• Авторы
  • Файлы
  • Литература

Мельник Е.Г. 1 Шаповалов К.В. 1 Аслоньянц А.М. 1 1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»174 KB 1. Ищенко О.Ю., Савощенко И.В. Факторы, определяющие эффективность деятельности нефрологического отделения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.- М. – 2014. –№1. – 29-33. 2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об обеспечении качества медицинской помощи в здравоохранении Российской Федерации» 3. ФГОС по направлению подготовки 060501.62 «Сестринское дело» квалификация (степень) бакалавр, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 24декабря 2010 г. № 2057 Одним из ключевых факторов, влияющих на модернизацию, технологическое и социально-экономическое развитие России, а также на повышение качества продукции (услуг), конкурентоспособность и обороноспособность государства является стандартизация, которая призвана обеспечивать:

  • развитие добросовестной конкурентоспособности продукции (работ, услуг);
  • выпуск и обращение инновационной и высокотехнологичной продукции;
  • устранение технических барьеров в торговле;
  • повышение уровня безопасности продукции (работ, услуг) и ее качества;
  • защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
  • охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
  • предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
  • энергетическую эффективность и ресурсосбережение .

Национальная система стандартизации включает в себя комплекс различных стандартов, в том числе по охране здоровья. Активный участник обеспечения качества здоровья населения — медицинская сестра. Сфера деятельности медсестры широка и многогранна. Она предполагает решение проблем по первичной и вторичной профилактике здоровья человека, соблюдению санитарно-гигиени­ческих условий, обеспечению сестринского ухода, социально-психо­логической помощи.

В КММИВСО для изучения основ стандартизации медицинской помощи в работе медицинской сестры введена дисциплина «Стандартизация в здравоохранении», которая входит в профессиональный цикл Б.3, базовой части Б3.1, раздела «Общепрофессиональные дисциплины» Б3.1.14 наряду с дисциплинами ад­ми­нистративно-управленческого направления. Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с Госстандартом 2011 года составляет 4 зачетные единицы, 144 часа .

Деятельность современной медицинской сестры предполагает ежедневное использование различных стандартов (норм) правильного, четкого и последовательного выполнения основных сестринских манипуляций, методика которых представлена в виде алгоритма последовательных действий.

В работе медицинской сестры можно выделить профессиональные и этические стандарты. Этические стандарты деятельности медсестры — это стандарт поведения среднего медицинского персонала, выстраивание поведения с больным, его близким окружением и своими коллегами. Основой этического стандарта является «Этический кодекс медицинской сестры», принципы медицинской этики и деонтологии, философии современного сестринского дела.

Группы профессиональных стандартов:

  1. стандарты манипуляций, или процедур, которые содержат цели процедур, показания и противопоказания к ним, оснащение и условия для выполнения манипуляций, описание процедуры: подготовка, выполнение, завершение;
  2. стандарты плана ухода за пациентом — отражают базовый уровень высококачественного сестринского ухода в конкретной клинической ситуации;
  3. стандарты оказания неотложной помощи на доврачебном, догоспитальном этапе — перечень алгоритмов, применяемых в типичных клинических ситуациях.

В настоящее время используются следующие стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры:

  1. антропометрия;
  2. мониторинг состояния пациента (термометрия, подсчет пульса, дыхания, измерение артериального давления);
  3. профилактика пролежней;
  4. способы и методика введения лекарственных средств;
  5. уход за подключичным катетером;
  6. технология проведения оксигенотерапии;
  7. методика промывания желудка в зависимости от возраста ребенка;
  8. методика постановки лечебной, очистительной, масляной, гипертонической и сифонной клизм детям различных возрастных групп;
  9. катетеризация мочевого пузыря у детей в зависимости от пола;
  10. подготовка и сбор мочи на общий анализ, на сахар, по Нечипоренко, Зимницкому, на диастазу, для бактериологического исследования;
  11. взятие кала для капрологического исследования, на скрытую кровь, на бактериологическое исследование, соскоб на энтеробиоз;
  12. подготовка пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования.

Профессиональные стандарты разрабатываются с учетом деятельности лечебного учреждения и его возможностей. При разработке стандартов учитываются рекомендации надзорных органов — местных, территориальных, национальных. Стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры утверждаются после клинических испытаний и периодически обновляются .

Обязательные условия применения стандартов в работе медсестры:

  • выбор стандарта определяется клинической ситуацией;
  • уровень оказываемой медицинской помощи должен соответствовать возможностям лечебного учреждения и квалификации медперсонала;
  • медицинская сестра должна знать и понимать все положения стандарта, уметь реализовывать стандарт на практике и обосновывать все свои действия;
  • быть основой для составления индивидуального плана ухода за пациентом;
  • стандарт предполагает осуществления ухода в минимально достаточном объеме и в максимально короткие сроки;
  • обеспечение своевременного вызова врачей и организацию врачебных консультаций.

Таким образом, четкое следование медицинскими сестрами стандартов медицинской помощи обеспечивает высокую эффективность их деятельности и влияет на качество оказываемых медицинских услуг в лечебном учреждении в целом. Важность стандартизации в здравоохранении подчеркивается изучением одноименной дисциплины в учебном процессе бакалавров КММИВСО.

Библиографическая ссылка

Мельник Е.Г., Шаповалов К.В., Аслоньянц А.М. СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РАБОТЕ И ОБРАЗОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 198-199;

URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6071 (дата обращения: 19.08.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Навыки медсестры

Профессиональный стандарт медицинской сестры имеет раздел, который посвящен основным навыкам и умениям персонала. Основные умения заключаются в следующем:

  • В лечебной работе с пациентами использовать все процедуры и правила профессиональной коммуникации.
  • Умение находить общий язык как с обычными пациентами, так и с имеющими отклонения в сознании, поведении, зрении или слухе.
  • Умение так организовать рабочее пространство, чтобы оно соответствовало всем правилам и нормам, которые утверждены в нашей стране.
  • Медсестра обязана уметь рассчитывать необходимую дозу препарата, который назначил врач.
  • Профессиональный стандарт медицинской сестры обязывает последнюю уметь проводить пункцию вен периферических и их же катетеризацию. Медсестра должна уметь ухаживать за сосудистым катетером.
  • Она должна правильно вводить препарат пациенту, учитывая все нормативные документы.
  • У медсестры также должны быть навыки работы с меддокументацией. Сюда же относится учет и хранение лекарственных средств.
  • Средний персонал должен оказать неотложную помощь пациенту, если рядом нет врача.
  • Медсестра обязана соблюдать требования по санитарно-эпидемиологической и инфекционной безопасности.

Навыки диетсестры

Профессиональный стандарт медицинской диетической сестры имеет свои отличия, но, тем не менее, он входит в свод профстандартов. Основной деятельностью такой медсестры является планирование лечебного питания пациента. То есть диетмедсестра обязана:

  1. По вопросам лечебного питания взаимодействовать с другими службами медицинского учреждения такими как пищевой блок, бухгалтерия или врач-диетолог.
  2. Организовывать работу пищевого блока.
  3. Формировать карточки диетблюд.
  4. Составлять меню на неделю, которое будет соответствовать разным лечебным диетам.
  5. На совете медицинского учреждения представлять проекты лечебного меню, которое зависит от вида диеты.
  6. В своей деятельности проводить анализ натуральных и денежных показателей.
  7. Вести отчетную и учетную документацию.

Стандарты для медсестры перевязочного кабинета

Так как мы разобрались уже почти со всеми квалификациями, то расскажем и про оставшиеся. Итак, профстандарты наделяют перевязочную медсестру особыми обязанностями. Мы рассмотрим только их, так как остальные абсолютно идентичны обязанностям процедурной медсестры.

Итак, профессиональный стандарт медицинской сестры в перевязочном кабинете обязывает сотрудника уметь обрабатывать раны, накладывать повязки и шины, работать с гипсом и оказывать психологическую поддержку пациенту в шоковом состоянии и при сильной боли.

Остальные обязанности совпадают с функциями медсестры процедурного кабинета.

Должностные обязанности

На медицинскую сестру палатную (постовую) возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление ухода и наблюдения за больными на основе принципов медицинской деонтологии.

2.2. Принятие и размещение в палате больных, проверка качества санитарной обработки вновь поступивших больных.

2.3. Проверка передач больным с целью недопущения приема противопоказанной пищи и напитков.

2.4. Участие в обходе врачей в закрепленных за нею палатах, доклад о состоянии больных, фиксация в журнале назначенного лечения и ухода за больными, контроль за выполнением больными назначений лечащего врача.

2.5. Осуществление санитарно-гигиенического обслуживания физически ослабленных и тяжелобольных.

2.6. Выполнение назначений лечащего врача.

2.7. Организация обследования больных в диагностических кабинетах, у врачей-консультантов и в лаборатории.

2.8. Немедленное сообщение лечащему врачу, а в его отсутствие — заведующему отделением или дежурному врачу о внезапном ухудшении состояния больного.

2.9. Изоляция больных в агональном состоянии, вызов врача для проведения необходимых реанимационных мероприятий.

2.10. Подготовка трупов умерших для направления их в патолого-анатомическое отделение.

2.11. При приеме дежурства осмотр закрепленных за нею помещений, проверка состояния электроосвещения, наличия жесткого и мягкого инвентаря, медицинского оборудования и инструментария, медикаментов.

2.12. Прием дежурства под роспись в дневнике отделения.

2.13. Осуществление контроля за выполнением больными и их родственниками режима посещений отделения.

2.14. Осуществление контроля за санитарным содержанием закрепленных за нею палат, а также личной гигиеной больных, за своевременным приемом гигиенических ванн, сменой нательного и постельного белья.

2.15. Осуществление контроля за получением больными пищи согласно назначенной диете.

2.16. Ведение медицинской документации.

2.17. Сдача дежурства по палатам у постели больных.

2.18. Обеспечение строгого учета и хранения лекарств группы А и Б в специальных шкафах.

2.19. Осуществление сбора и утилизации медицинских отходов.

2.20. Осуществление мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

2.21. .

Права

Медицинская сестра палатная (постовая) имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

3.3. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися ее деятельности.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с ее работой.

3.7. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. .

Ответственность

Медицинская сестра палатная (постовая) несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *