С 1 апреля 2019 года многое изменилось в профессиональном стандарте для бухгалтеров. Добавились новые специальные категории и обязательное обучение для таких специалистов. Как быть со всеми этими обновлениями работодателям – читайте в статье.

Новый профстандарт для бухгалтера

С апреля 2019 года применяется обновленный профессиональный стандарт бухгалтера. Для этих работников появились новые уровни и требования: к образованию, к навыкам для каждой ступени, необходимость повышать квалификацию. В этой статье рассмотрим основные изменения, а также как это новшество может повлиять на малый и средний бизнес.

В каких случаях применяется профстандарт

Обязательно пользоваться новым профстандартом нужно тем работодателям, для которых есть установленные требования к бухгалтеру. Полностью эти лица перечислены в пункте 4 статьи 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «?О бухгалтерском учете»?.

Речь идет, в частности, об открытых акционерных обществах, банках, страховых компаниях. Для остальных компаний применение нового профстандарта – дело добровольное. Положениями указанного документа можно воспользоваться, например, разрабатывая должностную инструкцию для бухгалтеров или программы, по которым будет проводиться аттестация сотрудников. Однако проверить, насколько бухгалтер соответствует новым требованиям, будет нелишним. Ведь чем выше уровень бухгалтера, тем ниже вероятность ошибок в учете и при уплате налогов.

Что поменялось

Основные изменения профстандарта для бухгалтеров такие:

В старом стандарте не было требований о повышении квалификации. С 2019 года повышать квалификацию придется. В рамках нового профстандарта придется переучиваться минимум 1 раз в 3 года по программам, по которым повышают квалификацию аудиторы. А в течение года нужно освоить минимально 20 часов обучения. Принимают экзамен, который подтверждает соответствие бухгалтера требованиям профстандарта, только специализированные центры оценки квалификаций.

Введены новые квалификации. До этого высшей квалификацией была шестая, которой соответствовала должность главного бухгалтера. Новый стандарт вводит седьмой и восьмой уровни.

Теперь все уровни квалификации бухгалтера выглядят так.

Пятый уровень классификации соответствует должностям бухгалтера, бухгалтера II категории, бухгалтера I категории.

Опыт работы не нужен. Требуется проработать минимум год, чтобы выйти на следующую категорию. Достаточно среднего профессионального образования, но нужно будет проходить переподготовку.

Шестой уровень квалификации.

Должности – главный бухгалтер, начальник отдела бухгалтерского учета.

Опыт работы – минимум пять лет в бухгалтерской и финансовой сфере, если у человека высшее образование, не менее семи лет, если образование среднее.

Нужно проходить повышение квалификации не менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов каждый год.

Навыки – умение выявлять коррупционные риски в компании, внедрять меры против коррупции. Уметь составлять консолидированную отчетность необязательно.

Седьмой уровень квалификации

Должности – главный бухгалтер и начальника отдела бухучета.

Опыт работы — не менее пяти лет в финансовой и бухгалтерской сферах в должности руководителя.

Образование высшее – магистратура или специалитет (профильное или непрофильное + программа профессиональной переподготовки).

Нужно проходить обучение не менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов каждый год.

Нужно знать, в частности, программы для бухучета, как составлять и представлять отчетность компании с обособленными подразделениями, финансовый анализ и контроль, управленческий учет и др.

Наивысший уровень квалификации — восьмой.

Это также главный бухгалтер, начальник отдела бухучета и начальник управления консолидированной финансовой отчетностью. Образование высшее — магистратура или специалитет (профильное или непрофильное, плюс программа профессиональной переподготовки).

Опыт работы с отчетностью и аудиторской деятельностью пять и более лет работ из последних семи лет работы. При наличии высшего образования в области бухучета и аудита – не менее трех лет из пяти.

Требования к обучению те же, что и в предыдущей категории.

Навыки в области:

  • управления маркетингом, рекламой и бизнес-процессами с применением технологий, организации работы по совершенствованию клиентского сервиса;
  • работы с заказчиками услуг по бухучету и налоговому учету;
  • организации обучения и повышения квалификации персонала в области консультирования;
  • стратегического планирования, финансового менеджмента.

Что нужно делать бухгалтерам в связи с принятием профстандарта

Чтобы стать бухгалтером, теперь нужно получить как минимум среднее образование. Опыт работы не обязателен.

Однако, чтобы повысить свою категорию, опыт работы нужен. На повышение можно претендовать не раньше, чем через год работы по специальности.

Также появились дополнительные требования к должности главного бухгалтера. Чтобы работать на этой позиции, должен быть шестой, седьмой или восьмой уровень квалификации. Главный бухгалтер седьмого и восьмого уровней обязан иметь высшее образование и проходить программы повышения квалификации.

Что делать руководителям

Введение нового профстандарта – достаточно тревожный звонок для бизнеса, которому за это придется заплатить двойную цену.

Во-первых, речь может идти о предстоящих расходах на повышение квалификации бухгалтера. Вероятнее всего, это мероприятие будет оплачивать работодатель

Во-вторых, это возможное увеличение зарплаты. Бухгалтер, повысивший свою квалификацию, может попросить увеличить его вознаграждение.

И то, и другое – это рост затрат компании.

Причем изменения в профстандарте могут коснуться не только тех организаций, для бухгалтеров которых стандарт является обязательным. Руководители средних и малых предприятий, возможно, тоже захотят, чтобы их бухгалтеры соответствовали профстандарту. Дело престижа, как-никак. Это желание может обойтись в достаточно круглую сумму.

Все это может заставить собственника бизнеса подумать, нужен ли ему такой дорогой бухгалтер и чем можно его заменить.

Передать свою бухгалтерию сервису «Моё дело» по ведению бухучета на аутсорсинге, значит доверить ее команде профессионалов высочайшей квалификации без лишних расходов и головной боли.

Кто обязан внедрить новый профстандарт 2019 для бухгалтеров?

Скажем сразу – законы не требуют, чтобы каждый бухгалтер в каждой организации соответствовал требованиям профстандарта.

Подтверждение – статья 195.3 Трудового кодекса РФ. В ней говорится, что применять профстандарт работодатели обязаны в тех случаях, когда требования к специалистам прописаны в законах и других нормативных документах.

Для бухгалтеров это закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете». В пункте 4 статьи 7 закона прописаны требования только для определенного круга организаций:

  • страховые компании;
  • НПФ;
  • ПАО;
  • для бюджетных учреждений, которые составляют сводную бюджетную отчетность;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании паевых инвестиционных фондов.

Все эти организации должны учитывать требования профессиональных стандартов. При приеме на работу эти работодатели должны проверять, соответствует ли кандидат требованиям стандарта.

Кроме того, соблюдать профстандарт должны организации, которые ведут бухгалтерию вышеперечисленных предприятий по договору аутсорсинга.

В 1C-WiseAdvice бухгалтеров не только проверяют на соответствие профстандарту, но и проводят многоуровневый отбор и тестирование. Мы материально ответственны перед клиентами за результаты работы, поэтому принимаем на работу только лучших.

По поводу всех остальных работодателей та же статья 195.3 ТК РФ говорит, что они используют профстандарт как основу для определения требований к работникам. То есть на стандарт можно опираться, но обязанности строго его соблюдать нет. Об этом же говорит и письмо Министерства труда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 (пункт 6).

Другое дело, если компания сама пропишет в локальных документах требование руководствоваться профстандартом. В этом случае получается, что компания сама себя обязала применять профстандарт и должна это требование соблюдать. Но увольнять уже работающих сотрудников за несоответствие стандарту все равно нельзя.

Можно ли уволить сотрудника, сославшись на профстандарт?

Нет, нельзя. Список оснований, по которым можно уволить сотрудника, перечислен в статье 77 ТК РФ. Среди них нет такого основания, как несоответствие требованиям профессионального стандарта. Поэтому если работодатель уволит сотрудника, сославшись на профстандарт, это будет нарушением.

Суд восстановит этого сотрудника в должности и обяжет организацию выплатить ему компенсацию за вынужденные прогулы, а также, возможно, моральный ущерб. Это касается даже тех организаций, которые по закону обязаны применять профстандарты.

Важно!

Конституционный суд решил, что работодатель не имел право увольнять сотрудницу без соответствующего образования, которая работала еще до внедрения профстандартов и успешно проходила аттестацию (постановление КС от 14.11.2018 № 41-П). В этом деле речь шла о воспитателе детского сада, но выводы Конституционного суда применимы и к другим специалистам.

Если выявляется, что уже работающий сотрудник не соответствует профстандарту, работодатель может принять меры, чтобы «подтянуть» его до нужного уровня – направить на обучение.

Если работодатель считает, что у сотрудника недостаточно компетенций для того, чтобы выполнять работу, он может провести аттестацию. Если результаты аттестации подтвердят несоответствие квалификации занимаемой должности, тогда сотрудника можно уволить на законных основаниях на основе п.3 ст.81 Трудового кодекса РФ.

Обязательно ли главному бухгалтеру проходить аттестацию?

Если речь идет о коммерческих компаниях, то нет. Ни в Трудовом кодексе, ни в других нормативных документах нет такого требования, поэтому для коммерческих организаций это дело добровольное. А вот для госслужащих, в том числе бухгалтеров, действует Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ, который предусматривает обязательную аттестацию.

«Обязательно ли проводить аттестацию бухгалтеров в 2019 году?»

Группа Е, или консультанты по ведению бухучета

Как и в случае с группами C и D, уровень образования у лиц, которые оказывают услуги по ведению бухучета, должен быть самым высоким. Требования к стажу аналогичны тем, что заявлены для главбухов, готовящих и сдающих консолидированную отчетность. Но при этом они обязаны не реже 1 раза в три года проходить полноценные программы повышения квалификации.

Что касается обязанностей, то у консультантов, руководителей компаний и коммерческих директоров их много, и они самые разнообразные — от организации основных бизнес-процессов на предприятии и управления ими до участия в рекламных кампаниях и изучения судебной практики в области налогообложения.

Напоследок

В заключение необходимо сказать, что, несмотря на всю шумиху, которую подняли в последнее время вокруг темы профстандартов, во-первых, их форма проста и удобна. Теперь у кадровиков и ответственных исполнителей практически не будет болеть голова, какими конкретными функциональными обязанностями можно снабдить должностную инструкцию. Во-вторых, работодатели и работники будут четко знать, за что они отвечают и что должны делать.

Группа С, или главбухи, работающие в компаниях с филиалами

Для составления и предоставление финансовой отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения, специалистам потребуется одно из следующих образований:

  • высшее — магистратура или специалитет;
  • высшее непрофильное — магистратура (специалитет) и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки.

Чтобы работать главбухом в компании с филиалами, необходимо иметь стаж не менее 5 лет на руководящих должностях. Что входит в обязанности такого сотрудника, детально расписано в профстандарте в нескольких трудовых функциях.

Цель

В соответствии с текстом стандарта, основная цель лиц, которые занимаются бухгалтерским учетом, заключается в формировании документированной и систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета, составлении на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, раскрывающей информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимых пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Кто входит в стандарт

Стандарт выделяет четыре категории специалистов, занимающихся указанной деятельностью:

  1. Руководители учреждений, организаций, предприятий.
  2. Управляющие финансовой деятельностью.
  3. Бухгалтеры.
  4. Служащие, занятые бухгалтерскими операциями и учетом.

Трудовые функции

Несмотря на обозначенные категории специалистов, профстандарт, утвержденный Правительством РФ первоначально, содержал только две группы трудовых функций:

  • группа А. Ведение бухгалтерского учета (уровень квалификации 5);
  • группа В. Составление и предоставление финансовой отчетности экономического субъекта (уровень квалификации 6).

С 6 апреля в профстандарт бухгалтера 2020 добавится еще:

  • группа С. Составление и предоставление финансовой отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения (уровень квалификации 7);
  • группа D. Составление и предоставление консолидированной отчетности (уровень квалификации 8);
  • группа Е. Оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухучета, включая составление бухгалтерской отчетности (уровень квалификации 8).

Подробнее об описаниях уровней квалификации см. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н.

В описательной части возможных наименований должностей указаны:

  • бухгалтер;
  • бухгалтер I категории;
  • бухгалтер II категории;
  • главный бухгалтер;
  • начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета;
  • начальник (руководитель, директор) управления (службы, департамента) консолидированной финансовой отчетности;
  • директор по операционному управлению;
  • директор по бухгалтерскому аутсорсингу;
  • коммерческий директор;
  • директор по развитию бизнеса.

Предложенное в новом стандарте многообразие наименований профессий бухгалтерского и финансового сектора вполне отражает действительность. А если в организации введены иные наименования должностей, то они могут остаться без изменений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *