Расчет зарплаты сотрудников, работающих на удаленных территориях, имеет свою специфику, о которой обычно многие забывают. Это и применение северной надбавки при расчете заработной платы, и просто расчет зарплаты с учетом районного коэффициента. Если у компании несколько филиалов в разных частях нашей огромной страны – ошибки будут 100%. Как их избежать – читайте в нашем материале.

Контроль со стороны работников

Проверка того, как проведен расчет зп с районным коэффициентом, не менее популярна среди работников, чем перепроверка пособий по беременности и родам. Интернет пестрит не только всевозможными калькуляторами, но и разъяснениями, которые размещают:

  • центры занятости;
  • отделения Пенсионного фонда и ФСС.

При этом нельзя говорить о постоянности подходов к трактовке применения районного коэффициента. Например, применение северного коэффициента при расчете заработной платы было вдруг резко пересмотрено в 2018 году. Так, согласно постановлению , минимальная зарплата должна быть увеличена на указанный коэффициент для тех, кто работает в:

  • районах Крайнего Севера;
  • местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;
  • местностях с особыми климатическими условиями.

Изменение произошло после судебных тяжб, активизировавшихся после обнародования . Именно указанное постановление выявило конституционно-правовой смысл положений статей 129 и 133.1 Трудового кодекса РФ, в том числе о районном коэффициенте.

Применение районного коэффициента

Наша практика работы с многими организациями, рассчитывающими заработную плату как силами штатных бухгалтеров, так и с привлечением аутсорсеров (ошибки которых приходилось исправлять именно нам) очень показательна. Стремление бухгалтеров упростить расчет приводит к колоссальным ошибкам.

Нередко даже опытные бухгалтеры для расчета зарплаты с учетом районного коэффициента просто умножают месячный оклад на коэффициент. Это работает в стандартной ситуации. Рассмотрим ее на примере.

Пример 1

При начислении заработной платы Ждановой С. В., работнице химического завода в г. Ангарске, расчетчик учел:

  • оклад 40 000 руб.;
  • стимулирующую выплату за интенсивность и достижение высоких показателей в размере 10 000 руб.

Общая сумма начислений составила 50 000 руб. (40 000 руб. + 10 000 руб.).

Районный коэффициент для г. Ангарска – 1,2 должны применять только федеральные учреждения города, остальные – выравнивающий районный коэффициент 1,3 (Постановление главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 № 9).

С применением выравнивающего районного коэффициента оплата труда Ждановой С. В. до удержания НДФЛ составит 65 000 руб. (50 000 руб. × 1,3).

Какие районные коэффициенты действуют в 2019 году на отдельных территориях РФ

В примере 1 у расчетчика могло возникнуть только два вопроса:

  • какой коэффициент применять – просто районный или выравнивающий районный;
  • какие начисления необходимо увеличить на коэффициент.

Однако путаница возникает даже в таких вопросах.

Для решения первого вопроса потребовалось даже разъяснение прокуратуры со ссылками на:

  • Закон Иркутской области от 12.01.2010 № 1-ОЗ «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области»;
  • п. 2 Постановления № 9, в котором определен как источник выплаты средства самого работодателя (есть у коммерческих организаций и отсутствуют у федеральных учреждений, так как не заложены в бюджет);
  • апелляционное определение Иркутского областного суда от 12.12.2012 № 33-10029-12).

Ответ на второй вопрос можно найти, изучив Письмо Минздравсоцразвития РФ 16.02.2009 № 169-13. В абзаце 5 этого письма раскрыт перечень выплат, в отношении которых необходимо применять районный коэффициент:

  • заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;
  • надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам);
  • компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда;
  • премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании компании;
  • другие выплаты, установленные системой оплаты труда компании.

У компаний, имеющих филиалы и представительства в удаленных частях РФ, возникают более сложные ситуации. Приведем пример из нашей практики (ситуация всплыла в ходе проведения аудита зарплаты одному из клиентов).

Пример 2

Работник компании 7 дней трудился на севере – эту часть надо умножить на коэффициент. После чего ушел в отпуск на 4 дня – в этот период коэффициент применять не надо. Кроме всего прочего работник получил премию – эта выплата также считается без коэффициента.

Бухгалтеры компании, в которой до нас обслуживался наш клиент, никакого разделения в расчетах не делали, отсюда возникали переплаты сотрудникам.

Сразу отметим, что если даже профессиональные бухгалтерские компании допускают подобные ошибки, то что уж говорить о штатных бухгалтерах, которые никогда не работали с большим количеством фирм и разнообразием ситуаций.

Да, компания будет защищена от судебных исков работников, но переплата может быть оспорена налоговыми органами ради доначисления налога на прибыль. При этом будут уменьшены страховые взносы, и в целом из-за штрафов и пени компания понесет убытки.

Работник едет в командировку на Север — нужно ли умножать командировочные на районный коэффициент?

Независимо от местоположения вашей компании умножать командировочные выплаты сотруднику на коэффициент не нужно. Объясним почему.

Служебная командировка — поездка сотрудника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы на время командировки и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ). Соответственно, за время нахождения работника в служебной поездке ему следует выплатить средний заработок.

Порядок определения среднего заработка для командировочных установлен Постановлением Правительства от 13.10.2008 № 749, подробнее можете посмотреть .

Средний заработок для командировочных рассчитывается на основании заработка сотрудника за 12 месяцев, предшествующих месяцу командировки. Следовательно, если командировочные вы платите работнику, трудящемуся в районах действия районных коэффициентов, то такие коэффициенты уже учтены в среднем заработке командировочного. А, значит, учтены и в итоговой сумме командировочных выплат. Дополнительно умножать командировочные на районный коэффициент не надо.

Работа не на территории действия коэффициента

А если работник трудится не на территории действия коэффициента, но по работе вынужден ехать на Крайний Север или приравненную к нему территорию?

Основной закон, регулирующий порядок применения районных коэффициентов и северных надбавок в 2019 году – закон «О госгарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 № 4520-1.

В этом законе указано, что он распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в компаниях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и лиц, проживающих на этих территориях (ст. 1 закона № 4520-1). А ст. 10 и ст. 11 закона № 4520-1 определяют, что районный коэффициент применяется к оплате за труд в районе Крайнего Севера и приравненных к нему местностях.

По мнению Верховного суда коэффициент нельзя начислять на средний заработок, выплачиваемый работнику за период нахождения в служебной командировке (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержден Президиумом ВС РФ 26.02.2014).

Избежать проблем поможет автоматизация

Применение районного коэффициента при расчете заработной платы требует от бухгалтера не забыть, как минимум:

  • начислить надбавки тем, кому они положены;
  • убрать коэффициент, когда человек уехал из района с коэффициентом отличным от того, который ему начисляют по основному месту работы;
  • определить выплаты, на которые надбавки начислять не нужно.

В голове эту информацию держать невозможно. Как показывает практика аудита расчета заработной платы наши конкуренты допускают массу ошибок, а мы на их фоне выигрываем, потому что этот вопрос, как и многие другие, у нас автоматизирован.

Причем мы не остановились на достигнутом. Уже практически завершена доработка 1С: ЗУП, которую мы назвали ЗУП:1C-WiseAdvice. Подобной разработки нет ни у одной аутсорсинговой компании в России. Сильная автоматизация позволит полностью контролировать важные моменты в части применения районных коэффициентов.

Неправильное применение районного коэффициента при расчете зарплаты, даже очень большого количества филиалов в разных уголках страны, в случае передачи расчета зарплаты на аутсорсинг в 1C-WiseAdvice исключено. Гарантией отсутствия ошибок в расчете зарплаты с учетом районного коэффициента является автоматизация всех рутинных операций.

Заказать услугу

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ РАЙОННЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ К ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ 22 января 2001 г. N 454-ВЯ (НЦПИ) Министерство труда и социального развития Российской Федерации рассмотрело ваше письмо по вопросу применения районных коэффициентов к заработной плате федеральных государственных служащих и сообщает. В соответствии с п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 265 формирование фондов оплаты труда работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти осуществляется с учетом районных коэффициентов, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Поскольку нормативный правовой акт, законодательно устанавливающий районные коэффициенты к заработной плате и порядок их выплаты, до настоящего времени не принят, то, согласно статье 4 КЗоТ Российской Федерации продолжают действовать нормы бывшего Союза ССР — соответствующие постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС (за исключением ряда субъектов Российской Федерации, на территории которых коэффициенты были повышены решениями Правительства Российской Федерации). До установления районных коэффициентов к заработной плате в порядке, предусмотренном статьей 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», к денежному содержанию государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти применяются районные коэффициенты, централизованно установленные нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР для работников непроизводственных отраслей (в том числе органов управления). По мнению Минфина России, изложенному в связи с запросом о выплате районного коэффициента работникам территориального управления МАП России, применение районного коэффициента, установленного субъектом Российской Федерации, для расчетов денежного содержания федерального государственного служащего является неправомерным. Финансирование расходов на содержание федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (в том числе на денежное содержание) в соответствии с действующим законодательством (Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 265) осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета и привлечение на эти цели средств бюджетов иных уровней не допускается. В настоящее время на территории Мурманской области к денежному содержанию государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти применяется районный коэффициент в размере 1,40, установленный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 года N 380/П-18. При исчислении пенсий на территории Мурманской области применяется вышеуказанный районный коэффициент в размере 1,40. Выплата пенсий с применением к ним повышенного районного коэффициента в размере 1,50 может производиться за счет средств местного бюджета путем установления доплат к пенсиям. Как следует из обращения трудовых коллективов, удовлетворены иски районными (городским) судами г. Мурманска и Мурманским областным судом военнослужащим о взыскании разницы в результате снижения размера районного коэффициента к денежному довольствию. Вместе с тем, решение по вопросу применения районного коэффициента, установленного субъектом Российской Федерации в повышенном размере, в отношении военнослужащего (в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба является особым видом федеральной государственной службы), принято Верховным Судом Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N ГКПИ 2000-505. Поскольку решения районных (городского) и областного судов по существу противоречат вышеназванному решению Верховного Суда Российской Федерации, они могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора в соответствии со статьей 319 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Управление МНС России по Мурманской области проинформировано по поставленным вопросам письмом Минтруда России от 18 января 2001 г. N ВЯ-389. Заместитель Министра В.А. Январев

Статья 317. Процентная надбавка к заработной плате

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Статья 318. Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Статья 319. Дополнительный выходной день

Одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до шестнадцати лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 320. Сокращенная рабочая неделя

Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Статья 321. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

Кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 16 календарных дней.

Общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях.

Статья 325. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации.

Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи только по основному месту работы работника.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *