Авансовый отчет: функции и особенности оформления

С авансовым отчетом чаще всего приходится сталкиваться тем сотрудникам, которые занимаются снабжением или ездят в командировки.

Как организовать выдачу и возврат подотчета, см. в материале «Совершенствование учета расчетов с подотчетными лицами».

В этом отчете одновременно сочетается несколько функций, таких как:

  • отчетная — с его помощью сотрудники отчитываются по подотчетным суммам;
  • учетная — на его основе бухгалтерия заносит информацию о движении подотчетных средств (выданных, возвращенных и др.) или о поступлении материальных ценностей, приобретенных подотчетными лицами;
  • информационная — в нем содержится множество сведений, необходимых для учета и отчетности (о подотчетном лице, величине его задолженности, сумме и направлении использования потраченных средств и др.).

Заполнить авансовый отчет можно двумя способами:

  • вручную — для этого в бухгалтерии нужно взять специальный бланк отчета формы АО-1 (утв. постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 № 55) или разработанную самой компанией форму;
  • электронно — заполнив графы авансового отчета на компьютере, скачав электронный бланк отчета.

Заполненный на бумаге или на компьютере документ подписывается подотчетным лицом и утверждается руководителем фирмы. При этом электронные отчеты могут подписываться электронной цифровой подписью и согласовываться в системе электронного документооборота (письмо Минфина России от 12.04.2013 № 03-03-07/12250).

Нюансы оформления авансовго отчета детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс:

Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Кому можно выдавать суммы под отчет

Для решения каких-либо производственных задач работодатель может выдать денежные средства своему работнику. Поскольку за эти денежные средства работнику нужно отчитаться, представив работодателю авансовый отчет, то считается, что они выданы под отчет.

До 2014 года было принято, что получать под отчет наличные деньги следовало только из кассы работодателя и сделать это могли только его штатные работники.

С 2014 года ситуация изменилась:

  • Работодатели получили возможность выдавать денежные суммы под отчет безналичным путем с помощью перевода на банковскую карту сотрудника (его лицевой счет). Это подтвердил Минфин в своем письме от 25.08.2014 № 03-11-11/42288.
  • Теперь подотчетными лицами также могут быть и внештатные сотрудники, работающие по гражданским договорам. Они в п. 5 указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У также именуются работниками.

Нелишним будет также установление работодателем перечня лиц, которые могут получать денежные суммы под отчет. Такой перечень утверждается приказом руководителя предприятия или приводится в учетной политике.

Лица, получившие деньги под отчет, должны составить авансовый отчет на потраченные ими денежные суммы, а также предоставить первичные документы, доказывающие расходы. Это правило осталось без изменений.

Бухгалтерский учет авансовых отчетов

Рассмотрим некоторые бухгалтерские проводки по учету авансовых отчетов.

Пример

ООО «Загадка» под отчет из кассы выдало своему штатному сотруднику наличные средства в размере 50 000 руб. на хозяйственные расходы (приобретение строительных материалов). Авансовый отчет был сдан работником в установленный на предприятии срок, расходы подтверждены документально. Сотрудник израсходовал 38 000 руб., в том числе НДС 5 797 руб. Оставшиеся наличные деньги были возвращены им в кассу предприятия.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

  • Дт 71 Кт 50 — выдача из кассы под отчет сотруднику по расходному кассовому ордеру суммы 50 000 руб.
  • Дт 10 Кт 71 — оприходованы приобретенные подотчетным лицом строительные материалы по товарной накладной на сумму 32 203 руб.
  • Дт 19 Кт 71 — выделен НДС по приобретенным материалам в сумме 5 797 руб.
  • Дт 50 Кт 71 — возвращены в кассу предприятия по приходному кассовому ордеру неиспользованные подотчетным лицом денежные средства на сумму 12 000 руб.
  • Дт 68 Кт 19 — НДС в сумме 5 797 руб. принят к возмещению из бюджета (в случае наличия счета-фактуры от поставщика и выделения суммы НДС отдельной строкой в кассовом/товарном чеке, приходном ордере).
  • Дт 91 Кт 19 — НДС в сумме 5 797 руб. списан на прочие расходы предприятия (в случае, если он не может быть принят к возмещению из бюджета из-за отсутствия счета-фактуры).

Более подробно о правилах отражения НДС по авансовым отчетам читайте в статье «Порядок отражения НДС по авансовым отчетам в бухгалтерском учете».

Авансовый отчет — документ для отражения оправдательных документов, подтверждающих расходование полученных денежных средств под отчет. Документ первоначально составляется подотчетным лицом и предоставляется им в бухгалтерию для проверки, дальнейшего заполнения бухгалтером и утверждения руководителем. На основании авансового отчета происходит закрытие задолженности по подотчетным средствам и одновременно приходование ТМЦ, принятие к учету расходов или погашение кредиторской задолженности.

Унифицированный бланк авансового отчета (форма № АО-1) утвержден Постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 № 55.

Не следует забывать, что формы первичных учетных документов определяет руководитель организации или ИП (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете»). Это означает, что организация или ИП вправе применять любые бланки. Для этого их необходимо утвердить в учетной политике.

А вот организации государственного сектора вправе применять только утвержденные в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Сроки сдачи авансового отчета подотчетным лицом

Срок предоставления наступает не позднее 3 рабочих дней в одну из следующих дат:

  • после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги;
  • со дня выхода на работу.

Порядок составления

Унифицированный бланк АО-1 состоит из трех частей:

  • лицевой;
  • оборотной;
  • отрывной расписки.

Бланк АО-1

Реквизиты для заполнения

Кто заполняет

Лицевая часть бланка

  • информация об организации или ИП
  • дата и номер документа
  • целевое назначение
  • информация о движении денежных средств (сумма выданного аванса, расход, остаток)
  • бухгалтерские записи
  • подписи должностных лиц, ответственных за правильность оформления бланка и утверждающие сумму расходов

Бухгалтер

Данные о подотчетном лице (Ф.И.О., табельный номер, должность, структурное подразделение)

Подотчетное лицо

Отрывная часть бланка (расписка)

Реквизиты принятого авансового счета

Бухгалтер

Оборотная сторона бланка

  • реквизиты оправдательных документов (чеки, билеты, БСО, накладные и т. д.)
  • подпись сотрудника

Подотчетное лицо

Документ составляется в одном экземпляре и является «внутренним», печатью организации может не заверяться.

Для подотчетного лица подтверждением сдачи необходимых бумаг является отрывная часть бланка: расписка с указанием номера и даты документа, а также количество оправдательных документов, приложенных к нему.

Скачать образец заполнения авансового отчета 2020 г подотчетным лицом можно в конце статьи.

Расчеты с подотчетным лицом

После утверждения документа выводится сумма остатка или перерасхода денежных средств.

Порядок возврата остатка

Возврат подотчетных сумм по авансовому отчету сотрудник производит самостоятельно путем возврата в кассу остатка денежных средств.

На практике складываются ситуации, когда сотрудник в установленные сроки не возвращает остаток полученных денег. В этом случае работодатель вправе удержать неизрасходованный остаток денежных средств из заработной платы работника (ст. 137 ТК РФ).

Решение об удержании остатка из заработной платы оформляется приказом или распоряжением.

Удержание производится в течение одного месяца со дня окончания срока, предусмотренного для возвращения денежных средств, при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

Важно! Для удержания сумм остатка из заработной платы необходимо письменное согласие работника (письмо Роструда от 09.08.2007 № 3044-6-0).

Выдача перерасхода

Срок выплаты сотруднику перерасхода устанавливается руководителем организации или ИП.

В случае несвоевременной выплаты перерасхода сотрудник вправе требовать денежную компенсацию в соответствии со ст. 236 ТК РФ.

Срок проверки, утверждения авансового отчета и окончательного расчета с работником организации

Авансовый отчет передается в бухгалтерию, где он проверяется, далее его утверждает руководитель организации и производится окончательный денежный расчет с работником организации в срок, установленный в ЛНА или приказом.

Срок, в течение которого проверяется и утверждается авансовый отчет, а также проходит окончательный расчет, устанавливается руководителем (абз. 2 п. 6.3 Указания N 3210-У).

При окончательном расчете с работником сотрудник или возвращает неизрасходованную часть денег или наоборот: ему выплачивают сумму перерасхода, если пришлось потратить больше запланированного и руководство это уже утвердило.

Чтобы сформировать отчёт:

  • Перейти в раздел «Отчёты»:
  • Нажать на строку с названием нужного отчета. Откроется страница с параметрами фильтрации.
  • Указать необходимые параметры фильтрации и нажать кнопку «Заказать отчёт на e-mail» или «Сформировать отчёт»:
  • Если вы нажмете кнопку «Заказать отчёт на e-mail», откроется окно, в котором нужно нажать кнопку «Заказать».
  • Если вы нажмете кнопку «Сформировать отчёт», во время формирования отчёта отобразится сообщение:
  • Чтобы загрузить сформированный отчёт, нужно воспользоваться кнопкой «Загрузить», которая появится после завершения формирования отчёта:
  • Важно! Сформированный отчёт будет доступен для загрузки в течение одного часа.

Назначение авансов в авансовом отчете: где и что записать

Назначение аванса отражается в отдельной графе авансового отчета. Строгих правил при ее оформлении не существует. При этом необходимо учесть следующее:

  • цель выдачи денег подотчетному лицу обычно отражается в приказе или служебной записке (форма документа утверждается самой компанией);
  • графа «Назначение аванса» в авансовом отчете в краткой форме должна эту цель содержать.

Аванс сотруднику может быть выдан:

  • на покрытие расходов, связанных с командировкой (оплату авиа- или железнодорожных билетов, проживание в гостинице, суточные и т. д.);
  • приобретение товарно-материальных ценностей (запчастей, бензина и др.);
  • почтовые расходы (отправку корреспонденции, покупку конвертов, открыток);
  • иные расходы (представительские, рекламные и пр.).

В графе «Назначение аванса» не требуется отражать детализированную информацию о предстоящих расходах — достаточно указать название укрупненной группы расходов. Можно использовать следующие формулировки (например):

  • «Командировочные расходы»;
  • «Покупка ГСМ», «Для приобретения запчастей»;
  • «Почтовые расходы», «Представительские расходы» и др.

Если сотрудник отчитывается сразу по нескольким видам расходов, возможна формулировка «Общехозяйственные нужды».

Что понадобится оформить кроме авансового отчета, если подотчетные средства потрачены на представительские расходы — см. в материале «Смета на представительские расходы — образец».

Использование чеков для отчетности

Важно помнить, что одной из целей выдачи кассовых чеков является их использование (как продавцами, так и покупателями) для отчетности.

Так, Госкомстат России своим Постановлением от 01.08.2001 N 55 утвердил форму авансового отчета N АО-1. Указанная форма применяется для учета организациями денег, выданных подотчетным лицам. Соответственно, форма N АО-1 применяется и для отчетности налогоплательщика. Необходимо особо подчеркнуть, что ни указанная форма, ни указания по ее заполнению не предусматривают приложение к ней для отчетности кассовых чеков.

Схожее правило закреплено Центральным Банком России в п. 6.3 Указания от 11.03.2014 N 3210-У. К авансовому отчету прилагаются документы, подтверждающие расходы.

К заполненной форме авансового отчета могут быть приложены как чеки ККМ, так и иные документы, являющиеся БСО или другими документами, подтверждающими расходы.

Следовательно, для отчета нужны кассовые чеки, а также иные документы, которые могут подтвердить несение подотчетным лицом расходов, указанных в авансовом отчете.

Также нужно помнить, что выдать подотчетному лицу деньги можно только в том случае, если по предыдущим суммам такое лицо уже отчиталось, представив отчет с обосновывающими документами.

Положениями Налогового кодекса РФ предусматривается необходимость налогоплательщика вести учет своих расходов (статья 32 Кодекса). Этой же статьей предусмотрена обязанность налогоплательщиков в течение четырех лет хранить документы, подтверждающие несение плательщиком налогов соответствующих расходов.

Как следует из сказанного выше, кассовый чек для налоговой инспекции, наряду с иными документами, обосновывающими расходы, является документом, подтверждающим расходы.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 14 июля 2016 г.

Действующее законодательство РФ в области расчетов наличными деньгами или банковскими картами для большинства случаев содержит обязанность продавца выдать кассовый чек, который должен быть отпечатан контрольно-кассовой техникой. Кассовые чеки широко применяются на всей территории страны. Однако нормативные акты РФ прямо не указывают, для чего нужен чек ККМ.

Нормативные акты, регулирующие порядок составления и сдачи авансового отчета

Порядок составления и сдачи авансового отчета установлен Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее — Указание N 3210-У).

Часть норм также содержится в Положении об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее – Положение о командировках).

Итоги

Вид аванса в авансовом отчете должен соответствовать цели выдачи подотчетных средств — ее можно узнать из приказа или служебной записки. Вид аванса в краткой форме отражается в специально отведенной в авансовом отчете графе с формулировкой «Командировка», «Общехозяйственные нужды» и др.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *