- Авторы
- Файлы
- Литература
Мельник Е.Г. 1 Шаповалов К.В. 1 Аслоньянц А.М. 1 1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»174 KB 1. Ищенко О.Ю., Савощенко И.В. Факторы, определяющие эффективность деятельности нефрологического отделения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.- М. – 2014. –№1. – 29-33. 2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об обеспечении качества медицинской помощи в здравоохранении Российской Федерации» 3. ФГОС по направлению подготовки 060501.62 «Сестринское дело» квалификация (степень) бакалавр, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 24декабря 2010 г. № 2057 Одним из ключевых факторов, влияющих на модернизацию, технологическое и социально-экономическое развитие России, а также на повышение качества продукции (услуг), конкурентоспособность и обороноспособность государства является стандартизация, которая призвана обеспечивать:
- развитие добросовестной конкурентоспособности продукции (работ, услуг);
- выпуск и обращение инновационной и высокотехнологичной продукции;
- устранение технических барьеров в торговле;
- повышение уровня безопасности продукции (работ, услуг) и ее качества;
- защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
- энергетическую эффективность и ресурсосбережение .
Национальная система стандартизации включает в себя комплекс различных стандартов, в том числе по охране здоровья. Активный участник обеспечения качества здоровья населения — медицинская сестра. Сфера деятельности медсестры широка и многогранна. Она предполагает решение проблем по первичной и вторичной профилактике здоровья человека, соблюдению санитарно-гигиенических условий, обеспечению сестринского ухода, социально-психологической помощи.
В КММИВСО для изучения основ стандартизации медицинской помощи в работе медицинской сестры введена дисциплина «Стандартизация в здравоохранении», которая входит в профессиональный цикл Б.3, базовой части Б3.1, раздела «Общепрофессиональные дисциплины» Б3.1.14 наряду с дисциплинами административно-управленческого направления. Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с Госстандартом 2011 года составляет 4 зачетные единицы, 144 часа .
Деятельность современной медицинской сестры предполагает ежедневное использование различных стандартов (норм) правильного, четкого и последовательного выполнения основных сестринских манипуляций, методика которых представлена в виде алгоритма последовательных действий.
В работе медицинской сестры можно выделить профессиональные и этические стандарты. Этические стандарты деятельности медсестры — это стандарт поведения среднего медицинского персонала, выстраивание поведения с больным, его близким окружением и своими коллегами. Основой этического стандарта является «Этический кодекс медицинской сестры», принципы медицинской этики и деонтологии, философии современного сестринского дела.
Группы профессиональных стандартов:
- стандарты манипуляций, или процедур, которые содержат цели процедур, показания и противопоказания к ним, оснащение и условия для выполнения манипуляций, описание процедуры: подготовка, выполнение, завершение;
- стандарты плана ухода за пациентом — отражают базовый уровень высококачественного сестринского ухода в конкретной клинической ситуации;
- стандарты оказания неотложной помощи на доврачебном, догоспитальном этапе — перечень алгоритмов, применяемых в типичных клинических ситуациях.
В настоящее время используются следующие стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры:
- антропометрия;
- мониторинг состояния пациента (термометрия, подсчет пульса, дыхания, измерение артериального давления);
- профилактика пролежней;
- способы и методика введения лекарственных средств;
- уход за подключичным катетером;
- технология проведения оксигенотерапии;
- методика промывания желудка в зависимости от возраста ребенка;
- методика постановки лечебной, очистительной, масляной, гипертонической и сифонной клизм детям различных возрастных групп;
- катетеризация мочевого пузыря у детей в зависимости от пола;
- подготовка и сбор мочи на общий анализ, на сахар, по Нечипоренко, Зимницкому, на диастазу, для бактериологического исследования;
- взятие кала для капрологического исследования, на скрытую кровь, на бактериологическое исследование, соскоб на энтеробиоз;
- подготовка пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования.
Профессиональные стандарты разрабатываются с учетом деятельности лечебного учреждения и его возможностей. При разработке стандартов учитываются рекомендации надзорных органов — местных, территориальных, национальных. Стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры утверждаются после клинических испытаний и периодически обновляются .
Обязательные условия применения стандартов в работе медсестры:
- выбор стандарта определяется клинической ситуацией;
- уровень оказываемой медицинской помощи должен соответствовать возможностям лечебного учреждения и квалификации медперсонала;
- медицинская сестра должна знать и понимать все положения стандарта, уметь реализовывать стандарт на практике и обосновывать все свои действия;
- быть основой для составления индивидуального плана ухода за пациентом;
- стандарт предполагает осуществления ухода в минимально достаточном объеме и в максимально короткие сроки;
- обеспечение своевременного вызова врачей и организацию врачебных консультаций.
Таким образом, четкое следование медицинскими сестрами стандартов медицинской помощи обеспечивает высокую эффективность их деятельности и влияет на качество оказываемых медицинских услуг в лечебном учреждении в целом. Важность стандартизации в здравоохранении подчеркивается изучением одноименной дисциплины в учебном процессе бакалавров КММИВСО.
Содержание
Библиографическая ссылка
Мельник Е.Г., Шаповалов К.В., Аслоньянц А.М. СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РАБОТЕ И ОБРАЗОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 198-199;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6071 (дата обращения: 19.08.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI
Навыки медсестры
Профессиональный стандарт медицинской сестры имеет раздел, который посвящен основным навыкам и умениям персонала. Основные умения заключаются в следующем:
- В лечебной работе с пациентами использовать все процедуры и правила профессиональной коммуникации.
- Умение находить общий язык как с обычными пациентами, так и с имеющими отклонения в сознании, поведении, зрении или слухе.
- Умение так организовать рабочее пространство, чтобы оно соответствовало всем правилам и нормам, которые утверждены в нашей стране.
- Медсестра обязана уметь рассчитывать необходимую дозу препарата, который назначил врач.
- Профессиональный стандарт медицинской сестры обязывает последнюю уметь проводить пункцию вен периферических и их же катетеризацию. Медсестра должна уметь ухаживать за сосудистым катетером.
- Она должна правильно вводить препарат пациенту, учитывая все нормативные документы.
- У медсестры также должны быть навыки работы с меддокументацией. Сюда же относится учет и хранение лекарственных средств.
- Средний персонал должен оказать неотложную помощь пациенту, если рядом нет врача.
- Медсестра обязана соблюдать требования по санитарно-эпидемиологической и инфекционной безопасности.
Навыки диетсестры
Профессиональный стандарт медицинской диетической сестры имеет свои отличия, но, тем не менее, он входит в свод профстандартов. Основной деятельностью такой медсестры является планирование лечебного питания пациента. То есть диетмедсестра обязана:
- По вопросам лечебного питания взаимодействовать с другими службами медицинского учреждения такими как пищевой блок, бухгалтерия или врач-диетолог.
- Организовывать работу пищевого блока.
- Формировать карточки диетблюд.
- Составлять меню на неделю, которое будет соответствовать разным лечебным диетам.
- На совете медицинского учреждения представлять проекты лечебного меню, которое зависит от вида диеты.
- В своей деятельности проводить анализ натуральных и денежных показателей.
- Вести отчетную и учетную документацию.
Стандарты для медсестры перевязочного кабинета
Так как мы разобрались уже почти со всеми квалификациями, то расскажем и про оставшиеся. Итак, профстандарты наделяют перевязочную медсестру особыми обязанностями. Мы рассмотрим только их, так как остальные абсолютно идентичны обязанностям процедурной медсестры.
Итак, профессиональный стандарт медицинской сестры в перевязочном кабинете обязывает сотрудника уметь обрабатывать раны, накладывать повязки и шины, работать с гипсом и оказывать психологическую поддержку пациенту в шоковом состоянии и при сильной боли.
Остальные обязанности совпадают с функциями медсестры процедурного кабинета.
Должностные обязанности
На медицинскую сестру палатную (постовую) возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществление ухода и наблюдения за больными на основе принципов медицинской деонтологии.
2.2. Принятие и размещение в палате больных, проверка качества санитарной обработки вновь поступивших больных.
2.3. Проверка передач больным с целью недопущения приема противопоказанной пищи и напитков.
2.4. Участие в обходе врачей в закрепленных за нею палатах, доклад о состоянии больных, фиксация в журнале назначенного лечения и ухода за больными, контроль за выполнением больными назначений лечащего врача.
2.5. Осуществление санитарно-гигиенического обслуживания физически ослабленных и тяжелобольных.
2.6. Выполнение назначений лечащего врача.
2.7. Организация обследования больных в диагностических кабинетах, у врачей-консультантов и в лаборатории.
2.8. Немедленное сообщение лечащему врачу, а в его отсутствие — заведующему отделением или дежурному врачу о внезапном ухудшении состояния больного.
2.9. Изоляция больных в агональном состоянии, вызов врача для проведения необходимых реанимационных мероприятий.
2.10. Подготовка трупов умерших для направления их в патолого-анатомическое отделение.
2.11. При приеме дежурства осмотр закрепленных за нею помещений, проверка состояния электроосвещения, наличия жесткого и мягкого инвентаря, медицинского оборудования и инструментария, медикаментов.
2.12. Прием дежурства под роспись в дневнике отделения.
2.13. Осуществление контроля за выполнением больными и их родственниками режима посещений отделения.
2.14. Осуществление контроля за санитарным содержанием закрепленных за нею палат, а также личной гигиеной больных, за своевременным приемом гигиенических ванн, сменой нательного и постельного белья.
2.15. Осуществление контроля за получением больными пищи согласно назначенной диете.
2.16. Ведение медицинской документации.
2.17. Сдача дежурства по палатам у постели больных.
2.18. Обеспечение строгого учета и хранения лекарств группы А и Б в специальных шкафах.
2.19. Осуществление сбора и утилизации медицинских отходов.
2.20. Осуществление мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
2.21. .
Права
Медицинская сестра палатная (постовая) имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
3.3. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.
3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.5. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися ее деятельности.
3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с ее работой.
3.7. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.9. .
Ответственность
Медицинская сестра палатная (постовая) несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.