Специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится в компании на основании положений закона 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Однако, в компании также может самостоятельно разрабатываться собственное Положение об оценке. Наличие такого локального акта не является обязательным, так как организация данного мероприятия может происходить исключительно в рамках законодательства. Положение о СОУТ в организации необходимо в том случае, если порядок оценки в настоящей организации имеет определенные аспекты, требующие регламентации, а в законе она не предусмотрена.

Содержание

Положение по соут для предприятия

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

Конечно же, не исключаю варианта, когда аттестующую организацию выбирают по цене – самая низкая цена – становится все чаще главным аргументом, но стоит ли он того. Ранее к аттестации относились как к обязательной «бумаге», которую необходимо показать контролирующему органу.

Сейчас Карта специальной оценки — Документ, на основании которого решаются многие финансовые моменты. Если Вам выдали кипу бумаг с множеством ошибок, неточностей и некорректных данных, то Отчет теряет статус документа и работодатель остается один на один с госинспекцией, фондом социального страхования, пенсионным фондом и т.д.

, более того, к этому могут добавиться штрафные санкции и необходимость заново проводить спецоценку.

Положение о специальной оценке условий труда

С 1 января 2014 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена вместо существующей ранее аттестации рабочих мест для определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников. Какова же судебная практика по этому вопросу?

Проведение специальной оценки по условиям труда обязательно для всех видов предприятий любой специфики деятельности.

Однако возникают вопросы о проведении этой процедуры в офисе, ведь вредных факторов тут вроде нет.

Что из условий учитывается и как проходит спецоценка у офисного персонала? Как ее организовать и как оформить все необходимые документы? В этой статье приводится примерный вариант пошаговых действий.

Образец положения об осуществлении СОУТ в организации

Как уже говорилось ранее, разрабатывается положение о специальной оценке условий труда самостоятельно работодателем и, как все локальные документы, утверждается руководителем. Так как типового образца законодательством не установлено, при составлении акта целесообразно пользоваться положениями Закона № 426-ФЗ.

Положение о СОУТ в организации — образец его не установлен законодательством, поэтому разрабатывается данный документ каждым предприятием самостоятельно. Какие нормативные акты можно использовать при составлении положения, каким может быть его примерное содержание, расскажем подробно в статье далее.

Специальная оценка условий труда: общие положения

  • Предметом Договора является оказание Исполнителем юридических услуг, а именно юридическое консультирование по интересующим Заказчика правовым вопросам в сфере здравоохранения.
  • Юридические услуги предоставляются Заказчику в соответствии с перечнем и стоимостью услуг, указанных в Прайс-листе Исполнителя, действующем на момент акцепта оферты Заказчиком.
  • За оказание юридических услуг по Договору Заказчик уплачивает Исполнителю вознаграждение в порядке, определенном в разделах 4 и 6 Договора и конкретизированном в характеристике заказа.
  • Юридические услуги предоставляются в форме устной или письменной консультации.
  • Юридические услуги в форме устной консультации оказываются по местонахождению Исполнителя (125252, г.

    Москва, ул. Алабяна, д. 13, корп.1) или в дистанционном виде с использованием различных средств удаленного консультирования, в частности: телефонная или ip связь, иные виды современной связи (Skype, WhatsApp, Viber, другие), позволяющие осуществлять устную коммуникацию сторон.

  • Юридические услуги в форме устной консультации могут оказываться в ином месте, которое согласовывается Сторонами любыми доступными способами.
  • Юридические услуги в форме письменной консультации могут быть представлены как в отложенном, так и в интерактивном режиме.

    После получения письменной консультации Заказчик вправе в течение 15 календарных дней получить пояснения Исполнителя в устной форме в пределах 15 минут. При желании получить пояснения сверх указанного времени, Заказчик имеет право на получение платной консультации на условиях настоящих Правил.

  • Консультация в отложенном режиме предполагает подготовку Исполнителем письменного ответа на строго определенный(-ые) вопрос(-ы) Заказчика. Ответ оформляется на русском языке в формате word и (или) pdf и приобщается к информации о заказе в личном кабинете Заказчика.

    По желанию Заказчика ответ может быть направлен на его электронную почту или передан ему иными доступными и бесплатными для Исполнителя способами.

  • Письменная консультация в интерактивном режиме предоставляется по электронной почте или с использованием других электронных сервисов (Skype, WhatsApp, Viber, другие).
  • Дата и время оказания юридических услуг, форма, вид и режим консультации, ее продолжительность, стоимость и иные условия оказания юридических услуг определяются в характеристике заказа в личном кабинете.

В случае, если комиссией было принято решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений, работодатель обязан направить копию соответствующего протокола в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости в десятидневный срок со дня принятия решения комиссией.

Охрана труда — грамотно и просто

Поэтому запросите у нескольких кандидатов документ, который называется «Сведения об аттестующей организации», где перечислены сведения о работниках испытательной лаборатории, их квалификация и сведения о приборах.

Так же оснащенность приборной базы освещает приложение к аттестату аккредитации, который называется «Область аккредитации испытательной лаборатории».

При этом предпочтительнее аттестат от РОСАККРЕДИТАЦИИ — его сложнее получить, и Все организации проходят выездной инспекционный контроль и выездную проверку испытательной лаборатории.

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

Методика проведения СОУТ рабочих мест

3. Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее — эксперт). Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ), формируемой в порядке, установленном ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Средства измерений, применяемые при проведении исследований и измерений вредных и опасных факторов, должны соответствовать обязательным метрологическим требованиям к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимым при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Как и какими организациями осуществляется проведение СОУТ

  • информацию об организации, проводившей СОУТ;
  • перечень рабочих мест, на которых осуществлялась проверка, а также данные об опасных производственных факторах, если они были выявлены;
  • карты СОУТ с информацией о классе условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (если таковые были обнаружены);
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • сводную ведомость СОУТ;
  • список мер по улучшению условий труда;
  • заключение специалистов независимой компании, проводившей СОУТ.

Работодатель создает комиссию по СОУТ, комиссия, в свою очередь, утверждает список рабочих мест, на которых будет проводиться проверка, а также график проведения СОУТ. Затем работодатель заключает договор с организацией, которая будет проводить специальную оценку.

База знаний

  • указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
  • наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»
  • организация должна быть независимой, т.е. руководствоваться только требованиями законодательства РФ.

СОУТ проводится в отношении условий труда всех работников за исключением условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка условий труда: цели и порядок

  1. выявляются и идентифицируются опасные для здоровья и жизни факторы;
  2. оценивается уровень охраны труда и его соответствие нормам;
  3. производится наблюдение за небезопасной средой в процессе деятельности предприятия;
  4. создаются обязательные рекомендации для занятых во вредной среде. Анализируется, есть ли необходимость в применении к ним гарантий, компенсаций, соцзащиты;
  5. освобождение работодателей от взносов в ПФ по дополнительным тарифам или наоборот назначение их выплачивать.

Работодателем перед проверкой создается комиссия по СОУТ из числа участников своего предприятия, специалистов по охране труда, членов профсоюза (ст. 9). Она имеет только организаторские и наблюдательные функции. Основную работу выполняет специализированная организация.

Что такое специальная оценка труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) представляет собой такие мероприятия, которые направлены на выявления состояний рабочих мест работником для выявления наличия опасных, либо вредных для здоровья факторов. Такая процедура проводится на регулярной основе и основной ее целью является выявление угроз для сотрудников, которые могут возникнуть на их рабочих местах.

Обычно, подобная оценка проводится только раз в пять лет. Но если в организации планируется внедрение каких-либо новшеств, либо по требованию госинспекции труда или профсоюза, проведение оценки возможно досрочно. Под внедрением понимают внедрение новых методов работы или нового оборудования. Оценку проводят комиссия, которая создается внутри организации и сторонние эксперты. При этом комиссия осуществляет подготовку к процедуре оценки, а также принимает итоговое решение, а экспертная группа со стороны под наблюдением комиссии проводит непосредственную оценку рабочих мест.

Важно! Специальная оценка условий труда представляет собой мероприятия по выявлению действительного состояния рабочих мест сотрудников.

При проведении оценки, уполномоченными сотрудниками и экспертами осуществляются мероприятия, направленные на выявление факторов, имеющих опасное и вредоносное воздействие на здоровье работников. Кроме этого, также выявляется уровень факторов, оказывающих воздействие на работников исходя из отклонений данных показателей от установленных норм. При этом следует принимать во внимание уровень обеспечения работников специальными средствами защиты (Читайте также статью ⇒ Образец положения о внутреннем трудовом распорядке).

Права и обязанности лиц, участвующих в специальной оценке условий труда

Указываются права, обязанности и ответственность лиц и организаций, участвующих и проводящих спецоценку. Обязательно упомянуть права обычных работников, чьи рабочие места оценивают эксперты, хотя бы ссылкой на статью 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Умалчивание о правах работников может быть неоднозначно расценено разными проверяющими органами.

Образец этого раздела может выглядеть следующим образом:

Вариант 1

Положение о СОУТ

Важно! Для проведения данной процедуры в организации разрабатывается Положение о СОУТ. Данный акт не является обязательным и компании при проведении оценки могут ориентироваться на нормы закона 426-ФЗ.

Положение о СОУТ представляет собой локальный правовой акт, регламентирующий порядок проведения данного мероприятия. Составляется данный документ в соответствии с действующим законодательством, а именно законом 426-ФЗ. Несмотря на то, что сама процедура СОУТ практически для всех организаций (исключение составляют компании, в которых сотрудники трудятся удаленно), положение о СОУТ обязательным для составления не является. Без данного документа можно спокойно обойтись, если руководство организации считает, что для регулирования процесса оценки будет достаточным норм закона 426-ФЗ.

Но все же, в некоторых организациях данная оценка имеет довольно сложный характер, поэтому целесообразным является составление данного документа. Специально разработанного бланка для Положения о СОУТ нет, организации вправе разработать его самостоятельно и утвердить во внутренних локальных актах.

Положение-о-СОУТ

Структура положения о СОУТ

Как правило, разрабатывает положение юридический отдел компании. Структура положения включает в себя следующие разделы:

Разделы положения Что включают в себя
Первый раздел Содержит общие положения. В нем указывается понятие СОУТ, права и обязанности работников и работодателя при проведении данной процедуры. Кроме того, в данном разделе также указывается, что оценка проводится самой компанией и специализированной организацией совместно.
Второй раздел В данном разделе описывается процесс подготовки в СОУТ. Предусматривается порядок создания комиссии по проведению СОУТ, устанавливается число участников оценки, выделяется лицо, возглавляющее комиссию и иные вопросы.
Третий раздел В третьем разделе прописывают сам процесс проведения оценки. Проводит оценку сторонняя компания, а в данном разделе описываются все этапы ее работы.
Четвертый раздел Описывает порядок интерпретации результатов оценки, проводит которую комиссия компании. В данном разделе приводят действия, которые комиссия вправе предпринимать по результатам оценки.

Порядок проведения СОУТ

Внутренняя комиссия компании проводит практически все этапы оценки, за исключением непосредственно самого анализа рабочих мест. Данная комиссия принимает конечное решение, а также определяет, какие из рабочих мест будут оцениваться.После подготовки, комиссия допускает в компанию экспертов и занимается обеспечением их работы.

По итогам проверки эксперты дают определенную оценку и отчет, а комиссия утверждает его и решает каким зонам присвоить тот или иной класс опасности. Сторонние комиссии необходимы для проведения самого анализа. В привлекаемой организации должны быть лаборатории с госаккредитацией, в которой проводится исследование взятых с места образцов.

Важно! Конечные результаты деятельности сторонних экспертов передаются комиссии, организованной внутри компании. То есть сторонние эксперты не принимают окончательного решения.

Ответственность за непроведение СОУТ

Компаниям и предпринимателям следует помнить, что в случае непроведения оценки труда в компании, они несут административную ответственность со следующими размерами штрафов:

  • 5 000 – 10 000 рублей – на должностное лицо;
  • 60 000 – 80 000 рублей – на юридическое лицо.

Помимо этого, работодателям также грозит административная ответственность за отсутствие аттестации рабочих мест. Если это нарушение имеет какие-либо последствия (ущерб здоровья работников компании или иных лиц), то ответственность уже классифицируется как уголовная. В соответствии со статьей 143 УК РФ, нарушителю грозит штраф до 400 000 рублей, либо лишение свободы на срок до 1 года.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Кому не требуется проводить СОУТ?

Ответ: Процедура СОУТ должна проводиться в каждой организации. Не требуется она только в том случае, если в компании трудятся дистанционные или надомные сотрудники, либо если в качестве работодателя выступает физлицо (не ИП). То есть, у ИП, как у организаций, обязанность по проведению оценки труда также существует.

Вопрос: Как часто нужно проводить СОУТ?

Ответ: Оценку каждая компании должна проводить как минимум раз в пять лет. Но в некоторых случаях проведение оценки возможно досрочно, например, если вводится новое оборудование или новая технология производства. Также досрочную оценку проводят в том случае, если планируется использование нового материала, либо производилось оборудование новых рабочих мест. Запрос на проведение внеплановой оценки может поступить от профсоюза, либо от трудинспекции. Необходимость в досрочной оценке также возникает после произошедших несчастных случаях на производстве, а также при наличии пострадавших.

Вопрос: Все ли рабочие места подлежат проверке?

Ответ: Нет, большая часть рабочих мест, как правило, расположена в смежных зонах и имеют похожие параметры. Поэтому при СОУТ не нужна оценка всех рабочих мест. Проводят проверку только одной четвертой части всех рабочих мест компании (то есть 25%), но при этом число мест не должно быть меньше двух.

В чем суть системы управления ОТ

Ответ на вопрос, что такое СУОТ, получится достаточно развернутым. Это бизнес-процесс, состоящий из следующих элементов:

  1. Политика и цели в сфере безопасности работников конкретной компании. Например, цель организации — сокращение или недопущение несчастных случаев на производстве.
  2. Процедура по достижению заявленных целей. В нее входят: создание регламентирующих документов, определение круга обязанностей сотрудников, выделение материально-технических ресурсов.

На практике система управления охраной труда на предприятии создается поэтапно. Необходимо:

  • определить уровни ответственности: от руководителя компании до рядового сотрудника;
  • распределить обязанности по ОТ между работниками;
  • осуществлять конкретные мероприятия и процедуры;
  • описать все это в документах компании.

На предприятиях, где работают менее 15 человек, охрана труда имеет упрощенную структуру, но все требования законодательства по ОТ обязаны соблюдаться в полной мере. Таким образом, система управления охраной труда — это комплекс мер по обеспечению безопасности рабочих мест на предприятии (см. типовой документ, утвержденный приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).

Какие НПА устанавливают требования к составлению и структуре документа

Несмотря на то, что составление положения — обязанность, установленная на федеральном уровне, в РФ не приняты нормативные акты, регулирующие, каким образом этот документ должен формироваться и как он должен выглядеть.

В ст. 209 ТК РФ сказано, что в компетенции федеральных органов власти — утверждение типового положения о системе управления охраной труда, которое должно формироваться с учетом мнения органов, осуществляющих регулирование социально-трудовых правоотношений.

Однако пока подобное типовое положение в качестве нормативного документа не принято. Правда, оно опубликовано в виде проекта Минтруда РФ, который сегодня активно обсуждается различными ведомствами.

Данный документ разработан с учетом действующих стандартов охраны труда, принятых в РФ и за рубежом, а также практического опыта ведущих фирм-работодателей. В проекте типового положения содержатся, в частности:

  • требования к структуре внутрикорпоративных положений;
  • положения, определяющие политику и цели фирмы-работодателя в сфере охраны труда;
  • положения, устанавливающие, каким образом должно осуществляться функционирование системы охраны труда в компании;
  • положения, определяющие, каким образом должно проводиться обучение персонала в области охраны труда;
  • положения, регламентирующие организацию документооборота в рамках системы охраны труда на предприятии.

На заседании Российской трехсторонней комиссии, которое прошло в начале февраля 2016 года, было решено, что текущий проект типового положения Минтруда необходимо доработать. Эксперты отметили, что данный документ предполагает возникновение у компаний-работодателей ряда неоправданных рисков.

В отсутствие норм закона, которые регламентировали бы составление положения о системе управления охраной труда, российским работодателям придется работать над формированием данного источника самостоятельно. Изучим, каким образом может быть решена данная задача.

Нюансы оформления положения о системе управления охраной труда разъяснили эксперты КонсультантПлюс:

Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Чем грозит отсутствие документации

Поскольку система управления ОТ и утвержденное положение о внутренней системе управления охраной труда — это обязательное требование законодательства (ст. 209, 211, 212 ТК РФ), их полное или частичное отсутствие влечет за собой штраф (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП). Для индивидуальных предпринимателей штрафы совсем небольшие — от 2000 до 5000 рублей. А вот если отсутствует положение по СУОТ для предприятия, предусмотрены более серьезные санкции: от 50 000 до 80 000 рублей.

Раздел 5: обучение и инструктаж сотрудников

В данный раздел документа можно включить формулировки, отражающие:

  • то, что все сотрудники фирмы, принимаемые на работу, должны проходить обучение по программам охраны труда, а также необходимые инструктажи;
  • сущность инструктажей, проводимых в организации;
  • каким образом должны проводиться обучающие мероприятия и инструктажи;
  • какими нормами руководствуется предприятие, организуя обучение сотрудников по программам охраны труда, а также при проведении инструктажей;
  • кто именно утверждает программы обучения и инструктажей, а также проводит соответствующие мероприятия;
  • указание на то, что по завершении каждой программы обучения либо инструктажа по охране труда проводится проверка знаний, полученных сотрудниками;
  • указание на то, что программы обучения и инструктажи проводятся в соответствии с локальными нормативными актами компании;
  • периодичность пересмотра принятых компанией программ обучения, инструктажей, а также локальных нормативных актов, которые регулируют их проведение.

Раздел 6: проверка знаний сотрудников

В данный раздел можно включить формулировки, которые отражают:

  • периодичность прохождения сотрудниками компании проверки знаний в области охраны труда;
  • критерии проведения внеочередных проверок;
  • перечень нормативных актов, в соответствии с которыми проводятся внеочередные проверки;
  • кто именно должен проверять знания сотрудников в области охраны труда.

Раздел 7: мониторинг и оптимизация системы охраны труда

В этом разделе могут присутствовать формулировки, отражающие:

  • кто именно на предприятии отвечает за мониторинг функционирования системы охраны труда, а также ее улучшение;
  • какие критерии используются при оценке качества функционирования соответствующей системы;
  • посредством каких методов осуществляется мониторинг функционирования системы охраны труда, а также ее оптимизация;
  • кто именно на предприятии контролирует работу сотрудников, ответственных за мониторинг и улучшение системы охраны труда.

Раздел 8: порядок действий при несчастных случаях на производстве

В данный раздел положения можно включить формулировки, раскрывающие:

  • порядок, методы расследования несчастных случаев;
  • порядок реагирования сотрудников фирмы и ее руководства на возникновение несчастных случаев;
  • порядок принятия локальных нормативных актов, в соответствии с которыми должно осуществляться расследование несчастных случаев;
  • кто именно отвечает за реагирование на инциденты на производстве;
  • в каком порядке осуществляется взаимодействие сотрудников компании и внешних субъектов, в частности специальных служб и государственных ведомств, при инцидентах на производстве;
  • порядок отражения информации о несчастных случаях в специальных документах, перечень соответствующих документов;
  • кто именно отвечает за внесение информации об инцидентах на производстве в специальные документы.

Раздел 9: ответственность сотрудников

Раздел об ответственности — стандартный элемент большинства локальных нормативных актов, поэтому его включение в структуру положения о системе охраны труда также возможно. В данном разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:

  • в соответствии с какими НПА сотрудники фирмы несут ответственность за несоблюдение норм безопасности труда;
  • указание на то, что ответственность за несоблюдение положений документа несут все сотрудники предприятия, а также то, какие дисциплинарные меры могут налагаться на нарушителей.

Еще 1 возможный элемент положения о системе охраны труда — приложения к нему. Рассмотрим подробнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *