Для внедрения системы наставничества предприятие должно разработать и утвердить ряд локальных регулирующих документов. Одним из обязательных элементов документального оформления процесса является издание приказа о наставничестве. Его цель:

  • закрепить за стажером наставника;
  • определить задачи такой формы обучения;
  • обозначить комплекс прав и обязанностей всех вовлеченных в процесс сторон.

Сразу скажем, что унифицированного шаблона приказа о назначении наставника не существует. Каждое предприятие разрабатывает собственный бланк с учетом специфики производственного процесса и особенностей внутреннего делопроизводства. Разработка и составление документа может быть поручено кадровому отделу. Утверждает образец приказа о наставничестве руководитель компании, а в его отсутствие – другое лицо, обладающее правом подписи распорядительной документации.

В приказе должны присутствовать следующие данные:

Сведения
Сведения о наставнике. Указывается его текущая должность, фамилия, имя и отчество.
Информация, по которой можно идентифицировать личность стажера. Если стажеров несколько, можно пренебречь перечислением их персональных сведений, достаточно обозначить шефство наставника над группой лиц, указав производственный участок или другой параметр, позволяющий определить характер обучения.
Рекомендации и указания по организации процесса наставничества. Эти пункты могут распространяться как на наставника, так и на стажера.

В приказе руководитель компании может обязать назначаемого наставника самостоятельно разработать план обучения и критерии оценивания новопринятого сотрудника. Если эти сведения содержатся в положении о наставничестве, достаточно привести рекомендации по использованию методического материала из такого локального акта.

Подбор кандидатуры

Выбор наставника осуществляется с учетом профессиональных и личностных качеств сотрудника. Для обучения других лиц необходимо обладать достаточным уровнем квалификации, знаний, надо быть коммуникабельным и стрессоустойчивым.

На этапе подготовки приказа требуется определить, кто будет выполнять роль наставника для стажера. Руководитель может советоваться с начальниками структурных подразделений, выносить этот вопрос на обсуждение с коллективом. После выбора кандидата на наставничество надо заручиться его письменным согласием.

Если наставничество прописано в должностной инструкции человека, можно обойтись без согласования назначения с самим работником (но все указанные в приказе лица должны быть обязательно ознакомлены с текстом распоряжения под роспись).

Специально для читателей наши специалисты подготовили образец приказа о наставничестве. В школе или коммерческой организации его можно применять без ограничений.

Об утверждении Порядка организации наставничества в Администрации Ленинградской области

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 2020 года N 27

Об утверждении Порядка организации наставничества в Администрации Ленинградской области

(с изменениями на 18 мая 2020 года)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 года N 1296 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации»:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации наставничества в Администрации Ленинградской области.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Ленинградской области от 20 апреля 2015 года N 112 «Об утверждении Положения о наставничестве в Администрации Ленинградской области»;

постановление Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2015 года N 499 «О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 20 апреля 2015 года N 112 «Об утверждении Положения о наставничестве в Администрации Ленинградской области».

3. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области — руководителя Администрации Губернатора и Правительства Ленинградской области.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 мая 2020 года постановлением Правительства Ленинградской области от 18 мая 2020 года N 298.

Губернатор
Ленинградской области
А.Дрозденко

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» постановлением Правительства от 07.10.2019 № 1296 утверждено Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации.

Положением предусматривается, что наставничество на гражданской службе осуществляется лицами, имеющими значительный опыт работы в определенной сфере, в целях содействия профессиональному развитию гражданских служащих, направленному на формирование знаний и умений, необходимых для обеспечения служебной деятельности на высоком профессиональном уровне, и воспитания добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей.

Наставничество осуществляется по решению представителя нанимателя.

Организацию наставничества в государственном органе осуществляет кадровая служба государственного органа, используя в том числе, государственные информационные системы в области гражданской службы.

Наставничество осуществляется, как правило, в отношении гражданского служащего, поступившего впервые на гражданскую службу в государственный орган, или гражданского служащего, имеющего стаж гражданской службы, впервые поступившего в данный государственный орган.

Положением также предусмотрены требования, предъявляемые к наставнику, среди которых в том числе:

— отсутствие дисциплинарных взысканий или взысканий за коррупционные правонарушения;

— отсутствие проведенных в отношении него служебных проверок;

— не является непосредственным руководителем гражданского служащего.

Результативность деятельности гражданского служащего в качестве наставника по решению представителя нанимателя учитывается при выплате ему премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты указанной премии наставникам устанавливается представителем нанимателя в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Постановление Правительства вступит в силу 18 октября 2019 года.

И.о. прокурора Озинского района А.М. Никифоров

В целях оказания помощи лицам, замещающим отдельные должности муниципальной службы в их профессиональном становлении, администрация Краснооктябрьского муниципального района п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемое Положение о наставничестве в администрации Краснооктябрьского муниципального района.

2. Руководителям структурных подразделений администрации района осуществлять контроль за исполнением настоящего постановления.

3. Общему отделу администрации разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации в сети интернет и ознакомить под роспись руководителей структурных подразделений.

Глава администрации Р.К.Садретдинов

УТВЕРЖДЕНО

постановлением администрации

Краснооктябрьского муниципального района

от 03.12.2014 № 491

П О Л О Ж Е Н И Е

о наставничестве в администрации

Краснооктябрьского муниципального района

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок установления и прохождения наставничества в администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области (далее — администрация).

1.2. Целью наставничества является оказание помощи лицам, замещающим должности муниципальной службы и должности работников, не отнесенные к должностям муниципальной службы (далее — вновь принятые сотрудники) в их профессиональном становлении.

1.3. Основными задачами наставничества являются:

— адаптация к муниципальной службе и иной работе в администрации вновь принятых сотрудников;

— ускорение процесса профессионального становления вновь принятых сотрудников и развития способности самостоятельно и качественно выполнять вложенные на него задачи по занимаемой должности.

2. Организация наставничества

2.1. Наставничество устанавливается над следующими категориями вновь принятых сотрудников:

— муниципальными служащими;

— работниками, занимающими должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы.

2.2. Наставник назначается из числа лиц, замещающих должности муниципальной службы.

2.3. Наставник назначается распоряжением главы администрации Краснооктябрьского муниципального района.

2.4. Наставник назначается не позднее двух недель со дня назначения вновь принятого сотрудника на должность. Основаниями для назначения наставника является:

— служебная записка заместителя главы администрации района, координирующего деятельность соответствующего структурного или отраслевого (функционального) подразделения, координирующего деятельность соответствующего подразделения, председателя комитета, начальника управления, заведующего отделом;

— для высших должностей муниципальной службы распоряжение главы администрации района;

2.5. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного до трех месяцев.

2.6. В период наставничества вновь принятый сотрудник ежедневно изучает нормативные правовые акты, иные документа и материалы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.

2.7. По окончании установленного распоряжением главы администрации срока вновь принятый сотрудник готовит отчет о проделанной работе, в котором могут быть указаны трудности, с которыми он столкнулся при выполнении работы, анализ их причин, недостатки знаний, приобретенные навыки и роль наставника.

2.8. По окончании установленного распоряжением главы администрации срока наставник готовит отзыв о профессиональных и деловых качествах вновь принятого сотрудника.

3.Обязанности наставника

3.1.Наставник обязан:

3.1.1.Знать требования нормативных правовых актов, определяющих права и обязанности вновь принятого сотрудника по замещаемой им должности, вопросы, связанные с профессиональной подготовкой вновь принятого сотрудника и замещением им соответствующей должности.

3.1.2. Всесторонне изучит деловые и нравственные качества вновь принятого сотрудника, его отношение к профессиональной служебной деятельности (порученной работе), коллегам и иным гражданам, а также увлечения и наклонности вновь принятого сотрудника.

3.1.3. Оказать вновь принятому сотруднику помощь в овладении избранной специальностью, практическими приёмами и способами качественного выполнения поручений и должностных обязанностей.

3.1.4. Развивать на основе личного примера положительные качества вновь принятого сотрудника, корректировать его поведение на работе (службе), привлекать к общественной жизни коллектива, формировать у вновь принятого сотрудника общественно значимые интересы, здоровый образ жизни, а также содействовать у него профессионального и общекультурного кругозора.

3.1.5.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных со служебной (рабочей) деятельностью вновь принятого сотрудника, вносить предложения о его поощрении.

1. Организация наставничества

2.1. Наставничество устанавливается над новыми сотрудниками в период испытательного срока.
2.2. Наставничество устанавливается продолжительностью до двух месяцев.
2.3. Наставники подбираются из наиболее подготовленных сотрудников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться своим опытом, имеющие системное представление о своем участке работы и работе подразделения, преданные делу компании, поддерживающие ее стандарты и правила работы, обладающие коммуникативными навыками и гибкостью в общении.
2.4. Утверждение сотрудника (специалиста) в качестве наставника осуществляется в приказе о назначении сотрудника стажером по должности либо назначения его на определенную должность. Основанием для закрепления наставника является представление непосредственного начальника при обоюдном согласии предполагаемого наставника и сотрудника (стажера), за которым он будет закреплен.
2.5. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач новым сотрудником в период испытательного срока. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
2.6. Наставническая деятельность оценивается по ее завершении аттестационной комиссией, оценка проводится методом 360 градусов, т.е. сотрудник оценивается с разных уровней: руководителем подразделения, наставником, коллегами, подчиненными и самим аттестуемым.
2.7. Система мотивации наставника:
1 вариант — новый сотрудник успешно проходит испытательный срок. Наставник получает дополнительное вознаграждение в размере 2500 (двух тысяч пятисот) рублей;
2 вариант — новый сотрудник, проработавший не менее одного месяца, не прошел испытательный срок (не по причине неудовлетворительной работы наставника). Наставник получает компенсацию за проделанную работу в размере 1000 (одной тысячи) рублей;
3 вариант — при выявлении неудовлетворительной работы наставника объявляется замечание.

1. Обязанности наставника

Наставник обязан:
3.1. Знать требования законодательства, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности сотрудника (стажера) по занимаемой должности.
3.2. Разрабатывать и утверждать совместно с непосредственным начальником сотрудника (стажера) индивидуальный план его обучения.
3.3. Всесторонне изучать деловые и нравственные качества сотрудника (стажера), его отношение к работе, коллективу.
3.4. Оказывать сотруднику (стажеру) индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

1. Личным примером развивать положительные качества сотрудника (стажера), привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.

2. Нести материальную ответственность за действия стажера в период прохождения им испытательного срока до момента назначения его на определенную должность.

2. Права наставника

4.1. Наставник, с согласия непосредственного руководителя, подключает для дополнительного обучения стажера других сотрудников.
4.2. Требует рабочие отчеты у нового сотрудника как в устной, так и в письменной форме.
4.3. Участвует в обсуждении вопросов, связанных со служебной, общественной деятельностью сотрудника (стажера), вносит предложения непосредственному начальнику о его поощрении, применении мер дисциплинарного воздействия, удовлетворении разумных потребностей и запросов.

Права и обязанности стажера

6.1. Стажер имеет право участвовать в разработке индивидуального плана стажировки и вносить предложения о его изменении, участвовать в обсуждении результатов стажировки.

6.2. Стажер обязан:

  1. исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка;
  2. выполнять обязанности, определенные инструкциями и положениями для соответствующих работников;
  3. ежемесячно представлять наставнику отчет о выполнении индивидуального плана стажировки;
  4. по истечении срока наставничества представлять отчет о выполнении индивидуального плана стажировки.

Наставничество в отношении других категорий работников

7.1. По решению руководителя подразделения работа по наставничеству может быть организована по отношению к категориям работников, не указанных в п. 2 настоящего Положения. Перечень должностей, по которым организуется наставничество для молодых работников утверждается руководителем структурного подразделения.

7.2. Наставничество для других категорий работников устанавливается приказом руководителя подразделения на срок от 1 до 3 месяцев.

Скачать полную версию положения о наставничестве ОАО «РЖД» можно после регистрации.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам Сообщества производственных менеджеров.
Вы можете пройти регистрацию и получить доступ к эксклюзивным аналитическим, методическим и переводным материалам, опубликованным на сайте.
Участие также дает много дополнительных возможностей.

Общие положения

1.1. Настоящее Положение (далее – Положение) определяет порядок организации и проведения работы по наставничеству на Приволжской железной дороге (далее – Дорога), права и обязанности наставника и закрепленного за ним молодого работника или специалиста органа управления и структурных подразделений дороги (далее соответственно — стажер, подразделение дороги).

1.2. Положение распространяется на:

  • молодых работников ОАО «РЖД» — лиц в возрасте до 30 лет, окончивших образовательное учреждение начального профессионального образования или прошедших профессиональную подготовку и после окончания учебы впервые трудоустроившихся на дорогу на рабочую должность (рабочий ведущей профессии);
  • молодых специалистов — лиц, обладающих таким статусом в соответствии с Положением о молодом специалисте ОАО «РЖД».

1.3. Целями наставничества являются адаптация стажеров к работе на дороге на основе единой системы передачи опыта и воспитания, повышение квалификации персонала, обеспечение оптимального использования времени и ресурсов для скорейшего достижения стажерами необходимых производственных показателей, снижение текучести персонала и мотивация молодежи к установлению длительных трудовых отношений с ОАО «РЖД» и дорогой.

Наставничество — форма адаптации, практического обучения и воспитания молодых работников и специалистов дороги в целях быстрейшего овладения трудовыми навыками, приобретения необходимой должностной компетенции, приобщения к корпоративной культуре, формирования высоких нравственных идеалов, чувства долга и ответственности, позитивного отношения к труду, гордости за выбранную профессию и принадлежности к ОАО «РЖД».

1.4. Основными задачами наставничества являются:

  1. оказание помощи стажеру в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами труда, передачи наставником личного опыта;
  2. обучение стажера в минимальные сроки необходимому профессиональному мастерству, соблюдению требований нормативных документов, в том числе по охране труда и безопасности движения поездов;
  3. содействие достижению стажером высокого качества труда;
  4. вхождение стажера в трудовой коллектив, освоение им корпоративной культуры и установление длительных трудовых отношений с ОАО «РЖД» и дорогой;
  5. воспитание у стажера чувства личной ответственности за эффективную работу на порученном участке работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *