Содержание

В службу занятости нужно подавать сведения даже о тех вакансиях, которые работодатель не намерен заполнять

Syda_Productions / .com

Статьей 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» на работодателей возложена обязанность ежемесячно представлять органам службы занятости информацию в том числе о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (письмо Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 1 ноября 2018 г. № 01-13-36240/18 «О вакансиях»).

При этом, как указывает Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Трудовой кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2). В связи с этим у многих специалистов возникает вопрос, нужно ли сообщать в службу занятости о тех вакансиях, которые работодатель все равно не намерен заполнять.

Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы отвечает на этот вопрос утвердительно. По мнению чиновников, информация предоставляется работодателями в отношении всех имеющихся у них в наличии вакансий независимо от того, предполагаются ли они к замещению. Иными словами, если работодатель считает, что у него есть вакансия, он обязан сообщить органу службы занятости о ее наличии.

Аналогичной точки зрения придерживаются и специалисты Минтруда России (письмо от 25 октября 2017 г. № 14-1/В-953). При этом в ведомстве пояснили, что данная информация используется службой занятости для оценки состояния и прогноза развития занятости населения, информирования о положении на рынке труда, а также разработки мер, направленных на достижение оптимальной занятости населения. Предлагать данные вакансии лицам, обратившимся в службу занятости с целью помощи в трудоустройстве, не будут. Подбор гражданам подходящей работы осуществляется органами службы занятости исходя из сведений о вакансиях, заявленных работодателями, которые предполагают осуществить их замещение при посредничестве органов службы занятости и обратились за предоставлением государственной услуги по содействию в подборе необходимых работников.

Действует старый закон о занятости населения

Суть проблемы в следующем. В России в начале девяностых был принят Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. № 1032-1. Этот закон никто не отменял, он действующий, и последние поправки, внесенные в него, вступили в силу с 1 января 2019 года.

Согласно пункту 3 статьи 25 «Содействие работодателей в обеспечении занятости населения», организации обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о банкротстве компании; информацию о наличии свободных рабочих мест и вакансий для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой.

Прямого указания на то, что компаниям нужно ежемесячно представлять в центры занятости данные о наличии вакантных мест в законе нет.

Но, местные власти, опираясь на этот закон, издают свое местное законодательство, где вменяют бухгалтерам в обязанность, сдавать отчеты о вакансиях в центры занятости. Например, Постановление главы администрации Краснодарского края от 18.03.2004 г. № 258 обязывает все организации предоставлять отчетность, даже когда вакантные места в организации отсутствуют.

Бухгалтеры из Крыма пишут в социальных сетях, что они каждый месяц по всем предприятиям сдают «пустышки». А если бухгалтер не сдаст отчет, вызывают в соответствующие органы для «воспитания». Это тоже инициатива крымских властей. Правда, они на нее имеют право.

Штраф за отчетность в центр занятости

Могут ли вас оштрафовать компанию за не сдачу отчетности в центр занятости? По действующему законодательству могут.

Инспекторы для того, чтобы наказать компанию, могут воспользоваться КоАП РФ. В действующем КоАП РФ нет специальной нормы, предусматривающей ответственность компании за нарушение порядка предоставления информации о вакансиях в органы службы занятости. А если специальной нормы нет, инспектор может применить статью 19.7 КоАП. Это общая статья.

В статье 19.7 КоАП РФ записано, что «непредставление или несвоевременное представление в госорган сведений или информации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.»

Таким образом, организация получает штраф в размере 5 000 рублей.

Но, на практике, штрафы выписывают редко. Дело в том, что для того, чтобы вас оштрафовать инспектору нужно исполнить все процедуры. А это часто долго, нудно и затратно.

Так, должностное лицо госоргана сначала составляет протокол об административном правонарушении согласно пункту 86 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ. После этого, через какое-то время, должен пройти суд. И только после этого, по суду, с вас могут требовать, оплатить штраф.

Как уже говорилось выше, штрафуют редко. По крайней мере, нашей редакции не удалось найти дел на эту тему. Но, мы не исключаем того, что они могут появится, учитывая тот факт, что штрафы, хороший источник пополнения казны государства.

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
7 выпусков издания доступно подписчикам бератора бесплатно.

Получить издание

Кто и какие отчеты подает в центр занятости

Чтобы разобраться, какие подавать отчеты в центры занятости в 2020 году, надо вспомнить, чем занимаются такие структуры. Основная их задача — помочь людям, потерявшим работу, трудоустроиться, а работодателям — найти подходящий персонал. Эта функция часто выполняется формально, из-за чего правительство в ближайшие три года собирается кардинально модернизировать ЦЗН. Идеи по изменению заложены в проекте постановления правительства «О реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности службы занятости» федерального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Чиновники заявляют, что изменения помогут повысить эффективность работы центров, а работодатели за счет этого смогут увеличить производительность труда.

Модернизация призвана изменить работу ЦЗН, и теперь им придется решать проблемы в комплексе, а не оказывать отдельные услуги по подбору персонала. Чиновники обещают, что бюрократическая составляющая сократится.

Неизвестно, чем обернутся изменения для работодателей, но пока Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» и подзаконные акты требуют от них сдавать:

  • ежемесячный отчет в центр занятости о вакансиях;
  • данные о предстоящих сокращениях (уведомляют за два месяца, в случае массового сокращения — за три мес.);
  • сведения о введении неполного рабочего времени (уведомляют в течение трех рабочих дней);
  • информацию о количестве трудящихся инвалидов и молодых специалистов (информация подается в отдел квотирования).

Единая дата подачи всех данных в центры не установлена, а формы в разных субъектах часто отличаются, т. к. их утверждают на региональном уровне.

ВАЖНО! Обычно ЦЗН не следит за регулярной выплатой зарплаты, не проверяет условия труда на производстве, не контролирует уровень травматизма, а потому отчет по охране труда в центр занятости мало кто сдает. Но в некоторых регионах такие требования установлены, и введены отдельные бланки для передачи сведений о состоянии условий и охраны труда в организации. К примеру, в Краснодарском крае постановлением главы администрации (губернатора) от 21.12.2012 № 1591 утверждены формы и сроки предоставления информации о состоянии условий и охраны труда в организациях края, а в Красноярске необходимый бланк и правила его заполнения представлены в постановлении правительства Красноярского края от 22.05.2015 № 253-п. Рекомендуем убедиться, что вашей компании такая отчетность не грозит, чтобы избежать штрафов.

Можно ли не сдавать новую отчетность в центр занятости

Письмо Роструда носит рекомендательный характер. К тому же текст письма обращен к региональным ЦЗН. Работодатели имеют полное право не составлять и не отправлять данную отчетность в ЦЗН.

Если работодатель решит отчитаться, порядок сдачи отчетности в 2020 году лучше уточнить в региональной службе занятости.

Какую форму отчета использовать

В своем письме Роструд приводит рекомендуемую форму отчетности (форма № 1). Подойдет ли этот бланк для сбора данных, рекомендуем узнать в своем ЦЗН.

Сроки сдачи отчетности в ЦЗН

Отчет в центр занятости по пенсионерам — ежеквартальный. Центр занятости должен отчитаться перед Рострудом до 15 числа.

Работодателю рекомендуется уточнять срок отправки отчета по форме № 1 в своем центре занятости. Региональные органы самостоятельно устанавливают сроки сдачи. Как правило, до 3 или 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Как заполнять отчет. Образец заполнения

Письмо Роструда не содержит порядка заполнения формы. Но предлагаемый бланк достаточно прост, и при заполнении можно ориентироваться на названия колонок таблицы.

Отчет заполняется лишь по людям, которые готовятся к выходу на пенсию. Вышедшие на пенсию досрочно в отчете не учитываются.

Как заполнить отчет в центр занятости, подскажет образец ниже.

Санкции и штрафы

Штрафы за несдачу отчета в центр занятости не предусмотрены. Связано это с тем, что законодательно форма № 1 не утверждена. Письмо Роструда не может обязать компании сдавать данную отчетность.

Сведения о сокращении персонала

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1, организация должна уведомить ЦЗН о сокращении штата не позднее чем за два месяца, а в случае массового увольнения — за три месяца до события. Форма документа установлена в приложениях к Постановлению Правительства РФ от 05.02.1993 N 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения», согласно которому в бланке необходимо указать следующую информацию о каждом сотруднике:

— Ф.И.О.;

— образование;

— профессия или специальность;

— квалификация;

— размер и условия оплаты труда.

Критерии массового увольнения также установлены в указанном Постановлении. К ним относятся:

1. Ликвидация предприятия с численностью работающих 15 и более человек.

2. Сокращение штата работников в количестве:

— 50 и более человек в течение 30 календарных дней;

— 200 и более человек в течение 60 календарных дней;

— 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

При этом в каждом регионе могут устанавливаться дополнительные критерии, направленные на защиту трудящихся, и такие условия могут быть предусмотрены в отраслевых, территориальных или региональных соглашениях.

Отчет по инвалидам в центр занятости

Обязанность предоставлять доклад о работающих инвалидах возложена законодательством только на крупные компании, численность которых превышает 100 человек. Каждым субъектом устанавливается квота для приема на работу людей с ограниченными возможностями — от 2 до 4 % от средней численности сотрудников. Для работодателей, штат которых варьируется от 35 до 100 человек, квота не может превышать 3 % (ст. 21, Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Информацию о том, сколько таких социально защищенных работников есть в штате компании, нужно подавать в отделы квотирования по форме, установленной в вашем регионе. Обычно в бланке должны содержаться следующие сведения:

— общее число сотрудников;

— количество рабочих мест, подлежащих квотированию;

— количество фактически созданных мест для инвалидов;

— информация о вакантных должностях для людей с ограниченными возможностями.

В случае, если работодатель игнорирует свои обязанности по трудоустройству этой категории населения, то ему грозит штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).

Отчет по охране труда в центр занятости

В соответствии с требованиями статей 212 и 216 ТК РФ, работодатели обязаны предоставлять органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда информацию, необходимую для осуществления ими своих полномочий. В большинстве муниципальных образований эти полномочия возложены на Центр занятости. Поскольку каждый регион разрабатывает свою форму отчетности, то ее структура может разниться, однако содержание носит однотипный характер и включает в себя следующие сведения:

— о состоянии производственного травматизма за отчетный период;

— о состоянии условий труда и организации работ по охране труда;

— о наличии службы по охране труда и об обучении работников;

— о проведении специальной оценки условий труда;

— об обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;

— о наличии санитарно-бытовых помещений и устройств;

— об общественном контроле охраны труда;

— об обучении и инструктажах.

Также в бланке может содержаться информация о мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, деятельности профсоюзной организации, медицинских осмотрах и другие пункты, которые предусмотрит областная власть. Периодичность отчетности также разнится от региона к региону и может быть либо ежегодной, либо ежеквартальной. Требования по оформлению документа стандартные: отчет составляется на фирменном бланке организации, заверяется печатью, подписями руководителя и исполнителя и направляется уполномоченному должностному лицу.

Поиск сотрудников через Службу занятости

Как правило, организации и предприниматели с работниками заполняют имеющиеся вакансии самостоятельно, путем поиска сотрудников на специальных сайтах, либо с помощью рекрутеров. Отобрав несколько кандидатов, работодатель проводит собеседование, анкетирование, тестирование и прочие операции, необходимые для определения уровня квалификации работника, его профессиональных и личных качеств. По итогам отбора работодатель принимает на работу кандидата, который, по его мнению, наиболее соответствует имеющейся вакансии.

Однако, нередки ситуации, когда работодатель не может заполнить имеющие вакансии самостоятельно. Причин тому может быть несколько:

  • работодатель ищет сотрудников с узким профилем, специфическими знаниями и опытом;
  • на предприятии открыто много вакансии в связи с запуском нового направления деятельности (к примеру, на производственном комбинате открыто много вакансий в связи с запуском новой производственной линии);
  • организации постоянно требуются сотрудники в связи с «текучкой» кадров.

Для поиска сотрудников и замещения имеющихся вакансий работодатель может обратиться в Службу занятости. На основании письменного запроса орган ЦЗН:

  • подбирает кандидатов на замещение вакантной должности из числа безработных, которые находятся на учете в ЦЗН. При отборе кандидатов сотрудник ЦЗН руководствуется требованиями к образованию, опыту, профессиональной квалификации, указанной в запросе работодателя;
  • направляет кандидатов на собеседование к работодателю. После отбора кандидатов, которые наиболее соответствуют имеющейся вакансии, ЦЗН выдает безработным гражданам направление на собеседование с работодателем.

По итогам собеседования работодатель принимает решение о приеме кандидатов на работу либо отказывает им в трудоустройстве. В случае если вакансия не замещена и работодатель подтверждает ее актуальность, ЦЗН продолжает отбирать и направлять предприятию наиболее подходящих кандидатов из числа безработных.

Читайте также статью ⇒ «Может ли ИП встать на учет в центр занятости».

Сведения о вакансиях в Службу занятости

Работодатель информирует Службу занятости об имеющихся вакансиях путем подачи письменного уведомления, которое оформляется на бланке установленного образца. Об особенностях составления и подачи документа подробно расскажем ниже.

Сведения о вакансиях в Службу занятости

Бланк документа

Для информирования ЦЗН об открытых вакансиях предприятия работодатель используется бланк «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)», утвержденный приказом Минтруда и соцзащиты №125н от 26.02.2015 года.

Форма документа состоит из одного листа (2 страницы). На первой странице работодатель отражает информацию о себе (данные об организации/ИП, местонахождение, контакты). На обратной странице размещаются сведения о вакантных должностях (перечень вакансий и требования к кандидатам).

Бланк документа можно скачать здесь ⇒ Сведения о потребности в работниках.

Как заполнить

Сведения о вакансиях, предоставляемые в ЦЗН, заполняются сотрудником отдела кадров, ответственного за замещение вакантных должностей. Если речь идет о небольшой фирме либо ИП, то форма может быть заполнена непосредственно руководителем организации или предпринимателем.

Порядок заполнения Сведений о вакансиях для ЦЗН рассмотрим ниже в таблице:

№ п/п Раздел Сведений о вакансиях Как заполнить
1 Информация о работодателе

На лицевой стороне отчета работодатель указывает:

  • наименование юрлица/ФИО ИП;
  • юридический адрес организации/адрес прописки ИП;
  • адрес фактического местонахождения работодателя;
  • адрес рабочего места с описанием проезда общественным транспортом;
  • ФИО, должность, контактный телефон представителя организации, с который отвечает за наем сотрудников на вакантную должность;
  • организационно-правовая форма юрлица, форма собственности (частная/государственная/муниципальная);
  • код ВЭД, которую ведет организация/ИП;
  • общая численность сотрудников предприятия/ИП;
  • социальные гарантии, предоставляемые сотрудникам (путевки в санаторий, медицинское обслуживание, бесплатное питание, т.п.).
2 Данные о вакансиях

На обратной стороне отчета организация/ИП отражает данные о вакансии путем заполнения соответствующих граф таблицы:

  • наименование вакантной должности;
  • количество открытых вакансий на одну должность;
  • характер работы (постоянная/временная, по совместительству, сезонная, надомная, т.п.);
  • уровень зарплаты;
  • режим работы (стандартный рабочий день, режим сокращенного дня, вахтовый метод работы, т.п.);
  • требования к кандидатам (образование, квалификация, опыт работы, иные пожелания);
  • перечень дополнительных гарантий сотрудникам.

После заполнения необходимых полей ответственный представитель работодателя подписывает уведомление-запрос и ставит на документе печать организации.

Читайте также статью ⇒ «Отчеты в Роструд: перечень, кто подает, сроки, ответственность».

Образец

Рассмотрим пример заполнения Сведений о вакансиях для Службы занятости.

Представим, что в связи с открытием нового представительства ООО «Финанс Консалтинг» требуются:

  • финансовые консультанты – 5 человек;
  • начальник отдела консультирования и анализа.

В связи с необходимостью заполнения вакантных должностей, сотрудник отдела кадров ООО «Финанс Консалтинг» подал в Службу занятости уведомление в виде Сведений о вакантных должностях, заполненное в следующем порядке:

Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)

Лицевая сторона

Наименование юридического лица/ф.и.о. индивидуального предпринимателя/физического лица (нужное подчеркнуть) Общество с ограниченной ответственностью «Финанс Консалтинг» (ООО «Финанс Консалтинг»)

Адрес места нахождения г. Тула, ул. Ленина, д. 15

Адрес фактического места нахождения г. Тула, ул. Ленина, д. 15

Номер контактного телефона +7 (4872) 42-3484

Фамилия, имя, отчество представителя работодателя Никитин Петр Андреевич

Проезд (вид транспорта, название остановки) Остановка общественного транспорта – «Садовый проспект». Маршруты троллейбуса №2, №8, трамвая №4

Организационно-правовая форма юридического лица Общество с ограниченной ответственностью

Форма собственности: государственная, муниципальная, частная (нужное подчеркнуть)

Численность работников 152 человека

Вид экономической деятельности (по ОКВЭД) 63.99.1 Деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг

Социальные гарантии работникам: медицинское обслуживание, санаторно-курортное обеспечение, обеспечение детскими дошкольными учреждениями, условия для приема пищи во время перерыва (нужное подчеркнуть)

Иные условия возможность питания в столовой организации со скидкой 80%.

Обратная сторона

Наименова­ние должности Квалифи­кация Необхо­димое количество работников Характер работы Зарплата Режим работы Профессио­нально-квали­фикационные требования Дополни­тельные пожелания к кандидатуре Предо­ставление дополни­тельных социаль­ных гарантий работнику Прием по результа­там конкурса на замещение вакансии
нормальная продолжительность рабочего времени, ненормированный рабочий день, т.п. начало работы окон­чание работы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Финансовый консультант отдела консультирования и анализа 5 Постоянная 15.600 руб. Нормальная продолжительность рабочего дня 9-00 18-00 Образование – высшее экономическое (бакалавр, специалист, магистр) Да
Начальник отдела консультирования и анализа 1 Постоянная 32.800 руб. Нормальная продолжительность рабочего дня 9-00 18-00 Образование – высшее экономическое (бакалавр, специалист, магистр). Опыт работы на руководящей должности не менее 3-х лет Да

21.01.2019 года

Работодатель (его представитель) Шукшина Начальник отдела кадров Шукшина В.Д.

Когда подавать в ЦЗН

Работодатели, которые нуждаются в услугах ЦЗН для замещения имеющихся вакансий, подают Сведения о потребности в работниках в территориальный орган Службы занятости по месту регистрации организации либо месту жительства ИП.

Четкий срок подачи Сведений о вакансиях законом не установлен, в связи с чем работодатели подают запрос-уведомления в сроки, установленные территориальный органом Службы занятости, но не чаще 1 раза в месяц.

Читайте также статью ⇒ «Как заполнить справку о среднем заработке для центра занятости: инструкция, образец».

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Бесплатная юридическая консультация
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Добрый день! Имеется ООО. Прокуратура завела дело и вызывает в суд, ссылаясь на статью 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1. Центр занятости г.Белорецка так же ссылается на этот закон и принуждает (на словах, не подкрепляя документально) зарегистрироваться в ЦЗ!
Согласноданному документу: http://www.bashzan.ru/posts/4030,
Работодатель подлежит регистрации в качестве плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Нет не одного документа, заставляющих организацию регистрироваться в ЦЗ!
Но Как в самом законе, так и в Регламенте, а также в его приложении №5 «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)» отсутствуют показатели и положения, обязывающие предоставлять сведения об отсутствии вакансий. Также это недвусмысленно явствует из текста названия приложения № 5 (формы) и пп.2 п. 3 ст. 25 ФЗ № 1032-1, так как положения и правила русского языка еще никто не отменял.
Подобной точки зрения должны придерживаться и суды Российской Федерации в целях установления единообразия применения норм права.
Так, Постановлением Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 4908/11 по делу N А32-4645/2010-51/157-76АЖ было ясно разъяснено, что если в специальных положениях региона, регулирующих порядок и сроки предоставления отчетности о наличии свободных (вакантных) мест у работодателя нет специальной нормы, которая обязывает работодателя сдавать отчетность в ЦЗН об отсутствии (не вакантных) местах, то привлечение общества (ИП) к административной ответственности за непредставление информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) незаконно, так как отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ.
Об этом уже писалось в статье «Ставим в известность службу занятости» автором Суховской М.Г., («Главная книга», 2013, N 16).
Вакантное место и не вакантное место это разные понятия, антагонизмы, и не могут рассматриваться как одно и тоже.
Что предпринимать в данной ситуации?Суд назначен на 20.08.2014.

Ответственность работодателей за непредставление сведений в центр занятости

Согласно пункта 2 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» при принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель — индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

Пунктом 3 статьи 25 указанного Закона также предусмотрено, что работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

— сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

— информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

За несоблюдение требований, установленных пунктом 2 и пунктом 3 статьи 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», предусмотрена административная ответственность.

Статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ установлено, что непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Согласно п. 86 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях по данной статье вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере занятости. Дела об административных правонарушениях, в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, рассматривают судьи.

Сведения об инвалидах

Еще один часто «забываемый» отчет — о рабочих местах для инвалидов. Проблема в том, что образец отчета по инвалидам утверждают региональные власти, а работодатели часто не знают о местных нормативных актах и нормах, которые они содержат.

В качестве примера, как отчитаться по рабочим местам для лиц с ограниченными возможностями, предлагаем форму, разработанную и утвержденную распоряжением Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 27.02.2014 № 40-р «О предоставлении информации по квоте» (в редакции от 17.04.2018). Учтите, что она актуальна только для тех нанимателей, которые обязаны создавать места для лиц с ограниченными возможностями самостоятельно, с помощью других нанимателей или частных агентств занятости (см. Закон Санкт-Петербурга от 27.05.2003 № 280-25). Его подают ежемесячно до 15 числа, следующего за отчетным. Формы отчетности, действующие в ином регионе, уточните в местном ЦЗН.

Должностным лицам работодателей, которые откажутся предоставлять сведения о наличии свободных мест в службу занятости для инвалидов (квотированные места), грозит штраф по ст. 5.42 КоАП РФ — до 10 000 рублей.

Штрафные санкции за несвоевременное представление или непредставление отчетности

Виды и размеры наказаний за несвоевременное представление или не предоставление отчетности зависят от того, какую именно форму отчетности работодатель не подал в центр занятости.

№ 3-ПН «Отчет о наличии вакансий» – ответственность не предусмотрена, так как, ни Закон «О занятости населения», ни другой нормативно-правовой акт не предусматривают применение финансовых или административных санкций к работодателю или должностным лицам, виновным в непредставлении отчетности;

№ 4-ПН (план) «Отчет о запланированном высвобождении работников», № 4-ПН (факт) «Отчет о фактическом высвобождении работников» – предусмотрен штраф в четырехкратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения. В 2013 году — это 4588 гривен;

№ 5-ПН «Отчет о принятых работниках» – предусмотрен штраф в размере от 8 до 15 НМДГ, то есть от 136 до 255 гривен; если нарушение происходит повторно в течение года, то штраф увеличивается от 10 до 20 НМДГ, то есть от 170 до 340 гривен.

Таким образом, законодательством установлена ​​ответственность только за непредставление центрам занятости информации о приеме на работу работников и о запланированном и фактическом высвобождении работников. Представление информации о вакансиях хотя и предусмотрено ч. 4 ст. 20 Закона «О занятости населения», но невыполнение этой обязанности никакой ответственности не влечет.

Также, хотелось бы, сделать акцент на том, какие льготы для работодателей предусматривает новый Закон «О занятости населения».

Во-первых: если работодатель в течение 12 календарных месяцев обеспечивал новые рабочие места, трудоустраивал на них работников и в течение этого периода ежемесячно выплачивал им заработную плату в размере не менее трех минимальных заработных плат, то в течение следующего года ему, при условии сохранения уровня заработной платы, ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере 50 % суммы начисленного единого взноса за соответствующее лицо за месяц, в котором он оплачен. Однако в случае уменьшения штатной численности работников и фонда оплаты труда работодатель теряет право на компенсацию.

Во-вторых: если работодатель берет на работу сотрудников, которые недостаточно конкурентоспособны на рынке труда, или работников, которым предоставлен статус безработного, по направлению из центра занятости, сроком не менее чем на два года, то ему ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере единого социального взноса за соответствующее лицо за месяц, в котором он оплачен.

В-третьих: предусмотрено, что работодатель, который создает новые рабочие места в приоритетных видах экономической деятельности и трудоустраивает на них безработных сроком не менее чем на два года, в течение первого года получит ежемесячную компенсацию в размере минимального страхового взноса.

Но хочу заметить, что в случае если вы приняли на работу сотрудника по направлению из центра занятости и уволили его по инициативе работодателя раньше чем через 2 года, государство потребует обратно всю сумму компенсации, поэтому следует быть осторожным при выборе сотрудника.

Государство принятием данного Закона «О занятости населения» пытается облегчить жизнь безработным, но как это будет выглядеть на практике, покажет время, а пока создается все больше головной боли и проблем для работодателей. Сдаются никому не нужные формы отчетности и при этом тратится бесценное время впустую.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *