Профессия делопроизводителя заключается в ведении документооборота компании. Каждый день через руки специалиста проходит масса документации, которую необходимо проанализировать, обработать и, при необходимости, отправить адресату. В некоторых фирмах должность делопроизводителя может включать задачи секретаря или офис-менеджера — личные просьбы руководства, звонки, работу с клиентами, ведение корреспонденции и даже перевод документов с иностранных языков.

Данная профессия перспективна, как правило, только в крупных компаниях, поскольку именно там существуют серьезные службы секретариата.

Места работы

Делопроизводители нужны любой крупной компании, архиву, образовательному или культурному учреждению, справочной службе, а также многим другим организациям.

История профессии

В давнее время делопроизводством занимались писари и секретари, и только в конце прошлого века появилась профессия делопроизводителя. В современное время работы с документами стало очень много и сейчас даже в университетах появились факультеты, готовящие специалистов в сфере документоведения и архивного дела.

Экскурс в историю

Первые делопроизводители появились вместе с письменностью и развитием права. «Предками» современных представителей этой профессии можно считать писаря и летописца. Первый занимался написанием (разумеется, под диктовку) царских указов и распоряжений. Второй вел записи о мирских и военных делах, сохраняя таким образом ценные исторические сведения для потомков.

Профессия делопроизводителя получила официальный статус приблизительно в середине 20 столетия, когда возникла острая необходимость в ведении отчетности для каждого учреждения. Этого требовало законодательство. Отреагировав на спрос, учебные заведения открыли направления подготовки специалистов в области документоведения.

В наши дни работа с документацией в каком-либо заведении, организации или компании занимает достаточно много времени. Поэтому присутствие в штате представителя этой профессии – насущная необходимость. Что делает делопроизводитель сегодня? За многие десятилетия круг обязанностей этого специалиста остался практически неизменным. А вот методики и техника работы претерпели существенные изменения.

Обязанности делопроизводителя

Должностные обязанности делопроизводителя зависят от сферы деятельности и величины компании-работодателя, при этом основные функции заключаются в следующем:

  • ведение документооборота компании;
  • регистрация и обработка корреспонденции;
  • ведение телефонных переговоров и работа с клиентами;
  • контроль своевременного исполнения документов;
  • ведение архива документов;
  • знание основных положений ЕГСД (Единой государственной системы делопроизводства) и нормативно-правовых актов, содержащих правила ведения документации в определенной организации;

В некоторых компаниях делопроизводитель занимается переводом корреспонденции и документов с английского на русский и наоборот.

Требования к делопроизводителю

Основные требования к делопроизводителю включают в себя:

  • высшее образование (желательно: экономика, документоведение, архивоведение);
  • владение ПК и офисной техникой;
  • умение работать с документами (оформление, ведение реестров, архивирование и т.п.);
  • умение вести коммуникации с клиентами;
  • опыт работы на аналогичной или схожей должности от 1 года.

Кроме профессиональных навыков, делопроизводитель должен быть аккуратным, внимательным и усидчивым.

В некоторых компаниях также требуется знание английского языка.

Образец резюме

Образец резюме делопроизводителя.

Как стать делопроизводителем

Для того чтобы получить должность делопроизводителя в крупной компании необходимо иметь высшее образование и опыт работы более 1 года. Кроме того, полезно будет окончить компьютерные курсы, так как задачи специалиста включают работу с ПК и офисной техникой.

Преимущества и недостатки

Главным плюсом профессии делопроизводителя является возможность устроиться на работу в известную компанию или учреждение, стать государственным служащим. Образование и опыт откроют перспективы продвижения по карьерной лестнице и повышения уровня заработной платы. К минусам этой работы, по отзывам, относят малоподвижность и риск получить связанные с ней заболевания. Помимо этого, уровень оплаты труда делопроизводителя-новичка обычно средний, а иногда даже низкий. Повышения можно ожидать с ростом профессионализма или увеличением количества обязанностей.

Карьерный рост

Продвижение по карьерной лестнице во многом зависит от амбиций самого делопроизводителя. Также на скорость этого процесса влияют его профессиональный уровень и личные качества. Можно предпочесть горизонтальный тип карьеры и постоянно повышать уровень своей компетентности, осваивая смежные специальности – например, кадровое делопроизводство, архивоведение, библиотечное дело и так далее.

Вертикальный вариант – менеджерская карьера. Через определенное время делопроизводитель может стать руководителем канцелярии или общего отдела, дорасти до должности директора отдела управления делами организации.

Перспективность профессии

Любой бизнес, даже мелкий, сегодня тесно связан с немалым количеством бумаг и документации, поэтому профессия делопроизводителя продолжает оставаться востребованной. В крупных городах организаций, компаний и частных предпринимателей, испытывающих потребность в соответствующих специалистах, очень много. Так что без работы здесь остаться сложно, особенно имея хорошее образованием и опыт. Кроме того, знания в области делопроизводства дают возможность стать личным помощником руководителя (фактически его правой рукой), офис-менеджером либо секретарем. Это значительно увеличивает шансы на трудоустройство.

Зарплата делопроизводителя

Заработная плата делопроизводителя зависит от опыта работы и может колебаться от 15 до 50 тысяч рублей в месяц. Также заработок зависит от региона работы, величины компании-работодателя и специфики его деятельности. Средняя зарплата делопроизводителя составляет 25 тысяч рублей.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления «Делопроизводство».

Институт профессионального образования «ИПО» приглашает вас пройти дистанционные курсы по направлению «Документоведение и архивоведение» (есть варианты 256, 512 и 1024 ак.ч.) с получением диплома или удостоверения государственного образца. Мы обучили более 8000 выпускников из почти 200 городов. Можно пройти обучение экстерном, получить беспроцентную рассрочку.

Где учиться

Трудоустроиться делопроизводителем в крупную компанию можно, если у вас есть соответствующее образование. Преимуществом будет сертификат о прохождении обучения на компьютерных курсах, так как работать придется на ПК и с офисной оргтехникой.

Для этой профессии требуется хотя бы среднее профессиональное образование. Получить его можно в колледже. И все же лучше, если диплом будет вузовским: так есть шанс дорасти до начальника отдела и вообще, занять какую-либо руководящую должность. Что касается направлений подготовки, подойдет специальность «документоведение и архивоведение». Альтернативный вариант – «библиотечно-информационная деятельность».

Получить высшее образование будущий делопроизводитель может практически в любом городе России. Специальности «документоведение» обучают более 130 вузов, например:

  • Томский национальный исследовательский госуниверситет.
  • Южный федеральный университет.
  • Российский социальный госуниверситет. • Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина.
  • Московский технологический университет.
  • Дальневосточный федеральный университет.
  • Московский институт культуры.
  • Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С. Королева.
  • Санкт-Петербургский госуниверситет промышленных технологий и дизайна.
  • Российский гуманитарный госуниверситет.

Среднее специальное образование по направлению «документационное обеспечение управления» можно получить во многих ссузах страны. Например:

  • Колледж Министерства иностранных дел РФ.
  • Колледж Московского финансово-юридического университета.
  • Технологический колледж № 21.
  • Колледж сферы услуг № 3.
  • Колледж Алтайского госуниверситета.
  • Многопрофильный колледж профессионального образования Удмуртского госуниверситета.
  • Волгоградский технологический колледж.

Для поступления в вузы надо сдать ЕГЭ по русскому языку, истории, обществознанию или иностранному языку (предметы устанавливают сами учебные заведения). В колледжи зачисляют по результатам конкурса аттестатов.

У документов есть свой жизненный цикл: их проектируют, согласовывают, утверждают, изменяют, сдают в архив. Чтобы этот процесс не вышел из под контроля, нужен делопроизводитель. Пришло в организацию официальное письмо – его надо внести в реестр, сделать цифровую копию, определить адресата и проконтролировать доставку. Отдел кадров издал приказ о зачислении нового сотрудника – приказ надо согласовать с ответственными лицами, убедиться, что о новом сотруднике узнали в бухгалтерии, службе безопасности, отделе технической поддержки. Документ утратил силу – его надо определенным образом оформить и передать в архив.

Чем делопроизводитель отличается от секретаря

Секретарь – это «лицо офиса»: он встречает посетителей, отвечает на звонки, напоминает руководителю о совещаниях, командировках и прочих деловых событиях. Бывает, что секретарю поручают документооборот. Но совмещать в себе обе функции – секретарские и делопроизводственные – можно только при малом потоке документов. Когда поток огромен, без отдельного специалиста или даже целого управления по ведению документооборота не обойтись.

Кому понравится эта работа

Если вы любите все упорядочивать, умеете подолгу сосредотачиваться на одном деле, цените аккуратность и внимательны к мелочам.

Где можно сделать карьеру

Построить карьеру в области делопроизводства можно только в крупных организациях, где огромный поток корреспонденции, служебных записок, приказов. Это могут быть любые компании со штатом сотрудников свыше 250 человек, университеты, культурные учреждения, справочные службы.

Что нужно уметь

Работа с документами подразумевает и работу с людьми: инициаторами, согласующими лицами, секретарями, курьерами, другими делопроизводителями. Поэтому вам нужно хорошо представлять структуру организации, знать, какой специалист за что отвечает, уметь налаживать контакты с коллегами.

Вам предстоит овладеть компьютерными программами:

  • текстовые редакторы (Word, Open Office Writer);
  • редакторы электронных таблиц (Excel, Open Office Calc);
  • файловые менеджеры (проводник Windows, Total Commander);
  • корпоративные системы автоматизации документооборота (1С:Документооборот, Documentum);
  • почтовые сервисы (Outlook, Yandex.Почта, Gmail).

Вы будете много работать с офисной техникой, поэтому подмечайте, как пользоваться сканером, принтером, факсом, копировальным аппаратом, шредером.
Оформление документов и их движение в организации регламентируется внутренними нормативными актами и общероссийскими ГОСТами. Последние стоит изучить заранее.

Как стать делопроизводителем

В этой профессии можно состояться и со средним профессиональным, и с высшим образованием. В колледжах и техникумах ищите направление подготовки «Документационное обеспечение управления и архивоведение». В вузах возможны варианты: подойдет «Экономика», «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное образование», «Управление персоналом», «Библиотечно-информационная деятельность». На этих направлениях могут быть специальные дисциплины по документоведению (хотя бы на уровне курсов по выбору), но главное – вы сможете заниматься узкопрофильным документооборотом: финансовым, юридическим, кадровым, архивным. Когда делопроизводитель разбирается в специфике отрасли, работодатель это ценит.

Другие профессии из данной тематической группы

Чем отличается от секретаря

На первый взгляд кажется, что эти две должности ни чем не отличаются друг от друга, но это если рассматривать круг обязанностей секретаря-делопроизводителя на маленьком предприятии.

В больших компаниях эти две профессии четко отделены друг от друга. При этом в штате может быть не одна единица делопроизводителя или секретаря.

Чтобы понять разницу между этими работниками нужно понимать, чем конкретно каждый занимается на предприятии.

Слово «секретарь» имеет латинские корни, в переводе означающие «секрет». То есть это доверенное лицо, приближенное к руководителю. Круг обязанностей достаточно разнообразен, в зависимости от сферы деятельности организации:

  • прием и регистрации входящих звонков. Соединение абонента с отделом или должностным лицом на предприятии;
  • организация работы в приемной руководителя: запись и прием посетителей;
  • регулирование рабочего графика руководителя: планирование и напоминание о встречах, организация совещаний и тому подобное;
  • обслуживание начальника: подача чая, кофе, бутербродов и подобное;
  • выполнение мелких поручений директора;
  • контроль наличия у директора необходимых для работы канцтоваров и прочих вещей;
  • организация командировок: бронирование билетов и гостиничных номеров, проверка наличия и соответствующего заполнения сопроводительных документов.

Во многих организациях секретарь – это помощник руководителя. Должность очень многофункциональна в отличие от делопроизводителя, который занимается только «бумажной» работой.

Секретарь постоянно общается с людьми, делопроизводитель – с документами. Любой секретарь может заниматься перепиской и оформлением входящей или исходящей документации, но это не является его основной обязанностью, она лишь дополнят круг остальных функций.

Профессии, связанные с документами

Издревле замечено, а таким советским поэтом, как Лебедев-Кумач иронически сформулировано, что без бумажек все букашки, а лишь с бумажками мы – люди.

Иначе говоря, в чем и состоит суть профессии деловода, а именно в том, что документы — это отнюдь не обыкновенные бумажки, а для представителей этой профессии – это их объекты и инструменты для деятельности.

Актуальность этой деятельности не утратила своего значения с появлением электронного документооборота.

Более того, в современных реалиях тот или иной вид информации, а тем более личные данные являются наиболее востребованным рыночным товаром. Поэтому, как и всякий нужный товар, информация требует осуществления манипуляций на ее составление, на поиск, на хранение, на анализ или на обработку.

И всем этими манипуляциями занимаются деловоды по различным направлениям деятельности или в зависимости от взаимоотношений человека и знаковых систем, которые могут быть :

  • непосредственно связаны с формированием документов или с делопроизводством;
  • связаны с анализом документов, с их текстами, с преобразованием их из бумажного вида в электронный или в цифровой формат;
  • объектами документооборота являются цифровые значения или количественные показатели;
  • деятельностью связанной с поиском, с обработкой или с анализом информации с помощью электронных систем идентификации, как предприятий и учреждений, так и людей.

Плюсы и минусы профессий, связанных с документами

Что касается преимущественных особенностей деятельности с документами, то это, вероятно, в первую очередь, универсальность, и, несмотря на предполагаемую рутинность этих профессий – они во многом интересны и разнообразны.

При этом, документоведы всегда являются обладателями самой актуальной информации в силу того, что они ее получают первыми, а отсюда, во-вторых, в некоторой мере они становятся владельцами если не всего, но части мира из-за того, что сейчас тот, кто владеет информацией он и становится повелителем всех остальных, не владеющих ею.

Конечно, помимо, самих руководителей, которые являются первыми лицами владения секретами, как предприятий, так и учреждений, не говоря уже о руководителях государственных, в том числе, и высших структур.

Как и в любых профессиях, помимо преимуществ у деловодов есть и издержки их профессиональной деятельности. И это, прежде всего, высокая ответственность. Причем, вне зависимости от занимаемой должности, будь это работник федерального архивного учреждения или ответственный специалист рядовой нотариальной конторы.

Независимо от того, что первая структура готовит документацию и хранит ее для выработки тех или иных решений правительства, которые касаются всех граждан. А второе – хранит документацию для того, чтобы подтвердить или опровергнуть те или иные документальные доказательства наличия имущества или обладания или утраты тех или иных прав для отдельных людей.

Тем не менее, профессии, связанные с документами испытывают не только постоянную, но и все возрастающую востребованность на рынках труда. Причем во всех сферах, начиная от специалистов по подбору кадров и, заканчивая архивариусами и администраторами баз данных.

Кто может работать делопроизводителем?

Для того чтобы выполнять свои служебные обязанности, специалист обязан знать и уметь использовать свои знания всех действующих норм и правил ведения документов. В этом может помочь не только теоретическая, но и практическая подготовка.

Может в этом помочь личностная характеристика человека. Так, для того чтобы быть специалистом нужно:

  • иметь аналитический склад ума. Это позволяет ориентироваться в большом потоке информации;
  • уметь принимать решения, соответствующие текущей ситуации;
  • обладать способностью концентрироваться на выполнении поставленных заданий;
  • умение выполнять несколько дел одновременно;
  • обладать хорошей памятью, что позволяет помнить наиболее важную информацию;
  • быть порядочным человеком;
  • быть коммуникабельным и доброжелательным человеком;
  • иметь высокую стрессоустойчивость;
  • уметь управлять своими эмоциями;
  • уметь общаться с различными людьми;
  • спокойно принимать критику в свой адрес;
  • уметь вести различные виды переговоров;
  • знать основные правила общения и культуры общения;
  • обладать хорошо поставленной и правильной речью;

Только обладая этими качествами, справиться с работой делопроизводителя не составит большого труда.

Медицинские противопоказания

Стоит знать, что есть определенные заболевания, которые не позволят полноценно выполнять поставленную задачу. К ним относятся:

  • заболевания, связанные с органами дыхания. К ним относят: туберкулез и астму;
  • болезни сердца. Такие как: гипертония, аритмия и порок;
  • различные расстройства нервной системы.

Если таких заболеваний не выявлено, то можно смело выбирать профессию делопроизводитель кто это, мы рассмотрели в этой статье.

Должностная инструкция делопроизводителя школы

Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция делопроизводителя в школе составлена на основе Профстандарта: 07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 мая 2015 г. N 276н); с учетом ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 1 марта 2020 года); согласно Трудовому кодексу РФ и иным нормативными актами, регламентирующим трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Настоящая должностная инструкция делопроизводителя школы по профстандарту устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность сотрудника, занимающего в общеобразовательном учреждении должность делопроизводителя.
1.3. На должность делопроизводителя может назначаться лицо, имеющее среднее профессиональное образование, прошедшее программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
1.4. Делопроизводителя назначает и освобождает от занимаемой должности директор общеобразовательного учреждения в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и трудовым договором (контрактом) с работником.
1.5. Делопроизводитель относится к категории технических исполнителей и находится в прямом подчинении у директора общеобразовательного учреждения.
1.6. Делопроизводитель в школе при выполнении должностных обязанностей руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам;
  • Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка, другими локально-правовыми актами общеобразовательного учреждения;
  • административным, трудовым и хозяйственным законодательством Российской Федерации;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом общего среднего образования;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы общеобразовательных организаций» с изменениями от 27 августа 2015 г;
  • постановлениями, распоряжениями, приказами и иными руководящими и нормативными документами, относящимися к ведению делопроизводства;
  • стандартами унифицированной системы организационно-распорядительной документации;
  • правилами орфографии и пунктуации;
  • правилами работы на компьютере и иной оргтехники;
  • правилами и нормами охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
  • данной должностной инструкцией и трудовым договором (контрактом);
  • Конвенцией о правах ребенка.

1.7. Делопроизводитель школы обязан знать следующее:

  • Государственный стандарт РФ «Делопроизводство и архивное дело»;
  • нормативные правовые акты и нормативно-методические документы, положения, инструкции и иные материалы и документы по ведению делопроизводства в школе;
  • современные информационные технологии работы с документами;
  • порядок работы с документами;
  • схемы документооборота;
  • правила работы с входящими, исходящими и внутренними документами;
  • правила организации и формы контроля исполнения документов в общеобразовательном учреждении;
  • типовые сроки исполнения документов;
  • принципы работы со сроковой картотекой;
  • назначение и технология текущего и предупредительного контроля;
  • правила составления аналитических справок по организации работы с документами и контролю исполнения документов;
  • правила документационного обеспечения деятельности общеобразовательного учреждения;
  • виды документов, их назначение;
  • требования, предъявляемые к документам в соответствии с нормативными актами и государственными стандартами;
  • правила составления и оформления информационно-справочных, организационных, управленческих документов;
  • правила создания и ведения баз данных служебных документов в образовательной организации;
  • системы электронного документооборота;
  • правила и сроки отправки исходящих документов;
  • требования охраны труда и пожарной безопасности на рабочем месте;
  • методические рекомендации по выполнению работы с документами в общеобразовательных учреждениях;
  • порядок контроля прохождения служебной документации и материалов;
  • структуру общеобразовательного учреждения и состав сотрудников;
  • виды номенклатур, общие требования к номенклатуре, методика ее составления и оформления;
  • порядок формирования и оформления дел, специфика формирования отдельных категорий дел;
  • правила хранения дел, в том числе с документами ограниченного доступа;
  • правила выдачи и использования документов из сформированных дел;
  • критерии разделения документов на группы в соответствии с ценностью информации, содержащейся в них;
  • порядок создания, организации и документирования работы экспертной комиссии;
  • правила составления и утверждения протокола работы экспертной комиссии;
  • правила составления и утверждения акта о выделении документов, не подлежащих хранению;
  • правила технической обработки и полного оформления дел постоянного и временного сроков хранения;
  • правила составления описи дел постоянного и временного сроков хранения в соответствии с действующими нормативно-методическими документами;
  • правила передачи дел в архив общеобразовательного учреждения;
  • правила использования телефона, факса, ксерокса, принтера, сканера, компьютера;
  • правила работы с текстовыми редакторами и электронными таблицами, базой данных, электронной почтой, интернет браузерами;
  • технологию создания, обработки, передачи и хранения различных документов;
  • правила деловой переписки, составления и набора деловых писем с применением типовых образцов;
  • делопроизводство и его ведение;
  • требования по сохранности служебной информации, защите персональных данных;
  • основы этики и эстетики;
  • правила делового общения;
  • порядок оказания первой доврачебной помощи;
  • порядок действий при пожаре или иной чрезвычайной ситуации, эвакуации.

1.8. Делопроизводитель школы должен уметь:

  • работать со всей совокупностью информационно-документационных ресурсов общеобразовательного учреждения:
  • пользоваться справочно-правовыми системами;
  • пользоваться автоматизированными системами учета, регистрации, контроля и информационно-справочными системами при работе с документами школы;
  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для работы с документами, в том числе для ее оптимизации и повышения эффективности;
  • организовывать работу по учету, хранению и передаче в соответствующее структурное подразделение документов текущего делопроизводства;
  • использовать номенклатуру дел при изучении структуры общеобразовательного учреждения, составлении описей дел;
  • организовывать работу по формированию дел в соответствии с утвержденной номенклатурой дел школы;
  • правильно и своевременно формировать документы в дела с учетом их специфики;
  • систематизировать документы внутри дела;
  • обеспечивать сохранность и защиту документов общеобразовательного учреждения;
  • пользоваться перечнями документов и анализировать фактическое содержание имеющихся в деле документов при определении сроков их хранения;
  • оформлять обложки дел постоянного и временного сроков хранения в соответствии с требованиями государственных стандартов;
  • производить структурную систематизацию дел;
  • осуществлять техническую обработку и полное оформление дел постоянного и временного сроков хранения;
  • составлять опись дел постоянного и временного сроков хранения в соответствии с действующими нормативно-методическими документами.

1.9. Работник должен ознакомиться с должностной инструкцией делопроизводителя в школе с учетом профстандарта, с инструкцией по охране труда для делопроизводителя школы, с инструкцией о мерах пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении.
1.10. Делопроизводитель школы должен соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка, быть обучен и иметь навыки оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.

скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
43 инструкции поштучно и пакетом, обновление — 24 марта 2020 года

Трудовые функции

К основным функциям делопроизводителя относятся:
2.1. Документационное обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения:
2.1.1. Организация работы с документами.
2.1.2. Организация текущего хранения документов.
2.1.3. Организация обработки дел для последующего хранения.

Должностные обязанности

Делопроизводитель в школе осуществляет выполнение обязанностей:
3.1. В рамках трудовой функции организации работы с документами:

  • прием и первичная обработка входящих документов;
  • предварительное рассмотрение и сортировка документов на регистрируемые и не регистрируемые;
  • подготовка входящих документов для рассмотрения директором школы;
  • регистрация входящих документов;
  • организация доставки документов исполнителям;
  • ведение базы данных документов общеобразовательного учреждения;
  • ведение информационно-справочной работы;
  • обработка и отправка исходящих документов;
  • организация работы по регистрации, учету, хранению и передаче в соответствующие структурные подразделения документов текущего делопроизводства;
  • контроль исполнения документов в общеобразовательном учреждении.

3.2. В рамках трудовой функции организации текущего хранения документов:

  • разработка номенклатуры дел общеобразовательного учреждения;
  • проверка правильности оформления документов и отметки об их исполнении перед их формированием в дело для последующего хранения;
  • формулирование заголовков дел и определение сроков их хранения;
  • формирование дел;
  • контроль правильного и своевременного распределения и подшивки документов в дела.

3.3. В рамках трудовой функции организации обработки дел для последующего хранения:

  • проверка сроков хранения документов, составление протокола работы экспертной комиссии по подготовке документов к хранению, акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению;
  • составление внутренней описи дел для особо ценных документов школы;
  • оформление дел постоянного, долговременного сроков хранения;
  • оформление обложки дел постоянного, долговременного сроков хранения;
  • составление описи дел постоянного, долговременного сроков хранения;
  • передача дел в архив общеобразовательного учреждения.

3.4. Организовывает внедрение, ведение (в том числе автоматизированное) и развитие систем документации, включая электронные документы.
3.5. Вместе с администрацией школы подготавливает отчетные документы для вышестоящих организаций, готовит служебные письма, справки.
3.6. Ведет прием поступающей на имя директора школы корреспонденции (электронной почты), регистрирует ее и выполняет систематизацию согласно принятому в общеобразовательном учреждении порядку, после ее рассмотрения директором передает по назначению исполнителям для применения в ходе их деятельности или подготовки ответа.
3.7. Ведет постоянный учет, картотеку прохождения документов, контролирует их исполнение, выдает требуемые справки по зарегистрированным документам.
3.8. Выполняет отправку исполненной корреспонденции адресатам, ведет учет получаемой и отправляемой корреспонденции, систематизирует и хранит документы текущего архива.
3.9. Занимается оформлением трудовых договоров и личных дел, устраивающихся на работу сотрудников, обрабатывает и оформляет передачу личных дел сотрудников в архив.
3.10. Формирует личные дела учеников, обучающихся в школе.
3.11. Осуществляет учет обучающихся льготных категорий.
3.12. Ведет книги приказов, печатает приказы по основной деятельности, иные приказы. Знакомит сотрудников школы с приказами под подпись в день их издания.
3.13. Согласно распоряжениям директора школы печатает и оформляет требуемую документацию для ведения учебно-воспитательной деятельности в школе, выполнения годового плана.
3.14. Выполняет работу по созданию справочного аппарата по документам, обеспечивает удобный и быстрый их поиск.
3.15. Занимается сбором необходимых материалов для подготовки совещаний работников школы, оповещением участников о времени, месте, повестке дня совещания и их регистрацией.
3.16. Является секретарем административного совещания при директоре общеобразовательного учреждения.
3.17. В границах своей компетенции участвует в составлении программы развития делопроизводства общеобразовательного учреждения, вносит предложения по вопросам усовершенствования делопроизводства общеобразовательного учреждения.
3.18. Обеспечивает защиту прав и свобод детей, родителей (законных представителей) при обработке персональных данных (далее – ПД).
3.19. Делопроизводитель в школе строго соблюдает свою должностную инструкцию, разработанную по профстандарту, проходит периодические медицинские осмотры.
3.20. Строго соблюдает конфиденциальность персональных данных и требования по защите и безопасности ПД при их обработке, недопущение их распространения без согласия субъекта ПД или наличия другого законного основания.

Права

Делопроизводитель школы имеет полное право:
4.1. Принимать участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, установленном Уставом.
4.2. На рабочее место, которое соответствует всем требованиям охраны труда и пожарной безопасности.
4.3. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.4. На передачу документов для исполнения и на требование от исполнителей грамотного и правильного оформления требуемых документальных материалов.
4.5. На запрашивание от администрации школы, получение и применение информационных материалов, нормативных и правовых документов, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей.
4.6. Знакомиться со всеми имеющимися материалами его личного дела, отзывами о своей работе, жалобами и иными документами, отражающими оценку его труда, предоставлять по ним пояснения.
4.7. На моральное и материальное поощрение, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, а также на защиту собственных интересов и интересов сотрудников школы.
4.8. Отказаться от выполнения работ при возникновении угрозы жизни и здоровью вследствие нарушения требований по охране труда.
4.9. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
4.10. На защиту своих профессиональных интересов самостоятельно и (или через законного представителя, в том числе адвоката), в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с несоблюдением норм профессиональной этики. На неразглашение дисциплинарного (служебного) расследования, исключая случаи предусмотренные законом.
4.11. На вступление в профсоюзы для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов. На получение социальных гарантий и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Ответственность

5.1. За невыполнение или нарушение данной должностной инструкции делопроизводителя в школе, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора школы и других локально-нормативных актов, а также за принятие решений, повлекших нарушение учебно-воспитательных отношений, делопроизводитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном Трудовым Законодательством Российской Федерации.
5.2. За применение, даже однократно, способов воспитания, включающих в себя физическое и (или) психологическое насилие над личностью ребенка, делопроизводитель может освобождаться от занимаемой должности согласно трудовому законодательству и Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за такой поступок не принимается за меру дисциплинарной ответственности.
5.3. Несет дисциплинарную ответственность за сохранность документации, находящейся в кабинете делопроизводителя.
5.4. Привлекается к дисциплинарной ответственности за разглашение служебной и конфиденциальной информации, информации о персональных данных сотрудников и обучающихся общеобразовательного учреждения.
5.5. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм и правил делопроизводитель может привлекаться к административной ответственности в порядке и в случаях, установленных административным законодательством Российской Федерации.
5.6. За любое виновное причинение общеобразовательному учреждению или участникам образовательных отношений ущерба (в том числе морального) в связи с выполнением (невыполнением) своих прямых должностных обязанностей делопроизводитель школы несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

Взаимоотношения. Связи по должности

Делопроизводитель школы:
6.1. Делопроизводитель выполняет работу согласно графику, составленному с учетом 40-часовой рабочей недели, и утвержденному директором общеобразовательного учреждения.
6.2. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его компетенции, с администрацией, бухгалтерией, педагогическими работниками и обслуживающим персоналом школы, с родителями детей (лицами их заменяющими).
6.3. Получает от директора общеобразовательного учреждения информацию нормативно-правового и организационного характера, знакомится под расписку с необходимыми документами.
6.4. Вовремя сообщает директору школы и его заместителям об информации, приказах, распоряжениях и иной документации, поступившей по электронной почте.
6.5. Во время отсутствия делопроизводителя его обязанности выполняет сотрудник, имеющий все требующиеся профессиональные знания, умения и навыки, назначенный приказом директора школы. Данный сотрудник приобретает соответствующие права и несет полную ответственность за качественное выполнение возложенных на него обязанностей.

Заключительные положения

7.1. Ознакомление делопроизводителя школы с настоящей должностной инструкцией, разработанной с учетом профстандарта, осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления делопроизводителя с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) и обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/

Права делопроизводителя

К основным правам, которые имеются у каждого делопроизводителя, можно отнести следующие:

  1. Возможность внесения различных предложений для руководства, которые могут касаться следующих вопросов:
    • внесения изменений в текущий рабочий процесс для максимального совершенствования исполнения делопроизводителем его трудовых обязанностей, которые были возложены на него положениями данной должностной инструкции;
    • решения вопросов относительно привлечения сотрудников к различным видам дисциплинарной ответственности за ранее совершенные им нарушения.
  2. Проведение внимательного ознакомления с различными локальными актами компании, содержание которых имеет прямое отношение к деятельности делопроизводителя, под собственную личную подпись.

Следует отметить, что указанный перечень прав не является исчерпывающим. При желании работодатель сможет наделить своего сотрудника и иными правами, при условии, что они не будут противоречить действующим законодательным нормам и стандартам.

Основные права делопроизводителя также должны быть закреплены в его должностной инструкции. После составления данного документа сотрудника обязательно знакомят с его содержанием. В будущем в утвержденную ранее инструкцию уполномоченными лицами могут быть внесены необходимые изменения. Для этого работодателем формируется официальное распоряжение. В нем указываются разделы должностной инструкции, в которые необходимо внести соответствующие поправки, а также новый, редакционный текст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *