Основания для выплаты

По Трудовому кодексу РФ, премия — это выплата стимулирующего характера, которая входит в заработок работника. Она является наградой за качественное выполнение своей работы и достижения в выполнении поставленных задач, о чем говорится в разделе 8 ТК РФ «Оплата и нормирование труда», в статье 191 «Поощрения за труд». Если генеральный директор сам является наемным работником, он имеет возможность получать бонусы.

Когда речь идет о руководителе компании, не всегда очевидно, может ли директор сам себе выписать премию. Решение о ее выплате принимается собственниками, учредителями фирмы, основываясь на внутренних документах, положении о премировании, уставе компании или коллективном договоре. В документах фиксируются основания и порядок начисления денежных выплат. Порядок выплат прописывается и в трудовом договоре: указываются регламент, сроки, процентный расчет от базовой заработной платы и условия. На основании подписания протокола общего собрания или совета учредителей составляется образец решения о премировании генерального директора, в котором отражены сроки и порядок перечисления денежных средств.

Общество с ограниченной ответственностью «Звезда»

ОГРН 1234567891234 ИНН 9876543210

РЕШЕНИЕ № 5

единственного участника (учредителя)

г. Санкт-Петербург

10.02.2019

Единственный учредитель ООО «Звезда» Иванов И.И. (паспорт серии 34 56 № 123456 выдан 10.01.2006 ОВД Красносельского р-на г. Санкт-Петербурга)

РЕШИЛ:

Часть нераспределенной прибыли, полученной ООО «Звезда» в 2020 году, в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) руб. направить на выплату годовой премии генеральному директору ООО «Звезда» Петрову П.П.

Учредитель

Иванов

Иванов И.И.

Как оформить по документам

В статье 22 Трудового кодекса «Основные права и обязанности работодателя» указано, что выплата бонусов как поощрение за добросовестную работу является правом работодателя, но не обязанностью. Вопрос о премировании директора решается собственниками компании, поэтому приказ на премирование руководителя составляется на основании выполнения работником ряда определенных условий:

  • выполнение и перевыполнение рабочих планов;
  • профессиональное отношение к выполнению обязанностей;
  • увеличение объемов производства или продаж (в зависимости от сферы деятельности компании);
  • увеличение количества новых заказчиков, клиентов, партнеров и поддержание деловых связей с уже имеющимися;
  • неимение претензий со стороны подчиненных и ошибок руководства;
  • непричинение убытков.

Премии делятся на регулярные и нерегулярные. Отвечая на вопрос, как оформить премию директору ООО, отметим, что для выплаты бонусов руководителю на основе анализа результатов выполнения условий работы необходимо провести общее собрание учредителей организации. На повестку дня выносится решение о назначении премии, ее размер и сроки выплаты. На основании протокола собрания издают приказ о премировании руководителя, который подписывают учредители. Подготовленные документы передают в бухгалтерию компании для начисления. Такой вид премии носит разовый характер и является нерегулярным.

Регулярная премия, которая указывается в трудовом договоре или в положении о премировании, является частью заработной платы, то есть обязательным платежом, и оплачивается по графику выплат.

Общие особенности выплаты премии

Прежде всего, следует отметить, что под премией понимается денежное поощрение работника за высокое качество выполненного задания, однако исключительно по показателям условий оценки этих результатов, определенных учреждением.

Работодателю следует выплачивать премию в том числе с учетом требований действующего законодательства.

Так, в соответствии со ст. 8 Закона Украины «Об оплате труда» условия оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, определяются Кабинетом Министров Украины, а основным нормативно-правовым документом, регулирующим оплату труда бюджетных работников, есть постановление КМУ «Об оплате труда работников на основе единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных галзей бюджетной сферы» от 30.08.2002 года №1298 (далее — Постановление №1298). Следует также заметить, что на основе упомянутого постановления базируются и другие постановления КМУ, уточняющие правила оплаты труда в конкретных сферах деятельности бюджетных учреждений.

Каждый руководитель бюджетных учреждений, заведений и организаций должен помнить, что возможность премировать работников в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы у работодателя существует исключительно в пределах средств, выделенных на оплату труда (п. 4 Постановления №1298).

В свою очередь конкретные условия, порядок и размеры премирования работников руководитель учреждения должен утвердить в Положении о премировании, которое согласовывается с профсоюзным комитетом.

Итак, чтобы начислить и выплатить премию работникам, учреждение самостоятельно разработать положение о премировании с конкретными условиями и положениями, которые учитывают специфику данного учреждения.

Что касается периодичности выплаты премий, то они могут выплачиваться работникам за любой промежуток времени, например, по итогам работы за месяц, квартал, полугодие, год. Если же устанавливается премирование по итогам работы за месяц, то премию выплачивают за выполнение показателей и условий премирования в каком-то определенном месяца и, как правило, начисляют на должностной оклад (ставку) и/или надбавки, которыми работник в месяце начисления премии.

Также размер премии можно определить в процентном отношении к должностному окладу работника, однако если определить конкретную фиксированную сумму, то это не является нарушением.

Что касается размера премии, то она определяется на локальном уровне конкретным работодателем в соответствующем положении или ином нормативном акте, который разрабатывается и утверждается на конкретном предприятии. В свою очередь, в отдельных случаях, для бюджетных учреждений, минимальный размер премии может предусматриваться и в законодательных актах.

За какие же показатели можно премировать работника? Условия премирования работников, определяются в локальных нормативно-правовых актах, является единственным юридическим основанием для начисления премии работнику или коллектива в целом.

Следовательно, неправильно сформулированные условия и показатели премирования или их отсутствие вообще могут привести к тому, что ревизоры признают такую ​​премию незаконной. Поэтому в Положении о премировании должно быть прописано, за какие именно показатели можно премировать работников различных категорий — от руководителя до рабочего.

В основном практика ревизий показывает, что руководители учреждений не всегда премируют работников, руководствуясь условиями и показателями премирования. Бывает и так, что руководитель делит фонд премирования между работниками необоснованно — например, не учитывает занимаемые должности работников, размеры должностных окладов, количество отработанного времени, коэффициент вклада в коллективный результат работы. Как следствие, такие премии ревизоры признают незаконными, а действия работодателя — нарушением.

Чтобы таких ситуаций не допустить, в Положении о премировании целесообразно разделить условия и показатели премирования на:

  • основные (то есть показатели и условия, имеют решающее значение для выполнения задач, которые должен выполнить коллектив или отдельный работник)
  • дополнительные (показатели и условия премирования должны стимулировать другие, менее значимые аспекты трудовой деятельности).

Как следствие, такие условия позволят руководителю учреждения обосновать ревизорам, почему именно в таком размере насчитали премию конкретному работнику. То есть, если же работник не выполнит основные показатели, он имеет право получить премию по дополнительным показателям (в уменьшенном размере), а если работник перевыполнит основные или дополнительные показатели, размер премии ему можно увеличить.

Подытоживая, следует осознавать, что работники премируются за то, что они качественно и в полном объеме выполняют свои обязанности, которые устанавливаются, в частности, должностными инструкциями и положениями о соответствующих органах. Работодателю нужно также учитывать инициативу каждого работника и его личный вклад в общие результаты работы учреждения.

Премия единственному участнику

Бывает, что директор сам является единоличным учредителем фирмы. Это единственный случай, когда гендиректор принимает решение о премировании самого себя. Рассуждая о том, кто подписывает приказ о премировании генерального директора в этой ситуации, отметим, что руководитель вправе утверждать документы как единственный учредитель. Чтобы не возникало проблем с контролирующими органами, необходимо обосновать в локальных нормативных актах компании возможность гендиректора как единственного собственника организации, назначать премии всем сотрудникам, в том числе и себе. Формулировка в положении о премировании выглядит следующим образом:

Генеральный директор премируется по итогам работы предприятия с учетом результатов работы всех основных производственных подразделений. Решение о премировании генерального директора принимается собственниками предприятия на общем собрании по итогам календарного года.

Отражение в учете

При расчете налога на прибыль учет суммы премиальных выплат предусматривается только при условии фиксирования в трудовом договоре или положении о премировании. С премии генерального директора всегда снимается подоходный налог (НДФЛ) и начисляются страховые взносы от несчастных случаев.

Бухгалтерия отражает учет выплат в зависимости от источников премиальных:

  • за счет расходов по постоянному виду деятельности предприятия;
  • за счет других расходов.

На каждые выплаты денежных бонусов оформляются распорядительные документы. Для составления приказа удобно использовать бланк формы Т-11. Положение о премировании разрабатывается в свободной форме, на каждом предприятии самостоятельно.

Источник премиальных, обозначенный в регламентирующих выплату руководителю документах, определяет корреспонденции счетов. Премия, связанная с производственной эффективностью, относится в издержки по обычным видам деятельности: Дт 44, 26 Кт 70 (ПБУ 10/99 п. 5,8). Премии непроизводственного характера, например, к профессиональному празднику, относят на прочие расходы: Дт 91/2 Кт 70 (там же, п. 11). Премии из чистой прибыли, годовые, отражают проводкой Дт 84 Кт 70.

В НУ:

  • премия из чистой прибыли облагается налогом на доходы, но в расходы не берется (ст. 270-1, 208-6 НК РФ);
  • премии в течение года не берутся в расходы НУ, если не упомянуты в соглашении с руководителем (ст. 270-21 НК РФ) и исчислялись за показатели, не касающиеся трудовой деятельности (ст. 255-2 НК РФ);
  • премии за счет спецфинансирования, целевых сумм также не отражаются в расходах (ст. 270-22 НК РФ).

Итоги и выводы

Премирование гендиректора без ведома учредителей незаконно. Постоянные премиальные выплаты руководству должны быть внесены в трудовой договор, ЛНА компании. Разовые премиальные связаны с решением собрания участников. Директор, будучи единственным участником общества, не имеет права премироваться на основании собственного приказа. Требуется решение единственного участника.

В бухучете премия отражается в связи с источником ее выплаты, по кредиту счета 70. В НУ премию невозможно отразить в расходах, если она не зафиксирована в трудовом соглашении с директором. Премия из чистой прибыли не увеличивает расходы, аналогично — премиальные за счет целевых поступлений.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 июня 2017 г. № 192

Об утверждении Инструкции о премировании и выплатах стимулирующего характера руководителям бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

На основании подпункта 5.1 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 867 «О некоторых вопросах Министерства сельского хозяйства и продовольствия», подпункта 2.7 и части третьей подпункта 2.9 пункта 2 приложения 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о премировании и выплатах стимулирующего характера руководителям бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Ломакину А.Л.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2017 г.

Министр Л.К.Заяц

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства сельского
хозяйства и продовольствия
Республики Беларусь
28.06.2017 № 192

ИНСТРУКЦИЯ
о премировании и выплатах стимулирующего характера руководителям бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

1. Настоящей Инструкцией, разработанной на основании подпункта 2.7 и части третьей подпункта 2.9 пункта 2 приложения 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 29, 8/2761) и в соответствии с подпунктами 4.6 и 4.7 пункта 4 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 867 «О некоторых вопросах Министерства сельского хозяйства и продовольствия» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 78, 5/34078), определяются условия премирования и условия единовременных выплат стимулирующего характера (далее – материальная помощь (единовременные выплаты) руководителям бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, (далее, если не указано иное, – бюджетные организации), подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее – Минсельхозпрод).

2. На премирование руководителей бюджетных организаций направляются:

  • бюджетные средства, предусмотренные в соответствии с законодательством Республики Беларусь на премирование работников;
  • средства экономии фонда оплаты труда;
  • средства, полученные от приносящей доходы деятельности (далее –внебюджетные средства), направляемые на материальное стимулирование работников в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.

3. Премирование руководителей бюджетных организаций производится ежемесячно в пределах средств, предусмотренных пунктом 2 настоящей Инструкции. Размер премии максимальным размером не ограничивается.

4. Основанием снижения (лишения) размера премии руководителя бюджетной организации являются:

  • невыполнение поручений Министра сельского хозяйства и продовольствия – до 100 процентов;
  • нарушение законодательства об административных процедурах – до 100 процентов;
  • несоблюдение производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины – до 100 процентов;
  • нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть работника – до 100 процентов;
  • необеспечение своевременной выплаты заработной платы – на 100 процентов;
  • необеспечение оплаты в полном объеме текущего потребления природного газа, электрической и тепловой энергии, твердых видов топлива –до 100 процентов;
  • невыполнение условий контракта – до 100 процентов;
  • привлечение руководителя бюджетной организации к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка – до 50 процентов;
  • иные основания, определенные актами законодательства – до 100 процентов.

В случае применения к руководителю бюджетной организации мер дисциплинарного взыскания размер начисленной премии за период, в котором было наложено дисциплинарное взыскание, уменьшается при объявлении:

  • замечания – на 30 процентов;
  • выговора – на 50 процентов.

Не производится выплата премии руководителю бюджетной организации из внебюджетных средств в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации, при наличии просроченной задолженности бюджетной организации (без учета бюджетных обязательств, зарегистрированных в установленном порядке территориальными органами государственного казначейства) по уплате налогов, сборов (пошлин) в бюджеты государственных внебюджетных фондов, оплате за товары (работы, услуги).

Решение о снижении (лишении) размера премии руководителю бюджетной организации по одному или нескольким основаниям, с учетом предложений структурных подразделений Минсельхозпрода по форме согласно приложению 1, принимается Министром сельского хозяйства и продовольствия, а при временном отсутствии Министра – заместителем Министра, курирующим вопросы этой бюджетной организации, в соответствии с распределение обязанностей между Министром и заместителями Министра сельского хозяйства и продовольствия (далее – курирующий заместитель Министра).

Премия руководителю бюджетной организации выплачивается за фактически отработанное время.

В случае прекращения контракта с руководителем бюджетной организации по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 4 части второй статьи 35, статьей 41, пунктами 1–4, 6 статьи 44, пунктом 2 статьи 42 и пунктом 2 статьи 257 Трудового кодекса Республики Беларусь, ежемесячное премирование руководителя бюджетной организации осуществляется пропорционально отработанному им времени в месяце, за который осуществляется премирование.

При расторжении контракта с руководителем бюджетной организации по инициативе нанимателя в случаях, указанных в пунктах 3–5, 7–9 статьи 42, пунктах 5, 7 статьи 44, статье 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, премирование руководителя бюджетной организации не производится.

5. Руководителю бюджетной организации в пределах средств, определенных законодательством, по основаниям, предусмотренным коллективным договором (соглашением) либо локальным нормативным правовым актом, принятым в установленном законодательством порядке, в течение календарного года может выплачиваться материальная помощь (единовременные выплаты) в связи с:

  • юбилейной датой бюджетной организации, определенной в локальном нормативном правовом акте бюджетной организации;
  • профессиональным праздником;
  • юбилейной датой рождения руководителя бюджетной организации 50 и 60 лет;
  • праздничными днями – День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин;
  • высокими достижениями в профессиональной деятельности;
  • признанием бюджетной организации победителем в республиканском соревновании (конкурсе), связанном с деятельностью организации;
  • активным участием в подготовке и проведении Международной специализированной выставке «БЕЛАГРО»;
  • увольнением руководителя бюджетной организации в связи с его выходом на пенсию.

Материальная помощь (единовременная выплата) руководителю бюджетной организации производится в размере, не превышающем оклада, по каждому основанию, указанному в части первой настоящего пункта.

6. Для определения конкретного размера премии руководителю бюджетной организации бюджетная организация не позднее 10 числа каждого месяца направляет в Минсельхозпрод ходатайство о премировании руководителя бюджетной организации в произвольной форме, подписанное руководителем бюджетной организации либо его заместителем, к которому прилагаются:

  • лист согласования с предложениями структурных подразделений Минсельхозпрода по форме согласно приложению 1;
  • информация о результатах работы бюджетной организации по форме согласно приложению 2;
  • расчет размера премии руководителю бюджетной организации (в процентах к окладу, с указанием источников премирования) по форме согласно приложению 3.

Расчет конкретного размера премии руководителю бюджетной организации, составленный отделом труда и заработной платы главного управления экономики Минсельхозпрода с учетом предложений структурных подразделений Минсельхозпрода и завизированный курирующим заместителем Министра, представляется на утверждение Министру сельского хозяйства и продовольствия, а в период его временного отсутствия – Первому заместителю Министра сельского хозяйства и продовольствия.

7. Для согласования размера материальной помощи (единовременной выплаты) руководителю бюджетной организации, бюджетная организация направляет в Минсельхозпрод ходатайство о материальной помощи (единовременной выплате) в произвольной форме с указанием соответствующего события, являющегося основанием для ее выплаты, указанного в части первой пункта 5 настоящей Инструкции, не позднее чем за пять календарных дней до даты его наступления, подписанное руководителем бюджетной организации либо его заместителем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *