Экспедиторская расписка — это документ, который составляется при заключении договора транспортной экспедиции экспедитором и передается клиенту в качестве подтверждения момента передачи груза заказчику.

Содержание

Для чего нужна экспедиторская расписка?

Самым достоверным документом подтверждения затрат на доставку товара является транспортная накладная. Но если организация заключает договор транспортной экспедиции, то составляется экспедиторская расписка. Обязанность по ее составлению предусмотрена в Федеральном законе от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Помимо него экспедиторскими документами выступают поручение экспедитору и складская расписка.
По договору транспортной экспедиции экспедитор берет на себя обязанность за счет другой стороны (клиента, заказчика — грузоотправителя или грузополучателя) оказать определенные договором экспедиции услуги, связанные с перевозкой (п.1 ст. 801 ГК РФ). За эти услуги полагается гонорар. Исполнителю не запрещается привлекать сторонние организации, если иное не указано в договоре.

Экспедиторская расписка: для чего нужна?

Экспедиторскими документами являются (п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554):

  • поручение экспедитору;
  • экспедиторская расписка;
  • складская расписка.

Экспедиторская расписка подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя.

Экспедиторская расписка: обязательна или нет?

Экспедиторские документы – неотъемлемая часть договора транспортной экспедиции (п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554).

Экспедиторские документы составляются в письменном виде. Их формы и порядок заполнения утверждены Приказом Минтранса от 11.02.2008 № 23. А обязательна ли экспедиторская расписка?

Без экспедиторских документов, к числу которых относится и экспедиторская расписка, учесть расходы на транспортную экспедицию в затратах по налогу на прибыль не получится в силу обязательности таких документов (Письма Минфина от 22.03.2017 № 03-03-06/1/16317, от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858).

Однако п. 6 Правил предусмотрено, что по договору транспортно-экспедиционных услуг могут применяться и иные экспедиторские документы в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг (в т.ч. при перевозках груза в международном сообщении). Это значит, что экспедиторским документом, подтверждающим получение экспедитором груза для перевозки, может быть не экспедиторская расписка, а иной документ. Главное, чтобы это было предусмотрено договором между сторонами.

Кто и когда оформляет документ

Схему документального оформления договора транспортной экспедиции можно представить так:

  1. Клиент оформляет поручение, в котором указывается перечень приобретаемых услуг.
  2. На основании поручения клиент передает экспедитору груз. Кроме того, заказчик должен оформить и передать ему доверенность для того, чтобы последний мог заключать от имени клиента договора на перевозку его груза.
  3. Экспедитор передает клиенту расписку, которая подтверждает момент передачи груза от заказчика. Она дает право перевозчику владеть им до окончания перевозки.
  4. Когда он принимает имущество клиента на складское хранение, то заполняется складская расписка. Если такого не происходит, то этот документ не формируется.
  5. После выполнения поручения экспедитор передает заказчику оригиналы договоров, заключенных им для исполнения договора (если такие имеются).

Наличие всех перечисленных выше документов у клиента является подтверждением того, что груз в действительности транспортировался, даже если у заказчика услуг нет транспортных накладных. В данной ситуации предоставляется экспедиторская расписка вместо транспортной накладной. А получение груза будет подтверждаться товарной накладной, выписанной самим продавцом и подписанной покупателем.
Если же заказчиком услуг экспедитора выступает покупатель товара, то в дополнение к поручению у него должна быть накладная на получение груза.

ИА ГАРАНТ

Организация является заказчиком по договору транспортной экспедиции. Перевозка товара осуществляется по территории России. Каков документооборот при работе по договору транспортной экспедиции? Какие документы и кем оформляются для подтверждения заключения договора, признания расходов обоснованными и для предъявления вычета по НДС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

После заключения договора транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) стороны оформляют экспедиторские документы, являющиеся неотъемлемой частью договора:

  • клиент оформляет поручение экспедитору, в котором указываются данные о грузе, грузоотправителе и грузополучателе (направляется экспедитору в порядке, установленном договором (например, в бумажном виде (в т.ч. по факсу), по электронной почте, путем заполнения формы на сайте экспедитора и т.п.);

  • экспедитор в сроки, установленные договором ТЭ, согласовывает поручение (либо отказывается его выполнять с указанием причин отказа) также в порядке, установленном договором ТЭ;

  • далее при приеме груза в указанном в поручении месте экспедитор оформляет экспедиторскую расписку. Расписка подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя, а также дает экспедитору право владения грузом до момента его передачи клиенту (или указанному им грузополучателю по окончании перевозки).

Также экспедитором может оформляться складская расписка, если он принимает груз клиента на складское хранение.

Оформление прочих документов зависит от организации работы экспедитора. Дело в том, что экспедитор может как непосредственно оказывать услуги клиенту по перевозке груза, так и осуществлять организацию перевозки за счет клиента (от своего имени или от имени клиента), что влияет на порядок документооборота между клиентом и экспедитором, а также на оформление счетов-фактур:

1. Так, если экспедитор выполняет установленные договором ТЭ услуги самостоятельно, то, помимо экспедиторской расписки, после выполнения услуг он оформляет и передает клиенту акт оказанных услуг и счет-фактуру — на стоимость своих услуг, согласованных в договоре ТЭ.

2. В случае, когда экспедитор организовывает перевозку, то клиент выплачивает ему вознаграждение и возмещает понесенные экспедитором расходы, связанные с организацией перевозки. В связи с чем, помимо акта оказанных услуг, экспедитор должен оформить отчет о понесенных расходах и приложить к нему оригиналы или копии документов.

2.1. Если экспедитор при организации перевозки выступает от имени клиента, то он заключает договоры с перевозчиками (и иными поставщиками) на основании выданной ему клиентом доверенности. Оригиналы договоров экспедитор передает клиенту вместе с отчетом.

2.2. Если экспедитор заключает договора от своего имени, то клиенту он должен передать их копии, а также копии перевозочных документов.

Не позднее 5 дней со дня оказания экспедитором услуги (с даты оформления Акта оказанных услуг) экспедитор выставляет клиенту:

  • счет-фактуру на сумму своего вознаграждения;

  • сводный счет-фактуру, в котором указываются в самостоятельных позициях виды услуг, приобретенных у третьих лиц, на основании их счетов-фактур/счетов. К сводному счету-фактуре должны быть приложены копии счетов-фактур/счетов, полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору, а также копии соответствующих первичных документов.

Таким образом, для подтверждения расходов, связанных с перевозкой груза с привлечением экспедитора, организации-клиенту, помимо договора ТЭ, экспедиторской расписки, необходимы также первичные документы: Акты оказанных экспедитором услуг, транспортные накладные, заказчиком перевозки в которых выступает клиент, или (если экспедитор организовывает предусмотренные договором ТЭ услуги за счет клиента) Акты оказанных услуг, Отчеты о понесенных экспедитором расходах с приложенными к ним подтверждающими документами.

Обоснование вывода:

Отношения между экспедитором и клиентом регулируются главой 41 ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 (далее — Закон N 87-ФЗ и Правила).

По договору транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 801 ГК РФ правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком*(1).

Договором ТЭ могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой*(2).

При этом согласно п. 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ клиент обязан уплатить вознаграждение, причитающееся экспедитору, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы.

Пунктом 4 ст. 4 Закона N 87-ФЗ установлена обязанность экспедитора при приемке груза выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором ТЭ от имени клиента на основании выданной им доверенности.

То есть обязанность представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции (например, оригиналы договоров перевозки), возникает только в том случае, если эти договоры заключаются от имени клиента на основании соответствующей доверенности.

Если же экспедитор при заключении договоров перевозки действует от своего имени, такой обязанности у него не возникает. Однако в договоре ТЭ желательно предусмотреть обязанность экспедитора предоставить клиенту копии документов, подтверждающих расходы, которые возмещаются клиентом (подробнее рассмотрим далее).

Таким образом, правовая природа договора ТЭ подразумевает, что экспедитор может как непосредственно оказывать услуги клиенту, связанные с перевозкой груза, так и осуществлять организацию перевозки за счет клиента, что влияет на порядок документооборота между клиентом и экспедитором.

Экспедитор при организации перевозки может заключать договоры перевозки груза как от своего имени, так и от имени клиента. В последнем случае клиент должен выдать экспедитору доверенность, подтверждающую полномочия экспедитора. Кроме этого, такой договор ТЭ носит характер посреднического договора, что отражается на документальном оформлении услуг экспедитора и оформлении счетов-фактур.

Форма документа и правила заполнения

Бланк расписки и порядок его заполнения утверждены Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23.
Составляется экспедитором для себя и для грузоотправителя или клиента.
Заполнение бланка обычно не вызывает затруднений. Строки, в которых предусматривается информация о сторонах, являются обязательными к заполнению.
Строки, относящиеся к информации о грузе, заполняются в зависимости от характера (свойств) перевозимого имущества.

Заполненный образец экспедиторской расписки

Бланк «Экспедиционное поручение»

Как мы отметили выше, оформление документа возлагается на клиента. Он должен быть заполнен аккуратно, без ошибок и опечаток. Все бланки должны быть напечатаны шрифтом № 14 на листах формата A4. Наименование, расположенное по центру в верхней части листа, указывается шрифтом № 16. Поручение должно содержать достоверные и полные данные о грузе. Если в нем будет указана неточная информация, заказчик должен возместить экспедитору убытки, которые тот может понести из-за его оплошности. А вот за возможные убытки клиента, вызванные предоставлением неправильной информации, перевозчик никакой ответственности не несет.

Бланк можно найти в Приложении № 1 к Приказу Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов» (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.02.2008 № 11239). В этом же законодательном акте раскрываются правила его заполнения.

Поручение экспедитору (бланк скачать на нашем сайте можно скачать бесплатно) может выглядеть так:

Этот документ может заполняться как для однократного выполнения экспедиционных услуг, связанных с грузоперевозками, так и для услуг, предоставляемых на постоянной основе.

Правила заполнения

Бланк содержит следующие строки:

Особо внимательным нужно быть при заполнении строк, в которых указываются данные о сторонах договора, а также сведения о грузе.

Оформляется документ в двух экземплярах. Один остается у клиента, второй вручается агенту.

Бланк расписки изготовляется типографским способом или с использованием компьютера. Форма документа содержит наименование, расположенное по центру и иные реквизиты. Бланк может содержать следующие достоверные и развернутые данные о грузе в соответствующих строках:

  • дата выдачи;
  • номер экспедиторской расписки, присвоенный документу экспедитором в соответствии с документооборотом компании. Этот реквизит очень важен: например, если вы знаете номер экспедиторской расписки КИТ, это поможет отследить груз на сайте этой транспортной организации. Сходным образом действуют системы отслеживаня и других перевозчиков;
  • в строке «грузоотправитель» указываются данные о юридическом или физическом лице, включая полное наименование юрлица, фамилию, имя и отчество ИП, место, по которому находится постоянно действующий исполнительный орган юрлица или местонахождение ИП;
  • строки «Клиент» и «Экспедитор» заполняются аналогичным образом;
  • в соответствующей строке указывается страна, где груз был произведен;
  • строка «Товарный код» предназначена для внесения в нее опознавательного номера груза, который может потребоваться при взаимодействии с таможенными органами и для целей статистики или обозначения, идентификации транспорта;
  • маркировка проставляется в соответствии с действующим законодательством;
  • «количество мест, вид упаковки» — в этой строке указываются не только названные сведения, но и способ доставки (в коробках, навалом и т.д.);
  • вес указывается как с упаковкой, так и без нее;
  • проставляются объем и стоимость в соответствующих графах;
  • стоит прописать дополнительно особые условия приемки на транспортно-экспедиционное обслуживание, обязанности экспедитора и сведения о товаре, даже если они есть в договоре;
  • под размерами упаковки подразумеваются ее габариты и вес (каждой в отдельности);
  • подпись экспедитора является обязательны реквизитом.

В зависимости от особенностей перевозимого товара заполняются отдельные строки; данные о сторонах должны быть указаны в расписке в обязательном порядке.

Поскольку в рамках договора транспортной экспедиции не составляются транспортные накладные, то расходы для целей налогообложения по такому контракту организация, выступающая заказчиком услуг, вправе учесть только при наличии этой бумаги. В совокупности с другими документами (поручение экспедитору и товарной накладной, подписанной покупателем) она является документом согласно Закону о бухгалтерском учете, по которому поставщик отражает реализацию товаров (признание доходов и списание стоимости товаров).
Кроме того, ее наличие очень важно при разрешении возможных споров: например, если возникнет ситуация, когда нужно будет потребовать возмещения ущерба по причине порчи или утраты груза. Поэтому у заказчика услуг не должен возникать вопрос о том, экспедиторская расписка обязательна или нет. При условии ее наличия рассмотрение спора в судебном порядке пройдет значительно быстрее и эффективнее.

Какова структура экспедиторской расписки, где можно скачать образец или бланк?

Унифицированный бланк расписки применяется в соответствии с приложением № 2 к Порядку. Им же закреплены основные правила заполнения:

  1. Используется отпечатанная в типографии или на принтере форма (формат А4, кегль 14).
  2. Индивидуальные для каждого случая сведения вносит экспедитор (заносит информацию в электронную форму или прописывает данные ручкой синего либо черного цвета).

Расписка помимо названия содержит 16 позиций:

1–2 — основные реквизиты, позволяющие идентифицировать документ (дата выдачи и номер). Нумерация производится исполнителем.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

3–5 — информация об отправителе имущества, клиенте и экспедиторе (полное имя и адрес ИП или наименование и место нахождения компании).

6 — страна, в которой груз произведен.

7 — товарный код, используемый в таможенных и транспортных целях, а также для статистики.

8 — маркировка, соответствующая правилам, утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971.

9 — число грузовых мест и способ доставки (например, в ящиках).

Подпишитесь на рассылку

10 — вес в 2 вариациях (с упаковкой и без).

11 — объем.

12 — цена имущества, определенная по платежным документам.

13 — габариты, вес упаковки.

14 — условия приема товара, обязательства экспедитора.

15 — дополнительные данные (к примеру, пометка о хрупкости груза и требуемой осторожности при его доставке).

16 — личная подпись составителя акта, ее расшифровка.

***

Таким образом, экспедитор готовит расписку на основании унифицированной формы и передает ее контрагенту при приеме груза. При этом важно понимать, что данный документ не подтверждает расходы исполнителя и не является единственным доказательством передачи груза. Бланк и образец экспедиторской расписки вы можете найти на нашем сайте.

Порядок заполнения экспедиторской расписки

Порядок оформления экспедиторской расписки утвержден Приказом Минтранса от 11.02.2008 № 23.

Заполнить бланк экспедиторской расписки должен экспедитор в двух экземплярах (для экспедитора и грузоотправителя или клиента). Делается это либо на компьютере, либо от руки шариковой ручкой (синим или черным цветом). В экспедиторской расписке не допускаются подчистки и помарки.

В строках «Грузоотправитель», «Клиент», «Экспедитор» указываются полное фирменное наименование и местонахождение соответствующей организации или Ф.И.О. и местожительство ИП.

По строке «Товарный код» указывается опознавательный номер груза, предназначенный для таможенных, транспортных и статистических целей.

В строке «Количество мест, вид упаковки» нужно заполнить количество грузовых мест и то, каким способом груз будет доставляться (насыпью, наливом, навалом, в ящиках, коробках и т.д.).

При заполнении строки «Стоимость» учитывается стоимость груза в соответствии с платежными документами.

По строке «Размер упаковки» нужно указать габариты каждой упаковки и ее вес.

В строке «Особые отметки» можно привести дополнительную информацию о грузе (в т.ч. об особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности груза).

В строке «Подпись» должны быть приведены личная подпись экспедитора или уполномоченного им лица и его Ф.И.О.

Обязательным является заполнение строк, в которых отражается информация о сторонах экспедиторской расписки.

Строки, касающиеся информации о грузе, заполняются в зависимости от его характера (свойств). Это означает, что заполнение всех «грузовых» строк в расписке не требуется.

Образец экспедиторской расписки 2017

Покажем, как заполнить экспедиторскую расписку на образце.

Пример экспедиторской расписки можно посмотреть .

Скачать бланк экспедиторской расписки

Настоящий раздел посвящен образцу экспедиторской расписки. Скачать бланк можно по ссылке: Экспедиторская расписка — бланк.

При его заполнении необходимо учитывать следующее:

  • ответственным за заполнение считается экспедитор (п. 19 порядка № 23);
  • размер шрифта, который нужно использовать: наименование — 16-й кегль, остальной текст — 14 (пп. 22, 23 порядка № 23);
  • способы заполнения:
    • компьютерный способ;
    • ручкой с черной или синей пастой (п. 24 порядка № 23);
  • исправления не допускаются (п. 24 порядка № 23);
  • в графе «Дата» обозначается дата выдачи документа (п. 25 порядка № 23);
  • в графах «Грузоотправитель», «Клиент» и «Экспедитор» прописываются полные официальные наименования и адреса (п. 25 порядка № 23);
  • при заполнении товарного кода проставляется код, позволяющий определить товар исходя из таможенных, статистических и иных целей (п. 25 порядка № 23);
  • маркировка указывается согласно соответствующим нормативно-правовым актам РФ (п. 25 порядка № 23), в частности п. 1.2 правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 № 50;
  • при заполнении особых отметок могут быть указаны способ доставки, обеспечение экологических требований и сохранности товара (п. 25 порядка № 23);
  • подпись экспедитора указывается с расшифровкой (п. 25 порядка № 23);
  • нельзя не заполнять графы, предназначенные для указания сведений о сторонах отношений (п. 26 порядка № 23);
  • расписка составляется в 2 экз., один — для лица, передающего груз для транспортировки, или лица, оплатившего услуги перевозчика (п. 28 порядка № 23).

Итак, для подтверждения передачи груза экспедитору составляется экспедиторская расписка, бланк которой был представлен для скачивания в настоящей статье. Заполняется расписка согласно правилам Минтранса РФ. В частности, необходимо соблюдение требований о составлении расписки в 2 экземплярах с обязательным указанием сведений о сторонах отношений по оказанию экспедиционных услуг, подписании расписки представителем экспедитора, который отвечает за ее составление, с указанием расшифровки подписи.

Как выглядит форма экспедиторской расписки 2016-2017 годов, где скачать ее бланк и образец заполнения?

Экспедиторская расписка имеет законодательно утвержденную форму, приведенную в приказе Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23. Этот же документ содержит описание порядка заполнения экспедиторской расписки.

Оформляет ее экспедитор в письменном виде в момент приемки груза на основании данных, предоставленных клиентом. Действие расписки прекращается в момент завершения доставки груза по оговоренному адресу.

Бланк экспедиторской расписки можно скачать на нашем сайте.

На нашем же сайте можно увидеть и образец экспедиторской расписки, составленный по законодательно утвержденной форме.

О том, как может быть оформлен путевой лист автотранспорта, доставляющего груз, читайте в материале «Путевой лист грузового автомобиля в бухучете (бланк)».

Каким может быть номер документа (на примере того, как заполняют экспедиторскую расписку ТК «КИТ» и «Деловые линии»)?

Оказанием экспедиторских услуг в РФ занимается множество транспортных компаний. И каждая из них, беря за основу ту информацию, наличие которой предусмотрено законодательно утвержденной формой экспедиторской расписки, создает свой уникальный бланк этого документа.

Уникальными оказываются и системы применяемой нумерации. Так, например, транспортная компания «КИТ» в номере экспедиторской расписки шифрует названия пунктов назначения и отправления.

А ООО «Деловые линии» взамен экспедиторской расписки оформляет содержащую аналогичные данные накладную, оговаривая в текстах разработанных в этой компании шаблонов транспортно-экспедиционных договоров применение именно этого документа.

Зачем нужен данный документ

Широко распространенное мнение о том, что экспедиторская расписка нужна только грузоотправителю, как клиенту компании-транспортировщика, является не совсем точным и не таким однозначным. Документ, при условии, что он составлен по всем правилам и содержит в себе всю необходимую информацию, нужен и самому экспедитору, поскольку он служит доказательством того, что груз был принят в заявленном весе, объеме, упаковке, определенном качестве количестве и т.п. Расписка свидетельствует и о том, что выполнение обязательств по доставке груза перешло к экспедитору и никаких нареканий, замечаний и особых условий по поводу доставки у него нет.

Экспедитор несет за груз полную ответственность с момента его получения и включительно до момента его передачи грузополучателю.

Кроме того, данная расписка вкупе с другими бумагами (например, товарно-транспортной накладной) служит основанием для принятия груза на учет фирмы-получателя.

Следует отметить, что экспедиторская расписка не содержит сведений о стоимости перевозки и прочих сопутствующих расходах и параметрах, но обязательно включает в себя информацию о цене перевозимых товарно-материальных ценностях.

Как составить экспедиторскую расписку

На сегодняшний день экспедиторская расписка не имеет строго установленного образца, поэтому она может составляться в произвольной форме или на основе разработанного внутри предприятия шаблона (который должен быть утвержден в учетной политике фирмы). Некоторый организации по старинке предпочитают использовать ранее обязательный к применению бланк документа, поскольку он содержит в себе все необходимые сведения.

В расписку должна быть включена информация о:

  • предприятии-грузоотправителе,
  • получателе груза,
  • персональные данные экспедитора (его фамилия-имя-отчество),
  • дата и номер составления документа,
  • некоторые сведения о грузе (вес, упаковка, количество занимаемых мест, и т.п. параметры).

Расписка практически аналогична другому транспортному документу, сопровождающему груз – поручению экспедитору.

Ошибки, а уж тем более недостоверные или заведомо ложные сведения допускать в документе нельзя, поскольку впоследствии при некоторых обстоятельствах, он может стать юридически значимым документом, востребованным в судебной инстанции. Если случилось оказия и некоторая неточность все же была допущена, лучше не исправлять ее, а создать новый документ.

Как оформить экспедиторскую расписку

Писать расписку можно на фирменном бланке транспортной компании или же обычном листе А4 формата, как в рукописном виде, так и в печатном. В ней обязательно должна наличествовать подпись экспедитора, который таким образом подтверждает то, что все внесенные в нее сведения о товаре верны.

Расписка составляется в двух экземплярах:

  • один из которых передается на руки клиенту компании,
  • а второй остается у экспедитора.

В некоторых случаях при необходимости могут быть сделаны дополнительные копии, которые также должны быть подписаны экспедитором. Следует отметить то, что после того, как груз будет доставлен до адресата, расписка не возвращается экспедитору, а остается на руках клиента (для такого рода бумаг есть даже специальный термин «необоротный документ»).

Кейсы экспедиторов. Кто и как оформляет расписки и транспортные накладные

Всё ли так просто? Конечно, нет. Возникают различные вопросы при оформлении документов и их подписании, а иногда компании, чтобы лишний раз себя обезопасить перед налоговиками, находят интересные решения и выстраивают замысловатые процессы визирования первичных документов. Аналитики Synerdocs провели исследование процессов в области экспедиторских схем с целью выяснить, как выстроено взаимодействие между участниками, и почему экспедиторы неодобрительно относятся к электронной транспортной накладной (далее — ЭТрН) в текущем виде. Опросили представителей более чем 30 компаний и готовы поделиться выводами.

Результаты общения я представила в виде таблицы. Вы можете ознакомиться с распространенными кейсами, как экспедиторы оформляют два основных документа — расписку и транспортную накладную.

Экспедиторская расписка:

Как по закону Как на практике
Приказ № 23. Раздел 3. Пункт 28:
«Бланк «Экспедиторская расписка» заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту)».
Часто расписка грузоотправителю и заказчику не нужна. Считается, что это документ для экспедитора.
Приказ № 23:
В рекомендуемой форме экспедиторской расписки подпись клиента (заказчика экспедиторских услуг) не предусмотрена.
Несмотря на четкие требования законодательства, экспедиторы просят подписать расписку. И на деле вырисовываются самые разные схемы, где второй, а то и третьей стороной является: водитель, грузоотправитель, грузополучатель и др.
Приказ № 23 определяет основные разделы экспедиторской расписки. На практике ни одна расписка не похожа на другую. Экспедиторы их дорабатывают под свои нужды.

Транспортная накладная:

Как по закону Как на практике
Постановление № 272 не обязывает экспедиторские компании использовать транспортную накладную. Однако составление транспортной накладной при заключении договора перевозки груза является обязательным (п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, п. 6 Правил перевозок, утв. Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272). А это значит, что экспедиторская расписка не заменяет ТрН для всех сторон договора экспедиции, то есть оформлять ее все же придется.
Приложение 4 к Постановлению № 272 содержит рекомендательную форму транспортной накладной, где отражены все основные участники перевозки. К сожалению, экспедитора нельзя указать в строке «Перевозчик», потому как он является агентом, т.е. организатором перевозки. В ней должен быть указан непосредственный исполнитель, который доставляет груз.
Постановление № 272 говорит о том, что накладная составляется в количестве, равном количеству смен места положения груза или смены транспортных средств.
Приведу в пример схему двух плеч.

  1. Грузоотправитель — непосредственно компания, которая реализует товары, а грузополучатель — экспедитор.
  2. На втором плече экспедиторская компания выступает грузоотправителем, а грузополучателем значится непосредственный получатель.

В итоге на одну поставку формируются две транспортные накладные.

На практике есть два критичных момента. рассмотрим на нашем примере:

  1. Грузоотправитель, доверяя перевозку своего груза экспедитору, отказывается указывать экспедиторскую компанию в качестве получателя на первом плече, аргументируя это тем, что груз должен быть доставлен конечному клиенту, а не на склад экспедитора. Он не согласен с тем, что в одной из транспортных накладных не значится (в нашем случае на второй).
  2. «В позу» встает грузополучатель. Он может пожелать не принимать груз от имени экспедиторской компании не смотря на то, что данные в первичных документах идентичны содержанию груза.

Итак, к каким выводам мы пришли, проведя анализ кейсов по использованию этих двух распространенных документов?

  • Транспортную накладную экспедиторы составлять должны, но в рекомендуемой форме соответствующее поле для них не предусмотрено.
  • Существуют организационные сложности по оформлению документов при многоплечевых доставках и не только.
  • Экспедиторская расписка нужна только экспедиторским компаниям.

Что говорят сами экспедиторы?

Я пообщалась с представителями двух крупных компаний — DB Schenker и Logiterra. Каждый из них поделился мнением относительно работы с бумажными.

«Действительно, вышеуказанные проблемы есть и у нас. Мы — экспедиторская компания, и обязаны представлять отчетные документы по перевозке — экспедиторские расписки, поручения экспедитору и складские расписки, а также оформлять транспортные накладные.

По той причине, что грузоотправителем по документам являемся мы, а не сама компания-отправитель, порой очень тяжело заставить грузополучателя поставить подпись на транспортной накладной. Большая проблема есть и при работе с экспедиторскими документами — грузоотправители и грузополучатели не желают ставить в них подписи, аргументируя тем, что у нашей компании нет каких-либо юридически закрепленных обязательств и взаимоотношений. Получается, никто не обязан подписывать наши документы, а мы в налоговые органы должны представить подписанные документы. Такой парадокс. Фактически все зависит от человеческого фактора. Если у работника склада настроение хорошее, то подпишут, а если нет, то приходится выкручиваться.

Говоря о сложностях работы с бумагой, можем сказать, что как таковых проблем нет, кроме цены, рисков утери, сложностей хранения, ну, и самой логистики документов на бумаге (в т.ч. времени). Из плюсов у бумаги отмечу гибкость. Всегда можно что-то отредактировать без фиксации версии, но это одновременно и минус».

Своим мнением также делится Куликов Алексей, директор по стратегическому развитию компании Logiterra:

«Да, в части интересов экспедиторов ситуация не самая обнадеживающая. Действительно, к бумаге они приспособились, но тут кто во что горазд. Больше половины решений идет вразрез с законодательством.

Мы придерживаемся той логики, что в ТрН экспедитор должен быть отправителем. А если говорить о введении нового титула, тогда — организатором перевозки. Но новый титул мы будем внедрять до 2050 года, поэтому наша позиция проста. Передача груза регулируется поручением экспедитору и экспедиторской распиской. И ответственность никто с экспедитора более не может снять. А уж отношения между ним и непосредственно исполнителем — перевозчиком — это зона договора между этими сторонами и попутно страховой компанией. ФНС такая схема устраивает, все встречные проверки налоговых органов от перевозчиков и от клиентов идут на ура. Нам не совсем понятно, зачем грузовладельцу непременно нужно быть указанным в качестве грузоотправителя в ТрН. А вот тот факт, что транспортные документы экспедиторов сети подписывают неохотно — да, это проблема. Порой с боем приходится перевозчикам подписывать ТрН, так как без подписи мы им не оплатим оказанные услуги. Кажется, сети не до конца понимают, что более половины всех поставок к ним едут не прямыми транспортом, а сборными грузами. И если создать проблемы для этой отрасли, то автоматически проблемы коснутся и большей части поставщиков, приведут к росту цен и, как следствие, к инфляции»

Коллеги из компаний Schenker и Logiterra поделились основными проблемами экспедиторских компаний. Поможет ли электронный документооборот решить их, с какими организационными вопросами кобизнес может столкнуться, переводя взаимоотношения в электронную плоскость, и какие выгоды экспедиторы могут получить? На эти вопросы я отвечу в следующей части статьи.

Алиса Муратова, аналитик Synerdocs

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *