Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы знаете, для осуществления закупок в рамках контрактной системы (44-ФЗ) Заказчик должен назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. Решение о выборе между созданием контрактной службы или назначением контрактного управляющего зависит от размера совокупного годового объема закупок Заказчика. В данной статье мы подробно поговорим о контрактном управляющем, определим, каким требованиям он должен соответствовать, а также какие функции и обязанности должен выполнять. Настоящая статья будет полезна представителям Заказчиков, а также специалистам, ищущим вакансию контрактного управляющего. (Примечание: настоящая статья актуализирована 03.01.2018 г.).

1. Кто такой контрактный управляющий?
2. Контрактная служба или контрактный управляющий?
3. Обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ
4. Контрактный управляющий требования к должности
5. Контрактный управляющий по 44-ФЗ: должностная инструкция
6. Ответственность контрактного управляющего по 44-ФЗ: штрафы
7. Контрактный управляющий: обучение и профстандарт
8. Поиск вакансии контрактного управляющего

Содержание

Особое мнение

Алексей Иванов эксперт портала «Даешь госзаказ!»

Профстандарты нужно обязательнj применять работодателями только в части требований к образованию работников контрактной службы (контрактных управляющих) и членов закупочных комиссий по 44-ФЗ. Это мнение Минэкономразвития из письма от 06.04.2016 № Д28и-841. И оно полностью соответствует трудовому законодательству.

В ч. 1 ст. 195.3 ТК указано, что если в НПА прописаны требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения трудовой функции, то работодатели могут применять профстандарты только в части этих требований. А В 44-ФЗ требует только наличие образования в сфере закупок. Поэтому только эти требования профстандартов являются обязательными.

Все остальные качества заказчик может применять как основу для определения требований к квалификации работников. Это правило прописано в ч. 3 ст. 195.3 ТК.

Регулирование использования профстандартов

В соответствии с положениями Федерального закона №122-ФЗ профстандарты могут использоваться на обязательной или добровольной основе. Нормативные акты, регулирующие обязательный порядок их применения:

  • Статья 195.3 ТК РФ – в соответствии с ней, профстандарты необходимы для позиций с законодательно закрепленными квалификационными требованиями.
  • Статья 57 ТК РФ – она обязывает применять профстандарты для профессий со льготами и ограничениями.
  • Постановление Правительства №584 – этот документ обязывает применять профстандарты работодателей из бюджетного сектора и компании, контролируемые государством.

Таким образом, профстандарты обязательны для определенных профессий, а также если наниматель – государственная структура. В иных случаях они используются добровольно, позволяя достичь работодателям следующих целей:

  • Актуализировать документацию по персоналу, что полезно как для улучшения делопроизводства, так и для профилактики споров с представителями ФНС и других проверяющих структур.
  • Установить параметры квалификации, которым обязаны будут соответствовать как действующие служащие, так и кандидаты на работу.
  • Определить критерии для оценки и переаттестации персонала.
  • Требовать от работников действий по повышению их профессионального уровня.

Внимание! Традиционные классификаторы ЕКС и ЕТКС пока сохраняют свою действенность, и организация-работодатель сама решает, какой документ ей больше подходит.

Содержание и структура профстандарта контрактного управляющего

В 2015-м году Минтруд утвердил профстандарт для позиции эксперта в сфере закупок, основные характеристики которого применимы для контрактного управляющего. Он включает четыре части.

В начальном разделе содержатся общие данные о профессии: её цель, группа и вид экономической деятельности.

Вторая часть включает перечень обобщенных трудовых функций, лежащих в основе профессии, а также их составляющих. Для каждой из них приведены коды и уровни сложности.

Три обобщенные функции контрактного управляющего:

  • консультирование по закупкам;
  • их экспертиза;
  • организация деятельности по закупкам и экспертизам.

Перечисленные функции включают семь составляющих.

Третий раздел подробно раскрывает суть функций и составляющих. По каждой функции приведены следующие сведения:

  • специалисты, готовые к её выполнению;
  • ожидаемые от них уровни трудового опыта и обучения;
  • особые условия их допуска к работе, а также дополнительные сведения.

Так, для функции экспертизы в сфере закупок для нужд государства, местных властей и компаний приводится следующая информация:

  • специалисты, готовые её выполнять, – эксперт в области закупок и контрактный управляющий;
  • образование – высшее, с дополнительным обучением по профилю деятельности;
  • опыт – от четырех лет в области закупок;
  • дополнительные сведения – коды специалистов по классификаторам ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР.

По составляющим перечислены следующие данные:

  • выполняемые специалистом рабочие операции;
  • ожидаемые от специалиста знания и умения;
  • прочие характеристики.

К примеру, для составляющей «Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта» имеется следующая информация:

  • пять рабочих операций – экспертиза выполнения контракта, оформление соответствующей документации по его результатам и пр.
  • пять нужных для выполнения операций умений – выявление нарушений при исполнении контракта, использование необходимой офисной техники и пр.
  • двенадцать нужных знаний – основы статистики, бухгалтерского учета в области закупок и пр.
  • десять дополнительных требований из области деловой этики – не разглашать материалы, соблюдать требования конфиденциальности и пр.

В четвертом разделе документа приводится список организаций, задействованных в его разработке.

Внимание! Те сведения о профессии, которые не разобраны в документе, содержатся обычно в должностной инструкции. Речь идет о должностных полномочиях, правилах взаимодействия с коллегами и иных подобных моментах.

Применение профстандартов на практике

Качественное внедрение профстандартов в документооборот организации-работодателя проходит следующие стадии:

  • Утверждение регламента, где разобраны основные аспекты внедрения: план-график, востребованная документация, уполномоченные лица.
  • Исследование деятельности сотрудников: характера и степени нагрузки, действующие требования к квалификации и пр.
  • Изменение трудовой документации с помощью подходящих профстандартов: модернизация должностных инструкций, норм штатного расписания, принципов оценки эффективности (KPI).
  • Документирование новых критериев, по которым будет оцениваться персонал и кандидаты на работу.

Применение комплекса данных мероприятий позволит работодателю требовать от подчиненных мер по улучшению их квалификации, отправлять их на профподготовку, отсеивать кандидатов с неподходящими навыками. Так, если контрактный управляющий не отвечает критериям, изложенным в профстандарте, то наниматель вправе потребовать от него действий по повышению профессионального уровня.

Внимание! Трудовой кодекс не обеспечивает работодателю возможность уволить контрактного управляющего из-за его несоответствия положениям профстандарта. При его отказе повышать уровень своей квалификации можно или перевести его на другую позицию (ст. 72.1 ТК) или переименовать его должность (статьи 72, 74 ТК).

Что такое профстандарты

Информация о профстандарте и его применении появилась в ТК РФ с 2012 года. Термин введен для определения квалификационных характеристик, необходимых для применения в конкретной сфере работы. Стандарты созданы, чтобы исполнять ст. 195.1 ТК РФ, и должны помочь реализации принципа профессионализма заказчика.

Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 в действие введены правила для разработки и утверждения профстандарта специалиста по закупкам с 2020 года. Минтруд Приказами от 10.09.2015 № 625н и № 626н утвердил два профстандарта:

  • специалист в сфере закупок;
  • эксперт в сфере закупок.

ТК РФ в ст. 195.3 определяет, что применять профстандарты нужно обязательно, если такие требования установлены для работодателя ТК РФ и другими нормативными актами РФ. В остальных случаях квалификационные требования профстандарта имеют необязательный характер, то есть рекомендуются к применению.

Применение профстандарта становится обязательным, если он установлен нормативным актом РФ, ТК РФ, другими законами. Требования к опыту работы, функциональным обязанностям, навыкам и знаниям по специальности в нем не определены (только к образованию). Поэтому профстандарты обязательному применению не подлежат (Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253). Но их положения могут использоваться работодателем для разработки должностных инструкций.

На кого распространяются

Перечень юрлиц, обязанных применять в деятельности эти требования, установлен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584. К ним относятся:

  • государственные внебюджетные фонды РФ;
  • государственные и муниципальные организации;
  • ГУПы и МУПы;
  • госкорпорации, госкомпании, хозобщества с долей участия государства выше 50%.

Предприятия, доля государственного участия в которых превышает 50%, вводят применение и внедрение профстандартов постепенно, до 01.01.2019. Остальные учреждения обязаны строго соблюдать требования профстандартов (ст. 195.3 ТК РФ).

На содержание профстандартов повлиял и закон, касающийся контрактной системы. Статья 9 ФЗ № 44-ФЗ определяет профессиональную основу как базовый принцип проведения госзакупок. На работу приглашаются сотрудники, являющиеся профессионалами в сфере заказа. Заказчик обязан обеспечить условия не только для повышения уровня квалификации работников, но и для его поддержания. Эта установка подтверждается ч. 6 ст. 38 ФЗ-44, в соответствии с которой, к примеру, сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий должен иметь высшее и дополнительное профобразование.

Создавая комиссию по проведению закупок, учреждение должно принимать во внимание профстандарты, ведь преимущественное право на включение в ее состав дано работникам (ч. 5 ст. 39 ФЗ-44):

  • имеющим профпереподготовку;
  • прошедшим повышение квалификации;
  • имеющим спецзнания в области заказа.

Нужно ли применять к поставщикам

Профстандарты связаны с проведением работ по закупкам, их контролем и управлением. Цель — обеспечить государственную, муниципальную или корпоративную потребность в товарах, работах, услугах. Соответственно, стандартизирована сфера, связанная с деятельностью заказчика, а не поставщика.

Где указаны требования к работникам госзаказа

Профстандарт для контактных управляющих и работников контрактной службы должен соблюдаться в безусловном порядке, а претендент на должность — подтверждать документами образование в сфере контрактных закупок. Сотрудники, занятые в сфере заказа, имеют строго установленные нормативными актами квалификационные требования:

  • Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 № 625н;
  • Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 № 626н.

Профстандарт специалиста

Профстандарт «специалист в сфере закупок» охватывает функционал, связанный с:

  1. Обеспечением закупок. Включает сбор изначальных сведений, формирование потребности заказчика, подготовку документов для проведения процедуры — начальный уровень № 5.
  2. Осуществлением закупок. Включает формирование планов, обоснований, реализацию процедур — уровень № 6.
  3. Экспертизой. Включает анализ результатов, проверку реализации условий контракта и качества результатов — уровень № 7.
  4. Контролем. Включает процедуры мониторинга, аудита и контроля — самый высокий уровень № 8.

Приказ содержит требования к уровню образования. Они включают:

Установлены требования к опыту работы в сфере заказа:

  1. Отсутствие требований.
  2. От 3 лет.
  3. От 4 лет.
  4. От 5 лет, включая опыт руководящей работы от 2 лет.

Кто такой контрактный управляющий?

Контрактный управляющий — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактный управляющий назначается в том случае, когда совокупный годовой объем закупок (сокращенно СГОЗ) Заказчика не превышает 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба (ч.2 ст.38 44-ФЗ).

У одного Заказчика может одновременно быть несколько контрактных управляющих, отвечающих за отдельные сектора закупочной деятельности. Так, например, один контрактный управляющий может заниматься закупкой строительных и ремонтных работ, второй закупкой продуктов питания, третий закупкой техники и т.д. Эта позиция отражена в п.2 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889.

Приобрести книгу контрактного управляющего можно .

Контрактная служба или контрактный управляющий?

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых >100 млн. рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок Заказчика <= 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба, Заказчик назначает контрактного управляющего. Т.е. при СГОЗ <= 100 млн. рублей Заказчик ОБЯЗАН назначить контрактного управляющего или ВПРАВЕ создать контрактную службу.

Обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ

Согласно ч.4 ст.38 44-ФЗ в обязанности контрактного управляющего входит:

  1. разработка плана закупок, подготовка изменений для внесения в план закупок, размещение в единой информационной системе плана закупок и внесенных в него изменений;
  1. разработка плана-графика, подготовка изменений для внесения в план-график, размещение в единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений;
  1. подготовка и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
  1. осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
  1. участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготовка материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
  1. организация в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  1. иные полномочия, предусмотренные 44-ФЗ.

Подробный перечень функций и полномочий контрактной службы (контрактного управляющего) содержится в Разделе II типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Важный момент! Согласно ч.3 ст.38 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Статья 38 44-ФЗ не предусматривает обязанности Заказчика по разработке и утверждению положения для контрактного управляющего.

Контрактный управляющий требования к должности

Согласно ч.6 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Согласно ч.23 ст.112 44-ФЗ до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (т.е. обучение по 94-ФЗ).

Контрактный управляющий по 44-ФЗ: должностная инструкция

У Заказчика существуют 3-и возможных варианта назначения контрактного управляющего:

Вариант №1 — Принять на должность контрактного управляющего нового сотрудника с заключением трудового договора. Либо можно принять сотрудника на иную должность, но с аналогичными обязанностями и полномочиями;

Вариант №2 — Перевести штатного сотрудника на должность контрактного управляющего (или аналогичную должность) с заключением соглашения об изменении условий трудового договора;

Вариант №3 — Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ сотруднику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).

Последовательность действий Заказчика при назначении КУ должна быть следующей:

  • введение новой должности в штатное расписание организации;
  • разработка должностной инструкции КУ (Примечание: Как правило, должностная инструкция состоит из нескольких разделов — общие положения, должностные обязанности, права и ответственность);
  • издание приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (т.е. контрактного управляющего).

(doc, 41 Кб).

(doc, 32 Кб).

Ответственность контрактного управляющего по 44-ФЗ: штрафы

Согласно ч.5 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий. В должностной инструкции КУ в обязательном порядке должны быть прописаны должностные обязанности и ответственность за их неисполнение.

Контрактный управляющий несет ответственность по трудовому законодательству (ст.232 ТК РФ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, и причинение материального ущерба работодателю.

Также КУ несет административную, уголовную и гражданскую ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности. Контрактные управляющие, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст.7.29-7.32 КоАП РФ, ч.7, ч.7.1 ст.19.5 КоАП РФ, ст.19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Более подробно ознакомиться с ответственностью должностных и юридических лиц за нарушение 44-ФЗ, а также с размерами штрафов за эти нарушения можно .

Также ч.2 ст.12 44-ФЗ установлено, что должностные лица Заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).

Контрактный управляющий: обучение и профстандарт

Согласно ч.1 ст.9 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности Заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.9 44-ФЗ).

Как я уже и говорил ранее, до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.23 ст.112 44-ФЗ).

Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Профессиональное обучение контрактных управляющих осуществляется в профильном учреждении образования (высшее и среднее специальное). Обучение может проходить, как в очной форме, так и в заочной. Курсы повышения квалификации можно пройти там же. Как правило, такие программы включают в себя, как теоретические, так и практические занятия.

В настоящее время большую популярность приобретают дистанционные курсы повышения квалификации. В современных условиях, когда у сотрудника нет возможности оторваться от работы, дистанционные курсы являются самым оптимальным решением. От человека потребуется наличие свободного времени, компьютер и доступ в интернет.

С 1 июля 2016 года действуют положения статьи 195.3 Трудового кодекса РФ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов. Приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 625н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок”. А приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 626н утвержден профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок”.

Помимо этого установлена связь данных стандартов с ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» (уровень квалификации с 5 по 8) разработан для группы должностей:

  • Специалист по закупкам;
  • Старший специалист по закупкам;
  • Ведущий специалист;
  • Работник контрактной службы;
  • Контрактный управляющий;
  • Консультант по закупкам;
  • Заместитель руководителя подразделения;
  • Руководитель подразделения;
  • Руководитель контрактной службы;
  • Советник;
  • Руководитель.

Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок» (уровень квалификации с 6 по 8) разработан для группы должностей:

  • Консультант по закупкам;
  • Старший специалист по закупкам;
  • Эксперт по закупкам;
  • Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации);
  • Руководитель/директор (управления, департамента, организации);
  • Контрактный управляющий;
  • Руководитель контрактной службы.

В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

  • Среднее профессиональное образование;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;

А эксперт должен иметь:

  • Высшее образование — специалитет, магистратура;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для второй группы должностей (т.е. «Эксперт в сфере закупок”) обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет.

Какие трудовые функции могут выполнять специалисты по закупкам

Какие трудовые функции могут выполнять специалисты по закупкам, зависит от уровня квалификации. Самый низкий уровень квалификации в сфере закупок – 5-й. Его присваивают сотрудникам, которые не имели опыта с закупками. Работник с 5-м уровнем квалификации может выполнять трудовые функции:

  • предварительно собирать информацию о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;
  • готовить закупочную документацию;
  • обрабатывать результаты закупки и заключения контракта.
  • cпециалисты 6-го уровня квалификации выполняют следующие трудовые функции
  • составляют планы и обоснования закупок;
  • осуществляют процедуру закупок.
  • cпециалисты 7-го квалификационного уровня выполняют такие трудовые функции:
  • проверяют, соблюдаются ли условий контракта;
  • следят за качеством представленных товаров, работ, услуг.

К обобщенной трудовой функции 8-го уровня квалификации «Контроль в сфере закупок» относят мониторинг в сфере закупок, а также аудит и контроль в этой сфере. Сюда входят анализ и оценка результатов закупок, разработка нормативных или локальных актов в сфере закупок и т. д.

Поиск вакансии контрактного управляющего

Меня часто спрашивают — «Где найти вакансию контрактного управляющего?”. На самом деле найти работу контрактного управляющего проще простого. Для начала рекомендую вам заглянуть на самые популярные интернет-площадки по поиску работы:

  1. www.hh.ru (HeadHunter);
  2. www.superjob.ru (SuperJob);
  3. www.rabota.ru (Rabota);
  4. www.job.ru (Job);
  5. www.avito.ru (Avito).

Помимо этого можно зайти на сайты администраций или сайты государственных (муниципальных) Заказчиков, где иногда встречаются объявления о поиске специалистов по закупкам.

Иногда подобные объявления размещаются на специализированных форумах по госзакупкам или в тематических группах и сообществах в социальных сетях.

Пройдитесь по всем этим ресурсам, уверен, что вам удастся найти для себя подходящую вакансию.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *