Грузы и способы их перевозки могут быть разными. Российские организации могут перевозить по стране и из-за границы целые железнодорожные составы товара, а могут отправлять мелкие пакеты авиатранспортом. Все зависит от того, какую деятельность осуществляет организация и какие у нее потребности в грузопервезках. Во всем этом многообразии есть только одно общее — любая сделка, а перевозка товаров, материалов или документов — это именно сделка, должна быть оформлена документально. В соответствии с требованием статьи 785 Гражданского кодекса РФ между отправителем или получателем груза и перевозчиком должен быть заключен письменный договор.

Договор о перевозке грузов: особенности и условия

Любой договор грузоперевозки предполагает обязанность перевозчика доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю. При этом оплачивать услуги перевозчика может как отправитель, так и получатель. Кроме того, любая из сторон может совмещать свои функции с функциями перевозчика, например, продавец может доставить его своими силами покупателю. При заключении договора грузоперевозки большую роль играют отраслевые нормативные акты в сфере перевозчика. Именно они влияют на общие условия, а также на ответственность сторон по договору перевозки.

Так, к примеру, при транспортировке на автомобиле необходимо при заключении договора обратить внимание на требования Устава автомобильного транспорта от 08.11.2007 (УАТ) и Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. Железнодорожная перевозка регулируется Уставом железнодорожного транспорта (УЖТ), а в воздушной — самую важную роль играют требования Воздушного кодекса. Поэтому, при составлении договора и определении, какая предусмотрена ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов, важно не противоречить требованиям этих документов. Об этом же сказано в статье 784 ГК РФ, что:

Существенные условия для конкретных видов перевозки определяются уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Отсутствие договора ответственности не помеха

Иногда для перевозки грузов стороны не составляют единый письменный договор.В этом случае его просто заменяет транспортная накладная (коносамент или другой документ, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом. В таком документе нельзя прописать ответственность за нарушение договора перевозки груза, поэтому в таких случая она определяется по нормам Гражданского кодекса и ведомственных нормативно-правовых актов.

Составление претензионных документов при перевозке грузов

Составление претензионных документов урегулировано Правилами. Обстоятельства, влекущие за собой ответственность перевозчика или грузоотправителя/грузополучателя, должны быть отражены в актах или отмечены в накладной, путевом листе или сопроводительных документах. Сам акт должен быть составлен немедленно или в течение суток с момента обнаружения нарушения в количестве равном количеству сторон. При уклонении противоположной стороны необходимо уведомить её в письменном виде о составлении акта в одностороннем порядке. В свою очередь, в транспортной накладной должны быть кратко отмечены причины составления акта и сам факт его составления.

В спорах с перевозчиками грузов обязательно предварительное направление претензии до предъявления искового заявления. Претензия направляется в течение срока исковой давности (один год с момента возникновения спорных обстоятельств), а на ёё рассмотрение стороне предоставлено 30 дней.

Общие требования к ответственности

Итак, все условия сделки, а значит и ответственность сторон по нормам статьи 784 ГК РФ должны быть прописаны в договоре (если уставами и кодексами, иными законами и НПА не определено иное). При их определении особенно важно обратить внимание на статью 796 ГК РФ. Ведь в соответствии с ней ответственность по договору строится по принципу вины — действует презумпция вины обязанной стороны. Это значит, что в любом происшествии с грузом, пока не доказано обратное, виноват перевозчик. Правда, его ответственность, как правило, ограничена пределами стоимости груза. Но если стороны смогут доказать в суде причинно-следственную связь между тем, что произошло с грузом и виной перевозчика, они также могут требовать возмещения убытков.

Какие именно ситуации приводят к возникновению ответственности? Их может быть несколько:

  • нарушение сроков доставки груза;
  • утрата груза;
  • недостача, порча или повреждение.

При этом, полной утратой груза считается невозможность выдать его получателю в течение сроков, установленных договором или действующими НПА. Для разных типов перевозки эти сроки отличаются:

  • на железной дороге груз признается утраченным, если он не выдан получателю в течение 30 дней с момента истечения оговоренных сроков доставки (ст. 12 ТУЖД);
  • при авиадоставке утрата наступает в течение 10 дней с момента истечения оговоренных сроков доставки (ст. 126 Воздушного кодекса РФ);
  • при использовании автомобильного транспорта предусмотрен срок 10 дней, исчисляемый с момента принятия груза к перевозке (ст. 139 УАТ).

Порчей или повреждением груза является ухудшение его качества из-за изменения физических, химических и других свойств, делающее невозможным использование товара или материалов по назначению. Если ситуация привела к полной невозможности использования, то в силу статьи 796 ГК РФ такая порча принравнивается к утрате.

Ответственность перевозчика по договору перевозки груза автомобильным транспортом

Во-первых, стоит отметить те действия или бездействия, которые приводят к ответственности перевозчика по транспортному договору. Невывоз груза, представление контейнера для перевозки или транспортного средства с просрочкой, невыполнение обязанности по сохранности груза, доставка груза за пределами договорных сроков.

Нарушение (пункты ст. 34 УАТ) Санкция (размер)
Невывоз груза (п. 1) Штраф (20 % от платы за доставку груза) + возмещение убытков
Предоставление ТС или контейнера в неустановленный срок (п. 3) Штраф за каждый час просрочки (5% от платы в случае городского или пригородного сообщения; 1% от среднесуточной провозной платы при междугородней перевозке грузов) + возможно возмещение убытков
Нарушение обязанности по сохранности груза (п.п. 5, 7, 9) Возмещение ущерба (стоимость утерянного груза, сумма снижения стоимости груза, часть объявленной стоимости груза или объявленная стоимость полностью) + возврат провозной платы, не входящей в стоимость груза
Просрочка доставки груза (п. 11) Штраф (9% от платы за каждый сутки просрочки)

Размер установленных законом санкций (могут быть изменены сторонами в рамках договора перевозки грузов)

Последствия для виновного лица

Таким образом перевозчик отвечает за необеспечение сохранности груза в случае:

  • неисполнение им (утрата груза) или ненадлежащее исполнение (недостача, порча, повреждение груза) обязательств по перевозке;
  • возникновения убытков у отправителя или получателя из-за недобросовестного исполнения обязательств перевозчиком.

При этом, грузоотправитель или грузополучатель обязаны доказать наличие убытков и причинную связь между нарушением договорного обязательства и их возникновением, а перевозчик — отсутствие своей вины. Если ему этого не удалось, то он может быть наказан:

За нарушение сроков доставки или невывоз со склада

Штрафом и возмещением причиненных убытков (размер штрафа обычно прописан в НПА, но может быть уменьшен или увеличен по соглашению сторон). Обычно сумма взыскания зависит от времени просрочки и исчисляется в процентах от стоимости товара либо суммы оплаты по договору.

Повреждение либо утрата

Возмещение суммы ущерба, причиненного заказчику в сумме полной либо частичной стоимости товара.

За что отвечает перевозчик

В соответствии с ГК РФ перевозчик несет следующую ответственность за нарушение договора перевозки груза:

  • за неподачу транспортного средства;
  • за нарушение установленного срока доставки;
  • за утрату, недостачу и повреждение (порчу) имущества.

Наказание перевозчику за неподачу транспортных средств устанавливается в виде штрафа. На железнодорожном транспорте штраф за невыполнение принятой заявки взыскивается независимо от платы за пользование вагонами или контейнерами. Размеры штрафных санкций устанавливаются транспортными уставами и кодексами либо соглашением сторон.

Мерой гражданско-правовой ответственности за просрочку в доставке груза также являются штраф или пени. Кроме того, если товар не был выдан грузополучателю в течение срока, установленного нормативным актом или договором, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать имущество утраченным и потребовать за него возмещения ущерба.

В случае утраты или недостачи груза перевозчиком возмещается ущерб в размере стоимости утраченного или недостающего товара, а в случае его повреждения или порчи — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.

За что отвечает отправитель

Ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов является взаимной. Грузоотправитель несет ее перед перевозчиком в следующих случаях:

  • за невыполнение принятой заявки;
  • за искажение в транспортной накладной наименования и иных сведений о товаре;
  • за задержку транспортного средства при погрузке;
  • за отправление запрещенного для транспортировки товара;
  • за просрочку внесения провозной платы и иных причитающихся перевозчику платежей.

Ответственность отправителя по договору перевозки, в зависимости от вида нарушения договорных обязательств, может выражаться в уплате штрафных санкций либо в виде возмещения убытков. Конкретные размеры штрафа или неустойки также устанавливаются транспортными уставами и кодексами либо соглашением сторон.

Форс-мажор и другие условия освобождения от ответственности

Практически во всех кодексах и НПА содержится перечень обстоятельств, наступление которых освобождает перевозчика от последствий утраты или порчи груза, а также нарушения условий его перевозки. Такие обстоятельства делятся на форс-мажорные, т.е. такие в которох не виновны стороноы договора из-за действия непреодолимой силы, и на те, в которох виноваты другие лица. К ним, в частности, относится:

  • вина грузоотправителя или получателя;
  • недостатки тары или упаковки, незаметные для перевозчика по наружному виду при приеме товара;
  • особые естественные свойства товара, неизвестные перевозчику;
  • сдача груза к перевозке без указания в транспортных документах их особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности;
  • сдача товара, влажность которого превышает установленные нормы;
  • сдача хрупкого товара, без извещения об этом перевозчика;
  • другие действия сторон договора.

Вину с себя в этом случае перевозчик может снять только при условии, что он сможет доказать наличие таких обстоятельств, а также причинную связь между ними и порчей либо утратой груза. (ст. 108 ТУЖД, ст. 191 УВВТ, ст. 160 Кодекса торгового мореплавания, ст. 132 УАТ).

К форс-мажорным обстоятельствам обычно относят :

  • любую природную непреодолимую силу (цунами, извержения вулкана, ураган, землетрясение, наводнение);
  • опасности и случайности, воздействие которых, можно предотвратить, но нельзя предвидеть их наступление (например, посадка судна на мель, не обозначенную в лоции, падение воздушного судна);
  • пожар, возникший не по вине перевозчика;
  • военные действия и народные волнения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *