ниже комментарии — это сугубо наше личное мнение, если кто то не согласен с подобным трактованием, мы всегда готовы к обсуждению.

Чтобы было более понятно, давайте сразу внесем некоторые пояснения в термины и определения.

У водителя может быть два основных вида деятельности это ТРУД и ОТДЫХ.

ТРУД водителя (далее по тексту будем называть СМЕНА) состоит из совокупности следующих режимов: управление транспортным средством + прочие работы + нахождение в составе экипажа (запасной, второй водитель).

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 20 августа 2004 г. N 15 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Список изменяющих документов (в ред. Приказов Минтранса России от 24.12.2013 N 484, от 13.10.2015 N 299)

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3) приказываю:

Утвердить Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно приложению.

Министр: И. ЛЕВИТИН

Приложение к Приказу Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Список изменяющих документов (в ред. Приказов Минтранса России от 24.12.2013 N 484, от 13.10.2015 N 299)

I. Общие положения

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» <*> (далее — Трудовой кодекс Российской Федерации).

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее — водители).

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, — по согласованию с представительным органом работников.

3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

4. Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей. (п. 4 в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

(КОММЕНТАРИЙ: )

II. Рабочее время

6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. (в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов. (в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается. (п. 13 в ред. Приказа Минтранса России от 13.10.2015 N 299)

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно; (пп. «г» в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей; (в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16. Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем. (в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

19. На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт «б» пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется. (в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт «в» пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт «г» пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт «з» пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя и более водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю. (в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

22. Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей (подпункт «и» пункта 15 Положения) засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. (в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

III. Время отдыха

24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены. (в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Абзац исключен. — Приказ Минтранса России от 24.12.2013 N 484.

При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии — иным представительным органом работников.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11 согласно приложению N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 <1>, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

28. Исключен. — Приказ Минтранса России от 24.12.2013 N 484.

28. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях — с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

29. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода. (в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

Кто и как контролирует режим труда и отдыха водителя

Контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей обязан работодатель. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, должны оборудовать их тахографами. Подробнее о том, на какие автомобили обязательно должны быть установлены тахографы, читайте в нашей статье.

Отвечает за работу с тахографами в организации специально назначенный специалист. Если такого нет, то ответственность ложится на руководителя. Водитель должен знать, как пользоваться тахографом, следить за его работоспособностью в пути и иметь инструкцию.

Если тахограф вышел из строя в пути, водитель должен начать регистрировать режим труда и отдыха вручную: заполнять таблицу на термобумаге тахографа или начертить ее на любом листе бумаги.

Примерно в таком бланке водитель может вручную регистрировать режим труда и отдыха.

Со сломанным тахографом водитель может продолжать движение только в сторону ближайшего сервиса или стоянки. Путь с момента поломки прибора не должен занять более 7 суток. Список мастерских по ремонту и техобслуживанию тахографов в регионах России есть на сайте Росавтотранса.

Проверить, есть ли в автомобиле тахограф и его исправность могут сотрудники ГИБДД и Ространснадзора. За неисправный тахограф или его отсутствие предусмотрены штрафы.

Как оплатить штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя

Оплатить штраф за нарушение режима труда и отдыха со скидкой 50% нельзя. Законом это не предусмотрено. Поэтому важно не допускать нарушений, чтобы не платить большие штрафы.

Найти и оплатить штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя можно на сайтах ГИБДД, Ространснадзора и на портале Госуслуг. Но если у организации большой автопарк и штат водителей, найти и оплатить все штрафы быстрее можно в сервисе OnlineГИБДД: проверять каждый автомобиль и водителя вручную не придется. Проверка ведется автоматически по базе федерального казначейства, в которой содержится информация обо всех штрафах юрлиц и физлиц.

Сервис отслеживает появление новых автоштрафов организации, оповещает о них и сроках оплаты в личном кабинете или по СМС.

Задайте вопрос по статье

Напишите нашему юристу, и он поможет разобраться в автомобильном законодательстве. Рассмотрим спорные ситуации и подскажем, как действовать по закону.

Виды режимов

В соответствии с законодательством о труде различают несколько видов режимов:

  • внутрисменный;
  • суточный;
  • недельный;
  • годовой.

Внутрисменный

Работа в таком формате определяется, учитывая колебания общей работоспособности в течение суток, периоды спадов и подъемов. Он определяет продолжительность смены, обеда, время начала и окончания трудовой деятельности, перерыва на обед, длительность и регулярность перерывов регламентированного характера.

Параметры данного варианта находятся в зависимости от множества факторов, к примеру:

  • нормы, установленные законодателем;
  • отрасль, к которой относится организация;
  • трудовые функции;
  • объем нагрузки;
  • транспортная инфраструктура;
  • величина населенного пункта и др.

Таким образом, при разработке правил труда в сменном формате следует учитывать принципы экономической и социальной разумности.

Суточный

Работа в суточном формате состоит из определенного числа смен в сутки (до шести).

Целесообразность определяется:

  • особенностями в процессах технологий при производстве непрерывного характера;
  • потребностями клиентов (например, круглосуточное дежурство больниц);
  • необходимостью повышения эффективности используемых производственных средств;
  • повышением спроса на выпускаемую продукцию или услуги и т.д.

Недельный (месячный)

Рассматриваемый вариант организации рабочего процесса предусматривает наличие разных графиков и варианты длительности недели:

  • пять дней с двумя выходными;
  • шесть дней с одним выходным;
  • неполная рабочая неделя;
  • неделя в соответствии со скользящими выходными.

Всем сотрудникам даются выходные, то есть еженедельный непрерывный отдых, длительность которого составляет не меньше 42 часов.

Различные категории сотрудников могут трудиться по отличающимся друг от друга графикам.

Годовой

Этот формат устанавливает число дней работы в трудовом периоде, их чередование, длительность, то есть определяет сменяемость рабочих периодов и периодов длительного отдыха.

В случаях невозможности установить продолжительность работы в ежедневном или еженедельном формате вводится суммированный учет труда. Периодом учета станет в таком случае месяц, квартал, иной срок длительностью не больше года в соответствии со ст. 104 ТК РФ. При условии занятости сотрудников во вредных или опасных условиях период учета должен быть не более 3 месяцев. Если определенная длительность работы в течение 3 месяцев не может соблюдаться из-за сезонных или технологических причин, период учета можно увеличивать до года. Внутри периода допустимо увеличение длительности времени работы на протяжении недели, но предельную норму отработки в течение учетного срока превышать нельзя.

Чем определяется

В каждом учреждении определена длительность времени, в процессе которого сотрудники работают, т. е. статьей 91 ТК РФ установлена длительность дня или смены. Так, длительность рабочей недели включает не больше 40 часов.

Глава 16 ТК РФ определяет положения, касающиеся режима труда, глава 18 — отдыха.

В соответствии со статьей 100 ТК РФ наниматель вправе установить трудовой режим с помощью следующих документов:

  • правила, устанавливающие внутренний трудовой распорядок (ПВТР) на основании коллективного договора, иных соглашений;
  • трудовое соглашение (в случае отличия рабочего графика от общеустановленного в учреждении).

Статья 103. Сменная работа

Сменная работа — работа в две, три или четыре смены — вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.

Работа в течение двух смен подряд запрещается.

Статья 101. Ненормированный рабочий день

Ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 105. Разделение рабочего дня на части

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При длительной работе в условиях повышенной температуры существенно увеличивается утомляемость, появляется головная боль, тошнота, головокружение, слабость. Самое опасное по­следствие перегрева – тепловой удар, который может привести к смерти. В условиях пониженных температур нарушается тепловой баланс организма, понижается производительность труда, возникает вероятность несчастного случая на производстве.

Работник имеет право отказаться от выполнения работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности (п. 6 ст. 222 ТК и ст. 11 Закона от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда», далее – Закон об охране труда).

При отказе от выполнения порученной работы по указанным основаниям работник обязан немедленно письменно сообщить работодателю, предоставляющему работу по трудовым договорам, либо уполномоченному должностному лицу нанимателя о мотивах такого отказа, подчиняться правилам внут­реннего трудового распорядка, за ис­ключением выполнения вышеуказанной работы.

Нанимателю необходимо со­блюдать требования к микроклимату рабочих мест.

Согласно ст. 89 ТК наниматель обязан обеспечивать нор­мальные условия для выполнения работниками норм труда, в т.ч. безопасные и здоровые условия труда (соблюдать требования по охране труда, обе­спечить необходимое освещение, отопление, вентиляцию, устранить вредные послед­ствия шума, излучений, вибрации и другие факторы, отрицательно влияющие на здоровье работников).

Требования к оптимальным и допустимым параметрам микроклимата на рабочих местах в производственных и офисных помещениях организаций всех форм собственности установлены Санитарными нор­мами и правилами «Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях» (далее – Санитарные нор­мы и правила); Гигиеническим нормативом «Показатели микроклимата про­изводственных и офисных помещений», утв. постановлением Мин­здрава от 30.04.2013 № 33 (далее – Гигиенический норматив).

Санитарные нормы и правила «Требования к условиям труда женщин» и Гигиенический норматив «Допустимые показатели факторов производственной среды и трудового процесса для жен­щин» утверждены постановлением Мин­здрава от 12.12.2012 № 194.

Обратите внимание на некоторые важные термины.

Допустимые значения параметров микроклимата – минимальные или максимальные значения микроклиматических показателей, установленных по критериям теплового состояния человека на период 8-часовой рабочей смены и не вызывающих повреждений или нарушений состояния здоровья, но способных приводить к возникновению общих и локальных ощущений теплового дискомфорта, напряжению механизмов терморегуляции, ухудшению самочувствия и понижению работоспособности к концу смены.

Среднесуточная температура наружного воздуха – сред­няя величина температуры наружного воздуха по данным метеорологической службы.

Теплый период года – промежуток времени, характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха выше +10 °C.

Холодный период года – промежуток времени, характеризуемый среднесуточной тем­пературой наружного воздуха, равной +10 °C и ниже.

К показателям, характеризующим микроклимат, относятся: температура воздуха, температура поверхностей, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, ин­тенсивность теплового облучения, тепловая нагрузка среды.

Исходя из п. 7 Санитарных норм и правил в местах пребывания работников в течение смены в зависимости от характеристики выполняемых работ по ин­тенсивности энергозатрат (приложе­ние 1 к Санитарным нормам и правилам) должны поддерживаться оптимальные или допустимые значения параметров микроклимата в соответствии с таблицами 1 и 2 Гигиенического норматива.

Требования к организации работы при температуре воздуха выше или ниже допустимых величин установлены главой 3 Санитарных норм и правил.

Так, при температуре воздуха выше или ниже допустимых величин наниматель наравне с использованием мер защиты от воздействия температуры воздуха должен принимать меры организационного характера по регулированию времени пребывания работников в этих условиях в соответствии с таблицами 10 и 11 Гигиенического норматива (п. 22 Санитарных норм и правил).

Согласно п. 23 Санитарных норм и правил среднесменная температура воздуха, при которой работник находится в течение смены на рабочем месте и местах отдыха, не должна выходить за пределы допустимых значений температуры воздуха, указанных в таблице 2 Гигиенического норматива для соответствующих категорий работ.

Среднесменная температура воздуха должна рассчитываться по формуле, которая приводится в п. 24 Санитарных норм и правил.

При температуре воздуха выше или ниже допустимых значений относительная влажность, скорость движения воздуха, интенсивность теплового облучения на рабочих местах должны соответствовать в зависимости от категории работ допустимым значениям, приведенным в таблицах 2 и 6 Гигиенического норматива.

Практические рекомендации

Если допустимые микроклиматические условия превышены (сильная жара или сильный холод), работнику необходимо выполнить ряд действий.

1. Написать на имя нанимателя заявление, что работник покидает рабочее место в связи с тем, что превышена или понижена допустимая температура воздуха. При этом необходимо сослаться на Закон об охране труда и Гигиенический норматив.

2. В присутствии свидетелей произвести замер температуры и составить акт. Об измерении температуры тре­буется уведомить нанимателя. Воз­можно, в такой ситуации наниматель примет необходимые меры. На­пример, сократит продолжительность рабочего дня (смены).

3. Если наниматель не принимает никаких мер, самостоятельно обратиться в центр гигиены и эпидемиологии района (города) с целью вызова специалистов для проведения замеров показателей микроклиматических условий.

Согласно ст. 16.8 КоАП нарушение требований санитарных норм и правил, гигиенических нормативов может по­влечь штраф в размере до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до 200 базовых величин, а на юридическое лицо – до 500 базовых величин.

С целью обеспечения охраны труда при выполнении работ при повышенных (пониженных) температурах наниматель:

– может установить работникам над­бавки за работу в условиях повышенных или пониженных температур;

– должен установить работникам дополнительные специальные перерывы;

– должен обеспечить работникам наличие санитарно-бытовых помещений для обогрева и (или) отдыха от жары.

Надбавки за работу при повышенных / понижен­ных температурах

«Нормальные условия труда» в большинстве случаев – оценочная категория. Трудовое законодательство не обязывает нанимателя устанавливать работникам надбавки за работу при повышенных или пониженных температурах. Такие виды надбавок наниматель может установить в своих локальных нормативных правовых актах (коллективном договоре, положении об оплате труда и др.) исходя из экономических воз­можностей и желания дополнительно стимулировать работников к труду.

Пример записи в ЛНПА

Положение об оплате труда ООО «Яркий город»

п. 5.12. Установить работникам, выполняющим работы по настройке, ремонту и тех­нологическому обслуживанию оборудования вне помещений заказчика на открытом воздухе, при повышенных или пониженных температурах надбавки в следующих размерах:

– при температуре воздуха свыше +28 градусов – 0,5 базовой величины за полный рабочий день;

– при температуре воздуха ниже -20 градусов – 0,5 базовой величины за полный рабочий день.

При работе в таких условиях неполный рабочий день надбавка рассчитывается пропорционально отработанному времени. При этом полная продолжительность рабочего дня для расчета надбавки составляет 8 часов.

Наниматель может установить над­бавку на конкретный период (сезон). На­пример, работникам ремонтной бригады, выполнявшим ремонтные работы на открытом воздухе в период с 1.12.2016 г. по 28.02.2017 г., в размере 10% от долж­ностного оклада работника.

Такие виды надбавок наниматель вправе установить приказом.

Дополнительные специальные перерывы

В соответствии со ст. 135 ТК работникам, выполняющим работы на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях зимой, а также отдельные виды работ, наряду с перерывом для отдыха и питания предоставляются дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (перерывы для обогревания, отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах). Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются правилами внутреннего трудового распорядка и (или) кол­лективным договором.

Для указанных работников наниматель обязан устанавливать режим работы, исключающий причинение вреда их жизни и здоровью при сильной жаре и сильном морозе.

Время и конкретная продолжительность таких перерывов указывается в ЛНПА. Чем ниже температура зимой или чем сильнее жара летом, тем чаще работникам должны предоставляться дополнительные перерывы. Необходимо также учитывать утомляемость работников в зависимости от вида выполняемых работ.

При составлении такого ЛНПА нанимателю необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по определению нормативов времени на отдых и личные надобности работников в отраслях экономики, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.09.2005 № 125.

Оптимальная длительность одного перерыва на отдых составляет для работников большинства массовых профессий 5–10 мин. При меньшей длительности недостаточно восстанавливается работоспособность, а при слиш­ком длинных перерывах нарушается рабочая установка (рабочий динамический стереотип).

Специальные перерывы, предоставляемые работникам на основании ст. 135 ТК, включаются в рабочее время и могут использоваться работниками только по прямому назначению. Работники не вправе использовать такой вид перерыва по своему усмотрению (отлучаться с работы и др.).

Санитарно-бытовые помещения для обогрева и отдыха работников

Согласно ч. 1 ст. 231 ТК наниматели оборудуют с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогрева, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и др.), оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организуют питьевое водоснабжение.

Такие помещения необходимы работникам для отдыха от летнего зноя и обогрева при минусовых температурах. В цехах с избытком тепла работники обеспечиваются подсоленной газированной или минеральной водой. Нормы обеспеченности и требования к указанным помещениям, устройствам и сред­ствам устанавливаются соответствующими нор­мативными правовыми актами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами, по охране труда.

Санитарно-бытовые помещения оборудуются нанимателем в зависимости от вида деятельности организации. Наниматель также обязан обеспечить надлежащее функционирование таких помещений.

Основные требования к названным помещениям содержатся в ТКП 45-3.02- 209-2010 «Административные и бытовые здания. Строительные нормы проектирования», утв. приказом Мин­стройархитектуры от 15.07.2010 № 267.

Требования к территории и раз­мещению, содержанию и эксплуатации оборудования и помещений, водоснабжению, водоотведению, освещению, мик­роклимату, условиям труда работников в действующих, проектируемых, строящихся и реконструируемых организациях, осуществляющих строительную деятельность, и организациях по производству строительных материалов, изделий и конструкций установлены Санитарными нормами и правилами «Требования к организациям, осуществляющим строительную деятельность, и организациям по производству строительных материалов, изделий и конструкций», утв. постановлением Минздрава от 30.12.2014 № 120.

Автор публикации: Алексей ШТЕЙНЕР, юрист, специалист по трудовому законодательству

Главная / Социальная сфера / Органы социальной защиты / Охрана труда

О несчастном случае со смертельным исходом при лесозаготовительных работах

Начальник Мозырской межрайонной инспекции труда Гомельского областного управления Департамента государственной инспекции труда: Задорожный Алексей Павлович

Заместитель начальника: Репник Иван Васильевич

Телефон: (80236) 23-47-60, 23-49-88, факс:23-41-76

Адрес: 247760 ул.Интернациональная, 109, город Мозырь

Заседания комиссии Мозырского райисполкома для проверки знаний по вопросам охраны труда проводятся ежемесячно каждый 3-й четверг месяца (по заявлениям).

ЗАЯВЛЕНИЕ подается в управление по труду, занятости и социальной защите Мозырского райисполкома (г. Мозырь, ул. Советская, 114, каб. 9).

Информацию о порядке, сроках обучения и проверке знаний можно получить по телефону: 24-76-13.

Управление по труду, занятости и социальной защите Мозырского райисполкома напоминает, что в соответствии с действующим законодательством руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты, руководители (специалисты) служб охраны труда, члены комиссии организаций без ведомственной подчиненности, наниматели – физические лица (индивидуальные предприниматели) проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов, не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже одного раза в три года.

Нормативные правовые акты по охране труда
Государственная статистическая отчетность
О работе по реализации государственной политики в области условий и охраны труда
Проекты нормативных правовых актов
Разъяснения законодательства
Экзаменационные билеты для проверки знаний руководителей и членов комиссий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству Республики Беларусь, по вопросам охраны труда
Новые нормативные правовые акты, принятые в целях реализации Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» в редакции Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года
Реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей),аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011 (информационные материалы
Всемирный день охраны труда
Рекомендации по улучшению условий и охраны труда в организациях на основе коллективных договорных отношений
Рекомендации о проведении смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда
Информация о наиболее часто допускаемых нарушениях законодательства о труде и об охране труда при проведении проверок в организациях, расположенных на территории Мозырского района, государственными инспекторами труда Мозырского межрайонного отдела Гомельского областного управления Департамента государственной инспекции труда

Охрана труда

28 апреля 2020 года Всемирный день охраны труда «Остановить пандемию: Охрана труда может сохранить жизни»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *