Оформление простоя

Факт возникновения простоя имеет смысл оформить соответствующим приказом, именно на основании этого приказа будет производиться расчет оплаты простоя. Образец такого приказа вы найдете в нашей статье.

Простой в табеле учета рабочего времени

Период простоя отражается в табеле учета рабочего времени (форма Т-12 или Т-13, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) буквенным или цифровым кодом:

Причина простоя Буквенный код Цифровой код
По вине работодателя РП 31
По вине работника ВП 33
По независящим причинам НП 32

Оплата простоя: НДФЛ и страховые взносы

Деньги, выплаченные работнику за период простоя, облагаются как НДФЛ, так и страховыми взносами.

Надо ли оплачивать приостановление деятельности

За принудительную остановку производства компания платит по следующим правилам (ст. 157 ТК РФ):

  • простой по вине работодателя оплачивается в размере 2/3 средней заработной платы работника и выше, если конкретная сумма прописана в ЛНА или коллективном договоре;
  • за простой по объективным причинам придется перечислить сотруднику не менее 2/3 установленной ставки или оклада;
  • работодатель ничего не платит, если в остановке производства виноват подчиненный. Этот момент — как оплачивается время простоя по вине работника, — прописан в ч. 3 ст. 157 ТК РФ.

ВАЖНО! С 12 мая единый период нерабочих дней отменен. Теперь регионы самостоятельно решают, какие организации возобновляют работу, а какие продолжают соблюдать режим самоизоляции. Если отдельные ИП и организации по-прежнему не работают, по Указу президента от №316 11.05.2020 за их работниками сохраняется средняя заработная плата. Если в компании объявлен простой, он оплачивается по общим правилам.

Примеры расчетов

Из ст. 157 ТК РФ следует, что оплата времени простоя по вине работодателя осуществляется исходя из 2/3 средней заработной платы работника. Допустим, руководство ООО «Пион» отпустило работника Иванова И.И. из-за приостановки деятельности по причинам реорганизации на период с 08.07.2019 по 05.08.2019. Поэтому, чтобы правильно оплатить простой на производстве, надо:

  1. Определить средний заработок.
  2. Посчитать, сколько дней «пропустил» Иванов.
  3. Умножить полученные цифры, чтобы узнать сумму к выплате.

Средний заработок определяют по правилам, предусмотренным ст. 139 ТК РФ.

Покажем на примере, как оплатить простой по вине работодателя по ТК РФ.

Допустим, после расчетов средний заработок Иванова получился 1 800 рублей. Теперь считаем, сколько длился период простоя. Для расчетов берут только рабочие дни. В нашем случае это 18 дней в июле и 3 дня в августе. Остается посчитать, сколько заплатить Иванову.

1 800 руб. х 2/3 х (18+3) = 25 200 руб.

Если приостановка деятельности допущена по объективным причинам, порядок расчета отличается:

  • сначала рассчитывают средний заработок (оклад делят на количество рабочих дней в конкретном месяце);
  • затем определяют количество неотработанных дней;
  • в конце умножают средний заработок на количество неотработанного времени.

Допустим, у Иванова установлен оклад в 40 000 рублей. Он не работал 18 дней в июле и 3 дня в августе. В итоге получаем:

(40 000 руб. / 23 раб. дн. в июле х 2/3 х 18) + (40 000 руб. / 22 раб. дн. в августе х 2/3 х 3) = 24 505, 93 руб.

Налогообложение и сроки выплаты

Прежде чем выдать на руки деньги, работодатель обязан удержать с них подоходный налог и уплатить страховые взносы и взносы от несчастных случаев на производстве.

Разберем пример расчета простоя по вине работодателя с точки зрения бухгалтерского учета. Затраты на выплаты работникам за время приостановки деятельности признаются расходами по обычным видам деятельности. Отражаются они на затратных счетах, аналогично выплатам за отработанное время:

Наименование Счет
дебет 20, 25, 26, 44
кредит 70

При расчете налога на прибыль такие расходы признают в полном объеме. Учитывают их в составе внереализационных расходов в соответствии с пп.3 п.2 ст. 265 НК РФ.

Что касается сроков уплаты, то отдельные нормы в отношении таких выплат в законодательстве не предусмотрены. Поэтому работники получат деньги в те дни, которые установлены для выплаты зарплаты.

Как оплачивать простой

Простой по вине сотрудника не оплачивается. А по вине компании или по не зависящим от организации причинам (например, тот же коронавирус) придется оплатить.

Простой по независящим причинам оплачивают в размере ⅔ оклада сотрудника. Для расчетов берется не месячный оклад, а оклад, рассчитанный из времени простоя (ч. 2 ст. 157 ТК РФ).

Простой по причинам, не зависящим от организации и сотрудника, оплачивайте в размере не меньшем, чем 2/3 его тарифной ставки (оклада), рассчитанную пропорционально времени простоя. Такие правила установлены частью 2 статьи 157 ТК.

Если сотрудник работает на почасовой оплате, зарплата за месяц, в котором был простой, рассчитывается по формуле:

Зарплата = Часовая ставка * Часы работы в нормальном режиме + ⅔ * Часовая ставка * Часы простоя

Если сотрудник на дневной ставке, рассчитайте зарплату по формуле:

Зарплата = Дневная ставка * Дни работы в нормальном режиме + ⅔ * Дневная ставка * Дни простоя

Если сотрудник на месячном окладе, рассчитайте зарплату по формуле:

Зарплата = Оклад / Число рабочих дней * Дни в нормальном режиме + ⅔ * Оклад / Число рабочих дней * Дни простоя

Если простой растянулся на весь месяц, из формул просто исчезает первая часть до знака сложения.

При сдельной оплате придется рассчитать среднюю дневную или часовую норму заработка и рассчитать оплату за дни простоя, умножив эту сумму на ⅔.

Как учесть особенности простоя во время эпидемии коронавируса

В 2020 году при оформлении простоя из-за режима повышенной готовности обоснуйте в приказе именно приостановку работы. Если компания не может отправить сотрудников на удаленку, в приказе нужно запретить их присутствие на рабочих местах. От того, как вы пропишете обоснование простоя и определите, по чьей вине происходит простой, зависит его дальнейшая оплата.

Если на вашу компанию распространяется президентский указ о нерабочих днях с сохранением зарплаты, то лучше простой не вводить — придется соблюдать правило о сохранении зарплаты. Если вы вводите простой, обосновывайте это экономическими причинами, но будьте готовы защищать свою позицию в суде, если с работниками или трудовой инспекцией возникнут споры.

Для кадрового учета, начисления зарплаты и других выплат, отчетности по сотрудникам используйте сервис Контур.Бухгалтерия. Здесь вы сможете легко вести бухгалтерский и налоговый учет, отправлять отчетность через интернет, смотреть управленческие отчеты, пользоваться электронным документооборотом и другими бухгалтерскими инструментами. Первые две недели бесплатны для всех новых пользователей.

Простой — это временное отсутствие работы по причине производственного или экономического характера. В течение года общая продолжительность простоя не может превышать шести месяцев <*>.

В случае возникновения простоя наниматель может <*>:

— перевести работника на другую работу в своей организации на все время простоя;

— перевести работника к другому нанимателю в той же местности сроком до одного месяца;

— при невозможности перевода оплачивать время простоя за счет средств организации.

Простой по вине работника оплате не подлежит <*>.

Если простой произошел не по вине работника (виноват наниматель либо возникли обстоятельства, не зависящие ни от работника, ни от нанимателя) и у нанимателя нет возможности перевести его на другую работу, то за время такого простоя работнику начисляется зарплата. Ее размер не может быть ниже двух третей установленных работнику тарифной ставки (тарифного оклада), оклада. Конкретный порядок и размер оплаты труда работников за время простоя целесообразно предусмотреть в ЛПА <*>.

Готовое решение по налогу на прибыль
ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ ЗА ВРЕМЯ ПРОСТОЯ <*>
Вид расходов Расходы на зарплату за время простоя Взносы в ФСЗН, БГС

с зарплаты

КАК отражаются в затратах по производству и реализации:

— если работник переведен на другую работу у этого же нанимателя

во внеррасходах:

— если отсутствуют виновные в простое лица или суд отказал во взыскании с них;

— простой вызван чрезвычайными обстоятельствами

не учитываются:

— в других случаях

во внеррасходах
КОГДА отражаются затраты — на дату отражения в бухучете

внеррасходы — на дату составления документов уполномоченными органами или дату отражения в бухучете

ГДЕ отражаются

в декларации

затраты – в строке 2 раздела I части 1

внеррасходы — строке 4.2 раздела I части 1

КУДА начисляются

в бухучете

-связаны с текущей деятельностью — Д-т 20,23,25,26,44 и др.

— в иных случаях — Д-т 90-10

<*> Рассматривается зарплата работников, трудовые функции которых связаны с процессом производства и реализации товаров (работ, услуг)

Пояснения к готовому решению

В бухучете:

1. Расходы на зарплату работников производственной организации за время простоя учитываются в составе условно-постоянных косвенных общепроизводственных затрат и включаются в состав расходов по текущей деятельности. В зависимости от учетной политики данные расходы включаются <*>:

— в себестоимость реализованной продукции, работ, услуг и списываются в Дт сч. 20, 23 и др.;

— состав управленческих расходов и списываются в Дт сч. 90-5.

При установлении виновных в простое лиц учтенные в составе общепроизводственных затрат расходы предъявляются к возмещению. В этом случае они списываются <*>:

— в Дт сч. 76-2, если виновен работник;

— Дт сч. 76-3, если виновен контрагент.

Если расходы, связанные с простоем, по каким-либо причинам к возмещению виновным лицам не предъявляются либо организация не обращается в уполномоченные органы для их установления, то они включаются в состав прочих расходов по текущей деятельности и отражаются по Д-ту сч. 90-10 <*>.

Потери от простоя, вызванного чрезвычайными ситуациями, включаются в состав прочих расходов по текущей деятельности и отражаются по Д-ту сч. 90-10 <*>.

2. Взносы в ФСЗН и Белгосстрах, производимые за счет организации, отражаются по дебету тех счетов, на которые начислена зарплата за время простоя <*>.

Внимание! На выплаты, производимые работникам за время простоя, взносы на профессиональное пенсионное страхование не начисляются <*>.

При налогообложении прибыли:

1. Зарплата работников за время простоя:

— включается в затраты по производству и реализации. Если трудовые функции работника, переведенного на время простоя на другую работу в этой же организации (с учетом его квалификации, должности, профессии), связаны с процессом производства и реализации товаров (работ, услуг) <*>;

— включается во внеррасходы. Если имеется подтверждение уполномоченных органов, что виновные в простое лица не установлены или суд отказал во взыскании с них. Такие расходы отражаются на дату составления соответствующих документов <*>;

В случае возникновения простоя в связи с подтвержденной чрезвычайной ситуацией, полагаем, что во внеррасходы данные потери включаются на дату отражения их в бухучете <*>;

— не учитывается. Если нет документов уполномоченных органов об отсутствии виновных лиц или организация не предъявляет им к возмещению возникшие от простоя расходы <*>.

2. Взносы в ФСЗН и Белгосстрах, производимые за счет организации с выплат, относящихся к затратам, учитываемым при налогообложении, включаются в состав затрат по производству и реализации <*>.

Примечание. Взносы в ФСЗН и Белгосстрах, производимые за счет организации и исчисленные с выплат, не учитываемых при налогообложении прибыли, включаются во внеррасходы <*>.

Пример

Из-за падения спроса в связи с пандемией, вызванной распространением коронавируса, у организации значительно снизились объемы выпускаемой продукции. В связи с этим для отдельных работников основного производственного цеха объявлен простой с 09.03.2020 по 31.03.2020 В соответствии с коллективным договором зарплата за время простоя начисляется в размере двух третей тарифной ставки рабочих.

Расчетная норма рабочего времени за март — 176 часов.

Информация по работникам, отправленным в простой, представлена в таблице.

Размер страхового тарифа Белгосстраха — 0,6%.

Применение вычетов для целей исчисления подоходного налога не рассматривается.

Так как простой вызван причиной, не зависящей ни от работников, ни от нанимателя, по нашему мнению, расходы, связанные с его оплатой, в данной ситуации относятся в бухучете в состав прочих расходов по текущей деятельности. В связи с тем, что чрезвычайная ситуация в Республике Беларусь не объявлена, в составе этой группы расходов они учитываются, как другие расходы по текущей деятельности.

Записи в бухучете

Проводка Сумма, руб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *