Пенсионный возраст у военнослужащих, в отличие от гражданских, законодательно не фиксируется. Согласно статье 5 Закона РФ от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» № 4468-I, они могут получить пенсию в двух случаях — по выслуге лет или по инвалидности. Также поддержка положена и семьям военных в случае потери кормильца.

Однако на фоне обсуждения резонансного законопроекта стала появляться неоднозначная информация. Если пенсионный возраст для военнослужащих будет увеличен, то как же его высчитывать? Попробуем разобраться.

Тему инвалидности затрагивать не будем. Утратить возможность полноценно трудиться можно на любом отрезке жизни. А вот выслуга лет — та сфера, в которой лежит ответ на интересующий нас вопрос.

Правовые основы для выхода на пенсию военнослужащих

Все основные вопросы, касающиеся военных пенсий, отражены в законе от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении…». В том числе речь идет и об условиях назначения пенсии. Военные могут получать пенсию двух видов – по выслуге лет и по инвалидности. Порядок назначения и возраст для выхода в этих случаях отличаются. Рассмотрим их подробно в следующих разделах

В каком возрасте военные уходят на пенсию

Выход на заслуженный отдых указанных лиц по выслуге лет регламентируется Разделом II упомянутого закона. На сегодняшний день он устанавливает следующие условия:

  • увольнение по уважительной причине;
  • возраст не менее 45 лет;
  • общий трудовой стаж не менее 25 лет;
  • стаж работы в вооруженных силах не менее 12,5 лет.

К уважительным причинам относятся организационно-штатные мероприятия, состояние здоровья и достижение предельного возраста пребывания на службе (пункт «б» статьи 13). Последний можно уточнить в статье 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ. В зависимости от звания, он составляет от 50 до 65 лет.

Но это касается увольнения принудительного. До достижения указанных лимитов военный может сохранить рабочее место.

А если же он решает уволиться по выслуге лет по собственному желанию? Тогда ему необходимо иметь не менее 20 лет стажа непосредственно в вооруженных силах (пункт «а» статьи 13 закона № 4468-I).

Увеличение пенсионного возраста военнослужащим до 25 лет: правда или слух

На протяжении нескольких месяцев Минфин обсуждает с Минобороны возможность пересмотреть размер стажа для военных. Законодательная инициатива в текущей редакции подобных изменений не предусматривает.

Однако министр финансов Антон Силуанов считает, что пенсионный возраст военных необходимо скорректировать. И сделать это можно только через пересмотр условий увольнения по выслуге лет.

Минтруд, комитет Госдумы по безопасности и другие ведомства, близкие по профилю, отмечают, что нынешний законопроект солдат и офицеров не затронет. Но в будущем изменений они не исключают.

Правообладатель иллюстрации Petr Kovalev/Interpress/TASS

Повышение пенсионного возраста для россиян обсуждается уже два с половиной месяца, но до сих пор речь шла о «гражданских» категориях. При этом правительство больше не обсуждает изменений для военных и других силовиков, выяснила Русская служба Би-би-си. Но власти стараются не акцентировать на этом внимание.

14 июня правительство объявило о повышении пенсионного возраста для россиян. Женщинам его предлагают повысить на восемь лет, до 63 лет, а мужчинам на пять лет — до 65 лет. В тот день первый вице-премьер Антон Силуанов заявил о том, что минфин вместе с минобороны обсуждают изменение стажа выхода на пенсию военных и силовиков.

Но изменение стажа не содержалось в правительственном законопроекте. «Все остается как есть пока», — добавила «социальный» вице-премьер Татьяна Голикова. В итоге законопроект о повышении пенсионного возраста в Госдуму внесли без этих поправок.

Судя по всему, финансовый блок правительства не смог провести инициативу о повышении стажа выхода на пенсию военных и силовиков. Эта тема уже не обсуждается, Би-би-си рассказали два источника в финансово-экономическом блоке правительства и один в социальном.

«С тех пор, как было заявление Силуанова, целая жизнь прошла», — иронизирует один из них.

Минобороны России сейчас делает все возможное, чтобы сохранить срок выхода на пенсию для военных, сказал Би-би-си источник, близкий к этому министерству. «Две атаки были, сейчас отбиваем третью», — сказал он.

В минфине и минобороны на момент публикации материала не ответили на запрос Русской службы Би-би-си. В министерстве труда сказали, что вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников силовых структур — вне компетенции этого министерства. Русская служба Би-би-си также направила запрос представителю вице-премьера Голиковой и ожидает ответа.

«Трудная» реформа

Сейчас военные и сотрудники силовых ведомств, включая МВД, Росгвардию и Федеральную службу исполнения наказаний, могут выходить на пенсию по выслуге лет — после 20 лет службы. Второй вариант — лица, уволенные в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья и сокращенные, но достигшие 45 лет. Они при этом должны иметь трудовой стаж от 25 лет, из которых как минимум 12,5 года приходится на «силовой» стаж.

Власти не в первый пытаются провести пенсионную реформу для силовиков.

Одним из первых законопроектов о повышении выслуги лет для выхода на пенсию военным и силовикам разработало само минобороны еще в 2013 году. Тогда им предлагалось поднять выслугу лет с 20 до 25 лет. Это был доработанный законопроект, в первоначальном варианте речь шла только о сотрудниках МВД.

В пояснительной записке сообщалось, что основной идеей законопроекта является «закрепление на федеральной государственной службе высококвалифицированных военнослужащих и сотрудников», поскольку «в большинстве случаев специалисты имеющие стаж службы 20 лет и более обладают необходимым объемом знаний, навыков и опыта».

Авторы законопроекта предлагали установить переходный период до 1 января 2019 года, чтобы служащие могли адаптироваться к предлагаемым изменениям. Сотрудникам, накопившим 20 лет выслуги до этого срока, предлагалось при желании уволиться по старой схеме.

В документе были прописаны меры, призванные стимулировать военных и других служащих выходить на пенсию позже. В частности, для служащих с выслугой в 25 лет и более предлагалось установить дополнительную надбавку за выслугу лет в размере 25% пенсии, которая была бы им назначена в случае выхода на пенсию.

В карточке документа на портале законопроектов указано, что общественное обсуждение этого проекта прошло в период с 25 октября 2013 года по 23 ноября 2013 года. Итог обсуждения также есть в карточке: «Отказ от продолжения разработки».

Следующий раз о повышении выслуги лет власти вспомнили в августе 2017 года, писал «Коммерсант». Как и в предыдущей версии законопроекта, предлагалось установить переходный период и повышенные надбавки за более поздний выход на пенсию. Изменения позволят бюджету сэкономить «сотни миллиардов рублей», сообщала газета со ссылкой на неназванный источник в финансово-экономическом блоке правительства.

Источники издания отмечали, что в 2013 году власти отказались от принятия законопроекта, потому что в бюджете не нашлось денег на выплаты военным на время переходного периода.

Не обсуждать публично

Пенсионная реформа стала одной из самых резонансных в последние несколько лет. Она привела к падению рейтинга президента Владимира Путина, премьера Дмитрия Медведева и его правительства, а также к массовым акциям протеста.

Путин изначально пытался дистанцироваться от реформы. Так, он прокомментировал планы по повышению пенсионного возраста спустя пять недель после объявления о реформе. Президент заявил, что ему не нравится ни один из предложенных вариантов.

До этого пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков говорил, что президент не участвует в обсуждении пенсионной реформы. Как выяснилось спустя почти два месяца после объявления реформы, дистанцироваться от этого вопроса решили и члены правительства. В Госдуме на парламентских слушаниях по пенсионной реформе 21 августа кабинет министров представлял только один человек — министр труда Максим Топилин.

  • «Курск», Навальный, пенсии: о чем молчал Путин
  • Все в укрытие: Медведев и его заместители проигнорируют обсуждение пенсионной реформы
  • Пенсионная реформа обрушила рейтинг Владимира Путина. В чем ошибся Кремль?

А тему с повышением пенсионного возраста для военных и вовсе стараются не обсуждать публично, сказал Би-би-си источник в финансово-экономическом блоке правительства. Так как если военным пенсионный возраст не повысить, это будет означать «увеличение социального неравенства».

«У силовиков и зарплаты гораздо выше, чем в гражданском секторе, и бизнес-интересы их руководителей имеют статус «священной коровы», а теперь еще и в части пенсионного возраста они тоже окажутся в привилегированном положении», — считает политолог Аббас Галлямов.

«В любой сложной ситуации защищай интересы силовиков в надежде, что они отплатят тебе тем же, это можно назвать неформальным девизом Путина. На щедрые подачки силовому блоку президент не скупится», — полагает эксперт.

«Изначально все понимали сложность принятия решения, связанного с повышением пенсионного возраста для основной массы, поэтому никто не решался обсуждать еще и эту тему , — рассуждает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. — Все будет зависеть от того, как пойдет основная реформа. Если она будет идти с большими трудностями, то в ближайший период времени — года два — мы этого не увидим».

По данным Росстата за 2017 год, в России было 1,1 млн военных пенсионеров. Из них по выслуге лет пенсию получают 945,6 тыс. человек, по инвалидности — 31 тыс. человек. Еще 130 тыс. человек получают от минобороны пенсию по потере кормильца.

Пенсионеров МВД почти столько же — 1 млн человек. Из них по выслуге лет пенсию получали 924 тыс. человек

Всего пенсию по закону «О военных пенсиях» получают 2-3 млн человек, писал «Коммерсант» со ссылкой на источник в правительстве. В 2017 году, объявляя об индексации пенсий военным пенсионерам,Путин сказал, что это решение коснется 2,6 млн человек.

Размер «военных» пенсий рассчитывается исходя из выслуги лет. За 20 лет службы полагается пенсия в 50% от размера денежного довольствия военного. За каждый год выслуги свыше 20 лет полагается еще 3% от денежного довольствия, не более 85% от нее. Если речь идет о втором варианте, то за 25 лет общего стажа полагается половина денежного довольствия военного, а за каждый год свыше — еще плюс по одному проценту.

Средняя «военная» пенсия в 2017 году должна составить почти 24,5 тыс. рублей, говорил ранее замминистра финансов Леонид Горнин.

В 2014 году средний размер денежного довольствия военнослужащих составлял 62 тыс. рублей, заявляла замминистра обороны Татьяна Шевцова.

Кроме выслуги лет существует также понятие предельного возраста пребывания на службе, после наступления которого служащий должен уволиться. Для разных званий установлен разный предельный возраст. Например, для маршалов, генералов армии, адмиралов флота, генерал-полковников и адмиралов предельный возраст составляет 65 лет, для генерал-лейтенантов, вице-адмиралов, генерал-майоров и контр-адмиралов — 60 лет. В июне 2017 года Путин предложил увеличить предельный возраст.

Как изменится пенсионный возраст у военных

Кроме упомянутого увеличения стажа, высказывают предположения и о другом варианте. Есть мнение, что выслугу лет как таковую могут отменить. Важно, что право уволиться у военнослужащих никто не отнимет. Но получать пенсию относительно молодым могут и запретить.

К примеру, офицер-мужчина уходит на заслуженный отдых в 50 лет. Дальше он должен будет найти работу «на гражданке» (не столь тяжелую). Трудиться там ему придется до достижения 65 лет, общего для всех граждан. И только потом ему назначат выплаты.

Считается, что это поможет внедрить поправки и предотвратить профессиональное выгорание служащих вооруженных сил.

Информация об изменениях:

Статья 18 изменена с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 18. Исчисление выслуги лет для назначения пенсии

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 18 настоящего Закона

В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии Российской Федерации; служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), Федеральной службы судебных приставов, непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию о порядке зачета военнослужащим Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу в выслугу лет для назначения пенсии утвержденную приказом Главного управления специальных программ Президента РФ от 31 июля 2001 г. N 37

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Социальная защита
Пенсионное обеспечение
Даты выплаты пенсий и пособий
О сроках назначения пенсий лицам, ожидающим назначения пенсий за выслугу лет после достижения предельного возраста состояния на военной службе
Порядок перерасчета пенсий в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с изменением законодательства Республики Беларусь
О выплате пенсии по случаю потери кормильца лицам, обучающимся в учебных заведениях и не достигших 23-летнего возраста
Разъяснение для пенсионеров Министерства обороны Республики Беларусь, принявших решение на перемену постоянного места жительства в Российскую Федерацию

Социальная защита
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и осуществляется посредством практической реализации закрепленных в законодательных актах их прав и свобод, обязанностей и ответственности (в том числе предоставления им социальных льгот и гарантий органами военного управления и иными государственными органами), а также других мер, направленных на обеспечение благоприятных условий их жизни и деятельности, соответствующих особому характеру военной службы.
Военный комиссариат оказывает содействие в реализации прав и льгот, предоставленных гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
По всем вопросам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей Вы можете обратиться, позвонив по телефону 62 25 42.

Пенсионное обеспечение
Военнослужащие офицерского состава, прапорщики, мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, после увольнения с военной службы имеют право на пожизненную пенсию за выслугу лет.
Военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава, ставшие инвалидами приобретают право на пенсию по инвалидности.
Военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава пенсии по инвалидности, а членам их семей пенсии по случаю потери кормильца назначаются независимо от продолжительности военной службы.
В случае гибели или смерти военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава члены их семей имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.
По всем вопросам пенсионного обеспечения Вы можете получить информацию, позвонив по телефону 62 25 36.

Даты выплаты пенсий и пособий пенсионерам Министерства обороны Республики Беларусь в 2020 году:

4 января, 6 февраля, 5 марта, 4 апреля, 7 мая, 4 июня, 2 июля, 6 августа, 4 сентября, 6 октября, 5 ноября, 4 декабря.

О сроках назначения пенсий лицам, ожидающим назначения пенсий за выслугу лет после достижения предельного возраста состояния на военной службе.

С 13 апреля 2016 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2016г. «О совершенствовании пенсионного обеспечения» (далее – Указ №137).
В соответствии с частью первой подпункта 1.3 пункта 1 Указа № 137 с 1 января 2017 г. предельный возраст состояния на военной службе в воинских званиях до подполковника включительно повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности.
На основании части второй пункта 4 Указа № 137, его действие не распространяется на условия назначения пенсий за выслугу лет лицам, уволенным с военной службы, приказ об увольнении которых издан до вступления в силу Указа № 137 (т.е. до 13 апреля 2016 года).
Таким образом, военнослужащие в воинском звании до подполковника включительно, уволенные с военной службы до 13 апреля 2016 г., и ожидающие назначения пенсии за выслугу лет после достижения предельного возраста состояния на военной службе, имеют право на назначение пенсии со дня достижения ими 45-летнего возраста.
Также имеют право на назначение пенсии за выслугу лет со дня достижения 45-летнего возраста военнослужащие, приказ об увольнении которых с военной службы подписан до 13 апреля 2016 г., а их исключение из списков личного состава воинской части состоялось позднее указанной даты.
Кроме того, согласно части второй подпункта 1.3 пункта 1 Указа № 137 повышение предельного возраста (с 45 до 48 лет) состояния на военной службе не распространяется на военнослужащих, признанных военно-врачебной комиссией по состоянию здоровья негодными (не отвечающими специальным требованиям) к военной службе по занимаемым должностям, категории которых утверждаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Соответствующий перечень категорий военнослужащих, имеющих право на увольнение с военной службы по достижении 45-летнего возраста без учета повышения предельного возраста стояния на военной службе, в настоящее время разрабатывается и будет доведен до заинтересованных госорганов после его утверждения.
С учетом этого военнослужащие, признанные по состоянию здоровья не отвечающими специальным требованиям (не имеют права на увольнение с военной службы по болезни), должности которых будут включены в указанный перечень, могут быть уволены с военной службы по:
возрасту, если они достигли 45-летнего возраста;
другим основаниям – в этом случае пенсии им назначаются также со дня достижения 45-летнего возраста.
В случае, если военнослужащий, признанный по состоянию здоровья не отвечающий специальным требованиям, занимал должность, не предусмотренную в указанном перечне, то пенсия ему назначается после 1 января 2017 г. с учетом соответствующего повышения предельного возраста состояния на военной службе.
Пенсии за выслугу лет военнослужащим в воинском звании до подполковника включительно, уволенным с военной службы после 13 апреля 2016 г., и ожидающим назначения пенсии за выслугу лет после достижения предельного возраста состояния на военной службе, назначаются с учетом следующих дат и возрастов:

Дата рождения

Дата достижения предельного возраста

Предельный возраст

с 01 января по 31 декабря 1971 г.

в 2016 г.

45

с 01 января по 30 июня 1972 г.

с 01 июля по 31 декабря 2017 г.

45 лет 6 мес.

с 01 июля по 31 декабря 1972 г.

с 01 июля по 31 декабря 2018 г.

46

с 01 января по 30 июня 1973 г.

с 01 июля по 31 декабря 2019 г.

46 лет 6 мес.

с 01 июля по 31 декабря 1973 г.

с 01 июля по 31 декабря 2020 г.

47

с 01 января по 30 июня 1974 г.

с 01 июля по 31 декабря 2021 г.

47 лет 6 мес.

с 01 июля по 31 декабря 1974 г.

с 01 июля по 31 декабря 2022 г.

48

с 01 января 1975 г. и позднее

в 2023 г. и позднее

48

Порядок перерасчета пенсий в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с изменением законодательства Республики Беларусь

В связи со вступлением в силу с 1 сентября 2016г. Указа Президента Республики Беларусь от
11 августа 2016 г. № 308 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий военнослужащих» размеры пенсий военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с сокращением Вооруженных Сил Республики Беларусь в период с 24 апреля 1992 года по 31 декабря 1994 года, получающих пенсии за выслугу 15-19 лет подлежат увеличению за стаж работы после увольнения с военной службы.
Военным пенсионерам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста (до 1 января 2017 года мужчины c 60 лет, женщины c 55 лет), размер пенсии за выслугу 15-19 лет подлежит увеличению за каждый год стажа работы (со дня увольнения с военной службы до дня достижения общеустановленного пенсионного возраста) на один процент соответствующих сумм денежного довольствия, учитываемых для исчисления им пенсий. При этом размер пенсии с учетом увеличения не может превышать 70 процентов этих сумм. В стаж работы, учитываемый для увеличения размера пенсий за выслугу 15-19 лет в соответствии с частью первой статьи 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
В связи с этим военные пенсионеры, достигшие до 1 сентября 2016 года общеустановленного пенсионного возраста (мужчины с 60 лет, женщины с 55 лет), имеют право на увеличение размера исчисления пенсии с 1 сентября 2016 года. Какая-либо доплата за прошлое время военным пенсионерам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста ранее, не осуществляется. Увеличение размеров исчисления пенсий военным пенсионерам, достигающим общеустановленного пенсионного возраста после 1 сентября 2016 года будет осуществляться по общему правилу с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором они достигли общеустановленного пенсионного возраста, а именно:
Мужчины:

Дата рождения

Дата достижения общеустановленного пенсионного возраста

Пенсионный возраст

с 01 января по 31 декабря 1956 г.

в 2016 г.

60

с 01 января по 30 июня 1957 г.

с 01 июля по 31 декабря 2017 г.

60 лет 6 мес.

с 01 июля по 31 декабря 1957 г.

с 01 июля по 31 декабря 2018 г.

61

с 01 января по 30 июня 1958 г.

с 01 июля по 31 декабря 2019 г.

61 год 6 мес.

с 01 июля по 31 декабря 1958 г.

с 01 июля по 31 декабря 2020 г.

62

с 01 января по 30 июня 1959 г.

с 01 июля по 31 декабря 2021 г.

62 года 6 мес.

с 01 июля по 31 декабря 1959 г.

с 01 июля по 31 декабря 2022 г.

63

с 01 января 1960 г. и позднее

в 2023 г. и позднее

63

Женщины:

Дата рождения

Дата достижения общеустановленного пенсионного возраста

Пенсионный возраст

с 01 января по 31 декабря 1961 г.

в 2016 г.

55

с 01 января по 30 июня 1962 г.

с 01 июля по 31 декабря 2017 г.

55 лет 6 мес.

с 01 июля по 31 декабря 1962 г.

с 01 июля по 31 декабря 2018 г.

56

с 01 января по 30 июня 1963 г.

с 01 июля по 31 декабря 2019 г.

56 лет 6 мес.

с 01 июля по 31 декабря 1963 г.

с 01 июля по 31 декабря 2020 г.

57

с 01 января по 30 июня 1964 г.

с 01 июля по 31 декабря 2021 г.

57 лет 6 мес.

с 01 июля по 31 декабря 1964 г.

с 01 июля по 31 декабря 2022 г.

58

с 01 января 1965 г. и позднее

в 2023 г. и позднее

58

О выплате пенсии по случаю потери кормильца лицам, обучающимся в учебных заведениях и не достигших 23-летнего возраста

В связи с поступающими вопросами разъясняется, что в соответствии с пунктом «а» части третьей статьи 30 Закона Республики Беларусь от 17.12.1992 года №2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» право на пенсию по случаю потери кормильца имеют лица, получающие в Республике Беларусь, за пределами Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь высшее образование в дневной форме.
Согласно пунктам 3 – 5 статьи 202 Кодекса Республики Беларусь об образовании, принятого 13 января 2011 г., высшее образование подразделяется на две ступени, второй из которых является магистратура.
В связи с этим, лица, обучающиеся в том числе и в магистратуре в дневной форме получения образования и не достигшие возраста 23 лет, имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Также следует отметить, что лицам, получающим пенсию по случаю потери кормильца и обучающимся в учебных заведениях, 2 раза в год не ранее 1 марта и 1 сентября текущего года соответственно, необходимо представлять в филиал №514 ОАО «АСБ Беларусбанк» (220088, г.Минск, ул.Ивановская, 39) справку об обучении с указанием в ней следующей информации:
форма обучения;
курс обучения;
о нахождении обучающегося на государственном обеспечении;
о предоставлении академического отпуска;
о сроке окончания обучения.
Гражданам, несвоевременно представившим справки, пенсия будет временно приостановлена до представления соответствующих документов.
Разъяснение для пенсионеров Министерства обороны Республики Беларусь, принявших решение на перемену постоянного места жительства в Российскую Федерацию
Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, 1992г.) установлено, что пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные пенсионеры и их семьи. Расходы по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей осуществляются государствами-участниками, на территории которых проживают пенсионеры за счет их бюджетов.
Согласно статье 56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации.
Исходя из перечисленных норм законодательных актов, обязательным условием для получения права на пенсионное обеспечение МО РФ является проживание на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее вид на жительство.
Вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации. Вид на жительство аннулируется, если иностранный гражданин выехал из Российской Федерации в другое государство для постоянного проживания или находится за пределами Российской Федерации более 6 месяцев.
Поскольку для получения вида на жительство иностранному гражданину требуется время для оформления документов, то на период до получения документа, разрешающего постоянное проживание на территории Российской Федерации, пенсия может быть назначена на основании других документов, подтверждающих законное пребывание на территории Российской Федерации. При этом документами, подтверждающими убытие из другого государства являются заграничный паспорт с визой о выезде на постоянное место жительства в Россию, а также одна из форм миграционного учета – адресный листок убытия и снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Таким образом, необходимым условием для назначения пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации для указанных лиц являются:
1. Снятие с регистрационного учета с прежнего места жительства (получение паспорта серии PP в органах по гражданству и миграции по месту жительства).
2. Регистрация по месту жительства в Российской Федерации (получение вида на жительство, либо гражданства Российской Федерации).
3. Адресный листок убытия с прежнего места жительства.
Телефон для справок: 62 25 36

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *