Документ : Положение о бухгалтерии: содержание и порядок утверждения

Положение о бухгалтерии: содержание и порядок утверждения

Статья 64 Хозяйственного кодекса Украины дает предприятиям право самостоятельно определять свою организационную структуру, устанавливать численность работников и штатное расписание.

То есть предприятие может состоять из производственных структурных подразделений (производств, цехов, отделений, участков, бригад, бюро, лабораторий и т. п.), а также функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб и т. п.).

Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия определяются положениями о них, которые утверждаются в порядке, определенном уставом предприятия или другими учредительными документами.

Зачем нужно создавать организационную структуру на предприятии?

У управленцев всех структур отсутствует четкое понимание целей и причин создания того или иного подразделения (кроме общеизвестных и принятых, например, таких, как бухгалтерия, отдел закупок, сбыта и т. п.), а главное — задач этих подразделений для обеспечения целей работы всего предприятия в целом.

В итоге размываются границы ответственности и компетенции, что приводит к неразберихе в выяснении того, кто и за что должен отвечать при возникновении нестыковок во взаимодействиях или кризисных ситуациях. Также отсутствие определения четких границ ответственности и полномочий организационных структур, указываемых в данных документах, приводит к тому, что управленцы, возглавляющие эти структурные единицы, зачастую не могут определить, какие ресурсы необходимы именно для их работы, в рамках их компетенции, и при возникновении сложностей (например, при продвижении того или иного товара) стремятся переложить ответственность на другие подразделения, взять на себя не свойственные им функции (например, отдел продаж начинает осуществлять доставку товаров клиентам) либо включить в штат дополнительных специалистов.

В этом случае руководство перестает понимать, какие конкретно подразделения ответственны за сбои в работе.

Таким образом, положения об отделах и подразделениях, должностные инструкции и тому подобное позволяют избежать дублирования тех или иных работ, а также являются своеобразным посредником при возникновении конфликтов (предусмотрен такой пункт — обязан это сделать, не сделал — виноват и т. п.).

В результате формируется четкая структура информационных потоков предприятия.

Следовательно, руководитель предприятия может учредить бухгалтерскую службу или отдел как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.

В таком случае правовое положение бухгалтерии, ее административная и функциональная подчиненность будут регламентироваться Положением о бухгалтерии, которое разрабатывается главным бухгалтером или юристом, согласуется со всеми отделами (службами) предприятия и утверждается руководителем предприятия.

При разработке данного Положения необходимо руководствоваться действующим законодательством по правовым, экономическим и производственным вопросам, а также по вопросам организации бухгалтерского и налогового учета.

Однако бухгалтерские службы функционируют не только в коммерческих структурах, но и в бюджетных учреждениях. Если для коммерческих предприятий утверждение Положения о бухгалтерской службе — дело добровольное, то для бюджетных учреждений наличие такого документа обязательно. Такое требование содержится в ч. 3 ст. 56 гл. 10 БК Украины:

«Задачи и функциональные обязанности бухгалтерских служб, полномочия руководителя бухгалтерской службы в бюджетных учреждениях — главного бухгалтера и требования к его профессионально-квалификационному уровню определяются Кабинетом Министров Украины».

Таким образом, задачи и функциональные обязанности бухгалтерской службы бюджетного учреждения, полномочия его руководителя — главного бухгалтера и требования к его профессионально-квалификационному уровню определяет Типовое положение о бухгалтерской службе.

Подход к бухгалтерским службам в бюджетных учреждениях

Бухгалтерская служба в бюджетном учреждении создается как самостоятельное структурное подразделение бюджетного учреждения, вид которого зависит от объема, характера и сложности бухгалтерской работы, — департамент, управление, отдел, сектор, или в бюджетном учреждении вводится должность специалиста, на которого возлагается исполнение обязанностей бухгалтерской службы. Обязанности бухгалтерской службы может выполнять централизованная бухгалтерия бюджетного учреждения, которой подчинены другие бюджетные учреждения.

Положение о бухгалтерской службе (должностная инструкция специалиста, на которого возложено исполнение обязанностей бухгалтерской службы) утверждается руководителем бюджетного учреждения.

Основные задачи бухгалтерской службы бюджетного учреждения (п. 5 Типового положения о бухгалтерской службе):

— ведение бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и составление отчетности;

— отражение в документах достоверной и в полном объеме информации о хозяйственных операциях и результатах деятельности, необходимой для оперативного управления бюджетными назначениями (ассигнованиями) и финансовыми и материальными (нематериальными) ресурсами;

— обеспечение соблюдения бюджетного законодательства при взятии бюджетных обязательств, своевременное представление на регистрацию таких обязательств, осуществление платежей согласно взятым бюджетным обязательствам, достоверное и в полном объеме отражение операций в бухгалтерском учете и отчетности;

— обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием финансовых и материальных (нематериальных) ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами и сметами;

— предотвращение возникновения негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов. Бухгалтерская служба бюджетного учреждения, которой подчинены другие бюджетные учреждения, осуществляет методическое руководство и контроль за соблюдением требований законодательства по вопросам ведения бухгалтерского учета, составления финансовой и бюджетной отчетности в таких учреждениях.

Основные функции бухгалтерской службы бюджетного учреждения приведены в п. 7 Типового положения о бухгалтерской службе. Так, в частности, бухгалтерская служба в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции: — ведет бухгалтерский учет в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе, а также другими нормативно-правовыми актами по ведению бухгалтерского учета, в том числе с использованием унифицированной автоматизированной системы бухгалтерского учета и отчетности;

— составляет на основании данных бухгалтерского учета финансовую и бюджетную отчетность, а также государственную статистическую, сводную и иную отчетность (декларации) в порядке, установленном законодательством;

— осуществляет текущий контроль за соблюдением бюджетного законодательства, правильностью зачисления и использования собственных поступлений бюджетного учреждения, ведением бухгалтерского учета, составлением финансовой и бюджетной отчетности;

— своевременно подает отчетность и в полном объеме перечисляет налоги и сборы (обязательные платежи) в соответствующие бюджеты;

— проводит анализ данных бухгалтерского учета и отчетности, в том числе сводной отчетности, относительно причин роста дебиторской и кредиторской задолженности, разрабатывает и осуществляет меры по взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности, организует и проводит работу по ее списанию в соответствии с законодательством;

— участвует в работе по оформлению материалов о недостаче, краже денежных средств и имущества, порче активов и т. д.

Также необходимо отметить, что в бюджетных учреждениях порядку назначения и освобождения от должности главного бухгалтера уделяется серьезное внимание.

Так, руководителем бухгалтерской службы является главный бухгалтер, который подчиняется и подотчетен руководителю бюджетного учреждения или его заместителю.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с законодательством о труде с учетом требований к профессионально-квалификационному уровню, предусмотренных п. 11 Типового положения о бухгалтерской службе, руководителем бюджетного учреждения по согласованию с:

— Государственной казначейською службой, в случае если бюджетное учреждение является главным распорядителем средств государственного бюджета;

— органом Государственной казначейской службы по месту обслуживания бюджетного учреждения, в случае если такое учреждение является главным распорядителем средств местного бюджета;

— органом Государственной казначейской службы по месту обслуживания бюджетного учреждения после согласования с руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение, в случае если такое учреждение является распорядителем низшего уровня средств государственного или местного бюджета.

Согласование назначения на должность и освобождение от должности главного бухгалтера руководителем бюджетного учреждения осуществляется согласно Порядку N 214.

В представлении о назначении указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения кандидата, гражданство, должность, на которую рекомендуется, уровень специальной и профессиональной подготовки, сведения о пребывании в кадровом резерве, деловые и моральные качества, судимость или пребывание под следствием.

К представлению о назначении главного бухгалтера прилагаются копии:

— личной карточки (форма П-2ДС) с соответствующими приложениями (кроме военнослужащих, лиц начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, налоговой милиции, органов и подразделений гражданской защиты населения) и фотографии размером 4×6 см;

— биографической справки, заверенной кадровой службой;

— документов об образовании, научной степени, ученом звании, повышении квалификации, заверенные в установленном законодательством порядке или кадровой службой;

— согласования кандидатуры на должность главного бухгалтера руководителя и главного бухгалтера бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение, в случае если такое учреждение является распорядителем средств низшего уровня государственного или местного бюджета.

В случае если документы, прилагаемые к представлению о назначении главного бухгалтера, оформлены с соблюдением установленного законодательством порядка, то органом Государственной казначейской службы Украины устанавливается дата проведения собеседования и оформляется Карточка согласования согласно приложению 1 к Порядку N 214. Лицо, которое претендует на должность главного бухгалтера, информируется о дате, времени и месте проведения собеседования.

Собеседование проводится руководителями структурных подразделений органа Государственной казначейской службы Украины, на которых возложены обязанности по координации деятельности главных бухгалтеров бюджетных учреждений и контролю за выполнением ими своих полномочий, кадровой службой и заместителем руководителя органа Государственной казначейской службы Украины. Результаты проведенного собеседования указываются в Карточке согласования.

Заключение о согласовании (отказе в согласовании) кандидатуры для назначения на должность главного бухгалтера орган Государственной казначейской службы направляет в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего представления руководителя бюджетного учреждения.

В случае не соответствия кандидата профессионально-квалификационным требованиям, установленным Типовым положением о бухгалтерской службе, орган Государственной казначейской службы Украины в Заключении обоснованно пишет об отказе в согласовании назначения кандидата на должность главного бухгалтера.

В случае отказа в согласовании назначения на должность главного бухгалтера руководитель бюджетного учреждения направляет представление о назначении на другое лицо, претендующее на должность главного бухгалтера.

Подход к бухгалтерским службам на коммерческих предприятиях

Необходимость в разработке Положения о бухгалтерии на коммерческом предприятии возникает в том случае, когда необходимо четко разграничить функции бухгалтерии и в штате бухгалтерии числится несколько человек.

Так, к примеру, если на предприятии есть, помимо бухгалтерии, финансовый и/или экономический отдел, то функции их деятельности во многом перекликаются с работой бухгалтерии, поэтому утверждение Положений об этих отделах поможет избежать дублирования тех или иных функций, а также снять всевозможные конфликты между сотрудниками этих отделов.

Положение о бухгалтерии может включать следующие разделы:

— общие положения;

— задачи и функции;

— структура и штаты;

— взаимоотношения бухгалтерии с другими структурными подразделениями предприятия;

— права;

— ответственность;

— показатели оценки работы бухгалтерии и формы стимулирования качества труда;

— заключение.

Общие положения о бухгалтерии В разделе «Общие положения» приводятся общие сведения о бухгалтерии:

— название подразделения, осуществляющего ведение бухгалтерского учета;

— степень самостоятельности и подчиненность;

— порядок назначения на должность и освобождения от занимаемой должности главного бухгалтера;

— порядок выдачи главному бухгалтеру письменных распоряжений руководителя по оплате счетов предприятия, сведения о том, кто имеет право выдавать распоряжения в отсутствие руководителя организации;

— порядок замещения при отсутствии главного бухгалтера (отпуск, болезнь, командировка);

— перечень основных нормативных правовых актов, которыми руководствуется бухгалтерия в своей работе.

Образец

1.1. Настоящее Положение о бухгалтерии предприятия «А» является внутренним документом предприятия, определяющим правовой статус, задачи и функции, структуру и порядок формирования, права и ответственность Бухгалтерии.

1.2. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением предприятия «А» и подчиняется непосредственно главному бухгалтеру, а также финансовому директору в соответствии с организационной структурой предприятия «А» и приказом генерального директора предприятия «А».

1.3. Деятельностью бухгалтерии руководит главный бухгалтер, который назначается на должность и увольняется с нее приказом генерального директора предприятия.

1.4. Бухгалтерия руководствуется действующим законодательством Украины, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины, приказами и распоряжениями Минфина, Минсоцполитики, Госкомстата Украины; утвержденным на предприятии положением о главном бухгалтере предприятия и действующим Положением о бухгалтерии.

1.5. Бухгалтерия осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями в порядке, определяемом внутренними документами предприятия.

Задачи и функции бухгалтерии

В разделе «Задачи и функции» дается перечень общих и конкретных задач, выполнение которых возложено на бухгалтерию, в частности: — организация достоверного учета денежных средств, имущества и готовой продукции предприятия, фондов, резервов, затрат на производство и реализацию продукции, кредитных и расчетных операций;

— осуществление оперативного контроля за рациональным использованием производственных ресурсов, соблюдением смет и нормативов;

— составление бухгалтерской отчетности й подача ее в установленные сроки соответствующим органам;

— разработка и внедрение рациональных форм и методов обработки учетной информации и ведения аналитического и синтетического учета;

— разработка указаний по ведению учета и составлению отчетности внутри предприятия;

— участие в проведении экономического анализа итогов работы предприятия и его внутрихозяйственных подразделений;

— подготовка резерва кадров счетных работников, повышение их квалификации, разработка и утверждение должностных инструкций для работников бухгалтерии.

Образец

2.1. Организация учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2.2. Ведение достоверного бухгалтерского, налогового и управленческого учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия «А». Осуществление контроля за сохранностью собственности, рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов, соблюдением режима экономии и выявление причин бесхозяйственности и расточительства.

2.3. Формирование и сдача бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности финансово-хозяйственной деятельности предприятия «А».

2.4. Взаимодействие с государственными налоговыми и другими органами в пределах своей компетенции.

2.5. Взаимодействие с контрагентами и финансовыми организациями в пределах своей компетенции.

2.6. Осуществление платежей в наличной и безналичной форме в порядке, определяемом внутренними документами предприятия «А».

2.7. Налоговое планирование. Мониторинг актуальных законодательных и нормативных документов.

2.8. Усовершенствование в установленном порядке форм и методов бухгалтерского учета на основе внедрения наиболее прогрессивной и рациональной системы его организации на базе широкого использования средств вычислительной техники, комплексной автоматизации учета, внедрение национальных стандартов бухгалтерского учета.

2.9. Формирование учетной и налоговой политики в соответствии с действующим законодательством и нуждами предприятия.

2.10. Подготовка и принятие Плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, разработка форм документов внутренней бухгалтерской отчетности.

2.11. Осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.

2.12. Учет исполнения бюджетов предприятия «А».

2.13. Правильное начисление и своевременное перечисление налогов и сборов в госу: дарственный и местный бюджеты, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, а также других обязательных платежей в соответствии с законодательством.

2.14. Налоговое планирование. Мониторинг актуальных законодательных и нормативных документов.

2.15. Осуществление платежей в наличной и безналичной форме в порядке, определяемом внутренними документами предприятия.

2.16. Расчеты по заработной плате и другим выплатам с сотрудниками предприятия. Выдача справок сотрудникам предприятия по вопросам начисления заработной платы и других выплат, а также удержаний с них.

2.17. Проведение инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов с предприятиями.

2.18. Участие в проведении экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия по данным бухгалтерского и управленческого учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных потерь.

2.19. Участие во внедрении передовых информационных систем по управлению финансами в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового статистического и управленческого учета, контроль над достоверностью информации.

2.20. Принятие мер по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений законодательства и внутренних регламентов предприятия «А».

2.21. Участие в подписании договоров с контрагентами предприятия «А».

2.22. Участие в претензионно-исковой работе предприятия.

2.23. Взаимодействие с внутренними и внешними аудиторами предприятия.

Структура и штаты бухгалтерии

В разделе «Структура и штаты» приводится перечень подразделений бухгалтерии (отделов, секторов, групп), наименование и количество должностей в них.

Образец

3.1. Численный состав бухгалтерии определяется в соответствии с задачами и функциями бухгалтерии и устанавливается штатным расписанием, утверждаемым генеральным директором предприятия.

3.2. Работой бухгалтерии руководит главный бухгалтер, назначаемый на должность и освобождаемый от должности генеральным директором предприятия.

3.3. В период отсутствия главного бухгалтера (на время отпуска, болезни, командировки, иных случаев) его права и обязанности в соответствии с указанием финансового директора возлагаются на другого работника бухгалтерии.

3.4. Работники бухгалтерии назначаются на должность и освобождаются от должности генеральным директором предприятия по представлению главного бухгалтера и финансового директора.

3.5. Обязанности каждого работника бухгалтерии закрепляются должностными инструкциями, утверждаемыми генеральным директором.

3.6. Распределение обязанностей между работниками бухгалтерии, установление сроков выполнения работ осуществляется главным бухгалтером в соответствии с должностными инструкциями и Положением о бухгалтерии.

Взаимоотношения бухгалтерии с другими структурными
подразделениями предприятия

Раздел «Взаимоотношения бухгалтерии с другими подразделениями» включает характеристику взаимосвязей бухгалтерии со всеми службами и подразделениями предприятия по формированию как входящих, так и исходящих потоков учетной информации.

Характеристика взаимоотношений бухгалтерии по формированию входящих и исходящих потоков учетной информации излагается отдельно по каждому подразделению и службе.

Например, планово-экономический отдел представляет бухгалтерии планы производства продукции, нормы затрат труда, сырья и материалов, расценки, плановые и нормативные калькуляции себестоимости производимой продукции. Бухгалтерия, в свою очередь, представляет планово-экономической службе фактические данные о производстве и реализации продукции, использовании фонда оплаты труда, затратах на производство продукции. Правильное установление взаимоотношений бухгалтерии со всеми службами и подразделениями предприятия имеет исключительно важное значение для своевременного и точного формирования учетной информации, обеспечения специалистов и руководителей подразделений данными для контроля за работой отдельных подразделений предприятия и принятия необходимых управленческих решений.

Таким образом, со всеми структурными подразделениями предприятия «А», другими предприятиями и организациями бухгалтерия строит свои отношения в пределах возложенных на нее настоящим Положением задач и функций.

Права бухгалтерии В разделе «Права» фиксируются права, которые реализуются бухгалтерией в процессе деятельности. Здесь, в частности, указывается, что бухгалтерия разрабатывает положения и указания по внутрихозяйственной (внутризаводской) организации бухгалтерского учета, контролю и составлению отчетности, которые являются обязательными для работников, связанных с ведением учета, всех подразделений предприятия.

Отделы, службы и подразделения предприятия обязаны своевременно передавать бухгалтерии необходимые для ведения бухгалтерского учета документы, приказы, договоры, сметы, нормы, нормативы затрат и т. п.

Работники бухгалтерии имеют право:

— требовать от структурных подразделений предприятия предоставления материалов, необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию бухгалтерии;

— подписывать бухгалтерские отчеты и балансы предприятия, документы, являющиеся основанием для приема и выдачи денежных средств, материальных и других ценностей, а также документы, которые изменяют кредитные и расчетные обязательства предприятия. Указанные документы без подписи главного бухгалтера или его заместителей считаются недействительными;

— рассматривать и визировать договоры и соглашения, заключаемые предприятием, приказы об установлении и изменении условий оплаты труда и премирования, о приеме, увольнении и перемещении материально ответственных лиц на предприятии, списании ценностей;

— не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые нарушают действующее законодательство и установленный порядок движения материальных и других ценностей, а также расходования средств.

Также работники бухгалтерии имеют право контроля за:

— правильным и своевременным оформлением приема и отпуска продукции, материалов, топлива и других ценностей;

— рациональным использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

— своевременным проведением инвентаризации товарно-материальных ценностей и основных средств;

— предъявлением претензий к поставщикам за недостачу, брак, некомплектность продукции, техники и изделий, поступающих на предприятие;

— правильным расходованием фонда оплаты труда;

— соблюдением установленных штатов, должностных окладов, смет.

Ответственность бухгалтерии

Раздел «Ответственность» включает перечень функций, за выполнение которых бухгалтерия несет ответственность:

— организация учета и контроля на предприятии в соответствии с действующими положениями и указаниями по ведению бухгалтерского учета;

— внедрение передовых форм и методов организации учета и контроля;

— составление достоверной отчетности и соблюдение установленных сроков ее подачи соответствующим органам;

— составление положений и инструкций по организации бухгалтерского учета и отчетности, инструкций, регламентирующих платежную и финансовую дисциплину.

Например, всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения задач и функций, возложенных действующим Положением на бухгалтерию, несет главный бухгалтер.

Степень ответственности других работников бухгалтерии устанавливается их должностными инструкциями.

Главный бухгалтер и работники Бухгалтерии в соответствии с распределением прав и обязанностей, установленным настоящим Положением, должностными инструкциями и другими внутренними документами предприятия, несут ответственность за:

— результаты работы бухгалтерии по выполнению задач и функций, установленных настоящим Положением;

— причинение предприятию убытков в результате выполнения ими своих должностных прав и обязанностей;

— нарушение законодательства Украины, устава и внутренних документов предприятия в деятельности предприятия по вопросам компетенции бухгалтерии;

— разглашение информации о предприятии, относящейся к коммерческой и/или служебной тайне.

Показатели оценки работы бухгалтерии
и формы стимулирования качества труда

В разделе «Показатели оценки работы бухгалтерии и формы стимулирования качества труда» приводятся показатели, используемые для качественной оценки работы бухгалтерии. Такими показателями могут быть:

— подача бухгалтерской отчетности в установленные сроки и адреса;

— своевременное обеспечение руководства и всех специалистов объективной информацией для оперативного управления производством;

— снижение дебиторской задолженности;

— соблюдение расчетно-платежной, финансовой и кассовой дисциплины и др.

В этом же разделе излагаются формы морального и материального поощрения работников бухгалтерии за улучшение показателей работы данной службы.

Заключение

В «Заключении» приводится перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлено Положение о бухгалтерии, а также порядок внесения изменений в данное Положение.

Список использованных документов

БК Украины — Бюджетный кодекс Украины

ХК Украины — Хозяйственный кодекс Украины

Порядок N 214 — Порядок согласования назначения на должность и освобождения от должности главного бухгалтера бюджетного учреждения, утвержденный приказом Минфина Украины от 21.02.2011 г. N 214

Типовое положение о бухгалтерской службе — Типовое положение о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденное Постановлением КМУ от 26.01.2011 г. N 59

«Экспресс анализ законодательных и нормативных актов», N 19 (853),
7 мая 2012 г.
Подписной индекс 40783

2. Структура

2.1. Структуру и штатную численность бухгалтерии утверждает по представлению главного бухгалтера и по согласованию с .

2.2. Бухгалтерия может иметь в своем составе структурные подразделения (службы, группы, секторы, бюро, пр.).

2.3. Положения о подразделениях бухгалтерии (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются главным бухгалтером, а распределение обязанностей между работниками подразделений осуществляется .

2.4. .

3. Основные задачи

На бухгалтерию возлагаются следующие задачи:

3.1. Организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности учреждения.

3.2. Контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности учреждения.

3.3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности учреждения и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения его финансовой устойчивости.

3.4. Участие в пределах своей компетенции в подготовке и исполнении управленческих решений руководства учреждения.

3.5. Выполнение задания и предоставление отчета по результатам его исполнения.

3.6. .

4. Основные функции

4.1. Формирование учетной политики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, а также исходя из структуры, особенностей деятельности учреждения и необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.

4.2. Разработка и принятие рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы.

4.3. Организация ведения раздельного учета доходов от выполнения задания учредителя и от предпринимательской деятельности в соответствии с учетной политикой учреждения.

4.4. Разработка форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также системы документооборота, позволяющей идентифицировать хозяйственные операции, выполняемые в рамках целевого финансирования и осуществляемые за счет предпринимательской деятельности.

4.5. Обеспечение порядка проведения инвентаризаций. Контролирование проведения хозяйственных операций.

4.6. Распределение в соответствии с нуждами учреждения полученной из бюджета субсидии (субвенции) на выполнение задания учредителя.

4.7. Обеспечение соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.

4.8. Организация бухгалтерского учета и отчетности в учреждении и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля.

4.9. Своевременное представление в установленном порядке полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности учреждения, его имущественном положении, доходах и расходах, иной бухгалтерской и статистической отчетности.

4.10. Разработка и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.

4.11. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.

4.12. Своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.

4.13. Своевременный учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, выполнения работ, оказания услуг, результатов хозяйственно-финансовой деятельности учреждения, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

4.14. Составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости выполняемых работ, оказываемых услуг.

4.15. Обеспечение своевременных расчетов по заработной плате.

4.16. Правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, платежей в банковские учреждения.

4.17. Погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам.

4.18. Отчисление средств на материальное стимулирование работников учреждения.

4.19. Участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности учреждения по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов и устранения потерь.

4.20. Принятие мер по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства Российской Федерации.

4.21. Участие в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей.

4.22. Принятие мер по обеспечению накопления финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости учреждения.

4.23. Взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах); контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами.

4.24. Обеспечение строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов; законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь; сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.

4.25. Разработка и внедрение рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.

4.26. Составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, а также другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

4.27. Проверка организации бухгалтерского учета и отчетности в структурных подразделениях учреждения (проведение документальных ревизий).

4.28. Рассмотрение и подписание главным бухгалтером документов, служащих основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитных и расчетных обязательств.

4.29. Рассмотрение и визирование главным бухгалтером договоров и соглашений, заключаемых учреждением на получение или отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ и услуг, а также приказов и распоряжений об установлении работникам должностных окладов и надбавок к заработной плате, положений о премировании.

4.30. .

6. Взаимоотношения (служебные связи)

6.1. Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, бухгалтерия взаимодействует:

1) С планово-экономическим отделом по вопросам:

— получения: планов оказания услуг, выполнения работ на месяц, квартал, год в целом по учреждению и по отдельным структурным подразделениям; проектов тарифов на работы и услуги; отчетов о выполнении планов структурными подразделениями и учреждением в целом; ;

— предоставления: данных, необходимых для экономического планирования, прогнозирования и анализа; баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, субвенций; расчетов заработной платы; предварительных расчетов амортизационных отчислений; данных учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств; .

2) С отделом материально-технического снабжения по вопросам:

— получения: товарно-сопроводительной документации; отчетов об отгруженных контрагентами материально-технических ресурсов; сведений о состоянии запасов на складе сырья и материалов; отчетов о затратах, произведенных на приобретение материально-технических ресурсов; ;

— предоставления: утвержденных смет расходов на приобретение материально-технических ресурсов; итогов инвентаризации материально-технических ресурсов; отчетных данных о движении сырья и материалов, об их остатках на конец отчетного периода; .

3) С отделом организации и оплаты труда по вопросам:

— получения: данных об использовании фондов оплаты труда и фондов материального поощрения; положений о премировании; норм труда; расчетов трудоемкости выполняемых работ, оказываемых услуг; ;

— предоставления: сведений о фактически начисленной заработной плате по учреждению и по подразделениям; утвержденных фондов оплаты труда и фондов материального поощрения; сведений о дополнительных выплатах; рекомендаций по оформлению расходования фондов оплаты труда; .

4) С по вопросам:

— получения: ;

— предоставления: .

6.2. Главная бухгалтерия согласовывает с руководителями структурных подразделений учреждения, а также с отделом организации и оплаты труда вопросы назначения, увольнения и перемещения материально-ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и др.).

6.3. Главная бухгалтерия оказывает методическую помощь работникам подразделений учреждения по вопросам бухгалтерского учета, контроля и отчетности.

6.4. .

7. Ответственность

7.1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение функций, предусмотренных настоящим положением несет главный бухгалтер.

7.2. На главного бухгалтера возлагается персональная ответственность за:

— правильное ведение бухгалтерского учета;

— принятие к исполнению и оформлению документов по операциям, которые отвечают требованиям установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

— своевременную и правильную выверку операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетам с дебиторами и кредиторами;

— соблюдение порядка списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь;

— своевременное проведение в структурных подразделениях учреждения проверок и документальных ревизий;

— составление достоверной бухгалтерской отчетности;

— .

7.3. Главный бухгалтер привлекается наравне с к ответственности в случае:

— нарушения правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность;

— нарушения сроков представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам;

— .

7.4. Ответственность работников главной бухгалтерии устанавливается должностными инструкциями.

7.5. .

Обязательно ли Положение о структурных подразделениях организации?

Обязательность утверждения Положения о структурном подразделении зависит от вида такого подразделения.

Например, организация решила создать представительство или филиал. Напомним, что представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ). А филиал – это обособленное подразделение юридического лица, которое расположено вне места его нахождения и осуществляет все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Несмотря на то, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами, закон указывает, что действуют они на основании утвержденных им положений (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

А если организация создает новый отдел или организует департамент, нужно ли разрабатывать и утверждать положение о таком структурном подразделении? В этом случае разработка положений отдается на усмотрение самой организации. Однако учитывая, что одними из целей создания структурных подразделений являются совершенствование системы управления и повышение эффективности деятельности организации в целом, разработка таких положений считается целесообразной. Ведь именно в положении можно раскрыть задачи и функции структурного подразделения, его подчиненность и порядок взаимодействия с другими подразделениями и работниками организации, а значит, — создать основу для эффективного функционирования такого подразделения.

Отдел бухгалтерского учета и отчетности

Департамента Смоленской области по социальному развитию

1. Основные задачи отдела

1.1. Ведение бюджетного и налогового учета финансово-хозяйственной деятельности Департамента в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, инструкцией по бюджетному учету и других нормативно-правовых актов.

1.2. Осуществление контроля за своевременным и правильным оформлением первичных документов и законностью совершаемых операций. Текущий контроль за целевым и экономным расходованием средств бюджета. Осуществление контроля денежных средств и материальных ценностей по счетам бюджетного учета. Начисление и выплата в установленные сроки заработной платы и иных выплат работникам Департамента. Своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения в пределах санкционированных расходов бюджетной сметы с организациями и физическими лицами. Ведение учета доходов. Участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, оформление результатов инвентаризаций в бюджетном учете.

1.3. Составление сводной бюджетной и бухгалтерской отчетности (месячной, квартальной, годовой) по ведомству в целом.

1.4. Участие в формировании финансовой политики Смоленской области и реализация ее во взаимодействии с другими органами исполнительной власти Смоленской области, органами местного самоуправления и иными органами и организациями.

2. Функции отдела

2.1. В области организации:

3.1.1. Организационное и методическое руководство бюджетным, бухгалтерским учетом и отчетностью по бюджетной и приносящей доход деятельности, по средствам субсидий на выполнение государственного задания, по средствам целевых субсидий, по средствам, находящимся во временном распоряжении Департамента и подведомственных ему организаций социального обслуживания граждан (далее – подведомственные учреждения).

2.1.2. Организация бюджетного учета нефинансовых, финансовых активов и других ценностей, принадлежащих Департаменту.

2.1.3. Организация расчетов с контрагентами по хозяйственным договорам, с бюджетом и внебюджетными фондами, с физическими и юридическими лицами в целях реализации мер социальной поддержки населения на территории Смоленской области.

2.1.4. Организация начисления и выплаты заработной платы сотрудникам Департамента.

2.1.5. Организация налогового учета доходов, расходов, имущества Департамента.

2.2. В области координации:

2.2.1. Обеспечивает своевременное получение и проверку установленной бюджетной отчетности от структурных подразделений Департамента и бухгалтерской отчетности от подведомственных учреждений.

2.2.2. Организует финансирование подведомственных учреждений на выполнение государственного задания, на иные цели.

2.3. В области исполнения:

2.3.1. Составляет и представляет в установленные сроки месячную, квартальную, годовую сводную бюджетную и бухгалтерскую отчетность в Департамент бюджета и финансов Смоленской области.

2.3.2. Осуществляет составление и представление в установленные сроки налоговой, статистической отчетности Департамента, отчетности в государственные внебюджетные фонды, налоговых деклараций и пояснений к ним в налоговые органы.

2.4. В области контроля:

2.4.1. Осуществляет контроль за своевременным и правильным оформлением первичных документов, подтверждающих совершение хозяйственных, финансовых операций.

2.4.2. Осуществляет контроль за своевременным проведением инвентаризации активов и обязательств Департамента.

2.4.3. Анализирует финансово-хозяйственную деятельность Департамента с целью выявления внутрихозяйственных резервов, ликвидации потерь и необоснованных работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *