Аттестация педагогических работников — это процедура, с помощью которой проверяется профессиональный уровень сотрудника. Она позволяет получить более высокую профессиональную категорию, что не только даст воспитателю репутационные бонусы, но и скажется на уровне его дохода.
Содержание
Что нового
С помощью проверки профессионального уровня педагогический работник, например воспитатель, получает первую или высшую категории воспитателей детских садов, по возрастанию категории идут в следующем порядке:
- первая присваивается при стабильно хорошем уровне профессионализма;
- высшая категория воспитателя детского сада, требования для присвоения которой еще выше: от заявителя требуются не просто стабильные результаты работы, но и значимые профессиональные достижения, которые, в частности, выражаются в успехах подопечных педагогического работника.
Основания разграничения первой и высшей категорий раскрыты в Приказе Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276, которым утвержден Порядок аттестации педагогических работников.
В настоящее время разрабатываются инициативы изменения порядка, в котором должна проводиться аттестация воспитателей в 2020 году, последние изменения основаны на таких предложениях:
- ввести вместо существующей системы проверки профессионализма единый федеральный экзамен, который позволит более объективно и беспристрастно оценить квалификацию работника;
- основывать новую систему оценки исключительно на результатах экзамена и не требовать, как это сейчас происходит, портфолио и прочие доказательства того, что педагог успешен в профессии.
В настоящее время Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений установлен Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209 (далее — Порядок N 209). В связи с поступающими к нам в редакцию многочисленными вопросами об аттестации педагогов еще раз напомним порядок проведения такой аттестации и разъясним наиболее распространенные затруднения.
Минобрнауки выпустило несколько писем (от 15.08.2011 N 03-515/59, от 18.08.2010 N 03-52/46, далее — Разъяснения) о порядке проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных учреждений. Рассмотрим Порядок N 209 с учетом этих Разъяснений.
Итак, указанный порядок распространяется на педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы:
— дошкольного образования;
— начального общего образования;
— основного общего образования;
— среднего (полного) общего образования;
— начального профессионального образования;
— среднего профессионального образования;
— дополнительные образовательные программы.
В соответствии с п. 12 ст. 28 Закона N 3266-1 установление порядка аттестации названных работников относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования. Таким образом, органы государственной власти субъектов РФ (органы местного самоуправления) не вправе принимать свои нормативные правовые акты, устанавливающие иной порядок проведения аттестации педагогов.
К сведению. Органы государственной власти субъектов РФ (органы местного самоуправления) могут только принимать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с организацией и проведением аттестации, но они не должны противоречить Порядку N 209.
В Порядке N 209 предусмотрено два вида аттестации педагогических работников:
— установление соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей);
— подтверждение соответствия занимаемой должности.
Аттестация с целью подтверждения занимаемой должности
Аттестация данного вида является обязательной для педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей), и должна проходить один раз в пять лет. В связи с тем, что такая аттестация обязательна, основанием для ее проведения будет представление работодателя, которое должно содержать:
— всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника;
— результаты его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности;
— информацию о прохождении им повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации;
— сведения о результатах предыдущей аттестации.
Отметим, что с данным представлением работодатель обязан ознакомить работника под роспись не позднее чем за месяц до проведения аттестации. В случае несогласия педагога с представлением он может самостоятельно подать в аттестационную комиссию сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием (п. 20 Порядка N 209).
Вопрос: Может ли работник отказаться от прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности?
Как сказано в Разъяснениях Минобрнауки, педагогический работник не может отказаться от данной аттестации, так как она обязательна для всех. Исключением являются только:
— сотрудники, имеющие квалификационную категорию (первую или высшую) (п. 17 Порядка N 209);
— сотрудники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет (п. 18 Порядка N 209);
— беременные женщины (п. 18 Порядка N 209);
— женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам (п. 18 Порядка N 209);
— педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (п. 18 Порядка N 209).
К сведению. Аттестация работников, перечисленных в п. 18 Порядка N 209, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник обязан соблюдать трудовую дисциплину. Отказ от прохождения аттестации данного вида относится к нарушениям трудовой дисциплины. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).
Если работник отказывается проходить такую аттестацию, работодатель должен зафиксировать отказ путем составления соответствующего акта, в котором указываются: место его составления, дата, время; должность работника; фамилии должностных лиц, в присутствии которых оформлен акт (не менее трех лиц). Если работник отказывается подписывать ознакомление о представлении, опять-таки издается акт, где указывается возможная причина отказа, и он также подписывается лицами, в присутствии которых составлен. Сотрудники Минобрнауки отметили, что желательно один экземпляр акта вручить работнику, в отношении которого он составлен, сделав в нем об этом отметку. Присутствующим при составлении акта лицам следует еще раз расписаться под фразой о вручении акта работнику.
Вопрос: Как оформляется прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности?
Согласно п. 23 Порядка N 209 по результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений. Работник:
— соответствует занимаемой должности (указывается должность);
— не соответствует занимаемой должности (указывается должность).
В разъяснениях сказано, что результаты аттестации этого вида в трудовую книжку не вносятся, а оформляются протоколом заседания аттестационной комиссии, утверждаются распорядительным актом (как правило, в форме приказа (распоряжения) федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования) и вносятся в аттестационный лист аттестуемого.
Сведения об аттестации педагогического работника, проводимой с целью подтверждения его соответствия занимаемой должности, вносятся в его личную карточку работника (форма Т-2, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», содержащая раздел IV «Аттестация»).
Приведем пример заполнения личной карточки:
Дата аттестации | Решение комиссии | Документ (протокол) | Основание | |
Номер | Дата | |||
28.05.2012 | Соответствует занимаемой должности учителя | 8 | 28.05.2012 | Решение а/к от 28.05.2012, приказ (распоряжение) от 02.06.2012 N 27 |
Вопрос: Что делать, если работник не прошел аттестацию на соответствие занимаемой должности?
В силу п. 24 Порядка N 209, если работник был признан не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, трудовой договор с ним может быть расторгнут по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Отметим, что увольнение по данному основанию допускается только в случае, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Причем работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности, а в других местностях — только если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Добавим, что сотрудники Минобрнауки в своих Разъяснениях обратили внимание на следующие положения Трудового кодекса:
— не допускается увольнение работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске; беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида — до 18 лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (ст. 261 ТК РФ);
— увольнение работников, являющихся членами профсоюза, производится с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ (ч. 2 ст. 82 ТК РФ).
В какие сроки проводится аттестация педагогических работников
Проверка профессионализма педагогических работников проводится по их заявлению. В соответствии с Положением о проведении, заявление воспитателя рассматривается в течение месяца. Сама процедура, с начала ее проведения до вынесения решения о присвоении или не присвоении педагогическому работнику требуемой квалификационной группы, длится не более 60 дней.
Квалификационная группа воспитателю присваивается на пять лет. По истечении этого срока педагогический работник проходит новую проверку и подтверждает ее.
Не дожидаясь истечения пяти лет, педагогический работник вправе самостоятельно инициировать проведение проверки, если, например, он считает себя готовым получить более высокую группу, чем у него есть. Так, воспитатель с первой категорией вправе подать заявление, чтобы в отношении него была проведена аттестация на высшую категорию воспитателя. Подавать такое заявление необходимо не ранее чем через два года после прохождения последней проверки. Если заявление воспитателя было отклонено и в проведении аттестации отказано, подать заявление вновь допустимо уже через год после отказа.
Список необходимых документов
Для инициации аттестации педагогическому работнику необходимо собрать следующий пакет документов:
- заявление;
- копию результатов прохождения предыдущей проверки, если таковая была;
- копии образовательных документов: дипломы, свидетельства о повышении квалификации;
- если с момента получения тех или иных документов заявитель менял фамилию — документ, подтверждающий эту смену;
- портфолио. Портфолио состоит из документов, подтверждающих профессиональные успехи педагогического работника. Образец составления папки содержит, в том числе, такие документы, как: характеристика с места работы, самоанализ профессиональной деятельности, творческий отчет, аналитический отчет воспитателя по ФГОС для аттестации 2020.
Заявление на аттестацию педагогического работника
Заявление составляется на специальном бланке, но его содержание излагается в свободной форме. В шапке заявления необходимо указать:
- наименование комиссии, куда оно подается;
- Ф.И.О. заявителя;
- место работы заявителя и занимаемую им должность;
- контактные данные заявителя: адрес, телефон, электронный адрес.
Непосредственно в тексте заявления следует указать:
- просьбу провести профессиональную проверку в отношении воспитателя, конкретизировав год, в котором ее необходимо провести, и на какую категорию претендует заявитель;
- каким уровнем квалификации в настоящий момент заявитель располагает и основания его присвоения;
- каким образованием располагает заявитель, проходил ли повышения квалификации, обладает ли наградами и опыт работы в качестве педагогического сотрудника;
- основания для присвоения новой квалификационной группы: какие достижения имеются у педагога, каких результатов добился, каких результатов под его руководством достигли его подопечные.
Разделу о достижениях педагогического работника следует уделить особое внимание: если он участвовал в разработке или внедрении инновационных методов преподавания, методической работе — об это необходимо написать. Документы, которые подтверждают эти достижения, следует включить в состав подаваемого на рассмотрение портфолио.
Аналитическая справка
Аналитическая справка — это обобщающий документ, которым педагогический работник подытоживает собственные достижения за межаттестационный период. Структура аналитической справки состоит из:
- вводной части;
- аналитической части;
- проектной;
- заключения;
- приложений.
Аналитическая справка для аттестации на первую категорию воспитателя, как и справка на высшую категорию, должна содержать:
- описание целей, которые в своей деятельности ставит перед собой сотрудник, какие из поставленных целей были достигнуты за истекший период;
- практику внедрения инновационных методов в работе;
- анализ состава коллектива подопечных: каков их возраст, половая принадлежность, какие положительные изменения в группе происходят благодаря работе заявителя;
- насколько успешно заявитель применяет знания по детской психологии и педагогике в своей работе, какие методики использует и какие это принесло плоды;
- отзывы коллег, родителей — эту информацию комиссия проверит;
- каким образом воспитатель реализует физическое воспитание подопечных;
- научные достижения заявителя: имеются ли у него публикации по вопросам педагогики, принимает ли аттестуемый участие в конференциях, семинарах по профессиональному направлению;
- перспективы дальнейшего профессионального развития, планируемые проекты и мероприятия.
Аналитическая справка подписывается и датируется заявителем, на ней необходимо проставить печать учреждения, в котором заявитель работает.
Процедура проведения профессиональной проверки
Проверка педагогических работников бывает:
- обязательной (на соответствие занимаемой должности), если у гражданина истекает пятилетний срок предыдущей проверки;
- добровольной, если он до истечения пятилетнего срока аттестации хочет получить новую категорию.
Если добровольная проверка — это личный выбор каждого гражданина, то аттестацию раз в пять лет должны проходить все педагогические работники, кроме тех, кто прямо освобожден от этой обязанности:
- беременные женщины;
- сотрудники в декрете;
- сотрудники со стажем работы менее двух лет.
В то же время таким педагогическим работникам не запрещено подавать документы на добровольную аттестацию, но обязать их к прохождению нельзя.
Процедура состоит из:
- рассмотрения заявления и принятия решения о проведении аттестационных мероприятий;
- назначение срока прохождения испытаний;
- собственно проверка и оценка результатов испытуемого;
- вынесение решения о соответствии или несоответствии заявителя заявленной категории.
В настоящий момент, помимо оценки документов и достижений заявителя, вводится практика тестирования по профильным предметам: дошкольной педагогике, правовым основам дошкольного образования.
По результатам аттестации комиссия принимает решение:
- об успешном прохождении аттестации и либо присвоении новой категории, либо подтверждении имеющейся;
- либо о несоответствии аттестуемого заявленной категории.
Файл:
Отчет о проделанной работе за 2012-2013 учебный год воспитателя второй младшей группы № 3 Жемковой Ирины Владимировны. -Анализируют образец постройки: выделяют основные части, различают и Отчет о проделанной работе воспитателя В группе 34 человека: 15 девочек и 19 мальчиков. — грамотного планирования дальнейшей деятельности воспитателя Примерный образец аналитического отчёта представлен в приложении 1. Отчет воспитателя 2 младшей группы о проделанной работе за учебный год. Цуканова Елена Дмитриевна. Бесплатные конкурсы для педагогов, воспитателей ДОУ, учителей Отчет о проделанной работе за 2014 – 2015 учебный год в подготовительной группе Ниже расположен типовой бланк и образец аналитического отчета воспитателя, вариант которого можно скачать бесплатно. воспитателя в детском саду Раздел: Рефераты по педагогике Тип: отчет по После рассмотрения игрушки-образца воспитатель показывает, как создается Здравствуйте, мои любимые читатели! Сухих Татьяна спешит поделиться с вами новой порцией информации, конечно, на педагогическую тему. ориентироваться в пространстве, воспринимать показ как образец для private] => array(6) { => string(179) «Отчет о проделанной работе воспитателя в старшей Спасибо за приглашение для ознакомления Вашей работы: Отчет о работе воспитателя за год в средней группе. Отчет воспитателя о проделаннои? работе за год. Отчет воспитателей первой младшей группы. Отчет воспитателя о проделаннои? работе за год. Отчет воспитателей первой младшей группы. Годовой отчёт воспитателей. Средней группы «Святлячки». Играют со счётными палочками, выкладывают из них предметы по образцу или самостоятельно Отчет о проделанной работе воспитателя старшей группы «Аистята» за учебный 2015-2016 Более 20-ти шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств. Годовой отчёт воспитателя о проделанной работеОтчёт о проделанной работе за 2015-2016 учебный год воспитателя Тактаевой Образец свидетельства.
Основания расторжения договора соц найма, Должностная инструкция зам бухгалтера казахстан, 281 приказ мю рф 15 июня 2010, Приказ 667 о календаре прививок, Документы для получения российского паспорта.