отменен/утратил силу Редакция от 07.07.1993 Подробная информация

Наименование документ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ от 07.07.93 N 5341-I «ОБ АРХИВНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АРХИВАХ»
Вид документа основы законодательства
Принявший орган вс рф
Номер документа 5341-1
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 07.07.1993
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • «Ведомости СНД и ВС РФ», 1993, N 33, ст. 1311,
  • «Российская газета», 14.08.1993
Навигатор Примечания

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ от 07.07.93 N 5341-I «ОБ АРХИВНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АРХИВАХ»

Раздел II АРХИВНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 5. Состав Архивного фонда Российской Федерации

В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные фонды и архивные документы независимо от источника их образования, вида носителя, места хранения и формы собственности. Отнесение документов к составу Архивного фонда Российской Федерации производится на основании экспертизы их ценности в порядке, устанавливаемом Государственной архивной службой России.

Статья 6. Государственная и негосударственная части Архивного фонда Российской Федерации

Государственную часть Архивного фонда Российской Федерации составляют архивные фонды и архивные документы, являющиеся федеральной собственностью, государственной собственностью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственностью.

К федеральной собственности относятся архивные фонды и архивные документы федеральных государственных архивов и центров хранения документации, архивные фонды и архивные документы, образовавшиеся и образующиеся в деятельности федеральных органов государственной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и других банков, отнесенных к федеральной собственности, а также учреждений, организаций и предприятий, отнесенных к федеральной собственности, архивные фонды и архивные документы, полученные в установленном порядке от общественных и религиозных объединений и организаций, юридических и физических лиц.

Негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности общественных объединений и организаций, а также с момента отделения церкви от государства — в собственности религиозных объединений и организаций, действующих на территории Российской Федерации, или в частной собственности и представляющие собой историческую, научную, социальную, экономическую, политическую или культурную ценность.

Содержание

Е.М.Бурова, декан факультета архивного дела, заведующий кафедрой архивоведения Историко-архивного Института РГГУ

  • Значение терминологии в практической работе архивов
  • Порядок хранения документов организаций разных форм собственности
  • Задачи дальнейшей разработки нормативной базы

Архивное законодательство в Российской Федерации достаточно молодо. Первый закон об архивных документах появился в 1993 году, когда на федеральном уровне были приняты «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах». Предполагалось, что каждый субъект Российской Федерации должен принять свой, но уже с названием «закон» акт в развитие федеральных основ. Что и было сделано в течение почти десяти лет, например Москва как субъект федерации достаточно поздно приняла такой акт — Закон г. Москвы от 28.11.2001 № 67 (ред. от 13.06.2012) «Об Архивном фонде Москвы и архивах».

Современный, ныне действующий, Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (№125-ФЗ) был принят 22 октября 2004 года, как законодательный акт прямого действия, а субъекты федерации в свой «старый» закон стали вносить изменения и дополнения, чтобы не было противоречий с федеральным законом.

В целом федеральный закон 2004 года выдержан в рамках общеправовых норм, но некоторые статьи подвергались и подвергаются критике, некоторые позиции закона трудно реализуются на практике. Но еще хуже обстоит дело с применением, а вернее знанием закона должностными лицами, а зачастую и «творцами» законов в других сферах.

Например, в Федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» 2007 года (№25-ФЗ) относительно порядка ведения личного дела муниципального служащего сказано, что «Личное дело муниципального служащего хранится в течение 10 лет. При увольнении муниципального служащего с муниципальной службы его личное дело хранится в архиве органа местного самоуправления … по последнему месту муниципальной службы» (ст. 30, п.2). Что означает цифра 10 лет? Это период хранения личного дела до передачи в архив или вообще срок хранения? Фраза более чем неудачная, если не сказать строже, ибо все хорошо знают, что срок хранения личных дел в Российской Федерации установлен 75 лет ЭПК.

Но вернемся к Федеральному закону «Об архивном деле в Российской Федерации» и остановимся коротко на некоторых его статьях, которые наиболее важны в деятельности учреждений, организаций, предприятий.

Предметом регулирования данного закона являются отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов независимо от их форм собственности (ст. 1).

Архивные документы могут быть отнесены к государственной (в т.ч. федеральной и субъекта федерации), муниципальной или частной собственности (ст. 7 – 9). Но не однозначно решается вопрос с документами акционерных обществ – здесь надо смотреть у кого основной пакет акций: если у акционеров, тогда документы отнесены к частной форме собственности, а если у государства – тогда к государственной, например, ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Газпром» и другие, которые на государственном уровне всем знакомы. Это положение должны хорошо знать и работники службы документационного обеспечения управления и работники архивной службы, ибо при передаче документов в государственный или муниципальный архив будут разные «правила игры» (о чем подробнее ниже будет сказано в контексте включения документов в состав Архивного фонда Российской Федерации).

Достаточно большое внимание в законе уделено терминам и определениям (ст. 3). Следует обратить внимание, что в предыдущем законе «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонда Российской Федерации и архивах» 1993 года одна небольшая статья была посвящена терминам (ст. 1), где было дано всего шесть понятий: Архивный фонд Российской Федерации, архивный документ, архивный фонд, архив, тайный архив и архивное дело.

Позднее в 1998 году вышел в свет ГОСТ Р51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Но с конца 1990-х годов все ГОСТы стали носить рекомендательный характер и поэтому в современном архивном законе дано уже девятнадцать основополагающих терминов (кстати все базовые законы в стране в настоящее время содержат большие статьи с основными понятиями – Федеральный закон «О персональных данных», Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Федеральный закон «О коммерческой тайне» и другие).

Мы используем термины, данные в законе (особенно в официальных документах), дополнительно применяя термины из ГОСТа.
Знание терминов нам необходимо не только для того, чтобы использовать их в документах – положениях, инструкциях, проектах приказов и распоряжений, служебных и докладных записках, справках, докладах, письмах в сторонние организации. Термин определяет суть объекта или предмета, с которым мы имеем дело в практической деятельности, то есть раскрывает суть вещей, позволяет их правильно понять.

Проаннотируем лишь некоторые из терминов, исходя из содержательной составляющей.
Архивный документ – это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.

Архивный документ многие определяют по-старинке, через понятие «архив», например: «документ, хранящийся в архиве» или «документ, подлежащий передаче в архив». Но во всех ли организациях имеются архивы? Часто отвечают, что нет, но из этого не следует, что нет у них и архивных документов
Современная трактовка архивного документа относит к этой категории любой документ, подлежащий какому-либо хранению. У нас установлены основные сроки хранения от 1 года до 75 лет, постоянный срок хранения, «до минования надобности», «до замены новыми» и др. Если документу присущ какой-либо из указных сроков хранения, значит он архивный. Даже последние типовые Перечни в своем названии содержат слова «типовых архивных документов», то есть документов со всеми возможными сроками хранения.

В связи с этим вспомним номенклатуру дел организации – абсолютно все включенные в нее дела имеют какой-либо срок хранения. Следовательно, в номенклатуре дел все документы архивные. Конечно, пока идет делопроизводственный год, документы находятся в оперативном управлении, а дела – на стадии формирования, их никто не считает архивными. Но как только закончился делопроизводственный год, документы «вышли» из делопроизводственного процесса и пошел срок их архивного хранения, хотя находятся они все еще в структурных подразделениях организации, которые и несут всю полноту ответственности за их сохранность.

Следующий термин многим не знаком и даже не понятен: документ Архивного фонда Российской Федерации – архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению. Что представляет собой Архивный фонд Российской Федерации? Не называя здесь полное официальное определение, данное в законе, скажем упрощенно, что это все архивные документы на территории страны, поступившие на хранение в архивы, рукописные отделы музеев и библиотек и т.д., и т.п. По аналогии можно назвать музейный фонд, картографический фонд и другие.

Какую же роль играют наши организации в пополнении Архивного фонда страны? Если в организации документы государственной или муниципальной формы собственности и она передает туда на постоянное хранение свои документы будучи источником комплектования этого архива – это значит, организация пополняет Архивный фонд Российской Федерации, поставив их на государственный учет путем предоставления в первую очередь для утверждения описи дел.
Если же в организации документы частной формы собственности и она не передает документы на государственное хранение по договору, то документы не вливаются в состав Архивного фонда страны. Но если организация ликвидируется, банкротится, то подлежащие включению в состав Архивного фонда страны документы поступают в государственный или муниципальный архив (ст. 23, п. 10). А документы по личному составу ликвидированных организаций необходимо передать в муниципальный архив, специально созданный для хранения кадровой документации.

Таким образом можно сказать, что «дорога» в состав Архивного фонда Российской Федерации для документов государственной или муниципальной собственности прямая, для документов частной собственности – долгая, извилистая. Но если документы относятся к составу Архивного фонда страны, то они должны быть туда обязательно переданы.

Как уже отмечалось негосударственная организация передает свои документы, то есть включает документы, находящиеся в частной собственности, в состав Архивного фонда Российской Федерации на основании договора с государственным или муниципальным архивом (ст. 6, п. 7). Следует особо отметить, что этот договор фиксирует не столько передачу документов на постоянное хранение, сколько передачу их в собственность государства. Документы, переданные по такому договору в государственный или муниципальный архив и включенные в состав Архивного фонда страны возврату в организацию не подлежат, последняя имеет лишь право использования этих документов.

Такой договор не является полностью платным – за что платить, если организация «дарит» документы государству. Поэтому первая часть такого договора содержит данные о хранении документов на безвозмездной основе, а вторая – данные об обработке документов и их подготовке к архивному хранению на договорной основе.
Некоторые организации считают, что нет ничего плохого в том, чтобы хранить свои документы в государственных или муниципальных архивах, но передать право собственности на свои документы государству «морально не созрели». Для таких, «морально не созревших» есть другой вариант – хранение документов по депозитарному договору, когда право собственности на документы остается за организацией, государственный или муниципальный архив хранит документы столько, сколько оговорено в договоре и пока идет оплата этой услуги по хранению.

Очень многие организации в настоящее время предпочитают пользоваться услугами негосударственных хранилищ по хранению документов, с которыми также заключают депозитарные договоры. В том и другом случае делегирование функций по хранению документов другим архивам и хранилищам получило название архивного аутсорсинга.

Чаще всего используют в своей деятельности архивный аутсорсинг организации, которые не создают у себя архив – зачем выделять площади, техническое оборудование и ставки для сотрудников, когда можно воспользоваться услугами профессионалов.

На практике встречаются организации, которые считают, что архив у них создан – на самом же деле его нет. Что в рамках закона принято считать архивом?
Архив – это учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.
Значит, архив как структурное подразделение организации должен быть назван в утвержденной структуре, а в штатном расписании должен быть указан заведующий архивом.

Если в структуре организации архива нет, значит, его нет. Но часто имеется помещение, оборудованное архивными стеллажами, в штате есть сотрудник – архивариус, отвечающий за работу с архивными документами. Что в этом случае мы имеем на практике? В ГОСТе Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело.

Термины и определения» сказано, что специально оборудованное помещение для хранения архивных документов – это архивохранилище, при этом отмечено, что недопустимо это понятие путать с архивом (п. 78). Это архивохранилище бывает организовано, как правило, при службе документационного обеспечения управления (канцелярия, общий отдел, управление делами и т.д.). Сотрудник же, работающий в этом архивохранилище, по штатному расписанию также входит в состав службы документационного обеспечения управления.

И наконец у нас в стране достаточное количество организаций, которые у себя не имеют ни архива, ни архивохранилища, а все документы продолжают храниться в тех структурных подразделениях, где были созданы и сформированы в дела.

При наличии одного из этих трех вариантов: архив – архивохранилище – структурное подразделение, организации нарушают закон или нет?

В соответствии с Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа обязаны создавать архивы (ст. 13, п. 1), а организации – вправе создавать архивы (ст. 13, п. 2). Следовательно, если в организации вместо архива создано архивохранилище, то закон не нарушается. А если документы хранятся по структурным подразделениям, то формального нарушения ст. 13 нет, но тогда явно нарушаются другие требования закона: «организации… обязаны обеспечивать финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов» (ст. 15, п. 1).

Другими словами закон гласит: организации могут хранить свои архивные документы в любой форме, но главное — документы должны быть сохранены и сохранены должным образом.

С этой целью организации, имеющие документы разных форм собственности, обязаны пользоваться нормативно-методическими документами, принятыми в Российской Федерации. «Платформа» законодательная, нормативно-методическая у всех одна, а то, что не нарушает эти требования, организация решает уже сама.
Во-первых, в практической деятельности мы должны пользоваться едиными правилами – это Основные правила работы архивов организаций (М., 2002 г.). Об этом говорится в законе в части определения понятия «упорядочение архивных документов», которое включает в себя «комплекс работ по формированию архивных документов в единицы хранения (дела), описанию и оформлению таких единиц хранения (дел) в соответствии с правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти» — в принципе это Росархив (ст. 3, п. 17).

Далее в законе есть прямое указание на использование принятых в стране актов, правил и т.п. по архивному делу, а именно: «организации… в целях обеспечения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов руководствуются в работе с архивными документами законодательством Российской Федерации (в том числе правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти), законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами» (ст. 14, п. 5).
Здесь следует отметить, что данные правила 2002 года не проходили процедуру регистрации Минюстом России, а поэтому в официальных документах необходимо ссылаться и на «Основные правила работы ведомственных архивов» 1986 года.

Эти правила носят неудачное, устаревшее название для сегодняшнего дня. Мы уже отметили, что в организации может и не быть архива, тогда сотрудникам службы документационного обеспечения управления в голову не придет воспользоваться этими правилами, хотя архивные документы в организации точно есть. А правила содержат очень важные и для делопроизводственной части сведения, например, вопросы составления номенклатуры дел, формирования дел в организации и другие.

Во-вторых, законом четко определен порядок установления сроков хранения документов по перечням, утвержденным или согласованным со специально уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти (ст. 6, п.3; ст. 23, п. 1). Другими словами узаконена обязательность применения перечней: «организации… обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов…» (ст. 17, п. 1).

При этом мы должны знать, что установленные следующими типовыми перечнями: Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроком хранения (М., 2008) и Перечень типовых управленческих документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (М., 2010), а также отраслевыми или корпоративными перечнями, сроки хранения не могут быть понижены (для этого требуется согласование с Центральной экспертно-проверочной комиссией при Росархиве), а повышены могут быть по решению экспертной комиссии организации.

Таким образом, сегодня в Российской Федерации все организации независимо от формы собственности их документов в своей практической деятельности с архивными документами руководствуются законом, правилами, перечнями и другими актами и нормативно-методическими пособиями, а том числе ГОСТами.

Что предполагается переработать? В разработке находится новый терминологический ГОСТ по делопроизводству и архивному делу и будут разработаны новые правила хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, где должны быть приняты во внимание современные реалии и правовые основы работы архивов организаций. Росархив считает, что в ближайшее время принимать эти правила нет смысла, пока не будут разработаны порядок подготовки и передачи в государственные и муниципальные архивы документов, созданных в электронной форме и единые технологии, форматы архивирования электронных документов.

В ближайшее время ставятся задачи разработки перечней документов с указанием сроков хранения по всем основным отраслям деятельности государства и общества, а также расширению возможностей архивного аутсорсинга и предполагается внести изменения в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» и другие законодательные акты, направленные на устранение излишнего документирования и предоставления архивам права проводить экспертизу ценности документов по личному составу, созданных после 2000 года.

Должны быть установлены на общегосударственном уровне единые принципы организации, унификации и стандартизации документации, архивных и делопроизводственных служб и единой системы электронного документооборота, сформирована полноценная нормативная база по созданию и хранению электронных документов в делопроизводстве и архивах и т.д.

И, пожалуй, самое главное: необходимо принятие нормативного правового акта о наделении Росархива полномочиями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства по контролю и надзору в сфере архивного дела и делопроизводства, по оказанию государственных услуг в сфере архивного дела и делопроизводства.

Эти и многие другие сюжеты относительно перспектив развития архивного дела отражены в «Концепции развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 года» и пояснены в выступлении Руководителя Федерального архивного агентства А.Н. Артизова на Совете по архивному делу при Федеральном архивном агентстве в октябре 2012 года.

Перспектива развития архивного законодательства должна быть направлена в первую очередь на нормативное закрепление единства делопроизводственной и архивной сфер и это логично. Делопроизводство и архивное дело имеют один объект – документ, только на разных стадиях его жизненного цикла, при этом независимо от того, в какой бы форме он не существовал – на традиционном бумажном или электронном носителе.

В ближайшем или отдаленном будущем надо ждать принятия нормативных правовых актов и об управлении документацией в условиях перехода на электронный документооборот, что должно быть сделано во взаимосвязи с архивным законодательством.

Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения. М., 2008. Перечень типовых управленческих документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения. М., 2010.

Именно с XVIII в. в России начинает формироваться новая отрасль права — архивное право. Но данный период — это прежде всего время появления архивного законодательства, основой для которого стало содержание 44-й главы «Генерального регламента» 1720 г. Однако вскоре после его издания стало ясно, что регулировать архивное дело нужно более детально и конкретно. Эта задача была возложена на Правительствующий Сенат.

В течение XVIII в. Сенат издал ряд указов, направленных на улучшение состояния архивного дела. Так, сенатский указ 1726 г. требовал содержать дела «в сохранном месте», а архивные помещения регулярно осматривать, в частности, предлагалось особенно внимательно осматривать повреждения крыши и устранять их, «дабы от течи… столбцам не учинилось повреждения». В этом же указе рекомендовалось тщательно осматривать старинные столбцы, при необходимости подклеивать их и просушивать.

Указ Сената 1936 г. предписывал строить для архивов каменные здания с железными решетками на окнах и затворами в отдалении от деревянных строений. Этим же указом запрещался вынос архивных документов за пределы учреждения, а сами архивы предписывалось «держать за печатями».

В 1768 г. В Петербурге на Петровском острове были найдены документы архива вотчинной конторы, валявшиеся в снегу. Вследствие этого происшествия Сенат издал очередной указ, требующий от руководителей учреждения ежегодно проверять состояние подведомственных архивов, а в архивариусы принимать только лиц «трезвого жития и неподозрительных, в пороках и иных страстях не примеченных». Фактически же работа в архивах не считалась престижной, и их сотрудниками являлись, как правило, бесперспективные чиновники.

Сенатский указ 1781 г. предписывал учреждениям передавать в архив дела в упорядоченном состоянии и в сопровождении реестров (сдаточных описей).

К сожалению, указы эти почти не исполнялись, само отношение к архивам на протяжении века сильно менялось. Так, в указах Петра I встречается такая фраза: «Положить в архив к вечному известию», что свидетельствует о понимании серьезного значения архивов для государства и общества. В указах же второй половины XVIII в. содержалось совершенно другое отношение к архивам: «Отдать в архив к вечному забвению».

  • Самошенко В. Н. История архивного дела в дореволюционной России.М» 1989. С. 56.

Приложение 1
к постановлению Президиума РАН
от 21 июня 1994 г. № 125

ПОЛОЖЕНИЕ
об Архивном фонде Российской академии наук*

Настоящее Положение в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах регламентирует вопросы организации комплектования, хранения, учета и использования документов Архивного фонда Российской академии наук.

1. Общие положения

1.1. Архивный фонд Российской академии наук представляет совокупность документов, образующихся в результате деятельности Российской академии наук, ее учреждений, организаций и предприятий, имеющих научное, социально-культурное и историческое значение.

Документы Архивного фонда Российской академии наук составляют негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации и являются собственностью Российской академии наук.

Дела и документы, составляющие Архивный фонд Российской академии наук, в государственные архивы не передаются.

1.2. Документы Архивного фонда Российской академии наук — подлинники или заменяющие их копии, независимо от времени их происхождения, места хранения, техники и способа закрепления информации, подлежат постоянному хранению в Архиве РАН, научных архивах региональных отделений РАН и их научных центров, региональных научных центров РАН (архивы с постоянным составом документов) и научно-отраслевых архивах учреждений, организаций Российской академии наук (архивы с постоянно-переменным составом документов) и временному хранению в научных архивах учреждений (архивы с переменным составом документов).

1.3. Вопросы определения состава Архивного фонда Российской академии наук и отбора для хранения в архивах с постоянным составом документов решает Российская академия наук.

Российская академия наук несет ответственность за комплектование, учет, хранение и использование Архивного фонда Российской академии наук.

Порядок отнесения документов к составу Архивного фонда Российской академии наук, организация использования документов устанавливаются Президиумом РАН.

1.4. Документы Архивного фонда Российской академии наук не могут быть объектом сделок, нарушающих право собственности РАН. Лица, виновные в совершении сделок, хищений, сокрытии, порче, бесхозяйственном хранении или незаконном уничтожении документов Архивного фонда Российской академии наук, привлекаются к ответственности.

2. Состав Архивного фонда РАН

2.1. Архивный фонд Российской академии наук составляют:

архивные фонды и архивные документы органов управления учреждений, организаций и предприятий Российской академии наук, существующих и существовавших в ее системе;

архивные фонды и архивные документы учреждений и организаций — предшественников Российской академии наук;

архивные фонды и архивные документы предприятий, организаций и объединений смешанных форм собственности, в уставном капитале которых имеется преобладающая доля собственности Российской академии наук;

архивные фонды и архивные документы членов Российской академии наук — действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук и других выдающихся ученых, поступивших и поступающих на хранение в архивы Российской академии наук и ее учреждений;

архивные фонды и архивные документы общественных организаций учреждений Российской академии наук;

архивные фонды и архивные документы юридических лиц, приобретенные, полученные в дар или на другом законном основании поступившие и поступающие на хранение в архивы Российской академии наук, в том числе из-за рубежа.

2.2. Учреждения, организации и предприятия Российской академии наук, документы которых подлежат включению в состав Архивного фонда Российской академии наук и виды таких документов определяются Российской академией наук. При этом Российская академия наук утверждает Перечень документов, подлежащих передаче на постоянное хранение, в том числе с указанием сроков хранения.

3. Организация Архивного фонда РАН

3.1. Постоянное хранение документов Архивного фонда Российской академии наук осуществляют:

Архив Российской академии наук;

научные архивы:

региональных отделений РАН — Дальневосточного, Сибирского, Уральского;

научных центров Сибирского отделения РАН — Бурятского, Иркутского, Красноярского, Томского, Якутского;

Коми научного центра Уральского отделения РАН;

региональных научных центров РАН — Дагестанского, Казанского, Карельского, Кольского, Уфимского;

Архив А. М. Горького;

научно-отраслевые архивы — Русского географического общества, Института археологии с Санкт-Петербургским филиалом, Института мировой литературы им. А. М. Горького, Института русской литературы (Пушкинский дом), Бурятского института общественных наук Бурятского научного центра СО РАН, Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения, Санкт-Петербургского филиала Института российской истории.

Примечание: Научно-отраслевые архивы хранят постоянно исторически сложившиеся комплекс документов, собранные учреждением для проведения научных исследований в соответствии с Положением о них, утвержденным Президиумом РАН.

3.2. Право постоянного хранения Архивного фонда Российской академии наук в учреждениях предоставляется Президиумом РАН.

3.3. Архивы Российской академии наук с постоянным и постоянно-переменным составом документов действуют на основании положений о них.

Положение об Архиве РАН (Устав Архива РАН) утверждается президентом Российской академии наук, положение о научном архиве регионального отделения РАН, его научного центра, регионального научного центра РАН утверждается президиумом соответствующего регионального отделения РАН или регионального научного центра РАН; положение о научно-отраслевом архиве утверждается Президиумом РАН.

3.4. Временное хранение документов Архивного фонда Российской академии наук осуществляют научные архивы учреждений, действующие на основании Типового положения, утверждаемого Президиумом РАН.

Предельные сроки хранения в учреждениях, организациях, предприятиях Российской академии наук до передачи на постоянное хранение устанавливаются:

для документов Президиума РАН, региональных отделений РАН и их научных центров, региональных научных центров РАН — 3 года;

для управленческой документации в учреждениях и организациях РАН — 10 лет;

для документов по личному составу — 75 лет;

для научной и патентной документации — 10 лет;

для кинодокументов, фонодокументов, видеофонограмм — 3 года;

для фотодокументов — 3 года;

для документов на машинных носителях — 5 лет.

3.5. По истечении предельных сроков временного хранения документов в президиумах Российской академии наук, региональных отделений РАН, региональных научных центров РАН, учреждениях, организациях и предприятиях РАН документы в полном комплексе с научно-справочным аппаратом передаются в соответствующие архивы Российской академии наук с постоянным составом документов.

3.6. До передачи документов на постоянное хранение ответственность за отбор, хранение, использование документов, а теме обработку и своевременную передачу их на постоянное хранение возлагается на руководителей учреждений, предприятий, организаций Российской академии наук.

3.7. Рассмотрение вопросов, связанных с определением состава Архивного фонда Российской академии наук, экспертизой ценности документов и отбором их на постоянное хранение осуществляется Центральной экспертно-проверочной комиссией по отбору документов на постоянное хранение Российской академии наук, действующей в соответствии с Положением о ней, утверждаемым Президиумом РАН.

Отбор документов на постоянное хранение, а также определение документов, подлежащих уничтожению, осуществляется экспертными комиссиями учреждений и организаций. Экспертные комиссии действуют в соответствии с типовым положением о них, утверждаемым Президиумом РАН. Решения экспертных комиссий утверждаются Центральной экспертно-проверочной комиссией по отбору документов на постоянное хранение Российской академии наук.

3.8. При ликвидации или реорганизации учреждений, организаций, предприятий Российской академии наук, образовавшиеся при осуществлении их деятельности документы, передаются в соответствующие архивы Российской академии наук с постоянным составом документов. В целях сохранности документов в состав комиссий, образуемых для передачи дел и имущества, включается представитель соответствующего архива Российской академии наук с постоянным составом документов.

3.9. Документы Архивного фонда Российской академии наук не подлежат приватизации.

3.10. Документы Архивного фонда Российской академии наук независимо от места хранения, вида носителя, техники и способа закрепления информации подлежат учету. Учреждения, организации, предприятия РАН несут в установленном порядке ответственность за полноту, достоверность и соблюдение сроков предоставления сведений по учету документов.

Архивы Российской академии наук с постоянным и постоянно-переменным составом документов ведут учет документов Архивного фонда Российской академии наук, поступающих в эти архивы, в фондовых каталогах или иных формах и представляют сведения о них в Архив РАН по формам централизованного учета и статистической отчетности.

Научные архивы учреждений Российской академии наук представляют сведения для централизованного учета и статистической отчетности в соответствующие архивы Российской академии наук с постоянным составом документов.

Архив РАН представляет в Росархив сведения по учету документов Архивного фонда Российской академии наук по установленным формам.

3.11. Документы Архивного фонда Российской академии наук хранятся и учитываются по фондам, коллекциям, единицам хранения (делам).

3.12. Документы Архивного фонда Российской академии наук предоставляются для использования всем юридическим и физическим лицам.

Архивы Российской академии наук обеспечивают право юридических и физических лиц на получение ретроспективной информации путем информирования о хранящихся архивных фондах и документах, выдачи в установленном порядке заверенных копий и выписок из документов, справок социально-правового характера, предоставления документов или их копий для изучения, организации выставок.

Архивы Российской академии наук осуществляют в установленном порядке публикацию документов, а также подготовку и издание различных справочников о составе и содержании Архивного фонда Российской академии наук.

3.13. Ограничения на доступ к документам Архивного фонда Российской академии наук, связанные с сохранением государственной и иной охраняемой законом тайны, а также защитой прав и законных интересов граждан устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.

3.14. Рассекречивание документов Архивного фонда Российской академии наук, утративших секретный характер в связи с истечением срока секретного хранения или на основании законодательных актов Российской Федерации, проводится в соответствии с действующим законодательством в установленном порядке.

Об архивном деле в Архангельской области

АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
четвертого созыва (восьмая сессия)
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
Об архивном деле в Архангельской области

(с изменениями на 27 апреля 2020 года)

Статья 1. Предмет регулирования настоящего областного закона

Статья 1. Предмет регулирования настоящего областного закона
Настоящий закон регулирует вопросы, отнесенные Федеральным законом от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации») к компетенции Архангельской области в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, а также регулирует отношения в сфере управления архивным делом в Архангельской области.
(статья в редакции областного закона от 15 марта 2012 года N 440-29-ОЗ
При осуществлении органами государственной власти Архангельской области полномочий на территории Ненецкого автономного округа положения настоящего закона (в пределах указанных полномочий) применяются, если иное не установлено федеральным законом об отношениях между органами государственной власти Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Архангельской области и договором между органами государственной власти Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Архангельской области.
(действие абзаца приостановлено с 1 января 2015 года по 31 декабря 2022 года на основании Областного закона от 24 октября 2014 года N 188-11-ОЗ)
(абзац дополнительно включен на основании Областного закона от 19 декабря 2013 года N 77-4-ОЗ)

Статья 2. Правовая основа архивного дела в Архангельской области

Статья 2. Правовая основа архивного дела в Архангельской области
Правовую основу архивного дела в Архангельской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Архангельской области, настоящий закон, иные нормативные правовые акты Архангельской области, муниципальные правовые акты муниципальных образований Архангельской области.
(статья в редакции Областного закона от 8 июня 2018 года N 637-44-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем законе

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем законе
1. В настоящем законе используются следующие основные понятия:
1) архивное дело в Архангельской области (далее — архивное дело) — деятельность органов государственной власти Архангельской области и иных государственных органов Архангельской области (далее — государственные органы Архангельской области), органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов;
(подпункт в редакции областного закона от 15 марта 2012 года N 440-29-ОЗ
2) государственный архив Архангельской области — государственное учреждение Архангельской области, создаваемое уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере архивного дела, которое осуществляет хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.
(подпункт в редакции областного закона от 15 марта 2012 года N 440-29-ОЗ
3) муниципальный архив — структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального образования Архангельской области или муниципальное учреждение, создаваемое муниципальным образованием Архангельской области, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.
(подпункт дополнительно включен в редакции областного закона от 15 марта 2012 года N 440-29-ОЗ; в редакции Областного закона от 25 марта 2016 года N 404-24-ОЗ
2. Иные понятия, используемые в настоящем законе, применяются в значениях, определенных Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации».
(пункт в редакции областного закона от 15 марта 2012 года N 440-29-ОЗ; в редакции Областного закона от 8 июня 2018 года N 637-44-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Архивные документы, находящиеся в государственной собственности Архангельской области

Статья 4. Архивные документы, находящиеся в государственной собственности Архангельской области
К государственной собственности Архангельской области относятся архивные документы:
(абзац в редакции областного закона от 15 марта 2012 года N 440-29-ОЗ
1) хранящиеся в государственных архивах Архангельской области, государственных музеях Архангельской области, областных государственных библиотеках (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность);
(абзац в редакции областного закона от 15 марта 2012 года N 440-29-ОЗ
2) государственных органов Архангельской области и государственных организаций Архангельской области.
(пункт в редакции Областного закона от 8 июня 2018 года N 637-44-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
3) перешедшие в государственную собственность Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(пункт дополнительно включен на основании Областного закона от 8 июня 2018 года N 637-44-ОЗ)

Статья 5. Разграничение собственности на архивные документы

Статья 5. Разграничение собственности на архивные документы
1. Архивные документы, созданные до образования муниципальных образований Архангельской области и находящиеся на хранении в муниципальных архивах, являются собственностью соответствующего муниципального образования Архангельской области.
(пункт в редакции Областного закона от 8 июня 2018 года N 637-44-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
2. При объединении муниципальных образований Архангельской области архивные документы, находящиеся в их собственности, становятся собственностью вновь образованного муниципального образования Архангельской области.
(пункт в редакции областного закона от 15 марта 2012 года N 440-29-ОЗ; в редакции Областного закона от 8 июня 2018 года N 637-44-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
3. При разделении муниципального образования Архангельской области на два и более право собственности на архивные документы муниципального образования Архангельской области определяется вновь образованным муниципальными образованиями Архангельской области по согласованию с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере архивного дела.
(пункт в редакции областного закона от 15 марта 2012 года N 440-29-ОЗ; в редакции Областного закона от 8 июня 2018 года N 637-44-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
4. При изменении статуса муниципального образования Архангельской области право собственности на его архивные документы остается за данным муниципальным образованием Архангельской области в новом статусе.
(пункт в редакции Областного закона от 8 июня 2018 года N 637-44-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
Статья 5.1. Порядок передачи архивных документов, находящихся в государственной собственности Архангельской области
Передача архивных документов, находящихся в государственной собственности Архангельской области, в государственную собственность Российской Федерации, других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальную собственность осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(статья дополнитиельно включен в редакции областного закона от 15 марта 2012 года N 440-29-ОЗ )

Статья 6. Комплектование архивов архивными документами

1. Списки организаций — источников комплектования государственных и муниципальных архивов составляются государственными и муниципальными архивами по согласованию с экспертно-проверочной комиссией уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области в сфере архивного дела.
2. Документы Архивного фонда Российской Федерации по истечении сроков их временного хранения передаются на постоянное хранение в соответствующие государственные или муниципальные архивы в упорядоченном состоянии, с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми копиями на особо ценные и уникальные документы.

Статья 7. Полномочия органов государственной власти Архангельской области в сфере архивного дела

Статья 7. Полномочия органов государственной власти Архангельской области в сфере архивного дела
1. Органы государственной власти Архангельской области в соответствии с Уставом Архангельской области и настоящим законом проводят государственную политику в сфере архивного дела на территории Архангельской области, стимулируя развитие и совершенствование архивного дела, создавая для этого наиболее благоприятные финансовые, материально-технические и иные условия.
(пункт в редакции областного закона от 15 апреля 2009 года N 3-2-ОЗ
2. Архангельское областное Собрание депутатов:
1) принимает областные законы в сфере архивного дела;
2)
(подпункт исключен на основании областного закона от 15 апреля 2009 года N 3-2-ОЗ
3) при рассмотрении и принятии областного закона об областном бюджете утверждает объемы финансирования мероприятий в сфере архивного дела;
(подпункт в редакции областного закона от 22 октября 2009 года N 76-6-ОЗ
4) осуществляет контроль за исполнением областных законов в сфере архивного дела;
5) осуществляет иные полномочия в сфере архивного дела в Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.
(подпункт в редакции областного закона от 15 марта 2012 года N 440-29-ОЗ
3. К полномочиям Правительства Архангельской области относятся:
(абзац в редакции областного закона от 23 сентября 2009 года N 64-5-ОЗ
1) осуществление государственной политики в сфере архивного дела на территории Архангельской области;
2) …
(подпункт исключен на основании Областного закона от 8 июня 2018 года N 637-44-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

3) принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов Архангельской области в сфере архивного дела;
(подпункт в редакции Областного закона от 8 июня 2018 года N 637-44-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
4) утверждение государственных программ Архангельской области в сфере архивного дела;
(подпункт в редакции областного закона от 17 октября 2013 года N 13-2-ОЗ
5) определение уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области в сфере архивного дела и утверждение положения о нем;
(подпункт в редакции Областного закона от 8 июня 2018 года N 637-44-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
6) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.
(подпункт в редакции областного закона от 15 марта 2012 года N 440-29-ОЗ
4. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере архивного дела:
1) осуществляет управление государственными архивами Архангельской области;
1.1) участвует в установленном порядке в разработке и реализации государственных программ Архангельской области в сфере архивного дела;
(подпункт в редакции областного закона от 17 октября 2013 года N 13-2-ОЗ
1.2) разрабатывает, утверждает и реализует ведомственные целевые программы Архангельской области в сфере архивного дела;
(подпункт дополнительно включен на основании областного закона от 15 апреля 2009 года N 3-2-ОЗ)
2) формирует структуру государственных архивов Архангельской области;
2.1) в соответствии с распоряжением Правительства Архангельской области обеспечивает создание, реорганизацию, изменение типа и ликвидацию государственных архивов Архангельской области, выступает учредителем этих учреждений, утверждает их уставы и вносит в них изменения;
(подпункт дополнительно включен в редакции областного закона от 15 марта 2012 года N 440-29-ОЗ)
3) создает и осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности государственных архивов Архангельской области;
4) осуществляет организацию хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, относящихся к государственной собственности Архангельской области, в государственных архивах Архангельской области;
(подпункт в редакции областного закона от 15 марта 2012 года N 440-29-ОЗ

5) оказывает организационную и методическую помощь в сфере архивного дела государственным органам Архангельской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, организациям, а также гражданам;
(подпункт в редакции Областного закона от 8 июня 2018 года N 637-44-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
6) заключает договоры с территориальными органами федеральных органов государственной власти и федеральными организациями, иными государственными органами Российской Федерации, расположенными на территории Архангельской области, об отношениях и сотрудничестве;
7) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации, в том числе областных законов и иных нормативных правовых актов Архангельской области об архивном деле, на территории Архангельской области;

(подпункт в редакции Областного закона от 21 апреля 2014 года N 119-7-ОЗ; в редакции Областного закона от 8 июня 2018 года N 637-44-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

8) осуществляет иные полномочия в сфере архивного дела, установленные Правительством Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.
(подпункт в редакции областного закона от 23 сентября 2009 года N 64-5-ОЗ
(нумерация пунктов на основании областного закона от 15 апреля 2009 года N 3-2-ОЗ

Статья 8. Доступ к архивным документам

Статья 8. Доступ к архивным документам
1. Государственные органы Архангельской области, государственный архив Архангельской области:
1) осуществляют деятельность по всестороннему использованию архивных документов в интересах Архангельской области и граждан, развития науки, культуры, духовной жизни;
2) публикуют и экспонируют архивные документы, готовят и издают архивные справочники и сборники архивных документов.
2. Доступ к архивным документам обеспечивается всем пользователям архивных документов, за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации, путем:
(абзац в редакции Областного закона от 27 апреля 2020 года N 248-16-ОЗ
1) предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, в том числе в форме электронного документа;
2) предоставления подлинников и (или) копий необходимых ему документов, в том числе в форме электронных документов;
3) использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть Интернет), с возможностью их копирования.
(статья дополнительно включена в редакции областного закона от 15 марта 2012 года N 440-29-ОЗ)

Статья 9. Использование архивных документов

Статья 9. Использование архивных документов
1. Использование архивных документов осуществляется в соответствии с требованиями статьи 26 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации».
2. Запросы и обращения пользователей архивных документов могут быть направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.
(статья дополнительно включена в редакции областного закона от 15 марта 2012 года N 440-29-ОЗ)

Статья 10. Осуществление уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере архивного дела контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации

Статья 10. Осуществление уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере архивного дела контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации
Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации на территории Архангельской области осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере архивного дела в пределах его компетенции в соответствии с административным регламентом, утверждаемым постановлением Правительства Архангельской области, с учетом законодательства Российской Федерации и законодательства Архангельской области.
(статья в редакции Областного закона от 8 июня 2018 года N 637-44-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

Статья 11. Признание утратившими силу областных законов в связи с принятием настоящего закона

Статья 11. Признание утратившими силу областных законов в связи с принятием настоящего закона

(нумерация статьи в редакции Областного закона от 21 апреля 2014 года N 119-7-ОЗ

Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившим силу областной закон от 25 февраля 1998 N 61-14-ОЗ «Об архивном фонде Архангельской области и архивах» («Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов», 1998, N 14).

Статья 12. Вступление в силу настоящего закона

(нумерация статьи в редакции Областного закона от 21 апреля 2014 года N 119-7-ОЗ

Настоящий закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.
( нумерация статей 10,11изменена в редакции областного закона от 15 марта 2012 года N 440-29-ОЗ)

Глава администрации области
Н.И. Киселев

г. Архангельск
9 декабря 2005 г.
N 135-8-ОЗ

Редакция документа
с учетом изменений и дополнений
компания «Двина-Софт»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *