Содержание

О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

от 29 декабря 2014 года N 173-з

О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Принят Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан 25 декабря 2014 года.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящим Законом в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации») или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан определен порядок организации дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Республики Башкортостан (далее — гражданские служащие).

Статья 2. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих

1. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
2. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих включает их профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
3. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих осуществляется в любой предусмотренной законодательством об образовании форме обучения с отрывом или без отрыва от гражданской службы.
4. Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан (далее — гражданская служба), замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Статья 3. Принципы организации и осуществления дополнительного профессионального образования гражданских служащих

Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих организуется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:
1) обеспечение роста профессионализма и компетентности гражданских служащих;
2) опережающий характер обучения гражданских служащих по направлениям, имеющим приоритетное значение для обеспечения социально-экономического развития Республики Башкортостан;
3) комплексность и непрерывность обучения;
4) дифференциация получения гражданскими служащими дополнительного профессионального образования в зависимости от группы и категории замещаемой ими должности гражданской службы.

Статья 4. Профессиональная переподготовка гражданских служащих

1. Профессиональной переподготовкой гражданских служащих (далее — профессиональная переподготовка) является приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления гражданскими служащими нового вида профессиональной служебной деятельности.
2. Профессиональная переподготовка осуществляется в целях:
1) совершенствования знаний гражданских служащих или получения ими дополнительных знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности;
2) получения дополнительной квалификации.
3. Сроки и формы освоения образовательных программ профессиональной переподготовки, виды документов, выдаваемых гражданским служащим по результатам освоения программы профессиональной переподготовки, устанавливаются федеральным законодательством.

Статья 5. Повышение квалификации гражданских служащих

1. Повышением квалификации гражданских служащих (далее — повышение квалификации) является обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.
2. Повышение квалификации осуществляется в целях:
1) освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности гражданских служащих (тематические и проблемные конференции и семинары);
2) комплексного обновления знаний гражданских служащих по ряду вопросов в установленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач.
3. Сроки и формы освоения образовательных программ повышения квалификации, виды документов, выдаваемых гражданским служащим по результатам освоения программы повышения квалификации, устанавливаются федеральным законодательством.

Статья 6. Основания для направления гражданского служащего на обучение по образовательной программе дополнительного профессионального образования

1. Основаниями для направления гражданского служащего на обучение по образовательной программе дополнительного профессионального образования являются:
1) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;
2) включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе;
3) решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы;
4) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
2. Профессиональная переподготовка гражданского служащего осуществляется с учетом профиля его образования в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а также в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности.
Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категорий «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории «руководители» направляется на профессиональную переподготовку.
Необходимость в прохождении профессиональной переподготовки гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется представителем нанимателя.
3. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.
Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу.
Гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей направляется на повышение квалификации.

Статья 7. Гарантии гражданским служащим, получающим дополнительное профессиональное образование

1. Гражданским служащим, получающим дополнительное профессиональное образование, представителем нанимателя, образовательной организацией, государственным органом или иной организацией создаются условия для освоения дополнительной профессиональной программы.
2. За гражданскими служащими в период получения дополнительного профессионального образования сохраняются замещаемая должность гражданской службы и денежное содержание.
3. Гражданским служащим, направляемым для получения дополнительного профессионального образования в другую местность, производится оплата расходов в порядке и размерах, предусмотренных при направлении их в служебную командировку.

Статья 8. Государственный заказ Республики Башкортостан на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих

1. Организация дополнительного профессионального образования гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа Республики Башкортостан.
2. Государственный заказ Республики Башкортостан на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих на очередной год включает в себя:
1) государственный заказ на профессиональную переподготовку гражданских служащих;
2) государственный заказ на повышение квалификации гражданских служащих.
3. Размещение государственного заказа Республики Башкортостан на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
4. Размещение государственного заказа Республики Башкортостан на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих в части, касающейся выполнения работ, оказания услуг, связанных с научно-методическим, учебно-методическим и информационно-аналитическим обеспечением дополнительного профессионального образования, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, и в научных организациях.
5. Государственный заказ Республики Башкортостан на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих, включая его объем и структуру, утверждается Президентом Республики Башкортостан после вступления в силу закона Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и на плановый период с учетом положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
6. Государственный заказ Республики Башкортостан на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих формируется с учетом программ государственных органов Республики Башкортостан по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих.
Формирование указанного государственного заказа осуществляется государственными органами Республики Башкортостан по согласованию с органом по управлению государственной службой Республики Башкортостан с учетом функций государственных органов и их специализации, а также с учетом профессионального образования по должностям гражданской службы, замещаемым в этих государственных органах.
7. Порядок утверждения, финансирования и исполнения государственного заказа Республики Башкортостан на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих, а также полномочия государственных органов Республики Башкортостан по размещению государственного заказа Республики Башкортостан на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих устанавливаются Президентом Республики Башкортостан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Индивидуальный план профессионального развития гражданского служащего

1. Индивидуальный план профессионального развития гражданского служащего разрабатывается им в соответствии с должностным регламентом совместно с непосредственным руководителем на срок три года и утверждается в порядке, установленном представителем нанимателя.
2. В индивидуальном плане профессионального развития гражданского служащего указываются:
1) цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;
2) направления дополнительного профессионального образования;
3) ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданских служащих.

Статья 10. Программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих

1. Программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих утверждается его руководителем по согласованию с органом по управлению государственной службой Республики Башкортостан в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. В программе государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих, рассчитанной на три года:
1) прогнозируется ежегодная потребность в дополнительном профессиональном образовании гражданских служащих по категориям и группам должностей гражданской службы, направлениям, видам, формам и продолжительности получения дополнительного профессионального образования с учетом профиля и типа образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам;
2) указываются этапы реализации указанной программы, перечень мероприятий, а также показатели, позволяющие оценивать ход и результаты ее реализации;
3) прогнозируется ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданских служащих.

Статья 11. Финансирование расходов на реализацию настоящего Закона

Финансирование расходов на реализацию настоящего Закона осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан.

Статья 12. Участие органов государственной власти Республики Башкортостан в дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих в Республике Башкортостан

Органы государственной власти Республики Башкортостан участвуют в обеспечении дополнительного профессионального образования муниципальных служащих в Республике Башкортостан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Статья 13. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Башкортостан и их положений

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон Республики Башкортостан от 2 апреля 2010 года N 246-з «О профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Республики Башкортостан» (Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2010, N 8 (326), ст. 441);
2) статью 2 Закона Республики Башкортостан от 6 ноября 2013 года N 9-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан в сфере государственной гражданской службы» (Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2013, N 34 (436), ст. 1452).

Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Президент
Республики Башкортостан
Р.ХАМИТОВ

Уфа, Дом Республики
29 декабря 2014 года
N 173-з

Нередко студенты или аспиранты совмещают обучение с работой в штате организации. В этом случае они имеют право на специальный учебный отпуск, который поможет лучше подготовиться к сессии, государственной итоговой аттестации или к защите диссертации. У бухгалтера возникает вопрос: в каком случае работникам положен учебный отпуск, какой продолжительности он должен быть, как оплачивается и какие документы нужно оформить. Мы расскажем об этом в статье.

Для сотрудников, которые получают образование и одновременно работают, существуют гарантии и компенсации, которые перечислены в ст. 173-176 гл. 26 ТК РФ. Вкратце, работающие студенты и аспиранты могут рассчитывать на дополнительный (учебный) отпуск, который оплачивается в ряде случаев, на полную или частичную оплату дороги к месту учебы и обратно, а также на сокращенную рабочую неделю.

Формы компенсаций зависят от формы обучения и от вида получаемого образования. Например, работник, который готовится к защите докторской диссертации, может получить полугодовой отпуск с сохранением среднего заработка, а студент колледжа на очной форме для сдачи сессии может взять 10 дней отпуска в год без содержания.

Кому работодатель должен предоставить учебный отпуск?

В онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия вы можете оформить учебный отпуск и рассчитать средний заработок. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите бухучет, платите зарплату, отправляйте отчетность и пользуйтесь поддержкой наших экспертов.
Получить бесплатный доступ на 14 дней

  • Студентам ВУЗов, которые получают образование по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры, а также абитуриентам ВУЗов.
  • Аспирантам, студентам ординатуры, которые проходят подготовку высшей квалификации или готовятся к получению ученой степени.
  • Студентам средних специальных учебных заведений, которые получают профессиональное образование, а также абитуриентам колледжей и техникумов.
  • Ученикам вечерних школ, которые получают основное общее или среднее общее образование.

При каких условиях предоставляется учебный отпуск?

Сотрудник может рассчитывать на учебный отпуск, если он в первый раз получает образование данного уровня. Например, если сотрудник уже получил высшее образование и получает второе высшее, то по Трудовому кодексу отпуск на время сессий ему не положен. Но все меняется, если работник направляется для получения образования работодателем и по этому поводу заключен ученический договор или условия учебы оговорены в трудовом договоре. В таком случае работодатель может предоставить оплачиваемый учебный отпуск.

Если студент трудится в двух компаниях, то гарантии и компенсации ему предоставляются только в одной — по выбору сотрудника. Если ему нужно оформить отпуск и по второму месту работы, чтобы уехать на сессию или готовиться к итоговой государственной аттестации, то рассчитывать можно только на договоренности с руководством и неоплачиваемый отпуск.

Еще один нюанс: Трудовой кодекс предполагает отпуска для тех студентов, которые учатся в заведениях с государственной аккредитацией. Аккредитация должна подтверждаться в справке-вызове, которую присылает работающему студенту его ВУЗ или колледж. В соответствии с правилами, учебный отпуск можно предоставлять после предъявления справки-вызова из образовательного учреждения. В справке должны значиться:

  • Регистрационный номер аккредитации.
  • Дата выдачи аккредитации.
  • Орган, который выдал свидетельство о госаккредитации.

Если учреждение не имеет госаккредитации, то работающий студент может рассчитывать на компенсации только по установлению коллективного договора или трудового договора.

Как оформить учебный отпуск?

Прежде всего работник, который претендует на учебный отпуск, должен написать заявление и предоставить справку-вызов из учебного заведения. После этого в организации выпускается приказ о предоставлении сотруднику учебного отпуска. Бухгалтерия подписывает записку-расчет, в которой рассчитывается средний заработок. Далее, нужно сделать пометки об учебном отпуске в личной карточке работника, лицевом счете и табеле учета рабочего времени.

Как оплачивать учебный отпуск?

Мы уже писали выше, что учебный отпуск может предоставляться с сохранением среднего заработка или без содержания — это зависит от того, на какой форме обучения числится студент. Для заочников средний заработок сохраняется, для очников — нет. Также некоторые работники имеют право дополнительный свободный от работы день с сохранением 50% оплаты в этот день в некоторые периоды. Подробно все нюансы раскрыты в статьях 173-176 Трудового кодекса.

Средний заработок следует рассчитывать по правилам, перечисленным в Постановлении Правительства РФ от 24 декабря 2007 №922. С суммы, выплаченной работнику на время учебного отпуска, нужно удержать НДФЛ, сама сумма включается в базу для расчета страховых взносов и относится в расходы при расчете налога на прибыль.

В законе не прописано точно, за сколько дней до начала учебного отпуска следует выплатить работнику средний заработок, но это точно нужно сделать до его начала. Если сотрудник не предоставил справку-подтверждение вовремя, то выплаты все равно необходимо совершить до отпуска, но впоследствии сделать в бухучете сторнировочные записи на сумму среднего заработка, который был выплачен.

В онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия вы можете оформить учебный отпуск и рассчитать средний заработок. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите бухучет, платите зарплату, отправляйте отчетность и пользуйтесь поддержкой наших экспертов.

Попробовать бесплатно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *