Основные аспекты и цель проведения ревизии подотчетных лиц

Замечание 1

Основная цель ревизии расчетов с подотчетными лицами — это определение верности и наличие обоснованности выдачи денежных средств работникам предприятия под отчет на те или иные цели.

Ревизор должен проверить наличие приказа с подписью руководителя, в котором приведен перечень работников предприятия, которые имеют право получить под отчет денежные средства для покрытия операционных, административных и хозяйственных расходов.

Также проверке подвергается и наличие подписанных руководителем приказов на выдачу денежных средств под отчет на командировочные цели. Основными документами, из которых ревизор может почерпнуть необходимые сведения об операциях с подотчетными лицами, являются:

  • Приходные и расходные кассовые ордера;
  • Отчеты кассира;
  • Авансовые отчеты с обязательным наличием приложенных к ним оправдательных документов;
  • Накопительная ведомость по форме 368.

Расчеты с подотчетными работниками: основные особенности

Подотчетные средства – это наличные, которые выдаются работнику. Средства должны быть использованы в соответствии с распоряжениями руководителя. К примеру, это могут быть эти распоряжения:

  • Оплата расходов компании.
  • Проведение закупок.
  • Покрытие командировочных трат.
  • Оплата хозяйственных трат.
  • Покрытие трат, связанных с проведением оперативной деятельности.

Порядок предоставления наличных, сроки выдачи, объем аванса и прочие нюансы оговорены в Инструкции ЦБ. Как правило, расчет наличными производится в случае мелких трат. К примеру, это может быть:

  • Покупка запасных элементов, топлива, расходников.
  • Небольшие ремонтные работы (починка ТС, оргтехники).
  • Представительские траты.

Практически все рассматриваемые расходы предполагают выдачу наличных. Расчеты с подотчетными работниками – это постоянный процесс. Средства очень часто выдаются работникам, а потому соответствующие расчеты сложно поддаются аудиту.

К СВЕДЕНИЮ! Аудит проводится сплошным методом. Рекомендуется доверить эту работу ассистентам аудитора. В процессе анализируются отчеты, заявления на выдачу наличных.

Цели аудита расчетов с подотчетными лицами

Главная цель аудита расчетов – подтверждение верности содержимого проводимых операций. В процессе также устанавливается воздействие этих операций на отчетность. Аудит предполагает проверку не только самих расчетов, но и кассовых операций. По этой причине процедуры рекомендуется совмещать. Рассмотрим подробнее цели проведения аудита:

  • Проверка соответствия операций законам.
  • Установление верности организации бухучета.
  • Проверка достоверности содержимого документов.
  • Установление верности сформированного аналитического учета расчетов с подотчётными лицами.

Аудит позволяет вовремя обнаружить ошибки и исправить их.

Нормативная база

Аудит расчетов проводится на основании следующих нормативных актов:

  • НК РФ (часть 1 и 2).
  • ФЗ «О бухучете» №129.
  • Постановление «О командировочных» №729.
  • Постановление «О суточных» №812.
  • Положение по ведению бухучета №34.
  • ПБУ «Учет активов и пассивов в иностранной валюте» №154.
  • План счетов бухучета.
  • Письмо ЦБ «О кассовых операциях».

Это базовые нормативные акты, которые следует изучить перед проведением аудита.

Документы, проверяемые в ходе аудита

Рассмотрим документы, которые обязательно нужно проверить в ходе аудита:

  • Отчеты.
  • Журнал регистрации.
  • Приказы о том, что трудящийся отправлен в командировку.
  • Перечень сотрудников, которым можно выдавать наличные.
  • Сметы представительских трат и приказы об их утверждении.

Также информация по расчетам отображается еще в ряде документов: бухгалтерском балансе, отчете о движении наличных, главной книге, журнале-ордере №7.

Методы проведения аудита

Основной метод сбора сведений – вопросник. На основании мнений сотрудников аудитор может составить первоначальное мнение о компании. На основании сформированного мнения предпринимаются эти действия:

  • Если расчеты с сотрудниками осуществляются редко, аудит их производится в стандартном порядке.
  • Если расчеты проводятся часто, аудитор может отказать в формировании своего мнения о правильности отчетности.

На основании результатов отчетов аудитор составляет план по дальнейшим проверкам.

ВАЖНО! Проверка может быть сплошной или выборочной. Второй вариант предполагает проверку не всей, а только части системы. Возможно это только в том случае, если учет расчетов в компании эффективен.

Проведение ревизии расчетов с подотчетными лицами

Ревизор в ходе проверки должен ознакомиться с имеющимися на предприятии авансовыми отчетами, а именно:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Ревизия подотчетных лиц 460 руб.
  • Реферат Ревизия подотчетных лиц 260 руб.
  • Контрольная работа Ревизия подотчетных лиц 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • Определить правильность их оформления;
  • Определить законность и целесообразность при расходовании каждой подотчетной суммы – это достигается при помощи сопоставления суммы авансового отчета с теми документами, которые подтверждают факт поступления материальных ценностей на склад предприятия или получение предоставленных услуг;
  • Осуществить проверку на факт наличия искажений предоставленного под отчет аванса, поскольку может иметь место устная договоренность с подотчётным лицом о присвоении разницы между завышенной суммой, которая была выдана под отчет и суммой, фактически израсходованной;
  • Сопоставление первичных документов, которые приложены к авансовому отчету, с данными, отраженными в складском учете предприятия, что позволяет определить все нарушения, связанные со скрытой оплатой материальных ценностей безналичным способом, осуществленные повторно.

Замечание 2

Немаловажное значение имеет и проверка командировочных расходов. Изначально, ревизор должен проверить насколько точно соблюдаются лимиты, определенные для командировок. Затем определяется соответствие целевого назначения при расходовании средств на командировочные расходы. Проверяется правильность при оформлении командировок, наличие приказа руководителя с обязательным указанием пункта назначения, срока командировки, а также ее целей.

Еще одним участком проверки является правильность оформления авансового отчета, а также подлинность и достоверность документов, прикладываемых к нему. Такими документами выступают: командировочные удостоверения, счета из гостиниц, товарные чеки, билеты на проезд и т.д. В обязательном порядке проверяется наличие отметок о прибытии на место командировки и последующем выбытии. Это необходимо для определения фактического количества дней нахождения в командировке и рассчитывается сумма оплаты.

Еще одним этапом, осуществляемом при проведении ревизии с подотчетными лицами, является проверка ведения бухгалтерского учета в части целевого расходования денежных средств.

Ревизору необходимо проверить:

  • Все ли авансовые отчеты, имеющиеся на предприятии, утверждены его руководителем;
  • Правильность внесения необходимых изменений и исправлений в авансовый отчет при отсутствии оправдательных документов, при возникновении арифметических ошибок;
  • Наличие на авансовых отчетах подписи бухгалтера;
  • Правильность составления корреспондирующих записей в авансовом отчете.

Проверка законности совершаемых операций

Первое, на что следует обращать внимание – это законность и правомерность совершаемых операций, а также объективная возможность и целесообразность расходования денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями.

Отметим, что понятия «неправомерное расходование бюджетных средств», «незаконное использование» действующим законодательством не определены. Следовательно, при отнесении действий (бездействия) участников бюджетного процесса к категории неправомерного расходования бюджетных средств нужно исходить из общепринятого в юридической практике признания неправомерными действий (бездействия), когда они противоречат требованиям правовых норм.

Согласно Постановлению Госдумы РФ от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации» под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

По мнению Минфина, высказанному в Письме от 25.04.2017 № 02-09-08/24851, к неправомерному расходованию бюджетных средств нужно относить действия (бездействие), противоречащие требованиям общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение, регулирующих бюджетные правоотношения, к которым относятся БК РФ, принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете, федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иные федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Применительно к расчетам с подотчетными лицами к незаконным или неправомерным операциям можно отнести:

  • использование бюджетных средств без подтверждения оправдательными документами;

  • возмещение расходов, которые согласно законодательству возмещению не подлежат;

  • возмещение расходов, превысивших установленные размеры. Примером данного нарушения могут служить случаи оплаты работникам проезда железнодорожным транспортом в вагоне повышенной комфортности категории «СВ» при отсутствии разрешения руководителя учреждения;

  • несоблюдение норм при командировании работников за пределы территории РФ;

  • оплата командировочных расходов при командировке на один день и при возможности ежедневного возвращения из пункта командировки к месту жительства или работы;

  • неправильное определение дней, за которые работнику положена выплата суточных;

  • возмещение расходов на проживание при отсутствии подтверждающих документов за время вынужденной остановки работника в пути.

Также следует обратить внимание на наличие фактов выдачи авансов под отчет работникам в счет зарплаты и лицам, не работающим в учреждении.

Согласно ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 7 Инструкции № 157н все хозяйственные операции, производимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Следовательно, любая операция, осуществленная учреждением, должна быть подтверждена соответствующим первичным документом. Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности должны производится учреждением в регистрах бухучета.

Нужно установить наличие ко всем авансовым отчетам документов, служащих основанием для произведенных расходов. К этим документам можно отнести кассовые, товарные чеки, проездные документы. Таким образом, в ходе проверки необходимо убедиться в наличии приложенных к авансовому отчету документов, подтверждающих произведенные расходы. Указанные документы должны быть пронумерованы подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.

В соответствии с п. 12 Положения № 749 расходы на проезд к месту командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы. Аналогичный порядок предусмотрен для федеральных государственных гражданских служащих.

Документами, подтверждающими наем жилья работником во время служебной командировки, могут являться:

  • при проживании в гостинице – счет (иной документ), выданный гостиницей. Требовать представления письменного договора в данном случае не нужно;

  • когда работник учреждения самостоятельно арендует в месте командировки жилое помещение (квартиру) – договор найма жилого помещения, заключенный с собственником помещения, и расписка собственника в получении денежных средств за проживание.

В ходе проверки требуется проанализировать и хронологически сравнить пропорции и расхождения в бухгалтерских документах. Особое внимание следует обратить на целевое и эффективное использование средств. В ходе проверки нужно установить, по каким статьям и подстатьям ­КОСГУ произведены расходы подотчетного лица, и сравнить их с теми, по которым выдавались денежные средства под отчет. Кроме того, необходимо обратить внимание на правильность отражения расходов по видам. Отметим, что проверку целевого использования средств целесообразно увязывать с проверкой кассовых операций и операций по лицевом счету.

Проверка правильности возмещения сумм представительских расходов

Аудитор должен проверить произведенные представительские расходы, которыми считаются расходы фирмы по приему и обслуживанию представителей других организаций, участвующих в переговорах для установления и поддержания сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) организации. Полный перечень представительских расходов, которые могут быть учтены при налогообложении прибыли, приведен в ст. 264 НК РФ.

Для контроля за затратами по приему делегаций в организации должны быть установлены предельные размеры отдельных видов представительских расходов. Нормативы и перечень лиц, ответственных за использование средств, утверждаются приказом руководителя. Аудитору необходимо удостовериться в наличии такого приказа.

После окончания приема работник, ответственный за расходование средств на представительские расходы, должен составить авансовый отчет по форме N АО-1. К авансовому отчету прилагают все первичные документы, подтверждающие расходы по приему делегации (чеки ККМ, товарные чеки, закупочные акты и т.п.).

Сумма представительских расходов уменьшает налогооблагаемую прибыль только при условии, что она не превышает 4% затрат организации на оплату труда (ст. 264 НК РФ). Сумма представительских расходов, которая превышает этот норматив, налогооблагаемую прибыль не уменьшает. Сумма НДС по представительским расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, принимается к вычету.

Аудит капитала, уставного капитала

Уставный фонд — зафиксированный в уставе коммерческой организации начальный капитал, являющийся, по сути, гарантией обеспечения обязательств при осуществлении данной организацией хозяйственной деятельности.

Целью аудиторской проверки уставного капитала является формирование мнения о достоверности данных показателей бухгалтерской отчетности, отражающих состояние уставного капитала, и соответствии методологии его учета нормативным актам. Цель состоит в проверке фактического права формализации на существование и соответствие деятельности организации положениям устава предприятия.

Проверка учредительных документов, учетных и отчетных данных о формировании уставного капитала ставит перед собой следующие задачи:

* проверка наличия и формы учредительных документов;

* соответствие содержания учредительных документов требованиям законодательных и нормативных актов;

* проверка полноты и соблюдения сроков внесения уставного капитала;

* проверка денежной оценки стоимости имущества, вносимого учредителями в оплату акций при учреждении акционерного общества;

* проверка налогообложения средств, переданных в уставный капитал организации ее учредителями;

* проверка законности видов деятельности;

Порядок проведения аудита уставного капитала.

1. Ознакомление с учредительными документами, проверка их соответствия требованиям законодательства.

При ознакомлении с учредительными документами аудитор выясняет:

1) какие виды деятельности предусмотрены учредительными документами;

2) соответствуют ли осуществляемые виды деятельности учредительным документам;

3) виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *