Обязанности работника по охране труда — важная часть трудовых функций. Требования по охране труда призваны обеспечить безопасность самого работника и окружающих. Обязанности работника по охране труда, закрепленные ТК РФ, рассмотрены в нашей статье.

Содержание

Обязанность соблюдать установленные требования по охране труда

Основные обязанности работников по соблюдению требований охраны труда закреплены в ст. 214 ТК РФ. Вместе с тем во взаимосвязи с данной статьей применяются многие подзаконные, внутриотраслевые и внутрифирменные нормативы.

Работник обычно знакомится с требованиями по охране труда уже в виде утвержденных правил и инструкций. Однако порядок разработки этих правил и инструкций — довольно сложный, многоступенчатый процесс.

I этап

Федеральные законы

Основные:

  • «Об основах охраны труда» от 17.07.1999 № 181-ФЗ;
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ

II этап

ГОСТы

ГОСТ «Система стандартов и безопасности труда». Коды 12.0.00–12.0.010

III этап

Нормативные документы министерств и ведомств

Регламенты и рекомендации Минтруда РФ, СанПиНы, СНиПы, нормативы ведомств, обеспечивающих техническую, пожарную и санитарную безопасность

IV этап

Служба охраны труда на предприятии (в организации)

Комплекс внутренних положений и инструкций по охране и безопасности труда, обязательный для выполнения работниками

Таким образом, выполнение инструкций по охране труда следует рассматривать как соблюдение требований законов.

Необходимо понимать, что каждое положение в инструкции по охране и безопасности труда является результатом работы не 1 эксперта в этом вопросе и просто так появиться не могло.

Если работнику не ясен смысл какого-либо требования инструкции, он все равно должен четко выполнять его и обратиться за дополнительными разъяснениями к специалисту по охране и безопасности труда (он должен быть на любом предприятии!). Это прямо связано с 2-й обязанностью работника по охране труда по ст. 214 ТК РФ.

Специалист по охране труда: особенности приема на работу

Рассмотрим частый случай, когда в организации учреждается должность специалиста по охране труда. В первую очередь, для этого работодателю необходимо ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание. После чего ему следует разработать должностную инструкцию и заключить со специалистом трудовой договор. При этом следует учесть, что специалист в области охраны труда в структуре штатного расписания должен быть в прямом подчинении у руководителя организации, ведь обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 212 ТК РФ).

Кроме того, при введении новой штатной единицы необходимо руководствоваться требованиями раздела «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в частности нужно обратить внимание на наименование должности – специалист по охране труда. Только такое наименование должно указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках, то есть в строгом соответствии со справочником. При этом, если ГИТ в ходе проверки выявит несоответствие наименования должности требованиям, указанным в квалификационном справочнике – то есть будут нарушены требования абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования.

Напомним, что нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере до 5 тыс. руб., на юридических лиц – до 80 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Что же касается должностной инструкции специалиста, то ее разработать несложно. Фактически все требования, которые содержатся в соответствующем профессиональном стандарте, необходимо включить в этот документ (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»). Так, например, трудовыми функциями для специалиста по охране труда являются нормативное обеспечение системы управления охраной труда, контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения и т. д. При этом ответы на многие вопросы о применении профстандартов можно найти в письме Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 и информации Минтруда России от 10 февраля 2016 г. «О применении профессиональных стандартов в сфере труда».

Как предотвратить неправомерные действия надзорных органов в ходе проверки? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право»
Оставить заявку

Служба охраны труда: пошаговая инструкция

На практике службы охраны труда в организациях с численностью менее 700 работников создаются в основном на вредных производствах, в условиях тяжелых или опасных условий труда. Для тех организаций, на кого распространяются положения о создание службы охраны труда (ч. 4 ст. 217 ТК РФ), предлагаем пошаговую инструкцию:

1

Ввести в структуру организации самостоятельное подразделение, состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание.

2

Установить численности штатных сотрудников и организационной структуры службы.

3

Определить круг задач, которые будет решать служба, разработав на каждого сотрудника должностную инструкцию.

4

Подготовить нормативную и методическую базы для обеспечения работы службы.

5

Предусмотреть организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда (для проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок).

Деятельность службы охраны труда строго регламентирована действующим законодательством (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, далее – Рекомендации). Например, в разделах 3-4 Рекомендаций закреплены основные функции службы охраны труда и права работников службы.

Напомним, что в качестве альтернативы руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на штатного работника, который после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

Кроме того, руководитель вправе заключить договор со специалистами или с аккредитованными организациями, оказывающими услуги в области охраны труда (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Обязанность обладать полными, подтвержденными знаниями по охране и безопасности труда в своей профессиональной области

Работник должен пополнять и проверять свои знания в области охраны труда. Не просто следовать инструкциям, а понимать смысл их требований.

Из законодательства вытекает, что на любом предприятии должен иметься специалист по охране труда, чтобы и знакомить работников с системой охраны труда, и контролировать знания и выполнение требований.

По смыслу законов в 1-й рабочий день в организации любой работник (руководитель в том числе) должен сначала отправиться в кабинет специалиста по охране труда, получить вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности и подтвердить, что он все понял и уяснил. Только затем можно идти на рабочее место и приступать к работе.

Подробнее об этом читайте в статье «Как провести инструктаж по технике безопасности (нюансы)?».

Если же работник приходит на производство с особыми условиями труда на должность, требующую профессиональной квалификации, то, прежде чем приступить к работе, он обязан пройти специальное обучение и сдать экзамен по охране труда и технике безопасности. В дальнейшем ему потребуется подтверждать свои знания в ходе периодической аттестации.

Могут потребоваться и дополнительные мероприятия. Например, если квалифицированный работник переводится на работу на новом оборудовании, он должен пройти дополнительный инструктаж и проверку знаний.

Для работников, участвующих в разовых и специфических работах (например, ликвидации последствий стихийного бедствия), также обязателен отдельный целевой инструктаж.

Обязанность знать и применять средства защиты

По данным статистики, каждый 8-й пострадавший на производстве в РФ не применял или неправильно применял средства индивидуальной защиты. Эти средства предназначены для устранения или существенного снижения воздействия негативных производственных факторов на работников. Они бывают:

  • индивидуальными — для 1 работника: спецодежда и обувь, защитные очки, лицевые щитки, каски, шлемы и т. п.;
  • коллективными — для создания и поддержания нормальной безопасной среды на рабочих местах: системы вентиляции и очистки воздуха, автоматического контроля и дезактивации, защиты от излучений, вибраций и шумов и т. п.

Работник обязан знать и применять все положенные для его вида профессиональной деятельности средства защиты. Порядок обращения с индивидуальными и коллективными средствами защиты входит в общий производственный инструктаж или обучение охране и безопасности труда. Кроме того, если этого требует практика, в рамках данного инструктажа могут изучаться и правила оказания 1-й помощи пострадавшему при неприменении средств защиты.

Обязанность сразу же извещать руководство о любой нештатной ситуации, если есть угроза жизни и здоровью людей

Работник законодательно обязан извещать руководителя о том, что:

  • произошел несчастный случай;

См. статью по теме «Несчастный случай на производстве — действия работодателя».

  • возникла любая аварийная ситуация;
  • возникли иные обстоятельства, которые могут повлечь опасность для здоровья и жизни людей;
  • сам почувствовал себя плохо (при этом требуется описать симптомы, т. к. они могут быть реакцией на изменение рабочей среды, например быть следствием отравления вредными веществами).

Обязанность проходить медицинские осмотры

Целью медицинских осмотров является определение, может ли работник выполнять свою работу в том физиологическом состоянии, в каком он находится на момент осмотра.

Осмотры подразделяются на:

  • предварительные при поступлении на работу. При этом определяют, подходит ли работник по здоровью для данной работы вообще.
  • периодические в процессе работы. При таких осмотрах выясняют, способен ли работник по-прежнему выполнять свои обязанности (например, работать пилотом), в состоянии ли он приступить к ним в текущий момент (отправиться в запланированный рейс).
  • целевые, обычно при нештатных ситуациях. Например, если работник или группа работников внезапно почувствовали себя плохо.

С целью выполнения обязанностей работника по охране труда каждый из них должен проходить все назначенные ему медицинские осмотры и освидетельствования.

Обеспечение выполнения работниками обязанностей по охране труда

1. Обязанности работодателя.

В соответствии со ст. 189 ТК РФ работодатель обязан создать условия для соблюдения работником дисциплины труда. Обязанности работника по охране труда также относятся к дисциплинарным.

Исходя из этого, работодатель должен:

  • оборудовать рабочие места и установить правила трудового распорядка так, чтобы работники могли выполнять все предъявляемые к ним требования и предписания по охране и безопасности труда;

Подробнее об обязанности работодателя проводить оценку условий труда узнайте из статьи «Как проводится специальная оценка условий труда (нюансы)?».

  • обеспечить всех нуждающихся в этом работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • обеспечить организацию обучения, инструктирования, проверки знаний работников в области охраны труда;
  • обеспечить организацию медицинских осмотров во всех необходимых случаях;
  • отстранить работника (-ов) от работы, если выявлены факты несоблюдения требований по охране и безопасности труда (по нормам ст. 76 ТК РФ).

Какие документы оформляет работодатель по охране труда и каков порядок их хранения, читайте в статье «Какие сроки хранения документов по охране труда?».

2. Права работодателя:

  • применять к работникам дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения (по ТК РФ) за несоблюдение правил по охране труда и технике безопасности;
  • применять поощрения за выполнение всех норм и правил.

3. Государственный контроль.

Уполномоченные государственные органы обязаны проводить мероприятия с целью обеспечить соблюдение норм охраны и безопасности труда:

  • разрабатывать отраслевые и общеприменимые инструкции и нормативы и доводить их до сведения участников трудового процесса;
  • осуществлять периодические и целевые проверки соблюдения правил охраны труда и обеспечения безопасности труда на предприятиях и в организациях;
  • проводить необходимое обучение и аттестацию работников в тех случаях, когда такое обучение или аттестация не проводятся на самом предприятии;
  • применять к работникам и работодателям административные (а иногда и уголовные) санкции за невыполнение требований по охране труда.

Важно! Любой несчастный случай на производстве подлежит расследованию. Положение об особенностях расследования несчастных случаев в отдельных отраслях утверждено постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 № 73. Расследованию также подлежат случаи профессиональных заболеваний. Положение о расследовании и учете профзаболеваний утверждено постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967.

Итоги

Требования по охране труда должны соблюдаться работником, обеспечиваться работодателем и контролироваться государством.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Специальная оценка условий труда

Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с действующим законодательством (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). В то же время специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физлицами, не являющимися ИП (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). При этом отметим, что дистанционный работник – это не сотрудник филиала в регионе, а тот, с кем заключен договор о дистанционной работе (ч. 2 ст. 312.1 ТК РФ). Однако в отношении других категорий работников специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности.

Обязанность организовать и профинансировать проведение спецоценки труда возлагается непосредственно на работодателя. Проведение самой спецоценки осуществляется совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными к деятельности по проведению спецоценки, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Методика проведения спецоценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г.№ 33н. По результатам ее проведения устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах ( ч. 2 ст. 3 , ч. 1-2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Так, согласно ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.

Кроме того, работодатель обязан в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда организовать ознакомление работников с результатами отчета на их рабочих местах, в течение трех рабочих дней уведомить об утверждении отчета организацию, проводившую оценку, и в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней организовать размещение результатов проведения специальной оценки условий труда на своем сайте в Интернете (ч. 5-6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Какие условия труда должен обеспечить на предприятии работодатель?

Одна из основных обязанностей работодателя – обеспечение безопасности и условий труда (абз. 2 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Рассмотрим, какие конкретные обязанности в сфере охраны труда возлагаются законом на работодателя.

Так, работодатель обязан приобретать за собственный счет и выдавать работникам сертифицированную спецодежду, индивидуальную защиту, смывающие и обеззараживающие средства в соответствии с установленными нормами. Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты установлен Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Также согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Перечень вредных или опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83.

Добавим, что в России действует ряд специальных правил, которые содержат основные требования, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения (СанПиН). Каждому предпринимателю при организации труда работников надлежит руководствоваться теми правилами, которые непосредственно касаются сферы его деятельности.

В частности, обязательными являются требования к условиям работы с оргтехникой. Чтобы избежать штрафов, работодатель должен соблюсти ряд условий при обустройстве рабочих мест. Например, площадь рабочего места сотрудников не может быть менее 4,5 кв. м (если установлен плоский монитор) или менее 6 кв. м (если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом). А после каждого часа работы помещение следует проветривать (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»). Более подробно о том, какие еще санитарные нормы и правила действуют для офисных работников, а также об ответственности работодателя за их несоблюдение, узнайте из нашей инфографики.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований по охране труда?

Несоблюдение требований трудового законодательства в сфере охраны труда может повлечь за собой ответственность для работодателя в виде штрафов, дисквалификации, административного приостановления деятельности, а также череду проверок со стороны различных надзорных органов.

Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб., а на юридических лиц от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Кроме того, повторное нарушение может привести к дисквалификации на срок до 3 лет или административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 ТК РФ).

При этом предусмотрена ответственность за совершение ряда отдельных правонарушений. В частности, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров влечет наложение на работодателя административного штрафа до 130 тыс. руб. Еще больше сумма штрафа за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – до 150 тыс. руб (ч. 3-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Статьей 15.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие работодателем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа до 10 тыс. руб. Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы статьи 228 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан немедленно сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве.

А за нарушение требований СанПиН и невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе обязательной вакцинации работников, к организации могут быть применены меры ответственности в виде предупреждения, наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности (ст. 6.3 КоАП РФ).

Документы по теме:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Кодекс об административных правонарушениях
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда»
  • Приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»
  • Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»
  • Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»
  • Постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором, должностными обязанностями и правилами внутреннего трудового распорядка;

соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

использовать и правильно применять предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия незамедлительно уведомлять об этом непосредственного руководителя либо иное уполномоченное должностное лицо нанимателя;

оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное уполномоченное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья;

немедленно сообщать нанимателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работников и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие нанимателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения;

соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и безопасному ведению работ, пользоваться средствами индивидуальной защиты;

бережно относиться к имуществу нанимателя, принимать меры по предотвращению ущерба;

принимать меры по немедленному устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работы (авария, простой и др.), и немедленно сообщать о случившемся нанимателю;

поддерживать свое рабочее место, оборудование и приспособления в исправном состоянии, порядке и чистоте;

исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.

Новая редакция Ст. 214 ТК РФ

Работник обязан:

соблюдать требования охраны труда;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Ответственность за неисполнение норм и правил ОТ

Лица, не выполняющие основные обязанности в области охраны труда, могут быть привлечены к дисциплинарной, а в некоторых случаях административной и даже уголовной ответственности.

Дисциплинарная

Неисполнение работниками обязанностей в области ОТ можно считать нарушением условий трудового договора. В соответствии со ст. 192 ТК РФ, к недобросовестному сотруднику можно применить взыскания в виде выговора или замечания.

Если действия работника, не соблюдающего нормы ОТ, привели к тяжелым последствиям, например к несчастному случаю, и это зафиксировано комиссией, его можно уволить на основании ст. 81 ТК РФ (подпункт «д» пункта 6 статьи).

Административная

Порядок привлечения к административной ответственности регулируется ст. 5.27 КоАП РФ. В соответствии с нормами этой статьи, должностные лица, нарушившие или допустившие нарушение трудового законодательства (в том числе в части безопасности труда), могут быть наказаны материально — штрафом в размере от 1000 до 5000 руб. при первом нарушении, и от 20 000 до 30 000 рублей — при повторном.

На юридическое лицо также может быть наложен штраф в размере 30 000-50 000 (при повторном нарушении 50 000-70 000) рублей.

Уголовная

Если нарушение требований ОТ повлекло за собой тяжелые последствия (травма, смерть), то лицо, ответственное за соблюдение норм ОТ, может быть привлечено и к уголовной ответственности.

При этом меры наказания, в соответствии со ст. 143 УК РФ, могут быть следующие:

  • при нанесении тяжкого вреда здоровью — штраф до 400 000 рублей или обязательные, принудительные работы, или лишение свободы сроком до 1 года;
  • при причинении смерти по неосторожности — до 4 (5 в случае 2 и более смертей) лет лишения свободы.

Лишение свободы может сопровождаться запретом занимать определенные должности на срок до 3 лет.

Обеспечение прав работников на охрану труда реализуется через комплекс мероприятий, предусматривающих для некоторых категорий работников обязательное проведение медосмотров, обучение по охране труда, предоставление работодателем средств индивидуальной и коллективной защиты, выдачу молока, обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания.
По данным Обзора практики взаимодействия сторон социального партнерства организаций электроэнергетики в области охраны труда <Обзор практики взаимодействия сторон социального партнерства организаций электроэнергетики в области охраны труда: принят на заседании Комиссии по вопросам регулирования социально-трудовых отношений в электроэнергетике (протокол №41 от 26 января 2010 года) // Объединение работодателей электроэнергетики. URL: http://www.rael.elektra.ru/ safety/analitics/obzorprOT30.03.2010.pdf (дата обращения: 12.02.2015)>, более 50 % работников организаций электроэнергетики заняты на работах с вредными (опасными) условиями труда. В ТК РФ предусматривается обязанность прохождения предварительного медосмотра работников, занятых на работах с вредными и (опасными) условиями труда (ст. 213), работников, привлекаемых в районы Крайнего Севера и районы, приравненные к ним (ст. 324).
Для некоторых категорий работников, в том числе занятых на работах, связанных с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), Правительством РФ был закреплен порядок обязательного прохождения психиатрического освидетельствования <Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности»>.
Источник фото: .com.
Обязательное психиатрическое освидетельствование работника должно проводиться не реже одного раза в 5 лет, но только с согласия самого работника. Однако добровольный характер данного мероприятия не отменяет обязанности работодателя отстранить работника, отказавшегося проходить психиатрическое освидетельствование (без выплаты заработной платы в период отстранения), до момента прохождения его работником. Исследованию подлежит психическое здоровье работника для установления его пригодности для исполнения работ в условиях повышенной опасности. Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности <Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377 (ред. от 23.09.2002 г.) «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»»>, в числе таковых указаны все виды работ с источниками постоянных электрических и магнитных полей, все виды работ с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений, все виды трудовой деятельности, связанные с воздействием интенсивного производственного шума, работы при интенсивном тепловом облучении в рабочей зоне. Это Перечень тех производственных факторов, которые присущи для трудовой деятельности работников промышленно-производственного персонала организаций электроэнергетики.

Необходимость проведения психиатрических освидетельствований для работников, занятых на работах с источниками повышенной опасности, продиктована не только заботой государства о сохранении здоровья работника, но и потенциальной опасностью энергетических объектов при несоблюдении установленных законодательством требований безопасности, а также во избежание возможных негативных последствий от действий психически нездорового работника на указанных работах.
Важность этого вопроса послужила причиной внесения ФЗ от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ изменений в КоАП РФ в части конкретизации оснований привлечения к ответственности за нарушение требований охраны труда, а именно допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных периодических медосмотров, обязательных медосмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний. Ранее специальной ответственности для привлечения правонарушителя по перечисленным основаниям не предусматривалось. С 1 января 2015 г. должностному лицу (например, руководителю организации) предусматривается такая мера дисциплинарной ответственности, как штраф от 15 000 до 25 000 руб., для организации – штраф от 110 000 до 130 000 руб., а при повторном нарушении – вплоть до приостановления работы организации.
Энергокомпаниям рекомендуется руководствоваться существующим в отрасли Методическим руководством по организации и проведению психофизиологических обследований персонала энергетических предприятий 2000 года <Методическое руководство по организации и проведению психофизиологических обследований персонала энергетических предприятий. РД 153-34.0-03.504-00 (утв. РАО «ЕЭС России» 12.05.2000, Минздравом РФ 19.06.2000). М.: Минздрав РФ, Минтопэнерго РФ, РАО «ЕЭС России», 2000>. В большинстве энергокомпаний согласно указанному документу создаются и действуют системы ПФО персонала, которые обеспечиваются специально создаваемыми подразделениями, для работы в которых привлекаются дипломированные психологи.
Следует отметить одно общее правило, закрепленное в большинстве коллективных договоров, основанное на законоположениях о недопущении работников к исполнению своих трудовых обязанностей без прохождения обязательных медосмотров, психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В связи с тем, что в энергокомпаниях работа промышленно-производственного персонала зачастую связана с осуществлением трудовой деятельности во вредных (опасных) условиях труда, немаловажным является рассмотрение права работников на обеспечение их средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда.
Статья 221 ТК РФ закрепляет бесплатную выдачу работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда, а также на работах, выполняемых с особыми температурными условиями, средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами.

В научной литературе указывается, что при совмещении профессий работники, совмещающие те профессии, по которым нормативные правовые акты предусматривают различные СИЗ, должны быть обеспечены работодателем всем комплексом различных СИЗ. Несмотря на то что согласно отдельным нормативным правовым актам выдача таким работникам спецодежды разрешается лишь при условии, что совмещаемая работа выполняется постоянно <Петров А.Я. Совмещение профессий и совместительство: трудоправовой аспект // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 3. С. 191 – 192>.
Требования к приобретению, выдаче, пользованию, порядку организации хранения и ухода за СИЗ, а также ответственность, установление государственного надзора и контроля за обеспечением работников СИЗ установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 г. № 290н <Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» // Российская газета. № 181. 25.09.2009>. Помимо общих правил, закрепленных в межотраслевом стандарте, для электроэнергетической промышленности были утверждены Типовые нормы выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты Приказом Минздравсоцразвития РФ от 25.04.2011 г. № 340н <Приказ Минздравсоцразвития России от 25.04.2011 г. № 340н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 25. 20.06.2011 (приложение не приводится)>, для работников паросилового и энергетического хозяйства (кроме производства электрической энергии), а также для станций и цехов по выработке генераторного газа – Постановлением Минтруда РФ от 25.12.1997 г. № 66 <Постановление Минтруда России от 25.12.1997 г. № 66 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» (приложения № 5-6) // Бюллетень Минтруда РФ. № 7. 1999>.
Источник фото: .com.
Например, слесарю по обслуживанию тепловых сетей согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 25.04.2011 г. № 340н полагается костюм (комбинезон) от общих производственных загрязнений или механических воздействий, жилет сигнальный 2-го класса защиты, ботинки (сапоги) кожаные с защитным подноском, каска защитная с подшлемником, очки защитные, наушники противошумные, перчатки с полимерным покрытием, средство индивидуальной защиты органов дыхания с разным сроком действия и в определенном количестве. Для выполнения работ в зимнее время предусматриваются дополнительные СИЗ.

Статья 318. Финансирование мероприятий по безопасности и охране труда

Финансирование мероприятий по безопасности и охране труда осуществляется за счет средств работодателя и других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

Работники не несут расходов на эти цели.

Объем средств определяется коллективным договором или актом работодателя.

Примечание

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *