Тяпухин С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В соответствии со ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка. В данной консультации рассмотрим нюансы применения этой нормы.
Содержание
- Документальное оформление
- Трудоустройство (приём на работу)
- Когда дополнительные выходные дни не предоставляются?
- Расчет среднего заработка
- Налог на доходы физических лиц
- Страховые взносы
- Бухгалтерский учет
- Правила поведения пользователей на сайте
- Больничные
- Условия труда (особенности рабочего времени)
- Ограничения при увольнении (расторжении трудового договора)
Документальное оформление
Пакет документов, которые работник должен подать для предоставления ему дополнительных оплачиваемых выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, определен п. 2, 3 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 № 1048. Это:
1) заявление, составленное по форме, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 19.12.2014 № 1055н. Периодичность подачи заявления определяется родителем по согласованию с работодателем в зависимости от необходимости использования дополнительных оплачиваемых выходных дней:
-
ежемесячно;
-
один раз в квартал;
-
один раз в год;
-
по мере обращения или др.;
2) копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной бюро медико-социальной экспертизы (форма справки утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 № 1031н). Отметим, что справка имеет ограниченный срок действия (представляется в соответствии со сроками установления инвалидности – один раз, раз в год, раз в два года, раз в пять лет), поэтому необходимо следить, чтобы в бухгалтерии всегда находилась копия актуальной справки;
3) документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида (представляются один раз);
4) копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом (представляется один раз);
5) справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично, либо справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что от этого родителя (опекуна, попечителя) не поступало заявление о предоставлении ему в этом же календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней (данная справка должна представляться при каждом обращении с заявлением). Справка не требуется, если имеется документальное подтверждение факта смерти другого родителя, признания его безвестно отсутствующим, лишения (ограничения) родительских прав, лишения свободы, пребывания в служебной командировке свыше одного календарного месяца или других обстоятельств, свидетельствующих о том, что другой родитель не может осуществлять уход за ребенком-инвалидом, а также если один из родителей уклоняется от воспитания ребенка-инвалида.
Нужно ли представлять справку из органов соцзащиты о том, что ребенок не находится на гособеспечении?
По сути, перечень документов, приведенный выше, является исчерпывающим, и требование от работника иных документов неправомерно (Письмо Минтруда РФ от 28.03.2016 № 17-1/ООГ-451).
В то же время при проверке правильности оплаты четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц, предоставляемых одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, проверяющие из ФСС пользуются Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81, в соответствии с п. 87 которых в бухгалтерии страхователя должны храниться на каждого получателя, в частности:
1) заявление о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;
2) справка из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не находится на государственном обеспечении (в интернате или ином подобном учреждении), представляемая ежегодно;
3) копия приказа о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;
4) справка с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы;
5) если работающим по трудовому договору является один родитель:
-
справка из органов государственной службы занятости населения, подтверждающая факт отсутствия работы у другого родителя;
-
свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ИП – если второй родитель является самозанятым;
-
гражданско-правовой договор – если второй родитель работает по такому договору.
В этой же методичке указано, что в случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т. п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя. В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.
Для справки: согласно ранее действовавшему Постановлению Минтруда РФ № 26, ФСС РФ № 34 от 04.04.2000 «Об утверждении Разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» для получения дополнительных выходных дней работник должен был представить, кроме прочих документов, справку из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что он не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении. При этом указывалось, что детские дома-интернаты на условиях пяти– или шестидневного пребывания в неделю к специализированным детским учреждениям с полным государственным обеспечением не относятся.
Согласно новому порядку такая справка не представляется. Вместо нее требуется подача документа, подтверждающего место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида. При этом в Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам поправки, устраняющие разночтения, до настоящего времени не внесены. Таким образом, вопрос о том, нужно ли представлять эту справку, является спорным. По нашему мнению, это делать необязательно.
Можно ли предоставить работнику дополнительный оплачиваемый выходной день, если он и ребенок зарегистрированы по разным адресам?
Ситуация, когда один из родителей и ребенок-инвалид зарегистрированы по различным адресам, подробно описана в Письме Минтруда РФ № 17-1/ООГ-451. В частности, в письме сказано, что норма о представлении документа, подтверждающего место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида, введена в целях исключения злоупотребления правом на получение дополнительных оплачиваемых выходных дней. Вместе с тем совместное проживание на одной жилой площади родителя и ребенка-инвалида не является обязательным условием предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней. В случае если места фактического проживания родителя и ребенка-инвалида находятся на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга, что дает родителю возможность осуществлять фактический уход за ребенком, работодатель вправе принять решение о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней.
По данному вопросу также есть разъяснения инспекторов ФСС, размещенные на сайте Севастопольского регионального отделения ФСС (http://r92.fss.ru/130561/183929.shtml): подтвердить место жительства ребенка-инвалида можно, например, справкой, выданной управляющей компанией, выпиской из домовой книги, свидетельством о регистрации по месту жительства, а место его пребывания – свидетельством о регистрации по месту пребывания (формы свидетельств о регистрации по месту жительства и месту пребывания утверждены Приказом МВД РФ от 31.12.2017 № 984). Правила не требуют совместного проживания родителя и ребенка, поэтому их адреса могут не совпадать.
Таким образом, полагаем, что факт регистрации матери и ребенка по различным адресам не должен препятствовать оплате дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
Трудоустройство (приём на работу)
Трудовой кодекс прямо запрещает работодателю отказывать в приеме на работу женщинам по мотивам, связанным с наличием детей, независимо от того, являются они инвалидами или нет (ч. третья ст. 64 ТК РФ). Это правило распространяется также на отцов, воспитывающих детей без матери, опекунов и попечителей несовершеннолетних (ст. 264 ТК РФ). При приеме на работу сотрудник обязан предъявить работодателю ряд обязательных документов, а информировать компанию о состоянии здоровья своего ребенка он не обязан (ст. 65 ТК РФ).
Трудовое законодательство предусматривает для работников, воспитывающих детей — инвалидов, ряд льгот и гарантий. Для того чтобы ими воспользоваться, сотрудник должен представить свидетельство о рождении ребенка и документы, подтверждающие его инвалидность. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности, детям до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, далее – Закон № 181-ФЗ)
В подтверждение инвалидности ребенка сотрудник должен предоставить работодателю справку установленной формы с решением медико-социальной экспертизы – МСЭ (Приложение № 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2010 г. № 1031н). Инвалидность может устанавливаться сроком на год, два года или до достижения ребенком возраста 18 лет. Конкретный срок указывается в справке МСЭ. Переосвидетельствование детей проводится один раз в течение срока, на который ребенку установлена инвалидность. Поэтому, если срок действия предыдущей справки истек и родители ребенка-инвалида не представили новую справку МСЭ, льготы по месту работы им не предоставляются.
Документы, подтверждающие присвоение инвалидности (справка, акт освидетельствования и др.), должны храниться у работника на руках, работодатель может оставить у себя только копии этих документов.
Когда дополнительные выходные дни не предоставляются?
В соответствии с п. 7 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами дополнительные дни отдыха не предоставляются родителю (опекуну, попечителю):
-
в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска;
-
в период отпуска без сохранения заработной платы;
-
в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
При этом у другого родителя (опекуна, попечителя) сохраняется право на получение четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней.
Другие основания для отказа в предоставлении дополнительных дней отдыха законодательством не предусмотрены. Отсюда делаем вывод, что дополнительные выходные дни могут быть предоставлены в период нахождения работника в командировке.
Кроме того, следует учитывать, что законодательством не требуется подтверждать факт целевого использования работником предоставленных ему четырех дополнительных выходных дней в месяц по уходу за ребенком-инвалидом. Поэтому такие дни он может использовать по своему усмотрению (например, находиться в отъезде).
Дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставленные, но не использованные в календарном месяце родителем (опекуном, попечителем) в связи с его временной нетрудоспособностью, предоставляются ему в этом же календарном месяце (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце и предъявления больничного листа). Дополнительные оплачиваемые выходные дни, не использованные в календарном месяце, на другой календарный месяц не переносятся (п. 9, 10 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами).
Расчет среднего заработка
Согласно ст. 139 ТК РФ оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка, определяемого в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение).
Расчет средней заработной платы производится исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в котором работнику предоставляется дополнительный выходной день по уходу за ребенком-инвалидом. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно) (ч. 3 ст. 139 ТК РФ, п. 4 Положения). Так, расчетным периодом для исчисления среднего заработка для оплаты предоставленных в феврале 2019 года дополнительных выходных дней является период с 01.02.2018 по 31.01.2019.
При определении среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемых в соответствующем учреждении, независимо от источников этих выплат, в том числе начисленная работнику заработная плата (пп. «а» п. 2 Положения). При этом из расчетного периода исключаются время, а также начисленные за это время суммы, если (п. 5 Положения):
-
работник находился в очередном оплачиваемом отпуске, служебной командировке, ему выплачивался средний заработок по иным основаниям, предусмотренным ТК РФ (пп. «а»);
-
работник получал пособие по временной нетрудоспособности (пп. «б»);
-
работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами (пп. «д»).
Кроме того, при расчете среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.) (п. 3 Положения).
На практике при проверке правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию между инспекторами ФСС и работодателями нередко возникают споры о правомерности включения в расчет среднего заработка тех или иных выплат. Например, арбитры СЗО полагают, что если материальная помощь предусмотрена системой оплаты труда, то она должна включаться в расчет.
Вывод судей |
Реквизиты постановления |
Сумма материальной помощи правомерно включена в расчет среднего заработка для оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, поскольку относится к выплатам стимулирующего характера и является частью системы оплаты труда (в рассматриваемом случае материальная помощь работникам государственного казенного учреждения выплачивалась в соответствии с положением об оплате труда при их уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск) |
Постановления АС СЗО от 27.09.2018 № Ф07-11091/2018 по делу № А66-8838/2017, от 27.11.2017 № Ф07-12522/2017 по делу № А66-13705/2016 (Определением ВС РФ от 10.05.2018 № 307-КГ18-918 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ) |
Во избежание возникновения споров бухгалтер учреждения должен взвесить все за и против в отношении применения такого подхода.
Налог на доходы физических лиц
В силу п. 1 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ государственные пособия, кроме пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством.
На протяжении длительного времени вопрос о том, применяется ли эта норма налогового законодательства к выплате среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, в соответствии со ст. 262 ТК РФ, был спорным. Чиновники давали отрицательный ответ. Однако в настоящее время вопрос решился в пользу налогоплательщиков. Президиум ВАС высказал мнение, что выплаты за дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами не облагаются НДФЛ, и налоговикам не осталось ничего иного, как согласиться:
– Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 1798/10;
– Письмо ФНС РФ от 11.12.2018 № БС-3-11/[email protected]
В случае если работодатель удерживал НДФЛ с сумм оплаты дополнительных дней отдыха, предусмотренных ст. 262 ТК РФ, работник вправе вернуть излишне удержанную сумму налога, представив работодателю соответствующее заявление.
Страховые взносы
Вопрос о начислении страховых взносов на выплаты родителям за предоставление дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом также является спорным.
Официальная позиция состоит в том, что страховые взносы с указанных сумм исчислять необходимо (ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, Письмо Минфина РФ от 30.03.2017 № 03-15-05/18599). В частности, в соответствии с п. 17 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами согласно ст. 262 ТК РФ, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС.
То есть должны быть начислены и уплачены (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»):
-
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
-
страховые взносы на медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
-
страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Существует и альтернативная позиция, поддерживаемая судьями всех округов. По мнению арбитров, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, не относится к категории вознаграждений за труд, а является средством обеспечения социальной защиты соответствующих категорий граждан, она не облагается страховыми взносами:
Справедливости ради отметим, что все принятые на сегодняшний день постановления судов основываются на положениях Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01.01.2017, а не на нормах НК РФ. Однако, поскольку формулировки этих двух документов практически идентичны, полагаем, что арбитры и в будущем не поменяют своего мнения.
Что посоветовать страхователям? Если они не боятся оказаться в зале суда, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам, имеющим детей-инвалидов, можно не облагать страховыми взносами. Более осторожным – во избежание спорных ситуаций – страховые взносы лучше начислить.
Бухгалтерский учет
Выплата работнику среднего заработка за предоставляемые дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом осуществляется за счет средств бюджета ФСС.
Указанные операции отражаются в бюджетном учете по аналогии с иными выплатами, производимыми за счет средств бюджета ФСС (например, с выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности).
Расходы учреждения на выплату среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, и начисленные на него страховые взносы за счет средств бюджета ФСС отражаются по коду вида расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» и относятся на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ (Указания № 65н).
В учете казенного учреждения сумма начисленного среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, за счет средств бюджета ФСС отражается бухгалтерской записью по дебету счета 1 303 02 830 и кредиту счета 1 302 13 730 (п. 102 и 104 Инструкции № 162н). Начисленные суммы страховых взносов оформляются записями по дебету счета 1 303 02 830 и кредиту счетов 1 303 02 730, 1 303 06 730, 1 303 07 730, 1 303 10 730 (поскольку указанные корреспонденции счетов в Инструкции № 162н отсутствуют, казенному учреждению следует согласовать их с финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств) (п. 2 Инструкции № 162н, Письмо Минфина РФ от 24.07.2018 № 02-06-10/51872).
Перечисление среднего заработка на банковскую карту сотрудника оформляется записью по дебету счета 1 302 13 830 и кредиту счета 1 304 05 213 (Письмо Минфина РФ № 02-06-10/51872).
В учете казенного учреждения должны быть составлены следующие проводки:
Правила поведения пользователей на сайте
Правила использования сервисов и информации
пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»
Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.
1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах
1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:
Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.
Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.
Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.
Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.
Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.
Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.
2. Общие правила
2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.
2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.
2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.
2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.
3. Регистрация пользователей
3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.
3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).
3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.
3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.
3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.
4. Публикация обращений
4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.
4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.
4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.
4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:
— адрес проживания заявителя;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;
— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.
Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.
4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:
— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);
— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;
— сведения о своей должности и периоде работы;
— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.
4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:
— пояснения к сложившейся ситуации;
— фотоматериалы.
Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.
Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.
4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.
4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.
4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:
— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;
— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;
— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;
— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;
— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;
— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;
— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).
4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.
Больничные
Больничный при необходимости осуществления ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет выплачивается за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении. При этом введено ограничение общей продолжительности таких периодов – не более чем за 120 календарных дней в текущем году по всем случаям ухода за этим ребенком (п. 3 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).
Верховный Суд РФ в Решении от 17 апреля 2013 г. № АКПИ13-178 отменил действие абзаца 4 пункта 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н). Эта норма связывала оплату больничного во время ухода за ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении с острым заболеванием или обострением хронического заболевания. Листок нетрудоспособности выдается и оплачивается сотрудникам во всех случаях нахождения с ребенком в стационаре.
Условия труда (особенности рабочего времени)
При заключении трудового договора по просьбе работника, имеющего ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, ему может быть установлен неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя (ч. первая ст. 93 ТК РФ, ст. 264 ТК РФ). В этом случае может быть сокращено (п. 8 Положения, утвержденнго постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 г. № 111/8-51, далее – Положение):
– количество рабочих часов (неполный рабочий день или смена);
– количество рабочих дней в неделю (неполная рабочая неделя, например с понедельника по четверг);
– количество часов в день и рабочих дней в неделю (сочетание режимов неполного рабочего времени).
Если продолжительность рабочего дня женщины превышает 4 часа, ей нужно предоставить перерыв для отдыха и питания (п. 9 Положения).
Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для сотрудников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.
Неполное рабочее время может быть установлено работнику, воспитывающему ребенка-инвалида, и когда трудовой договор с ним уже заключен. В этом случае сотрудник должен написать заявление и указать в нем необходимый график работы. После рассмотрения заявления руководителем организации с работником необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору и издать соответствующий приказ.
Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни возможно только с письменного согласия сотрудника, имеющего ребенка-инвалида (ст. 259 ТК РФ). При этом работник должен быть в письменной форме ознакомлен со своим правом отказаться от данного вида работы.
Целесообразно вести журнал учета работников, для которых предусмотрены льготы и дополнительные гарантии. В нем нужно указывать вид предоставляемых гарантий и срок действия льготы (например, дату окончания инвалидности или дату достижения ребенком 18-летнего возраста). Это облегчит работу кадровой службы при рассмотрении вопросов, связанных с привлечением сотрудников к сверхурочной работе, направлением их в командировки, с увольнением и т. п.
Ограничения при увольнении (расторжении трудового договора)
Одинокая мать или иной сотрудник, воспитывающий ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, не могут быть уволены по инициативе работодателя, в частности, по сокращению штата или численности работников (ч. четвертая ст. 261 ТК РФ). Исключение составляют только случаи, когда работник допустил грубое нарушение трудовых обязанностей, например прогул (подп. «а» п. 6 ч. первой ст. 81 ТК РФ).