В статье описаны аспекты вопроса, в том числе сроки проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), которые регламентируются Трудовым Кодексом РФ (статья 212) и Федеральным законом №426, принятым в 2013 году.

Процедура СОУТ заменила аккредитацию, все сроки проведения СОУТ изложены в федеральном законе. На основании сведений заполняется декларация для государственной трудовой инспекции.

Зачем нужна специальная оценка?

Кроме формального повода, есть и моральный: комиссия определяет класс вредности, в котором приходится работать конкретному человеку. Выводы комиссии помогают создать конкретные рекомендации по охране труда. Если выполняются требования законодателя, то уменьшается вероятность несчастных случаев и профессиональных заболеваний. После выяснения класса вредности оптимизируется оплата труда и пенсионные отчисления, материальные компенсации.

Своевременная процедура специальной оценки защищает работодателя от штрафов и гражданской ответственности, а сотруднику позволяет сохранить здоровье или получить адекватную материальную компенсацию, создать должные условия труда.

В какие сроки проводится процедура

Законодательство предусматривает такую периодичность проведения СОУТ:

  • для рабочего места, созданного впервые, — до 12 месяцев;
  • если рабочее место было модернизировано (применено другое оборудование, изменена технология) — в течение года;
  • после того, как срок действия предыдущей специальной оценки закончился, в среднем это 5 лет.

Особенности проведения СОУТ в новых организациях

СОУТ, сроки проведения по закону которой определены в 1 год, обязательны для всех предприятий. В одинаковых условиях находятся юридические лица и индивидуальные предприниматели. Процедуру не требуется проводить в таких случаях:

  • сотрудник работает дома или удаленно;
  • есть офис или цех, но в нем нет людей.

Если помещение сдается в аренду, то специальную оценку проводит тот, кто в этом помещении работает.

К новым относятся рабочие места, существовавшие ранее, но на которых изменились условия труда — появилась другая технология или новое оборудование. Такая оценка проводится вне плана, и она обязательна до истечения первого года. Не нужна процедура в тех случаях, когда изменения не коснулись технологического процесса, а поменялись формальные признаки: ФИО, должность или название предприятия после реорганизации. Если работодатель решил, что новое место не требует специальной оценки, то об этом составляется локальный протокол, который письменно согласовывается с профсоюзом.

Как проводится СОУТ при наличии и отсутствии вредности

Периодичность проведения специальной оценки условий труда зависит от того, какие есть вредные факторы и к какому классу они отнесены.

Производство без вредных условий

Это 1 (оптимальный) или 2 (допустимый) класс вредности, когда здоровью работника ничего не угрожает. Декларация действительна 5 лет.

Если в течение этого времени никаких несчастных случаев или профзаболеваний не случилось, декларация продлевается автоматически на последующие 5 лет. В случае профессиональной болезни или несчастного случая проводится расследование. Если нет вины третьего лица, декларация прекращает действие, назначается внеочередная специальная оценка.

Производство с наличием вредных факторов

Таковыми признаются условия, когда превышены гигиенические нормы: 3 класс включает 4 подкласса (увеличение вредности от 1-го к 4-му), 4 — труд в конкретных условиях создает угрозу жизни или приводит к формированию профессиональных болезней.

Какова периодичность проведения специальной оценки условий труда в этих случаях? Закон предусматривает порядок проведения 1 раз в 5 лет, если не было изменений в характере труда. Однако новая декларация готовится и сдается к истечению 5-летнего срока, перерывы недопустимы.

Взаимосвязь аттестации рабочего места и СОУТ

То, что до 1 января 2014 года называлось аттестацией, сейчас именуется специальной оценкой. Если предприятие располагает документами о том, что АРМ проведена до указанного срока, то СОУТ проводить не нужно до тех пор, пока аттестация действительна. Это не касается ситуаций, когда были несчастные случаи или профзаболевания по вине работодателя.

Сроки, предусмотренные для внеплановых СОУТ

Какие установлены сроки проведения специальной оценки условий труда вне плана? Законодательством предусмотрено всего два срока: 6 и 12 месяцев.

Ситуации, при которых на проведение СОУТ есть 6 месяцев

Уложиться в 6 месяцев необходимо, если:

  • есть предписание о СОУТ;
  • началось использование новых компонентов производства, потенциально угрожающих здоровью людей;
  • использованы новые защитные средства, личные или коллективные — реконструкция, фильтры, безопасные станки, спецодежда;
  • зафиксирован несчастный случай, причиной которого стали условия труда;
  • сотрудник получил профзаболевание, что документально подтверждено медиками;
  • есть просьба или требование профсоюза.

Процедура оценки условий труда проводится для достижения результата, исключения вредностей, ухудшающих здоровье людей.

Ситуации, при которых на спецоценку отводится 1 год

В течение года нужно провести процедуру в таких случаях:

  • на действующем предприятии увеличилось количество рабочих мест;
  • изменилась технологическая цепочка, добавилось оборудование.

Условия проведения те же, что и при СОУТ для вновь созданных организаций.

Мероприятия и сроки после завершения оценки

После утверждения отчета о специальной оценке у работодателя возникают обязательства по отношению к собственным сотрудникам и сторонним организациям. Организация, проводившая СОУТ, извещается об утверждении отчета в течение 3 дней.

Сотрудники должны быть ознакомлены с итогами спецоценки в течение 30 календарных дней, обязательна подпись каждого. В этот же срок — 30 календарных дней — итог СОУТ должен появиться на сайте в открытом доступе. Здесь указываются мероприятия, снижающие или устраняющие производственные вредности.

Как долго нужно хранить материалы по спецоценке

Для составления отчета, хранения и действия установлены разные сроки.

Срок составления отчета

Одновременно с формированием комиссии издается приказ работодателя, в котором оговариваются сроки составления отчета.

Срок хранения отчета

Для производств, на которых не были выявлены вредности (классы 1 и 2) срок хранения составляет 45 лет. Для предприятий с классом вредности 3 и 4 срок увеличивается до 75 лет. Если предприятие изменило вредность производства с оптимального и допустимого (1 и 2 классы) на вредное и опасное (3 и 4 классы), то срок хранения отсчитывается с момента последней СОУТ.

Срок действия материалов СОУТ

Срок действия СОУТ в организации такой же, как и срок действия декларации, поданной в трудовую инспекцию. Оба этих срока соответствуют времени действия класса опасности, который был установлен при последней специальной проверке.

Пример отчета по специальной оценке

Отчет состоит из экспертной оценки и табличных данных. Обязательные пункты:

  • исчерпывающие сведения о предприятии, в том числе копия аккредитации;
  • описание и перечень рабочих мест с указанием вредности для каждого;
  • протоколы выполненных измерений с указанием измерительного оборудования;
  • оценочные карты;
  • ведомость, в которой сведены все данные с указанием классов вредности;
  • при необходимости — описание мероприятий по снижению вредности;
  • экспертное заключение.

Под отчетом каждый член комиссии ставит личную подпись. Последовательность проведения и ответственность в видео:

Спецоценка условий труда: правила и последствия

15.09.2016 10:47:00

С 2014 г. все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена взамен аттестации рабочих мест, в целях определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников (ст. 212 ТК РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Рассмотрим особенности данной процедуры.

С 2014 г. все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена взамен аттестации рабочих мест, в целях определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников (ст. 212 ТК РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Рассмотрим особенности данной процедуры.

КТО И КОГДА?

Под специальной оценкой условий труда рабочих мест (спецоценкой) понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По итогам проведения спецоценки для разных категорий работников устанавливаются классы и подклассы условий труда. Результаты специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Закона № 426-ФЗ).
Данная процедура обязательна абсолютно для всех работодателей, имеющих работников, без исключения, в том числе и для индивидуальных предпринимателей. Не нужно проводить спецоценку условий труда для надомников и работников, которые трудятся удаленно (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Несмотря на обязательность спецоценки, многие работодатели не торопятся ее проводить.
По общему правилу спецоценка условий труда должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Она проводится совместно работодателем и специализированной организацией, соответствующей требованиям ст. 19 Закона № 426-ФЗ, в соответствии с Методикой проведения, которая утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ).
Однако это правило действует только с 1 января 2014 г., поэтому в Законе № 426-ФЗ установлены переходные положения, регламентирующие сроки, в которые должна быть проведена первая специальная оценка условий труда. При этом срок проведения плановой спецоценки зависит от того, была ли проведена до 2014 г. аттестация рабочих мест.
Если в отношении рабочих мест ранее была проведена аттестация, то спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. При этом результаты аттестации рабочих мест могут использоваться в течение этого времени для целей специальной оценки, но не позже 31 декабря 2018 г. (ст. 7 Закона № 426-ФЗ). В частности, результаты аттестации рабочих мест используются для определения дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Так, при наличии актуальных результатов аттестации рабочих мест, согласно которым условия труда признаны вредными и опасными, применяются дифференцированные тарифы дополнительных взносов в ПФР от 2 до 8% (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Письма Минтруда России от 24.04.2015 № 17-3/В-215, от 13.03.2014 № 17-3/В-113, от 18.04.2014 № 17-3/В-171). Если же по итогам аттестации установлены оптимальные или допустимые условия, то дополнительный тариф в размере 0% применять нельзя. В этом случае, а также при отсутствии результатов аттестации следует уплачивать дополнительные взносы в ПФР по общим тарифам в размере 9 и 6% в зависимости от сферы деятельности (ч. 1 – 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. п. 1, 2 ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Письмо ПФР от 12.02.2014 № НП-30-26/1707).
В то же время работодатель вправе провести специальную оценку в порядке, установленном Федеральным законом № 426-ФЗ, и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). При этом за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении спецоценки, взносы по доптарифам уплачиваются только с той части выплат, которая начислена за период со дня утверждения отчета до конца месяца (Письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
В случае если аттестация рабочих мест ранее не проводилась, по общему правилу спецоценку нужно завершить до 31 декабря 2018 г. При этом нормами ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ предусмотрено, что спецоценка может проводиться поэтапно (Письма Минтруда России от 20.10.2015 № 15-1/ООГ-5597, от 08.12.2014 № 15-1/В-1829). Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия.
Из этого правила есть исключения. Положение о том, что спецоценку необходимо завершить до конца 2018 г., не распространяется на рабочие места сотрудников, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ. Это рабочие места сотрудников, чьи профессии и специальности включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости; рабочие места работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда (Письмо Роструда от 08.12.2014 № 15-1/В-1829).
Вместе с тем Роструд в Письме от 20.11.2015 № 2628-6-1 указал, что спецоценка тех рабочих мест, по которым действующие результаты аттестации рабочих мест отсутствуют, должна быть проведена в кратчайшие сроки.
Однако ВС РФ в Постановлении от 22.01.2016 № 36-АД15-5 подтвердил, что специальная оценка условий труда по должности, не указанной в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, и при отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки может быть осуществлена не позднее чем 31 декабря 2018 г.
Ранее судебная практика по этому вопросу складывалась противоречиво. Некоторые суды считали, что нельзя откладывать спецоценку, если организацией не была проведена аттестация рабочих мест. Такие выводы сделаны в Апелляционных определениях Архангельского областного суда от 23.03.2015 по делу № 33-1316/2015, Московского городского суда от 26.02.2015 по делу № 33-5865/15.
Однако есть решение, в котором суд указал, что, если отсутствуют рабочие места, содержащие потенциально вредные или опасные факторы, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г. (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.11.2014 по делу № 11-11698/2014).
Следовательно, провести поэтапно специальную оценку условий труда можно в отношении рабочих мест сотрудников, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ:
– чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
– условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Нарушение сроков и порядка проведения спецоценки на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Поэтому, если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет классифицироваться как нарушение требований охраны труда.
Из ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ следует, что нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
– на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в размере от 5000 до 10 000 руб.;
– на юридические лица – от 60 000 до 80 000 руб.

За повторное совершение нарушения предусмотрено более жесткое наказание в виде:
– штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;
– от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для индивидуальных предпринимателей;
– от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организаций.

Такая ответственность предусмотрена ст. 5.27.1 КоАП РФ.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Условия труда на рабочих местах для вновь зарегистрированной организации также подлежат специальной оценке (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Смена офиса тоже является вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Соответственно, на этих рабочих местах должна быть проведена внеплановая специальная оценка условий труда. В описанных ситуациях специальная оценка проводится в течение шести месяцев с момента ввода в эксплуатацию новых рабочих мест (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
В целях сокращения затрат на проведение спецоценки работодателям можно проводить ее не на всех рабочих местах. При выявлении аналогичных рабочих мест спецоценка проводится только в отношении 20% из них, но не менее чем на двух местах. Результаты спецоценки применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).
Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). А также одновременно имеют следующие характеристики:
– профессии, должности, специальности одного наименования;
– использование одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
– выполнение идентичных трудовых функций в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
– обеспеченность одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

​Внеплановая специальная оценка необходима только в определенных случаях:
– при появлении на предприятии новых рабочих мест;
– если она будет назначена трудовой инспекцией;
– при изменении технологического процесса, замене оборудования, замене используемых материалов и сырья, замене средств индивидуальной или коллективной защиты, при условии, что эти изменения повлияют на уровень вредных и опасных факторов;

– если произошел несчастный случай или профзаболевание;
– по инициативе профсоюза.
​Провести спецоценку следует в течение шести месяцев со дня наступления какой-либо из перечисленных ситуаций (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). При этом оценивать нужно только те рабочие места, на которых произошли изменения или по которым вынесены предписания. Внеплановая спецоценка проводится в порядке, идентичном порядку проведения плановой спецоценки. Важно! Результаты аттестации рабочих мест, которые оформлены после 31 декабря 2013 г., использовать нельзя (Письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

Ответственность работодателя

В статье 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. Данное нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.;

— на лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 5000 до 10 000 руб.;

— на юридических лиц — от 60 000 до 80 000 руб.

Все нарушения по ст. 5.27.1 КоАП РФ, совершенные повторно, наказываются наложением административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 руб. (или возможна дисквалификация на срок от одного года до трех лет);

— на лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 30 000 до 40 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток);

— на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток).

Обратите внимание: сейчас не вполне ясен вопрос, как именно будет рассчитываться сумма штрафа, предусмотренного за непроведение специальной оценки условий труда, — за каждое рабочее место или в целом по компании за факт совершения нарушения?

С одной стороны, специальная оценка является единым комплексом мероприятий и, по идее, штраф должен рассчитываться в целом по компании за факт совершения административного правонарушения. Данный подход поддержан в решении Московского городского суда от 16.06.2017 по делу № 7-7296/2017.

В этом деле суд указал, что выявленное в рамках одной проверки правонарушение, предусмотренное в ст. 5.27.1 КоАП РФ, влечет однократное привлечение лица к административной ответственности вне зависимости от количества работников, в отношении которых были допущены нарушения, подпадающие под действие указанной нормы. То обстоятельство, что выявленные нарушения касаются разных сотрудников компании, не является основанием для назначения самостоятельных наказаний в отношении каждого работника в отдельности.

Но есть судебное дело — решение Свердловского областного суда от 31.05.2017 по делу № 72-616/2017, в котором контролирующие органы привлекли работодателя к ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ по каждому из событий (правда, в пределах санкции указанной нормы).

Налоговый и бухгалтерский учет

Для целей расчета налога на прибыль затраты на специальную оценку условий труда включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Датой осуществления таких расходов признается дата подписания с организацией, проводящей специальную оценку, акта приемки-сдачи оказанных услуг. Это следует из подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Исходя из п. 2 ст. 318 НК РФ, прочие расходы, связанные с производством и реализацией, в общем случае (если иное не прописано в учетной политике) относятся к косвенным расходам и в полном объеме включаются в расходы текущего отчетного или налогового периода.

Сумму НДС, предъявленного исполнителем услуг, компания — заказчик проведения оценки имеет право принять к вычету на основании выставленного ей счета-фактуры, после принятия на учет оказанных услуг и при наличии соответствующих первичных документов. Но есть важное условие. Вычет можно получить только в том случае, если рабочие места, в отношении которых проведена оценка, используются компанией при производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, реализация которых облагается НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 и п. 2 ст. 169 НК РФ).

Что касается бухгалтерского учета, то затраты на проведение оценки на производстве признаются расходами по обычным видам деятельности и принимаются к учету в размере договорной стоимости услуг (разумеется, за исключением НДС). Основание — п. 5, 6, 6.1 и 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации». В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 данный расход признается в периоде подписания сторонами акта приемки-сдачи оказанных услуг.

Затраты на проведение оценки могут включаться производственной компанией в себестоимость продукции или напрямую, или путем их распределения по видам продукции. Для этого данные затраты нужно сначала учесть в качестве общепроизводственных расходов.

Также эти затраты можно учитывать в качестве управленческих расходов и полностью признавать в себестоимости проданной продукции в отчетном периоде их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99). Выбранный вариант учета нужно закрепить в учетной политике.

Штрафы до двухсот тысяч, если нет спецоценки

Спецоценка — обязательная проверка рабочих мест. За спецоценкой следит инспекция труда, если спецоценки нет, работодателя ждет штраф. «Специальная оценка условий труда должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года» — цитата из закона об оценке.

Штрафы за спецоценку — пункт 4, статья 5.27, КоАП

В первый раз за отсутствие спецоценки инспекция предупреждает и просит работодателя исправиться. За повторные нарушения инспектор вправе запретить директору работать директором до трех лет, а работодателю — выписать максимальные штрафы:

  • ИП — до 40 000 рублей;
  • компании — до 200 000 рублей.

Инспекция узнает, что у компании нет спецоценки в двух случаях:

  • во время плановой проверки. Инспекция запрашивает у компании оценку труда вместе с другими документами или только оценку;
  • во время проверки по жалобам сотрудников.

В моей практике были случаи: менеджер написал жалобу на задержку зарплаты — инспекция запросила у работодателя трудовой договор и спецоценку.

Если спецоценки нет, инспекция дает двадцать рабочих дней, чтобы ее провести. Этого времени не хватает, потому что спецоценка в среднем занимает полтора месяца. Если работодатель не успеет, инспектор вправе выписать штраф как за повторное нарушение.

Клиент обратился ко мне, когда получил внушение от инспекции. Чтобы обойтись без штрафа, я нашла компанию, которая проведет оценку, подписала с ней договор и рассказала об этом инспектору. Инспектор увидел, что работодатель начал исправляться, и не выписал штраф. Мой совет: если оценки нет и это заметила инспекция, находите оценщика и сообщайте в инспекцию. Есть шанс избежать штрафа.

Спецоценка обязательна для всех

Спецоценка обязательна для всех работодателей: для металлургического завода, контактного центра, аптеки и магазина мужских рубашек. Есть хотя бы один трудовой договор — должна быть специальная оценка условий труда.

Для каких сотрудников не нужна спецоценка — 3-я статья 426-ФЗ

Трудовой кодекс о работе: на дому — 310-я статья , удаленно — 312.1-я статья

В оценке труда анализируется рабочее место сотрудников. Если сотрудник работает вне офиса, для него оценка не нужна. В трудовом кодексе такие сотрудники называются «надомниками» и «дистанционными сотрудниками».

Частый пример дистанционного сотрудника — оператор колцентра. Он говорит с клиентами из дома, поэтому работодатель не отвечает за шумных соседей, радиацию и выбросы завода под окном.

Чтобы инспектор убедился в удаленной работе, советую писать в трудовом договоре, что речь о работе вне офиса. Иначе можно подумать, что оператор, работает то из дома, то из офиса.

Декларация для инспекции труда

О сроках подачи декларации — приказ Министерства труда и социальной защиты

У работодателя 30 дней после спецоценки, чтобы сдать декларацию в инспекцию труда. Она называется «О соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

Работодатель заполняет декларацию по строгой форме. Если заполнить неправильно, с ошибками или в свободной форме, инспекция не примет декларацию. А без бумажки нет спецоценки.

В декларации должны быть дата, ссылка на эксперта, итоги, печать и подписи. Пример декларации:

У работодателя три варианта, как сдать декларацию:

Сдать декларацию через сайт Роструда

  • принести лично;
  • отправить по почте с описью вложений и уведомлением о вручении;
  • Получить электронную подпись

  • сдать через сайт Роструда.

Чтобы отправить декларацию через сайт, понадобится электронно-цифровая подпись

Спецоценка — это хлопотно. И может быть так, что вы пройдете спецоценку, заплатите деньги, а ее никто никогда не спросит. Но это так же, как со всеми правилами: лучше пройти и забыть на пять лет, чем однажды получить неприятный запрос от инспекции.

Работодатель тратит неделю на спецоценку

Специальная оценка условий труда в среднем занимает полтора месяца. Спецоценку проводит подрядчик, но от работодателя потребуется ее организовать. По опыту клиентов, на организацию уходит неделя. Вот что делает работодатель:

  • выбирает компанию, которая будет проводить оценку, и подписывает договор;
  • готовит приказ о создании комиссии;
  • передает оценщикам документы. Например, трудовые договоры и должностные инструкции. Еще понадобится список рабочих мест и график спецоценки;
  • просит сотрудников подписать карточки рабочих мест — это описание условий, а потом подписать допсоглашения к трудовым договорам. В допсоглашении — как раз те самые карточки;
  • сдает декларацию о спецоценке в инспекцию труда.

От спецоценщика работают менеджер, инженеры и эксперт:

  • менеджер запрашивает документы, например, должностные инструкции, трудовые договоры, график отпусков, и уточняет подробности — работают ли в компании подростки или беременные;
  • инженер приезжает в офис или на производство, проводит замеры шума, освещения, радиационного излучения и других вредных факторов;
  • эксперт анализирует замеры и готовит заключение;
  • менеджер выдает работодателю отчет, заключение эксперта, карточки условий труда рабочих мест и рекомендации, что можно улучшить.

Оценка проходит незаметно. Во время замеров инженеры никого не отвлекают, директору не нужно выделить им отдельную комнату или кормить обедами.

Оценщик — из реестра Роструда

Спецоценку проводит не сам работодатель, а специальная компания. Советую выбирать по двум критериям: аккредитация Рострудом и цена.

Список аккредитованных оценщиков на сайте Роструда

Аккредитация. Специальную оценку условий труда вправе проводить только аккредитованные компании из списка Роструда. В списке — 521 компания.

Реестр оценщиков удалось открыть только через гугл-таблицы. В таблице — названия компаний и контакты

Компании с аккредитацией получают уведомление на фирменном бланке и с печатью министерства:

Обычно уведомление есть на сайте оценщика, мы взяли пример у аккредитованного оценщика «Экспертиза»

Цена. Оценщики сами устанавливают цены. По опыту, цена зависит от количества рабочих мест: десять мест — тысяча рублей за каждое, сто мест — восемьсот рублей.

Цена может зависеть не только от количества мест, на нее влияют факторы, которые будут оценивать, например, замер шума и вибраций. Для примера — стоимость оценщика «Экспертиза».

Из таблицы непонятно, что включено в стоимость оценки рабочего места и какие факторы мне нужны

Лучше не только смотреть цены на сайте, а позвонить и расспросить. Я позвонила в «Экспертизу» и узнала: спецоценка рабочего места в пекарне со всеми замерами обойдется в 1200 рублей.

В среднем спецоценка для офиса из двадцати человек стоит двадцать тысяч рублей, для общепита — тридцать.

Комиссия для спецоценки

Что понадобится от работодателя для спецоценки — 9-я, 426-ФЗ

После того, как работодатель найдет оценщика, время готовиться к оценке. Первый шаг — собрать комиссию, такое вот требование по закону. В комиссии должно быть нечетное число участников, не меньше трех.

Список участников комиссии — нестрогий, включить можно кого угодно. Обычно это генеральный директор, специалист по охране труда или кадровик, представитель профсоюза, если он есть.

Чтобы собрать комиссию, работодатель готовит приказ. У приказа нет официальной формы, единственное требование — рассказать суть: кто собирается, зачем и в каком составе.

Задача комиссии — собрать документы для оценщика, получить его заключение, проанализировать и передать итоги инспекции труда. Собираться в одном помещении необязательно: помогать и обсуждать результаты оценки можно по вотсапу или электронной почте.

Готовимся к оценке

Оценку должна проводить специализированная организация, с которой работодатель обязан заключить гражданско-правовой договор (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). При этом оценщик должен быть включен в государственный реестр соответствующих организаций. А эксперты в данной организации также должны быть занесены в государственный реестр, пройти аттестацию и иметь сертификат эксперта. Указанные реестры можно бесплатно найти в сети Интернет.

Кроме того, организация-оценщик не должна быть взаимозависима с проверяемой компанией. Иначе оценка просто не будет признана (ст. 22 Закона № 426-ФЗ).

Таким образом, компании для проведения специальной оценки условий труда необходимо обратиться в специализированную организацию.

Оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Со своей стороны работодатель должен создать комиссию (ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Обратите внимание: число членов комиссии должно быть нечетным. При этом из одного человека она состоять не может.

В письме от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041 специалисты Минтруда России рассказали, кто должен входить в комиссию у работодателя — субъекта малого предпринимателя. В состав комиссии включаются:

— работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или руководитель организации;

— другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для выполнения функций службы охраны труда;

— представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Конкретное количество членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда определяется с учетом штатного расписания работодателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *