Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 5.27 КоАП РФ. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 5.27 КоАП РФ, судебная практика применения

В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Что понимать под «аналогичным правонарушением»?

Под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника).

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 года приведены следующие правовые позиции:

Ответственность по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ наступает вне зависимости от истечения годичного срока к моменту рассмотрения дела

Вопрос 8: Подлежит ли должностное лицо привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в случае, если к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении истек годичный срок, в течение которого это лицо считалось подвергнутым административному наказанию за совершенное ранее аналогичное административное правонарушение?

Ответ: Часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Таким образом, для квалификации действий должностного лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ имеет значение совершение им нарушения законодательства о труде и об охране труда в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение.

Истечение указанного годичного срока к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении на квалификацию действий лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ не влияет. («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007) (в редакции от 04.07.2012 года) (Извлечение)

Дела о правонарушениях по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ рассматривают государственные инспекции труда. Административного приостановления деятельности назначается только судьей

Вопрос 14: Какому органу — суду или Федеральной инспекции труда — подведомственно дело о предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ административном правонарушении, совершенном предпринимателем без образования юридического лица и не влекущем административного приостановления деятельности (например, нарушение при составлении графика отпусков, незначительная задержка расчета при увольнении)?

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 Кодекса, рассматривают Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда.

Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 3.12 Кодекса наказание в виде административного приостановления деятельности назначается судьей.

Исходя из ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Факт такой передачи не означает, что судьей должно быть назначено наказание только в виде приостановления деятельности. При этом должны учитываться общие правила назначения административного наказания (ст. 4.1 Кодекса), обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ст. ст. 4.2 и 4.3 Кодекса). («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007) (в редакции от 04.07.2012 года) (Извлечение)

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 года содержатся следующие разъяснения:

Кто должен рассматривать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ – арбитражный суд или суд общей юрисдикии?

Вопрос 11. Какому суду — общей юрисдикции или арбитражному — подведомственно рассмотрение жалобы на постановление, вынесенное должностным лицом государственной инспекции труда, о привлечении юридического лица к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)?

Ответ. В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 3 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Из совокупности приведенных норм следует, что ч. 3 ст. 30.1 КоАП не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности. Определение же того, связано ли конкретное административное правонарушение с предпринимательской и иной экономической деятельностью совершившего его юридического лица или индивидуального предпринимателя, требует установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела, определения характера спорного правоотношения и осуществляется рассматривающим это дело судом.

Исходя из вышеизложенного и учитывая, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП, выражается в бездействии или действиях, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда, рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП, относится к подведомственности суда общей юрисдикции. («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 года) (в редакции от 08.12.2010 года) (Извлечение).

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2006 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006 года содержатся следующие разъяснения:

Ответственность по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения должностным лицом на одном предприятии или на разных

Вопрос 10: Правомерно ли привлечение к административной ответственности генерального директора унитарного предприятия по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение сроков выплаты заработной платы, если ранее он был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за аналогичное нарушение как директор филиала юридического лица и срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ (1 год), не истек?

Как поступить в случае, если руководитель был привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в одной организации, а затем в течение одного года совершил аналогичное нарушение, являясь руководителем в другой организации?

Ответ: Согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии со ст. 4.6 Кодекса лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Поскольку частью второй ст. 5.27 Кодекса наступление административной ответственности не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или они совершены за время работы в разных организациях, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в одной организации, а затем в течение одного года совершивший аналогичное нарушение, являясь руководителем другой организации, может быть привлечен к ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27 Кодекса вне зависимости от указанных выше обстоятельств. («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006 года) (Извлечение).

Нарушение трудового законодательства

За нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если это нарушение не связано:

  • с фактическим допущением к работе лица, не уполномоченным на это работодателем (т.е. работодатель не заключил с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор, ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ);
  • уклонением от оформления или ненадлежащим оформлением трудового договора либо заключением гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ);
  • невыплатой или неполной выплатой в установленный срок зарплаты, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ);
  • нарушениями государственных нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ),

ответственность устанавливается по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и включает:

1) предупреждение;

2) наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей;

3) штраф на ИП в размере от 1000 до 5000 рублей;

4) штраф на юридических лиц в сумме от 30 000 до 50 000 рублей.

За повторное аналогичное административное правонарушение ответственность наступает уже по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ и влечет:

1) штраф на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;

2) в отношении ИП штраф на сумму от 10 000 до 20 000 рублей;

3) для юридических лиц штраф в диапазоне от 50 000 до 70 000 рублей.

Какие же конкретно нарушения подпадают под указанный состав административного правонарушения, какие государственные органы могут возбудить дело об административном правонарушении и от чего зависит ответственность? Об этом мы и поговорим более подробно.

Итак, работодатель может быть привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за любое нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. 3, 4, 5 ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ.

И, как показывает анализ судебной практики, чаще всего происходит привлечение работодателя к административной ответственности именно по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

По оценкам ГИТ, к наиболее частым нарушениям трудового законодательства, за которые работодатели и их должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по этой норме, относятся:

  • отсутствие приказа о приеме на работу или о прекращении трудового договора (ч. 1 ст. 68 и ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ);
  • нарушение правил ведения и хранения трудовых книжек (ст. 66 ТК РФ и Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, далее – Правила);
  • отсутствие табеля учета рабочего времени (ч. 4 ст. 91 ТК РФ);
  • неизвещение в письменной форме каждого работника о выплате заработной платы (ч. 1 ст. 136 ТК РФ);
  • выплата заработной платы один раз в месяц или с нарушением срока ее выплаты (ч. 6 ст. 136 ТК РФ);
  • отсутствие графика отпусков (ч. 2 ст. 123 ТК РФ);
  • нарушение продолжительности работы при работе по совместительству (ч. 1 ст. 284 ТК РФ);
  • допущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (ст. 212 ТК РФ и др.).

См. статью «Выдаем расчетные листки по правилам» в № 5’ 2019 Судебная практика Свернуть Показать

В ходе проведения внеплановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства ООО были выявлены следующие нарушения:

  • не издавался приказ о приеме на работу (ч. 1 ст. 68 ТК РФ);
  • не была заведена трудовая книжка, не сделаны записи в нее о выполняемой работе, об увольнении, а также нарушены правила ведения и хранения трудовых книжек (ч. 3 и 4 ст. 66 ТК РФ и Правила);
  • не велся учет фактически отработанного времени (ч. 4 ст. 91 ТК РФ);
  • не выдавались расчетные листки (ч. 1 ст. 136 ТК РФ);
  • не издавался приказ о прекращении трудового договора (ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ).

Директор организации была оштрафована на 1000 руб. по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Она обратилась в суд, попросив заменить штраф на предупреждение. Суд поддержал трудовую инспекцию, не усмотрев оснований для замены штрафа на предупреждение, и оставил жалобу директора без удовлетворения (решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30.10.2018 по делу № 12-388/2018).

Образец ходатайства в ГИТ о замене штрафа предупреждением см. в статье «Льготы для работодателей – ​субъектов малого (среднего) предпринимательства» в № 4’ 2019 Судебная практика Свернуть Показать

ГУП было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и оштрафовано на 30 000 рублей по итогам плановой проверки, которая показала, что:

  • работодатель не ознакомил с приказом о предоставлении отпуска нескольких работников (ч. 3 ст. 123 ТК РФ);
  • отсутствовали письменные согласия на привлечение к работе в выходные дни некоторых сотрудников (ст. 113, 153 ТК РФ);
  • отсутствовали письменные согласия работников на расширение зон обслуживания (ст. 60.2 ТК РФ).

Работодатель обратился в суд, пытаясь оспорить постановление ГИТ, но оно было оставлено без изменения, а жалоба ГУП – без удовлетворения (решение Якутского городского суда от 19.07.2018 по делу № 12-1334/2018).

Далее рассмотрим подробнее самые распространенные основания привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Фактическое допущение к работе

По ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ работодателям грозит ответственность за фактическое допущение к работе человека неуполномоченным на это работодателем лицом, если работодатель (или его уполномоченный представитель) не заключает с допущенным к работе лицом трудовой договор.

Само по себе фактическое допущение лица к работе не является административным правонарушением, если работодатель выполнил следующие условия:

1. Надлежащим образом оформил допуск сотрудника к работе. Поскольку фактическое допущение к работе – это начало трудовой деятельности, то оно должно быть соответствующим образом оформлено. Порядок такого оформления законодательством не регламентирован. В идеальном варианте следует прописать его в ЛНА. Если же это «разовая акция», то можно поступить следующим образом. Сотрудник (неуполномоченный на допуск работника, но который просит допустить к работе нового человека) пишет руководству или уполномоченному на это работодателем лицу служебную записку. Желательно сделать это заранее, чтобы получить одобрение от руководства (или иного уполномоченного лица). В записке во избежание спорных ситуаций рекомендуется прописать обговоренный характер работы и заработную плату (Пример 1). При согласии уполномоченного принимать решение о трудоустройстве должностного лица целесообразно также оформить такое согласие соответствующей резолюцией на служебной записке. Она послужит основанием для подготовки кадровиком приказа (или распоряжения) о допуске к работе.

О том, как прописать в ЛНА процесс фактического допуска к работе, см. в статье «Фактический допуск к работе: регламентируем процедуру» в № 6’ 2015 Пример 1

Образец служебной записки с просьбой допустить нового сотрудника к работе

Свернуть Показать

2. Издан приказ (распоряжение) о фактическом допущении к работе (Пример 2).

Пример 2

Образец приказа о фактическом допущении к работе нового сотрудника

Свернуть Показать

3. Фактический доступ работника без оформления трудового договора не превысил трех рабочих дней (ч. 2 ст. 67 ТК РФ).

Если перечисленные условия выполнены, работодатель не будет привлечен к ответственности. Добавим, что нередко недобросовестные работодатели идут неохотно на оформление фактического допуска сотрудника к работе. Это может быть связано с сомнительным желанием сэкономить на налогах, пенсионных и медицинских отчислениях, а также нежеланием выплачивать работнику в полном объеме заработную плату. Иногда они ошибочно полагают, что принимают работника на испытательный срок без оформления, и в связи с этим заключать с ним трудовой договор пока не обязательно.

См. статью «Устанавливаем работнику испытание грамотно» в № 11’ 2017

Обратите внимание: ответственность на организацию-работодателя по рассматриваемой норме ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ не накладывается, она светит только должностным лицам. В частности, предусмотрен штраф:

  • для граждан в размере от 3000 до 5000 рублей;
  • для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей.

Имейте в виду, что за повторное нарушение по данной статье должностное лицо может быть уже дисквалифицировано сроком от 1 года до 3 лет (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ). Поэтому так важно после первого подобного несогласованного допущения к работе установить виновных лиц и привлечь их к дисциплинарной ответственности во избежание подобных происшествий в дальнейшем. А чтобы правильно наложить дисциплинарное взыскание, нужно заранее позаботиться и о том, чтобы положения о недопустимости осуществления несанкционированного допуска к работе были закреплены в ЛНА (например, в ПВТР или Положении о персонале), с которым все были бы ознакомлены под личную подпись. Также следует понимать, что работник, осуществивший фактическое допущение к работе, не будучи уполномоченным на это работодателем, несет материальную ответственность перед работодателем в порядке, установленном законодательством. И об этом тоже будет не лишним упомянуть в обозначенном ЛНА.

См. статьи «Материальная ответственность: определяем виновного работника и взыскиваем ущерб» в № 6’ 2019 и «Взыскиваем материальный ущерб с работника: какие документы составить» в № 7’ 2019

Добавим также, что если допуск к работе сотрудника был оформлен уполномоченным лицом, то это ведет к заключению трудового договора и оформлению сотрудника на работу по всем правилам ТК РФ. Если допущение к работе произведено неуполномоченным на это работодателем лицом и работодатель против подписания договора, то трудовой договор заключен не будет. Однако придется произвести оплату такому гражданину за фактически отработанное время.

Незаключение трудового договора или его ненадлежащее оформление

По ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ работодателю грозит ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Читайте интервью со Снежаной Орловой: «Заключая ГПД, необходимо избегать формулировок и документов, связанных с трудовыми отношениями» в № 6’ 2018

Данный состав административного правонарушения довольно часто встречается на практике (см., например, решение Верховного суда республики Саха от 06.09.2018 по делу № 7/2-669/2018).

О ненадлежащем оформлении трудового договора мы писали подробнее в статье «Малозначительные нарушения трудового законодательства: когда получится избежать ответственности» в № 8’ 2019

Особые споры вызывает вопрос заключения работодателем (вместо трудового договора) договора гражданско-правового характера, который фактически регулирует трудовые отношения. Точнее, когда исполнитель (подрядчик, автор) фактически выполняет работу по определенной должности или профессии в соответствии со штатным расписанием, соблюдает режим рабочего времени, выполняет распоряжения работодателя в отношении работы, находится на оборудованном для работника рабочем месте и др. (ст. 15 ТК РФ). Несмотря на то что стороны договора имеют право:

  • свободно определять способ оформления отношений, связанных с выполнением той или иной работы;
  • по соглашению решать, какой именно договор будет заключен – трудовой либо гражданско-правовой;

подмена одного вида договора другим запрещена (ч. 2 ст. 15 ТК РФ).

Здесь необходимо учитывать, что неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений (ч. 3 ст. 19.1 ТК РФ).

С 01.01.2015 вступила в силу новая редакция ст. 5.27 КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность за подобное нарушение в виде штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
  • ИП – от 5000 до 10 000 рублей;
  • юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.

За повторное нарушение должностное лицо может быть дисквалифицировано сроком от 1 года до 3 лет, а штрафы вырастут в два раза: предприниматель может быть оштрафован на сумму от 30 000 до 40 000 рублей, а организация – от 100 000 до 200 000 рублей (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ).

Признать отношения, возникшие на основании гражданско-правового договора, трудовыми может (ч. 1 ст. 19.1 ТК РФ):

1) сам работодатель на основании предписания ГИТ;

2) суд (по заявлению гражданина, ГИТ, прокуратура и пр.).

Чтобы не допустить переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые, работодателю необходимо четко знать все основные признаки данных отношений. Представим их ниже (Таблица).

См. статью «Как работники доказывают наличие трудовых отношений при отсутствии трудового договора» в № 1’ 2018 Таблица

Отличие трудовых отношений от гражданско-правовых

Свернуть Показать

Невыплата или неполная выплата зарплаты

По ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ работодатель может быть привлечен к ответственности:

  • за невыплату или неполную выплату в установленный срок зарплаты и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если они не содержат уголовно наказуемого деяния (ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ), либо
  • вследствие установления зарплаты в размере менее, чем предусмотрен трудовым законодательством.

Отметим, что это нарушение является одним из наиболее распространенных. Не стоит забывать о том, что законом предусмотрена помимо административной (и уголовной) еще и материальная ответственность. Она подразумевает обязанность работодателя выплатить в пользу работника определенную компенсацию за каждый день просрочки выплаты заработной платы (ст. 236 ТК РФ).

Приведем основные признаки отличий ситуаций, когда возникает административная ответственность, а когда – уголовная:

1) в наличии мотива – корыстной или иной личной заинтересованности:

  • руководителя организации,
  • работодателя – физического лица,
  • руководителя филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации;

2) в тяжести и обстоятельствах совершенного правонарушения.

Для привлечения к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ необходимо, чтобы:

1. Были нарушены сроки выплаты или неполной выплаты зарплаты или других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

2. Либо зарплата была бы установлена в размере менее МРОТ. Напомним, с 01.01.2020 МРОТ составляет 12 130 рублей (ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда”»).

Значения МРОТ фиксируются на федеральном и на региональном уровне. Причем в каждом регионе своя величина МРОТ, которая не может быть ниже федеральной (ст. 133.1 ТК РФ). Ее устанавливают субъекты РФ региональными соглашениями о минимальной зарплате (например, в Калининградской области она составляет 13 000 рублей, Ульяновской области – 14 500, Московской – 15 000 рублей и пр.). Таким образом, если в субъекте РФ, в котором ведет деятельность работодатель, специальным соглашением установлен размер регионального МРОТ, то зарплата работников не должна быть меньше именно этого размера (ст. 133.1 ТК РФ). Если же работодатель не хочет присоединяться к этому соглашению, то он вправе оформить письменный отказ от присоединения. Те же, кто такой отказ не написал, считаются автоматически присоединившимися и обязаны выполнять его нормы. Следовательно, при выплате зарплаты ниже регионального МРОТ этим работодателям грозят те же санкции, что и при выплате зарплаты меньше федерального МРОТ.

См. статьи «Что нужно знать об отраслевых соглашениях?» в № 5’ 2012 и «Федеральный и региональный МРОТ: что должен знать кадровик» в № 12’ 2017

Что касается сроков невыплаты или неполной выплаты зарплаты (и других выплат), то они подробно обговорены в ст. 136 ТК РФ. Так, заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты устанавливается ПВТР, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты зарплаты. Причем если день выплаты совпадет с выходным или нерабочим праздничным днем, то зарплату нужно выплатить накануне.

Читайте ответ на вопрос о правилах подсчета 15 дней между выплатами зарплаты в № 11’ 2018

Если задержка зарплаты превышает 15 дней, то работник имеет право приостановить работу, уведомив об этом работодателя в письменной форме (ст. 142 ТК РФ). До полной ее выплаты работник имеет право не находиться на рабочем месте. На указанный период за работником сохраняется средний заработок. Однако он обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу. Для отдельных категорий работников, определенных в ст. 142 ТК РФ, приостановка работы не допускается.

Кроме того, при нарушении сроков выплат работник имеет право обратиться с соответствующим заявлением в ГИТ, прокуратуру, которые, в свою очередь, должны отреагировать и провести внеплановую проверку в отношении работодателя.

При выявлении фактов нарушений работодатель может быть привлечен к ответственности.

Ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ составит:

  • для должностных лиц: предупреждение или штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
  • ИП – штраф в размере от 1000 до 5000 рублей;
  • юридических лиц – штраф в диапазоне от 30 000 до 50 000 рублей.

За повторное нарушение ответственность будет наступать по ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ:

  • должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет;
  • в отношении ИП применяется штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей;
  • юридического лица – от 50 000 до 100 000 рублей.

Судебная практика Свернуть Показать

Прокуратура провела проверку соблюдения трудового законодательства в части своевременной и полной оплаты труда и выявила, что конкурсный управляющий не выплачивал зарплату четверым работникам в течение трех месяцев. Его оштрафовали по ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ на 30 000 рублей. Суд поддержал прокуратуру (постановление Верховного суда Республики Башкортостан от 26.11.2018 по делу № 44А-2326/2018).

Судебная практика Свернуть Показать

Общество было привлечено к ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ за оплату отпуска работникам с нарушением установленного срока. Постановлением ГИТ ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 46 000 рублей. Решением Азовского городского суда Ростовской области от 21.09.2018 размер штрафа был снижен до 30 000 рублей. Но работодатель просил заменить назначенное наказание на предупреждение. И Ростовский областной суд решением от 22.11.2018 по делу № 11-1366/2018 удовлетворил требования работодателя, заменив наказание на предупреждение. Суд принял во внимание, что:

  • правонарушение было совершено ООО впервые;
  • нарушение сроков оплаты отпуска составляет один день;
  • отсутствуют доказательства причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также отягчающие ответственность обстоятельства (в материалах дела были заявления работников, согласно которым они не понесли никакого имущественного ущерба и отпускные им были выплачены до начала отпуска).

В следующем номере остановимся на ответственности работодателей по ст. 5.27.1 КоАП РФ (нарушение требований охраны труда). Полистать демо-версию печатного журнала

Комментарий к Статье 5.1 КоАП РФ

Нормы главы 5 КоАП (ст. 5.1 — 5.25) направлены на защиту избирательных прав российских граждан. Объектом этого вида правонарушений являются общественные отношения, связанные с избирательными правами граждан и правом на участие в референдуме.

Списки избирателей — это избирательный документ, определяющий круг лиц, обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. Составляется по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в алфавитном или ином порядке. В нем указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и адрес места жительства гражданина.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, — факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.

При этом в списки избирателей, участников референдума при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы, референдум, если такое право им предоставлено на основании международного договора Российской Федерации.

Списки составляются в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. Участковая комиссия за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей, участников референдума для ознакомления избирателям, участникам референдума и его дополнительного уточнения.

Право на ознакомление со списками избирателей, участников референдума выступает важнейшей гарантией российских граждан на участие в выборах и референдуме. Оно предусмотрено Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (ст. 44), Федеральными законами от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 30.12.2006) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 17), от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 30.12.2006) «О выборах Президента Российской Федерации» (ст. 28), от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2006) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с послед. изм.) (ст. 17), «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (ст. 9).

Вышеперечисленные нормативные акты предусматривают информационное обеспечение выборов, референдума. Реализация комментируемого права основана на нормах Конституции РФ, регламентирующих право каждого на информацию (ст. 29), обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24). Право на доступ к информации предусмотрено также Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 8).

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. предоставляет российскому гражданину право обращаться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. На участковую комиссию возложена обязанность в течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования — немедленно. В случае если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей, участников референдума производится участковой комиссией немедленно. Исключение из списка после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей комиссии о включении в список на другом избирательном участке, участке референдума, а также в случае выдачи открепительного удостоверения. При этом в списке избирателей, участников референдума, а также в базе данных ГАС «Выборы» указывается дата исключения гражданина РФ из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей, участников референдума заверяется подписью председателя участковой комиссии, а при выдаче открепительного удостоверения — подписью члена комиссии, выдавшего открепительное удостоверение, с указанием даты внесения этой подписи. Каждый гражданин РФ вправе сообщить в участковую комиссию об изменении сведений об избирателях, участниках референдума, включенных в список на соответствующем участке.

Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия или бездействие членов участковой комиссии.

Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Документ

Федеральный закон от 26.07.2019 № 221-ФЗ
Федеральный закон от 26.07.2019 № 231-ФЗ

Работодатель может выплачивать зарплату работникам как наличными из кассы, так и переводом на счет работника в банке. При этом работник вправе сменить банк, сообщив работодателю в заявлении новые реквизиты для перевода.

С 6 августа работник может сменить банк, если подаст заявление за 15 календарных дней до выплаты зарплаты. Такие изменения в ч. 3 ст. 135 ТК РФ внес Федеральный закон от 26.07.2019 № 231-ФЗ. Старая редакция предусматривала всего 5 рабочих дней, поэтому эта поправка улучшает положение работодателей. Новые нормы обратной силы не имеют. Поэтому поменять банк сотруднику, подавшему заявление до 6 августа, организация должна в пятидневный срок.

Одновременно Федеральным законом от 26.07.2019 № 221-ФЗ (далее – Закон № 221-ФЗ) внесены изменения в ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, которые позволят штрафовать работодателей за действия, препятствующие смене «зарплатного» банка. За эти нарушения штрафовали и раньше по общей ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ – «нарушение трудового законодательства». С 6 августа 2019 года – это отдельное правонарушение с повышенным штрафом для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей (сейчас максимальный штраф – 5 000 рублей). Штраф для организаций останется на прежнем уровне – от 30 000 до 50 000 рублей.

За повторное правонарушение должностным лицам грозит штраф от 20 000 до 30 000 (при ответственности по общей норме штраф за повторное нарушение составляет от 10 000 до 20 000 рублей). Увеличен и штраф для организаций, повторно нарушивших право работника на смену банка. Так, по новым правилам штраф составляет от 50 000 до 100 000 рублей (а не 50 000 – 70 000 рублей, как за повторное нарушение трудового законодательства).

Законом № 221-ФЗ не установлены правила применения новых мер ответственности. Согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры, действующие на момент его совершения. Поэтому новые штрафы применяются по правонарушениям, совершенным 6 августа 2019 года и позднее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *