Для иностранных граждан действуют особые правила трудоустройства на территории России. Приезжим из ряда стран для трудоустройства необходимо приобрести официальное разрешение – патент. Без него невозможно получить рабочее место законным образом: если выясниться, что на предприятии работают нелегальные мигранты, руководству компании и самим нарушителям придется заплатить штраф (а в некоторых случаях иностранцев и вовсе депортируют на родину).

Процесс получения бумаги несложен, однако стоит помнить, что право на оформление документа есть только у миграционной службы. Многочисленные посредники, обещающие выдать заветную карточку едва ли не в день обращения, чаще всего продают поддельные бумаги, которые не имеют какого-либо статуса и юридической силы, а значит, не освобождают от штрафных санкций.

Основные сведения об использовании патента

По закону все лица, прибывающие из Абхазии, Азербайджана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины с целью получения рабочего места, не могут трудоустроиться в России без специального разрешения со стороны миграционной службы. Этот документ и есть патент – небольшая карточка, в которую занесены основные данные об иностранном гражданине:

  • реквизиты самого документа и бланка, на котором он отпечатан;
  • личные данные иностранца;
  • наименование региона, в пределах которого гражданин может трудоустроиться;
  • разрешенный вид деятельности.

Патент дает право трудоустраиваться в компании, имеющие лицензии или иные разрешения на использование труда мигрантов. С патентом нельзя устроиться к ИП, но можно работать в хозяйственных и фермерских организациях.

Сроки приобретения патента

После пересечения границы России и прибытия в один из городов нашей страны, иностранцы обязаны проинформировать ФМС о своем визите, зарегистрироваться и сообщить о намерении получить работу. На это по закону отведено 7 суток. В дальнейшем у иностранного гостя есть еще 30 дней для подачи заявки в соответствующие органы для получения разрешения.

Если сроки, оговоренные законом, были нарушены, миграционная служба вправе выписать иностранцу штраф. При этом факт выплаты штрафа не отменяет необходимость оформления патента для трудовой деятельности.

Обычно разрешение на трудоустройство можно забрать через 10 дней после подачи заявления. Срок действия официальной бумаги 1 год (при этом каждый месяц документ придется продлевать). Оплатить стоимость документа можно сразу полностью или частями ежемесячно.

Просроченный патент дает государство право на применение санкций:

  • Отсутствие пролонгации документа в Москве или СПБ, а также Московской и Ленинградской области, наказывается штрафом в размере от 5 до 7 тысяч рублей и последующую депортацию мигранта.
  • Аналогичное нарушение в любом другом субъекте РФ – штраф от 2 до 5 тысяч рублей без депортации.
  • В адрес работодателя-должностного лица выписывается штраф в размере от 35 до 70 тысяч рублей.
  • Работодатель-юридическое лицо наказывается приостановкой работы компании на срок от 2 недель до 3 месяцев.

Если на предприятии обнаружен мигрант с просроченной лицензией, необходимо:

  • попросить работника написать заявление об увольнении;
  • сообщить в УФМС о вскрытом факте нарушения сроков лицензии (это позволит избежать санкций).

После продления патента мигранта можно вновь принять на работу.

Срок действия патента

Порядку оформления, переоформления и выдачи патентов посвящена статья 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Пункт 5 этой статьи указывает, что он выдается на срок от 1 до 12 месяцев. Если он выдан на срок менее 12 месяцев, в пределах этой длительности его владелец вправе автоматически продлевать его действие, внося очередные авансовые платежи.

Общий срок действия не превышает 1 год.

Патент допускается единожды переоформить, подав соответствующее заявление незадолго до окончания действия. Выданная взамен старой бумага действует не более года.

Кто и для чего проверяет действительность

Патент — это документ, с помощью которого иностранный гражданин, прибывший из государства, с которым у Российской Федерации установлен безвизовый режим пересечения границы, получает возможность официально трудоустроиться и работать в России. Это один из видов разрешений на работу в РФ. Российские компании вправе нанимать на работу только тех иностранцев, которые обладают этой бумагой, поэтому проверить патент иностранного гражданина на действительность обязан любой работодатель перед оформлением нового работника в штат.

Установлением подлинности в компании обычно занимаются:

  • руководитель;
  • либо сотрудники отдела кадров;
  • либо юрист компании;
  • либо любой другой сотрудник, которому поручена эта деятельность.

Помимо самих работодателей, этим занимаются и органы миграционного контроля, которые проводят проверку в организациях с целью выявить факт нелегального привлечения к труду иностранцев.

Знать о том, как проверить подлинность патента иностранного гражданина, следует и самому иностранцу, особенно если он оформлял его не самостоятельно, а нанял для этого специализированную организацию. Важно помнить, что оформлять такие документы вправе только уполномоченные конкретным субъектом РФ организации. Деятельность компаний, не обладающих официальным статусом, нелегальна. Более того, они часто обманывают своих клиентов и предоставляют им подделки.

Проверка действительности требуется еще и когда его владелец не уверен, внесен ли очередной платеж или зачислен ли он. При отсутствии платежа бумага аннулируется автоматически, и работа по ней невозможна.

Бумага не только сообщает о наличии или отсутствии у лица права легально работать в РФ. Она позволяет проверить ИНН по патенту иностранного гражданина: на лицевой стороне документа указываются реквизиты паспорта иностранца. Этот номер следует ввести в сервисе по установлению ИНН на сайте ФНС РФ, заполнить остальные поля и запросить ИНН.

Что делать, если документ недействителен

Если в ходе проверки окажется, что предоставленная бумага является поддельной или аннулирована, работодателю следует:

  • отказаться от найма этого иностранца. Найм иностранных граждан без разрешения на работу — административное правонарушение, за него грозит штраф;
  • изъять бумагу до выяснения обстоятельств;
  • сообщить в подразделение по вопросам миграции МВД РФ о выявленном факте, а затем следовать полученным от них указаниям.

Если документ не готов вовремя

Миграционные службы обычно соблюдают временные нормативы. Если вам удалось проверить статус готовности патента, вы не укладываетесь в срок (не по вине миграционной службы), есть два варианта:

  • выехать за границу за новой миграционной картой, чтобы после возвращения 30 дней начали отсчитываться снова;
  • уплатить административный штраф за нарушение сроков в размере 10–15 тысяч рублей и подать документы без выезда.

Сроки изготовления патента

Трудовому мигранту на оформление разрешения на работу отводится 30 дней со дня въезда в РФ. За это время иностранный гражданин:

  • проходит медкомиссию;
  • сдает экзамен в форме тестирования;
  • собирает пакет документов для получения разрешения;
  • подает его в территориальное Управление по вопросам миграции (УВМ ГУ МВД).

Ограниченные сроки делают важным наличие возможности проверить, патент готов или нет, — фактические сроки готовности иногда отличаются от нормативных. По закону оформление занимает 10 рабочих дней с момента принятия всех необходимых документов (ст. 13.3 закона №115-ФЗ от 25.07.2002). Первый личный визит за разрешением бывает неудачным, например из-за долгого ожидания результатов медицинского обследования. Государственные органы для удобства граждан сформировали систему оповещения и проверки готовности. Оповещение по СМС приходит на телефон заявителя только после оформления и является официальным извещением ведомства о возможности оплатить и забрать документ.

В соответствии с указом президента №274 от 18 апреля 2020 года в период с 15 марта по 15 июня 2020 г. включительно работодатели вправе привлекать и использовать в качестве работников иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не имеющих патентов.

Объясните мигранту

Мигрантам, которые с 15 марта по 15 июня приостанавливали оплату своих разрешительных документов, нужно снова начать их оплату.

Для этого нужно учесть приостановление сроков и определить правильный день.

Так, если мигрант перестал платить за патент после 15 марта, то документ будет действовать некоторое время и после 15 июня.

Какой определить этот срок, поясним на примере.

Пример. Как рассчитать оставшийся срок действия патента

Предположим, иностранный работник работает по патенту, который был у него оплачен до 20 марта. С 15 марта по 20 марта оплаченный период составляет 5 дней. Продлевать патент (платить фиксированный взнос) работник должен был 21 марта.

К 16 июня прибавляем 5 дней (число оплаченный дней, которые приходятся на период с 15 марта по 15 июня 2020 г.). Получаем 21 июня.

Продлевать действие патента иностранному работнику нужно с 21 июня 2020 г.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Как получать патенты гражданам, приехавшим в Россию в безвизовом порядке

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Подключить бератор

Проверка действительности патента

Проверка патента на действительность – процедура, позволяющая установить подлинность выданной мигранту бумаги и избежать наказаний за просрочку или отсутствие этой бумаги (в случае, если приобретенный через посредников документ оказался подделкой).

Чтобы определить статус патента онлайн, достаточно зайти на сайты УФМС или МВД. В специальном разделе можно ввести реквизиты и данные с патента в поля формы, после чего система выдаст результат: действителен ли патент, и не было ли факта подделки.

Если зайти на официальный сайт невозможно, статус патента легко проверить по базе УФМС через миграционный центр – специалисты введут данные документа в программу и в считанные секунды получат результат.

Алгоритм проверки на сайте МВД

Чтобы выполнить проверку, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Перейти на официальный сайт МВД, в раздел Сервисы.
  2. В первом поле («Вид сервиса») выбрать пункт «Патент».
  3. Заполнить серию и номер документа, а также реквизиты банка. В первом случае все данные находятся на лицевой стороне карточки, во втором – на оборотной.
  4. Ввести паспортные данные (серию и номер).
  5. Заполнить – буквенно-цифровой код с картинки.
  6. Отправить запрос путем нажатия одноименной кнопки.

Данные по патенту будут предоставлены через несколько мгновений (зависит от скорости интернет-подключения).

Алгоритм проверки на сайте УФМС

Данный сервис не требует заполнения множества полей, поэтому более удобен в обращении. Для проверки патента онлайн достаточно:

  • В окно большого размера ввести реквизиты документа с лицевой стороны.
  • Указать реквизиты паспорта мигранта (без пробелов между серией и его номером).
  • Выбрать страну, гражданином которой является приезжий.
  • Ввести код проверки и нажать на кнопку «Проверить».

Проверка через по базе УФМС при личном визите

Работодатель или работник могут обратиться в миграционную службу, чтобы удостовериться в подлинности документа. Как правило, такой способ проверки занимает гораздо больше времени, чем использование онлайн-сервисов.

Для выполнения запроса достаточно обратиться к сотруднику миграционного центра, предоставив оригинал патента (или его копию с двух сторон). Важно, чтобы реквизиты документа хорошо считывались. Сама проверка занимает не более 1-2 минут.

Как проверить

Визуально определить, поддельный или легальный бланк, несложно. Обратите внимание на то, как выглядит и как оформлена бумага:

  • документ оформляется на официальном бланке с печатью выдавшей его госструктуры. На нем размещены водяные знаки и флаг РФ;
  • на лицевой стороне бланка указываются Ф.И.О. мигранта, размещается его фотография;
  • серия и номер указаны на фронтальной части;
  • на оборотной стороне содержится информация о том, где и каким ведомством выдан документ.

Второй способ, как можно проверить, действует патент или нет, — детектор банкнот. Если у вас есть такое устройство, используйте его: при проверке подлинности проявятся полосы зеленого цвета на лицевой стороне и надпись «МВД РФ» — на оборотной.

Как гарантированно получить подлинный документ?

Очень часто в Интернете, на досках объявлений можно встретить публикации, где неизвестные лица обещают оформить патент буквально за несколько часов. Нередко там же содержатся уверения в законности и надежности такого способа, а также гарантии подлинности документа. Однако все подобные сообщения – это мошенничество.

Уберечься от обмана просто: достаточно оформлять все бумаги официально, в созданных для этих целей подразделениях. Например, выдачей патентов занимается исключительно миграционная служба.

Работодателям же эксперты рекомендуют внимательно проверять все патенты, чтобы избежать неприятных ситуаций в дальнейшем. Если нет возможности провести проверку через сервисы, можно воспользоваться визуальным методом: если на бумаге нет водяных знаков и голографической защиты, то на руках, скорее всего, подделка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *