Комплекс вопросов, связанных с оплатой выполненной работы, вызывает повышенный интерес, как у работодателей, так и у сотрудников. При этом разным категориям ежемесячных выплат свойственна различная природа, компонентный состав, набор оснований для предоставления.

В данной статье рассмотрена экономико-юридическая сущность тарифной ставки, приведены технологии ее определения, проанализирована зависимость размеров тарифной ставки от сложности выполняемых работником функций, выявлены различия между окладом и тарифной ставкой.

Что такое тарифная ставка

В основе любой эффективной трудовой деятельности лежит финансовая мотивация наемного персонала. При этом величина тарифной ставки во многом определяет качество стимулирования работников. Так, ее размер должен быть увязан с:

  • квалификационным уровнем работников;
  • количественными и временными параметрами труда;
  • сложностью выполняемых трудовых функций;
  • условиями работы;
  • особенностями социального пакета.

Проблема дифференциации размера вознаграждения за труд с учетом этих определяющих факторов решается в рамках различных тарифных систем. Тарифная ставка является базовым элементом в любой тарифной системе.

Таким образом, под тарифной ставкой понимается денежная выплата (в составе зарплаты), которая подлежит начислению сотруднику за выполнение установленных трудовых функций (нормы труда) с учетом определенной квалификации и за определенное время.

При этом никакие стимулирующие, компенсационные, премиальные либо социальные выплаты в расчет не принимаются.

Тарифная ставка представляет собой обязательный к начислению, фиксированный компонент оплаты труда. Он является минимально гарантированным. При условии выполнения должностных обязанностей в течение определенного времени, сотрудник ни при каких условиях не может получить меньше суммы установленной для него тарифной ставки. Одним из требований российского законодательства (ст.57 ТК РФ) является фиксация в трудовом договоре величины тарифной ставки.

В силу ст.143 ТК РФ осуществление тарификации работ производится на основании специальных тарифно-квалификационных справочников, действующих профессиональных стандартов, государственных гарантийных обязательств в сфере оплаты труда. Использование этой нормативной базы является обязательным для российских бюджетных организаций.

Особенности разработки тарифных систем работодателями, которые не относятся к бюджетной сфере, обуславливаются содержанием локальных нормативных актов и трудовых договоров.

Традиционно эта категория российских работодателей самостоятельно формирует тарифные сетки, схемы окладов, штатные расписания. В данных документах указывается величина минимальной оплаты (или диапазон выплат), устанавливаемая для работников каждой профессии.

В качестве временного периода, для которого определяется тарифная ставка, работодатели, как правило, выбирают:

  • час;
  • день;
  • сутки;
  • смену;
  • неделю;
  • месяц.

При совпадении рабочего графика сотрудника определенной специальности с производственным календарем, применяют месячную тарифную ставку. Она не зависит от продолжительности конкретного месяца и предполагает, что начисления зарплаты производятся в размере оклада (при условии отработки всех рабочих дней месяца).

Такую ставку удобно использовать в ситуациях, когда имеется возможность четкого нормирования объемов работы и временного периода, требуемого для выполнения этих объемов. Если количественные параметры работы не могут быть определены, то применяется такая экономическая категория, как оклад. Его устанавливают инженерно-техническим работникам, специалистам руководящего звена, служащим.

Дневную тарифную ставку вводят в случаях, если длительность рабочего дня составляет 8 часов, однако сотрудник при этом работает по графику, отличному от обычной 5-дневной недели. Суточную ставку применяют, если продолжительность рабочих периодов исчисляется сутками. Посменная ставка характерна для организаций, в которых продолжительность смены отлична от 8 либо 24 часов. В последнем случае нередко также используется часовая ставка. Ее вводят, когда необходимо начислять выплаты в соответствии с отработанными часами, а именно в целях расчета заработка при:

  • реализации посменного графика;
  • внедрении суммированного учета рабочего времени;
  • работе в праздничные и выходные дни;
  • работе в ночное время;
  • расчетах за сверхурочную работу;
  • работе во вредных условиях.

В качестве базиса для расчета зарплаты тарифные ставки исполняют множество функций:

  • обеспечивают соразмерность оплаты труда и его содержания;
  • характеризуют минимальный размер оплаты;
  • регулируют стимулирование труда;
  • обуславливают адекватный расчет зарплаты.

30.01.2017 Всероссийский Электропрофсоюз и Объединение работодателей Элетроэнергетики (РаЭл) согласовали размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда (ММТС) на 1 января 2017 года.

На основании данных Росстата и в соответствии c пунктом 3.3 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 годы, продленного на период 2016-2018 годов (ОТС), минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала устанавливается с 1 января 2017 года в размере 7581 рубль.

Совместное письмо в адрес руководства ОАО «МРСК Урала» подписали председатель Всероссийского Электропрофсоюза Валерий Вахрушкин и генеральный директор РаЭл Аркадий Замосковный.

Оно предъявляется в тарифорегулирующие органы в качестве обоснования при расчетах фонда оплаты труда, расходов на персонал, производимых работодателем, может использоваться при определении размера выплат членам Совета директоров и иных органов управления и контроля, а также иных расчетов в ОАО «МРСК Урала».

← Вернуться

Размер Тарифной Ставки Рабочего 1 Разряда На 2020 Год Ммтс В Электроэнергетики

Подписание прошло в рамках совещания у Министра энергетики РФ, проводимого накануне Дня энергетика и ставшего уже доброй традицией. Начиная совещание, А. Новак отметил, что отраслевое тарифное соглашение ОТС в электроэнергетике занимает особое место в отраслевой системе социального партнерства. Председатель Всероссийского Электропрофсоюза Ю.

This will be shown to users with no Flash or Javascript. Развитие системы социального партнёрства создаёт возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведёт к социальному консенсусу.

Ммтс в электроэнергетике 2020 год

Подытоживая выступления участников мероприятия, Министр энергетики РФ А.В. Новак сказал, что при подготовке ОТС получили дальнейшее развитие вопросы организации и оплаты труда, предоставления льгот, гарантий и компенсаций, обеспечения занятости, улучшения условий охраны труда.

Этого момента стороны коллективных переговоров по подготовке и заключению ОТС в электроэнергетике, как впрочем, и все участники соглашения, ждали с нетерпением и особой надеждой, что в 2020 год отрасль войдет с новым системным документом в вопросах регулирования социально-трудовых отношений. Поэтому Министр энергетики РФ А.В. Новак, открывая совещание отметил, что отраслевое тарифное соглашение в отрасли занимает важное место в отраслевой системе социального взаимодействия.

Документ подписали директор департамента цен и тарифов администрации области Р.Н. Сорокин, председатель областной организации Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения И.Д. Меркулова и президент регионального объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий Владимирской области» В.В. Волков.

В департаменте по труду и занятости населения зарегистрировано Соглашение о внесении изменений и дополнений в «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Владимирской области» на 2016-2020 годы.

В энергетике установлена Минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда

С 1 июля 2013 года производится достаточно серьезное повышение размера ММТС в электроэнергетике. Следует отметить, что это первое увеличение отраслевой ММТС сверх инфляции, начиная с 1 января 2009 года. Данное решение было принято по согласованию с Минэнерго России – в целях повышения привлекательности рабочих мест в отрасли, содействия привлечению и закреплению в организациях квалифицированного персонала, а также в качестве первого шага по исполнению «социальных» Указов Президента РФ от 07.05.2012 г.

Основные нюансы, связанные с переходом энергокомпаний на повышенную ММТС, были согласованы Объединением РаЭл и ВЭП в рамках заседания постоянно действующей Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 9 июля 2013 года и отражены в совместных информационных письмах, которые направлены в каждую энергокомпанию.

Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2020-2021 годы

9.2.2. Проводит среди Организаций работу, направленную на обеспечение невмешательства в деятельность полномочных представителей работников Организаций (если она не нарушает законодательство Российской Федерации), а также на соблюдение гарантий деятельности профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации;

9.1.11. Во взаимодействии с тарифорегулирующими органами различного уровня отстаивают необходимость учета экономически обоснованных расходов работодателей, обусловленных наличием трудовых отношений, при расчете и утверждении цен (тарифов) на продукцию (услуги) организаций электроэнергетики, обеспечивая принятие тарифорегулирующими органами решений о приоритетном учете в тарифах расходов на персонал тех организаций, которые приняли обязательства по соблюдению условий Соглашения в соответствии с Приложением №1;

3.1. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются непосредственно в Организациях в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

3.6. Минимальный средний размер постоянной части оплаты труда работников электроэнергетики , полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), определенные работодателем, не может быть меньше 4600 (четырех тысяч шестисот) рублей в месяц.

Минимальная тарифная ставка 2020 2020 год

КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня В небольших коммерческих организациях при установлении размеров зарплат ориентируются преимущественно на финансовый результат. То есть фирма платит персоналу столько, сколько может себе позволить.

Таким образом, часовая тарифная ставка такого рабочего составит 25 000 / 150 = 166, 6 руб. К СВЕДЕНИЮ! МРОТ устанавливается государством, а все остальные элементы тарифной сетки принимаются отдельно для каждой организации и закрепляются в соответствующих локальных актах.

Как сделать расчет тарифной ставки

Базисной ставкой в любой тарифной системе является ставка базового (как правило, 1-го разряда). С ее помощью определяется зарплата, предназначенная для начисления не имеющему квалификации сотруднику за его труд в течение установленного периода времени.

Ставка по прочим разрядам рассчитывается с учетом возрастания сложности трудовой деятельности и, как следствие, требуемой для нее квалификации и опыта (тарифные разряды) или профессиональной подготовки (квалификационные разряды).

Совокупность всех используемых в организации разрядов представляет собой ее тарифную сетку. Соотношения тарифных ставок любого из разрядов к ставкам 1-го разряда представляют собой тарифные коэффициенты.

Для расчета тарифной ставки существуют подходы, которые предполагают применение следующих нормативов:

  • рабочих часов в течение месяца;
  • рабочих часов в течение года.

Использование первого подхода при расчете часовой ставки имеет серьезный недостаток, поскольку ее величина будет разной в каждом из месяцев. Второй метод лишен этого дефекта.

Оценка сложности работ

Эффективность трудовой деятельности наемных работников во многом определяется грамотным определением компетенций, уровня ответственности и прав каждого из них, а также наличием между сотрудниками четкого взаимодействия. Задачи, сопряженные с установлением трудовых функций и ответственности, обеспечением функционирования трудовых ресурсов, не могут быть решены в отрыве от содержания выполняемой работы. Решение этих задач предполагает учет квалификационного уровня, трудовых навыков, профессиональной подготовки работников, то есть признаков, которые определяют сложность труда.

Ее оценка требуется для:

  • эффективного обеспечения рабочих процессов (технологических, административных, коммерческих, организационных);
  • разумного разделения труда;
  • унификации подходов к разработке должностных инструкций;
  • правильного установления размеров оплаты труда.

Практический опыт отражает целесообразность применения в различных сферах деятельности единообразных способов, позволяющих определять параметры сложности труда. При выполнении ее оценки необходимо исходить из факта, что определенная работа выполняется сотрудником, который имеет необходимую для этого квалификацию.

Показателями, служащими характеристиками сложности труда, являются не уровень учебной подготовки или стаж работника. Напротив, именно особенности рабочих процессов определяют квалификационные требования к персоналу (то есть к минимальному объему теоретических знаний и практических навыков сотрудников).

Сопоставление уровней сложности выполняемых работ следует осуществлять в рамках унифицированной системы оценочных критериев. Данную систему образует комплекс факторов, характеризующих отличия работ с точки зрения их трудности. Экспертным путем было установлено, что каждый из них имеет собственную долю воздействия на уровень сложности производимых сотрудником операций:

  • природа и трудовая сущность конкретной работы (30% доля);
  • разнообразие стандартных операций в рамках трудовой функции (10%);
  • комплексность выполняемой работы (10%);
  • самостоятельность сотрудника в рамках осуществления им трудовых обязанностей (20%);
  • масштабность выполняемой работы (10%);
  • разнообразие организационно-управленческих функций в границах осуществляемой деятельности (5%);
  • уровень ответственности сотрудника (15%).

Пример расчетов

Выполнить расчет тарифной ставки можно несколькими способами.

Вариант расчета №1.

Величина ежемесячного оклада работника составляет 32 000 руб.

  1. В феврале 2018 года норма рабочего времени (в рамках 40-часовой недели) составила 151 час. Фактически сотрудник отработал 156 часов (переработка равна 5 часам (156-151)).
    Определение часовой тарифной ставки осуществляется по следующей схеме: 32 000 руб. : 151 час = 211,92 руб./час.
    На основании ст.152 ТК РФ оплата первых двух часов сверхурочной работы оплачивается с коэффициентом:
    1,5: 211,92 х 2 часа х 1,5 = 635,76 руб.
    Оплата последующих часов производится в 2-кратном режиме:
    211,92 х 3 х 2 = 1271,52 руб.
    Итого, оплата сверхурочной работы в феврале 2018 года составит:
    635,76 + 1271,52 = 1907,28 руб.
    Всего заработок в феврале 2018 года достигнет: 32 000 руб. + 1907,28 руб. = 33 907,28 руб.
  2. В марте 2018 года норма рабочего времени (при 40-часовой неделе) составит 159 часов. Фактически сотрудник отработал 162 часа (то есть переработка достигла 3 часов (162 – 159)).
    Расчет часовой тарифной ставки в марте 2018 года должен вестись в соответствии со следующим алгоритмом:
    32 000 руб. : 159 часов = 201,26 руб./час.
    В силу ст.152 ТК РФ, при работе в сверхурочном режиме оплата первых двух часов осуществляется в полуторном размере, а последующих часов — в двойном. Например, из трех отработанных в сверхурочном режиме часов, 2 часа оплачиваются с коэффициентом 1,5, а 1 час — с коэффициентом 2: (201,26 руб. х 2 часа х 1,5) + (201,26 руб. х 1 час х 2) = 603,78 + 402,52 = 1006,3 руб.
    Таким образом, заработок за март 2018 года у данного сотрудника составит: 32 000 руб. + 1006,3 руб. = 33006,3 руб.

Из приведенных примеров следует, что оплата труда в месяцы с различной нормой рабочего времени отличается по начисленной сумме.

Вариант расчета №2.

Расчет заработка сотрудника с ежемесячным окладом в 32 000 руб. может быть выполнен, исходя из среднемесячного числа рабочих часов. В 2018 году величина годовой нормы рабочего времени достигает (при 40-часовой рабочей неделе) 1970 часов.

Заработок за март 2018 года: 32 000 руб. + 974,6 руб. = 32974,6 руб.

Второй вариант расчета, ввиду зависимости заработка лишь от фактически отработанных часов, принято считать более справедливым.

Выбор методики определения тарифной ставки в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, является прерогативой работодателя. Его надлежит зафиксировать в коллективном договоре, а также в положениях об оплате труда.

Отличие тарифной ставки от оклада

Схожесть понятий оклада и тарифной ставки во многом обусловлена их финансовой природой: каждое из них является денежным выражением вознаграждения за труд. Сравнительный анализ этих экономических категорий приведен в таблице 1.

Таблица 1.

Сравнение понятий оклада и тарифной ставки

Параметр для сравнения

Тарифная ставка

Должностной оклад

1

Период расчета

Час, день, смена, сутки, неделя, месяц

Месяц

2

Основание для начисления

Факт выполнения трудового норматива (исчисляемого в количественном выражении) в установленный временной период

Факт исполнения должностных обязанностей в рабочих ситуациях, когда трудовой норматив не может быть установлен

3

Зависимость количественной характеристики

От денежного выражения тарифного разряда

От уровня квалификации специалиста

4

Область использования

Область реальной экономики (добывающие и обрабатывающие отрасли производства, строительство)

Непроизводственные направления деятельности (управление, бюджетная сфера, юриспруденция, медицина, образование)

5

Наличие возможности оплаты труда в минимально размере

Предусматривает

Предусматривает

6

Наличие нижней границы в виде МРОТ

Гарантируется

Гарантируется

7

Учет квалификационного уровня персонала

Предполагает

Предполагает

8

Учет сложности труда

Предусматривает

Предусматривает

9

Учет надбавок, компенсаций, социальных субсидий

Не осуществляется

Не осуществляется

1. Абзацы первый-второй утратили силу

Информация об изменениях:

См. текст абзацев первого-второго части 1 статьи 10.9

размещение багажа на сиденьях вагонов и скамейках станций;

провоз огнестрельного оружия, колющих и легкобьющихся предметов без чехлов (упаковки), в том числе лыж и коньков, мелкого садового инструмента с открытыми острыми частями;

провоз животных и птиц вне клеток и специальных контейнеров (сумок);

провоз велосипедов, за исключением складных, и иных транспортных средств, кроме детских и инвалидных колясок;

провоз громоздкого багажа, сумма измерений которого по длине, ширине и высоте превышает 150 сантиметров, длинномерных предметов, длина которых свыше 220 сантиметров;

использование для транспортировки багажа колесных средств (за исключением чемоданов, сумок-тележек, размеры которых вместе с кладью не превышают по сумме измерений длины, ширины и высоты 150 сантиметров);

использование пассажирами средств звукоусиления (кроме слуховых аппаратов) и прослушивание аудиозаписей или аудиотрансляции без наушников;

проезд в поездах, не осуществляющих или прекративших перевозку пассажиров;

спуск пассажиров на пути движения поездов и ходовую балку ММТС;

передвижение по территории станции и по подуличным переходам метрополитена на мотоциклах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках и иных транспортных и спортивных средствах, кроме инвалидных колясок;

нахождение на территории метрополитена и ММТС в пачкающей, зловонной одежде, с багажом, предметами, продуктами (в том числе напитками и мороженым в открытой таре), которые могут испачкать пассажиров, вагоны, сооружения и устройства станций;

умышленное создание ситуаций, мешающих движению пассажиропотока;

осуществление кино-, видеосъемки без письменного разрешения руководства метрополитена и ММТС;

бег по эскалатору, сидение и установка вещей на ступенях и поручнях эскалатора;

пользование без надобности связью «пассажир — машинист», связью с ситуационными центрами метрополитена и органов внутренних дел на метрополитене, краном выключения дверей в вагонах, рукояткой остановки эскалатора;

засорение и загрязнение сооружений, устройств пути, оборудования, эскалаторов, подвижного состава, территории метрополитена и ММТС;

перемещение по неработающему эскалатору без разрешения работников метрополитена и ММТС —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере ста рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *