«УТВЕРЖДАЮ»

Наименование должности
работодателя

(подпись)

(фамилия, инициалы)

Дата утверждения

Производственная инструкция

для машиниста крано-манипуляторной установки

(наименование профессии, должности или вида работ)

(обозначение)

г.

2013 год

Настоящая производственная инструкция для машиниста крано-манипуляторной установки разработана в соответствии с Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года N 1540, Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов-манипуляторов ПБ 10-257-98.

Содержание

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Машинист крано-манипуляторной установки является рабочим и подчиняется непосредственно мастеру (начальнику смены, руководителю иного структурного подразделения).
1.2. Машинисту крано-манипуляторной установки необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
1.3. Машинист крано-манипуляторной установки должен знать:
руководство по эксплуатации кранов-манипуляторов и приборов безопасности предприятий-изготовителей;
настоящую производственную инструкцию;
устройство кранов-манипуляторов, назначение, принципы действия и устройство узлов механизмов и приборов безопасности кранов-манипуляторов;
устройство грузозахватных приспособлений;
методы строповки грузов;
знать сроки и результаты проведенных технических освидетельствований и технических обслуживаний крана-манипулятора;
знать сроки и результаты проведенных слесарями и электромонтерами профилактических периодических осмотров крана-манипулятора и его отдельных механизмов и узлов по записям в журнале периодических осмотров;
инструкцию по охране труда;
приемы и способы оказания первой помощи пострадавшим;
правила внутреннего трудового распорядка.
1.4. В своей деятельности машинист крано-манипуляторной установки руководствуется:
действующим законодательством РФ;
Уставом предприятия;
правилами внутреннего трудового распорядка;
настоящей производственной инструкцией;
1.5. Машинист крано-манипуляторной установки назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.
1.6. Машинистом крано-манипуляторной установки назначается лицо не моложе 18 лет, прошедшее обучение в установленном порядке и имеющее удостоверение машиниста крано-манипуляторной установки, прошедшее медицинский осмотр, имеющее квалификационную группу по электробезопасности не ниже II.
1.7. Машинист крано-манипуляторной установки обеспечивается спецодеждой и спецобувью в соответствии с действующими нормами.

1.8. Машинисту крано-манипуляторной установки необходимо знать и строго соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.
1.9. Машинист крано-манипуляторной установки должен:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;
применять безопасные приемы выполнения работ;
уметь оказывать первую помощь пострадавшим.

ОБЯЗАННОСТИ

Перед началом работы машинист крано-манипуляторной установки обязан:
2.1. Убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана-манипулятора:
осмотреть механизмы крана-манипулятора, их крепление и тормоза, а также ходовую часть, тяговые и буферные устройства;
проверить наличие и исправность ограждений механизмов;
проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения секций стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.п.), а также металлоконструкции и сварные соединения ходовой рамы (шасси) и поворотной части;

3.11 Устанавливать краны-манипуляторы для выполнения строительно-монтажных работ следует в соответствии с проектом производства работ кранами-манипуляторами.
3.12 Установка кранов-манипуляторов должна производиться на спланированной и подготовленной площадке с учетом категории и характера грунта. Устанавливать краны-манипуляторы для работы на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим допустимый для данного крана-манипулятора в соответствии с руководством по эксплуатации крана-манипулятора, не разрешается.
3.13 Устанавливать краны-манипуляторы следует так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана-манипулятора при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами было не менее 1 м.
3.14 Оператору (машинисту) запрещается самовольная установка крана-манипулятора для работы вблизи линии электропередачи (до получения задания от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-манипуляторами).
3.15 Оператор (машинист) должен работать под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, при загрузке и разгрузке полувагонов, при перемещении груза несколькими кранами-манипуляторами, вблизи линии электропередачи; при перемещении груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди; при перемещении груза, на который не разработана схема строповки, а также в других случаях, предусмотренных проектами производства работ или технологическими регламентами.
3.16 Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускается. В отдельных случаях может производиться перемещение грузов над перекрытиями производственных или служебных помещений, в которых находятся люди, после разработки мероприятий (по согласованию с органами Ростехнадзора), обеспечивающих безопасное выполнение работ, и под руководством лица, ответственного за безопасное выполнение работ кранами-манипуляторами.
3.17 Совместная работа по перемещению груза двумя или несколькими кранами-манипуляторами может быть допущена лишь в отдельных случаях и должна осуществляться в соответствии с проектом производства работ или технологической картой, в которых должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также содержаться требования к подготовке площадки и другие указания по безопасному перемещению груза.
3.18 При перемещении грузов оператор (машинист) должен руководствоваться следующими правилами:
-работать краном-манипулятором можно только по сигналу стропальщика. Если стропальщик подает сигнал, действуя в нарушение требований инструкции, то крановщик по такому сигналу не должен производить требуемого маневра крана-манипулятора. За повреждения, причиненные действием крана-манипулятора вследствие выполнения неправильно поданного сигнала, несет ответственность как оператор (машинист), так и стропальщик, подавший неправильный сигнал. Обмен сигналами между стропальщиком и оператором (машинистом) должен производиться по установленному на предприятии (в организации) порядку. Сигнал «Стоп» оператор (машинист) обязан выполнять независимо от того, кто его подает;
-необходимо определять по указателю грузоподъемности грузоподъемность крана-манипулятора для каждого вылета;
-перед подъемом груза следует предупреждать звуковым сигналом стропальщика и всех находящихся около крана-манипулятора лиц о необходимости уйти из зоны перемещаемого груза, возможного падения груза и опускания стрелы. Перемещать груз можно только при отсутствии людей в зоне работы крана-манипулятора. Указанные требования оператор (машинист) должен выполнять также при подъеме и перемещении грейфера. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз находится на высоте не более 1 м от уровня площадки;
-загружать и разгружать вагонетки, автомашины и прицепы к ним, железнодорожные полувагоны и платформы разрешается только при отсутствии людей на транспортных средствах, в чем оператор (машинист) должен предварительно убедиться;
-устанавливать крюк подъемного механизма над грузом следует так, чтобы при подъеме груза исключалось косое натяжение грузового каната;
-при подъеме груза необходимо предварительно поднять его на высоту не более 200—300 мм, чтобы убедиться в правильности строповки, устойчивости крана-манипулятора и исправности действия тормозом, после чего можно поднимать груз на нужную высоту;
-при подъеме груза расстояние между обоймой крюка и блоками на стреле должно быть не менее 500 мм;
-перемещаемые в горизонтальном направлении грузы (грузозахватные приспособления) следует предварительно приподнять на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;
-при подъеме стрелы необходимо следить, чтобы она не поднималась выше положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету;
-при перемещении груза, находящегося вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, автомашины, станка или другого оборудования, следует предварительно убедиться в отсутствии стропальщика и других людей между перемещаемым грузом и указанными частями здания, транспортными средствами или оборудованием, а также в невозможности задевания стрелой или перемещаемым грузом за стены, колонны, вагоны и др. Укладку грузов в полувагоны, на платформы и в вагонетки, а также снятие его следует производить, не нарушая равновесия полувагонов, вагонеток и платформ;
-перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально предназначенной для этого таре, при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов, подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при погрузке и разгрузке (на землю) автомашин, прицепов, железнодорожных полувагонов и платформ;

-перед подъемом груза из колодца, канавы, траншеи, котлована и т.п. и перед опусканием груза в них следует путем опускания свободного (ненагруженного) крюка предварительно убедиться в том, что при его низшем положении на барабане остаются навитыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством;
-укладывать и разбирать груз следует равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы;
-необходимо внимательно следить за канатами; при спадании их с барабанов или блоков, образовании петель или обнаружении повреждений канатов следует приостановить работу крана-манипулятора;
-при наличии у крана-манипулятора двух механизмов подъема одновременная их работа не разрешается. Крюк неработающего механизма должен быть всегда поднят в наивысшее положение;
-строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения подбираются так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°;
-при работе крана-манипулятора с грейфером, предназначенным для сыпучих и кусковых материалов, не разрешается производить перевалку материала, наибольший размер кусков которого превышает 300 мм, а также если насыпная масса превышает величину, установленную для данного грейфера. Перевалка штучного груза может производиться только специальным грейфером;
-работа грейферных кранов допускается при отсутствии в зоне их действия людей. Подсобные рабочие могут допускаться к выполнению своих обязанностей только после перерыва в работе крана, после того как грейфер будет опущен на землю;
-опускать перемещаемый груз разрешается только на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности.
3.19 Производство работ кранами-манипуляторами на расстоянии менее 30 м от подъемной выдвижной части крана-манипулятора в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи напряжением 50 В и более, должно выполняться по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы.
Безопасные расстояния от частей крана или груза в любом их положении до ближайшего провода линии электропередачи составляют: при напряжении до 1 кВ — 1,5 м, от 1 до 20 кВ — не менее 2 м, от 35 до 110 кВ — не менее 4 м, от 150 до 220 кВ — не менее 5 м, до 330 кВ — не менее 6 м, от 500 до 750 кВ — не менее 9 м.
В случае производственной необходимости, если невозможно выдержать указанные расстояния, работа краном-манипулятором в запретной зоне может производиться при отключенной линии электропередачи по наряду-допуску, в котором указывается время проведения работ.
3.20 Оператор (машинист) не должен приступать к работе, если лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, не обеспечило выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы, не указало место установки крана-манипулятора и не сделало следующую запись в вахтенном журнале: «Установку крана-манипулятора на указанном мною месте проверил. Работы разрешаю (дата, время, подпись)».
Работа кранов-манипуляторов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана-манипулятора и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.
3.21 К выполнению работ во взрыво- и пожароопасных зонах или с ядовитыми, едкими грузами оператор (машинист) может приступить только после получения специального (письменного) указания от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-манипуляторами.
3.22 При производстве работ оператору (машинисту) запрещается:
-допускать к обвязке или зацепке грузов случайных лиц, не имеющих прав стропальщика, а также применять грузозахватные приспособления, не соответствующие массе и характеру груза, без бирок или клейм. В этих случаях оператор (машинист) должен прекратить работу краном-манипулятором и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами -манипуляторами;
-поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана-манипулятора для данного вылета. Если оператор (машинист) не знает массы груза, то он должен получить в письменном виде сведения о фактической массе груза у лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-манипуляторами;
-опускать стрелу с грузом до вылета, при котором грузоподъемность крана-манипулятора будет меньше массы поднимаемого груза;
-производить резкое торможение при повороте стрелы с грузом;
-подтаскивать груз по земле, рельсам и лагам крюком крана-манипулятора при наклонном положении канатов, а также передвигать железнодорожные вагоны, платформы, вагонетки или тележки при помощи крюка;
-отрывать крюком или грейфером груз, засыпанный землей или примерзший к земле, заложенный другими грузами, укрепленный болтами, залитый бетоном и т.п.;
-освобождать краном-манипулятором защемленные грузом грузозахватные приспособления (стропы, цепи, клещи и т.п.);
-поднимать железобетонные изделия с поврежденными петлями, неправильно застропованный (обвязанный) груз, находящийся в неустойчивом положении, а также в таре, заполненной выше бортов;
-укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также на краю откоса канавы или траншеи;
-поднимать груз с находящимися на нем людьми, а также груз, поддерживаемый руками;
-передавать управление краном-манипулятором лицам, не имеющим прав на управление краном-манипулятором, а также допускать к самостоятельному управлению краном-манипулятором учеников и стажеров без своего наблюдения за ними;
-производить погрузку и разгрузку автомашины при нахождении водителя или других людей в кабине;
-поднимать баллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенные в специальные контейнеры;
-подавать груз в оконные проемы и на балконы без специальных приемных площадок или специальных приспособлений;
-поднимать груз непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и т.п.) стреловой лебедкой;
-пользоваться концевыми выключателями в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов;

-работать при выведенных из действия или неисправных приборах безопасности и тормозах.
3.23 При возникновении неисправностей оператор (машинист) обязан опустить груз, прекратить работу крана-манипулятора и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами-манипуляторами. Так же должен действовать оператор (машинист) в следующих случаях:
-при приближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает допустимую для данного крана-манипулятора и указанную в его паспорте;
-при недостаточной освещенности места работы крана-манипулятора, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда оператор (машинист) плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз;
-при температуре воздуха ниже допустимой минусовой, указанной в паспорте крана-манипулятора;
-при закручивании канатов грузового полиспаста.

Какие требования к работе должны быть указаны в должностной инструкции машиниста крана-манипулятора

Должностная инструкция, предназначенная для водителя манипулятора, содержит описание конструкции крана, требования к машинистам и их обязанности во время работы. Также в ней уделено внимание обслуживанию техники. Данный документ утвержден Ростехнадзором и является руководящим.

КМУ относят к механизмам повышенной опасности. Из этого следует, что управление ими должно осуществляться только квалифицированными, имеющими необходимый опыт людьми. Согласно правилам эксплуатации устройства, в некоторых случаях требуется назначение помощника оператора.

К управлению может быть допущен человек, прошедший курс обучения по программе подготовки машиниста и последующую аттестацию. Установлено требование к возрасту, согласно которому крановщиком не может быть лицо моложе 18 лет.

Подготовка и аттестация проходят в профессиональных технических заведениях и на специализированных курсах для водителя. Любое учреждение, обучающее управлению машиной, должно иметь лицензию Госгортехнадзора.

Данным органом должна быть утверждена и программа, по которой осуществляется обучение.

Оператор, прошедший аттестацию, получает удостоверение в присутствии представителя Госгортехнадзора и председателя аттестационной комиссии. В данном документе обязательно должен быть указан тип манипулятора, к управлению которым допущен обученный специалист. Удостоверение должно находиться у оператора во время выполнения им работ.

Если машинист переводится с одной модели КМУ на другую, он обязан пройти переобучения. В данном случае программа может быть сокращенной. Люди, прошедшие аттестацию, но не работавшие больше года, также обязаны пройти проверку знаний. При удовлетворительных оценках человек вновь допускается к управлению устройством.

Что должен знать крановщик

Оператор, прошедший аттестацию и имеющий специальное удостоверение, должен знать:

  • устройство механизмов манипулятора, а также их назначение;
  • сигналы, которыми обмениваются стропальщики с водителем;
  • производственную инструкцию, характеристики крана, а также инструкцию изготовителя изделия. Управляющие автомобильными КМУ обязаны знать правила дорожного движения;
  • факторы, которые обеспечивают устойчивость всего механизма;
  • какие смазочные материалы используются в механизмах манипулятора;
  • различные способы зацепки и строповки груза;
  • порядок действий при непосредственной близости линий электропередач;
  • приемы освобождения людей от тока и правила оказания им медицинской помощи.

Прежде чем приступить к выполнению работ, оператор должен осмотреть механизм на наличие неисправностей. Типовая инструкция обязывает водителя:

  • осмотреть крепления всех механизмов;
  • проверить смазку трущихся частей установки;
  • подвергнуть осмотру все сварные швы и соединения стрелы;
  • удостовериться в исправности дополнительных опор;
  • осуществить проверку надежности крепления противовеса;
  • проверить исправность приборов безопасности.

Также перед началом работы водитель должен осмотреть съемные грузозахватные приспособления. Эксплуатировать машину можно только после того, как система проверена на холостом ходу. Следует отказаться от использования КМУ, если были обнаружены следующие неисправности:

  • трещины или различного рода деформации металлических конструкций механизма;
  • обрывы проволоки как грузового, так и стрелового каната;
  • дефекты поднимающего механизма, которые создают опасную ситуацию;
  • повреждения тормозной системы механизма;
  • износ рабочих крюков, который превышает значение в 10% высоты сечения;
  • неисправность стабилизаторов или повреждения дополнительных опор.

До начала работы сотрудник обязан:

  • ознакомиться с проектом работ, в которых он должен участвовать;
  • произвести проверку площадки, на которой будет установлена машина;
  • убедиться в том, что линии электропередач находятся на расстояние, превышающем 30 м;
  • проверить освещение рабочей зоны.

Обязанности во время эксплуатации техники

Оператор не должен отвлекаться при выполнении работ. Ведь малейшее неосторожное движение может привести к повреждению машины, окружающих ее предметов или травмированию людей. Отходить от крана, оставляя его без присмотра, также недопустимо.

Если возникла необходимость уйти с рабочего места, оператор должен сначала выключить двигатель и остановить машину. Лишь после этого можно покидать кран.

Движение следует начинать только после определенного сигнала, подаваемого стропальщиком. Если же такой сигнал нарушает инструкции, то водитель может ему не следовать.

При наличии людей в зоне досягаемости стрелы следует подать им звуковой сигнал, потому что эксплуатировать кран в такой ситуации нельзя.

Сигнал «стоп» может быть подан не только стропальщиком. К данному знаку оператор должен быть очень внимателен, это поможет избежать аварий и внештатных ситуаций.

Во время эксплуатации запрещается:

  • допускать к погрузке случайных лиц, которые не имеют прав стропальщика;
  • поднимать груз, масса которого больше максимально допустимого значения, установленного для данной КМУ;
  • быстро останавливать стрелу с грузом;
  • тащить какой-либо груз по поверхности земли, передвигать вагоны или платформы;
  • отрывать груз от поверхности (например, примерзший или закрепленный чем-либо);
  • поднимать конструкции, у которых хоть немного повреждены петли для зацепа;
  • класть груз на кабели, проводящие электричество, а также трубопроводы;
  • производить погрузку автомобилей, если внутри них находятся люди;
  • поднимать или опускать баллоны с газом, которые не находятся в специализированном контейнере;
  • подавать груз в окна или на балконы, которые не оборудованы специальной площадкой для приема предметов;
  • эксплуатировать машину при неисправностях тормозной системы или приборов безопасности.

Аварийные ситуации, ответственность и окончание работ

При возникновении аварийных ситуаций машинист обязан действовать в соответствии с должностной инструкцией.

  1. Прекратить подъем груза, если кран потерял устойчивость.
  2. Если стропальщик соприкоснулся с токопроводящими элементами, освободить его от действия тока и оказать первую медицинскую помощь.
  3. В случае пожара вызвать пожарную службу и предпринять меры по пожаротушению.
  4. При возникновении каких-либо стихийных природных явлений немедленно прекратить работу и, опустив груз на землю, уйти в безопасную зону.
  5. Если произошел несчастный случай или аварии, нужно сообщить об этом человеку, который несет ответственность за безопасность производства. Причем неважно, произошло ли несчастье по вине оператора или нет.
  6. Описание всех аварийных ситуаций должно быть занесено в вахтенный журнал. Кроме того, об этом нужно известить инженерно-технического сотрудника, который ответственен за исправность грузоподъемного устройства.

По окончании работ машинист крана не оставлять груз или магнит в состоянии виса. Оставлять кран нужно только в специально предназначенном для этого месте, установив стрелу манипулятора в безопасное положение. Типовая должностная инструкция описывает также обязанности оператора по обслуживанию КМУ:

  1. крана в чистоте и исправном состоянии.
  2. Смазывание трущихся частей.
  3. Осведомленность о сроках последнего технического обслуживания установки.
  4. Знание сроков проведения профилактических осмотров манипулятора и его отдельных частей. Данные о сменах слесарей и электромонтеров имеются в журнале на вахте.
  5. Устранение каких-либо неисправностей в механизме крана, которые возникают в процессе эксплуатации. Ремонт доверяется специалистам.

За нарушение требований производственной инструкции, а также правил эксплуатации оператор несет ответственность, которая может быть и уголовной. Такое случается при возникновении чрезвычайных ситуаций во время эксплуатации манипулятора. Чтобы этого не случилось, нужно придерживаться всех предъявляемых к специалисту требований.

Должностная инструкция машиниста крана

В конце рабочего дня (смены) машинист-крановщик: 1) ставит лесопогрузчик в отведенное для стоянки место и закрепляет стрелу (опускает челюсти на землю); 2) заглушает двигатель, тормозит лесопогрузчик, закрывает кабину на запор; 3) после внешнего осмотра погрузчика устанавливает наличие неисправностей и сообщает о них механику (при невозможности их самостоятельного устранения); 4) снимает и помещает на хранение спецодежду, другие средства индивидуальной защиты; 5) выполняет гигиенические процедуры, производит осмотр (самоосмотр); 6) . (иные обязанности) 3. Права При выполнении своих обязанностей машинист-крановщик обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом РФ и иными актами трудового законодательства. 4. Ответственность 4.1.

Должностная инструкция машиниста крана (крановщика) 4-го разряда

Должностные обязанности Для выполнения возложенных на него функций крановщик обязан: 3.1.

Управление мостовыми и шлюзовыми кранами, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, грузоподъемностью свыше 25 т при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 до 6 м) и других аналогичных грузов; установку деталей, изделий и узлов на станок; перемещение подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов.

Управление башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью свыше 15 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью свыше 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов. 3.3.

Должностные инструкции

Утверждаю (организационно-правовая форма, (подпись) (Ф.И.О., должность руководителя наименование организации, или иного должностного лица, предприятия) уполномоченного утверждать должностную инструкцию) » » 20 г. М.П.

Должностная инструкция машиниста крана (крановщика) 4-го разряда (наименование организации, предприятия) Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с машинистом крана (крановщиком) 4-го разряда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Общероссийским классификатором занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утв.

постановлением
постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г.

Должностная инструкция машиниста-крановщика

Правила внутреннего трудового распорядка; — правила охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности; — . (виды, наименования и реквизиты других актов и документов) 1.3. . 2. Обязанности 2.1.

Перед началом рабочего дня (смены) машинист-крановщик: 1) получает производственное задание, знакомится с технологической картой производства работ; 2) проходит при необходимости инструктаж по охране труда; 3) проверяет состояние крепежных деталей, гидравлики, соединительных труб, шлангов, распределительных коробок, тормозов, навесного оборудования лесопогрузчика, защиту кабины, исправность звукового сигнала, исправность иного инструмента, приспособлений, инвентаря и т.п., средств индивидуальной защиты; 4) .

(иные обязанности) 2.2.

Машинист крана (крановщик) должен знать: 1.5.1. основные положения Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов; 1.5.2. требования Проматомнадзора к организации и ведению погрузо-разгрузочных работ; 1.5.3.

устройство, принцип работы, технические характеристики, кинематические и электрические схемы, конструктивные особенности и правила технической эксплуатации обслуживаемых кранов и грузозахватных устройств; 1.5.4.

устройство, технические характеристики, кинематические схемы механизмов обслуживаемых кранов; 1.5.5. принципиальные электрические схемы крановых механизмов и способы регулирования их скорости; 1.5.6.

требования к грузозахватным устройствам, стальным канатам, металлоконструкциям и другим элементам крана; 1.5.7. устройство и порядок эксплуатации систем автоматики, контрольно-измерительных приборов; 1.5.8.

Должностная инструкция машиниста крана 6-го разряда

Ответственность

  • Машинист крана металлургического производства несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
  • Машинист крана металлургического производства несет ответственность за нарушение правил и положений, регламентирующих деятельность предприятия.
  • При переходе на другую работу или освобождении от должности Машинист крана металлургического производства ответственен за надлежащую и своевременную сдачу дел лицу, вступающему в настоящую должность, а в случае отсутствия такового, лицу его заменяющему или непосредственно своему руководителю.

Должностная инструкция машиниста крана (крановщика)

Должностная инструкция машиниста крана (крановщика) 4-го разряда Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Общероссийским классификатором занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утв.

постановлением Внимание Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 298), Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. Выпуск 1. Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (утв.

постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. N 31/3-30) и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.
1. Общие положения 1.1.

Должностная инструкция машиниста крана автомобильного

Раздел должностной инструкции «Права работника» включает перечень прав, которыми наделяется крановщик для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей. К ним относятся следующие:

  • отказ выполнять работу на кране в случае его технической неисправности;
  • получение топлива и иных материалов, которые необходимы для работы крана;
  • ознакомление с проектами распоряжений и приказов руководства, касающихся его работы;
  • представление предложений по улучшению своей деятельности и т. д.

Раздел «Ответственность работника» может быть представлен в 2 вариантах:

  1. Перечисление видов ответственности, к которым может быть привлечен работник.

Должностная инструкция машиниста крана манипулятора

Получать от работников предприятия информацию, необходимую для осуществления своей деятельности. 4.2. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.

5. Ответственность Крановщик несет ответственность: 5.1.

За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации. 5.2.

За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. 5.3.

Производственная инструкция машиниста крана манипулятора – СИЗ, нормы, инструкции

«УТВЕРЖДАЮ»
Наименованиедолжностиработодателя
(подпись) (фамилия,инициалы)
Датаутверждения
(наименованиепрофессии, должности или вида работ)
(обозначение)
г.
2013 год

Настоящаяпроизводственная инструкция для машиниста крано-манипуляторнойустановки разработана в соответствии с Правиламиприменения технических устройств на опасных производственныхобъектах, утвержденных ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года N1540, Правилами устройства ибезопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов-манипуляторов ПБ10-257-98.

1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Машинисткрано-манипуляторной установки является рабочим и подчиняетсянепосредственно мастеру (начальнику смены, руководителю иногоструктурного подразделения).

1.2. Машинистукрано-манипуляторной установки необходимо выполнять своиобязанности в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

Машинисткрано-манипуляторной установки должен знать:

руководство поэксплуатации кранов-манипуляторов и приборов безопасностипредприятий-изготовителей;

настоящуюпроизводственную инструкцию;

устройствокранов-манипуляторов, назначение, принципы действия и устройствоузлов механизмов и приборов безопасности кранов-манипуляторов;

устройство грузозахватныхприспособлений;

методы строповкигрузов;

знать сроки и результатыпроведенных технических освидетельствований и техническихобслуживаний крана-манипулятора;

знать сроки и результатыпроведенных слесарями и электромонтерами профилактическихпериодических осмотров крана-манипулятора и его отдельныхмеханизмов и узлов по записям в журнале периодических осмотров;

инструкцию по охранетруда;

приемы и способы оказанияпервой помощи пострадавшим;

правила внутреннеготрудового распорядка.

1.4. В своей деятельностимашинист крано-манипуляторной установки руководствуется:

действующимзаконодательством РФ;

Уставом предприятия;

правилами внутреннеготрудового распорядка;

настоящейпроизводственной инструкцией;

1.5. Машинисткрано-манипуляторной установки назначается на должность иосвобождается от должности приказом руководителя учреждения всоответствии с действующим законодательством РФ.

1.6. Машинистомкрано-манипуляторной установки назначается лицо не моложе 18 лет,прошедшее обучение в установленном порядке и имеющее удостоверениемашиниста крано-манипуляторной установки, прошедшее медицинскийосмотр, имеющее квалификационную группу по электробезопасности нениже II.

1.7. Машинисткрано-манипуляторной установки обеспечивается спецодеждой испецобувью в соответствии с действующими нормами.

1.8. Машинистукрано-манипуляторной установки необходимо знать и строго соблюдатьтребования по охране труда, пожарной безопасности, производственнойсанитарии.

Машинисткрано-манипуляторной установки должен:

соблюдать правилавнутреннего трудового распорядка и установленный режим труда иотдыха;

выполнять работу,входящую в его обязанности или порученную администрацией, приусловии, что он обучен правилам безопасного выполнения этойработы;

применять безопасныеприемы выполнения работ;

уметь оказывать первуюпомощь пострадавшим.

2.ОБЯЗАННОСТИ

Перед началом работымашинист крано-манипуляторной установки обязан:

Убедиться висправности всех механизмов, металлоконструкций и других частейкрана-манипулятора:

осмотреть механизмыкрана-манипулятора, их крепление и тормоза, а также ходовую часть,тяговые и буферные устройства;

проверить наличие иисправность ограждений механизмов;

проверить смазку передач,подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений исальников;

осмотреть в доступныхместах металлоконструкции и соединения секций стрелы и элементов ееподвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.п.), а такжеметаллоконструкции и сварные соединения ходовой рамы (шасси) иповоротной части;

Какие требования к работе должны быть указаны в должностной инструкции машиниста крана-манипулятора

Должностная инструкция, предназначенная для водителя манипулятора, содержит описание конструкции крана, требования к машинистам и их обязанности во время работы. Также в ней уделено внимание обслуживанию техники. Данный документ утвержден Ростехнадзором и является руководящим.

КМУ относят к механизмам повышенной опасности. Из этого следует, что управление ими должно осуществляться только квалифицированными, имеющими необходимый опыт людьми. Согласно правилам эксплуатации устройства, в некоторых случаях требуется назначение помощника оператора.

К управлению может быть допущен человек, прошедший курс обучения по программе подготовки машиниста и последующую аттестацию. Установлено требование к возрасту, согласно которому крановщиком не может быть лицо моложе 18 лет.

Подготовка и аттестация проходят в профессиональных технических заведениях и на специализированных курсах для водителя. Любое учреждение, обучающее управлению машиной, должно иметь лицензию Госгортехнадзора.

Данным органом должна быть утверждена и программа, по которой осуществляется обучение.

Оператор, прошедший аттестацию, получает удостоверение в присутствии представителя Госгортехнадзора и председателя аттестационной комиссии. В данном документе обязательно должен быть указан тип манипулятора, к управлению которым допущен обученный специалист. Удостоверение должно находиться у оператора во время выполнения им работ.

Если машинист переводится с одной модели КМУ на другую, он обязан пройти переобучения. В данном случае программа может быть сокращенной. Люди, прошедшие аттестацию, но не работавшие больше года, также обязаны пройти проверку знаний. При удовлетворительных оценках человек вновь допускается к управлению устройством.

Должностная инструкция машиниста крана

Важно

Управление кабельными кранами грузоподъемностью до 3 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ. 2.5. Управление гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью до 10 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ (кроме строительномонтажных и ремонтно-строительных работ).

2.6. Управление стеллажными кранами-штабелерами грузоподъемностью свыше 1 т, кранами-штабелерами с автоматическим управлением и мостовыми кранами-штабелерами, оснащенными различными грузозахватными механизмами и приспособлениями, при выполнении работ по погрузке, выгрузке, перемещению грузов, укладке их на стеллажи, погрузчики и транспортные средства, по доставке грузов со стеллажей к производственным участкам. 2.7. Учет складируемых материальных ценностей. 2.8. Управление кранами, оснащенными радиоуправлением.
2.9.

Машинист крана манипулятора рабочая инструкция

———————————————————
>>><<<
———————————————————
Проверено, вирусов нет!
———————————————————
Статья с иллюстрациями и подробными комментариями: Инструкция по охране труда. При осмотре крана-манипулятора оператор (машинист) должен пользоваться. 5) проверить достаточность освещенности рабочей зоны;. Должностная инструкция должна содержать основные указания настоящей. место установки крана или крана-манипулятора для выполнения работ;. РД 10-74-94 Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по. К самостоятельной работе машинистом крана-манипулятора. повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; Оглавление. 1 Техническое описание. 2 Инструкция по эксплуатации. Кран-манипулятор в режиме подъемника с рабочей платформой предназначен. (машинист) крана-манипулятора, прошедший обучение и аттестацию в. Машинист крана манипулятора на сегодняшний день может получить. крана-манипулятора;; должностная инструкция машиниста;; типовая. Приложение 3 Форма паспорта грузоподъемного крана-манипулятора с. журнала оператора (машиниста) грузоподъемного крана-манипулятора. 61. проверку знаний, выдаются удостоверение и должностная инструкция. ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ КРАНОВЩИКОВ (МАШИНИСТОВ). Крановщик и его помощник, переводимые с крана одной модели и конструкции на другой (например. проверить достаточность освещенности рабочей зоны;. Производственная инструкция машиниста крана. Для управления кранами и их обслуживания владелец обязан назначить машинистов, слесарей. Безопасность эксплуатации кранов-манипуляторов обеспечивается прежде. Должностная инструкция должна содержать основные указания. 4) производственные инструкции для операторов (машинистов) и стропальщиков;. Должностные инструкции\Рабочие специальности\ Содержание раздела\ Типовая должностная инструкция Машиниста крана металлургического. Череповец). ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ. ЛИЦА. Должностную инструкцию для лица, ответственного за безопасное производство работ с. Стропальщики, машинисты кранов, управляемых с пола, машинисты мостовых. 5.1.13. Не допускать установки стреловых кранов и кранов- манипуляторов на. Производственная инструкция машиниста крана по безопасному. кранов. Должностная инструкция для лица, ответственного за безопасное. направления стреловых самоходных кранов и кранов-манипуляторов на объекты. должностной инструкции машиниста крана-манипулятора. Должностная инструкция, предназначенная для водителя манипулятора. Должностная инструкция наладчика станков и манипуляторов с программным. Должностная инструкция машиниста крана (крановщика) 6- го разряда. типовая ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТРОПАЛЬЩИКА здесь. —типовые Инструкции для грузоподъемных машин и работ (краны, лифты. Производственная инструкция или инструкция по данной профессии. по безопасной эксплуатации автомобильных кранов манипуляторов.docx (98.59 КБ). (190.48 КБ); ПИ машиниста крана мостового.docx (1.13 МБ). -.это определяет должностная инструкция, если составляется. Раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства». Машинист крана (крановщик). § 199. Машинист крана ( крановщик) (2-й. ры или квалифицированные машинисты кранов-манипуляторов. Производственную инструкцию для операторов (машинистов) по. Меры личной безопасности при нахождении на рабочей площадке или вблизи пере-. Машинист (крановщик) электрических мостовых кранов грузоподъемностью до 10т 13. включающая паспорт, техническое описание и руководство ( инструкцию) по. недостаточная освещенность рабочей зоны;. Краны- манипуляторы с машинным приводом должны быть оборудованы. Типовая инструкция по охране труда для машинистов (крановщиков) электрических мостовых кранов ТИ Р М-005-2000. В течение всей рабочей смены следует соблюдать установленный. При выполнении работ по комплектованию манипулятором необходимо следить за тем, чтобы.

Соблюдение Вами правил эксплуатации крана-манипулятора позволит продлить срок его службы и избежать неприятных моментов на рабочем участке. Правила эксплуатации крана-манипулятора включают в себя выполнение следующих действий:

ПОДГОТОВКА КМУ К ЭКСПЛУАТАЦИИ

Подготовка крана-манипулятора к эксплуатации — один из самых важных моментов, от которого зависит успешная работа КМУ в дальнейшем. Чтобы эффективно подготовить кран-манипулятор к работе выполните следующие действия:

1. Убедитесь, что транспортное средство надежно заторможено стояночным тормозом. В случае необходимости установите под колеса клиновидные (противооткатные) упоры, исключающие перемещение автомашины.

2. Проверьте давление в шинах автомобиля. В случае необходимости доведите его до нормы.

3. Подготовьте ровную рабочую площадку для выносных опор крана-манипулятора. Уклон площадки не должен превышать 30. Если есть необходимость, снимите неровный грунт в месте стоянки колес и выносных опор или установите подкладки.

4. Слабый грунт усильте подсыпкой сухого песка, щебня, гравия, или подложите деревянные щиты.

5. Проверьте, чтобы грунт не проседал под опорами и не повреждалось покрытие площадки. Во время работы КМУ поверхность под подпятником опоры должна быть горизонтальной.

6. Снимите скобу, связывающую кронштейн рукояти с ушком, установленном на упоре для транспортного положения (скоба предназначена для погрузки или разгрузки крана-манипулятора и предотвращает подъем рукояти со стрелой из транспортного положения).

7. Переведите ручку КМУ в верхнее положение.

8. Выжмите сцепление и включите коробку отбора мощности на привод насоса.

9. Выдвиньте балки выносных опор. Для этого:

— поверните ручку фиксатора балки на 90º и частично выдвиньте балку;

— поверните ручку фиксатора в исходное положение и полностью выдвиньте опору до защелкивания фиксатора.

10. Перемещением соответствующих рукояток гидрораспределителя установите КМУ на выносные опоры, выдвинув штоки гидроцилиндров опор до соприкосновения подпятников с опорной поверхностью. Во избежание перегрузки опор при погрузке груза на автомобиль высота вывешивания должна быть минимальной, обеспечивающей достаточную устойчивость и горизонтирование КМУ, без разгрузки рессор и вывешивания колес.

11. Плавно переведите рычаг управления механизмом подъема стрелы в положение «подъем» и удерживайте его в этом положении до установки стрелы в горизонтальное положение.

12. Поверните колонну КМУ в необходимом направлении.

Кран-манипулятор готов к работе. ПОРЯДОК РАБОТЫ КРАНА-МАНИПУЛЯТОРА

Порядок работы крана-манипулятора включает последовательное выполнение следующих рабочих операций:

  • поворот колонны;
  • подъем-опускание стрелы;
  • подъем-опускание рукояти;
  • выдвижение-втягивание удлинителей.

Выполнение каждой из указанных операций осуществляется перемещением соответствующей рукояти гидрораспределителя КМУ в ту или иную сторону от нейтрального положения.

Скорость выполнения рабочих операций регулируется ходом рукояток управления и изменением оборотов двигателя.
Работа с предельным для данного вылета грузом должна проводиться на минимальной скорости.

В целях повышения долговечности крана-манипулятора рекомендуется при работе по возможности не доводить гидроцилиндры до крайних положений, при которых происходит резкое повышение давления и срабатывание предохранительных клапанов.

При длительном перерыве при выполнении рабочих операций необходимо отцепить груз и стреловое оборудование опустить на опорную поверхность или перевести в транспортное положение.

Операции по уменьшению нагрузки на выносные опоры выполнять без груза на крюке

ПЕРЕВОД КМУ ИЗ РАБОЧЕГО ПОЛОЖЕНИЯ В ТРАНСПОРТНОЕ

Для приведения крана-манипулятора в транспортное положение выполните следующие операции:

  1. Переведите рукоять в крайнее положение к стреле снизу.
  2. Уложите рукоять в ложе транспортной опоры.
  3. Снимите крано-манипуляторную установку с выносных опор, полностью втяните штоки гидроцилиндров.
  4. Установите выносные опоры в транспортное положение.
  5. Выжмите сцепление, отключите привод насоса и убедитесь, что электросистема КМУ обесточена.

4.23.7. Минимальные коэффициенты запаса прочности сварных грузоподъемных цепей указаны в таблице 5.

4.23.8. На механизмах передвижения рельсовых кранов-манипуляторов должны быть установлены тормоза нормально закрытого типа.

4.23.9. На механизмах поворота кранов-манипуляторов, работающих под открытым небом, а также на кранах-манипуляторах группы классификации (режима работы) МЗ и выше в соответствии с приложением 1 настоящих Правил должны быть установлены тормоза нормально закрытого типа.

Допускается не устанавливать тормоза на рельсовые механизмы поворота. В обоснованных случаях разрешается установка дополнительного устройства для плавного торможения.

4.23.10. Выносные опоры кранов-манипуляторов должны быть оснащены подпятниками и, при необходимости, дополнительными подкладками. Балки выносных опор должны иметь устройства для надежной их фиксации в транспортном положении. В случае ручного выдвижения балки должны иметь ручки.

4.23.11. Краны-манипуляторы с машинным приводом должны быть оборудованы такими ограничителями рабочих движений (концевыми выключателями) для автоматической остановки:

— грузозахватного органа крана-манипулятора с канатной подвеской в крайних верхнем и нижнем положениях;

— механизма передвижения рельсового крана-манипулятора;

— механизма поворота для ограничения вращения, кроме рельсовых механизмов.

4.23.12. На кранах-манипуляторах с подъемной кабиной должно быть установлено устройство, предотвращающее рабочие движения и подъем (опускание) кабины в случае незакрытых дверей кабины.

4.23.13. Краны-манипуляторы для предупреждения их разрушения и (или) опрокидывания должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности (ограничителем грузового момента), автоматически отключающим механизм подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на 10% .

Допускается не оборудовать ограничителем грузоподъемности (грузового момента) краны-манипуляторы грузоподъемностью до 1 т включительно или грузовым моментом до 40 кН-м включительно. В этом случае защиту от перегрузки должны выполнять предохранительные клапаны гидросистемы, которые должны срабатывать в пределах рабочих перегрузок крана от 100% до 110% расчетной грузоподъемности.

4.23.14. На боковых поверхностях секций стрелы с ручным выдвижением должны быть нанесены надписи, указывающие номинальную грузоподъемность крана-манипулятора в разных положениях выдвинутых секций. Надписи должны быть четко видимыми с рабочего места машиниста крана.

4.23.15. Если в кабину к аппаратам подается напряжение больше 42 В, то на полу кабины должен быть устроен настил из изоляционного материала, покрытый диэлектрическим ковриком.

4.23.16. Внутренние размеры кабин стационарных и прицепных кранов-манипуляторов должны быть не менее: высота -2м, ширина — 0,9 м, длина в зоне рычагов управления — 1,3 м.

Внутренние размеры кабин самоходных кранов-манипуляторов должны быть не менее: высота — 1,8 м, ширина-0,92 м, длина в зоне рычагов управления -1,5м.

В обоснованных случаях позволяется уменьшать высоту кабины до 1,45 м, ширину — до 0,7 м, длину в зоне рычагов управления — до 1,1 м.

4.23.17. При использовании для управления краном-манипулятором больше одного пульта управления должны быть предусмотрены устройства, исключающие одновременную работу с двух пультов, за исключением случаев, когда органы управления связаны друг с другом механически.

4.23.18. Каждый пульт управления крана с электроприводом должен быть оборудован устройством аварийной остановки, который отключает все механизмы крана-манипулятора. Все пульты управления независимо от типа привода должны быть оборудованы кнопкой звукового сигнала.

4.23.19. Сиденье машиниста, расположенное на высоте (в кранах-манипуляторах без кабины), должно иметь мягкое, теплоизолирующее и непромокающее покрытие как непосредственно на сиденье и спинке, так и на подлокотниках. В транспортном положении кресло должно быть установлено так, чтобы на его поверхности не накапливалась влага (атмосферные осадки). Несущие металлоконструкции сиденья и его крепления к крану манипулятору должны без остаточных деформаций выдерживать вертикальную нагрузку 1600 Н, которая действует на горизонтальную поверхность сиденья. Регулировка сиденья по горизонтали должна осуществляться без применения какого-либо инструмента.

4.23.20. Настил площадок и проходов должен отвечать требованиям пункта 4.16.11 настоящих Правил.

Настил должен выдерживать нагрузку 1500 Н, приложенную в окружности диаметром 125 мм в любом месте на поверхности, без остаточных деформаций. Упругая деформация настила не должна превышать 2% расстояния между опорами или 10 мм.

4.23.21. Площадки должны быть ограждены перилами в соответствии с требованиями пункта 4.16.13 настоящих Правил.

Перила должны выдерживать без остаточных деформаций горизонтальную нагрузку 300 Н, распределенную по длине 100 мм. Упругая деформация перил не должна превышать 2% расстояния между стойками или 10 мм.

4.23.22. Средства доступа на площадки кранов-манипуляторов должны соответствовать требованиям пункта 4.16.20 настоящих Правил.

Перекладины и ступени и средств доступа должны выдерживать без остаточных деформаций нагрузку 1500 Н, распределенную по длине 100 мм. Упругая деформация перекладин и ступеней не должна превышать 2% расстояния между стойками или 10 мм.

Вопрос:

Ростехнадзором получено обращение с просьбой разъяснить следующий вопрос: предприятием приобретен кран-манипулятор грузоподъемностью 1,83 т и грузовым моментом 3,29 т*м. Подлежит ли кран-манипулятор учету в территориальном органе Ростехнадзора?

Ответ: Специалистами Управления государственного строительного надзора подготовлен следующий ответ.

В соответствии с требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» если не выполняется хотя бы одно из требований к кранам-манипуляторам, указанным в пункте 148, то такой кран-манипулятор подлежит учету в органах Ростехнадзора, в том числе подлежат учету и краны-манипуляторы грузоподъемностью от 1 тонны и более.

Вопрос:

Подлежит ли снятию с учета в Ростехнадзоре кран-манипулятор, если ему снизили грузоподъемность до 1 т путем настройки ограничителя грузового момента?

Ответ: Для снятия крана-манипулятора с учета в органах Ростехнадзора необходимо провести его реконструкцию, в результате которой будет снижена грузоподъемность и грузовой момент.

Согласно приложению 1 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденным приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, реконструкция – изменение конструкции подъемного сооружения (далее – ПС) или его основных показателей назначения, вызывающее необходимость внесения изменений в паспорт (например, изменение типа привода, длины стрелы, высоты башни, длины пролета, грузоподъемности, устойчивости), переоборудование ПС для работы с другими грузозахватными органами или грузозахватными приспособлениями, а также другие изменения, вызывающие перераспределение и изменение нагрузок на расчетные элементы металлоконструкции и/или приводы.

Регулировка ограничителя грузового момента для снижения грузоподъемности не является реконструкцией ПС, а, следовательно, после снижения грузоподъемности ПС путем настройки ограничителя грузового момента такое ПС не подлежит снятию с учета в органах Ростехнадзора.

Вопрос от 10.05.2017г:

Разъясните, пожалуйста, необходимо ли ставить на учет кран-манипулятор (автомобильный гидравлический) грузоподъемностью 7 т.?

Ответ: В соответствии со ст. 2 и п. 3 Приложения 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» площадки, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры, относятся к категории опасных производственных объектов (далее — ОПО) и, соответственно, подпадают под действие вышеуказанного федерального закона, в котором определены требования к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты.

Требования безопасности к опасным производственным объектам, в составе которых находятся в эксплуатации подъемные сооружения, определены .

В соответствии с п. 147 ФНП перед пуском в работу краны-манипуляторы подлежат учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, за исключением кранов-манипуляторов, перечисленных в подпункте з) п. 147 ФНП, а именно: кранов-манипуляторов, установленных на фундаменте, и кранов-манипуляторов грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4 т-м включительно.

Таким образом, указанный в Вашем обращении кран-манипулятор грузоподъемностью 7 т на автомобильном шасси подлежит учету в органах Ростехнадзора.

Вопрос:

Распространяется ли действие Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» на автоэвакуаторы?

Ответ: В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее – ФНП по ПС), требования настоящих ФНП не распространяется на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых используются эвакуаторы автомобилей. Вместе с тем, ФНП по ПС были разработаны, в том числе, на основе и взамен ранее действовавших «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов» ПБ 10-257-98, подпунктом «г» пункта 1.4 которых было установлено, что настоящие Правила не распространяются на краны-манипуляторы, предназначенные для работы только со специальным навесным оборудованием.

Аналогичное требование установлено в подпункте «е» пункта 4 ФНП по ПС: «требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений с навесным оборудованием».

Однако, в связи с многочисленными запросами в отношении специализированных кранов-манипуляторов, изготовленных в исполнении, исключающим применение съемных грузозахватных приспособлений и предназначенных только для эвакуации автомобилей, а также различным толкованием понятия «навесное оборудование» было принято решение в подпункт «в» пункта 4 ФНП по ПС внести соответствующее уточнение.

На основании изложенного, требования ФНП по ПС не распространяются только на эвакуаторы автомобилей, удовлетворяющие требованиям подпункта «е» пункта 4 ФНП по ПС, а именно: предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений. Также в этом случае изготовителем (представителем изготовителя, уполномоченным лицом) в сопроводительной документации (паспорт, инструкция по эксплуатации, сертификат, декларация и т.д.) должно быть указано наименование технического устройства «эвакуатор автомобилей».

Вопрос от 11.05.2017г:

Автотранспортное предприятие приобрело в собственность 2 автомобиля марки «КАМАЗ» с кранами – манипуляторами. Необходима ли регистрация опасного производственного объекта, если крановые установки не стационарные.

Ответ: В соответствии с , настоящие требования ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются краны-манипуляторы.

Согласно пункту 146 ФНП регистрации подлежат только те ОПО, где эксплуатируются краны-манипуляторы (за исключением кранов — манипуляторов грузоподъемностью до 1тонны. и с грузовым моментом до 4тоннометра включительно), подлежащие учету в органах Ростехнадзора, которым в установленном порядке предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в государственном реестре ОПО.

ОПО в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О промышленной безопасности производственных объектов» от 21.07.1997 № 116- ФЗ, являются предприятия, их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в пункте 3 приложения 1 к № 116-ФЗ, где сказано, что к категориям ОПО относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы. Стационарно установленными грузоподъемными механизмами являются: грузозахватный орган крана-манипулятора, стрела крана-манипулятора и грузовая лебедка крана-манипулятора.

Вопрос от 24.03.2018:

Требуется ли разрешение/регистрация при установке системы дистанционного радиоуправления на автомобильный кран-манипулятор грузоподъемностью до 1т(до 3т)?

Ответ: Нормативными документами не предусмотрено выдача разрешений или дополнительная регистрация при установке системы дистанционного управления на автомобильный кран-манипулятор грузоподъемностью до 1т/до 3т.

Вопрос от 21.06.2019:

Согласно п.п. «к» п. 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», данные ФНП не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются манипуляторы, используемые в технологических процессах. Практически все краны-манипуляторы участвуют в технологическом процессе по погрузке, разгрузке и перемещению грузов. В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, какие именно технологические процессы подразумеваются данным подпунктом.

Ответ: В связи с Вашим обращением, поступившим по информационным системам общего пользования 21.06.2019, Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что в п. 4 «к» Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, указаны «манипуляторы», а не «краны-манипуляторы».

Вопрос от 05.07.2019:

Предприятием приобретён новый кран-манипулятор (далее – ПС) на заводе-изготовителе, который провёл его полное техническое освидетельствование, и поставлен на учёт в органах Ростехнадзора. Необходимо ли разъяснение о проведении технического освидетельствования ПС специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, перед пуском в работу?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.

Пунктом 168 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утверждённых приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее – ФНП по ПС), установлено, что ПС, перечисленные в пункте 3 ФНП по ПС, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их пуска в работу, а также в процессе эксплуатации. Объём работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяются руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС. При отсутствии в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС указаний по проведению технического освидетельствования техническое освидетельствование ПС проводится согласно ФНП по ПС.

В соответствии с п. 171 ФНП по ПС техническое освидетельствование ПС должно проводиться специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а также при участии специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

Согласно п. 193 ФНП по ПС результаты технического освидетельствования ПС записываются в его паспорт специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования.

Записью в паспорте действующего ПС, подвергнутого периодическому техническому освидетельствованию, должно подтверждаться, что ПС отвечает требованиям ФНП по ПС, находится в работоспособном состоянии и выдержал испытания.

Вопрос от 12.09.2019:

Возможна ли эксплуатация крана-манипулятора как вышки для подъема людей, если в паспорте завода изготовителя прописано, что эксплуатация разрешена?

Ответ: Межрегиональный отдел государственного горного надзора, надзора за объектами металлургической промышленности, подъемными сооружениями и котлонадзора разъясняет, что, в соответствии с пунктом 23 «к» ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 №533, организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая опасные производственные объекты с применением подъемных сооружений, должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии подъемных сооружений и не допускать транспортировку кранами работников, кроме случаев, указанных в пунктах 239-251 ФНП.

Также пунктом 239 ФНП разъясняется, что подъем и транспортировка людей с применением подъемных сооружений, в паспорте которых отсутствует разрешение на транспортировку людей, разрешена в случаях, указанных в вышеуказанном пункте.

Вопрос от 05.12.2019:

Нашей организацией приобретен седельный тягач с краноманипуляторной установкой. Заводом изготовителем, к данному техническому устройству, представлен паспорт с сертификатом соответствия выданным на основании Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 » О безопасности колесных транспортных средств». Отдельно нам передан паспорт на крано-манипуляторную установку, смонтированную на седельный тягач, с сертификатом соответствия, выданным на основании Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Являются ли данные документы подтверждением соответствия требований к техническим устройствам применяемым на опасных производственных объектах, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

Ответ: п. 3 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года N 533 (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации31 декабря 2013 года, регистрационный N 30992)(далее ФНП) определен перечень подъемных сооружений (далее ПС) подлежащих учету в органах Ростехнадзора. В их числе, требования промышленной безопасности распространяются на краны-манипуляторы.

В соответствии с п.5 Технического регламента ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» действие настоящего технического регламента распространяется на машины и (или) оборудование, в том числе применяемые на опасных производственных объектах. При этом Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» не учитывает требования промышленной безопасности на транспортные средства.

п.5 ФНП установлено, что подтверждение соответствия ПС, на которые распространяются требования Технического регламента ТР ТС 010/2011 и Технического регламента ТР ТС 018/2011, осуществляется в соответствии с требованиями указанных технических регламентов.

Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» определено, что сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Учитывая вышеизложенное кран-манипулятор должен иметь один паспорт изготовленный заводом изготовителем после оборудования транспортного средства подъемным механизмом. Подтверждение соответствие объекта (крана-манипулятора) требования ТР ТС должно проводиться на основании требований промышленной безопасности установленных в ТР ТС 010/2011, с учетом требований ТР ТС 018/2011 и оформлением одного сертификата соответствия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *