Женщины служат в рядах российской армии, и после прохождения военной службы, по истечении определенного срока, переводятся в запас. Граждане, находящиеся на военной службе по призыву или контракту, называются военнослужащими. Те, кто состоит на воинском учете или в запасе — военнообязанные.

Отвечая на вопрос, до скольки лет женщины-военнообязанные состоят на воинском учете, обратимся к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ. В статье 53 «Состав запаса» говорится, что пребывают в запасе:

  • женщины, имеющие звание мичманов, прапорщиков и офицеров — до 50 лет;
  • женщины, не имеющие офицерского звания — до 45 лет.

При достижении максимального возраста пребывания в запасе, либо при состоянии здоровья, признанном не годным к службе, военнообязанная женщина, уходя в отставку, снимается с учета в военкомате.

Военнообязанные имеют военный билет и состоят на воинском учете, который обязан вестись во всех организациях по формам, установленным Министерством обороны РФ.

Пошаговая инструкция, как организовать учет в организации: https://clubtk.ru/kak-organizovat-voinsky-uchet-rabotnikov.

Список документов, которые обязана вести организация:

  • приказ об организации;
  • план работы;
  • картотека личных карточек формы N Т-2;
  • журнал проверок;
  • расписки от граждан о приеме документов;
  • служебное делопроизводство.

В форме Т-2 указывается дата рождения, а при снятии с учета у достигших предельного возраста пребывания в запасе обязательно делается соответствующая запись: «Снят(а) с воинского учета по возрасту».

Образец заполнения личной карточки Т-2: https://clubtk.ru/forms/dokumentooborot/lichnaya-kartochka-rabotnika-t2

До какого возраста женщины-военнообязанные призываются на военные сборы, определяется статьями 53 и 54 того же закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ. Граждан из состава запаса вызывают на военные сборы не чаще одного раза в три года до момента снятия с воинского учета.

Граждане, имеющие военно-учетную специальность согласно перечню из «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях» (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017) и находящиеся в запасе, в том числе военнообязанные женщины-медики, подлежат воинскому учету при наличии следующих военно-учетных специальностей:

  • дезинфектор;
  • оператор дезинсекционных установок;
  • рентгеномеханик;
  • педиатр;
  • стоматолог (стоматология профилактическая и ортопедическая);
  • фармацевт;
  • медсестра;
  • лаборант;
  • врач (лечебное и медико-профилактическое дело).

До какого возраста военнообязанная женщина получает льготы, предоставляемые правительством РФ за военную службу? Пожизненно предоставляются:

  • льготная пенсия по выслуге лет (в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» от 12.02.1993 г.);
  • медицинское обслуживание (статья 16 «Право на охрану здоровья и медицинскую помощь» закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ);
  • льготы по оплате и приобретению жилья (статья 15 «Право на жилище» закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ).

Вместо предисловия.

Для начала напомним, что воинский учет в учреждении ведется в соответствии с:

  • Законом № 53-ФЗ;

  • Положением о ведении воинского учета, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее – Положение № 719);

  • Методическими рекомендациями, утвержденными Генштабом Вооруженных сил РФ 11.07.2017 (далее – Методические рекомендации).

Последний документ наиболее четко регламентирует действия работодателя, а также определяет формы документов и обязанности работодателей в области военного учета.

В частности, работники, ответственные за ведение воинского учета в медицинском учреждении, должны будут сообщать в военкомат о сотрудниках, не вставших на воинский учет.

Чтобы определить, состоит ли гражданин, принимаемый на работу (учебу), на воинском учете, проверяется наличие соответствующих отметок в его документе воинского учета. Бывает, что такие отметки отсутствуют, особенно у граждан, переехавших из других регионов (без регистрации по месту пребывания) или же уволенных военнослужащих, служащих системы МВД.

Если при приеме на работу выявлены граждане, которые должны были встать на воинский учет, но не сделали этого, нужно:

  • направить в течение двух недель в военкомат сведения о них;

  • вручить сотрудникам, не состоящим, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военкомат.

Форма данного направления Законом № 8-ФЗ не утверждена, поэтому считаем, что оно может быть составлено в произвольной форме.

Но давайте вспомним, а какие вообще обязанности по воинскому учету работников установлены законодательством для учреждений.

Чем «военнообязанный» отличается от «военнослужащего»?

Зачастую возникает путаница между понятиями «военнослужащий» и «военнообязанный». Военнослужащий — это лицо, которое находится на военной службе по призыву или по контракту в настоящее время. Военнообязанный — это лицо, которое находится на воинском учёте и зачислено в запас Вооружённых сил.

Военнообязанные в любой момент могут быть призваны на действительную военную службу. Как правило, массовый призыв военнообязанных лиц происходит в случае возникновения военной опасности или после начала войны.

К категории военнообязанных относятся все военнослужащие, прошедшие срочную службу, а также выпускники военных кафедр вузов, в ходе обучения получившие военно-учётную специальность и воинское звание и зачисленные в запас ВС.

В зависимости от звания, военнообязанные находятся на воинском учёте до 45–60 лет (рядовые — до 45 лет, старшие офицеры — до 60 лет). У каждого военнообязанного в России в паспорте делается соответствующая отметка.

Перечень военно-учётных специальностей в Российской Федерации утверждается постановлениями правительства.

Женщины-военнообязанные: не только врачи

Разнообразие военно-учётных специальностей способно поразить воображение штатских.

Помимо «сапёров» и «понтонёров», «водителей БТР» и «специалистов дальней связи», военно-учётными специальностями являются и такие, на первый взгляд, гражданские, как «пенсионное дело», «бухгалтер финансовой службы» и даже «ограниченно годный к воинской службе — разнорабочий».

С мужчинами ситуация ясна — военнобязанными среди них в России являются практически все, за исключением уголовников, а также тяжелобольных или ловко притворяющихся таковыми.

От рекрутского набора до почётной обязанности

Пётр I впервые основал постоянную армию на обязательной службе дворян и сборе даточных людей, так называемых рекрутов. В рекруты набирали, как правило, холостых, но жёнам рекрутов разрешалось следовать за мужем к месту службы. Во время службы солдат мог жениться с разрешения полкового начальства. Срок службы рекрутов обычно составлял 25 лет.

При этом в послепетровскую эпоху высшие сословия российского общества были освобождены от военной службы, и воинская повинность стала распространяться лишь на крестьян и мещан.

Военная реформа 1874 года упразднила рекрутские наборы, которые были заменены личной воинской повинностью, распространявшейся на всё мужское население России. Срок службы был сокращён до нескольких лет.

Конституция СССР провозглашала, что защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР, а военная служба в рядах ВС СССР — почётная обязанность советских граждан.

Воинская обязанность, по советскому законодательству, осуществлялась в следующих основных формах:

  • служба в рядах ВС СССР в течение установленных законом сроков;
  • работа и служба в качестве военных строителей;
  • прохождение учебных, поверочных сборов и переподготовки в период состояния в запасе ВС СССР.

Комментарий к Ст. 59 КРФ

1. Защита Отечества — не только правовое, но прежде всего нравственное требование к каждому гражданину, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей. Защита Отечества выражается в обеспечении обороны страны и безопасности государства.

Оборона страны — это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита России, целостности и неприкосновенности ее территории. Цели и государственная стратегия в данной области на современном этапе определены в Концепции национальной безопасности, утв. Указом Президента от 17 декабря 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 52. ст. 5909), и в Военной доктрине, утв. Указом Президента от 21 апреля 2000 г. (СЗ РФ. 2000. N 17. ст. 1852).

В целях обороны создаются Вооруженные Силы и устанавливается воинская обязанность граждан. Она является конкретным проявлением конституционного долга и обязанности по защите Отечества, но адресована законом определенным категориям граждан. Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы. Формой реализации этой обязанности может быть также прохождение альтернативной гражданской службы взамен военной, что установлено в ч. 3 комментируемой статьи. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества и путем добровольного поступления на военную службу по контракту.

2. Согласно п. «м» ст. 71 Конституции, оборона и безопасность относятся к ведению Федерации. Поэтому часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что гражданин несет военную службу в соответствии именно с федеральным законом. В связи с этим противоречащими Конституции являлись положения конституций ряда республик об исполнении воинской обязанности на территории республики или вне ее на основе договорных обязательств республики (ст. 58 Конституции Республики Татарстан, в ред. от 31 мая 2000 г.), о несении гражданами республики военной службы в соответствии с законом республики и федеральным законом (ст. 68 Конституции Республики Башкортостан, в ред. от 3 ноября 2000 г.).

Воинская обязанность российских граждан, как установлено законом, предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, ее прохождение, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе. Исполнение этой обязанности обеспечивается в пределах их полномочий: органами государственной власти, иными государственными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами. Постановлением Правительства от 31 декабря 1999 г. N 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (СЗ РФ. 2000. N 2. ст. 225).

Статья 12 ФЗ «Об обороне» устанавливает, что комплектование Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с законодательством: 1) военнослужащими — путем призыва граждан России на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления российских, а также иностранных граждан на военную службу, т.е. по контракту; 2) гражданским персоналом. Норма об иностранных гражданах включена в военное законодательство Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ и предусматривает прохождение ими военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (п. 2 ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами как в Вооруженных Силах, так и во внутренних войсках МВД, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях, Службе внешней разведки, органах ФСБ, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. В данной сфере действуют, в частности, федеральные законы: от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (в ред. от 25 июля 2002 г.), от 10 января 1996 г. «О внешней разведке» (в ред. от 14 февраля 2007 г.), от 6 января 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 27 июля 2006 г.) и др. Общее значение имеет Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (в ред. от 2 марта 2007 г.).

По ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву подлежат: а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе; б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера (п. 1 ст. 22). Указанное положение подпункта «б» п. 1 ст. 22 утрачивает силу с 1 января 2008 г., и применительно к названным в нем гражданам будут применяться несколько иные правила прохождения военной службы, о чем ниже.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» освобождены от выполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву.

Освобождаются от призыва на военную службу граждане: признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в РФ либо альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве. Правом на освобождение от призыва обладают граждане, имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень; являющиеся сыновьями (родными братьями):

— военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы и погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

— граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или их окончания.

Не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношение которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Исчерпывающе определены в ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» основания для отсрочки от призыва на военную службу. В связи с переходом с 1 января 2008 г. на одногодичный срок военной службы по призыву отменен и уточнен ряд отсрочек (ФЗ от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ).

Согласно новой редакции ст. 24, действующей с 1 января 2008 г., право на отсрочку от призыва имеют, в частности, учащиеся-очники, обучающиеся в:

— имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, — на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;

— имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;

— имеющих такую же аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, если они до поступления в них получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

— имеющих такую же аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

В указанных случаях отсрочка от призыва предоставляется учащемуся, как правило, только один раз. При этом право на отсрочку от призыва сохраняется за гражданином:

— продолжающим непрерывное обучение по образовательной программе следующей ступени высшего профессионального образования в том же образовательном учреждении;

— получившим в период обучения академический отпуск, или перешедшим в том же образовательном учреждении на другую образовательную программу, или переведенным в образовательное учреждение того же уровня (при этом общий срок отсрочки от призыва не должен увеличиваться более чем на год);

— восстановившимся в том же образовательном учреждении (за исключением восстановившихся после отчисления за какие-либо нарушения или по другим неуважительным причинам), если срок отсрочки от призыва не увеличивается.

Право на отсрочку от призыва имеют также лица, получающие очно послевузовское профессиональное образование в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям вузах или научных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ, установленных нормативными актами и (или) государственными образовательными стандартами, и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе.

Право на отсрочку от призыва учащимся может быть дано и на основании указов Президента.

Конституционный Суд, рассматривая в Постановлении от 21 октября 1999 г. N 13-П (СЗ РФ. 1999. N 44. ст. 5383) запрос одного из районных судов, в котором утверждалось, что непредоставление законом права на отсрочку от призыва учащимся-очникам негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, нарушает принцип равноправия, гарантии реализации права на образование, требования ч. 3 ст. 55 Конституции, указал следующее. Решая задачу подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, уровень которой отвечает государственным образовательным стандартам, с одной стороны, и в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства предусматривая укомплектование армии путем призыва на военную службу — с другой, законодатель вправе установить различный порядок исполнения воинской обязанности для обучающихся в вузах. При этом студентам-очникам негосударственных образовательных учреждений, не имеющих государственной аккредитации, гарантируется после увольнения с военной службы продолжение образования. Тем самым обеспечивается как реализация всеми гражданами, подлежащими призыву (как имеющими, так и не имеющими права на отсрочку), права на образование, так и исполнение ими обязанности по несению военной службы — хотя и в различном порядке. Не усмотрел Конституционный Суд также нарушения принципа равенства перед законом и равенства прав, ибо оспариваемое положение имеет обязательный характер в отношении всех граждан, на которых распространяется. Оно предполагает равенство возможностей, в том числе в выборе вуза.

Отсрочка от призыва предоставляется и некоторым другим категориям граждан, в частности признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, — на срок до одного года. С 1 января 2008 г. в новой редакции действуют положения об отсрочке гражданам:

— занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом или сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);

— имеющим ребенка и воспитывающим его, или двух и более детей, или ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет либо ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;

— поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы РФ непосредственно по окончании вузов указанных органов и учреждений при наличии у них специальных званий — на время службы в этих органах и учреждениях.

Новой, действующей с 1 января 2008 г. является отсрочка гражданам, являющимся опекуном и попечителем несовершеннолетнего родного брата или сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан. Сохраняется отсрочка от призыва депутатам органов публичной власти и глав муниципальных образований, если они осуществляют свои полномочия на постоянной основе, — на срок полномочий. По некоторым основаниям предоставляется отсрочка гражданам, зачисленным в запас с присвоением военного звания офицера.

В то же время с 1 января 2008 г. отменяются отсрочки от призыва гражданам:

— занятым постоянным уходом за отцом, матерью, другими близкими родственниками, являющимися инвалидами первой или второй группы, пожилыми (женщины старше 55 лет, мужчины — 60 лет) или не достигшими 18 лет;

— мать (отец) которых кроме них имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены);

— поступившим на работу по специальности непосредственно по окончании вуза на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством, — на время этой работы.

В 2006 г. внесены существенные изменения, касающиеся сроков военной службы. С 1 января 2008 г. этот срок составляет 12 месяцев. В переходный период срок военной службы по призыву регламентируется дифференцированно. Для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 г., срок — 24 месяца; для призванных с 1 января по 31 декабря 2007 г. — 18 месяцев. Данные положения не распространяются на военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственные вузы, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г.; срок их военной службы — 12 месяцев. Для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., ее срок — 24 месяца.

Что касается женщин, то они ставятся на воинский учет после приобретения ими военно-учетной специальности и могут поступить на военную службу по контракту.

Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента два раза в год — с 1 апреля по 30 июня (по 15 июля — с 1 января 2008 г.) и с 1 октября по 31 декабря. Несколько иные сроки призыва установлены для граждан, проживающих в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; проживающих в сельской местности и непосредственно занятых на посевных и уборочных работах; являющихся педагогическими работниками.

В последние годы заметно увеличилось число молодых людей, уклоняющихся от прохождения военной и альтернативной гражданской службы, что создает серьезные проблемы с комплектованием армии. За это установлена уголовная ответственность (статья 328 Уголовного кодекса РФ). Граждане и должностные лица могут быть привлечены также к административной ответственности за нарушение правил воинского учета, неявку по вызову в военкомат и др. (гл. 21 КоАП). Конечно, не только и не столько правовыми средствами, мерами юридической ответственности можно решить те сложные проблемы, которые возникли в последние годы в Вооруженных Силах, но и они необходимы.

Комплектованию армии на добровольной основе служит предусмотренное законами «Об обороне» (ст. 12), «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 2, 32-34.1, 38, 60) право поступления граждан на военную службу по контракту. Первый такой контракт вправе заключать российские граждане в возрасте от 18 до 40 лет, иностранные граждане от 18 до 30 лет. Срок первого контракта — 3-5 лет. Контракт заключается в письменной форме между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации — Министерством обороны (или другим федеральным органом, в котором законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. Отказ в заключении контракта может быть обжалован в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.

Главным актом, определяющим правовое положение военнослужащих, является ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (в ред. от 16 марта 2007 г.). Он определяет в соответствии с Конституцией права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территории других государств, а также направленных в вооруженные силы других государств в порядке военного сотрудничества, определяется также в соответствии с международными договорами РФ. Особенности статуса военнослужащих в военное время, в период мобилизации, в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах устанавливаются федеральными законами о военном положении, о мобилизации, о чрезвычайном положении и др.

Военнослужащим гарантируется широкий круг прав и свобод. Вместе с тем законодательными актами устанавливаются ограничения некоторых общегражданских прав и свобод, что обусловлено особенностями военной службы. Так, право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Военнослужащие вправе состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели. Создание в воинских частях религиозных объединений не допускается, но военнослужащие могут отправлять религиозные обряды на территории воинской части с разрешения командира, вправе в свободное от военной службы время участвовать как частные лица в богослужениях и религиозных церемониях, но не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии. Запрещено участие военнослужащих в забастовках, иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования связанных с ее прохождением вопросов. Эти и им подобные ограничения не противоречат основаниям ограничения прав и свобод, закрепленным в ч. 3 ст. 55 Конституции.

Обязанности военнослужащих определяются существом воинского долга: защита государственного суверенитета и территориальной целостности страны, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Обязанности военнослужащих и порядок их выполнения устанавливают законодательные акты, воинские уставы и другие федеральные нормативные документы.

ФЗ «О статусе военнослужащих» гарантирует право военнослужащих на защиту их прав и законных интересов, в том числе право на судебную защиту. В соответствии со ст. 4 Закона от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; с изм. и доп. от 14 декабря 1995 г. (Ведомости РФ. 1993. N 19. ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. ст. 4970), военнослужащие вправе обжаловать в военный суд действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы. Исходя из смысла этой нормы, как было разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» (в ред. от 24 апреля 2002 г.), в военный суд могут быть обжалованы также действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, касающиеся прав и свобод военнослужащих. Суды общей юрисдикции призваны защищать права военнослужащих и в других случаях.

Государству и самой армии в ходе военной реформы предстоит, конечно, еще многое сделать в обеспечении прав военнослужащих, их правовой защищенности. Это касается: охраны жизни, здоровья и достоинства личности военнослужащих; полной реализации их льгот и преимуществ, установленных законами в связи с тяготами военной службы; более четкого определения и гарантирования правового статуса военнослужащих, направляемых в «горячие точки».

3. Условия и порядок замены военной службы на альтернативную гражданскую службу, что предусмотрено в ч. 3 комментируемой статьи, регламентируются ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» (СЗ РФ. 2002. N 30. ст. 3030; с изм. и доп., действует в ред. от 6 июля 2006 г.)

Институт альтернативной службы не является новым для российского законодательства. Еще в 1919 г. декретом СНК РСФСР было признано право верующих на замену военной службы по решению суда на иную общеполезную работу. Аналогично решался вопрос и в законодательстве СССР до принятия в 1939 г. нового закона о всеобщей воинской обязанности. Но он уже не сохранил названный институт.

Замена военной службы альтернативной гражданской, или службой без оружия, по религиозным, политическим или этическим мотивам признают во многих странах. При этом устанавливают более продолжительный по сравнению с действительной военной службой срок; лишение многих льгот, предоставляемых военнослужащим; выполнение наиболее трудоемких и непрестижных работ, например в психиатрических лечебницах, домах престарелых, службах социальной помощи больным, инвалидам и пенсионерам, на вспомогательных должностях в пожарной охране и т.п. В п. «с» ч. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах специально оговорено, что какая бы то ни было служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, не относится к принудительному или обязательному труду, принуждение к которому запрещается Пактом.

Часть 3 анализируемой статьи, регламентируя альтернативную гражданскую службу, признает право гражданина на нее в случае, если его убеждениям (например, пацифистским) или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях.

Отсутствие длительное время законодательной конкретизации данного права препятствовало его осуществлению гражданами, прежде всего в упомянутых «иных случаях». В то же время Конституционный Суд, интерпретируя в Определении от 22 мая 1996 г. N 63-О норму ч. 3 ст. 59 Конституции, указал, что закрепленное в ней и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, является непосредственно действующим (ст. 18 Конституции) и должно обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон. Был сделан важный практический вывод: стремление гражданина реализовать свое конституционное право не запрещенными законом способами во всяком случае не может служить основанием для возбуждения против него уголовного или иного преследования (см.: Конституционный Суд РФ. Постановления. Определения. 1992-1996. М., 1997. С. 501-503). Развивая данную правовую позицию, Конституционный Суд в Постановлении от 23 ноября 1999 г. N 16-П (СЗ РФ. 1999. N 51. ст. 6363), касающемся положений ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», отметил, что рассматриваемое конституционное право является именно индивидуальным правом, т.е. связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном, а не коллективном аспекте, а значит, должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет.

Статья 2 ФЗ от 25 июля 2002 г., конкретизируя рассматриваемое конституционное право, определяет, что гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

В 2006 г. по-новому был определен срок альтернативной гражданской службы. Он в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву. Для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 г., этот срок — 42 месяца, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 г., — 31,5 месяца. Данные положения не распространяются на граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственные вузы и направленных для прохождения указанной службы до 1 января 2008 г.; ее срок для таких граждан — 21 месяц. Такой же срок распространяется на граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы после 1 января 2008 г.

Несколько по-иному решается вопрос о сроках альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих ее в организациях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Этот срок превышает срок военной службы по призыву в 1,5 раза и составляет для аналогичных приведенным выше групп граждан соответственно 36, 27 и 18 месяцев (ст. 5 ФЗ от 25 июля 2002 г.).

Статья 11 названного ФЗ предусматривает, что граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию. При этом установлены сроки, до которых необходимо подать соответствующее заявление в военный комиссариат в зависимости от того, когда гражданин должен быть призван на военную службу — весной или осенью. Нарушение срока подачи заявления может стать основанием для отказа в его удовлетворении.

Конституционный Суд в Определении от 17 октября 2006 г. N 447-О (СЗ РФ. 2007. N 2. ст. 409). Указывал: исходя из того что право на замену военной службы альтернативной гражданской службой является непосредственно действующим, федеральный законодатель не вправе ограничивать процедурными нормами, принятыми в целях рационализации деятельности государственных органов, свободу совести и вероисповедания и связанное с ней право на альтернативную службу. Статья 11 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, закрепляющая обязанность гражданина довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений и вероисповедания, которые противоречат несению военной службы, не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замете военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом.

Согласно ст. 15 ФЗ от 5 июля 2002 г., решение призывной комиссии от отказе в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу может быть обжаловано гражданином в суд. В случае обжалования указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Альтернативная гражданская служба проходит, как правило, за пределами территории субъекта Федерации, в котором гражданин постоянно проживает. Исключение может быть сделано лишь при невозможности направления гражданина для прохождения указанной службы за пределы территории этого субъекта Федерации.

ФЗ подробно регламентирует организацию направления граждан на альтернативную гражданскую службу и порядок ее прохождения, права, обязанности и ответственность граждан, проходящих данную службу, в том числе предоставляемые им социальные гарантии и компенсации, условия и оплату труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение, а также основания и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы.

Женщины-военнослужащие в разных странах мира

И сколько бы ни иронизировали отдельные несознательные граждане насчет пресловутого «в армии вас научат честь отдавать», сама по себе идея не так уж нова. Есть немало стран, где воинская повинность является обязательной для граждан любого пола. Однако, как выяснилось, россиянки становиться в строй и «равняться на грудь четвертого» в нем особым желанием не горят. Таковы результаты опроса активных работающих россиян-пользователей интернета, которые обнародовал исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru.

Большинство потенциальных «призывниц», то есть девушек от 18 до 27 лет, служить в армии не хотят — об этом заявили 59% из них. По мнению участниц опроса, у женщины есть более важные задачи: «У меня муж и маленькая дочка — это посложнее армии!»; «Сейчас жизнь так интересна! Просто нет времени». Есть и другие, тоже веские основания сказать армии твердое женское «нет»: «По комплекции я не подхожу для армии. Армия не для миниатюрных девушек, скорее в армии могли бы служить женщины, психически и физиологически напоминающие мужчин…»; «Женщины для того, чтобы рожать и воспитывать детей, а если они будут изнурять себя физическими нагрузками, то родить не смогут… И потом будут жалеть»; «Мне жестокости и в обычной жизни хватает».

И все же больше четверти — 27% девушек хотели бы защищать Родину в рядах Вооруженных Сил. Кто-то видит в этом возможность самореализации, другие стремятся исполнить детскую мечту. Некоторые таким образом хотят решить свои личные проблемы и найти себе хорошего спутника жизни. «Хочу показать, на что я способна. Армия дала бы мне это сделать!»; «А я люблю военных — красивых, здоровенных…» — объясняют респонденты. 14% девушек пока затрудняются ответить, готовы ли они посвятить несколько месяцев или даже лет службе в армии. О женщины, имя вам — кокетство. Прежде всего они думают не о том, что надо делать, а о том, как они при этом будут выглядеть. «Мне форма не идет, но мысль интересная», — комментируют они.

Мнения остальных россиян также разделились.

Большая часть респондентов (49%) уверена, что это возможно, но только по желанию самой девушки. В армии есть немало работы для прекрасного пола, там не только грязь, стрельба, сапоги и портянки. «Если женщина хочет связать свою жизнь с армией, то почему бы не дать ей такую возможность? Но стричь всех под одну гребенку, как это любят у нас, нельзя»; «Я мечтала о кадетском классе, боевых искусствах и о службе в армии… Всем бы доказала, что женщины — это не слабый пол!»; «Это сделало бы армию более гуманной»; «У нас в провинции безработица, и женщины могли бы работать в армии», — рассуждают россияне.

В том, что армия — совершенно не женское дело, убеждены 43% наших сограждан. Чаще это сами женщины — среди них доля разделяющих такую позицию составляет 46%, тогда как среди мужчин — 39%. «Женщина должна быть женственной, нежной, обаятельной»; «Хранительнице семейного очага нечего делать в армии», — считают респонденты.

Но с инициативой своей депутат явно поторопилась. Общество восприняло ее скептически, по принципу «насильно мил не будешь». Лишь 4% россиян уверены, что служба в Вооруженных Силах должна быть обязательной для женщин. При этом сторонников того, чтобы девушки жили в казармах, маршировали и разбирали-собирали оружие, больше среди мужчин — целых 8%, тогда как среди самих женщин — лишь 1%. Хотя, судя по комментариям, опрошенные считают успешным пример Израиля, где надеть военную форму успевают все девушки, кроме освобожденных по состоянию здоровья и вышедших замуж к моменту призыва. «У нас же равенство — вот и пусть идут служить» (стороннику равенства 22 года и работает он охранником. Комментарии к комментарию излишни); «Это сделало бы армию более гуманной», — говорят респонденты.

Затруднились однозначно выразить свое отношение к проблеме 4% россиян: «Может и да, но… Достаточно дам в полиции. Короткие юбки, косметика, и толку мало… Все это подмена истинных ценностей… Боец должен родину защищать, а не глазки строить!»; «Служить не должны, а вот теоретические основы военного дела должен знать каждый, в том числе и женщины!», — такова пестрая палитра мнений.

Опрос «РГ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *