Добро пожаловать на сайт Закон «О трудовых пенсиях в РФ», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции закона со всеми изменениями на 2020 год и комментарии к статьям.

Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора.

Переход к любой статье закона осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.

Внимание: Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону.

Закон о пенсиях регулирует порядок получения пенсионного обеспечения специальной категории граждан. Речь идёт о тех работниках, кто достиг установленного возраста и имеет предусмотренный нормативным актом стаж. Кроме того, закон устанавливает виды пенсий и категории граждан, которые могут их получать. Основным критерием выступает то, что пенсия, так или иначе, связана с трудовой деятельностью.

Кроме основных определений и разновидностей трудовых пенсий, законом регулируются и вопросы, касающиеся:

  • условий получения такого пенсионного обеспечения,
  • порядка его начисления и доставки,
  • расчёта отчислений из пенсионных выплат,
  • непосредственно самих пенсионных сумм.

Фактически этим нормативно правовым актом определяются законодательные основы обеспечения пенсиями трудящихся граждан.

Об этой тематике рано или поздно задумывается любой работающий гражданин, потому что по закону (и по сути) такая пенсия является компенсацией заработной платы, которая не получена по причине старости, профессиональной болезни, инвалидности или утрате кормильца. Закон «О трудовых пенсиях» устанавливает и особенности выплаты пенсий работникам, условия труда которых отличаются от обычных, часто являясь более тяжелыми.

Структура закона

Этот закон состоит из семи глав и тридцати двух статей. Главы, кроме общих положений и механизма вступления закона в силу, рассматривают вопросы определения страхового стажа, определения суммы пенсии, видов пенсий и категорий граждан, имеющих на нее право.

Очень важно знать, какие из положений закона о пенсиях утрачивают силу после внесения изменений в законодательство. К примеру, после вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях» нормы этого акта действуют только в той части, которая не противоречит данному нововведению.

Кому важно знать закон

Когда речь идёт о трудовых пенсиях, этим вопросом будет полезно озаботиться практически любому трудоспособному гражданину.

Трудовая пенсия включает в себя две расчетных части:

  1. накопительная сумма, включающая в себя те средства, которые лицо собрало на специальном счету;
  2. страховая часть – гарантированные государством выплаты вместе со средствами, накопленными на индивидуальном счету.

Для исчисления тех выплат, которые гарантируются государством, имеет значение наличие стажа. Для некоторых категорий работников законом устанавливаются особые условия начисления пенсий.

Так, если пенсионер не прекращает трудовую деятельность, то не утрачивает право на государственную пенсию. При этом, поскольку с его заработков постоянно следуют отчисления, и его пенсионный счет получает деньги, то его пенсия по закону проходит индексацию. Соответственно, она постоянно увеличивается, если иного не будет предусмотрено действующим законодательством.

Для государственных и муниципальных служащих установлен свой порядок определения размера пенсии, который учитывает «выслугу лет», то есть стаж непосредственно государственной службы в дополнение к общему трудовому. Это отдельная разновидность пенсии, предусматривающая большую сумму, но и специальные условия получения. Так что этой категории работников нужно обращать внимание и на стаж их службы.

В 2016-2020 годах в пенсионном законодательстве вступает в силу сразу несколько изменений, которые делают получение пенсии госслужащими более сложными, а для работающих пенсионеров уменьшают надбавку к пенсии при перерасчёте.

Это повод обратить внимание на действующие законы о пенсиях, чтобы не потерять те деньги, получение которых гарантировано государством.

Текст Закона «О трудовых пенсиях в РФ»

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях
    • Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию
    • Статья 4. Право на выбор пенсии
    • Статья 5. Виды трудовых пенсий
    • Статья 6. Финансовое обеспечение выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости)
  • Глава II. Условия назначения трудовых пенсий
    • Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости
    • Статья 8. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
    • Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца
  • Глава III. Страховой стаж
    • Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж
    • Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж
    • Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа
    • Статья 13. Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа
  • Глава IV. Размеры трудовых пенсий
    • Статья 14. Размеры трудовых пенсий по старости
    • Статья 15. Размеры трудовой пенсии по инвалидности
    • Статья 16. Размеры трудовой пенсии по случаю потери кормильца
    • Статья 17. Определение, перерасчет, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий
    • Статья 17.1. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим
    • Статья 17.2. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава
  • Глава V. Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий
    • Статья 18. Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий
    • Статья 19. Сроки назначения трудовой пенсии
    • Статья 20. Сроки перерасчета размера трудовой пенсии
    • Статья 21. Приостановление и возобновление выплаты трудовой пенсии
    • Статья 22. Прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии
    • Статья 23. Сроки выплаты и доставки трудовой пенсии
    • Статья 24. Выплата трудовой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
    • Статья 25. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии
    • Статья 26. Удержания из трудовой пенсии
  • Глава VI. Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав
    • Статья 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии
    • Статья 27.1. Досрочное назначение трудовой пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава
    • Статья 28. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан
    • Статья 28.1. Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
    • Статья 29. Перерасчет размеров трудовых пенсий по документам пенсионного дела
    • Статья 29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)
    • Статья 30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц
    • Статья 30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав
    • Статья 30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации
    • Статья 30.3. Перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, и (или) изменением суммы валоризации
  • Глава VII. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона
    • Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 32. Введение в действие установленного настоящим Федеральным законом ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии

Федеральный закон «О полиции» 2020

Пенсионное обеспечение граждан, проживающих (работающих) в районах Крайнего Севера

С 12 мая 2016 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2016 года № 367 «О внесении изменений в Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», которым урегулированы вопросы реализации права на установление повышения фиксированной выплаты и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты гражданами Российской Федерации, фактически проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Правилами нормативно закреплено, что установление повышения пенсии может осуществляться на основании сведений о месте фактического проживания, указанного в заявлении об установлении пенсии, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Выплата повышения фиксированной выплаты в связи с фактическим проживанием на Крайнем Севере продолжается при условии подтверждения места фактического проживания гражданином Российской Федерации на Крайнем Севере, в порядке, предусмотренном абзацами четвертым и пятым пункта 5 Правил № 249.

Место фактического проживания гражданина Российской Федерации на Крайнем Севере подтверждается его личным заявлением, которое ежегодно подается в территориальный орган ПФР или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту его фактического проживания на Крайнем Севере.

Подача заявления для продолжения выплаты установленного повышения пенсии осуществляется до истечения 12 месяцев с месяца подачи заявления об установлении (выплате) страховой пенсии или предыдущего подтверждения места фактического проживания на Крайнем Севере.

Ежегодное подтверждение места фактического проживания на Крайнем Севере не требуется в случае выбора пенсионером доставки страховой пенсии организацией почтовой связи или иной организацией, занимающейся доставкой страховой пенсии.

Подача заявления, подтверждающего фактическое проживание в районе Крайнего Севера, требует личного присутствия гражданина Российской Федерации, поэтому данное заявление не может быть подано через работодателя или в форме электронного документа с использованием информационно — телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно — телекоммуникационной сети «Интернет», включая федеральную государственную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации «Личный кабинет застрахованного лица».

Указанные Правила распространяются на установление и выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат.

К содержанию…

Пенсионное обеспечение граждан из числа священнослужителей

Впервые обязательное социальное страхование на территории Российской Федерации для священнослужителей было введено Законом РСФСР от 25 октября 1990 года N 267-1 «О свободе вероисповеданий» (далее Закон от 25.10.90 № 267-1). До вступления в силу данного закона религиозные организации не производили отчисления в фонды государственного социального страхования, поэтому время работы (служения) в религиозных организациях или участия в религиозных обрядах не включалось в трудовой стаж священнослужителей и иных работников религиозных организаций.

В соответствии со статьей 31 Закона от 25.10.1990 № 267-1 граждане, включая священнослужителей, работающие в религиозных объединениях, на их предприятиях и в их учреждениях, стали подлежать социальному обеспечению и социальному страхованию наравне с рабочими и служащими государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций.

В этих целях религиозные объединения, их предприятия и учреждения стали производить отчисления в фонды государственного социального страхования и обеспечения в порядке и размерах, установленных для общественных организаций.

С 29 сентября 1997 года Закон от 25.10.1990 № 267-1 утратил силу в связи с введением в действие Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее Закон от 26.09.97 № 125-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 24 Закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с тем, что данная норма не противоречит Федеральному закону от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а лишь дополняет его специфической категорией застрахованных лиц, священнослужители также имеют право на страховую пенсию.

Под священнослужителем Русской Православной церкви понимается «лицо, имеющее благодать совершать таинства или непосредственно участвовать в их совершении». По сообщению Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (письмо от 03.04.2006 № 1842), сводного перечня лиц, принимавших участие в совершении религиозных обрядов, в период до 25 октября 1990 года не существовало.
В соответствии с письмом Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 15.07.2008 № 5068 в совершении религиозных обрядов (богослужений, чинопоследований, таинств) принимают участие архиереи, священники, диаконы, церковнослужители, включая регентов, певчих, церковных старост и их помощников, монашествующих, сотрудников Московской Патриархии, Епархиальных управлений и советов, Синодальных учреждений, а также иные лица, которые совершают религиозные обряды либо обеспечивают их совершение.
Принимая во внимание, что в период до 25.10.1990 сводного перечня лиц, принимавших участие в совершении религиозных обрядов, не существовало, в необходимых случаях отнесение лица к участвующим в религиозных обрядах осуществляется соответствующим Епархиальным управлением (письмо Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 03.04.2006 № 1842).

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 24 ноября 2004 года № 280 утверждено Разъяснение «О порядке включения в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов».

Согласно указанному Разъяснению периоды работы священнослужителей в религиозных организациях и периоды участия в совершении религиозных обрядов и до, и после вступления в силу Закона от 25.10.1990 № 267-1 засчитываются в трудовой стаж в случае подтверждения указанных периодов документами в общеустановленном порядке, в том числе справкой (примерная форма справки приведена ниже).

Образец справки

КАНЦЕЛЯРИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ —— 119034, Москва, Чистый пер., 5 Тел. 201-23-40 N ____________ «__» ________ 200 г. СПРАВКА Настоящая дана священнослужителю Русской Православной Церкви протоиерею (или священнику, диакону) ______________, 19___ года рождения в том, что он с ________ 19___ года по настоящее время совершает свое служение в Церкви. При этом: ______________ года Указом митрополита _______________________ назначен штатным диаконом храма Успения Пресвятой Богородицы с. Жигалово Московской области, где служил по ___________ 19___ года. Основание: Указ Управляющего Московской епархией от _______ 19___ года за N _____. __________ 19_____ года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси __________ назначен штатным священником Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве г. Москвы, где служил по _______ 19______ года. Основание: Указ Святейшего Патриарха от ________ 19_____ года за N _____. ____________ 19_____ года Указом Святейшего Патриарха _______ назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Ивановском г. Москвы, где служит по настоящее время. Основание: Указ Святейшего Патриарха от _________ 19____ года за N _____. Общий стаж служения с ______ 19______ года по настоящее время. Подтверждающие документы сохранены. Руководитель Общего отдела, Заведующий Канцелярией Московской Патриархии

К содержанию…

Пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», который предусматривает изменение условий (в части повышения пенсионного возраста) назначения страховой пенсии по старости и установления дополнительной к страховой пенсии выплате – пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии) лицам:
— замещающим государственные должности РФ;
— замещающим на постоянной основе государственные должности субъектов РФ;
— замещающим на постоянной основе муниципальные должности;
— должности государственной гражданской службы РФ;
— должности муниципальной службы.
Статьей 5 Закона от 23.05.2016 № 143 –ФЗ статья 8 Закона от 28.12.2013 № 400 — ФЗ дополнена новым положением – частью 1.1 следующего содержания:
«лицам, замещающим государственные должности РФ и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов РФ, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы РФ и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, установленного в приложении 5 к Закону от 23.05.2016».

Возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных, муниципальных должностей замещаемой на постоянной основе:

Год, в которром гражданин приобретает право на назначение пенсии по старости Женщины Мужчины
2017 V + 6 месяцев V + 6 месяцев
2018 V + 12 месяцев V + 12 месяцев
2019 V + 18 месяцев V + 18 месяцев
2020 V + 24 месяца V + 24 месяца
2021 V + 30 месяцев V + 30 месяцев
2032 последующие V + 96 месяцев V + 60 месяцев

Пенсионный возраст повышается постепенно. Переходный период заканчивается для мужчин к 2026 году, а для женщин – к 2032 году, что вызвано различным количеством лет, на которое увеличивается пенсионный возраст для мужчин и женщин.
Повышение пенсионного возраста распространяется только на действующих госслужащих. В случае прекращения работы в качестве государственного служащего страховая пенсия назначается без применения новой ч.1.1 ст.8 Закона № 400 –ФЗ.
В статью 7 ФЗ № 166 –ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» внесены изменения в части увеличения необходимой минимальной величины стажа государственной гражданской службы — 20лет.

Год назначения пенсии за выслугу лет Стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году
2017 15 лет 6 месяцев
2018 16 лет
2019 16 лет 6 месяцев
2020 17 лет
2021 17 лет 6 месяцев
2022 18 лет
2026 и последующие годы 20 лет

Закон от 23.05.2016 за отдельными категориями федеральных государственных гражданских служащих сохраняет возможность реализовать свои права на пенсию за выслугу лет по действующим нормам Закона № 166-ФЗ от 15.12.2001:
— приобретшим право на пенсию за выслугу лет в соответствии с нормами ст. 7 Закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 и уволенным с федеральной государственной гражданской службы до 1 января 2017г;
— замещающим на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы и имеющим на эту дату стаж федеральной государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет;
— замещающим на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы, имеющим на эту дату не менее 15 лет стажа федеральной государственной службы и приобретшим до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости в соответствии с нормами Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013.

2. Установление доли страховой пенсии по старости федеральным государственным гражданским служащим.

Право федеральным государственным гражданским служащим, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее Закон № 166-ФЗ), на установление доли страховой пенсии по старости определено статьей 19 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Данная норма действует с 1 января 2008 г. и введена в действие Законом от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения». До указанной даты такое право на установление доли страховой пенсии по старости к пенсии за выслугу лет у федеральных государственных гражданских служащих отсутствовало.
В соответствии с Законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ государственные служащие имеют право на установление доли страховой пенсии по старости (вместо перерасчета) при наличии 15 лет страхового стажа (указанная продолжительность страхового стажа поэтапно увеличивается с 6 лет страхового стажа в 2015 году до 15 лет к 2024 году – ежегодно на 1 год), исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности после назначения пенсии за выслугу лет.
При этом в страховой стаж, требуемый для приобретения права на установление доли страховой пенсии по старости, включаются периоды работы и иной деятельности, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в том числе, и периоды работы, учтенные при установлении пенсии за выслугу лет, а также периоды работы и (или) иной деятельности, учтенные для установления страховой пенсии по старости.
При исчислении размера доли страховой пенсии учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов за период со дня назначения пенсии за выслугу лет до дня, с которого устанавливается доля страховой пенсии. Индивидуальные пенсионные коэффициенты, которые были использованы при перерасчете размера страховой пенсии, не учитываются при установлении доли страховой пенсии. Индивидуальные пенсионные коэффициенты, учтенные при установлении доли страховой пенсии, не учитываются при вышеуказанном перерасчете.
Размер доли страховой пенсии по старости подлежит перерасчету на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в связи с увеличением суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера доли страховой пенсии по старости при ее назначении, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящей частью. Указанный перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года по формуле:
СД = СДп + ИПКi x СПК,
где СД — размер доли страховой пенсии по старости;
СДп — установленный размер доли страховой пенсии по старости по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующий перерасчет;
ИПКi — индивидуальный пенсионный коэффициент, учтенный по состоянию на 1 января года, в котором производится соответствующий перерасчет, определяемый по формуле, предусмотренной частью 18 статьи 15 Закона от 28.12.2013, исходя из суммы страховых взносов, не учтенных при исчислении размера указанной доли страховой пенсии по старости при ее назначении, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящей частью;
Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете доли страховой пенсии по старости учитывается в размере:
1) 3,0 — для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
2) 1,875 — для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет размера доли страховой пенсии по старости.
К доле страховой пенсии по старости применяются правила перерасчета (корректировки), а также порядок назначения (включая сроки назначения), выплаты и доставки, которые установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400 –ФЗ для страховой пенсии по старости, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 — 17 статьи 15 указанного Федерального закона.
Размер доли страховой пенсии не учитывается при определении размера пенсии за выслугу лет государственным служащим.
При обращении за назначением доли страховой пенсии государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих одновременно с заявлением о назначении указанной доли представляется документ, подтверждающий факт и дату установления пенсии за выслугу лет.
В случае приостановления выплаты пенсии за выслугу лет государственному служащему в связи с поступлением на государственную службу выплата доли страховой пенсии не прекращается.

К содержанию…

Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и членов их семей

Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, осуществляется по совокупности норм Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991 (с последующими изменениями и дополнениями).

Право на пенсию имеют:

  • граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы;
  • ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС (призванные военкоматами на военные сборы или командированные предприятиями):
    1988-1990 годов участия — мужчины в 55 лет, женщины в 50 лет;
    1986-1987 годов участия — мужчины в 50 лет, женщины в 45 лет;
  • граждане, эвакуированные из зоны отчуждения (мужчины в 50 лет, женщины в 45 лет) и переселенные из зоны отселения (снижение общеустановленного пенсионного возраста на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности);
  • граждане, постоянно проживающие на территории зоны проживания с правом на отселение и выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение (снижение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы, но не более чем на 5 лет в общей сложности);
  • граждане, постоянно проживающие на территории зоны проживания с льготным социально-экономическом статусом, а также выехавшие из указанной зоны (снижение общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности).

Право на назначение пенсии по случаю потери кормильца имеют:

  • нетрудоспособные родители независимо от факта нахождения на иждивении;
  • дети до 18 лет и старше, если они обучаются по очной форме, но не дольше чем до достижения ими 23 лет при получении страховой пенсии по случаю потери кормильца или 25 лет при получении государственной пенсии по случаю потери кормильца;
  • супруг (супруга), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет;
  • супруг (муж, жена) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50- летнего возраста, а мужем — 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.

Право на одновременное получение двух пенсий имеют:

  • инвалиды вследствие заболевания (увечья), полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС. Им могут устанавливаться: страховая пенсия по старости и государственная пенсия по инвалидности при достижении лицом возраста 55 лет (мужчины), 50 лет (женщины) и наличии страхового стажа не менее 25 (20) лет соответственно;
  • нетрудоспособные родители погибшего (умершего) ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС. Им могут одновременно устанавливаться: страховая пенсия по старости и государственная пенсия по случаю потери кормильца;
  • супруга (супруг) погибшего (умершего) кормильца. Им могут быть установлены: страховая пенсия по старости и государственная пенсия по случаю потери кормильца.

К содержанию…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *