Для чего нужна должностная инструкция

Что должно быть в должностной инструкции

Порядок разработки и утверждения

Внесение изменений в должностную инструкцию

порядок ознакомления с должностной инструкцией

В Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится понятия должностной инструкции (регламента). Вместе с тем она является важным документом, регулирующим должностные права и обязанности работника.

Должностная инструкция — это документ, издаваемый в целях регламентации организационно-правового положения работника, установления его должностных обязанностей, прав и ответственности, а также квалификационных требований, предъявляемые к занимаемой должности.

Должностная инструкция является документом, содержащим весь перечень трудовых обязанностей работника.

Как правило, должностные инструкции разрабатывают на основе квалификационных характеристик или на основании профессиональных стандартов, которые утверждены Минтрудом России.

На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов.

Цели разработки должностной инструкции и должностного регламента:

  1. создание организационно-правовой основы служебной деятельности должностных лиц;
  2. повышение ответственности должностных лиц за результаты их деятельности;
  3. обеспечение объективности при аттестации сотрудника, поощрении или наложении дисциплинарного взыскания;

Тщательно проработанная должностная инструкция — это возможность для работодателя потребовать от работника надлежащей работы, инструмент в борьбе с нерадивыми работниками, уклоняющимися от своих обязанностей.

Образец должностной инструкции архивариуса

Приведем примерный перечень должностных обязанностей архивариуса в его должностной инструкции.

Пред. / След. здесь Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  • Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  • Я не подписчик, но хочу им стать
  • Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Скачать бланк должностной инструкции архивариуса можно .

Что должно быть в должностной инструкции

Приступая к разработке должностной инструкции, составителю следует исходить из структуры предприятия, особенностей структурного подразделения, в котором числится соответствующая должность, особенностей работы лиц, замещающих должности, по которым разрабатывается инструкция.

Таким образом, к разработке инструкции просто необходимо привлекать руководителя структурного подразделения, которому подчиняется работник, а также начальника отдела кадров.

Должностная инструкция определяет положение работника в правовых отношениях. Запись правовых отношений делается с помощью следующих юридических категорий:

  1. обязанности;
  2. права;
  3. ответственность.

В настоящее время сложился традиционный подход к составлению должностной инструкции, согласно которому должностная инструкция состоит из пяти разделов.

Раздел 1 «Общие положения». Содержится область деятельности работника с указанием:

  • категории должности, определяемой в соответствии с ОКПДТР — руководитель, специалист, технический исполнитель;
  • порядок назначения и освобождения от должности, а также замещения во время его отсутствия;
  • квалификационные требования;
  • подчиненность работника;
  • перечень нормативных документов, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности.

Раздел 2 «Функции работника», в котором перечисляются основные направления деятельности работника.

Раздел 3 «Должностные обязанности работника» — определены конкретные виды работ, выполняемые работником.

Раздел 4 «Права работника» — закрепляются полномочия, необходимые работнику для выполнения возложенных на него обязанностей.

Раздел 5 «Ответственность работника» — регламентируется персональная ответственность работника.

Более подробно о том, какие положения должны быть включены в данные разделы можно прочитать в статье по ссылке.

Порядок разработки и утверждения должностной инструкции

Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.

Практика показывает, что должностная инструкция на некоторых предприятиях является приложением к трудовому договору. Также встречаются случаи, когда должностная инструкция утверждаться как самостоятельный документ.

Внесение изменений в должностную инструкцию

Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора.

В связи с отсутствием нормативного порядка утверждения инструкций Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) содержатся письменные указания по данному вопросу в письме от 31.10.2007 N 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников». В данном письме указано, что при внесении изменений в инструкцию должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того как работник согласился на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию.

Если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно вносить одновременно изменения в трудовой договор и должностную инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения.

Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора, удобнее всего утвердить должностную инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника. Должностная инструкция, как правило, составляется в двух экземплярах, один из которых по просьбе работника может быть ему вручен.

Соотношение должностной инструкции и профессиональных стандартов

Отдельно стоит рассмотреть вопрос об изменении должностной инструкции в связи с применением квалификационных справочников или недавно введенных профессиональных стандартов и о несоответствии инструкции таким документам.

Так, один из работников в суде оспорил новую должностную инструкцию, которая была изменена работодателем в связи с введением в действие новых профессиональных стандартов. Доводы работника свидетельствовали, что ему вменили новую обязанность — организацию работы учреждения, руководство отделением и специалистами, что являлось, по его мнению, новой трудовой функцией.

При разрешении спора суд сравнил должностные инструкции до и после корректировки и не согласился с доводами заявителя. По мнению суда в данном случае трудовая функция сохранилась, было произведено лишь уточнение трудовых действий. Не было введено дополнительных обязанностей, которые влекли бы дополнительные требования к квалификации или специальности, вводились лишь новые условия выполнения порученной работы. (см. апелляционное определение Ростовского областного суда по делу N 33-8683/2016).

В случаях, когда после внесения изменений в должностную инструкцию на работника возлагались дополнительные функции, суд признавал действия работодателя по внесению изменений неправомерными (например, Определение Верховного суда Республики Коми от 16.07.2012 по делу N 33-2986АП/2012)

Таким образом, если по конкретной профессии имеются профстандарты, необходимо учитывать их положения при разработке должностных инструкции

Должностные инструкции разрабатываются руководителем структурного подразделения под руководством кадровой службы и согласовываются с юридической службой.

Изменение трудовых обязанностей в должностной инструкции

Можно ли добавить работнику новые обязанности? Такой вопрос нередко возникает у работодателей, желающих оптимизировать рабочий процесс и распределить объем работы между меньшим числом работников.

На практике попытки внести дополнительные обязанности в должностную инструкцию не всегда успешны.

Работник был принят в организацию на должность инженера и ознакомлен с должностной инструкцией. Через несколько недель работодатель издал приказ о введении в действие новой должностной инструкции. Истцу добавили новые обязанности: теперь он должен был выполнять обязанности слесаря и электрика. Истец с этим не согласился. Суд поддержал работника и указал, что новая должностная инструкция существенно меняет круг обязанностей истца, поскольку вменяет ему обязанности рабочих профессий, что в одностороннем порядке недопустимо (Определение Московского городского суда от 10.02.2012 по делу N 33-3987).

20 сентября 2019

Если в трудовом договоре не прописаны все функции работника, то нужно разработать должностную инструкцию и ознакомить с ней работника. Образцы должностных инструкций для разных специальностей вы найдете в системе КонсультантПлюс — в «Путеводителе по кадровым вопросам».

Должностные инструкции сгруппированы по специальностям:

— работники юридического отдела;

— бухгалтерии;

— отдела кадров;

— отдела маркетинга;

— отдела снабжения и др.

В рубрикаторе также есть должностные инструкции для разных сфер деятельности:

— металлургической промышленности;

— сельского хозяйства и рыболовства;

— образования;

— культуры и искусства;

— туризма;

— общественного питания…

Для каждой должности готовый шаблон инструкции, который можно сохранить и заполнить.

Быстро найти образец нужной формы можно в системе КонсультантПлюс, задав соответствующий запрос, например, повар должностная инструкция.

Узнать, как составить должностную инструкцию и как ознакомить с обязанностями работника, можно из «Путеводителя по кадровым вопросам. Как принять на работу» — ищите в КонсультантПлюс по словам: как принять на работу.

У вас еще нет КонсультантПлюс? Попробуйте бесплатно — доступ на 3 дня!

А еще приглашаем на семинары и вебинары по актуальным вопросам законодательства — расписание на сайте.

Ознакомление работника с должностной инструкцией

По общему правилу работник должен быть ознакомлен с должностной инструкцией лично и под расписку. Отсутствие письменного подтверждения факта ознакомления с инструкцией не позволяет применить к работнику меры ответственности за нарушение конкретных обязанностей.

Основными способами подтверждения ознакомления работника с должностной инструкцией признаются судами следующие:

  1. проставление подписи работника непосредственно на листах должностной инструкции. Такой способ наиболее точно отвечает принципу добросовестности намерений сторон, вызывает доверие у правоприменительных и инспектирующих органов, так как не позволяет подменить или дополнить содержание документа без ведома работника;
  2. фиксация подписи работника на отдельном листе ознакомления. Лист ознакомления может быть предусмотрен как для каждого отдельного вида нормативных актов организации (должностной инструкции, правил внутреннего трудового распорядка, графика сменности и т.д.), так возможно и наличие единого листа ознакомления со всем массивом локальных актов организации;
  3. включение соответствующего условия в трудовой договор. Условие о доведении инструкции до сведения работника включается в содержание трудового договора, и работник, подписывая договор, тем самым дает расписку одновременно и об ознакомлении. Суды признают наличие такого условия в подписанном сотрудником договоре как доказательство возложения на него должностных обязанностей при рассмотрении любых категорий дел, включая споры о незаконности увольнения.
Лист ознакомления с должностным регламентом (должностной инструкцией)

N п/п

Фамилия, имя, отчество должностного лица, назначаемого на должность

Дата и подпись должностного лица после ознакомления с инструкцией

Дата и номер приказа о назначении на должность

Дата и номер приказа об освобождении от занимаемой должности

Однако тот факт, что работник не ознакомлен с должностной инструкцией, не является препятствием к его увольнению

По вопросам обязательного ознакомления сложилась определенная судебная практика.

Так, работник не выполнял поручения руководителя и был уволен, поскольку не прошел испытание. Он не согласился с решением работодателя. Посчитал, что не мог исполнять трудовые обязанности, так как при приеме на работу не был ознакомлен с должностной инструкцией.

Московский городской суд решил (апелляционное определение от 26.01.2018 по делу N 33-3179/2018), что увольнение работника правомерно. Обязанность выполнять задания руководителей была прописана в трудовом договоре. Тот факт, что работник не ознакомлен с должностной инструкцией в момент приема на работу, не означает, что он не мог исполнять поручения непосредственного руководителя.

В похожих ситуациях суды чаще всего признают увольнение незаконным. Однако если обязанности установлены в других документах, суд может посчитать увольнение правомерным.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ (ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ) В ТРУДОВОМ ДОГОВОРЕ, ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Должностные обязанности — это определенная трудовая функция соответствующего должностного лица, которую он обязан выполнять в соответствии с заключенным трудовым договором. Они устанавливаются нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также локальными нормативными актами организации, например, должностной инструкцией. Указание трудовой функции является обязательным для включения в трудовой договор. Об этом расскажет наша статья.
Итак, при заключении трудового договора работник берет на себя обязательство выполнять два вида обязанностей, это:
1. Общие трудовые обязанности, касающиеся всех работников, которые определены статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ). Отметим, что согласно указанной статье работник обязан:
— добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
— соблюдать трудовую дисциплину;
— выполнять установленные нормы труда;
— соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
— бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
— незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

дело № А73-13675/2016
г. Хабаровск
22 ноября 2016 года
Резолютивная часть решения оглашена 21.11.2016, в полном объеме решение изготовлено 22.11.2016.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Калашникова А.Г., при ведении протокола секретарем Вершининой О.И. с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев дело по заявлению Управления внутренних дел России по г. Хабаровску о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Аргус» (ОГРН: 1082723001426, ИНН: 2723103266, зарегистрированное по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Матвеевское шоссе, 44, кв. 4/1) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии:
от административного органа: Мун А.Ю. дов. от 17.11.2016 № 12
от лица привлекаемого к ответственности: не явился.
Сущность спора: УМВД России по городу Хабаровску обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Аргус» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Представитель административного органа на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.
ООО «ЧОО «Аргус» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Суд установил:
Общество имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности № 535-КР от 28.03.2008г
23.09.2016 г., сотрудниками ОЛРР УМВД России по г. Хабаровску выявлены нарушения действующего законодательства в сфере оказания охранных услуг обществом с ограниченной ответственностью частной охранной охраной организацией «АРГУС», а именно: на объекте охраны «овоще-база» по адресу Хабаровский район с. Мирное ул. Придорожная, 19, должностная инструкция частного охранника выполнена с нарушением требований, органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, экземпляр инструкции не направлялся в орган внутренних дел по месту нахождения объекта охраны. Должностная инструкция не согласованна с заказчиком, отсутствуют действия частного охранника при прибытии на охраняемый объект должностных лиц государственных органов, взаимодействие с государственными органами, что является нарушением приказа МВД РФ № 960 от 22 августа 2011 г. «Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны». ООО ЧОО «АРГУС» не уведомил органы внутренних дел, о начале оказания охранных услуг на объекте охраны «Овоще-база» по адресу Хабаровский район с. Мирное ул. Придорожная, 19. Что является нарушением ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» № 2487-1 от 11.03.1992 г
26.09.2016г. старшим инспектором ОЛРР УМВД России по г. Хабаровску капитаном полиции Мун А.Ю., с участием представителя Общества, в отношении ООО ЧОО «Аргус», составлен протокол об административном правонарушении серии 27 ХК № 0182982 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, совершённых юридическими лицами рассматриваются арбитражными судами, в связи с чем, административный орган обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективной стороной данного административного правонарушения является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией (разрешением) и нарушением требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 32 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании) установлено, что частная охранная деятельность входит в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о лицензировании, лицензионные требования — совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу части 4 статьи 1 Закона о лицензировании, особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление, в том числе, частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности.
Статья Раздел I. Общие положения > Статья 1. Частная детективная и охранная деятельность» target=»_blank»>1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о частной детективной и охранной деятельности) определяет понятие частной детективной и охранной деятельности, как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
В соответствие со статьей 11 Закон о частной детективной и охранной деятельности, о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) частная охранная организация обязана уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статьи 12.1 Закон о частной детективной и охранной деятельности, действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности. Экземпляр должностной инструкции частного охранника на объекте охраны в обязательном порядке направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту нахождения соответствующего объекта охраны.

В соответствие с пунктами 3, 6 Типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны от 22.08.2011 № 960, должностная инструкция подлежит согласованию клиентом или заказчиком либо их представителем путем проставления слова «СОГЛАСОВАНО», указания должности уполномоченного лица, его личной подписи, расшифровки подписи (инициалы, фамилия) и даты согласования. Согласованная клиентом или заказчиком либо их представителем должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует в период исполнения договора на оказание охранных услуг до ее замены новой должностной инструкцией.
Как следует из материалов дела, 23.09.2016 г., сотрудниками ОЛРР УМВД России по г. Хабаровску выявлены нарушения действующего законодательства в сфере оказания охранных услуг обществом с ограниченной ответственностью частной охранной охраной организацией «АРГУС», а именно: на объекте охраны «овоще-база» по адресу Хабаровский район с. Мирное ул. Придорожная, 19, должностная инструкция частного охранника выполнена с нарушением требований, органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, экземпляр инструкции не направлялся в орган внутренних дел по месту нахождения объекта охраны. Должностная инструкция не согласованна с заказчиком, отсутствуют действия частного охранника при прибытии на охраняемый объект должностных лиц государственных органов, взаимодействие с государственными органами, что является нарушением приказа МВД РФ № 960 от 22 августа 2011 г. «Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны». ООО ЧОО «АРГУС» не уведомил органы внутренних дел, о начале оказания охранных услуг на объекте охраны «Овоще-база» по адресу Хабаровский район с. Мирное ул. Придорожная, 19. Что является нарушением ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» № 2487-1 от 11.03.1992 г
Факт и обстоятельства правонарушения, совершённого Обществом подтверждаются материалами дела и не оспариваются ООО «ЧОО «Аргус».
Вина Общества выражается в осуществлении деятельности, указанной в лицензии, с нарушением лицензионных требований и условий, в непринятии всех зависящих от Общества мер по контролю за соблюдением требований и условий, предусмотренных лицензией. При этом у Общества имелась реальная возможность обеспечить выполнение вышеуказанных требований, чем причинен вред установленному законом порядку осуществления предпринимательской деятельности.
Обстоятельств отягчающих административную ответственность Общества, судом не установлено.
Порядок, сроки привлечения Общества к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает предупреждение или штраф.
Согласно статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Учитывая изложенное, характер совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, суд считает возможным применить санкцию, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Руководствуясь статьей 23.1 КоАП РФ, ст. ст. 167-170, 202-206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Аргус», ОГРН: 1082723001426, ИНН: 2723103266, зарегистрированное по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Матвеевское шоссе, 44, кв. 4/1, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников

Суд:

АС Хабаровского края

Истцы:

УМВД России по г.Хабаровску

Ответчики:

ООО Частная охранная организация «АРГУС»
ООО ЧОО АРГУС

Последние документы по делу:

Судебная практика по:

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без разрешения
Судебная практика по применению нормы ст. 14.1. КОАП РФ

На основании какого нормативного документа разрабатываются должностные инструкции?

9 июня 2011

В первую очередь следует отметить, что трудовое законодательство не требует обязательного составления должностных инструкций для всех категорий работников (служащих): в настоящее время необходимость этого предусмотрена только для муниципальных служащих (п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»), отдельных категорий государственных служащих (например, для полицейских (п. 3 ст. 25 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»), для служащих таможенных органов (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации») и т.д.) и некоторых категорий работников (например, для персонала высших учебных заведений (п. 7 ст. 20 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), частных охранников (ст. 12.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).
Для прочих категорий работников детальное описание их трудовой функции, права и обязанности в рамках трудовых отношений могут быть включены непосредственно в трудовой договор. Составление должностной инструкции в этом случае не требуется. Однако должностную инструкцию, конечно, все-таки лучше иметь. Ведь в ней работодатель может определить задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника. На это было указано и в письме Роструда от 09.08.2007 N 3042-6-0.
В соответствии с действующим законодательством работодатель наделен правом принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (ст. 8 ТК РФ), одним из видов таких актов и является должностная инструкция.
При этом, отметим, единых требований к структуре и содержанию должностной инструкции не установлено1.
При разработке должностных инструкций необходимо брать за основу квалификационные справочники, если применение справочников обязательно для работодателя. Как следует из п. 4 Общих положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, квалификационные требования, содержащиеся в справочнике, могут уточняться с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности работников. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и требований к необходимой специальной подготовке работников. На это же было указано Н.З. Ковязиной, начальником отдела Минздравсоцразвития России, при ответе на вопрос: «Является ли Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих обязательным для предъявления требований к квалификации (образованию) должности или допускается устанавливать их по усмотрению работодателя?» («Налоговый вестник», N 9, сентябрь 2006 г.).
В остальных случаях, хотя применение квалификационных справочников не обязательно, мы рекомендуем также обращаться именно к ним.
При этом, составляя должностную инструкцию, следует учитывать положение абзаца второго части второй ст. 57 ТК РФ, согласно которому, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. В таких случаях при составлении должностной инструкции следует руководствоваться соответствующими разделами Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих либо Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, например, для работников образования — разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н. В отношении должностей, не предусмотренных конкретными разделами этих справочников, работодатель вправе руководствоваться Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37.
В любом случае описание квалификационных характеристик в указанных справочниках является базовым. Работодатель вправе дополнять и уточнять обязанности работников в должностной инструкции в зависимости от условий работы, поскольку это не противоречит трудовому законодательству.
В части, касающейся мер дисциплинарной и материальной ответственности работников, работодатель должен руководствоваться нормами ТК РФ. Меры ответственности, не предусмотренные Кодексом, в должностную инструкцию включены быть не могут.
Таким образом, за исключением отдельных категорий работников, для которых законодательством утверждены требования к составлению должностных инструкций или типовые должностные инструкции, работодатель определяет структуру и содержание должностной инструкции самостоятельно, с учетом требований трудового законодательства. При этом нужно учитывать, что в соответствии с частью четвертой ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, применению не подлежат. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

19 мая 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *