Налоговый агент относительно налога на доходы физических лиц — это юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение), самозанятое лицо, представительство нерезидента — юридического лица, которые независимо от организационно-правового статуса и способа обложения другими налогами и/или формы начисления (выплаты, предоставления) дохода (в денежной или неденежной форме) обязаны начислять, удерживать и уплачивать налог на доходы физических лиц, предусмотренный разделом IV Налогового кодекса, в бюджет от имени и за счет физического лица с доходов, которые выплачиваются такому лицу, вести налоговый учет, представлять налоговую отчетность контролирующим органам и нести ответственность за нарушение его норм в порядке, установленном ст. 18 и этим разделом (пп. 14.1.180 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).
В соответствии с пп. «б» п. 176.2 ст. 176 этого Кодекса лица, имеющие статус налоговых агентов, обязаны представлять Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также суммы удержанного с них налога (далее — Налоговый расчет) в сроки, установленные Кодексом для налогового квартала, в контролирующий орган по месту своего расположения.
Порядок заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета утвержден приказом № 4. Рассмотрим некоторые случаи, касающиеся его заполнения.

Содержание

Какие проводки по НДС отражает в учете налоговый агент

Перед любым плательщиком данной категории стоят 2 задачи:

  • удержать соответствующий НДС;
  • оплатить его в бюджет.

При этом оба этих действия, как и отвечающие им проводки, необходимо осуществить и отразить в учете в соответствии с требованиями, указанными в статье «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)».

Когда и как налоговому агенту удержать НДС

Удержать НДС необходимо:

  • если операции связаны с государственным имуществом (арендой или покупкой);

Подробнее о таких действиях можно прочитать в рубрике «Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом».

  • если на территории РФ приобретаются товары (работы, услуги) у иностранной организации, не состоящей на учете в российском налоговом органе;
  • если посредник, участвующий в расчетах, реализует на территории РФ имущество иностранного поставщика, не состоящего на учете в российском налоговом органе;
  • если уполномоченные организации или ИП осуществляют операции по реализации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, которые перешли по праву наследования государству;
  • если собственник (заказчик) судна не зарегистрировал его в Российском международном реестре судов в течение 45 дней с момента получения права собственности на него.

Сумма налога, которую удерживает агент, может определяться несколькими способами.

Для расчета НДС по валютным платежам важным моментом является определение верного курса операции.

Как отразить удержание НДС

Удержание НДС в обязательном порядке сопровождается отражением налога в отчетности по НДС.

О том, в каком разделе декларации показать удержанные суммы и как заполнить основные показатели, читайте в статьях:

  • «Как правильно заполнить декларацию по НДС налоговому агенту»;
  • «Как правильно заполнить налоговому агенту раздел 2 декларации по НДС».

Когда не возникает обязанности налогового агента

Следует отметить некоторые моменты, наличие которых освобождает от функций агента:

  • при закупке имущества у обанкротившихся лиц;

ВАЖНО! С 2015 года не возникают функции налогового агента ни при продаже имущества в случае банкротства, ни при покупке имущества банкрота.

  • по некоторым видам арендных отношений;
  • при покупке имущественных объектов у спецрежимника;

ВАЖНО! При приобретении муниципального имущества у МУП, применяющего упрощенку, покупатель не является налоговым агентом.

  • при операциях с объектами, не подлежащими налогообложению.

В каких случаях при онлайн-бронировании услуг гостиницы за границей не нужно удерживать НДС, читайте в материале «Бронирование гостиниц, билетов заграницу: кто платит НДС».

Кто есть кто

Бухгалтеры и экономисты со стажем помнят, что существует в термина: налоговые агенты и сборщики налогов. Посмотрим, в чем сходства и различия.

Понятие «налоговый агент» раскрыто в НК РФ — этому посвящена статья 24. Это лицо, которое, в соответствии с требованиями законодательства, обязано исчислить и удержать фискальный платеж у налогоплательщика, а также в оговоренное в законе время перечислить удержанные суммы в бюджет РФ.

До 2007 года в практике налогообложения существовало понятие «сборщик налогов». Ими признавались лица, уполномоченные на сбор средств в уплату фискальных платежей от налогоплательщиков. Их права и обязанности регулировались статьей 25 НК РФ. С 01.01.2007 указанная статья прекратила свое действие. В настоящее время понятие «сборщик налогов» в законодательстве РФ не применяется.

Права и обязанности

Согласно НК РФ, налоговые агенты относятся к лицам, имеющим равные с налогоплательщиками права. А вот их обязанности прописаны особо в п. 3 ст. 24 НК РФ. Они обязаны:

  • без ошибок и нарушений сроков производить удержание налогов из выплат налогоплательщикам и перечислять их в бюджет РФ;
  • письменно сообщать о невозможности произвести удержание и о сумме задолженности налогоплательщика;
  • по каждому налогоплательщику вести учет выплаченных доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет РФ фискальных сборов;
  • предоставлять соответствующую необходимую для контроля отчетность в контролирующие органы;
  • хранить документы, связанные с исчислением платежей в бюджет, в течение не менее четырех лет.

Виды налоговых агентов

Напрямую такого понятия Налоговый кодекс РФ не содержит. Все, кто взаимодействует с налоговой системой страны, выступают либо в качестве налогового агента, либо в качестве налогоплательщика. Как правило, организации могут являться одновременно налоговыми агентами и налогоплательщиками. То есть кроме исчисления платежей в бюджет со своих доходов и операций, у компаний очень часто возникает обязанность исчисления и перечисления в бюджет фискальных сборов за иных плательщиков.

Организация может выполнять функции агентирования по следующим фискальным сборам:

  • НДФЛ;
  • НДС;
  • налог на прибыль.

Остановимся на каждом из них более подробно.

НДФЛ

Обязанность удержания НДФЛ возникает у любой организации. При выплате любого дохода физическому лицу, не являющемуся ИП, компания обязана удержать НДФЛ. К таким выплатам относятся:

  • все вознаграждения в рамках трудового договора;
  • выплаты по договорам подряда и иным гражданско-правовым договорам;
  • материальная помощь;
  • оплата аренды имущества.

Правила исчисления, удержания и перечисления НДФЛ прописаны в главе 23 НК РФ. Организация, кроме того, обязана вести регистры по выплаченным физлицам доходам и удержанным суммам НДФЛ и предоставлять в ИФНС отчетность:

  • отчет 6-НДФЛ — ежеквартально;
  • справки 2-НДФЛ — ежегодно.

Частным случаем является брокерская деятельность. Тому, кто удерживает НДФЛ (брокер — налоговый агент), посвящена отдельная статья 226.1 НК РФ. Брокер обязан рассчитать, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ при выплате доходов от операций с ценными бумагами и иными производными финансовыми инструментами при осуществлении этих операций в интересах налогоплательщика на основе договоров: на брокерское обслуживание, доверительное управление, поручения, комиссии или агентирования.

НДС

Налоговым агентом по НДС организация может стать, даже если применяет УСН или ЕНВД, если совершит следующие операции:

  • приобретет или станет арендатором государственного или муниципального имущества;
  • приобретет товары у иностранного продавца, не являющегося налогоплательщиком на территории РФ.

В этом случае компания должна составить счет-фактуру и отразить операцию в декларации по НДС, заполнив разделы 2 и 9. Удержанный и перечисленный агентный НДС компания вправе принять к вычету в квартале, когда товары (работы, услуги) были приняты на учет, а удержанный НДС перечислен в бюджет. Но сделать это он вправе только в том случае, если является плательщиком НДС.

Налог на прибыль

Организация становится налоговым агентом по этому налогу в случае выплаты:

  • дивидендов другой организации;
  • процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам другим организациям;
  • доходов иностранной организации от реализации или аренды недвижимого имущества на территории РФ, от международных перевозок. У российской организации возникает эта обязанность, если у получателя дохода нет представительства на территории РФ.

О выплаченном доходе и удержанном налоге компания должна уведомить ИФНС, подав:

  • декларацию по налогу на прибыль — при выплате дивидендов или процентов российской организации;
  • налоговый расчет (Приказ ФНС от 02.03.2016 № ММВ-7-3/[email protected]) — при выплате дохода иностранной организации.

Административная и уголовная ответственность

За неисполнение своих обязанностей налоговые агенты несут административную и уголовную ответственность в соответствии со ст. 123 НК РФ и 199.1 УК РФ.

Статьей 123 НК РФ предусмотрен штраф в размере 20 % от неправомерно неудержанной и(или) неперечисленной суммы налога.

Уголовная ответственность (ст. 199.1 УК РФ) наступает при неисполнении обязанностей в личных интересах, повлекших неперечисление налога в крупном и особо крупном размере и предусматривает не только наложение штрафа, но и лишение свободы.

КБК для перечисления сумм налога

В 2020 году действуют следующие КБК НДФЛ (приказ Минфина России от 29.11.2019 № 207н):

  1. 182 1 01 02010 01 1000 110 — код для перечисления НДФЛ с доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику. Исключением являются доходы, полученные в соответствии со ст. 227, 227.1, 228 НК РФ.
  2. 182 1 01 02020 01 1000 110 — код для перечисления НДФЛ, полученного физическим лицом — индивидуальным предпринимателем, нотариусом либо адвокатом или лицом, осуществляющим иную предпринимательскую деятельность по ст. 227 НК РФ.
  3. 182 1 01 02030 01 1000 110 — перечисление налога с доходов физических лиц, полученных по ст. 228 НК РФ.
  4. 182 1 01 02040 01 1000 110 — код для перечисления налога с доходов иностранных граждан, осуществляющих деятельность в соответствии с патентом. Платеж НДФЛ представляет собой в данном случае фиксированный авансовый платеж и совершается на основании ст. 227.1 НК РФ.

С нюансами при уплате НДФЛ можно ознакомиться в рубрике «Сроки и порядок уплаты НДФЛ в 2019-2020 годах».

Как сделать возврат излишне уплаченного НДФЛ налоговым агентом?

Если налоговый агент переплатил НДФЛ, то он, по сути, снизил таким действием доход физического лица. Пострадавший работник вправе обратиться к работодателю с заявлением о возврате переплаченной суммы налога. Налоговое законодательство в п. 7 ст. 78 НК РФ определяет, что срок давности по таким делам – 3 года, в течение которых и можно писать заявление.

После получения письменного обращения сотрудника уже налоговый агент пишет заявление в свою ИФНС и прикладывает документы, способные подтвердить факт переплаты. Налоговики в течение 10 дней примут решение и сообщат о нем работодателю. Налоговому агенту предоставляется право выбрать один из двух путей погашения возникшей задолженности:

  • Зачесть переплату в счет будущих платежей по НДФЛ.
  • Перевести выявленную сумму переплаты на счет налогоплательщика.

Если вернуть налог через работодателя не представляется возможным, налогоплательщик вправе обратиться с заявлением на возврат налога напрямую в ФНС. Как составить заявление на возврат НДФЛ в таком случае, смотрите в нашей статье.

Предлагается сделать следующее: внести поправки в НК РФ в части признания налоговым агентом в части исчисления, удержания и перечисления НДФЛ саму ФНС РФ (или уполномоченных банков, участвующих в «зарплатных» проектах). Работодатель сам решает, будет он налоговым агентом НДФЛ или передает эти полномочия в ФНС РФ. В случае передачи полномочий налогового агента НДФЛ, работодатель только начисляет заработную плату работникам предприятия (в разрезе кодов доходов НДФЛ, в разрезе видов доходов по страховым взносам) и перечисляет всю эту сумму на специальный счет ФНС РФ (или уполномоченных банков) в разрезе сотрудников, кодов доходов, видов доходов по страховым взносам. На этом обязательства работодателя перед сотрудником считаются выполнены. Никаких отчетов (2-НДФЛ, 6-НДФЛ, а может и расчета по страховым взносам) работодателю представлять в налоговый больше не требуется. После поступления денежных средств на специальный счет ФНС РФ (уполномоченного банка), ФНС РФ в автоматизированном порядке сама исчисляет и удерживает из дохода сотрудника нужную сумму НДФЛ, а остаток дохода перечисляет сотруднику на банковскую карту. Данная операция должна выполняться за небольшое время, например, за 1 час. Стоит отметить, что удержания по исполнительным листам и прочие удержания в этом случае должен выполнять налоговый агент (ФНС РФ, банк), а не работодатель, то есть с работодателя снимается ответственность и в части удержания из дохода сотрудника.
Конечно, такая схема будет пригодна не для всех работодателей. Поэтому работодатель должен решить с полномочиями налогового агента. Есть некоторые вопросы и в части возврата неверно исчисленных и выплаченных доходов.

Представление Налогового расчета за подразделения

В случае если обособленное подразделение юридического лица не уполномочено начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) налог в бюджет, Налоговый расчет в виде отдельного извлечения за такое подразделение представляет юридическое лицо в орган государственной фискальной службы (далее — орган ГФС) по своему местонахождению и отправляет копию такого расчета в орган ГФС по местонахождению такого обособленного подразделения в установленном порядке. Такой расчет представляется только в случае начисления сумм указанных доходов налогоплательщику налоговым агентом в течение отчетного периода.

Следовательно, если юридическим лицом не проведено начисление доходов работникам своих необособленных и обособленных подразделений (филиалов), то налоговые расчеты на работников этих подразделений в орган ГФС не представляются.

Пенсии и государственные премии одновременно начислены в отчетном месяце Пенсионным фондом: одинаковые признаки или нет

Налогообложение доходов в виде пенсии определено пп. 164.2.19 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса. Так, в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются, в частности, суммы пенсий (включая сумму их индексации, начисленную в соответствии с законом), получаемых плательщиком налога из Пенсионного фонда Украины или бюджета согласно закону, если их размер превышает три размера минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года, — в части такого превышения.

Вместе с тем ст. 165 Налогового кодекса определен конечный перечень доходов, которые не включаются в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода плательщика налога, то есть не подлежат налогообложению у источника выплаты.

Так, в соответствии с пп. «б» 165.1.1 п. 165.1 этой статьи в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода плательщика налога не включается, в частности, сумма государственных премий Украины или стипендий Украины, назначенных законом, постановлениями Верховной Рады Украины, указами Президента Украины.

Следовательно, поскольку налогообложение пенсий и государственных премий регулируется отдельными статьями Налогового кодекса, то суммы начисления таких доходов отражаются по разным признакам: пенсии — по признаку «184», а премии — «128».

Перерасчет по суммам начисленных доходов в виде пособия по безработице и отмена их как излишне начисленных

Корректировка представленного и принятого Налогового расчета проводится на основании самостоятельно выявленных налоговым агентом ошибок, а также на основании уведомлений об ошибках, выявленных контролирующим органом.

Суть корректировок данных отчетности по форме № 1ДФ состоит, в частности, в правильности отражения фактически начисленных (выплаченных) сумм доходов и начисленного (перечисленного) налога на доходы физических лиц в соответствии с бухгалтерскими данными за соответствующий период.

В случае установления расхождения между данными, отраженными в бухгалтерской отчетности, и указанными плательщиком налога показателями в Налоговом расчете налоговый агент представляет уточняющий расчет для корректировки соответствующих данных, что согласно п. 119.2 ст. 119 Налогового кодекса влечет за собой наложение штрафа в размере 510 грн., при повторном нарушении в течение года — 1020 грн.

Работодатель или налоговый агент также имеет право осуществлять перерасчет сумм начисленных доходов, удержанного налога за любой период и в любых случаях для определения правильности налогообложения (пп. 169.4.3 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса). То есть работодатель (налоговый агент) имеет право на исправление любых допущенных ошибок.

При этом результаты перерасчета начисленных доходов, в том числе в виде пособия по безработице за любые периоды, отражаются в Налоговом расчете в том квартале, в котором проведены такие перерасчеты в бухгалтерском учете.

Следовательно, если согласно бухгалтерским данным безработному была осуществлена отмена (сторно) начисленного дохода, в частности по результатам квартала возникает сумма, подлежащая взысканию с безработного, то такие суммы по результатам проведенного перерасчета отражаются в Налоговом расчете с отрицательным значением.

Например, если безработному на основе перерасчета пособия по безработице сторнирован начисленный доход за период с 02.02.2015 г. по 05.03.2015 г. в июне 2015 г., то в Налоговом расчете эти суммы будут отражаться во IІ квартале 2015 г. со знаком минус (или с учетом уменьшения на эту сумму) и корректировка предыдущих периодов не проводится.

Заработная плата умершего работника выплачена наследнику

Переход прав и обязанностей от лица, считающегося умершим, к другим лицам ст. 1216 Гражданского кодекса рассматривается как наследование.

Объектом наследства выступают права и обязанности наследодателя. А наследниками являются лица, указанные в завещании, если оно было составлено, или лица, определенные статьями 1261 — 1265 Гражданского кодекса, в зависимости от их очередности.

Особенности наследования некоторых видов прав и обязанности определены в главе 84 Гражданского кодекса. Так, согласно ст. 1227 этой главы суммы заработной платы, пенсии, стипендии, алиментов, пособия по временной нетрудоспособности, возмещений в связи с увечьем или другим повреждением здоровья, других социальных выплат, которые принадлежали наследодателю, но не были им получены при жизни, передаются членам его семьи, а в случае их отсутствия — входят в состав наследства.

Нормы, предусматривающие выплату заработной платы умершего работника членам его семьи, изложены также в распоряжении № 620-р и постановлении № 1153.

Для принятия наследства устанавливается срок в шесть месяцев, который начинается со времени открытия наследства (ст. 1270 Гражданского кодекса).

Согласно Справочнику признаков доходов, приведенных в приложении к Порядку № 4, не полученная умершим работником сумма заработной платы, которая выплачивается налоговым агентом членам его семьи, отражается в Налоговом расчете под признаком дохода «101» с указанием идентификационного номера такого умершего работника.

При этом получение заработной платы в виде наследства, которая выплачивается наследникам нотариусом, отражается им в Налоговом расчете под признаками доходов «113», «114» или «115» в зависимости от степени родства.

Отражение доходов, в том числе пенсионных выплат гражданина Украины, проживающего постоянно за рубежом и не получавшего регистрационной карточки плательщика налога

Отношения в сфере регистрации и учета физических лиц в Государственном реестре физических лиц — налогоплательщиков (далее — Государственный реестр) регулируются положениями Налогового кодекса. Так, п. 63.2 ст. 63 этого Кодекса установлено, что постановке на учет или регистрации в контролирующих органах подлежат все налогоплательщики. В пунктах 63.5 и 63.6 этой статьи указано, что все физические лица — налогоплательщики регистрируются в контролирующих органах путем включения сведений о них в Государственный реестр в порядке, определенном этим Кодексом. Учет физических лиц — налогоплательщиков осуществляется по регистрационным номерам учетных карточек налогоплательщиков или по фамилии, имени, отчеству, серии и номеру действующего паспорта (для физических лиц, имеющих отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта).

Положением № 779 обеспечена реализация норм статей 63 и 70 Налогового кодекса в части определения единой методики регистрации и учета физических лиц в Государственном реестре.

Так, физическое лицо независимо от возраста (как резидент, так и нерезидент), для которого раньше не формировалась учетная карточка физического лица — налогоплательщика (далее — Учетная карточка) и которое не включено в Государственный реестр, обязано лично или через законного представителя либо уполномоченное лицо представить соответствующему контролирующему органу Учетную карточку по форме № 1ДР (приложение 2 к Положению № 779), которая является одновременно заявлением для регистрации в Государственном реестре, и предъявить документ, удостоверяющий личность, который содержит необходимые для регистрации реквизиты, а именно: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, место рождения, местожительство, гражданство.

Документы, которые в соответствии с требованиями Положения № 779 представляются (отправляются заказным письмом) в контролирующий орган, должны быть изложены на украинском языке и не содержать исправлений.

Пунктом 4 раздела ІІІ этого Положения установлено, что граждане Украины, которые выехали за ее пределы и не могут лично прибыть в соответствующий контролирующий орган в Украине, в случае возникновения необходимости в регистрации в Государственном реестре и/или получении документа, удостоверяющего регистрацию физических лиц в Государственном реестре, могут отправить по почте в адрес ГФС Украины Учетную карточку и ксерокопию с четким изображением документа, удостоверяющего личность. Подпись гражданина Украины на Учетной карточке должна быть удостоверена дипломатическим представительством или консульским учреждением Украины по месту нахождения документа, удостоверяющего регистрацию физических лиц в Государственном реестре. Удостоверение подписи на Учетной карточке или доверенности должно проводиться в соответствии с Положением № 142.

Кроме того, согласно п. 63.7 ст. 63 Налогового кодекса каждый налогоплательщик указывает налоговый номер или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые имеют отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта) во всех налоговых декларациях (расчетах, отчетах), платежных документах относительно налогов и сборов, в финансовых документах, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.

Таким образом, при начислении доходов предприятию, организации и учреждению необходимо принять меры по регистрации физического лица, в том числе пенсионеров, сумма доходов, пенсий которых подлежит налогообложению, в Государственном реестре физических лиц — налогоплательщиков для отражения в Налоговом расчете.

Отражение отмены по листкам нетрудоспособности

Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно избирает формы его организации.

В п. 7 ст. 9 Закона о бухучете указано, что предприятие принимает все необходимые меры для предотвращения несанкционированного и незаметного исправления записей в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета и обеспечивает их надлежащее хранение в течение установленного срока.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, хранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не меньше трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Листки нетрудоспособности согласно законодательству должны храниться на предприятии в течение установленного срока.

Вместе с тем пп. 14.1.54 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса определено, что доход с источником их происхождения из Украины — это любой доход, полученный резидентами или нерезидентами, в том числе от любых видов их деятельности на территории Украины (включая выплату (начисление) вознаграждения иностранными работодателями), ее континентальном шельфе, в исключительной (морской) экономической зоне, в том числе доходы в виде заработной платы, других выплат и вознаграждений, выплаченных в соответствии с условиями трудового и гражданско-правового договора. Доходы, начисленные в связи с временной утратой трудоспособности (больничные), подлежат налогообложению на общих основаниях по ставке 15 (20)%, что определено ст. 167 этого Кодекса.

Суммы выплат в связи с временной утратой трудоспособности (больничные) в соответствии со Справочником признаков доходов, приведенных в приложении к Порядку № 4, отражаются в Налоговом расчете под признаком дохода «101».

Если согласно бухгалтерским данным работнику была осуществлена отмена (сторно) начисленного дохода и сумм налога, в частности, на основании листков нетрудоспособности и по результатам квартала возникает сумма начисленного дохода, подлежащая взысканию с налогоплательщика, и возврат ему суммы налога, то такие суммы по результатам проведенной корректировки отражаются в Налоговом расчете с отрицательным значением.

Налоговый агент имеет право на возврат плательщику излишне удержанной суммы налога путем уменьшения суммы налога на доходы физических лиц, который будет начисляться в следующих периодах.

Условия возврата ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств определены ст. 43 Налогового кодекса, согласно п. 43.3 которой обязательным условием для осуществления возврата сумм денежного обязательства является подача налогоплательщиком заявления о таком возврате (кроме возврата излишне удержанных (уплаченных) сумм налога на доходы физических лиц, которые рассчитываются контролирующим органом на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации за отчетный календарный год путем проведения перерасчета по общему годовому налогооблагаемому доходу плательщика налога) в течение 1095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы.

Согласно п. 43.4 вышеуказанной статьи налогоплательщик подает заявление на возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств в произвольной форме, в которой указывает направление перечисления денежных средств: на текущий счет налогоплательщика в учреждении банка; на погашение денежного обязательства (налогового долга) по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, независимо от вида бюджета; возврат наличными по чеку в случае отсутствия у налогоплательщика счета в банке.

Контролирующий орган не позднее чем за пять рабочих дней до истечения двадцатидневного срока со дня подачи налогоплательщиком заявления готовит заключение о возврате соответствующих сумм денежных средств с соответствующего бюджета и представляет его для исполнения соответствующему органу, осуществляющему казначейское обслуживание бюджетных средств (п. 43.5 вышеуказанной статьи).

На основании полученного заключения орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств, в течение пяти рабочих дней осуществляет возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств налогоплательщикам согласно Порядку № 787.

В соответствии с пп. 14.1.115 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса излишне уплаченные денежные обязательства — это суммы денежных средств, которые на определенную дату зачислены в соответствующий бюджет свыше начисленных сумм денежных обязательств, предельный срок уплаты которых наступил на такую дату.

Учитывая вышеизложенное, налоговый агент имеет право возвратить или учесть в счет уплаты следующих платежей только ту сумму излишне уплаченного налога на доходы физических лиц, которая была перечислена в бюджет сверх суммы денежных обязательств, предельный срок уплаты которой наступил на такую дату.

При этом в случае наличия переплаты налоговый агент имеет право не уплачивать налог на доходы физических лиц в пределах такой переплаты.

Представление отчетности иностранными дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями и международными организациями в Украине

Регистрация и учет иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений и международных организаций в Украине (далее — дипломатическая миссия) осуществляются в соответствии с Порядком № 1588, согласно п. 4.9 которого с целью обеспечения автоматизированного учета сумм и администрирования налога на доходы физических лиц и НДС в Единый банк данных юридических лиц вносятся сведения о дипломатической миссии в случае, если она осуществляет выполнение функций налогового агента по уплате налога на доходы физических лиц.

Согласно Указу № 198 дипломатические представительства (посольства или миссии) иностранного государства в Украине, консульские учреждения иностранного государства в Украине по своему статусу являются органами иностранного государства, которым предоставляются соответствующие привилегии и иммунитеты, определяемые в соответствии с Венской конвенцией от 18.04.61 г. о дипломатических отношениях и Венской конвенцией от 24.04.63 г. о консульских отношениях.

Положением № 146 определено, что дипломатическое представительство — это посольство (нунциатура), миссия (интернунциатура) или другое дипломатическое представительство иностранного государства (включая персонал, сооружения и помещения).

При этом согласно пп. «б» пп. 14.1.122 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства других государств и международных организаций в Украине являются нерезидентами.

Налоговый агент относительно налога на доходы физических лиц — это юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение), самозанятое лицо, представительство нерезидента — юридического лица, которые независимо от организационно-правового статуса и способа обложения другими налогами и/или формы начисления (выплаты, предоставления) дохода (в денежной или неденежной форме) обязаны начислять, удерживать и уплачивать налог на доходы физических лиц, предусмотренный разделом IV Налогового кодекса, в бюджет от имени и за счет физического лица с доходов, которые выплачиваются такому лицу, вести налоговый учет, представлять налоговую отчетность контролирующим органам и нести ответственность за нарушение его норм в порядке, установленном ст. 18 и этим разделом.

Следовательно, учитывая то, что дипломатические миссии не являются юридическими лицами и постоянными представительствами нерезидента, поскольку не осуществляют хозяйственной деятельности на территории Украины, то в понимании Налогового кодекса они не являются налоговыми агентами (работодателями), а денежные средства, выплачиваемые гражданам Украины такими учреждениями, не могут рассматриваться как заработная плата. Таким образом, Налоговый расчет дипломатическими миссиями в органы ГФС не представляется.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Евтушенко, Виктория Федоровна, 2006 год

1. Нормативные правовые акты:

2. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237;

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32, ст. 3301;

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I) ст. 1;

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998 г. № 31, ст. 3824;

8. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г., № 48, ст. 4553;

9. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 ноября 1996 г. № 48 ст. 5369.

10. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля1997 г., №30, ст. 3591;

11. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., № 39, ст. 4464;

12. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г., № 33 (Часть I), ст. 3431;

13. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г., № 50, ст. 4848;

14. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г., № 50, ст. 4850;

15. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г., № 50, ст. 4859;

16. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2003 г., № 52 (часть I), ст. 5038;

17. Федеральный закон от 8 мая 2004 г. № 35-Ф3 «Об исполнении федерального бюджета за 2002 год» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 мая 2004 г., № 19 (часть I), ст. 1836;

18. Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. № 173-Ф3 «О федеральном бюджете на 2005 год» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г., № 52 (часть I), ст. 5277;

19. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № ЗО-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2003 год» // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г., № 15 ст., ст. 1275;

20. Закон СССР от 23 апреля 1990 г. № 1443-1 «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 9 мая 1990 г., № 19, ст. 320;

21. Закон СССР от 14 июля 1990 г. № 1560-1 «О налогах с предприятий, объединений и организаций» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, от 4 июля 1990 г., № 27, ст. 522;

22. Закон РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г., № 27, ст. 357;

23. Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ от 11 апреля 1991 г., № 15, ст. 492;

24. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., № 16, ст. 503;

25. Закон РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 26 декабря 1991 г., № 52, ст. 1871;

26. Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 марта 1992 г., № 12, ст. 591;

27. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 12 марта 1992 г., № 11, ст. 525;

28. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 12 марта 1992 г., № 11, ст. 527;

29. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 10 июня 1993 г., № 23, ст. 821;

30. Указ Президента от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 марта 2004 г., № 11, ст.945;

31. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г., № 31, ст. 3258;

32. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 октября 2004 г. № 40 ст. 3961;

33. Приказ ГТК РФ от 26 ноября 1997 г. № 701 «Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, февраль 1998 г., № 3;

34. Приказ ГТК РФ от 8 декабря 1998 г. № 826 «О порядке представления сотрудниками таможенных органов Российской Федерации сведений о доходах и об имуществе, являющихся объектами налогообложения, и об организации проверки указанных сведений»;

35. Приказ МНС РФ от 7 апреля 2000 г. № АП-3-06/124 «Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 19 июня 2000 г., № 25;

36. Приказ МНС РФ от 29 декабря 2001 г. № БГ-3-02/585 «Об утверждении Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций» //

37. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 18 февраля 2002 г., №7;

38. Приказ МНС РФ от 28 июля 2003 г. № БГ-3-09/426 «Об учете иностранных организаций в налоговых органах» // Еженедельное приложение к газете «Учет. Налоги. Право» «Официальные документы» от 27 августа 2003 г., № 31;

39. Приказ МНС РФ от 31 октября 2003 г. № БГ-3-04/583 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 16 февраля 2004 г., № 7;

40. Приказ МНС РФ от 11 ноября 2003 г. № БГ-3-02/614 «Об утверждении формы Декларации по налогу на прибыль организаций» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 12 января 2004 г., № 2;

41. Приказ МНС РФ от 15 июня 2004 г. № САЭ-3-04/[email protected] «Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и инструкции по их заполнению» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 26 июля 2004 г., № 30;

42. Приказ МИД РФ и МНС РФ от 13 ноября 2000 г. № 13747/БГ-3-06/386 «Об освобождении от налогообложения реализации услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и организациям» // Экспресс-Закон, март 2001 г., №11;

43. Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // Вестник Банка России от 20 февраля 2004 г., № 15;

44. IRC Section 1441 and 1442 Кодекс Внутренних Доходов США. Разделы 1441 и 1442;

45. IRC Section 871 (h) and 881 (с) Кодекс Внутренних Доходов США. Разделы 871 (h) и 881 (с).

46. Разъясняющие документы органов государственной власти Российской Федерации:

47. Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» // Вестник Банка России от 28 декабря 2002 г., № 74;

48. Положение ЦБР от 1 апреля 2003 г. № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» // Вестник Банка России от 8 мая 2003 г., № 24;

49. Письмо Госналогслужбы РФ от 30 июля 1996 г. № ВГ-6-06/525 «О налоге на добавленную стоимость» // Экономика и жизнь, 1996, № 34;

50. Письмо МНС РФ от 1 апреля 2003 г. № РД-6-23/382 «О перечне государств, в отношении дипломатических представительств которых и их персонала применяется нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость»;

51. Письмо МНС РФ от 4 сентября 2003 г. № СА-6-04/[email protected] «О налогообложении дивидендов» // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов, октябрь 2003 г., № 44;

52. Письмо ЦБР и МНС РФ от 12 ноября 2002 г. №№ 151-Т, ФС-18-10/2 «Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов» // Вестник Банка России от 20 ноября 2002 г., № 62;

53. Информационное сообщение Федеральной налоговой службы от 24 февраля 2005 г. «Новые формы отчетности по налогу на доходы физических лиц».

54. Решения Конституционного Суда Российской Федерации:

55. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской

56. Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»» // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 октября 1998 г., № 42, ст. 5211;

57. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге»;

58. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 апреля 2002 г. № КА-А41/2286-02;

59. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 марта 2003 г. № А68-266/11-02;

60. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 марта 2003 г. № 487-1220/02-9;

61. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 мая 2003 г. № А05-14290/02-782/20;

62. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 мая 2003 г. № А14-9847/02/282/1;

63. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2003 г. № КА-А40/3110-03;

64. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 июня 2003 г. № А64-41/03-16;

65. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июня 2003 г. № Ф04/2876-540/А70-2003;

66. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 августа 2003 г. № А68-АП-191/13-02;

69. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 ноября 2004 г. № КА-А40/10025-04-П;

70. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 октября 2004 г. № КА-А40/9233-04.5. Монографии:

71. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.П. М., 1982;

72. Балабин В.И. Налоговое право: теория, практика, споры. М.: Книжный мир, 2000;

73. Безруков Г.Г. Налоговое администрирование в системе федерального государственного устройства: Монография. Екатеринбург: Издательство АМБ, 2004;

74. Бекаревич А. Учет и взыскание налоговых платежей. М.: Госфиниздат, 1930;

75. Бойцов В .Я. Система субъектов советского государственного права. -Уфа, 1972;

76. Борисов Б.А. Налоговые органы и налогоплательщики. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996;

77. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М., 2000;

78. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. -М., 1972;

79. Гарин С.Н. Косвенное налогообложение: Монография // С.Н. Гарин, Е.Г. Семашко. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2004;

80. Годме П.М. Финансовое право. -М.: Прогресс, 1978;

81. Гуккаев В.Б. Исчисление и уплата налога с продаж. М.: Главбух, 2002;

82. Дадашев А.З., Лобаков А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М.: Книжный мир, 2002;

84. Дьяченко Н.А. Налоги и сборы на селе. В помощь участковому налоговому инспектору. М.: Госфиниздат, 1938;

86. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961;

87. Казаков П.К. Положение о взимании налогов 2 октября 1925 года. Практическое руководство. -М.: Финансовое издательство, 1928;

88. Калачева С.А. Аренда офисных, торговых, складских помещений. М.: Книга сервис, 2003;

89. Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения. М.: ЮНИТИ — ДАНА, Закон и право, 2000;

90. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. -М.: НОРМА, 2001;

91. Кашин В.А. Кто содержит буржуазное государство? Подоходные налоги: как они используются против трудящихся. М.: Мысль, 1986;

92. Каштанов С.М. Финансы средневековой Руси. М.: Наука, 1988;

93. Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958;

94. Киперман Г.Я. Заработная плата: налоги и иные обязательные платежи // Под ред. Б.А. Шеломова. М.: Юристь, 1998;

95. Красноперова О.А. Арендные отношения: бухгалтерский учет и налогообложение. М.: ЗАО «Гросс Медиа Ферлаг», 2004;

96. Кропотов М. Еще о круговой поруке, крестьянских платежах и податных порядках в крестьянских обществах. Ярославль, 1896;

97. Кузнецов Н.Г., Корсун Т.И., Александрова И.Ю. Налоговое администрирование: теория и стратегия. Монография. Ростов — н/Д, 2002;

99. Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М., 1978;

100. Лазар Я. Собственность в буржуазной правовой теории: Пер. с нем. М.: Юрид. Лит., 1985;

101. Лыкова Л.Н. От нормативов к налогообложению (распределение доходов предприятий).-М.: Наука, 1991;

102. Марискин О.И. Государево тягло. Налогообложение крестьянства России во второй половине XIX первой трети XX века (по материалам Среднего Поволжья). — Саранск: Издательство Мордовского университета, 2004;

103. Михайлов С.В. Категория интереса в российском гражданском праве. -М., 2002;

104. Морозова Ж.А. Заработная плата. Налоги. М.: НалогИнформ, 2003;

107. Петрова Г.В. Налоговые отношения: теория и практика правового регулирования. -М., «Олита», 2003;

108. Петрова Г.В. Общая теория налогового права. М., «ФБК-Пресс», 2004;

109. Протасов В.Н. Правоотношение как система. М., Издательство «Юридическая литература», 1991;

110. Савиньи Ф.К. Обязательственное право (перевод с немецкого В. Фукс и Н. Мандро). М., 1876;

111. Серебровский В.И. Страховой интерес в Гражданском кодексе / Право и жизнь, кн. 3, 1924;

112. Соколов А.А. Теория налогов. М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2003;

114. Тургенев Н.И. Опыт теории налогов // В кн. У истоков финансового права. -М.: «Статут», 1998;

115. Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. М., 1974;

116. Шепенко Р.А. Правовое регулирование налогообложения в Китайской Народной Республике. -М.: «Муравей», 2001;

117. Штерн С. Налоговые агенты: проблемы статуса и практики. М.: ЮК «Юркафе», 2004;

118. Юрзинова И.Л., Незамайкин В.Н. Налог на добавленную стоимость. М.: Изд-во Эксмо, 2004;

119. Явич JI.C. Право и общественные отношения (Основные аспекты содержания и формы советского права). М.: «Юрид. лит», 1971;

120. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М.: «Статут», 2002.

121. Диссертации и авторефераты:

122. Березова О.А. Основания прекращения обязанности по уплате налога: Дисс. .к.ю.н. М., 2003;

123. Гиссин Е.М. Правовое положение банка как особого участника налоговых правоотношений: Автореф. дисс. к.ю.н. -М., 2003;

124. Гончаров А.В. Административная ответственность за правонарушения в сфере налогообложения: Дисс. к.ю.н. Хабаровск, 2000;

125. Гриценко В.В. Гражданин как субъект налогового права в Российской Федерации: Дисс. к.ю.н. Саратов, 1995;

126. Ефремова Е.С. Ответственность за совершение налоговых правонарушений: Актуальные проблемы в свете нового КоАП РФ: Дисс. к.ю.н. СПб, 2003;

127. Кикин А.Ю. Меры налогово-процессуального принуждения: Автореф. дисс. к.ю.н. -М., 2004;

128. Костикова Е.Г. Правовой статус налогоплательщиков организаций: Дисс. к.ю.н. — Саратов, 2001;

129. Пепеля ев С.Г. Гражданин как субъект финансового права: Дисс. к.ю.н. -М., 1991;

130. Попов В.В. Банки как субъекты налогового права: Дисс. к.ю.н. Саратов, 1998;

132. Сергиенко Р.А. Организация как субъект налогового права: Дисс. к.ю.н. -Воронеж, 2003;

133. Соловьев В.А. Частный и публичный интересы субъектов налоговых правоотношений: Дисс. к.ю.н. -М., 2002;

134. Тарасенко О.А. Субъект Федерации как субъект налогового права: Дисс. к.ю.н. М., 2002;

135. Туровецкий В.Н. Правовое регулирование налогообложения иностранных юридических лиц, осуществляющих строительную деятельность в Российской Федерации: Дисс. к.ю.н. М., 2002;

136. Яговкина В.А. Налоговое правоотношение: Теоретико-правовой аспект: Дисс. к.ю.н. М., 2003;

137. Ямпольская Ц.А. Субъекты советского административного права: Дисс. д.ю.н. -М., 1958.

138. Учебники, учебные, учебно-методические пособия, комментариии справочники:

140. Административное право. Учебник / Под ред. JI.JI. Попова. М.: Юристь, 2002;

141. Административное право. Учебник / Под общ. ред. Атаманчука Г.В. М.: Изд-во РАГС, 2003;

142. Барихин А.Б. Экономика и право. Энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2000;

143. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азриляна. -3-е изд., стереотип. М.: Институт новой экономики, 1998;

145. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Судебная практика по налоговым спорам: основные судебные прецеденты современного российского налогового права / Под ред. А.В. Брызгалина. Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2002;

146. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003;

147. Габричидзе Б.Н, Чернявский А.Г. Административное право. М.: ООО «ТК Велби», 2002;

149. Гуреев В.И. Российское налоговое право. М.: Экономика, 1997;

150. Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка. Т.2. Гос. изд-во иностранных и национальных словарей. М., 1955;

151. Емельянов А.С. Финансовое право. М.: «Былина», 2002;

152. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики. Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000;

154. Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 2002;

155. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева. М.: Юристь, 2001;

156. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2001;

157. Кучеров И.И. Налоговое право зарубежных стран. Курс лекций. М., АО «Центр ЮрИнфоР», 2003;

158. Лушникова М.В. Налоговое право (часть общая): Учебное пособие. Ярославль, Яросл. гос. ун-т., 1998;

159. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник.-М.: Юристъ, 2001;

160. Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004;

161. Налог на доходы физических лиц. Комментарий. М.: Издательство «Экзамен», 2003;

162. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. -М.: «Аналитика-Пресс», 1998;

163. Налоги с населения: Учебник / Под ред. В.А. Тура. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика. 1986;

164. Налоговое право. Общая часть: Учебное пособие / Кузнецов Н.Г., Рукавишникова И.В., Аранчеев А.А. Ростов н/Д, 1999;

165. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Крохина. М.: НОРМА, 2003;

166. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2000;

167. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2003;

169. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., 1960;

170. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.-З-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002;

172. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999;

173. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. Р-н/Д: Феникс, 2002;

175. Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. М.: Издательская группа ИНФРАМ-НОРМА, 1997;

176. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000;

177. Самотохин В.М. Налоговое администрирование: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ГТУ, 2002;

181. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ»», 2004;

182. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2004;

183. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под общей ред. докт. юрид. наук, профессора А.С. Пиголкина. М: ОАО «Издательский Дом «Городец»», 2003;

185. Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. М.: Издательство БЕК, 1995;

186. Тихомирова Л.В., Тихомиров Л.Ю. Юридическая энциклопедия. Изд. 5-е, доп. и пераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М. 2002;

187. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Финансовое право: Конспекты лекций и схемы: Учебное пособие. М.: Дело, 2001;

189. Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов. Отв. ред. И.Я. Коза-ченко, З.А. Незнамова. М.: Издат. группа НОРМА — Инфра М, 1998;

190. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. -М.: Республика, 2001;

191. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002;

192. Финансовое право: Учебник / Отв. Ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000;

193. Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002;

196. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрайт-М, 2002;

197. Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). М.: МЦФЭР, 1999;

198. Шумяцкий Р.И. Организация и методика налогового контроля: Учеб. пособие. Новосибирск: Сиб АТС, 2003;

199. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник М.: ИНФРА-М, 1998.8. Статьи и сборники статей:

200. Балакирева М.И. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах // Финансовая газета. Региональный выпуск. 1999. №52;

201. Березова О.А. Изменение срока исполнения налогового обязательства // Финансовое право. 2003 № 1;

202. Братчикова Н.В. Налоговый кодекс. Порядок уплаты налога на доходы физических лиц // Право и экономика. 2000. №11;

203. Вайгачева А.В. Трудовые будни студентов и школьников // Учет, налоги, право, июль 2004. № 25;

204. Власов И.А. Ответственность банков за непоступление налогов в бюджет // Главбух, 1998. № 18;

205. Гиссин Е.М. Кредитные организации в системе участников налоговых правоотношений // Финансовое право. 2003. № 6;

206. Гогин А.А. Способы обеспечения исполнения обязательств в сфере налогового законодательства // Финансовое право. 2004. № 1;

207. Гориянова И.Н., Гусева Т.А. (Не) Уплата налогов через проблемные банки // Банковское право. 2000. № 3;

208. Гриценко В.В. Налоговые льготы как институт налогового права Российской Федерации // Финансовое право. 2003. № 3;

209. Гудимов В.И. Налогово-контрольное производство // Финансовое право. 2002. № 1;

210. Гудимов В.И. Налоговый процесс // Финансовое право. 2003. № 5;

211. Писцов Г. Штрафные санкции за неперечисление НДФЛ в бюджет // Финансовая газета. 2005. № 20 (700);

212. Демин А. Налоговая правосубъектность иностранного юридического лица // Финансовое право. 2003. № 1;

213. Денисаев М.А. Налоговая правосубъектность иностранного юридического лица // Финансовое право. 2003. № 1;

214. Другова Ю.В. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства// Журнал российского права. 2003 .№ 3;

215. Ерпылева Н.Ю. Правовое регулирование расчетных отношений (теоретические аспекты) // Банковское право. 2001. № 2;

216. Зимин А.В. Критерии недобросовестности налогоплательщиков в споре о признании налоговой обязанности исполненной // Финансовое право. 2002. №4;

217. Злобин Н.Н. Особенности правового статуса налоговых агентов // Финансовое право. 2003. № 3;

218. Капустин К.Н. Налоговая экспертиза // Финансы. 2005. № 1;

219. Карасева М.В. Налоговое законодательство и правосубъектность физического лица // Хозяйство и право. 1996. № 7;

220. Карасева М.В. С какого возраста гражданин может быть субъектом налогового правоотношения? // Российская юстиция. 1996. № 6;

221. Кара ханов А. Изменения в законе о налоговых преступлениях: вопросы практики правоприменения // Уголовное право. 2005. № 1;

222. Кикин Ю.А. Понятие и виды мер налогово-процессуального принуждения // Финансовое право. 2004. № 5;

223. Киселев А. Исчисление и уплата налогов налоговыми агентами // Финансовая газета. Региональный выпуск. № 49. 2002;

224. Клепицкий И.А. Эволюция норм об ответственности за уклонение от уплаты налогов // Законодательство. 2004. № 6;

225. Коваленко Ю.Ю. Ответственность налоговых агентов // Финансовое право. 2004. № 4;

226. Коваленко Ю.Ю. Уплата налога третьими лицами // Финансовое право. 2004. № 5;

227. Козырев А.А. Некоторые особенности производства по делам о налоговых правонарушениях // Финансовое право. 2004. № 1;

228. Кондратов О. Возврат излишне удержанных сумм налога на доходы физических лиц // Финансовая газета. 2002. № 41 (565);

229. Короткова JI.A. О применении ответственности к налоговым агентам за несвоевременное представление ими сведений о доходах, выплаченных физическим лицам и индивидуальным предпринимателям // Налоговый вестник. № 3, 2002;

231. К остальгин JI.C. Налоговый агент как самостоятельный субъект налоговых правоотношений // Ваш налоговый адвокат. 2004. № 2;

232. Костина Г. Налоговый агент: права, обязанности, ответственность // Бухгалтерский учет. 2001. № 10;

233. Крохина Ю.А. Неисполнение налоговой обязанности как основание юридической ответственности // Уголовное право. 2003. № 1;

234. Кузнеченкова В.Е. Понятие и классификация налоговых льгот // Финансовое право. 2004. № 2;

235. Кучерявенко Н.П. Объект налогового правоотношения и объект налогообложения: содержание и соотношение понятий // Финансовое право. 2003. № 3;

236. Латыпова Е У. К вопросу о соотношении обязанности и обязательства по уплате налогов и сборов // Финансовое право. 2004. № 1;

237. Лермонтов Ю. Привлечение к налоговой ответственности // Финансовая газета. № 27 (707);

238. Макаренко В.В. К вопросу об ответственности налоговых агентов за неудержание налога на доходы от источников в Российской Федерации // Налоговый вестник. 1999. № 6;

239. Макаренко В.В. Об ответственности налоговых агентов // Налоговый вестник. 2001. № 1;

240. Макаренко Т.Н. Налоговый процесс и налоговое производство // Финансовое право. 2001. № 3;

241. Малько А.В. Основы теории законных интересов // Журнал российского права. 1999. № 5/6;

242. Морозов А.С. Правовой статус налогового агента // Законодательство. 2000. № 7;

243. Мурадов Э. Признаки специального субъекта как критерий классификации преступлений в сфере экономической деятельности // Уголовное право. 2003. № 4;

244. Мышкин Б.В. Некоторые теоретические аспекты содержания налоговой правосубъектности // Государство и право. 2004. № 3;

245. Мышкин Б.В. Содержание налоговой правосубъектности сторон налоговых правоотношений // Государство и право. 2004. № 5;

246. Налог на доходы физических лиц. Сложные вопросы налогового консультирования // Налоги и право. 2004. № 7;

247. Нечипоренко В.Г. Исторический аспект развития банковского дела и расчетных отношений в России // Банковское право. 2005. № 2;

248. Осетрова Н.И. К вопросу о сущности и определении налогов // Налоговый вестник. 2000. № 6;

250. Плужникова С. Международные налоговые отношения // Финансовая газета. 2002. № 45 (569);

251. Плужникова С. Налогообложение иностранных организаций // Налоги. 2002. № 44;

252. Потяркин Д. Интерес в страховании // Государство и право. 1998, № 4;

253. Ровинский М.А. Налоговый статус: как его определить? // Налоги. 1995. № 13;

254. Сайфуллина Н.А. Система законодательства о регулировании расчетных отношений // Банковское право. 2003. № 1;

255. Сергиенко Р.А. Налоговая правосубъектность организации // Финансовая правосубъектность организации // Финансовое право. 2003. № 2;

256. Смирникова Ю.Л. Налогово-правовой статус банков: законодательство и проблемы реализации // Банковское право. 2004. № 4;

257. Соловьев В.А. О правовой природе налога // Журнал российского права. 2002. № 3;

258. Титова Г. Налоговые агенты: права и обязанности // Финансовая газета. 2000. №21;

259. Тузова P.P. Чем отличается страховой интерес от страхового риска // Вестник Вас РФ. 2001. № 1;

260. Турбина К. Современное понимание имущественных интересов как объекта страхования // Финансы. 2000. №11;

261. Хаменушко В. О налогообложении доходов иностранных организаций, получаемых от российских предприятий //Право и экономика. 2002. № 5;

262. Что надо знать предпринимателю Петербурга // Приложение к газете «Предприниматель Петербурга». «НДС-2003». март 2003. № 3;

263. Шапошникова О. Новые формы налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость // Финансовая газета. № 20 (700);

264. Шаталов С.Д. Налоговая реформа выходит на финишную прямую // Консультант №2. январь 2004;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *