Переход к полномасштабному применению в государственных (муниципальных) учреждениях принципов «эффективного контракта» планируется завершить к 2017 году в рамках реализации Указа № 597. Заработная плата будет напрямую связана с качеством и количеством выполняемой работы. Поэтому в эффективном контракте каждого работника, то есть в его трудовом договоре, будут прописаны не только должностные обязанности, но и условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг. Для этого работодатель должен внедрить систему нормирования труда (СНТ), главным компонентом которой являются установленные им нормы труда.
Увеличение зарплат сотрудников учреждений будет обусловлено достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Эта цель поставлена в пп. «е» п. 1 Указа № 597 и Программе совершенствования оплаты труда. Для ее достижения необходимы улучшение организации труда работников учреждений, более тесная увязка потраченного рабочего времени с результатами труда. Установление окладов должно совершенствоваться исходя из более полного учета при оплате труда сложности труда работников – об этом говорится в гл. IV Программы совершенствования оплаты труда. Таким образом, нормирование напрямую связано с формированием окладов и тарифных ставок, являющихся основной частью заработка.
Именно поэтому работодатель должен будет конкретизировать и уточнить трудовые функции, показатели и критерии оценки эффективности деятельности в отношении каждого работника – провести мероприятия по нормированию труда.
Нормирование труда является функцией управления и включает в себя определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции, оказание услуги) отдельными работниками (группами работников) и установление на этой основе норм труда. Комплекс положений по нормированию труда, разработанный в учреждении, закрепленный в соответствующем локальном нормативном акте и выполняемый всеми сотрудниками, составляет систему нормирования труда.
Отсутствие СНТ в учреждении рассматривается как нарушение трудового права, поскольку ст. 159 ТК РФ гарантирует работникам ее применение.
База для введения системы нормирования труда
Методологическая и законодательная база для введения СНТ в бюджетных учреждениях формируется уже давно.
В соответствии с Программой совершенствования оплаты труда федеральные органы власти в своих сферах регулирования, во-первых, должны актуализировать существующие типовые нормы труда и разработать новые, во-вторых, оказать методическую помощь в их применении (то есть выпустить методические рекомендации для подведомственных учреждений).
Нормативы и рекомендации помогут учреждениям установить локальными нормативными актами собственные нормы труда, а также систему нормирования труда.
В 2013 году Минтруд подготовил Общие рекомендации по нормированию, разъясняющие, как именно разрабатывать СНТ в учреждениях. Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают соответствующие типовые нормы труда – для них Минтруд утвердил Методические рекомендации по разработке типовых отраслевых норм труда, утв. Приказом Минтруда РФ от 31.05.2013 № 235 (кстати, согласно п. 17Общих рекомендаций по нормированию учреждение, проводящее работы по определению норм труда, может использовать данный документ в качестве методички).
Приказом Минтруда РФ от 30.09.2013 № 509 был утвержден план по разработке в 2014 году типовых отраслевых (межотраслевых) норм труда. Кроме того, во исполнение Поручения Правительства РФ от 26.07.2013 № ОГ-П12-5317 Минздрав, Минкультуры и Минобрнауки также подготовили планы по разработке (изменению) типовых отраслевых норм труда – об этом сообщается в Информации Минтруда РФ от 28.11.2013.
Например, Минкультуры уже выпустило приказы № 2477, № 2478, которые утверждают типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа (см. приказы Минкультуры РФ от 30.12.2014 № 2477 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках», от 30.12.2014 № 2478 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа»).
Использование типовых норм труда
Типовые нормы труда могут быть межотраслевыми, отраслевыми, профессиональными и иными – они разрабатываются и устанавливаются для однородных работ согласно ст. 161 ТК РФ.
Типовые нормы труда предназначены для:
– формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ в государственных (муниципальных) учреждениях;
– планирования работ;
– выдачи нормированных заданий (зафиксированного объема работ, который работник или группа работников выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени);
– установления соотношений между плановыми и договорными работами;
– определения необходимой минимальной штатной численности персонала, позволяющей выполнять усредненный набор услуг, закрепляемых за каждым типом учреждений при типовых организационно-технических условиях деятельности.
При разработке типовых норм труда используются:
– положения и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти;
– результативные исследования (фотографии рабочего времени, хронометраж и т. д.);
– показатели деятельности по учреждениям;
– результаты интервьюирования руководителей, специалистов и работников государственных (муниципальных) учреждений и организаций соответствующей социальной сферы;
– статистические материалы.
Что такое норматив труда?
На примере Приказа № 2477, нормирующего библиотечную работу, рассмотрим подробнее содержание типовой нормы труда. Работы, выполняемые в библиотеках, могут считаться однородными. Поэтому на них установлены типовые отраслевые нормы.
Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, рекомендуется применять в соответствующих государственных (муниципальных) учреждениях, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Они предназначены для введения в государственных (муниципальных) библиотеках без использования автоматизированных систем управления процессами (АСУП) и на основе АСУП, специализированных библиотеках для инвалидов по зрению, детских, юношеских библиотеках, библиотеках научно-исследовательских институтов (НИИ), образовательных учреждений без использования АСУП и на основе АСУП.
Типовые отраслевые нормы труда охватили основные виды работ, выполняемые в библиотеках, в том числе издательскую, выставочную, научную (исследовательскую, методическую, информационную), перевод и переработку печатных текстов, научное редактирование рукописей, работы научно-организационного характера, работы по соблюдению обеспеченности фондами, а также автоматизированные виды работ.
Нормы приведены с указанием наименования процесса, операции, состава работы, единиц измерения, нормы времени в минутах.
Типовые отраслевые нормы
В частности, типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках (без использования АСУП), включают комплектование библиотечного фонда, прием и учет поступивших документов, обслуживание читателей, редактирование рукописей и т. д.
А в направление «обслуживание читателей» вошли работа с читателем, внутренняя работа и внестационарное обслуживание. В эти процессы включены определенные операции. Так, работа с читателем включила в себя в том числе запись в библиотеку, перерегистрацию, обслуживание на абонементе и в читальном зале, ответы диспетчерской службы.
Рассмотрим состав работы «запись в библиотеку». Данный процесс состоит из четырех частей:
– просмотр документов читателя, проверка наличия учетно-регистрационной карточки;
– заполнение формуляра, учетно-регистрационной карточки, читательского билета;
– ознакомление читателя с правилами пользования библиотекой, расположением фонда, справочным аппаратом;
– поиск и расстановка учетно-регистрационных карточек.
Как видите, работа сотрудника библиотеки расписана достаточно подробно – составители документа постарались учесть все функции.
После того, как эту работу «разложили по полочкам», были определены единицы ее измерения. Для разработки программ, методик, библиографических пособий за единицу измерения принят один документ или один авторский лист.
Последний столбец таблицы указывает норму времени, отводимую на выполнение каждой далее не делимой части работы. Учтено время на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и личные потребности в размере 10% оперативного времени. В ряде случаев к нормам приведены поправочные коэффициенты. Например, на заполнение формуляра читателя, учетно-регистрационной карточки, читательского билета отведено 2 минуты, а на подбор документов в комплекты, написание второго экземпляра книжного формуляра – 40 минут.
Поскольку типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, прописаны довольно подробно, каждое учреждение библиотечной системы, внедряющее систему нормирования труда, может использовать эту «шпаргалку» – выбираются нужные строки и с помощью поправочных коэффициентов корректируются расчеты.
Что учитывать при разработке СНТ?
Работодателям, внедряющим СНТ, следует учитывать не только уже утвержденные федеральными органами исполнительной власти типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда, созданные в соответствии с Правилами разработки и утверждения типовых норм труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 804, но и регламенты выполнения работ по типам учреждений (ЕКС, ЕТКС, профессиональные стандарты).
К сведению: профстандарты утверждаются приказами Минтруда, например, профстандарт «Педагог» – Приказом от 18.10.2013 № 544н, «Специалист по педиатрии» – Приказом от 25.06.2015 № 400н.
К сожалению, для учреждений социальной сферы подобных документов издано мало. Существуют несколько рекомендаций по определению штатной численности работников (Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду, утв. Росздравом, Нормативы численности работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов, утв. Постановлением Минтруда РФ от 22.12.2003 № 86, приказы Минкультуры РФ от 01.09.2011 № 906 «О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек», от 30.12.2014 № 2479 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности государственных (муниципальных) учреждений культуры (библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа) с учетом отраслевой специфики», Минздрава РФ от 15.11.2012 № 918н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (вместе с рекомендуемыми штатными нормативами)).
Нормирование времени встречается реже – автору удалось найти только регламенты для медицинских и образовательных учреждений (Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»). Однако работа в данном направлении активно ведется.
Учреждения, внедряющие СНТ, могут руководствоваться методическими разработками. Пока больше всех заботится о своих подопечных Минкультуры. Оно выпустило не только Рекомендации по формированию штата учреждений, но и Рекомендации по введению нормирования труда. Указанные методички можно использовать бюджетным организациям других сфер деятельности в качестве рабочего документа.
Минкультуры также разрабатывает информационный сервис по формированию штатных расписаний учреждений культуры на основе утвержденных норм труда, который позволит рассчитывать нормативную численность работников в соответствии с выполняемыми в учреждении объемами работ. Пока сервис проходит апробацию в «пилотных» учреждениях.
Как формируется СНТ?
Типовые нормы труда ориентированы на комплекс организационно-технических условий, которые обеспечивают возможность нормальной работы учреждения в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими стандартами.
Если нормы труда отсутствуют или устарели
Поскольку типовые нормы труда по многим видам работ и рабочим местам отсутствуют, Минтруд рекомендует учреждениям пока разрабатывать соответствующие регламенты самостоятельно. При этом необходимо учитывать рекомендации учредителя либо привлекать соответствующих специалистов (п. 16 Общих рекомендаций по нормированию).
Однако работодателям стоит обратить внимание, что существующие нормы труда и штатные нормативы в большинстве своем устарели – некоторые из них были выпущены еще в 70-х годах прошлого века. Если документ, по которому должны рассчитываться нормы труда работников, слишком старый – следует проверить его актуальность, например, посмотреть в Интернете, не обсуждается ли проект изменения. Минтруд в Приказе от 31.05.2013 № 235 напоминает федеральным органам исполнительной власти, что согласно Правилам разработки и утверждения типовых норм труда пересмотр типовых отраслевых норм труда требуется через каждые пять лет с даты их утверждения.
В период освоения тех или иных работ работодателю рекомендуется установить временные нормы труда (разумеется, при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда). Срок действия таких норм согласно п. 19 Общих рекомендаций по нормированию не может превышать трех месяцев.
Однако существуют еще и внеплановые, аварийные виды работ, носящие единичный характер. Работодатель должен предусмотреть и их, определив разовые нормы труда.
Что нужно определить при разработке СНТ?
При создании системы нормирования труда следует определить:
1. Применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций), а также методы и способы их установления.
2. Порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту.
3. Порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.
4. Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.
Все решения по указанным направлениям надо закрепить в локальных нормативных актах учреждения с учетом мнения представительного органа работников, или в коллективном договоре. Комплекс таких решений и является системой нормирования труда (п. 2 Общих рекомендаций по нормированию).
В пункте 9 Общих рекомендаций по нормированию перечислены три вида норм, которые учреждение может применять для определения количества выполняемой работы, расчета трудоемкости определенного вида работ:
– нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги работником или группой работников соответствующей квалификации);
– нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т. п.), которые работник или группа работников обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);
– нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ).
Как нормировать однородные работы?
Работодатель может установить нормы труда на отдельный вид работ, взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда) изаконченный комплекс работ (комплексная норма труда). Степень укрупнения норм труда определяется конкретными условиями организации производства и труда (п. 10 Общих рекомендаций по нормированию).
Из каких этапов состоят работы по определению норм труда?
Для того, чтобы разработать нормы труда, следует провести исследования, поскольку указанные нормативы должны быть технически обоснованными – устанавливаться аналитическим методом на основе комплексного обоснования величины затрат труда применительно к технике и технологии, с использованием которых должна быть выполнена та или иная работа. Например, применение современных компьютерных программ значительно облегчает работу с клиентской базой, что должно быть отражено при установлении норм по указанной функции.
Итак, работы по определению норм труда содержат следующие этапы:
– анализ трудового процесса на основе стандарта оказания услуги, разделение его на части;
– выбор оптимального варианта технологии и организации труда, эффективных методов и приемов работы;
– проектирование режимов работы оборудования, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;
– определение норм труда в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов.
Разрабатывая нормы труда, работодателю нужно принять во внимание следующее:
– должностные инструкции, внутренние трудовые распорядки, правила по охране труда и пожарной безопасности и иные локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность работников, а также их режим труда и отдыха, установленный с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнением наиболее сложных из них в первой половине дня, когда у работающих отмечается более высокая трудоспособность;
– квалификацию, специализацию в определенных профессиональных областях и деловые навыки, способствующие качественному и быстрому выполнению заданий;
– условия выполнения работы – площадь помещения должна соответствовать нормам, учитывающим требования рационального размещения необходимого оборудования; уровень освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура в помещениях должны находиться в пределах, предусмотренных санитарными нормами; расстановка мебели должна обеспечивать удобство подхода к каждому рабочему месту и рациональные схемы движения документов.
Как установить СНТ в учреждении?
Система нормирования труда в учреждении устанавливается в соответствующем положении. Положение о СНТ должно быть утверждено локальным нормативным актом с учетом мнения профсоюза либо включено в качестве отдельного раздела в коллективный договор (п. 20 Общих рекомендаций по нормированию).
Система нормирования труда в учреждении
Кто разрабатывает и устанавливает СНТ?
Руководитель учреждения отвечает за разработку, пересмотр и утверждение норм труда, а также на их основе формирование штатной численности согласно п. 5 Общих рекомендаций по нормированию. Однако это не означает, что именно он должен организовывать работу по нормированию труда, включая проведение организационно-технических мероприятий, внедрение рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда. Руководитель может делегировать кураторство введения СНТ одному из своих заместителей.
А вот разрабатывать СНТ в учреждении должны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в этой сфере. Если штат многочисленный или специфика деятельности учреждения довольно сложная, то рекомендуется создать специализированное структурное подразделение (службу) по нормированию труда. Если количество работников невелико, то специальную службу создавать не обязательно – выполнение работ по нормированию можно возложить на специалиста или отдел, в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения, организации труда и заработной платы.
Содержание
- Область применения типового положения о нормировании труда
- Термины и сокращения типового положения о нормировании труда
- Организация работы по нормированию труда (образец типового положения)
- Разработка норм труда в образце типового положения о нормировании труда
- Зачем необходимо
- Как составить и что включить
- Как утвердить
- опосредованно подготовительные операции:
- Нормирование трудовых процессов в высших учебных заведениях
- 2.2 Правовые аспекты нормирования трудовых процессов преподавателей вуза
- Централизованным регулированием трудовых отношений закрепляется определенный стандарт трудовых прав и гарантий.
- 2.3 Сравнительный опыт нормирования труда в вузах России
- Инструкция по нормированию труда почтальона
Область применения типового положения о нормировании труда
Типовое положение о нормировании труда используется в качестве нормативно-методического документа, устанавливающего единый порядок разработки, внесения изменений, утверждения и введения в действие норм труда, анализ выполнения норм, организацию учета и отчетности.
Задачей нормирования труда является определение меры затрат и результатов труда в виде норм труда и нормативов численности персонала. На базе установленных норм труда осуществляется расчет производственных мощностей Фабрики, расчет плановой загрузки оборудования и количества рабочих мест, определяется потребность Фабрики в численности персонала соответствующего количественного и качественного состава, рассчитывается плановая калькуляция единицы продукции.
Объекты нормирования труда рабочих Фабрики:
- затраты времени на выполнение производственных операций;
- количество штук продукции, изготавливаемое работником (группы работников) за тот или иной период времени;
- количество объектов производства (оборудования), обслуживаемое одним работником;
- численность персонала, требующаяся для осуществления того или иного объёма работ.
Ответственность за соблюдение требование требований типового положения о нормировании труда возлагается на Технического директора Фабрики. Ответственность за организацию нормирования труда, контроль за внедрением утверждённых норм труда возлагается на начальника ОТиЗ Фабрики. Ответственность за разработку новых норм, пересмотр действующих норм, внедрение утвержденных норм труда возлагается на специалистов ОТиЗ Фабрики.
Ответственность за актуальность описания технологического процесса в нормах труда, направляемых на утверждение Техническому директору Фабрики, возлагается на Начальника производственного отдела Фабрики.
Термины и сокращения типового положения о нормировании труда
При расчётах норм труда применяется следующие индексы затрат рабочего времени и составных частей нормы, отражающие специфику производства Фабрики (Таблица 1).
Организация работы по нормированию труда (образец типового положения)
Организация работы по нормированию труда состоит их следующих этапов работы:
- планирование работы;
- разработка норм труда;
- формирование отчётности и контроль за внедрением норм в производство;
Работа по нормированию труда рабочих проводится на основании Бизнес-плана Фабрики на планируемый год, на основании ежемесячного анализа выполнения норм выработки основных технологических рабочих.
В соответствии с типовым положением о нормировании труда, Планирование работы и формирование отчетов по нормированию труда включает разработку следующих документов:
- План разработки норм труда при разработке новой продукции в 20__ г.
- Календарный план (отчет) замены и пересмотра норм труда на квартал.
- Отчет о выполнении плана разработки норм труда при освоении производства новых видов продукции.
План разработки норм труда при разработке новой продукции составляет ведущий инженер по нормированию труда на основе раздела «Разработка новой продукции» Бизнес-плана Фабрики на планируемый год, визирует начальник ОТиЗ, начальник цеха, утверждает технический директор, в срок до 01 января планируемого года.
Отчет о выполнении плана разработки норм при производстве новых шин составляет инженер по нормированию труда цеха ежеквартально. Срок исполнения — 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В соответствии с типовым положением о нормировании труда, пересмотр норм труда производится в случаях:
- изменения технологии и организации труда;
- выявления устаревших норм;
Рассмотрением предложений по пересмотру норм труда и утверждением норм занимается «Комиссия по пересмотру норм труда» (КПНТ). КПНТ формируется в следующем составе:
- Председатель: Технический директор
- Члены комиссии: директор по производству, директор по качеству, директор по персоналу, главный технолог, начальник ОТиЗ, председатель профкома.
- Секретарь комиссии: ведущий инженер по нормированию труда.
Цель КПНТ – рассмотрение поступивших предложений по пересмотру норм труда и принятие по ним решений.
Заседание КПНТ проводятся 1 раз в квартал.
На заседании принимаются решения:
- норма труда подлежит пересмотру;
- норма труда не подлежит пересмотру.
Решение КПНТ оформляется протоколом и утверждается председателем комиссии. Приложением к протоколу КПНТ является «Календарный план замены и пересмотра норм труда» на планируемый квартал.
После истечения квартала, на очередном заседании КПНТ ведущий инженер по нормированию труда формирует отчет о фактическом исполнении календарного плана замены и пересмотра норм за отчетный квартал. Результаты фиксируются в протоколе КПНТ.
Анализ напряженности и качества действующих норм труда в подразделениях Фабрики осуществляет инженер по нормированию труда, на основании справки по выполнению норм выработки за отчетный месяц. По результатам проверки составляется презентация, содержащая аналитическую информацию для рассмотрения предложений по пересмотру норм труда на заседании КПНТ. По истечению квартала формируется отчет о фактическом исполнении календарного плана замены и пересмотра норм за отчетный квартал, который рассматривается на очередном заседании КПНТ.
Нормативы времени, применяемые при расчете норм труда
Технологические службы Фабрики рассчитывают машинное или машинно-автоматическое время и направляют информацию в структурные подразделения и в ОТиЗ на следующий год – в октябре текущего года, а на новые виды продукции и в аварийной ситуации – по мере необходимости.
При разработке норм труда используются следующие нормативы времени, разработанные техническими службами Фабрики:
- режимы изготовления продукции и ее переработки;
- данные фактической износоустойчивости продукции;
- скорости работы оборудования;
- процент брака при изготовлении продукции;
- количество единиц одновременно выпускаемых видов продукции (потоков);
Нормативы времени на отдых и личные надобности принимаются в соответствии с рекомендациями НИИ труда в процентах от оперативного времени изготовления единицы продукции в соответствии с таблицей 2.
При расчете норм труда режим работы оборудования, продолжительность рабочей смены, квалификационный и количественный состав работников устанавливаются на основании утвержденных нормативных документов Фабрики: Штатного расписания и графиков работы.
Разработка норм труда в образце типового положения о нормировании труда
Проведение фотографии рабочего времени. На данном этапе определяется цель ФРВ (выявление потерь рабочего времени, разработка нормы, определение содержания работы на рабочем месте и т.д.), происходит выбор объекта наблюдения.
В соответствии с типовым образцом положения о нормировании труда, необходимо:
- изучить условия работы на рабочем месте;
- ознакомиться с технологической инструкцией;
- подготовить бланки;
- определить индексы затрат рабочего времени;
- выбрать место наблюдения;
- проверить инструмент измерения на соответствие требованиям (секундомер должен быть поверенным);
- проинформировать работника о целях ФРВ;
Проведение ФРВ заключается в последовательной записи в наблюдательном листе всех операций и процессов, выполняющихся на рабочем месте.
Наблюдение проводится с самого начала работы, поэтому необходимо присутствовать на месте наблюдения за 10 минут до начала работы. Запись производится текстом, индексами или графически в масштабе времени. Для измерения затрат рабочего времени применять следующие измерительные приборы: часы – для проведения фотографии рабочего дня, секундомер – для проведения хронометража.
Обязательные реквизиты для заполнения в наблюдательном листе: наименование работы, операции, фамилия и инициалы исполнителя и наблюдателя, время начала и окончания наблюдения, наименование затрат рабочего времени, текущее время при наблюдении, продолжительность элементов наблюдения.
Обработка результатов ФРВ состоит в составлении сводных таблиц для расчета нормы труда. Цель – произвести анализ содержания работы и анализ потерь рабочего времени. В листе ФРВ производится вычисление продолжительности определенных элементов затрат рабочего времени, проставляются индексы затрат рабочего времени, одноименное затраты рабочего времени суммируются и консолидируются в сводке одноименных затрат рабочего времени.
Анализ результатов ФРВ заключается в составлении пакета документов для утверждения нормы труда:
- Хронокарта;
- Лист фотографии рабочего дня;
- Нормировочная карта;
- Нормировочно-расценочный лист;
Хронокарта. Обязательные реквизиты для заполнения в хронокарте: фамилия и имя рабочего, наименование операции, механизма (на машинно-ручных операциях), продолжительность наблюдения, фамилии наблюдателя и составителя карты, даты составления карты, наименования затрат рабочего времени, отрезков времени по наблюдению, количество замеров на единицу времени.
Количество необходимых замеров при проведении хронометражных наблюдений в шинном производстве определяется в соответствии с Таблицей 3.
Обработка и анализ наблюдения начинается с вычисления продолжительности каждого замера (приема или элемента операции) если хронометраж проводится непрерывным способом. В результате получается ряд чисел, соответствующий числу проведенных замеров, который называется хронометражным рядом (или хронорядом). Далее определяется коэффициент устойчивости хроноряда, производится сопоставление полученного коэффициента с допустимым значением коэффициента устойчивости хроноряда. Коэффициент устойчивости хроноряда обозначает отношение максимальной величины продолжительности данного элемента операции к минимальной величине. Если коэффициент анализируемого хроноряда не выходит за пределы допустимого коэффициента, то хроноряд можно считать устойчивым. Если вычисленный коэффициент выше допустимого на 25% и более, коэффициент считается неудовлетворительным, а хроноряд — неустойчивым, в данном случае наблюдение должно быть проведено повторно.
Нормативный коэффициент устойчивости хроноряда определяется в соответствии с таблицей 4.
Лист фотографии рабочего дня. Лист фотографии рабочего дня составляется при выявлении в процессе наблюдения наличия простоев различного характера, путем заполнения одноименных затрат рабочего времени и времени простоев, зафиксированных в наблюдательном листе фотографии рабочего дня.
Нормировочная карта. Нормировочная карта содержит заполнение следующих реквизитов:
- указание наименования процесса операции, изделия, механизма, аппарата (на машинно-ручных операциях);
- профессия исполнителя, количество человек (объектов наблюдения), тарифные разряды;
- используемые в работе инструменты и приспособления;
- дата составления карты;
- характеристика работы и производственные условия;
- наименования приемов работы, затрат времени в минутах;
- расчет нормы выработки в смену, в час;
- расчет нормы времени на единицу продукции в человеко-часах.
Нормировочно-расценочный лист. Нормировочно-расценочный лист содержит заполнение следующих реквизитов:
- наименование работы (процесса операции, изделия, механизма, аппарата);
- наименование профессии;
- количество рабочих, разряды работы, условия труда,
- подробное содержание работы с описанием приема и сдачи смены, выполнения операций (работ) в соответствии с описанием в технологической инструкции;
- норма выработки в смену, в час;
- нормы времени на единицу продукции в человеко-часах.
Нормировочно – расценочный лист подписывает разработчик — инженер по нормированию труда, согласовывает инженер-технолог, начальник подразделения, председатель профкома Фабрики. Нормировочно-расценочный лист утверждает технический директор.
Разработанный пакет документов (хронокарта, лист фотографии рабочего дня, нормировочно-расценочный лист, нормировочная карта) инженер по нормированию труда направляет на согласование и утверждение по маршруту: инженер-технолог, начальник подразделения, Технический директор. Разработанная норма труда согласовывается председателем профкома Фабрики.
На рассмотрение и согласование либо возвращение пакета документов на доработку каждому визирующему лицу отводится не более 3-х рабочих дней.
О введении новых норм труда и пересмотре действующих норм труда работник должен быть извещен не позднее, чем за два месяца. Извещение работников проводится путем оформления распоряжения в журнале распоряжений по подразделению. Распоряжение визируют начальник подразделения и инженер по нормированию труда. Одна копия распоряжения вывешивается на доске информации в подразделении, вторая копия распоряжения подшивается к утвержденной норме труда, и является подтверждением даты введения нормы труда.
Действующие нормы труда вывешиваются на доске информации в подразделении.
При пересмотре устаревших норм труда без изменения нормы выработки, сроком введения является дата утверждения их техническим директором, распоряжение по подразделению не оформляется.
Проведение периодических проверок соответствия фактических затрат данным технического регламента
Проведение контрольных проверок соблюдения режимов работы оборудования и других технологических параметров, предусмотренных в расчетах норм выработки (времени) осуществляет специалист ОТиЗ с привлечением специалистов соответствующих подразделений и цехов Фабрики. Проверки проводятся в основных цехах один раз в квартал выборочно, или в соответствии с оперативным заданием руководства Фабрики.
По результатам проведенных проверок составляется акт проверки в свободной форме. Акт проверки визируют участники проверки, начальник подразделения и начальник ОТиЗ. При выявлении серьёзных отклонений данных, заложенных при расчетах норм от полученных, специалист ОТиЗ готовит проект приказа по Фабрике о привлечении к ответственности руководителей в проверяемом подразделении.
Зачем необходимо
Трудовое законодательство не предусматривает императивного требования разрабатывать Положение о нормировании труда в бюджетных учреждениях и коммерческих организациях. В то же время работникам гарантированы заявленные в ТК РФ системы нормирования труда (ст. 159 ТК РФ), и они обязаны выполнять их (ст. 21 ТК РФ), а отсутствие документа, определяющего используемые нормы в учреждении, может рассматриваться инспекторами ГИТ как нарушение трудового права. И на основании ст. 5.27 КоАП РФ, компаниям грозит за это до 50 000 рублей штрафа, а должностным лицам — до 5000 рублей.
Поскольку нормативы на предприятиях зависят от различных факторов (уровня организации, используемой техники, численности сотрудников, пр.), рекомендуется утвердить отдельный локальный нормативный акт, в котором будут прописаны правила введения, замены и пересмотра утвержденных показателей. Все эти вопросы удобно осветить в соответствующем положении.
Некоторые эксперты уверены, что все моменты, касающиеся нормирования труда, можно вписать в трудовой договор с сотрудником либо в коллективный договор. Это действительно не запрещено, но при необходимости изменить какие-то показатели придется делать больше работы, нежели в случае, когда есть отдельный документ.
Как составить и что включить
Прежде чем утвердить Положение о нормировании труда в образовательном учреждении, на заводе или в консалтинговой компании, нужно провести определенную подготовительную работу. Для начала работодатель собирает информацию о том, какая технология производства, какое оборудование, сколько оно может работать, что включают в себя технологические и трудовые процессы. Затем изучается вопрос о рабочем времени, которое трудятся подчиненные, чтобы выполнять поставленные задачи.
После анализа результатов изучения затрат рабочего времени разрабатывается проект документа с учетом имеющихся в законодательстве систем нормирования. На подготовительном этапе можно воспользоваться типовыми нормами (есть межотраслевые, отраслевые, профессиональные), которые разрабатываются представителями Министерства труда или федеральными органами власти с согласованием у коллег из Минтруда. В зависимости от специфики деятельности могут пригодиться:
- Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат труда и его оплаты в сельскохозяйственных организациях, утв. Минсельхозом РФ 22.10.2008.
- Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров, утв. Постановлением Минтруда СССР от 14.11.1991 № 78.
- Нормативы времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений, утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 29.12.1990 № 469.
- Нормативы времени на работы, выполняемые экономистами по финансовой работе, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 08.01.1990 № 9/2-7.
- Межотраслевые укрупненные нормативы времени на разработку конструкторской документации, утв. Постановлением Минтруда РФ от 14.11.1991 № 69.
- Рекомендации по нормированию и оплате труда работников гостиничного, банно-прачечного и ритуального обслуживания населения, утв. Приказом Минстроя РФ от 15.11.1994 № 11.
- Межотраслевые нормы времени на научные работы, выполняемые работниками библиотек, утв. Постановлением Минтруда РФ от 02.12.1994 № 74 и прочие.
Нормы, предусмотренные в проекте положения, желательно опробовать «в производственных условиях» в течение нескольких месяцев. Это позволит внести в документ изменения до того, как он вступит в силу, а значит, итоговый вариант ЛНА будет действовать достаточно долго.
Если положение о нормировании решено утвердить, не забудьте согласовать его с профсоюзом. Если представительного органа работников нет, можно ввести в действие без него.
Что надо включить в положение о нормировании? Приблизительная структура документа следующая:
- Общие сведения. Этот раздел посвящается описанию области применения ЛНА.
- Термины и определения. Здесь следует указать часто используемые понятия и их расшифровку. Чтобы не менять редакции несколько раз, можно написать примечание, что не упомянутые, но используемые в тексте термины следует трактовать в соответствии с действующим законодательством.
- Цели и задачи нормирования труда в организации. К ним можно отнести необходимость наладить эффективную работу предприятий, применять действующие системы планирования и организации производственных процессов, внедрять экономически выгодные способы стимулирования персонала.
- Нормативные материалы и нормы труда, применяемые в организации, порядок их внедрения.
- Процедура разработки и пересмотра документов по нормированию. Этот пункт необходимо заложить в положение, поскольку, на основании ст. 160 ТК РФ, переоборудование, переоснащение, любые организационные изменения, которые приводят к повышению производительности, могут стать основанием для пересмотра нормативов. Кроме того, Минтруд рекомендует не реже 1 раза в 5 лет проводить анализ действующих на предприятии норм труда, по итогам которого сохранить или переписать показатели.
- Порядок согласования и утверждения нормативных материалов по нормированию.
- Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.
Поскольку положение о нормировании труда — необязательный документ, то его структуру работодатель может формировать по своему усмотрению. Но надо помнить: все, что написано в нем, не может противоречить действующему трудовому законодательству и ухудшать положения работников.
Предлагаем ознакомиться с образцом документа, который, возможно, вам поможет составить собственный ЛНА.
Как утвердить
Положение о нормировании труда в организации вступает в силу по распоряжению руководителя. Его же приказом вводятся в действие все изменения.
Но обратите внимание: с документом (поправками) работники должны ознакомиться не позднее чем за 2 месяца до его вступления в силу. Поскольку в ст. 162 ТК РФ указано, что подчиненных следует известить об изменениях, но не уточняется, как именно это надо делать (письменно или устно), лучше приготовить отдельную бумагу (в двух экземплярах) примерно такого содержания:
Если нарушить срок извещения или саму процедуру ознакомления, документ не будет иметь юридической силы. И человек сможет требовать оплаты своей работы по правилам, действовавшим ранее.
В свою очередь, существует ряд факторов, от которых зависят три упомянутых психологических параметра. В таблице 1 представлено пять характеристик значимости рабочей должности.
Широта требуемых для выполнения данной работы навыков |
В какой мере исполнение должности требует наличия у работника широкого арсенала средств навыков и умений? |
|
Осознание своей задачи в целом, во всей ее полноте и завершенности |
В какой мере работа в данной должности представляет собой решение каких-то крупных задач «от начала до конца», с получением конечного результата? |
|
Роль выполняемой работы в решении более общих задач коллектива |
Имеет ли данный трудовой процесс существенное влияние на жизнь и работу других людей в самой организации или за ее пределами? |
|
Самостоятельность |
Степень возможной самостоятельности работника в определении им своих задач, способов их решения и личного режима работы |
|
Обратные связи |
Получает ли работник в результате выполнения своих рабочих обязанностей четкую и ясную информацию об эффективности своей работы? |
Трудовой процесс — это материально и технически обусловленный, организованный процесс приложения человеком умственных и физических усилий для получения полезного результата.
Официально продолжительность трудового дня у преподавателя составляет 6 часов. Данное время разделяется на подготовительные и исполнительные операции, совершаемые им в процессе обучения.
опосредованно подготовительные операции:
Нормирование трудовых процессов в высших учебных заведениях
2.2 Правовые аспекты нормирования трудовых процессов преподавателей вуза
Централизованным регулированием трудовых отношений закрепляется определенный стандарт трудовых прав и гарантий.
Современное законодательство предлагает выделять несколько уровней правового регулирования труда работников высшей школы, выстраивая стройную систему нормативных источников.
В основу специального регулирования отдельных категорий работников положен принцип отраслевой дифференциации труда в зависимости от тех или иных профессиональных особенностей.
Надо сказать, что дифференциация выражается через специальные нормы, а все специальные нормы действуют наряду с общими. Поэтому общие и специальные нормы действуют совместно и в некоторых случаях специальные нормы замещают общие.
Такие правоприменительные переходы являются особенностью юридической техники нормативных актов и обусловлены общей системой построения российского законодательства.
Кроме того, высшее учебное заведение, руководствуясь принципами социального партнерства, представляя интересы администрации и работников, вправе самостоятельно определять перечень вопросов совместно с трудовым коллективом.
2.3 Сравнительный опыт нормирования труда в вузах России
Инструкция по нормированию труда почтальона
———————————————————
>>><<<
———————————————————
Проверено, вирусов нет!
———————————————————
Считать утратившей силу Инструкцию городским почтальонам, утвержденную Министерством. а затем каждый из них уточняют методом нормирования. Организация труда почтальона Работа внутри предприятий связи 25. Читать курсовую работу online по теме Организация и нормирование труда почтальонов по доставке почтовых отправлений и периодической печати. Этапы процесса нормирования труда. Организация труда почтальонов. Заполнение и обработка данных наблюдательного листа. Установлению правильных соотношений между мерой труда и мерой его оплаты способствует нормирование труда. С помощью нормирования труда. Рис. 3.11. Функции нормирования труда. Планирование производства должно совершенствоваться, но для этого необходимо точно знать величину. Нормирование труда, квалификационные характеристики · Командировки. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные. обязанности. На должность почтальона назначается лицо, имеющее среднее. Должностная инструкция менеджера по организации и оплате труда · Должностная. Должностная инструкция инженера по нормированию труда I категории · Должностная. Должностная инструкция почтальона · Должностная. Информационный портал — Охрана труда и Безопасность жизнедеятельности. Инструкция по охране труда для почтальона по доставке телеграмм. Трудозатраты Т на нормирование работы и операции определяются двумя способами. 1. Через нормы времени. Должностная инструкция. Недоступов М.И. Нормирование труда: Учеб. пособие. Т. 1 / М.И. и внедренческим Центром организации, нормирования и охраны труда Министерства. Работники обязаны знать и соблюдать инструкции по охране труда. Для выемки корреспонденции из почтовых ящиков почтальоны и.
Определение затрат труда преподавателя вуза в зависимости от степени его вовлечения в процессы передачи и производства знаний
Е.В. Голева,
аспирант кафедры экономики и финансов, филиал в г. Волгограде, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (400131, Россия, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8; e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса совершенствования системы нормирования труда профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования с учетом изменения роли преподавателя в образовательном процессе. Автором предлагается рассматривать нормирование труда как категорию, тесно связанную с уровнем его вовлечения в процессы передачи и производства знаний, которые стали очевидны в последнее время. Отдельное внимание уделено вопросу определения затрат труда на обучение одного студента в зависимости от численности студенческой группы и структуры учебной нагрузки преподавателя.
Ключевые слова: профессорско-преподавательский состав, нормирование труда, образовательная организация высшего образования, передача знаний, производство знаний.
Повышение качества подготовки квалифицированных кадров является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности каждой образовательной организации высшего образования. Несмотря на то, что ежегодно вузы выпускают большое количество специалистов, многие отрасли экономики страны продолжают испытывать кадровый голод.
Известно, что основным конкурентным преимуществом является человеческий капитал, который обладает определенным количеством знаний и умений. В связи с этим особое внимание в процессе подбора персонала уделяется определению наличия этих самых знаний, которые определяют, в свою очередь, более конкурентоспособного сотрудника.
Важным в данном вопросе является формирование у выпускников необходимых компетенций, под которыми обычно понимают симбиоз знаний, навыков, умений, которые специалист сможет эффективно применить при решении конкретных практических задач.
Известно, что важным фактором их формирования является труд преподавателя как по передаче собственных знаний и накопленного опыта, так и курирования самостоятельного поиска студентами необходимой информации в доступных последним источниках (учебная литература, Интернет, справочные системы и др.).
Таким образом, с точки зрения преподавательского труда, образовательный процесс в вузе можно представить в качестве совокупности двух процессов: передачи знаний (в том числе опыта) и их производства.
Анализ имеющихся точек зрения авторов позволил установить, что ряд авторов считает передачу знаний процессом перемещения информации в иерархической последовательности,
причем, указанные авторы считают синонимичными понятия «информация» и «знания», отдельные авторы считают, что процесс передачи знаний и процесс передачи информации — это совершенно разные процессы, поскольку понятия «информация» и «знания» являются отличными друг от друга. Автор разделяет точку зрения последних и считает, что необходима актуализация понятия «процесс передачи знаний» в образовательной организации, под которым следует понимать процесс последовательного формирования профессиональной компетентности обучающихся, складывающийся из конкретных объемов знаний, переданных посредством различных видов работ пПс, которые имеют качественные и количественные характеристики и представляют собой структуру его учебной нагрузки. Результатом данного процесса является повышение качества образования и формирование процесса производства знаний. Таким образом, в отличие от существующих точек зрения, автор рассматривает указанный термин с точки зрения с одной стороны, качества образовательного процесса, с другой — с точки зрения оптимизации учебной деятельности профессорско-преподавательского состава и нормирования его труда. Основным отличием данной категории в современном высшем образовании можно назвать факт того, что передача знаний осуществляется в процессе создания нового знания.
Относительно категории «нормирование труда», в отличие от существующих подходов к данному понятию, автор предлагает рассматривать его с позиций фактора совершенствования процессов передачи и производства знаний, а также повышения эффективности планирования, учета и контроля индивидуального годового
Экономика и предпринимательство, № 7, 2015 г.
бюджета рабочего времени профессорско-преподавательского состава вуза посредством установления качественных и количественных норм видов его работы. Если прежде нормирование труда осуществлялось в отношении передачи знаний, то на нынешнем этапе развития этого недостаточно, поскольку темпы развития
общества требуют от преподавателя вовлечения студентов в процесс производства знаний.
Для наглядного объяснения указанного мнения автор предлагает к рассмотрению схему процессов передачи и производства знаний в вузе(рисунок 1)
Ргтупътпы игзпв^-иьки оор&гсракне нжаю >птчжто танна
Рис. 1. Схема процессов организации передачи (этапы 1 -4) и производства (1 -5) знаний в вузе.
Рассматривая представленную схему, стоит отметить, что нормирование труда профессорско-преподавательского состава на современном этапе должно быть направлено на все виды деятельности, осуществляемые им. Состав работ, производимых преподавателем при взаимодействии с обучающимися, составляет основу его педагогической нагрузки, которую традиционно разделяют на учебную (первая половина дня), которая связана с непосредственным взаимодействием преподавателя со студентами, и внеучебную (вторая половина дня), которая подобного взаимодействия не подразумевает. В свою очередь учебная нагрузка подразделяется на аудиторную (работа с группой и индивидуальная работа со студентами) и внеаудиторную, а внеучебная — на научно-исследовательскую, методическую, организационную, воспитательную. Последние, в свою очередь, также имеют достаточно обширный состав.
Говоря об учебной нагрузке, стоит отметить, что основными ее направлениями являются передача и производство знаний. Примеча-
тельно, что процесс расширенного производства знаний был рассмотрен еще немецким философом Г.В.Ф. Гегелем в «Науке логики», написанной в 1812-1816 гг. . Первое осуществляется посредством аудиторной (коллективная работа с группой студентов) и индивидуальной работы со студентами (проведение индивидуальных консультаций, контроля), а второе включает в себя различные виды руководства выполнением ряда работ студентов в рамках образовательного процесса.
Поскольку оптимальная система нормирования должна учитывать затраты труда по каждому виду работ в отдельности, стоит отметить, что актуализированная и структурированная классификация затрат ППС вуза имеет большое значение в процессе нормирования его труда.
В настоящее время наибольший вес в структуре учебной нагрузки большинства преподавателей принадлежит аудиторной нагрузке, причем, анализ структуры учебной нагрузки различных квалификационных (должностных) уров-
Journal of Economy and entrepreneurship, Vol. 9, Nom. 7
ней ППС позволяет без сомнения определить, что наибольший вес аудиторной нагрузки будет содержать учебная нагрузка ассистента и ст. преподавателя, а наименьший — профессора.
Таким образом, можно представить структуру учебной нагрузки ППС вуза с точки зрения классификации видов работ относительно их
участия в процессах передачи и производства знаний (рисунок 2).
Данные, представленные на рисунке 2, отражают зависимость структуры учебной нагрузки ППС от уровня квалификации. Так, можно отметить, что структура учебной нагрузки ассистентов больше нацелена на процесс передачи знаний, а профессоров — на производство.
Н эгруэ кэ п □ прэиз во детву а н эн и й, % I Нэгруэка пя ПЕредэне .энэний, %
Рис. 2. Структура учебной нагрузки ППС по степени вовлеченности в процессы передачи и производства знаний в зависимости от уровня квалификации.
Правильно сформированная структура педагогического состава вуза имеет большое значение для повышения эффективности его деятельности и обеспечения качества образовательного процесса. Особенно актуальным данный вопрос стал сейчас, когда вузы столкнулись с рядом требующих скорейшего решения вопросов, таких как: внедрение новых образовательных стандартов, повышение среднего возраста педагогических кадров, необходимость развития научного потенциала, что, в свою очередь обеспечивает рост уровня его экономической безопасности и др. Нормирование труда занимает важное место в решении данного рода вопросов.
Согласно п. 16 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденному Приказом МОН от 19.12.2013 г. № 13б7 , «в учебном плане выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (…контактная работа обучающихся с преподавателем) (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы обучающихся в академических или астрономических часах».
Согласно данному документу эта работа подразделяется на аудиторную и внеаудиторную, ее минимальный объем и максимальный объем лекционных и семинарских занятий в образовательной программе регламентирует локальный нормативный акт образовательной организации.
Действующим Законом об образовании
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Положение об организации нормирования труда – основной локальный нормативный правовой акт, в котором регламентированы порядок и основные правила осуществления нормирования труда на предприятии. От правильности его составления зависит, насколько эффективно будут выполняться задачи, возложенные на функцию нормирования труда.
Сегодня мы предлагаем рассмотреть пример составления положения об организации нормирования труда производственных рабочих.
Положение
об организации нормирования труда производственных рабочих
1. Общие положения
1.1. В основе нормирования труда лежит установление и внедрение технически обоснованных норм труда, предусматривающих наиболее эффективное использование средств труда и рабочего времени.
1.2. Важнейшей задачей нормирования труда является снижение трудоемкости продукции путем своевременного пересмотра норм труда, исходя из проводимых организационно-технических мероприятий и повышения квалификации рабочих, выявление резервов дальнейшего роста производительности труда на рабочем месте, а также путем совершенствования технологии выполнения операций.
1.3. Нормирование труда строится на следующих основных принципах:
– максимально возможное расширение сферы нормирования труда;
– установление единых норм труда на одинаковые работы, выполняемые в аналогичных организационно-технических условиях;
– обеспечение обоснованности норм труда с учетом организационно-технических, экономических, психофизиологических и социальных факторов;
– использование достижений науки и практики в нормировании трудовых затрат;
– изменение норм труда по мере совершенствования технологии, организации труда и производства, а также улучшения условий труда.
1.4. Установление, пересмотр и замена норм труда осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь (статья 87) и коллективным договором предприятия.
1.5. Система организации нормирования труда производственных рабочих на предприятии – централизованная. ООТиЗ осуществляет организационно-методическое руководство работой, обеспечивает необходимой документацией, межотраслевыми и отраслевыми нормативными материалами, координирует работу по снижению трудовых затрат, контролирует качество действующих норм и нормативов по труду и обеспечивает их своевременную замену или обновление.
Разработку норм времени на изготовление продукции производят инженеры по организации и нормированию труда ООТиЗ непосредственно в цехах.
Участие в нормировании труда принимают работники отделов главного технолога, главного металлурга и внедрения оборудования с ЧПУ по принадлежности технологического процесса.
Справочно: при суммарном методе нормируемая работа, как правило, не анализируется по составным частям и рациональность приемов ее выполнения не изучается. В лучшем случае они отражают фактическую выработку, достигнутую в прошлом.
Общую организацию, управление и контроль нормирования труда производственных рабочих осуществляет ООТиЗ, руководствуясь указами Президента Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь, постановлениями и рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства промышленности Республики Беларусь.
2. Методологические основы организации нормирования труда рабочих
2.1. При нормировании труда рабочих применяются следующие виды норм труда: норма времени, норма выработки, норма обслуживания, норма численности.
2.2. Для установления норм труда используются два метода: аналитический и суммарный.
2.2.1. Суть аналитического метода заключается в том, что нормы труда устанавливаются на основе всестороннего изучения и анализа существующей последовательности и приемов выполнения нормируемой работы, организации труда на рабочем месте, использования оборудования. Нормы труда с помощью аналитического метода устанавливаются в следующем порядке:
– нормируемая технологическая операция (далее – операция) делится на элементы (технологические переходы, проходы, трудовые приемы, действия, движения);
– по каждому элементу определяются факторы, влияющие на время выполнения этого элемента. Такими факторами могут быть масса детали, длина обрабатываемой поверхности, материалы и т.д.;
– анализируются состав и последовательность выполнения операции по выделенным элементам. Каждый элемент оценивается с точки зрения его целесообразности и рациональности выполнения;
– изучаются и выявляются производственные возможности выполнения данной операции. Изучаются применяемые на данном рабочем месте оборудование, инструмент, приспособление, приемы и методы труда рабочего-исполнителя и передовиков производства, существующие и передовые формы организации и системы обслуживания рабочего места, условия труда;
Справочно: технически обоснованные нормы времени, рассчитанные аналитически-исследовательским способом, менее прогрессивны, так как они в определенной мере сориентированы на существующую организацию труда, квалификацию, умение и навыки в работе конкретного рабочего.
– на основе изучения и анализа производственных возможностей разрабатываются организационно-технические мероприятия, позволяющие внедрить и организовать запроектированный рациональный трудовой процесс на данном рабочем месте;
– определяется продолжительность времени выполнения каждого запроектированного элемента и операции в целом.
2.2.2. В зависимости от того, как будет осуществляться нормирование элементов операции – по наблюдениям или по нормативам, – применяются два способа установления норм: аналитически-расчетный и аналитически-исследовательский.
2.2.2.1. При аналитически-расчетном способе нормы труда устанавливаются по нормативам или путем расчета с помощью нормативов режимов работы оборудования.
2.2.2.2. При аналитически-исследовательском способе затраты времени на каждый элемент операции и на операцию в целом определяются на основе измерений затрат времени путем хронометражных наблюдений непосредственно на рабочих местах.
2.2.3. При суммарном методе нормирования нормы труда могут определяться на основе личного опыта или отчетных данных о затратах рабочего времени (фактической выработки рабочих) при выполнении данной или аналогичной работы.
2.3. Нормы времени, рассчитанные аналитическим методом, относятся к технически обоснованным, суммарным методом – к опытно-статистическим.
Важно! К более прогрессивным технически обоснованным нормам времени относятся нормы, определенные аналитически-расчетным способом. Они ориентируют рабочего на достижение максимальной выработки при нормальном темпе работы и рациональном использовании физических и умственных сил. Труд рабочих должен нормироваться в основном аналитически-расчетным методом.
2.4. По срокам действия нормы труда подразделяются на постоянные, временные и разовые.
2.4.1. Постоянные нормы труда устанавливаются на работы, стабильные по организационно-техническим условиям, определенные аналитически-расчетным способом.
2.4.2. Временные нормы труда устанавливаются на период освоения новой техники и технологии, новых видов продукции, когда не обеспечивается устойчивая и качественная работа оборудования и рабочими не освоен трудовой процесс выполнения работ.
При этом может использоваться как аналитически-расчетный, так и аналитически-исследовательский способ.
Временные нормы труда действуют до перевода наладочного технологического процесса в действующий.
2.4.3. Разовые нормы труда устанавливаются на работы, носящие единичный характер, опытные и экспериментальные работы. При отсутствии необходимых организационно-технических условий выполнения работ для установления норм труда может использоваться суммарный метод.
2.5. Для расчета норм труда по аналитически-расчетному способу применяются нормативы, указанные в Перечне нормативных материалов по труду.
2.5.1. Пересмотр и корректировка Перечня нормативных материалов по труду производится ООТиЗ не реже одного раза в 5 лет.
3. Порядок и условия установления, пересмотра и замены норм труда
3.1. Нормы труда на производство продукции разрабатываются на основе комплекта документов технологического процесса в соответствии с запроектированными организационно-техническими условиями производства данной продукции установленной проектной трудоемкостью.
3.2. При отсутствии комплекта документов технологического процесса нормы труда разрабатываются на основе технологических инструкций, маршрутных технологий, технических паспортов на оборудование, чертежей, данных об объеме работ.
Важно! При составлении Перечня нормативных материалов по труду отбираются наиболее прогрессивные нормативы из межотраслевых и отраслевых нормативов по труду, а также нормативы, разработанные предприятием.
3.3. Проектная трудоемкость представляет собой величину необходимых затрат труда на производство единицы продукции, устанавливаемую на основе наиболее прогрессивных технико-технологических и организационно-экономических решений, принятых в проекте. Она не должна превышать установленную величину предельных экономически допустимых затрат.
3.4. На период освоения производственных мощностей, новой техники, технологии, продукции или несоответствии фактических организационно-технических условий производства предусмотренным во вновь вводимых нормах труда, к технически обоснованным нормам применяются поправочные коэффициенты.
3.5. Срок действия поправочных коэффициентов определяется в каждом конкретном случае в зависимости от сложности осваиваемого производства, изделия (технологического процесса), состояния подготовки производства, квалификации рабочих и т.д.
По мере освоения производства или приведения организационно-технических условий в соответствие с запланированными в нормах или нормативах поправочные коэффициенты уменьшаются и в конечном итоге отменяются.
3.6. Расчет технологической трудоемкости заключается в определении:
– основного (технологического) времени;
– вспомогательного времени;
– цикла обработки;
– оперативного времени;
– времени на техническое обслуживание;
– времени на организационное обслуживание;
– времени на отдых и личные надобности;
– штучного времени;
– подготовительно-заключительного времени;
– штучно-калькуляционного времени.
3.6.1. Основное (технологическое) время определяют:
– по операциям металлургического производства – бюро труда и зарплаты (БТЗ) соответствующих цехов;
– по операциям механообработки, сварки, холодной штамповки, нанесения защитных покрытий – отдел главного технолога;
– по операциям термообработки – термический отдел.
3.6.2. Вспомогательное время, оперативное время, время на техническое обслуживание, время на организационное обслуживание, время на отдых и личные надобности, штучное время, подготовительно-заключительное время, штучно-калькуляционное время рассчитывают работники БТЗ соответствующих цехов.
3.6.3. Для работ, выполняемых на оборудовании с программным управлением, цикл обработки определяется работниками отдела внедрения оборудования с ЧПУ.
3.6.4. Все расчеты по определению трудоемкости консервации и упаковывания продукции и трудоемкости гальванопокрытий выполняет отдел главного технолога.
3.6.5. Все расчеты по определению трудоемкости слесарно-сборочных работ выполняет БТЗ соответствующих цехов.
3.7. Установленные нормы времени заносят в технико-нормировочные, нормировочные карты или хронокарты, которые являются документальным подтверждением трудоемкости.
3.8. Технико-нормировочные карты разрабатывают и направляют в БТЗ цеха работники отделов главного технолога, главного металлурга и внедрения оборудования с ЧПУ по принадлежности совместно с другими технологическими документами к технологической операции. Они должны иметь все сведения, необходимые для расчета норм времени.
3.9. В зависимости от технологических переделов и видов выполняемых paбот применяются следующие формы технико-нормировочных карт, нормировочных карт, карт исходных данных и хронокарт:
<…> (далее перечисляются используемые на предприятии формы карт для различных видов работ, образцы которых приводятся в приложениях к Положению).
3.10. На основании разработанных норм труда работник БТЗ составляет Ведомость норм времени и расценок (форма в приложении), подписывает ее у начальника цеха, согласовывает с цеховым профсоюзным комитетом и утверждает у начальника ООТиЗ.
3.10.1. При получении Ведомости норм времени и расценок каждая из согласующих сторон обязана в течение 5 рабочих дней рассмотреть ее и при отсутствии замечаний подписать.
3.10.2. При наличии замечаний Ведомость норм времени и расценок возвращается разработчику для устранения замечаний.
3.10.3. При наличии не устраненных в рабочем порядке разногласий окончательное решение принимают начальник ООТиЗ по оплате труда рабочих, начальник цеха и председатель профсоюзного комитета структурного подразделения.
3.11. Пересмотр норм труда предполагает систематический анализ состояния нормирования, выявление и мобилизацию резервов роста производительности труда, устанавливает строгое соответствие между изменением норм выработки (времени), проведением организационно-технических мероприятий и повышением производительности труда.
3.12. В целях поддержания прогрессивного уровня действующих норм труда они подлежат обязательной проверке работниками БТЗ совместно с работниками отделов главного технолога, главного металлурга и внедрения оборудования с ЧПУ не реже одного раза в 5 лет, в том числе и в процессе аттестации рабочих мест.
3.13. В процессе проверки выявляются устаревшие и ошибочные нормы труда, подлежащие пересмотру.
3.14. Устаревшими нормами труда следует считать такие нормы, которые в свое время были установлены правильно, но при осуществлении организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, своевременно не пересматривались.
3.15. Ошибочными считаются нормы труда, при установлении которых неправильно учтены организационно-технические условия или допущены неточности в применении нормативных материалов либо в проведении расчетов.
3.16. Нормы труда подлежат обязательной замене новыми, более прогрессивными по мере внедрения в производство организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда. К таким мероприятиям относятся:
– ввод нового и модернизация действующего оборудования;
– внедрение более прогрессивной технологии;
– усовершенствование оснастки и инструмента;
– улучшение конструкции изделий;
– механизация и автоматизация производственных процессов;
– совершенствование организации рабочих мест;
– использование новых видов материалов, сырья;
– внедрение рационализаторских предложений.
3.17. Введение новых норм труда в результате внедрения организационно-технических мероприятий, пересмотра ошибочных и устаревших норм труда оформляют Ведомостью норм времени и расценок с приложенным Извещением об изменении норм времени и расценок (форма в приложении).
3.18. О введении новых норм труда и о замене выявленных устаревших и ошибочных норм труда рабочие должны быть извещены не позднее чем за один месяц до начала выполнения работ. О введении временных и разовых норм, а также укрупненных, комплексных норм, установленных на основе утвержденных пооперационных норм труда, введении новых норм в результате изменения технологического процесса рабочие могут быть извещены менее чем за один месяц, но во всех случаях до начала выполнения работ.
3.19. При временном отклонении фактических условий работы от запроектированных (несоответствие материала, инструмента, технологии и т.п.) нормы труда не изменяются. В этом случае определяется дополнительная трудоемкость на период устранения отклонений в соответствии с организационно-распорядительным документом (приказом, протоколом совещания у генерального директора, распоряжением или протоколом совещания у технического директора) и работнику устанавливается соответствующая доплата по отдельному наряду на период приведения фактических условий работы в соответствие с запроектированными.
3.20. Администрация и профсоюзный комитет структурных подразделений обязаны разъяснить каждому работнику (бригаде) основания замены или пересмотра норм труда, ознакомить его (ее) с методами, приемами труда и условиями, при которых они должны применяться.
4. Материальное стимулирование работы по прогрессивным нормам
4.1. В целях заинтересованности рабочих во внедрении технически обоснованных норм труда могут устанавливаться повышенные расценки в соответствии с действующим Положением об установлении сдельных расценок за работу по технически обоснованным нормам времени и повышенных тарифных ставок рабочим-повременщикам за работу по технически обоснованным нормам численности.
4.2. С целью повышения материальной заинтересованности работников в снижении трудоемкости, себестоимости и повышения производительности труда на предприятии действует Положение о премировании работников предприятия за снижение технологической трудоемкости.