ВППБ 11-01-96

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОТРАНСПОРТА

Дата введения 1996-02-12

СОГЛАСОВАНЫ

Начальником Главного Управления Государственной противопожарной службы Е.А.Серебренниковым 27 декабря 1995 г. N 20/2.1/25

Начальником Главного управления Госавтоинспекции МВД России В.А.Федоровым 28 декабря 1995 г.
УТВЕРЖДЕНЫ Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации А.К.Васильевым 29.12.1995 г.
«Правила пожарной безопасности для предприятий автотранспорта» разработаны Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта по заданию Департамента автомобильного транспорта Минтранса России.
Настоящие «Правила» представляют собой переработанный, с учетом перехода на новые рыночные отношения, вариант действующих «Правил пожарной безопасности для предприятий автомобильного транспорта общего пользования РСФСР». В связи с этим переработан полностью раздел 2 и внесены изменения в другие разделы.
С введением в действие настоящих «Правил» на территории Российской Федерации, «Правила пожарной безопасности для предприятий автомобильного транспорта общего пользования РСФСР» (1984 г.) не применяются.

Как выглядит

  1. Приказ Минтруда России № 1100н от 23.12.2014 «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях ФПС ГПС».
  2. Приказ МЧС России № 555 от 18.09.2012 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России».
  3. СП 380.1325800.2018 «Здания пожарных депо. Правила проектирования».
  4. НПБ 101-95 «Нормы проектирования объектов пожарной охраны».

Общие положения

1. Общие положения

1.1. Настоящие «Правила» распространяются на все организации, учреждения, предприятия и иные юридические лица, имеющие автотранспорт, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности (далее по тексту — предприятия).

1.2. Наряду с настоящими «Правилами» при обеспечении пожарной безопасности предприятий автомобильного транспорта следует руководствоваться стандартами, строительными нормами и правилами, «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации» и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности.

1.3. Нарушение (невыполнение, ненадлежащее выполнение или уклонение от выполнения) требований пожарной безопасности, в том числе настоящих «Правил», влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности

2.1. Обязанности руководителя предприятий

2.1.1. Руководитель автотранспортного предприятия обязан:
— обеспечить противопожарный режим в соответствии с требованиями ППБ-01-93;
— назначить лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности мест стоянок автомобилей, помещений для ТО и ТР, участков, цехов, складов и т.д.;
— не реже одного раза в квартал проверять состояние пожарной безопасности предприятия, наличие и исправность технических средств противопожарной защиты, боеготовность объектовой пожарной охраны и ДПД (Приложение 1), принимать необходимые меры по улучшению их работы;
— включить в план социального и экономического развития предприятия мероприятия, направленные на повышение пожарной безопасности;
— организовать проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму.

2.2. Обязанности руководителей подразделений

2.2.1. На основании настоящих «Правил» и требований ППБ-01-93 руководители соответствующих производственных участков, цехов, складов разрабатывают инструкции о мерах пожарной безопасности для своих подразделений, которые утверждаются руководителем предприятия. Инструкции должны вывешиваться на видном месте в каждом производственном помещении.

2.2.2. Руководители подразделений и лица, ответственные за пожарную безопасность отдельных подразделений, помещений и оборудования, обязаны:
— обеспечивать разработку планов эвакуации людей, автомобилей, оборудования и других материальных ценностей на случай пожара;
— обеспечивать соблюдение установленного противопожарного режима, требований правил пожарной безопасности и инструкции о мерах пожарной безопасности;
— знать характеристики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, производственного оборудования, хранимых, используемых и обращающихся в производстве веществ и материалов и организовывать пожаробезопасное хранение, транспортирование и применение пожаровзрывоопасных веществ;
— проводить периодические осмотры территории, зданий, производственных и служебных помещений с целью контроля за содержанием путей эвакуации людей, противопожарных разрывов и преград, источников водоснабжения и т.д. и принимать срочные меры по устранению отмеченных недостатков;
— следить за тем, чтобы после окончания работы производилась уборка рабочих мест и помещений, отключались электропотребители, за исключением дежурного освещения и электроустановок, которые по условиям технологических процессов должны работать круглосуточно;
— обеспечивать исправное содержание и постоянную готовность к действию средств противопожарной защиты, пожарной сигнализации и связи;
— обучать работающих правилам пожарной безопасности;
— не допускать проведения работ с применением открытого огня, электрогазосварочных и других работ в непредусмотренных для этой цели местах без письменного разрешения руководителя предприятия;
— знать правила содержания и применения имеющихся в подразделении первичных средств пожаротушения и обеспечивать их постоянную готовность.

2.3. Обязанности служащих и рабочих

2.3.1. Служащие и рабочие обязаны знать и соблюдать требования настоящих «Правил» и инструкций о мерах пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

2.4. Организация противопожарной подготовки специалистов, служащих и рабочих

2.4.1. Вводный инструктаж по соблюдению противопожарного режима на территории предприятия и рабочих местах должен проводиться со всеми вновь принимаемыми на работу по данной специальности, профессии или должности, а также с командированными, учащимися и студентами, прибывшими для прохождения производственного обучения или на практику.
Проведение вводного инструктажа и результаты проверки знаний инструктируемого фиксируются в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего (инженера по охране труда или лица, на которого возложены его обязанности).

2.4.2. Первичный инструктаж па рабочем месте должен проводиться: со всеми вновь принятыми на работу; с работниками, переведенными для выполнения другой (новой) для них работы; с работниками строительно-монтажных организаций перед проведением ими работ на территории предприятия; с командированными; с учащимися и студентами, прибывшими для прохождения производственного обучения или на практику. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с каждым работником индивидуально лицом, ответственным за пожарную безопасность подразделения.

2.4.3. Повторный инструктаж должны проходить все работающие на предприятии независимо от квалификации, образования и стажа работы, не реже чем через шесть месяцев. Повторный инструктаж проводится по программе первичного инструктажа на рабочем месте с отдельными работниками или группой работников одной профессии с целью проверки и повышения их уровня знаний пожарной безопасности и инструкций пожарной безопасности.

2.4.4. Внеплановый инструктаж проводится при:
— изменении правил пожарной безопасности и инструкций о мерах пожарной безопасности;
— изменении технологических процессов, приспособлений, инструмента;
— использовании других или новых видов сырья, веществ и материалов, а также при замене и модернизации оборудования;
— нарушении работниками правил пожарной безопасности и инструкций пожарной безопасности, что привело или могло привести к загоранию или пожару;
— перерывах в работе в течение 60 календарных дней, а для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования пожарной безопасности, при перерывах в работе в течение 30 календарных дней.
Внеплановый инструктаж проводится в объеме первичного инструктажа на рабочем месте с отдельными работниками или с группой работников одной профессии.

2.4.5. Текущий инструктаж следует проводить с работниками перед производством ими работ, на которые оформляется наряд-допуск. Проведение текущего инструктажа фиксируется в наряде-допуске на производство работ.

2.4.6. Занятия по пожарно-техническому минимуму должны проводиться на участках с повышенной пожарной опасностью по специально утвержденной руководством предприятия программе (Приложение 2) с отдельными категориями работающих (электрогазосварщики, маляры, аккумуляторщики, плотники, электромонтеры, кладовщики, водители автомобилей, — особенно газобаллонных автомобилей, — работники АЗС, слесари по ремонту топливной аппаратуры, кочегары котельных).
Перечень профессий и должностей специалистов, подлежащих прохождению занятий по пожарно-техническому минимуму, утверждается руководителем предприятия.
На предприятиях с числом работающих менее 25 человек, по согласованию с органами управления, подразделениями государственной пожарной службы, занятия по пожарно-техническому минимуму не проводятся.
По окончании прохождения программы пожарно-технического минимума у всех работающих должны быть приняты зачеты. Результаты проведения зачетов оформляются в ведомости с указанием оценок по изученным темам (Приложение 3).

Требования

Гараж – это помещение, предназначенное для размещения и технического обслуживания пожарных автомобилей в подразделениях федеральной противопожарной службы (ФПС).

Температура в гараже должна быть не менее +16 C°, поэтому для контроля температуры в гараже вывешивается термометр. Систему отопления, как правило, предусматривают водяную.

Покрытие полов гаража должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов и рассчитано на сухую (в том числе механизированную) уборку.

Кстати, а Вы задумывались почему при уборке помещения вода не скапливается в гараже?

Ответ на этот вопрос прописан в технических документах, ведь наклон пола делается таким образом, чтобы вода стекала из гаража в сторону ворот, а потом по каналам в специально отведенное место, если каналы не предусмотрены могут быть оборудованы и места слива в самом гараже.

Пол гаражей оборудуют ровным, без различных выступов и порогов, так как это может поспособствовать получению травмы личным составом, но обязательно предусматриваются упоры для задних колес пожарных автомобилей или стационарные колесоотбойники (башмаки) с учетом расстановки пожарных автомобилей.

Т.к. пожарные автомобили имеют определенны габариты, и эти габариты увеличиваются при открытие отсеков. Поэтому на вопрос: «Какое расстояние между пожарными автомобилями в гараже?», ответ таков: «Проходы между пожарными автомобилями, а также от крайнего правого (по выезду) пожарного автомобиля до стены должны быть не менее 2 метров. А также размещение пожарных автомобилей в гараже должно быть таким, чтобы обеспечивалось беспрепятственное перемещение пожарных по сигналу тревоги между автомобилями, а также между ними и стенами».

Кроме этого должны выдерживаться следующие расстояния:

  • от крайнего левого (по выезду) пожарного автомобиля до стены не менее 1,5 метра;
  • от пожарного автомобиля до ближней к нему грани колонны – не менее 1 метр;
  • от пожарного автомобиля до передней или задней стены – не менее 2 метров в гаражах на 1-3 пожарных автомобиля и не менее 3 метров в гаражах на 4 и более пожарных автомобиля.

В пожарных частях, где находятся специальные пожарные автомобили, расстояние от автомобиля до выступающих конструкций зданий должно быть не менее 1 м.

Расстояние между пожарными автомобилями в гараже

Разметка на полу гаража следующая… Габариты стоянки пожарных автомобилей обозначаются белыми линиями шириной 10 см, а также на пол, на усмотрение руководителя подразделения, т.к. это не обязательное требование, наносится схема построения караула (дежурной смены) подразделения пожарной охраны. При распределении по номерам боевого расчета отделений, на посты и в дозоры личный состав заступающего караула при построении должен занимать места согласно этой схеме.

Схема построения караула (дежурной смены) подразделения пожарной охраны

Основные требования пожарной безопасности

3.1. Безопасность людей должна обеспечиваться: планировочными и конструктивными решениями путей эвакуации в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, постоянным содержанием путей эвакуации в надлежащем состоянии, обеспечивающим возможность безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара или другой аварийной ситуации (Приложение 4).

3.2. Все производственные, административные, вспомогательные, складские, ремонтные помещения, а также стоянки и площадки хранения автотранспортной техники, должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушители, пожарные щиты, установки пожаротушения и т.п.), согласно нормам (Приложение 5).

3.3. Все помещения предприятия должны быть оборудованы знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности» и указателями эвакуации.

3.4. Спецодежда работающих должна своевременно подвергаться стирке (химчистке) и ремонту в соответствии с установленным графиком.
Работа в промасленной спецодежде запрещается.

3.5. Автоцистерны, предназначенные для перевозки ЛВЖ и ГЖ, должны храниться в отдельно стоящих одноэтажных зданиях или на специально отведенных для этой цели открытых площадках в соответствии с требованиями нормативной документации.

3.6. Во время погрузки или разгрузки пожароопасных грузов двигатель автомобиля должен быть выключен.

Требования к территории предприятия

4.1. Содержание территорий должно соответствовать требованиям ППБ-01-93.

4.2. Строительство временных зданий и сооружений, а также складов ГСМ на территории предприятия не допускается без согласования с органами управления, подразделениями государственной противопожарной службы.

4.3. Не допускается загрязнение территорий отработанными ГСМ.

Требования к автозаправочным пунктам

5.1. Автозаправочные пункты, расположенные на территории предприятий, должны отвечать требованиям «Правил пожарной безопасности на автозаправочных станциях».

Требования к помещениям

6.1. Общие требования

6.1.1. Производственные, складские, административные, вспомогательные здания и помещения должны соответствовать требованиям ППБ-01-93.

6.1.2. Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены инструкции о мерах пожарной безопасности, табель боевого расчета ДПД, а также планы эвакуации работающих и материальных ценностей с указанием мест хранения ключей от всех помещений (Приложение 4).

6.1.3. В производственных и административных зданиях должны быть специально отведены места для курения, оборудованные урнами и емкостями с водой.

6.1.4. Запрещается использовать чердачные и технические этажи, предназначенные для размещения технологического оборудования и прокладки энергетических и технологических коммуникаций, размещения трубопроводов с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ), горючими жидкостями (ГЖ), горючими газами (ГГ).

6.1.5. Полы в помещениях для зарядки аккумуляторов, окрасочном, газогенераторной, а также в помещениях, где применяются ЛВЖ и ГЖ, должны быть выполнены из негорючих и неискрообразующих материалов.

6.1.6. В производственных и административных зданиях предприятия запрещается:
— курить в местах, не предусмотренных для этой цели;
— производить работы с применением открытого огня в непредусмотренных для этой цели местах;
— пользоваться открытыми источниками огня для освещения во время технических осмотров, проведения ремонтных и других работ;
— оставлять в автомобиле промасленные обтирочные материалы и спецодежду по окончании работы;
— оставлять автомобили с включенным зажиганием;
— использовать для дополнительного обогрева помещений электронагревательные приборы с открытыми нагревательными элементами;
— поручать техническое обслуживание автомобиля лицам, не имеющим соответствующей квалификации.

6.2. Требования к открытым стоянкам для хранения автомобилей

6.2.1. Содержание площадок открытого хранения автомобилей должно соответствовать требованиям ППБ-01-93.

6.2.2. Запрещается площадки открытого хранения загромождать предметами и оборудованием, которые могут препятствовать быстрой эвакуации автомобилей в случае пожара.

6.3. Требования к складам автотранспортных предприятий

6.3.1. Склады автотранспортных предприятий должны соответствовать требованиям ППБ-01-93.

Требования и нормы ПБ в гаражах

Для строительства коммерческих боксов, стоянок, парковок в обязательном порядке требуется согласование с ГПН. Сооружения на частных участках (индивидуальные гаражи) не нормируются.

Хранение бензина в гараже

Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), газообразные горючие вещества и неочищенную от топлива тару запрещено хранить в помещениях гаражей-стоянок в МКД, на подземных паркингах. Исключения:

  1. топливо в баках самих ТС;
  2. в иных видах гаражей позволено держать:
    • бензин, дизель – до 20 кг;
    • смазочные материалы – до 5 кг.

Все работы, связанные с огнем, топливом запрещено проводить вне специальных площадок. Минимальное расстояние до стоянки – 50 м. Пролитые ГСМ незамедлительно убирают с помощью песка, опилок и утилизируют за границы строений в металлические ящики с крышками.

Хранение резины в гараже

Шины и резиновые предметы следует держать раздельно с иными изделиями. Запрещено совместное хранение, под которым имеется в виду непосредственная близость, одна секция, сегмент помещения.

В особых случаях, например, на стояночных комплексах, место с покрышками отделяют противопожарными перегородками, перекрытиями (п. 2.30 ВСН 01-89, СП 4.13130). На подземных паркингах запрещено хранить резину вообще.

Расстояние между автомобилями

Автомобили ставят с промежутками в 0,5 – 0,8 м (Прил. А, СП 113.13330). Это же расстояние отмеряют от конструкций помещения. Между машинами на промышленных объектах – от 1 м.

Параметры рассчитываются, выходя из минимального размера одного места 5,3х2,5 м, а для инвалидов – 6,0х3,6 м.

Расстояния между гаражом и другими объектами

Для предприятий градостроительные нормы и СанПиН обязательные:

  1. от ворот до перекрестков:
    • магистральных улиц – 50 м, обычных – 20 м;
  2. до остановок – 30 м;
  3. подземные боксы для легковых транспортных средств: от окон жилых, общественных сооружений – 15 м;
  4. от красной линии на плане (отделяет дорогу, коммуникации) – 6 м;
  5. размещают в производственных зонах, с промежутком до жилых домов от 50 м (рекомендательные нормы) стоянки:
    • от 300 мест;
    • для общественного, грузового, специального, ведомственного, служебного автотранспорта, такси;
  6. от секционных МКД до открытых площадок для автомобилей на 101 – 300 мест продольных к фасаду – 50 м;
  7. для построек I – II ст. огнестойкости расстояния позволено уменьшать на 25%, если нет открывающихся окон, въездов со стороны жилья, общественных объектов.

Правила по расстояниям содержит табл. B.1 СП 113.13330, табл. 10.1 СП 42.13330.2016:

Объекты

Расстояние, м

от гаражей и открытых стоянок при числе легковых автомобилей

от станций технического обслуживания при числе постов

10 и менее

10 и менее

Жилые дома

В том числе торцы жилых домов без окон

Общественные здания

Общеобразовательные школы и детские дошкольные учреждения

*

Лечебные учреждения со стационаром

*

*

*

Для индивидуального гаража правила рекомендательного характера:

  1. до линии раздела, забора соседнего участка – 1 м (под сточные воды, аварийный проход);
  2. от ближайшего строения на соседнем участке (от окон, веранды, стен) – 6 м;
  3. от красной линии – 5 м;
  4. от бокового забора, улицы (до проезда между домами) – 3 м;
  5. до любого хозяйственного здания – 1 м;
  6. допускается примыкание к дому, если бокс имеет защитные перегородки;
  7. для домов с боксами:
    • встроенными – 6 – 10 м от забора, деревянные – 15 м;
    • пристроенными – правила как для отдельно стоящих.

Замеры делаются от краев выступающего цоколя или стен, от того, что больше выделяется до линии ближайшей детали соседней постройки.

Класс функциональной пожарной опасности гаража

Объекты для хранения автомобилей условно разделяют на 4 категории. Есть классы пожарной безопасности, степени огнестойкости, предопределяющие строгость требований:

Категория

Сооружения

Класс, описание

Отдельно стоящие частные

  • Ф5;
  • индивидуальное строение не подлежит нормированию, если не является частью СТО.

Помещения гаражного кооператива

  • Ф 5.2;
  • расчет опасности обязательный. Приравнивается к складам.

Подземные паркинги

Категории от А до Д в зависимости от количества мест. Например, парковки возле супермаркетов относят к В1 и В2.

Боксы

Классифицируются в зависимости от топлива, параметров самого здания.

Стоянки для газобаллоных машин размещаются в отдельных постройках I – V ст., класс C0. Запрещено использовать:

  1. подвалы, цоколи, подземные помещения;
  2. наземные закрытые стоянки в домах с иным назначением;
  3. боксы без отдельных выездов.

Пример расчета по категории гаража по взрывопожарной и пожарной опасности

Огнестойкость распространенных построек (по ФЗ 123, ст. 69, табл. 11):

  1. кирпичный бокс: степень II или III, кл. С0;
  2. металлический гараж: степень максимум IV, кл. – C1.

Гаражам для легковых машин, кроме тех, которые на газе, присваивают кат. В1 без исчислений; автостоянкам – кат. В. (п.6.11.11 СП 4.13130.2013).

Для грузового автотранспорта исчисления потребуются. Расчет включает сложные формулы. Определяется:

  1. давление насыщенных паров, взрыва;
  2. интенсивность испарения;
  3. низшая теплота сгорания;
  4. пожарная нагрузка;

Учитывается наличие поддонов, сливных приямков. Данные сопоставляют с нормами НПБ и относят здание к соответствующему классу. Краткое изложение «Примера №17» из пособия к СП 12.13130.2009 для грузовика:

  1. высчитывают общую массу горючих веществ (топливо, картон, резина и пр.) Результат сравнивают с таблицами;
  2. берут показатели низшей теплоты горения, вычисляют пожарную нагрузку (обычную и удельную). После сравнений условий выше/ниже рамок таблиц определяют категорию помещения.

Определить степень огнестойкости здания гаража можно по СНиП 21-01-97. Для этого необходимо знать, из каких материалов построено здание. Процедуру осуществляют специалисты, поскольку потребуется провести испытания, применить классификацию различных веществ.

Средства пожаротушения в гараже

Пожаротушение:

  1. для частных отдельно стоящих объектов для хранения автотранспорта достаточно первичных мер (огнетушители);
  2. для коммерческих предприятий нормы предписаны СП 113.13330 (Раздел. 6.5.) и 5.13130. Автоматическое пожаротушение (АУПТ), оповещение, первичные средства обязательные на закрытых площадках, для надземных – при 2 этажах и больше. Виды:
    • чаще всего: дренчеры, ТРВ, внутренний водопровод, модульные устройства;
    • реже: спринклеры;
    • огнетушители ручные, передвижные.

Для одно и двухэтажных боксовых стоянок, где каждое помещение имеет свой отдельный выезд (гаражные ворота), позволено не применять автоматическое пожаротушение и сигнализацию.

Пожарный щит: требования

Пожарный щит потребуется:

  1. нет внутреннего водовода для тушения возгораний и АУПТ;
  2. нет наружных систем водоподачи;
  3. при удалении от 100 м от точек забора воды;
  4. стоянки на 50 мест и больше, помимо щита, дополнительно оборудуются площадками с контейнерами, баками с песком, средствами индивидуальной защиты.

Количество щитов, комплектация, их необходимость для классов и категории строений определяется таблицами СП 113.13330 и ППР.

Комплектация:

Огнетушитель для гаража: какой выбрать

Для автостоянок рекомендованы порошковые или углекислотные огнетушители. Используются также пенные и водные первичные средства пожаротушения, но они малоэффективные для ГСМ. Для организаций количество и тип определяется по таблицам СП 113.13330, НПБ 166-97 (Прил. 1), ППР.

В гаражах, как правило, используют ОП или ОУ от 4 л (кг). Автомобилисты рекомендуют держать одновременно два типа огнетушителей. Нужно помнить, что ОУ не тушит класс А (обычные твердые материалы), но он эффективен для разлитых жидкостей. Лучший выбор – эмульсионные и хладоновые огнетушители, так как не наносят вред при тушении, но они дорогие.

Сколько огнетушителей должно быть

Количество огнетушителей для стоянки, боксов до 200 м. кв. (табл. 1 ППБ):

  1. ОП или ОВП от 10 л – 4;
  2. ОП от 4 кг – 2;
  3. ОХ от 3 л – 4.

Система дымоудаления в гараже

Минимум для гаража – это вытяжная противодымная система по СП 60.13330.2012 (СНиП 41-01-2003) (р. с учетом п. 7.2 и 7.3 СП 7.13130 для удаления продуктов, выделяющихся при возгорании веществ.

Пожарная сигнализация в гаражах: требования

Автостоянки с количеством парковочных мест от 10 шт. должны оборудоваться противопожарной сигнализацией. Оповещение в частных отдельных боксах отнесено на усмотрение владельца. Для сигнализации требуется проект по НПБ 88-2001.

Какие извещатели ставить

Дымовые извещатели – это стандарт, рекомендованный НПБ 88-2001 в п. 13.5. Есть мнение, что дымовые датчики часто срабатывают ложно от выхлопов. Это не всегда так – качественные извещатели имеют соответствующие настройки.

Тепловые датчики пожарной сигнализации ставить можно, но они срабатывают, когда пламя набрало силы, а тушить рекомендовано на стадии задымления.

Противопожарные мероприятия в автогаражах

Меры состоят в следующем:

  1. сигнализация;
  2. АУПТ, средства первичного пожаротушения;
  3. эвакуационные выходы;
  4. проезд как минимум для разъезда двух автомобилей;
  5. наличие огнеупорных преград (перегородок, перекрытий);
  6. материалы с пределами огнестойкости по СП 2.13130.2012;
  7. противопожарные разрывы между боксами;
  8. пол должен быть негорючим.

Работники, персонал допускаются к исполнению своих обязанностей только после прохождения инструктажей и проверки знаний. Обязательно для организаций разрабатывается инструкция о пожарной безопасности.

Скачать: Образец инструкции о мерах ПБ в гараже.pdf
Скачать: Бланк инструкции о противопожарных мерах на автотранспортных предприятиях.pdf

План эвакуации техники при пожаре в гараже

Разработку эвакуационной схемы организовывает руководитель предприятия. Схема вывешивается поэтажно и содержит:

  1. направления для выхода;
  2. места средств пожаротушения;
  3. кратко первоочередные действия;
  4. телефоны спасательных служб.

Указатели эвакуационных путей (светящиеся таблички, стрелки) вывешиваются на каждом этаже. План обязательный для помещений:

  1. массово посещаемых (кроме жилых домов);
  2. с рабочими помещениями для 10 чел. и больше;
  3. количество автомобильной техники в гараже, при котором разрабатывается план эвакуации при пожаре – от 25 единиц. Дополнительно создают схему расстановки с описанием очередей и порядка, хранят буксирные тросы, штанги из расчета 1 шт. на 10 ед.

План эвакуации составляется по ППР, ГОСТ Р 12.2.143-2009, СП 113.13330.2012.

Как тушить пожар в гараже

Правила ликвидации возгораний учитывают закрытость, компактность бокса, наличие вентиляции:

  1. не приближаться к горящим объектам, если есть угроза взрыва;
  2. вырывающееся пламя тушить через зазоры, продвигаясь постепенно внутрь;
  3. выкатить автомобиль, если есть возможность (стадия задымления);
  4. при значительном задымлении не заходить вглубь;
  5. топливо тушат от переднего края, стараясь оторвать пламя от очага, оптимальный наклон струи – 45°;
  6. ЛВЖ можно присыпать песком, грунтом;
  7. вода малоэффективная против топлива. Надо использовать порошковые, хладоновые, эмульсионные огнетушители, в крайнем случае – пенные или смоченную водой плотную ткань, которую накидывают на очаг;
  8. стены тушить снизу-вверх, проемы – наоборот.

Требования к частным гаражам

Самый выгодный вариант – это построить гараж самостоятельно или приобрести уже готовый бокс. Во втором случае следует выбирать конструкцию, изготовленную из кирпича с железобетонными перегородками, при этом внутренняя отделка должна быть выполнена из негорючих или трудногорючих материалов, а снаружи бокс обработан огнезащитной пропиткой.

Стоимость деревянного гаражного бокса обойдется в разы дешевле, но устанавливать его лучше там, где поблизости отсутствует растительность. Третий вариант – приобретение готового металлического бокса из профнастила. В данном случае также рекомендуется провести обработку каркаса огнезащитной пропиткой.

Ворота гаража обязательно должны быть выполнены из металла, поскольку этот материал менее всего подвержен горению.

Приобретая уже готовый гараж в кооперативе нужно обратить внимание на вышеописанные пункты, а именно:

  • обработать каркас специальным негорючим составом;
  • удалить из помещения все легковоспламеняющиеся жидкости, хранящиеся в емкостях без плотно закрывающихся крышек;
  • удалить промасленную ветошь и другие горючие материалы;
  • установить металлическую дверь;
  • проверить качество проводки, для чего лучше воспользоваться услугами профессионального электрика.

При обустройстве гаража изнутри с помощью лакокрасочных материалов необходимо вновь учесть степень устойчивости покрытия к горению. Лучше выбрать краску, которая при нагревании вспенивается, образуя защитную подушку на конструкции, тем самым сохраняя ее от пламени.

Особенности противопожарного водоснабжения

Безводный участок местности – это участок, на котором водоотдача в сети наружного противопожарного водопровода составляет менее 10 л/с или расстояние от места возникновения пожара до водоисточника более 500 метров;

Исходя из этого при выборе гаража не поленитесь узнать в городской службе водоканала о состоянии водоснабжения в месте планируемой покупке своего гаража, ведь для пожарных наличие воды очень важно, и чем ближе водоисточник тем быстрее они смогут оказать помощь и ликвидировать горение.

Не забывайте также следить за чистотой и порядком в Вашем гараже, не бросайте промасленные тряпки, не складируйте большой объем горюче смазочных материалов, не захламляйте свой гараж. Помните! Безопасность Вашего имущества в Ваших руках. Этот минимальный набор знаний о пожарной безопасности в гараже поможет Вам предотвратить и обезопасить себя от возникновения загорания.

Виды

Для обслуживания собственных нужд организаций различного профиля деятельности, осуществления пассажирских, грузовых перевозок, ведения строительных, других инженерных работ; обеспечения жизнедеятельности городских, в том числе коммунально-хозяйственных структур проектируются, эксплуатируются следующие виды гаражей, парков, депо для размещения, ремонта транспорта:

  • Автопредприятия, оказывающие услуги по перевозке различных грузов, включая опасные виды – горючие жидкости, ЛВЖ, ядовитые материалы.
  • Пассажирские автопарки, на балансе которых десятки, а в мегаполисах сотни автобусов для городских, междугородних перевозок.
  • Предприятия по текущему, капитальному ремонту автотранспортных средств, регламентному техническому сервису – от легковых автомобилей до спецтехники.
  • Автотранспортные предприятия в составе крупных строительных компаний. Большая часть техники – это большегрузные автомобили, включая самосвалы, необходимые для доставки на площадки по возведению объектов кирпича, керамических блоков, железобетонных, металлических конструкций.
  • Специализированные механизированные колонны, предоставляющие услуги по аренде автокранов, бетоновозов, бульдозеров, экскаваторов, высотных автоподъемников.
  • Станции скорой медицинской помощи.
  • Пожарные депо.
  • Гаражи коммунальных, аварийно-ремонтных служб газоводоснабжения, связи; правоохранительных органов.
  • Трамвайные, троллейбусные парки.
  • Гаражи частных предприятий с различными транспортными средствами – от легковых автомашин, микроавтобусов до автовышек, в зависимости от профиля предпринимательской деятельности.

Строительными нормами, противопожарными правилами, несмотря на различия в количестве транспортных средств, по занимаемым площадям, предъявляются общие требования к размещению гаражей на территориях промышленных предприятий, в черте населенных пунктов; оснащению их системами защиты от огня, обеспечению режима безопасности.

Электробезопасность

7.1. Лица, ответственные за состояние электроустановок (главный энергетик, энергетик, работник соответствующей квалификации, назначенный руководителем предприятия или цеха) обязаны:
— обеспечивать организацию и своевременное проведение профилактических осмотров и планово-предупредительных ремонтов электрооборудования, аппаратуры и электросетей, а также своевременное устранение нарушений «Правил устройства электроустановок», Правил эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, могущих привести к пожарам и загораниям;
— следить за правильностью выбора и применения кабелей, электропроводов, двигателей, светильников и другого электрооборудования в зависимости от класса пожаровзрывоопасности помещений и условий окружающей среды;
— систематически контролировать состояние аппаратов защиты от коротких замыканий, перегрузок, внутренних и атмосферных перенапряжений, а также других ненормальных режимов работы;
— следить за исправностью специальных установок и средств, предназначенных для ликвидации загораний и пожаров в электроустановках и кабельных помещениях;
— организовать систему обучения и инструктажа дежурного персонала по вопросу пожарной безопасности при эксплуатации электроустановок;
— участвовать в расследовании случаев пожаров и загораний от электроустановок, разрабатывать и осуществлять меры по их предупреждению.

7.2. Главный электрик (сменный электромонтер) обязан производить плановые профилактические осмотры электрооборудования, проверять наличие и исправность аппаратов защиты и принимать немедленные меры к устранению нарушений, могущих привести к пожарам и загораниям. Результаты осмотров электроустановок, обнаруженные неисправности и принятые меры фиксируются в оперативном журнале.

7.3. В местах, где возможно образование статического электричества, должны быть предусмотрены заземляющие устройства.

7.4. Аварийное освещение следует предусматривать, если отключение рабочего освещения и связанное с этим нарушение нормального обслуживания оборудования и механизмов может вызвать взрыв или пожар.

7.5. Неисправности в электросетях и электроаппаратуре, которые могут вызвать искрение, короткое замыкание, сверхдопустимый нагрев изоляции кабелей и проводов, должны немедленно устраняться дежурным персоналом; неисправную электросеть следует отключить до приведения ее в пожаробезопасное состояние.

Отопление

8.1. Устройство, размещение и эксплуатация отопительного оборудования должны обеспечивать пожарную безопасность в соответствии с ППБ-01-93 и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

8.2. Ответственность за техническое состояние, своевременный и качественный ремонт отопительных установок и соблюдение правил пожарной безопасности во время их эксплуатации по предприятию возлагается на главного энергетика (главного механика или специалиста, назначенного руководителем предприятия), а по цехам, участкам — на их начальников.

8.3. Устройство печного отопления допускается при отсутствии централизованного теплоснабжения для зданий и сооружений, оговоренных СНиП по проектированию отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

Вентиляция

9.1. Устройство, размещение и эксплуатация вентиляционного оборудования должны обеспечивать пожарную безопасность в соответствии с ППБ-01-93.

9.2. Ответственность за техническое состояние, исправность и соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации вентиляционных систем несет главный механик (главный энергетик) предприятия или лицо, назначенное руководителем предприятия.

9.3. В производственных помещениях, где вентиляционные установки удаляют горючие и взрывоопасные вещества, все металлические воздуховоды, трубопроводы, фильтры и другое оборудование вытяжных установок должны быть заземлены.

9.4. В помещениях, где выделяются легковоспламеняющиеся или взрывоопасные вещества (пары, газы), разрешается устанавливать только вентиляционные системы (местные отсосы), исключающие возможность искрообразования.

9.5. В случае возникновения пожара в помещении, в вентиляционной камере, в воздуховодах или на любом участке вентиляционной системы, следует немедленно выключить вентиляторы приточных и вытяжных систем.

Требования к подвижному составу

10.1. Общие требования

10.1.1. Каждый автомобиль должен обязательно иметь исправный огнетушитель (углекислотный, порошковый). Моторный отсек автомобиля может быть дополнительно оборудован установкой пожаротушения (водной, пенной, беспламенной аэрозольной).

10.1.2. Автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и специально оборудованные для этой цели, должны быть укомплектованы двумя огнетушителями (углекислотными или порошковыми): один находится в кабине водителя, второй в пассажирском салоне автобуса или в кузове автомобиля, моторный отсек может быть дополнительно оборудован установкой пожаротушения с дистанционным приводом.

10.1.3. Автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, должны быть оборудованы работоспособными аварийными выходами, снабженными соответствующими табличками.

10.1.4. Автомобили с пневматическими тормозными системами должны ставиться в помещение на хранение только с исправной пневматической тормозной системой, обеспечивающей возможность быстрой эвакуации автомобилей в случае пожара.

10.1.5. В целях предотвращения возникновения пожара запрещается:
— допускать скопление на двигателе и его картере грязи и масла;
— оставлять в кабине и на двигателе использованные обтирочные материалы (ветошь, концы и т.п.);
— эксплуатировать автомобиль с неисправными приборами системы питания;
— подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор непосредственно из емкости через шланг или иными способами;
— курить в непосредственной близости от приборов системы питания (в частности от топливных баков);
— ставить автомобили на хранение с неисправной электропроводкой, системой питания и включенным отключателем массы (там, где он имеется).

10.2. Требования к газобаллонным автомобилям

10.2.1. Аппаратура, трубопроводы, магистральный вентиль газобаллонного автомобиля должны быть герметичны.

10.2.2. Газобаллонные автомобили должны заправляться газовым топливом на газонаполнительных станциях или специальными газозаправщиками; порядок заправки должен соответствовать инструкции для данного типа станции.

10.2.3. Газовая аппаратура должна ежедневно осматриваться и проверяться на герметичность и исправность на контрольных постах, при выпуске автомобилей и приеме их с линии.

10.2.4. Заправка баллонов сжатым или сжиженным газом при работающем двигателе запрещена.

10.2.5. Перед включением зажигания, пуском двигателя или включением осветительных электроприборов необходимо в течение не менее 20 мин. держать капот открытым, после чего проверить исправность газовой аппаратуры, трубопроводов, соединений.

10.2.6. Запрещается эксплуатация газобаллонного автомобиля с неисправной газовой аппаратурой и при наличии утечки газа через неплотности соединений, а также въезд автомобиля в помещение при неисправной газовой аппаратуре.

10.2.7. При возвращении газобаллонного автомобиля и подготовке его к ночной или длительной дневной стоянке, а также для производства ТО в профилактории необходимо закрыть вентиль на баллоне и выработать весь газ, находящийся в системе питания, после чего выключить зажигание. Запрещается оставлять автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями системы питания и баллонов.

10.2.8. В случае невозможности в дорожных условиях устранения утечки газа из баллонов необходимо эвакуировать автомобиль в безопасное место (вдали от людей и источников огня), где выпустить газ в атмосферу (в предприятиях на специальных постах для выпуска газа).

10.2.9. Автомобили с неисправной газовой аппаратурой должны храниться на открытых площадках без газа в баллонах.

10.2.10. При проведении ремонта, связанного с выполнением сварочных и окрасочных работ (включая искусственную сушку), газовые баллоны должны быть сняты с автомобиля.

10.2.11. Запрещается ремонтировать газовую аппаратуру при работающем двигателе.

10.2.12. В случае пожара на газобаллонном автомобиле необходимо:
— перекрыть магистральный и баллонный вентили;
— при работающем двигателе увеличить число оборотов коленчатого вала и быстро выработать газ, оставшийся в системе газопроводов от вентиля до карбюратора-смесителя;
— тушить пожар углекислотными или порошковыми огнетушителями, установкой пожаротушения, песком;
— баллон с газом обильно поливать холодной водой.

10.2.13. Запрещается производить слив сжиженных газов во время грозовых разрядов.

Требования к технологическому оборудованию и инструменту

11.1. Технологическое оборудование, аппараты и трубопроводы, в которых находятся вещества, выделяющие взрывопожароопасные пары, газы и пыль, должны быть герметичными.

11.2. Горячие поверхности трубопроводов в помещениях, где они вызывают опасность воспламенения материалов или взрыва газов, паров жидкостей или пыли, должны изолироваться негорючими материалами для снижения температуры поверхности до безопасной величины.

11.3. Для контроля за состоянием воздушной среды в производственных и складских помещениях, где применяются, производятся или хранятся вещества и материалы, способные образовывать взрывоопасные концентрации газов и паров, должны устанавливаться автоматические газоанализаторы.
В случае отсутствия серийно выпускаемых газоанализаторов должен осуществляться периодический лабораторный анализ воздушной среды.

11.4. Расстановка технологического оборудования в подразделениях должна соответствовать проектной документации, с учетом требований технологии и обеспечения пожаровзрывобезопасности.

11.5. Размещение оборудования и прокладка трубопроводов не должны снижать герметичность и пределы огнестойкости противопожарных преград.

Пожарная безопасность при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

12.1. Общие требования

12.1.1. На постах ТО и ТР запрещается мыть агрегаты и детали легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

12.1.2. При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, а также ремонтом топливопроводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива.
Слив топлива должен производиться в местах, исключающих возможность его загорания. Хранение слитого топлива на постах ТО и ТР запрещается.

12.1.3. Во избежание искрообразования при переливании бензина, к отверстию сливной трубы следует прикреплять латунную цепочку и опускать ее до дна наполняемого сосуда.

12.1.4. Перед ремонтом бензобак необходимо промыть и пропарить до полного удаления паров бензина.

12.1.5. Кузнечные, термические, сварочные, малярные, деревообрабатывающие работы должны производиться только в специально отведенных помещениях.

12.1.6. Перед обслуживанием или ремонтом легкового автомобиля на опрокидывателе необходимо слить топливо из топливного бака и плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя.

12.1.7. Перед ремонтом цистерны для перевозки ЛВЖ, ГЖ и взрывоопасных грузов ее необходимо полностью очистить от остатков груза и надежно заземлить.

12.1.8. Рабочий, производящий очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара из-под ЛВЖ или ГЖ, должен применять инструмент, не дающий искру.

12.1.9. Ремонтировать заправочные колонки, резервуары, насосы, коммуникации и тару из-под бензина можно только после удаления из них остатков бензина и обезвреживания с соблюдением мер безопасности, исключающих возможность загорания или взрыва.

12.1.10. Для подтягивания гаек газобаллонной аппаратуры необходимо предварительно закрыть все вентили газовых коммуникаций. При обслуживании и ремонте газовой аппаратуры следует проявлять особую осторожность, не допуская искрообразования. Ударные нагрузки при указанных работах запрещаются.

12.1.11. Перед проверкой (регулировкой) приборов электрооборудования на газобаллонном автомобиле необходимо плотно закрыть все вентили и тщательно проветрить подкапотное пространство.

12.1.12. Регулировать системы питания и зажигания газобаллонных автомобилей, а также проверять на герметичность и ремонтировать газовую аппаратуру разрешается только в хорошо проветриваемом помещении при включенной приточно-вытяжной вентиляции. Проверять газовую аппаратуру на герметичность следует по правилам Госгортехнадзора сжатым воздухом или азотом под руководством специально выделенного лица из числа специалистов.

12.2. Мойка агрегатов и деталей

12.2.1. Для мойки деталей должны применяться негорючие составы, пасты, растворители и эмульсии.

12.2.2. В отдельных случаях, когда негорючие составы не обеспечивают необходимой по технологии чистоты обработки, допускается применение соответствующих моющих ЛВЖ и ГЖ, при условии строгого соблюдения необходимых мер пожарной безопасности, в специально оборудованных местах. Места проведения работ должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, песок).

12.2.3. Нейтрализацию деталей двигателя, работающего на этилированном бензине, разрешается осуществлять промывкой керосином только в специально выделенных для этой цели местах.

12.2.4. Использованные моющие горючие и легковоспламеняющиеся вещества должны сливаться в емкости, которые должны храниться в местах, определяемых администрацией.
Пролитые на пол ГСМ следует немедленно удалять.

12.3. Аккумуляторные работы

12.3.1. Аккумуляторные батареи, устанавливаемые для зарядки, должны соединяться между собой плотно прилегающими (пружинными) зажимами (для кислотных аккумуляторных батарей) или плоскими наконечниками (для щелочных аккумуляторных батарей), имеющими надежный электрический контакт, исключающий возможность искрения. Запрещается соединять зажимы аккумуляторных батарей проволокой «закруткой».

12.3.2. Контроль за ходом зарядки должен осуществляться при помощи специальных приборов. Запрещается проверять аккумуляторную батарею коротким замыканием.

12.3.3. Для осмотра аккумуляторных батарей используются переносные лампы во взрывобезопасном исполнении, напряжением не выше 42 В.

12.3.4. Запрещается:

Причины пожаров в гаражах

Определим основные три причины:

  1. Человеческий фактор или собственная халатность,
  2. Умышленные деяния третьих лиц,
  3. Природные явления.

Человеческий фактор или собственная халатность

В первом случае подразумевается личная небрежность и не внимательность владельца, это может быть:

  • не выключенный электрообогревательный прибор;
  • неправильная эксплуатация бытовых приборов, таких как электрочайник;
  • хранение ЛВЖ (бензина, керосина) в неплотной или не закрытой таре;
  • обустройства гаражей печками-буржуйками;
  • ну и конечно же курение в неположенных местах.

Третьи лица

В этом случае это как правило любители легкой «наживы», гаражи часто подвергаются взлому, и чтобы «замести следы» грабители часто поджигают гараж после ограбления. Детская шалость будет относиться к категории неумышленного причинения вреда, например, дети очень часто играют с огнем что может стать результатом возникновения пожара.

Природные явления

Как бы это страшно не звучало, но природная стихия — это неконтролируемая сила. Как правило в сухую и знойную погоду, особенно в весенний период учащаются загорания в лесах, на садовых участках и в гаражных кооперативах. Связано это с палом сухой прошлогодней травы, это и есть причина номер три возникновения возгораний в гаражах.

№ 15(29)
вторник
29 ноября 2016 год

Правила пожарной безопасности на автомобильном транспорте
Пожары в легковых автомобилях свидетельствуют о том, что владельцы автомобилей недостаточно подготовлены не только к их противопожарной за- щите, но и к действиям по ликвидации пожаров. Очень важно своевременно обнаружить загорание и сразу принять меры к его ликвидации. Существуют факторы, которые пред- шествуют пожару. Это может быть запах бензина, горелой изоляции, дым из-под капота. Пожары очень часто возникают из- за неисправностей в системе электропроводки. Поэтому необходимо обращать внимание на состояние изоляции и качество контактов. Все изменения или добавления в электрической системе должны быть качественно проверены, причем желательно квалифицированным специалистом. При эксплуатации автомобиля со временем изнашиваются или рвутся топливные шланги, появляются неисправности в соединениях. Пары бензина быстро воспламеняются при наличии искры или просто при контакте с горячими поверхностями двигателя, выхлопного коллектора. Современная отделка автомобиля в основном состоит из полимеров, пластиков и других синтетических материалов, причем практически все они горючие. Газы, выделяющиеся при горении таких материалов, высокотоксичные. В случае пожара вашего автомобиля воспользуйтесь следующими сове- тами: •Остановите автомобиль. •Выключите двигатель. •Освободите замок капота, но не открывайте капот. •Выведите всех пассажиров. •Позвоните «01» и вызовите пожарных. •Если это не опасно, попытайтесь воспользоваться имеющимся в машине огнетушителем. •Не применяйте воду при тушении пожара в двигательном отсеке, так как это может вызвать короткое замыкание электропроводки или распространение горящего бензина и увеличение площади горения. В случае пожара в общественном транспорте воспользуйтесь следующим алгоритмом поведения: •При обнаружении дыма или возгорания немедленно сообщите об этом водителю и пассажирам. •Вызовите пожарных и скорую помощь. •Постарайтесь покинуть горящий транспорт, помогая детям, женщинам с маленькими детьми, престарелым лицам, людям с ограниченными двигательными возможностями через двери или специальные аварийные люки и выходы в крыше и боковых окнах. •Внимание! В троллейбусе и трамвае металлические элементы могут оказаться под напряжением при нарушении целостности защит-ной изоляции проводов. •Покинув салон, отойдите как можно подальше, так как транспорт может взорваться. •Если есть пострадавшие, им надо оказать первую доврачебную помощь до приезда медиков.
Основные причины пожара в быту можно разбить на несколько групп:

  1. Неосторожное обращение с огнем
  2. Неисправность и неправильная эксплуатация электрооборудования
  3. Неправильная эксплуатация печного отопления
  4. Шалости детей

Неосторожное обращение с огнем:
бросание непогашенных окурков и спичек,
курение в неотведенных местах;
разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках;
отогревание в зимнее время замерзших труб отопления паяльной лампой или факелом;
подогрев на плите пожароопасных веществ бытовой химии;
чистка легковоспламеняющимися жидкостями промасленной одежды в закрытых помещениях;
небрежное хранение горючих жидкостей; применение для освещения открытого огня.
Неисправность и неправильная эксплуатация электрооборудования:
перегрузка электросети включением нескольких электроприборов в одну розетку;
повреждение электроприборов,
небрежное соединение, оголение или плохая изоляция проводов;
оставление электронагревательных приборов включенными в сеть в течение длительного времени и их перегрев;
расположение дополнительных электронагревателей вблизи от легковоспламеняющихся предметов (занавесок, штор, покрывал и др.);
нарушение правил эксплуатации электроприборов, определенных в инструкции предприятий-изготовителей
эксплуатация электропечей, не оборудованных терморегуляторами.
Неправильная эксплуатация печного отопления:
неисправность печей и их плохая подготовка к отопительному сезону;
своевременно не очищенные от сажи дымоходы и печи;
установка металлических печей, не отвечающих требованиям пожарной безопасности;
оставление топящейся печи без присмотра;
применение для розжига печи бензина, керосина, дизельного топлива и других легковоспламеняющихся жидкостей.
Шалости детей:
игра со спичками;
разведение костров в подвалах и на чердаках;
поджог тополиного пуха в летнее время;
нарушение правил обращения с пиротехникой.
Большинство пожаров происходит в жилых домах. Причины их практически всегда одинаковы — обветшавшие коммуникации, неисправная электропроводка, курение в неположенных местах и оставленные без присмотра электроприборы.
Если у вас или у ваших соседей случился пожар,
главное — сразу же вызвать пожарную охрану. Если загорелся бытовой электроприбор, постарайтесь его обесточить, если телевизор — прежде всего, выдерните вилку из розетки или обесточьте квартиру через электрощит.Помните!Горящий телевизор выделяет множество токсических веществ, поэтому постарайтесь сразу же вывести из помещения людей. Накройте телевизор любой плотной тканью, чтобы прекратить доступ воздуха. Если это не поможет, через отверстие в задней стенке залейте телевизор водой. При этом старайтесь находиться сбоку: ведь кинескоп может взорваться. Проверьте, закрыты ли все окна и форточки, иначе доступ свежего воздуха прибавит огню силы. Если горят другие электрические приборы или проводка, то надо выключить рубильник, выключатель или электрические пробки, и после этого вызвать пожарных.
Если пожар возник и распространился в одной из комнат, не забудьте плотно закрыть двери горящей комнаты — это помешает огню распространиться по всей квартире и лестничной площадке. Уплотните дверь мокрыми тряпками, чтобы в остальные помещения дым не проникал. В сильно задымленном пространстве нужно двигаться ползком или пригнувшись.

Вопреки распространенному мнению, тушить огонь простой водой — неэффективно. Лучше всего пользоваться огнетушителем, а при его отсутствии — мокрой тканью, песком или даже землей из цветочного горшка.
Если вы видите, что ликвидировать возгорание своими силами не удается,немедленно уходите. Возьмите документы, деньги и покиньте квартиру через входную дверь. Если путь к входной двери отрезан огнем и дымом — спасайтесь через балкон. Кстати, самые безопасные места в горящей квартире — на балконе или возле окна. Здесь пожарные найдут вас быстрее! Только оденьтесь потеплее, если на улице холодно. Открывайте дверь на балкон осторожно, поскольку пламя от большого притока свежего воздуха может усилиться. Не забудьте плотно закрыть дверь балкона за собой.
Постарайтесь перейти на нижний этаж (с помощью балконного люка) или по смежному балкону к соседям. Но помните: крайне опасно спускаться по веревкам, простыням и водосточным трубам. Тем более не следует прыгать вниз!
Еще один путь спасения-через окно. Уплотните дверь в комнату тряпками. Как только убедитесь, что ваш призыв о помощи услышали, ложитесь на пол, где меньше дыма. Таким образом можно продержаться около получаса.
Поскольку огонь и дым распространяются снизу вверх, особенно осторожными должны быть жители верхних этажей.
На кухне и балконе чаще всего происходят масштабные возгорания. Как от этого уберечься?
Помните, чтоопасно хранить на кухне и на балконе легковоспламеняющиеся вещества, различные тряпки. Ведь даже случайно залетевший на балкон окурок может стать причиной сильного пожара! Точно также и на кухне — развевающиеся от ветерка занавески могут вспыхнуть, если они висят в непосредственной близости от плиты. Поэтому не следует загромождать кухню и балкон ненужными вещами, старой мебелью, макулатурой и другими предметами, которые могут послужить «пищей» огню. Что делать?
Если загорелось масло(в кастрюле или на сковороде), то перекройте подачу газа и электроэнергии. Накройте сковороду или кастрюлю крышкой, мокрой тряпкой, чтобы затушить пламя, и пусть они так стоят до охлаждения масла — иначе огонь вспыхнет вновь. Тряпку из грубой ткани (такая всегда должна быть на кухне) накиньте на руки, предохраняя их от огня. После этого, чтобы перекрыть доступ воздуха к огню, осторожно накиньте ее на горящий предмет. При попадании горящего масла, жира на пол или стены используйте для тушения любой стиральный порошок (как порошковый огнетушитель), засыпая им огонь.При перегреве плитысначала нужно отключить ее, а затем накрыть спираль мокрой тряпкой. На балконе следует хранить все предметы или под плотным кожухом, или в металлических ящиках. Пожарные также рекомендуют держать на балконе ведро с песком.
Как правильно установить новогоднюю елку в доме
Самый любимый праздник у людей – Новый год. Он всегда долгожданный, он приносит с собой запах леса, мороза и что-то такое волшебное, сказочное. А ёлка с давних времен стала символом этого праздника и вызывает у людей особую радость. Во избежание беды в эти праздничные дни необходимо соблюдать правила пожарной безопасности по установке елки.
Итак, елку в квартире следует устанавливать на устойчивом и прочном основании в таком месте, чтобы она не мешала передвижению по квартире, играм детей, не касалась легковоспламеняющихся предметов. Не рекомендуется ставить её у выхода из помещения, иначе в случае воспламенения она превратится в непреодолимую преграду. Для украшения елки не рекомендуется использовать игрушки, изготовленные из ваты и бумаги, а также целлулоидные.
Перед тем, как повесить электрическую гирлянду на ёлку, её нужно тщательно проверить на предмет повреждения изоляции, все ли лампочки загораются. Довольно часто хозяева, желая доставить радость детям и гостям, конструируют различные приспособления, иллюминирующие ёлку. Это небезопасно, так как незначительная погрешность при «производстве» может привести к короткому замыканию и к пожару.
По этой же причине нельзя укреплять клочки ваты в переносных розетках, лампочках гирлянд, маскировать её провода. Не нужно использовать электрогирлянды кустарного производства, потому что, как правило, провода и лампочки в них не соответствуют напряжению и силе тока, к тому же слишком мощная гирлянда может стать большой нагрузкой для электросети.
Следите за тем, чтоб в розетку не было включено много мощных потребителей электроэнергии (в том числе гирлянд). Не экономьте деньги на дешёвых, некачественных электрогирляндах, при приобретении требуйте сертификат по пожарной безопасности на данную продукцию.
Опасно украшать ёлку свечами и использовать в помещении бенгальские огни и пиротехническую продукцию. Уходя из дома, обязательно выключайте гирлянду и не разрешайте детям включать и выключать её. Нельзя устанавливать вблизи ёлки какие бы то ни было нагревательные электроприборы.
В случае соблюдения предложенных советов и правил новогодний праздник не принесет горя и разочарований и будет действительно радостным, долгожданным, любимым и, главное, безопасным.
С наступающим Новым годом!

Учредитель:
Совет депутатов Красноборского сельского поселения
Издатель:
Администрация Красноборского сельского поселения
Адрес издателя: 175275, Холмский район
д.Красный Бор, ул. Центральная, 20
Главный редактор: Чиркова Е.И.
Адрес редакции: 175284, Холмский район, д. Красный Бор, ул. Центральная, 20
Тел/факс: 56-241
E-mail: [email protected]
Интернет-страница газеты:
Тираж: 5 экз.
Номер свидельства о регистрации, дата регистрации: не требует регистрации на
основании ст.12 Закона РФ от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой
информации»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *